Камран Лориан. О значении понятий «мобедияр» и «мобед»

Опубликовано star72 -

О значении понятий «мобедияр» и «мобед»

Путь становления и развития мобедства имеет очень глубокие корни и свою очень давнюю историю. В эпоху Сасанидов по причине существования в Иране множества различных религий, которые не только конкурировали между собой, но и вели борьбу против ее духовных лиц, мобеды жили при царском дворе падишахов. Это было обусловлено тем, что с уничтожением духовных лиц власть тоже могла пошатнуться или даже пасть. Поэтому именно эти мобеды основали традицию, похожую на королевскую, и для сохранения и защиты религии провозвестили, что только дети мобедов могут становиться мобедами, и ввели обязанность для мобедов — обучать своих детей мобедству.

Такой способ действия, т. е. передача сана мобеда по наследству, привел к тому, что в Иране во время исламской революции детей мобедов уже практически не существовало. Даже если они и были, они не обучались делам религии, а уходили учиться в другие университеты и получали другие специальности, а также занимались преумножением своих доходов. Таким образом, среди них уже не было тех, кто желал бы изучать работу мобеда и выполнять его обязанности. В связи с этим община Ирана не имела такого количества мобедов, чтобы выполнять для людей религиозные церемонии и помогать им в изучении религии.

Поэтому в 1980 г. Анджоман Мобедов Тегерана, являющийся большой религиозной организацией Ирана, признал тот факт, что эта традиция, уходящая в глубокую древность, очень сильно устарела. И потому тех людей, которые любят, хотят и склонны изучать религиозные церемонии, а также состоят в общине, следует пригласить на обучение обязанностям мобеда.
Это предложение все встретили с одобрением, и потому было принято решение, чтобы приглашенных стали обучать делам мобедов. И в 1982 г. Анджоман Мобедов Тегерана этих людей официально включил в число духовных лиц и назвал мобедиярами.

Конечно, в далекой истории это слово не существовало, как не было его и в длительном процессе формирования духовных лиц зороастризма.Но уважаемые всеми помощники мобедов были и их именно так называли. Эти уважаемые люди обучались религиозным церемониям и самостоятельно все церемонии выполняли. Развитие всего этого привело к тому, что в 2000 г. Анджоман Мобедов Тегерана принял решение — этим уважаемым людям дать дополнительное образование в исполнении религиозных церемоний, а также в исследовании религии и несении слова религии, чтобы они получили улучшенное образование в области религии и были способны к ее широкому распространению. В связи с этим для них были созданы классы (курсы), обучение в которых велось преподавателями университета и великими мобедами, такими как Мобедан мобед доктор Ошидари, мобед доктор Хоршидиан и мобед Никнам. Они были организаторами обучения и в течение трех лет вели эти классы, по окончании которых обучающиеся сдавали очень трудные экзамены. Результат экзаменов показал, что эти уважаемые люди, сознательно избравшие для себя путь религиозной деятельности, очень хорошо справи
лись с обучением. И решением общины им было присвоено их звание.

Это звание «хирбад». Я был из числа этих людей. Став свидетелями всего этого трудного периода, мы получили образование и звание мобедияра. В Иране мы выполняем все церемонии, и нас называют мобедами, и сам мобед мобедов доктор Хоршидиан, великий мобед Ирана, на большом собрании провозгласил, что никакой разницы между мобедом и мобедияром нет, за исключением лишь того, что мобеды от мобедовотцов в мир пришли. Мы, уважаемые всеми мобедияры, даже в Индии среди индийских мобедов, которые являются
очень ревностными приверженцами всех правил религии и осуществления религиозных церемоний, получили их подтверждение и одобрение.

Когда я вернулся из России, я связался с уважаемым господином доктором Хоршидианом и рассказал ему обо всех своих религиозных делах в России, и он их одобрил. Обряд седрепуши, проведенный мной в России, был легитимным. Все мои выступления в России и, в частности, в СанктПетербурге, были построены по книге речей и высказываний мобеда мобедов Ростама Шахзади. Я являюсь членом Анджомана Мобедов и Мобедияров Йезда, который является филиалом Анджомана Мобедов Тегерана.

Мобед (мобедияр) Камран Лориан
Перевод с фарси Н. М. Малаховой,
Минск, ariana_nm@mail.ru