ФРЭНК ХЕРБЕРТ КАК ЗЕРКАЛО ГРЯДУЩЕГО

"МИТРА" № 10 (14)


Юрий Иванов,
СанктПетербург


Френк Херберт как зеркало грядущего

«Жираф большой — ему видней»
В. Высоцкий

В то время, когда в Советском Союзе «шестидесятники» закладывали виражи новой культуры, когда весь советский народ уверенно шел к коммунизму под руководством КПСС и верил в светлое будущее, когда советские космонавты «первыми сумели достичь заветной цели и на родную Землю со
стороны взглянуть», «за бугром», т.е. за океаном, вышла книга, в которой автор описывал не просто будущее человечества, а будущее через 24 тыс. лет. Это был 1965 г. И, как утверждает один из штампов, коими удоста
ивается по прошествии времени любой классик, «в «Дюне» Фрэнку Херберту удалось совершить невозможное — создать своеобразную «хронику далекого будущего», а потом скажут еще изящнее: его книга — «космическая опера в стиле барокко». Теперь как курьез вспоминают безуспешные попытки литератора опубликовать книгу и с почтением вспоминают единственного издателя — Джона Кэмпбелла, опубликовавшего роман. А два десятка издательств, отклонивших его предложения, остались навеки безымянными для поклонников таланта Ф. Херберта.

 Херберт.jpg
Ф. Херберт

Фрэнк Патрик Херберт (некоторые настаивают на варианте Герберт) родился 8 октября 1920 г. в городе Такома, штат Вашингтон. Мы знаем и время его рождения — пол восьмого утра, т.е. солнце только-только взошло, и, возможно, были какието необычные природные явления (почему биографы молчат?), возвещающие миру приход писателя. И если бы знать, в какую точку пространства направить телескоп, то наверняка бы увидели загадочную планету Дюна, которая еще не «догадывается» о тех событиях, которые там
произойдут…
Окончив университет в Сиэтле, Херберт выбрал профессию журналиста, много и успешно работал на этом поприще. Семейное предание гласит, что однажды на своем дне рождения, встав на стул, он заявил, что станет писателем, когда вырастет. И стал! Но первая его публикация появилась, когда ему было уже 32 года. Читателям нашего
журнала эта цифра говорит сама за себя. А до того? Во время Второй мировой войны служил в ВМФ США. Потом кем он только нибыл, биографы просто захлебываются от восторга, перечисляя: ныряльщиком за устрицами, инструктором по дзюдо, инструктором по выживанию в джунглях, телеоператором, радиокомментатором, фотографом, психиатром и пр. Такое распыление еще неизвестно чем бы закончилось, если бы не объяснялось стремлением расширить свой кругозор. Его интересовала история, география, религия, подводная геология, лингвистика, антропология, психология, и его многочисленные специальности помогли ему не только в пополнении теоретического багажа, но и в приобретении практических навыков. Писательский талант требовал для реализации серьезных базовых знаний естественных и точных наук. В романах Ф. Херберта — минимум общих тем, в которых каждый может считать себя специалистом. Ему свойственна не только тщательная проработка научного материала, но и психологическая достоверность характеров героев. Природа
власти, смысл религии, значение науки, тайные пружины эволюции, пределы человеческих возможностей и могущество природных стихий — весь этот клубок проблем в их взаимосвязи Херберт разматывает в лабиринтах своего романа «Дюна». Роман был издан в 1965 г., а в 1966 г. он уже получил самую престижную премию по научной фантастике
США — «Хьюго» («Hugo»). 20 лет жизни автор отдал роману — в 1985 г., незадолго досмерти, Херберт издал шестую книгу серии «Капитул Дюны», посвятив его, как и предыдущие, своей жене Беверли.
Человек и судьба. Как объекты познания их можно рассматривать и врозь, и вместе. Если не веришь в судьбу, то проблем вдвое меньше, а если веришь? Тут-то и начинаются философские мучения. «Судьба играет с человеком, а человек играет на трубе!» — изящный, но мало что объясняющий афоризм. По большому счету, возможны три варианта. Первый — жесткий рок, т.е. труба в наличии, а играть на ней не дают. Человек плывет по течению, радуется, если все хорошо, хнычет, если плохо, но не «рыпается». Второй — свобода! Играй на своей трубе, сколько хочешь. Неважно, что ноты не знаешь, что рифмы не удаются, что соседи в стену колотят. «Бога нет! — сказал Остап», «мы наш, мы новый мир построим»,— сказал Эжен Потье (анархист, кстати) по-французски, и повторил Аркадий Коц по-русски. Ответим им словами Фрэнка Херберта: «Слепцы подобны чудовищным машинам, движущимся по предначертанному пути. У них свои ценности, представления и точки опоры. На своем пути они могут сокрушить что угодно и кого угодно». Это больше похоже на правду. Ведь в жизни каждого реального человека воплощается некий промежуточный — третий — вариант. Понимать и постоянно помнить, что Судьба есть, что личная Судьба в каждый момент времени многовариантна и что человеку всегда (!) дан шанс выбора. А человек может стать Человеком, если у него есть Судьба.
В «Дюне» сознательное взаимодействие человека со своей судьбой проходит красной нитью в мыслях, словах и поступках главных героев. Рок ведет Пауля Атрейдеса по жизни, подвергая его жестким испытаниям на грани смерти, выдерживая которые, он становится тем, кем должен стать — Квисатц Хадерахом, «который может быть сразу во многих местах». Осознав, что он является ключевой фигурой и от него зависит судьба человечества,он мучительно исследует варианты своих видений Будущего. Используя свой дар, строит свою собственную Судьбу. И судьбу близких ему людей, которые не всегда могут его понять. Потом он скажет: «Слишком долго я плутал в лабиринтах вариантов грядущего, мне казалось, я его создаю, а это оно создавало меня»… «Вся моя жизнь — арена борьбы между добром и злом. Мы с вами живем в поворотной точке истории, и у каждого своя роль». И еще: «Разве способен один человек в придуманном ритуале охватить весь необъятный простор… объединить людей единым верованием, доступным для каждого?».
Иногда Пауль осознает, что реальность выходит за рамки его видений, но не отступает, а совершенствуя свой дар, продолжает битву. Проторив дорогу другим, он выбирает новую личную судьбу — слепой Проповедник выступает против постулатов религии, у истоков которой он сам стоял, обличает священников нового культа, критикует фрименов,
с чьей помощью он отстоял планету и достиг вершин власти. Фримены — коренные жители Дюны. Пауль стал их героем, пророком, вождем Муад’Дибом. Сами фримены — пример того, как в жесточайших природных и социальных условиях человек, имеющий Цель, движется к ней, не взирая на лишения и трудности. Пустыня Арракиса как символ Пустоты, где начало новой Жизни, где человек предоставлен самому себе; все зависит от него самого и от тех, кто доверил ему свою жизнь и кому он доверил свою. Сочетание природной естественности, религиозных и мифологических установок, личной доблести и абсолютной преданности своему племени — тех качества, аккумулировав которые, Пауль Муад’Диб сделал их непобедимой силой, сокрушившей старый порядок Галактической Империи Шаддама IV. Пассионарный взрыв и его последствия происходят прямо по сценарию, соответствующему теории этногенеза Л.Н. Гумилева, хотя Херберт, почти наверняка, не был знаком с ней. Сын Пауля, Богимператор Дюны Лето II, проживший благодаря собственной трансмутации несколько тысячелетий, имел возможность сравнить «старых»
фрименов и их дальних потомков, неестественность и театральность поведения которых вызывали у него лишь усмешку.
В эпопее «Дюна» движущими силами истории выступают несколько могущественных игроков: падишахимператор Шаддам IV с армией непобедимых сардаукаров, женский «монашеский» орден Бене Гессерит, коварные и могущественные Бене Тлейлаксу, орден ментатов, Космическая Гильдия — монополист космических перелетов. Фактически Шаддам IV был ставленником первых двух организаций, прикрытием их деятельности. Бене Гессерит несколько веков работала по своей генетической программе по «селекции» Квисатц Хадераха, который должен был возглавить империю и править в соответствии с их интересами. Но… «Суета сует! Всесуета!». Одна из сестер ордена, леди Джессика, выйдя замуж в соответствии с планами своих наставниц, ослушалась их — влюбилась в своего мужа герцога Лето Атрейдеса. В результате этой любви родился мальчик — Пауль. А по плану должна была быть девочка, которой уже заранее была отведена конкретная роль в генетической программе Ордена.
С этого сбоя и началась новая история Галактической Империи. Взять Пауля под контроль Ордену не удалось. Дальнейшая интрига закручивается на противостоянии герцога Лето, нового владыки Дюны, и барона Владимира Харконнена. Герцог — аристократ и воин, мудрый политик и правитель,
действует на основе кодекса чести древнего рода Атрейдесов. Барон — подлый интриган, развратный негодяй, умный и абсолютно аморальный, и вообще — скопище пороков.
Классическое противостояние. Но Херберт прорабатывает характеры героев настолько детально и психологически достоверно, что ощущаешь их реальными людьми. Тут и выбирать не приходится — кому сопереживать — «за большевиков или за коммунистов» («Я — за Интернационал!» — сказал Василий Иванович). Херберт ничуть не упрощает себе задачу и не пытается идеализировать своих героев, иногда даже досадно становится, когда «наш» допускает какие-то не
достойные мысли и поступки. Но это лишь создает нужный эффект реальности — не играв поддавки, а жестокая битва. И уже не просто сочувствуешь герою, но уважаешь его.
Гнусные интриги Харконнена (дал же Бог фамилию!) приводят к гибели герцога, но его жена и сын спасаются от преследования и укрываются у фрименов. Конечно, в романе все это описано более детально, красочно и живо, но не переписывать же всю книгу в статью. Пауль, следуя своему предназначению, становится вождем фрименов. Он непобедимый
боец, пророк, лидер, ведущий их к победе. «Кто умеет моделировать события, заранее предугадывает и из разных вариантов выбирает лучшее. Этот человек обязан быть жрецом. Из таких астрологов высшего уровня выбирают царя»,— сказал П.П. Глоба на одной из своих замечательных лекций о священных профессиях. Если бы Арракис (Дюну и так называли) был Землей, мы бы сказали, что у Пауля Муад’Диба в гороскопе звезда Бенетнаш должна быть кормчей. Работая над «Дюной», Херберт изучал историю, религии, выучил арабский язык. Переводчики утверждают, что в романе использованы неологизмы и из других языков, например фарси. Но при чтении романа иногда возникает ощущение, что и астрологию автор изучал.
Пауль не только видел варианты будущего, но и воплотил в жизнь идею Золотого Пути, пути эволюции человечества. Его сын Лето II сделает этот путь необратимым и уйдет, выполнив свою часть родовой программы. Конечно, на смену одним негодяям придут другие, и снова будет борьба, но благодаря Атрейдесам человечество избежало деградации.
В «Дюне» интересно решена проблема фравахара: наши предки продолжают «жить» в нас, влияют на наш выбор и побуждают к конкретным поступкам. Обычный человек об этом не догадывается, но при достаточно высоком уровне психического развития человек не только слышит своих предков, не только общается с ними в режиме «on line», но и становится каждым из них. При этом для него крайне важно сохранить свой стержень и не попасть под влияние какогото конкретного пращура («Я, Агамемнон, твой предок, требую аудиенции!»), иначе он заставит жить по своим правилам в своих интересах, продолжая жизнь за счет жизненных ресурсов своего потомка. Такой жестокий паразитизм «родного человека» (им, кстати, оказался барон Харконнен — пассаж, который иллюстрирует, что Херберт нисколько не упрощает жизнь своих героев) привел к развалу психики и к гибели Алию, сестру Пауля, превратившуюся из его соратника в опасного врага. Практически очевидна мистерия Сатурна в гороскопе, хотя опять оговоримся, что Арракис — не Земля. Осознаваемая человеком воля предков идет ему во благо лишь в том случае, если он сам является личностью с осознанной целью жизни (Сатурн в Козероге) и благодаря своему волевому импульсу (Марс в Козероге). Опыт предков лежит в основе его личности, занимает базовое, а не целевое положение (ось Рак–Козерог). «Нет ничего пре

Разделы: 
Rus
08 День перед Атаром (Хварна) день.
12 Спента-Армаити месяц.
3754 год ЗРЭ

День перед Атаром (Хварна) день (Ав. Дадвах) День Создателя перед днем Атара.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 08:17
Завтрашний день начнется в: 08:14
Текущее время Хаван-гах, осталось 00:30 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:12 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

с 16/03/2017 по 20/03/2017
с 21/03/2017 по 01/04/2017
26/03/2017