ЗОРОАСТРИЗМ И МАНИХЕЙСТВО

Из истории религиозной борьбы в сасанидском Иране

«Ардашир сказал своему сыну /Шапуру/. «Знай, что вера и царствование - братья и не могут существовать друг без друга. Вера - это основа царства, и царство защищает веру».(1)

**********************************************************
map Sasanidi.jpg
Рис. 1. Карта Ирана в эпоху Сасанидов.
В надписи на "Каабе Зороастра" Шапур I так описывает границы своего государства: "... Я господин Ираншахра и владею следующими шахрами: Парс, Парфия, Хузистан, Месена, Асурестан, Адиабена, Аравия, Атурпатакан, Армения, Грузия (греч. Иберия), Махелония, Албания, Баласакан, и дальше, вплоть до гор Кап (Кавказ) и "Албанских ворот" и все горы Парешахвара (Эльбруса), Мидия, Гиркания, Мере, Герат, и весь Апаршахр, Керман, Сакастан, Турестан, Мехран, Параден, Индия, Кушаншахр (греч. "страна кушан"), вплоть до Пашкибурга (греч. Паскибурга), и дальше-до Каша (Кашгар?), Согда и (гор) Шаша, и с другой стороны моря - Оман. И все эти многие царства, (их) владетели и управители (провинций) - все они стали (приносящими) нам дань и подчиняющимися" [1, с. 126].
**********************************************************

Времена царствования Сасанидов - династии, правившей Ираном (рис.1) на протяжении нескольких столетий - с III по VII вв. н.э. - стали для зороастризма вторым возрождением после низвержения Александром Македонским в IV в. до н.э. империи Ахеменидов (2) - Это была сложная эпоха политических и идеологических войн, существования самых разных религий, культов, ересей, с которыми зороастризму пришлось бороться за утверждение себя государственной религией Ираншахра. Именно в это время, в III в. н.э., возникло манихейство ~ самая страшная ересь, извратившая все основные понятия зороастризма, распространившаяся на огромной территории - от Северной Африки до Китая - и дожившая под разными именами до наших дней. Все эти и другие события эпохи Сасанидов разные историки описывают по-разному, зачастую противореча друг другу, поскольку сохранившиеся древние документы не дают полной информации, а некоторые даже специально, по политическим соображениям, подделаны. Но, тем не менее, попытка проникнуть в историю того времени, может быть, поможет кому-то сориентироваться в сложной цепи религиозных событий в начале нашего тысячелетия.
Итак, к III веку, после тяжелых римско-персидских войн парфянское государство (3) переживало глубокий кризис, некогда сильный Иран был раздроблен на множество владений, конфликтующих между собой. В это время и начинается история зарождения нового, сасанидского государства. Сын Сасана, владетеля области, расположенной недалеко от Истахра, Папак, забирает власть в свои руки в Парсе (Персиде), который некогда имел огромное влияние на судьбы всего государства (рис. 2). Столица же мировой державы Ахеменидов Персеполь, преданная огню войсками Александра Македонского, уже более 400 лет лежала в развалинах. За этот период Парс сначала принадлежал составу селевкидской монархии4, а затем парфянской державы. Во времена парфян зороастризм был достаточно широко распространен по всему Ирану, хотя и не являлся такой могущественной религией, как при Ахеменидах. Парс же был зороастрийским центром страны, в котором "древняя вера" и "священный огонь" почитались особенно сильно, что показывают и многие сохранившиеся до наших дней персидские монеты с изображениями Ахура Мазды, зороастрийских храмов и алтарей с пылающим огнем (аташданов).
Когда младший сын Папака Ардашир, наследовав в 220 г. власть в Истахре и сумев за несколько лет сплотить разрозненные владения Парса, свергает
долговечную династию Аршакидов в лице Ардабана V и еще через несколько лет завоевывает западные и восточные области Ирана, становится ясно, что новая Персидская империя прочно связывает себя с зороастризмом. Став в 227 г. царем царей Ирана, Ардашир 1 возглавляет и общегосударственную религию. Выпустив свои монеты с новым царским титулом "поклоняющийся [Ахура] Мазде, владыка, Ардашир, царь царей Ирана, происходящий от богов" (рис. 3), он заявил стране о единой для всех "царской вере" [1, с. 45]. И хотя зороастризм со своими крепкими традициями был надежной опорой новой власти, все же до его утверждения единственной религией государства было еще далеко. Поскольку в то время Иранская империя еще представляла собой конфедерацию многочисленных царств и владений, а Ардашир I, как и предшествующие ему парфянские цари, имел полноправную власть фактически только в своем "домене", культ правящей династии не мог быть навязан всем и каждому, ведь наряду с зороастризмом с парфянских времен в Иране сохранились различные религиозные убеждения - иудаизма, митраизма, появившихся в то время христианства и гностицизма(5) и многих других.
Проблема взаимоотношений зороастризма с иными религиями еще более обострилась после завоевания Ардаширом и его сыном Шапуром I, наследовавшим престол Ирана в 243 г., западных областей, которые впоследствии историки будут называть "сердцем Ирана". В Месопотамии Шапуру I пришлось столкнуться с весьма пестрой и разнообразной идеологической жизнью, в которой бок о бок существовали и раннее христианство, и бесконечно разнообразные философские доктрины "гносиса", и неоплатонизм, и древневосточные, эллинистические и римские культы, и астрологические и теологические идеи Вавилона, порой дополнявшиеся прямым шарлатанством, и иудаизм, и различные толки самого зороастризма. Для того, чтобы сохранить сильную власть в стране, прежде всего в только что завоеванных западных областях, Шапуру, конечно, нельзя было обострять религиозную вражду, но, тем не менее, новое государство нуждалось в такой вере, которая бы объединила раздробленную синкретизмом Иранскую империю, и нашла бы поддержку, прежде всего во враждебном пока Междуречьи.

В то, как нельзя более удачное для развития всевозможных ересей время и появляется новая, претендующая на звание "единой для всех", религия -манихейство. В день своей коронации, в апреле 243 г., шаханшах Ирана Шапур I принял при дворе Мани как пророка новой веры, призванной объединить все существующие учения, став таким образом единой "мировой религией". Мани, которому в то время было всего 25 лет, преподнес в дар шаханшаху написанное им сочинение "Шапуракан" - "Книгу Шапура", в которой говорилось: "Мудрость и [добрые] дела неизменно приносились людям посланниками бога. Раз они были принесены в Индию, через посланника, именуемого Буддой, другой раз - в Ирак, через посредство Заратуштры, другой раз - в страны Запада, через посредство Иисуса. В настоящий последний век написано вот это откровение в страну вавилонскую и объявилось пророчество в лице моем Мани, посланника бога Истины" [1,с.74].

Papak Sasanid.jpg
Рис. 2. Папак, сын Сасана, основатель династии Сасанидов. Граффити из Персеполя. Прорисовка.

Ardeshir_Ig_Obs.jpg

Ardeshir_Ig_Obs2.jpg

Рис. 3. Серебряная драхма Ардашира.
227-230 гг. Эрмитаж
Алтарь Озня - символ государственного зороастризма, изображенный на монетах, олицетворял "царский храм", который основывался для коронации царя и получал его имя. Это отражено в легенде- "Огонь ["Храм Огня"] Ардашира".
*********************************************************

Шапур, как и его отец Ардашир (рис.4), принадлежал к жреческому роду, был праведным зороастрийцем, посвященным в зерванитские таинства, более того, был "владыкой" храма богини Анахиты в Истахре - одного из центральных зороастрийских святилищ страны, а его государственные монеты (рис. 5) и инвеститурные рельефы, высеченные в скалах, провозглашали перед всем Ираном, что власть над страной пожалована ему самим Ахура Маздой. Но несмотря на все эти доказательства своей праведности, Шапур 1 не устоял перед очарованием юного лжепророка и разрешил Мани проповедовать еретическое учение, прикрытое обличьем реформированного зороастризма, по всей стране. И хотя впоследствии мы увидим, что это был лишь эпизод в истории царствования Шапура I, поскольку он недолго "увлекало я" учением Мани, тем не менее, все это свидетельствует о превосходном умении манихейства маскировать лживую ересь под откровения истины.
Таким образом, манихейство начинает довольно быстро расползаться по Иранским землям и за их пределами, привлекая к себе все больше и больше сторонников - распространившись практически по всему Ирану, проповеди Мани проникли в Месопотамию, Северную Индию, завоевали почти всю Среднюю Азию, в 70-х годах III столетия с ними был знаком Рим, а к концу этого же века манихейские общины существовали в Египте. На первоначальном этапе учение Мани нельзя было назвать религией как таковой. Оно было скорее философией. Именно поэтому на фоне господства различных философских идей в то время манихейство привлекало, прежде всего, внимание знати, богатых купцов и образованных людей - брат шаханшаха Шапура 1 Пероз, согласно манихейскому преданию, был обращен манихеям и в свою веру и представил ему Мани; впоследствии арабский шейх Амрбен Ади ходатайствовал перед шаханшахом Нарсе6 за преемника Мани Инная; в манихейство был обращен и Михршах -владетель Месены, родины Мани; им увлекались и многие образованные люди на Западе. Даже "отец христианской церкви" Блаженный Августин (354-430 гг.), один из самых яростных противников новоявленного лжепророка, в период с 373 по 382 гг. был обращен в его веру и стал даже одним из иерархов манихейства. Тогда еще только начавшее утверждаться христианство не выдерживало подчас соперничества ни с гностицизмом, ни с иными учениями, оно казалось "грубым", "диктующим" свои морали. Священное писание "приказывало, а не убеждало", по словам Блаженного Августина, и это был в то время распространенный взгляд на христианство (1, с. 77]. Возможно, некоторые приходили к манихейству таким же путём.
Интересно, что в различных странах учение Мани преподносилось по-разному, постоянно меняясь и приспосабливаясь к конкретному случаю, ведь в одном из своих сочинений Мани утверждает, что его вера должна быть "ясной в любой стране и на любом языке" [1, с. 74]. Видимо, по этой же причине дошедшая до нас манихейская литература ("Книга мистерий", "Живое Евангелие", "Шапуракан", "Кефалайа", "Хвастуванифт" и др.) весьма и весьма противоречива. И хотя Мани отстаивал единство своего вероучения, разные манихейские школы и секты на основе его ереси развивали свои идеи.
Надо сказать, что манихейство находило идеологическую поддержку в некоторых других учениях, особенно это касается гностицизма. Если провести параллели между двумя парами великих религий них главных ересей: зороастризм -манихейство, христианство - гностицизм, становится понятной схожесть "кодексов" манихеев и гностиков. Учение Мани было похоже на идеи Бардайсана, известного астронома, "арамейского философа из Эдессы", на объявленную христианством "вреднейшей" ересь Маркиона, виднейшего философа-гностика II столетия, последователи которого, так же как и манихеи, не желали увеличивать этот мир, "созданный демиургом", предпочитая воздерживаться от брака, противясь, таким образом, тому, кто их создал. В борьбе с манихейством, как и с гностицизмом, зороастризм и христианство стояли по одну сторону "баррикад", уже в конце III в., а в IV в. особенно, христиане откликнулись на ересь Мани очень враждебно. По утверждению раннехристианских ересеологов, Мани, отрицая спасение человека, фактически отрицал и миссию Христа.
В "Актах Архелая" - произведении христианского ересеолога епископа Архелая, - сообщается, что Мани трактовал положение Евангелия "одно и то же дерево не может принести плохой и хороший плод" так, что получалось, будто бы бог не мог создать сатану [1, с. 75]. Это основной тезис любой манихейской и гностической системы: бог не создал зла в мире, значит, не создал и мира - как совершенный бог мог создать такой несовершенный мир, полный мук и страданий? Следовательно, весь материальный мир - это создание зла, которое существует помимо бога. И для того, чтобы зло уменьшить, не давать ему развития, надо уничтожать все материальные творения, в том числе и тело самого человека - ведь человек есть ничто иное, как "смесь материи и сияния горнего света". Вот как звучит эта идея в "Хвастуванифте" - "Покаянной молитве манихеев" - произведении, лучше всего излагающем общее содержание учения Мани; "Если мы должны были сказать: если кто-нибудь жизнь даровал - то это бог; если кто-либо смерть принес - то ее принес бог; если мы должны были сказать: бог - творец всех богов; если мы должны были сказать: Хормизд (первый человек) и Шимну (материя) -это старший и младший брат; если мы когда-нибудь изрекли эту ложь о тебе, боже, - тогда я раскаиваюсь, я молю освободить меня от греха" [1, с. 79].

Мани, стараясь приспособить свое учение к зороастризму, называл верховное божество своего пантеона Зерваном, а двух главных богов света и тьмы - Ахура Мазда и ангроманью. Но в этом, пожалуй, и заключалось все их основное сходство. Главная идея зороастризма - борьба между добром и злом, в которой, в конце концов, побеждает добро, - была искажена Мани в понятии двух равновеликих сил - добра и зла, существующих вечно. Зороастрийцы же никогда не ставили знака равенства между добром и злом, и даже ангроманью, дух разрушения, противопоставляется не Ахура Мазде, создателю всего мира, а "святому духу" Спента-Манью, духу восстановления утраченной целостности и сохранения гармонии.
В "Актах Архелая" посланник Мани Турбон, пытаясь обратить в манихейство богача Марцелла, уверяет его, что есть два вечных, противоположных друг другу бога - света и тьмы. Бог света послал на борьбу с богом тьмы первого человека -Хормизда, вооружив его пятью элементами: чистым эфиром, теплым ветром, светом, водой и очистительным огнем. Борьба эта сложилась неудачно для первочеловека, и он попросил помощи у богов. На помощь был послан "дух живой", но душа первочеловека осталась во власти тьмы. И, так же как и он, люди -создание материи, и лишь частица божественного света вложена в их душу. В Прологе к "Хвастуванифту" описано то же самое. Таким образом, по мнению манихеев, тело и душа человека порождены злом, как и все остальное на земле, и единственное, что есть в человеке от бога - это "искра божьего света". И как уже говорилось выше, разные школы и секты манихейства развивали свои идеи на основе учения Мани, поэтому для освобождения этой "искры" из созданного дьяволом тела, они выбирали любые средства, какие им больше нравятся - либо крайнюю степень аскетизма, включая, разумеется, безбрачие, либо разрушение своего тела путем самоубийства или более приятными способами- развратом, пьянством и т.д. И это было также одним из важнейших извращений зороастризма, ведь вся материальная Вселенная считается зороастрийцами светлым творением Ахура Мазды, созданным для победы над злом, и потому продолжение рода, жизнь в гармонии с природой, приумножение ее богатств совершенно необходимы для окончательного разгрома ангроманью.
Радостное восприятие мира, здоровый оптимизм зороастрийцев, естественно, также были антагонизированы в "религии" Мани. Достаточно прочитать отрывок из "Хвастуванифта": "Каждый день сколько злого мы думаем, сколько неправедных слов произносим, сколько дел, которые не следует делать, мы делаем... Боже, несовершенны, греховны мы. Мы - мучители, мы - лжецы - ради ненасытного, бесстыдного демона зависти, мыслью, словом и делом! Да! Глазами, которые видят, ушами, которые слышат, руками, которые трогают, ногами, которые идут... Долго, бесконечно страдать мы будем... Да! Несовершенны, греховны мы..."[1, с. 80].
Утверждение вечности зла, обреченность, крайний пессимизм пронизывают все учение Мани. Моральный кодекс манихеев породил и странный подход к вопросу о помощи ближнему: последователь учения, как утверждается в "Хвастуванифте", не должен делать добра никому, кто "против священного долга", кто не является адептом манихейства. Это, по-видимому, имел в виду Блаженный Августин, опровергая манихеев. "Вы, боясь совершить дурное по отношению к богу, не даете хлеба голодным. Боясь вообразить себя убийцами - вы все же убийцы. Ибо, если проходите вы мимо голодного, который может умереть, если вы его не накормите, вас, конечно, нужно считать убийцами: и по закону божьему - если вы не дадите хлеба ему, и по закону Мани - если вы сделаете это !"[1, с. 81].

ardashir.jpg

ardashir2.jpg
Рис. 4. Ардашир I и Ахура Мазда.
Рисунок с инвеститурного рельефа на скале Накши-Рустам, в Иране, приблизительно 239-241 га. Ахура Мазда на коне (справа) протягивает "венец власти" Ардаширу, царю-победителю в короне, увенчанной шаром. В руке Ахура Мазды - барсом, под копытами его коня - поверженный ангроманью, волосы которого изображены в виде клубка змей. Конь Ардашира топчет распростертую фигуру Ардабана V, поражение которого приравнивается, таким образом, к победе над силами зла.

**********************************************************

Несмотря на многие, казалось бы, отталкивающие принципы манихейства, это учение очень успешно завоевывало себе сторонников, во многом благодаря великолепно налаженной пропаганде На востоке Ирана при жизни Мани действовали двенадцать проповедников его идей, в Мерве, а также во многих городах Месопотамии существовали хорошо организованные манихейские общины. Направляя своих миссионеров на еще "не завербованные" территории, манихеи обязывали их быть терпеливыми и внимательными к новообращенным. На востоке Ирана, в Малой Азии, Месопотамии, в Риме и других областях манихейские проповедники очень мягко и осторожно склоняли их на свою сторону. Наглядным тому примером может служить рассказ диакона собора св. Порфирия в Газе Марка. В Газу, рассказывает Марк, явилась некая женщина из Антиохии, по имени Юлия, которая "проповедовала ужасную ересь тех, кто называется манихеями". Узнав, что некоторые лица в Газе лишь недавно были обращены в христианство и "не были стойки в истинной вере", она соблазняла их своим учением, внушая им, что вера Мани признает и Христа и многих греческих богов, а кроме того, тем, что манихеи знают "и гороскопы, и судьбу, и звезды". Но главным образом, как пишет Марк, люди шли за ней потому, что она дарила им деньги, ибо "эту безбожную ересь и нельзя внушить иначе, как за деньги". И за ней пошли, причем сторонников ее оказалось так много, что ее пришлось вызвать на диспут в главном соборе, куда Юлия явилась в сопровождении "многих женщин, и все они были молоды и прекрасны и бледны лицом, и только Юлия была стара". Марк уверяет, что в этом диспуте победило христианство, но и он не мог не отметить, что доводы Юлии "волновали толпу", что "голос ее был тих, а манеры приятны" [1, с. 78].
Легко обращались в манихейство и многие люди из того разряда, кому нет дела до "познания сущности бытия" - вера в "единого бога под разным и именам и" была проста, доступна и популярна. Небогатую знать и более низкие слои населения, задавленные глубоким социальным кризисом, ломкой старых рабовладельческих порядков, привлекал боевой дух протеста некоторых манихейских школ, особенно на Западе. В "Актах Архелая" сообщается, что популярность в народе манихейство завоевывало такими лозунгами, как, например: "Кто богат - будет бедным, будет просить подаяния и претерпит вечные муки" [1, с. 76]. Спустя некоторое время последователи Мани сделают манихейство знаменем целой цепи народных восстаний. На протяжении всего средневековья, с V по XVII вв., идеологической базой для многих крестьянских бунтов служили продолжающие ересь Мани движения маздакизма (7), павликианства (8), богомильства (9), каттарства (10), альбигойства(11)... Но в III в. Время революционных интерпретаций манихейства еще не пришло. Тогда это был "подготовительный" период для утверждения великих канонических религий - зороастризма в Иране и христианства в Римской империи, которые пробивали себе путь в напряженной борьбе среди хаоса всевозможных эллинистических вероучений, сект и школ.
Шапур I, соблазнившись созданием "единой" для всего Запада религией, чтобы использовать ее в качестве "третьей силы" для укрепления своей власти, увлекался манихейством все-таки недолго. Успехи Шапура, блестящего стратега, умного и смелого политика, в войнах на Западе с Римской империей (рис. 6) выдвинули на первый план новую задачу - задачу иранизации завоеванных областей.
Зороастризм, с самого начала провозглашенный Сасанидами "царской верой", начал, наконец, возгораться в полную силу, как это было до разорения македонцами великой ахеменидской империи. Вместе с войсками шаханшаха в Антиохию, Таре, Кайсарию, "и вверх, до Греции, Армянской страны, Иберии... Баласакана и "Албанских ворот" [1, с. 87] шлизороастрийские жрецы, неся с собой древние традиции и священный огонь своей веры, одним из которых был будущий Патриарх Ирана Кирдер (европ. транскрипция Картир), носивший пока что скромный титул херпата (хорбада) - "толкователя Авесты" (рис. 7).
Религия огня и света, став прочной опорой царского трона, начала организовывать по всей огромной Иранской империи своих сторонников и вытеснять со своей территории иные культы, учения и религии - буддизм, брахманизм, иудаизм, различные христианские секты, секты мандеев и митраистов. Самой главной задачей зороастрийских жрецов было прежде всего уничтожение манихейства. И вот, Кирдер, ставший верховным жрецом зороастрийцев, верховным судьей Иранского государства, отстаивающий древние традиции религии, которую он "возродил и очистил от скверны", и Мани, лжепророки создатель самого страшного в истории еретического учения, полного пессимизма и "презрения к миру", направленного на саморазрушение человека, которое поддерживали тысячи его приверженцев - фанатиков, эти два человека стали олицетворением жесточайшей борьбы между зороастризмом и манихейством [1, с.100].

shapurii.jpg

Рис. 5. Золотой динар Шапура I. Эрмитаж.

Кирдер, с самого начала объявив беспощадную войну манихеям, делал все возможное для их уничтожения, но в тот период, когда царь царей Ирана Шапур I, будучи одновременно и верховным жрецом, поддерживал Мани, деятельность херпата была ограничена. После смерти Шапура в 272 г. престол Ирана наследовали его сыновья: сначала Хормизд - Ардашир, а затем, в 273 г., -Вахрам I (Варахран I). К этому времени авторитет Кирдера настолько возрос, что он, став ближайшим советником царя царей и получив титул "магупата Ахура Мазды", сумел организовать преследование манихеев по всему Ирану.
О последних днях жизни Мани сохранилось среди манихейских документов предание. Повествование в нем ведется от имени манихея Нукзатака, который переводил слова Мани с сирийского на персидский шаханшаху Вахраму 1, вызвавшему пророка в столицу. Мани был принят весьма нелюбезно - шаханшах заставил его ждать в приемной. А когда Вахрам встал из-за стола, то, "положив одну руку на [плечо] царицы саков, а другую руку- [на плечо] Кирдера, он подошел к господину (Мани). И, начав говорить, господину он сказал так: "Напрасно ты явился!" А господин наш ответил: "Разве я что-либо плохое сделал?" И царь сказал: "Я поклялся, что не дам тебе приходить в эту страну". И в гневе так [царь] говорил господину: "Да что в вас (манихеях) такого особенного, что не ходите вы на бой и не охотитесь? Хотя бы вы лечили людей и лекарства изготовляли, - но вы не делаете [даже] этого!" [1, с. 98]. Текст предания обрывается на ответе Мани, который уверяет шаханшаха, что делал только добро и ему самому, и его роду, и его подданным. Кирдер, разоблачив манихейское лжеучение, добился ареста Мани, которому генеральный прокурор Ирана Зитмар вынес обвинительное заключение. В 277г. Мани был казнен, но, к сожалению, с его смертью, только облагородившей пророка в глазах манихейских приверженцев, учение Мани не перестало существовать, хотя и потерпело от Кирдера сокрушительный удар.

Уничтожение еретических учений было не единственной заслугой магупата. Сасанидский Иран во многом обязан Кирдеру утверждением "веры маздаяснийской" своей государственной религией, религией великой империи.
К 80-м годам, уже во времена правления сына Вахрама 1 - Вахрама И, который царствовал над Ираном с 276 г. по 293 г., положение Кирдера еще более возвысилось, он достиг вершины своей карьеры, став религиозным наставником царя царей и верховным жрецом (магупатом) всего государства. Вахрам II даже передал в его руки функции "владыки" храма Анахиты в Истахре - храма богини династии Сасанидов, что свидетельствует о безраздельном доверии шаханшаха Кирдеру. Духовная власть теперь была отделена от светской, и глава церкви приобрел громадное влияние на политику государства. От Кирдера теперь исходила интерпретация воли Ахура Мазды, он провел канонизацию религиозных текстов, которую объявил "праведной верой", организовал государственную церковь - магустан, жреческие корпорации при храмах огня, которые имели теперь колоссальные денежные средства и земли, что означало и усиление экономической роли храмов в жизни страны. Кирдером были основаны новые храмы огня везде, по всей стране и в тех землях, где зороастризм ранее не был распространен. Кроме того, в храмах были убраны культовые изваяния богов, которые были так распространены в эпоху Аршакидов, были основаны вместо них священные огни, а также стали строго соблюдаться обряды и повысилась церковная дисциплина. Таким образом, новая централизованная империя Сасанидов теперь сильно отличалась от предшествовавшего ей парфянского государства. Укрепив по всей территории единую веру, Кирдер объявил зороастризм единственной, государственной религией Ирана.
"(-
До наших дней дошли четыре громадные надписи Кирдера, находящиеся в тех местах, где до него высекали свои надписи лишь повелители Ирана - на "Каабе Зороастра"12, под одной из надписей Шапура I; на поверхности скалы Накши - Рустам; в Накши - Раджаб, в скалистой нише на другой стороне долины и в Сар-и Мешхеде, недалеко от современного города Казеруна. В одной из этих надписей Кирдер рассказывает, что он сделал для утверждения в стране "праведной веры": "И от шахра к шахру, от области к области, по всей стране делаАхура Мазды и богов возвысились, и вера маздаяснийская и маги получили по всей стране великое господство, и боги, и вода, и огонь, и скот по всей стране великое удовлетворение получили. А Ахриман и дэвы получили великий удар и мучение и вера Ахримана и дэвов отступила из страны и была изгнана... Изваяния были разрушены, убежища дэвов были уничтожены и установлены были "гнездовища" и обители благих божеств. И от шахра к шахру, от области к области, многие дела религиозные возросли [в своем значении] и многие храмы были основаны... И я, Кирдер, с самого начала [служа] богам и владыкам души своей ради, много труда и муки испытал. Благодаря мне многие огни и маги по всей стране ... стали процветающими. И также в странах неиранских... по приказу царя царей, магов, которые в тех странах были, я организовал (в магустан). И я не допускал ущерба и грабежа, и все то, что у них было взято грабежом все это я [им] вернул... И я веру маздаяснийскую и магов, [которые были] хорошими, - их я сделал превосходными и почитаемыми. А еретиков тех, которые в магустане не занимались предписанным в делах религиозных и вере маздаяснийской, - их я подверг каре. И я им сделал внушение, и сделал я их лучше. И я многие храмы огня и [многих] магов сделал [записанными] в государственные установления. И с помощью богов и царя царей мною лично (следующее] было сделано по всей стране иранской: многие храмы огня были основаны... и многие люди, которые были неверными, - они стали верными [вере маздаяснийской], и многие из тех, которые дэвам поклонялись,- они благо дар я моему усердию эту веру дэвов покинули. Они веру богов избрали... И много религиозных.-. [всякого] рода, и других дел божественных были увеличены и возвышены из тех, которые в этой надписи не написаны, - ибо если бы они были написаны - то было бы много" [1,с.87-88].
И в заключении Кирдер писал: "Я богов так молил: пусть, мол, установления богов я, Кирдер, во [всем] величии дам увидеть "живущим "(т.е. тем, кто исповедует теперь истинный толк), а "тем, кто мертв" (т.е тем, кто исповедовал раньше ложный толк), - сделаю известным существо [учения о] небесах и бездне ада, каких [божественных] дел ради что именно в стране сделано, я сделаю известным, [а также и то], как я стал более твердым [в делах веры]. И вот так именно я богов молил, чтобы мне знак они дали, как сущность [учения о] небесах и бездне ада сделать известным, как определить в этих делах - что в [них] праведно, а что - ложно; пусть, мол, я сделаю известным для "тех, кто мертв", установления богов... И вот богам еще намного большее служение и еще большая вера были мною оказаны. И сам я более благочестивым и более справедливым стал. И в этих яштах и делах, которые делались в стране, намного более твердым я стал. И тот, кто эту надпись увидит и прочтет (букв.: освоит), то пусть он по отношению к богам и владыкам благочестивым и справедливым станет. И также в этих яштах и делах [божественных] и вере маздаяснийской, которые теперь [стали] установленными "для живущих", - пусть он станет более твердым, а в иных (яштах, делах и вере) - ни под чьим приказом да не будет. И пусть он знает: есть небеса, и есть бездна ада, и тот, кто избрал добро, -пусть идет на небеса, а тот, кто избрал зло, - тот в бездну ада будет низвергнут. И тот, кто избрал добро и неуклонно следует по пути добра, тот (букв.: "материальное тело") славы и процветания достигнет, а его душа достигнет праведности, чего и я, Кирдер, достиг... Я был тем самым Кирдером, которого при Шапуре, царе царей, называли; "Кирдер, магупат и херпат", а при Хормизде, царе царей, и Вахраме, царе царей, сыновьях Шапура, называли: "Кирдер, магупат Ахура Мазды". А при Вахраме, царе царей, сыне Вахрама, называли: "Кирдер, хранитель души Вахрама, магупат Ахура Мазды" [1, с. 88-89].

shapurii2.jpg
Рис. 6. Шапур I и римские императоры. Рельеф в Бишапуре. Между 262 —270 га.

Iran mart 2010 (48).JPG
Рис. 7. Кирдер. Деталь рельефа Шапура I в Накши-Раджаб.

После смерти Вахрама (I ираншахом стал его сын Вахрам /Я, которого тут же сверг Нарсе, младший сын Шапура I, обладавший почетным титулом "арий, поклоняющийся Мазде". Нарсе давно пытался захватить престол Ирана, но во многом благодаря Кирдеру, который выдвинул в цари царей сначала Вахрама I, а затем Вахрама II, власть ускользала из его рук. Таким образом, на протяжении нескольких лет безуспешной борьбы за власть вся знать, поддерживающая Кирдера, и его сторонники стали для Нарсе главными противниками Новому правителю Ирана было не по душе такое значительное влияние церкви на политику; боясь превращения страны в теократическое государство, Нарсе боролся "за сильную царскую власть". Кирдер же хотел видеть на троне религиозного царя, думающего и действовавшего согласно догмам религии, а личная доблесть, талант полководца, властность и сила правителя имели, по мнению магупата, второстепенное значение.
О последних днях этого выдающегося религиозного деятеля, который к этому времени был уже восьмидесятилетним стариком, ничего не известно. Известно только, что Нарсе постарался уничтожить влияние верховного жреца на государственные дела. Во время торжественной коронации Нарсе Амр бен Ади, "царь области Абгаров", один из его горячих сторонников, представил новому царю ученика Мани и главу манихейских общин Инная. Все было так же. как и пятьдесят лет назад, когда сам Мани был представлен Шапуру 1 в день его коронации. Вновь царь царей обратился к манихеям, возможно, в поисках поддержки в глубоких тылах Римской империи, где сила учения Мани была все еще велика, где манихейские общины все ещё имели тысячи "слушателей", но так или иначе, разрешив пропаганду манихейства в Ираншахре, Нарсе поколебал влияние зороастрииского жречества, во всяком случае, на политику государства. К счастью, у манихейских общин уже не было такой власти и популярности, как это было при жизни Мани, позиции зороастризм а уже были слишком сильны в Иране и результаты реформы Кирдера продолжали прогрессировать, несмотря на то, что имя этого человека исчезло со страниц официальных хроник и религиозных книг Зороастризм вместе с иранским государством продолжал расцветать на протяжении всего периода царствования Сасанидов - с 224 г. до 651 г В VI в. сасанидский Иран со своей великой религией огня и света достиг вершины своего могущества, но в VI! в. после безжалостного вторжения воинствующих арабов-мусульман зороастризм был подкошен на самом взлете исламским миром, который на много веков укоренился в Иране. Но это уже совсем другая история...

ЛИТЕРАТУРА
1. Луконин В.Г. Культура сасанидского Ирана. М., 1969.
2. Луконин В.Г. Искусство древнего Ирана. 1У!.. 1977.
3. Луконин В.Г. Иран в эпоху первых Сасанидов. М., 1961.
4. Бойс М, Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., 1994.
5. Глоба П.П. Живой огонь. Учение древних ариев. М., 1996.
6. Зенер Р. П. Учение магов. М., 1993.
7. Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М., 1990.
8. Советский энциклопедический словарь. М., 1988.
9. Философский словарь/Под ред. И.Т.Фролова. М , 1980.

Статью подготовила Лариса Захарова

Примечания
1 Эта и все нижеприведенные цитаты печатаются по книге В.Г.Луконина "Культура сасанидского Ирана" М., 1969, с. 70.
2 Ахемениды -династия древнеперсидских царей в 558-330 гг. до н.э., основателем которой был Кир Великий.
3 Парфянская династия -династия Аршакидов, царствовавших с 250 г. до н.э. по 224 г. н.э.
4 Селевкиды - царская династия, правившая в 312-64 гг. до н.э. на Ближнем и Среднем Востоке (основная территория - Сирия). Основана Селевком I - полководцем Александра Македонского.
5 Гностицизм - многочисленные ереси того же христианства, развивающие его основные философские идеи, а также воспринявшие некоторые моменты популярной греческой философии и восточных религий. Был распространен в I - V вв.
6 Нарсе - с 293 по 302 гг. царь царей Ирана, продолжающий династию Сасанидов.
7 Народное движение в государстве Сасанидов в начале 90-х годов V в., 20-х годах V! в., руководителем которого был Маздак-Бамдад.
8 Павликиане (от имени апостола Павла) - приверженцы еретического антифеодального движения в христианстве, возникшего в VII в. на Востоке Византийской империи (в Западной Армении).
9 Богомильство - еретическое антифеодальное движение на Балканах в Х-Х1У вв. (затем до XVII в. - секта).
10 Каттарство - ересь Х1-Х11! вв., распространившаяся в Западной Европе (главным образом в Италии, Фландрии. Южной Франции) преимущественно среди ремесленников и крестьян.
11 Альбигойство - еретическое движение в Южной Франции ХН--ХШ вв.
12 "Кааба Зороастра" - здание, которое в древности было особо почитаемым храмом, названное Кирдером "домом основ", те. хранилищем законоположений, официальных хроник, царских архивов, документов и религиозных постановлений, а, быть может, и списка Священной Авесты.