ШКАНДГУМАНИГ ВИЗАР, ИЛИ РАЗЪЯСНЕНИЯ, РАЗВЕИВАЮЩИЕ СОМНЕНИЯ

Журнал "Митра" № 9-10 2003 год

Глава 4
О роли звезд, отделяющих хорошие создания Ормазда от злокозненных созданий Ахримана

Посвящая треть своего времени изучению советов Мудрости святых людей, любой человек, ищущий ответы на вопросы Жизни, рано или поздно найдет авторов, мнению которых сможет полностью доверять, чьи советы дадут исчерпывающие ответы. Тогда можно сказать: я нашел путь к Мудрости.
На пути поиска Мудрости сегодня мы встретим бессмертную душу Марданфарруха Ормаздада, который поведает нам о некоторых крайне важных законах устройства Вселенной.
Представляем вниманию читателей две главы из его труда «Разъяснения, развеивающие сомнения». В одной из них рассказывается о том, как устроен мир небесных светил и как они предохраняют человека от дурных дел, а в другой рассматриваются взгляды и заблуждения Мани и его последователей на то, как устроен наш мир и является ли зло отражением добра.
Если наш выбор главы о звездах вполне понятен и назидателен для тех, кто отвергает науку небесной гармонии, то для чего мы поднимаем вопрос критики манихейства? На самом деле это предупреждение от стойкого заблуждения, укоренившегося в умах и догматах более поздних учений, проникшего в религиозные верования последователей различных культов.
Мы постарались изложить взгляды Марданфарруха на живом русском языке. Доводы же его настолько изящны и безупречны, что мы не станем больше занимать внимание читателей, а предложим перейти к чтению глав «Разъяснений, развеивающих сомнения».

Павел Марценюк, Запорожье

Пересказано по опубликованному в серии Священных Книг Востока переводу на английский язык Эдварда Вильямса Веста Зороастрийской апологии (т.е. текста, защищающего приверженность зороастрийской вере) IX в.

1. Иногда спрашивают: (2) Когда мы видим, что все существующие предметы возникают, как отражение небесной сферы и звезд (3) и Того, кто эту сферу создал по своему подобию, то думаем, что Он создал добро и зло. 4. Может ли быть так, чтобы Ахриман (разрушитель созданий) мог сделать то, что не отражает божественную сущность неба, (5) и каким образом звезды, призванные указывать на божественный замысел, показывают на злодеяния? 6. И если Ормазд и Ахриман существуют под одним небом, то выходит, что Ормазд — сообщник и пособник Ахримана, во вреде и зле, которые когдалибо творились в мире. 7. Ответ таков: (8) Небесная сфера — место духовной чистоты и источник счастья, которое всегда справедливо дарует и распределяет среди творений Ормазд. 9. Существующие семь планет— ведьмы, которые мечутся в поднебесье: это грабители и воры, похищающие подаренное счастье, (l0) их истинное имя — Гадуг.
11. По воле Ормазда мироздание было устроено целесообразно и благоразумно ради будущего
возрождения Вселенной. 12. А злой дух был захвачен (остановлен) в небе, когда он хитростью и коварным вероломством примешался к свету вместе с множеством беззаконных демонов, порожденных мраком; он рассчитывал так: «Я затушу жизнь в мире, созданном Ормаздом, или заставлю все его творения служить мне».
13. Светила, будучи созданными изначально добрыми и обладающими всеведением через свою связь с Творцом, узнали о вероломных действиях лживого злодея (14) и о том, что возникло под его воздействием, направленном на погибель мира, (15) так как желанием злодея было то, чтоб с этого времени не существовало никаких сил для восстановления целостности мира, который он разорвал и принес в него страдания и бедствия.
16. Когда страдания и бедствия, смешавшись сосветилами, проникли в их добрую сущность, злодей увяз в них вместе с теми силами и средствами, которые он приготовил для воплощения своих преступных намерений (17) подобно ужасному яду вредных существ, которым были отравлены четыре1 стихии, созданные Ормаздом. 18. Но, если бы этот жуткий яд вредных созданий не был спутан с водой, огнем, землей, и воздухом, то эти вредные создания смогли бы прийти к существованию в духовном мире. 19. И если бы они достигли бестелесного существования в духовном мире, то для созданий Ормазда не было бы возможности, чтобы избежать их влияния и вылечиться от этого дьявольского яда. 20. Тогда бы эти вредные создания захватили и смешались с духом людей и других созданий, и их возрождение, жизнь, размножение и рост были бы невозможными.
21. Потому планеты окружены светом, под которым заключена смертельная отрава вредных созданий. 22. И их существование отчасти помогает выявить змеиную породу, которая разносит яд среди множества других диких животных и вредных созданий. 23. А планеты обладают не собственной силой, но создают иллюзию пользы, похищая свет. 24. Дары этих планет распределяются подобно тому, (25) как у бандитов с большой дороги, нападающих в пути на караваны торговцев. 26. Они отнимают прекрасные вещи, (27) но не используют их для выполнения достойного и благочестивого желания, а наоборот, направляются по пути греха и проматывают свое состояние с бездельниками, блудницами и куртизанками и прочими недостойными людьми.
28. Заметьте, что заслуга добрых дел, которую вычисляют астрологи по влиянию планет, связана (29) с определением того препятствия, которым они являются при передаче благодати [от Творца
творениям] изза их подверженности [оскверненности] влиянию Ахримана; пять созвездий Ормазда, таких как Хапторинг Большой и Малый, созданный Маздой, и звезды Вананд, Сатавейш
и Тиштар, ограничивают воздействие бандитов, распространяющих зло. 30. И те пять планет, окруженных светом, мечутся ниже них в виде звезд, это Сатурн, Юпитер, Марс, Венера и Меркурий.
31. Таким образом, созвездие северного полюса неба (32) Хапторинг противостоит Сатурну, (33) Хапторинг, созданный Маздой, противостоит Юпитеру, (34) Вананд, разящий вредные создания,
противостоит Марсу, (35), звезда Сатавейш противостоит Венере, (36) и звезда Тиштар противостоит планете Меркурий, (37) и только при помощи созвездий Ормазда приходит спасение от бандитов, (38) поскольку они обладают победоносной мощью и не подвержены порче.
39. Для удержания этих пяти планет от их своевольных поступков каждая из них связана создателем, Ормаздом, двумя нитями: с Солнцем (Михр) и Луной. 40. И их прямое движение и обратный ход являются следствием существования этой связи. 41. У одних из них нити длиннее, как у Сатурна и Юпитера, (42) а у других эти нити короче, как у Меркурия и Венеры [и Марса]. 43. Каждый раз, когда они доходят до конца нитей, они возвращаются назад, (44) и они не могут двигаться по своему собственному усмотрению, (45) поэтому они не могут повредить созвездия.
46. И те два сильнейших демона2, противостоящих Солнцу и Луне, воруют сияние этих светил.
47. То же происходит и с так называемыми звездамиразбойниками3, которые существуют, скрытые за сиянием Солнца. 48. И когда они удаляются из-под надзора4, то наносят ущерб и вред созвездиям, в которые они врываются, и тому дому5, который соответствует этому созвездию, (49) до тех пор пока они снова не будут возвращены и прикованы к Солнцу.
50. Существует мнение, что это происходит (51) как противостояние верховных принципов в верхнем мире, внутри сферы звезд. 52. В нижнем мире оно отображается в виде борьбы Тиштара и демона Спозгара, (53) огня Вазишта и демона Авауша, (54) и прочих добрых духов со злыми, для образования дождя6 и распределения благосостояния среди созданий.
55. Ниже них — человечество и рогатый скот, вредные смертоносные создания, и прочие создания, которые являются хорошими и плохими.
56. Поскольку в человечестве смешаны такие наклонности, как (57) жадность, похоть, преступные намерения, гнев и апатия (58) с мудростью, терпимостью, профессионализмом, образованностью,
чуткостью и разумом, (59) и, наряду с добрым воздействием, есть и другое, плохое влияние, наподобие перечисленного, поэтому они являются причинами добрых дел и греха.

1 Сравни с семью творениями, описанными в «Бундахишне» и у Задспрама.
2 Возможно, речь идет о так называемых лунных узлах и затмениях Солнца и Луны.
3 Очевидно, речь идет о кометах.
4 Аналогично этому справедливо рассмотрение этического свойства этого процесса. Когда человек добрыми делами удерживает в себе дурные мысли, они не приносят вреда, а отпуская их, человек рискует пожать плоды злых дел.
5 Возможно, речь идет о домах гороскопа, которые имеют аналогию с 12 зодиакальными знаками. Таким образом, при прохождении кометы по какому-то созвездию также возникает проблема, связанная с домом, соответствующим одному из зодиакальных знаков.
6 В более широком понимании круговорот в природе всей материи.

60. Всякое благо для созданий происходит от Творца, (61) который обеспечивает своим созданиям здоровье, указывает путь, организует защиту, поддержку и охрану. 62. И свои создания Он обучил использовать средства, созданные для сохранения от зла и способности воздержания от преступления.
63. Подобно ему поступает мудрый владелец сада и садовник, который хочет отпугнуть диких животных и птиц, которые вредят и уничтожают его сад, портя плоды на деревьях. 64. Так мудрый садовник, пренебрегая небольшими собственными неудобствами, чтобы отпугнуть диких животных подальше от сада, устраивает приспособления, которые являются необходимыми для отлова вредителей, (65) в виде силков, сетей и ловушек для птиц. 66. Так, чтобы, когда вредитель, увидев приманку, захотел бы ее снять, не подозревая о последствиях, он был бы пойман в силки или сети.
67. Если же какоето дикое животное попадает в ловушку, это не победа ловушки, а победа того, кто ее установил, (68) он и является тем, кто поймал дикого зверя. 69. Хозяин сада, устанавливая ловушки, знает, что зверь будет стараться вырваться, какоето время. 70. Все его силы будут растрачены на борьбу с ловушкой, когда он будет пытаться вырваться.
71. И когда у него иссякнут силы и борьба прекратится, то мудрый садовник выбросит обессилившего зверя из своих ловушек. 72. И он положитсвои силки и сети в кладовую.
73. Так и создатель Ормазд хранит создания, поддерживает в порядке мир, устраняет зло из мира, защищает свой сад от разорения. 74. Вредное дикое животное, которое разоряет сад, это проклятый Ахриман, создающий хаос, который является искусителем, приводящим создания в панику.
75. Замечательная ловушка [для зла] — небо, в котором находятся благие создания (76) и в котором пойман злой дух со всеми его негодными уродствами. 77. Попавшее в сети дикое животное, склонное к вредительству, обессиливает (78), и Ахриман со временем обессиливает (79) как дикое животное, барахтающееся в ловушке. 80. Творец снова организует для мира безопасное место, в котором происходит вечное счастливое развитие, свободное от его противника, подобно тому, как мудрый владелец сада охраняет его при помощи различных приспособлений.
81. Бессилие и посредственность злодея в его борьбе со светилами подобна тому, что мы описали выше. 82. Сперва по своей глупости он думал так: «Я уничтожу это небо и землю и создания Ормазда, или совращу их от той природы, которой они принадлежат, к моей омерзительной природе» (83) и, собрав все силы, с непримиримой жаждой и стремлением уничтожить все живое он набросился на землю, небо и все творения, устроив со своими демонами бойню, (84) перебрасываясь от одних творений к другим, (85) подчиняя их при этом себе. 86. Но если бы они полностью перешли под его власть1, и одержанная им победа была бы полной, то их уже невозможно было бы освободить и вернуть к праведности.
87. Кроме того, если рождение мирского существования обычно связано с отмиранием какой-то части, заметим, что эта смерть — не полное растворение существования, а потребность в продвижении с места на место, для последовательного выполнения своего долга. 88. И поскольку все создания сформированы из четырех элементов, то их мирские тела вновь смешаются с четырьмя элементами. 89. А духовные части, которые предназначены для поддержания жизни и управления телом, соединены с душой, (90) которая по своей природе неделима, (91) и душа несет ответственность за свои собственные дела2. 92. Она сохраняет все добрые дела и все допущенные проступки, достигнутое развитие. 93. Когда накопленные добрые дела имеют большую силу, то они позволяют душе избежать обвинений, и возводят ее на прекрасный трон в окружении бесконечного света, (94) и душа продолжает свое восхождение по пути добродетели. 95. И когда накопленные проступки имеют большую силу, душа лишается помощи заступника, (96) и попадает в место жажды и голода, в логово мучительных болезней. 97. Но даже там накопленные добрые дела, которые были осуществлены душой в ее мирском существовании, не
бесполезны, (98) по той причине, что голод, жажда и наказание, которому подвергается душа, соответствуют совершенному ею греху, не беззаконны, (99) а такие, которые достаточны для искупления грехов. 100. И, в конечном счете, Создатель, исполненный сострадания, прощает их, и не оставляет никакое свое создание заключенным в руках врага. 101. Однажды он возродит даже тех, кто греховен; такова справедливость для тех, кто искупит грехи, очистится и устремится к счастью, которое будет вечным.
102. Главное, что нужно запомнить, — это то, что Создатель оберегает и показывает путь, поддерживает и дает пищу, защищает и исцеляет создания, не создает болезней, не является виновником несчастья и страдания, не налагает наказания на свои собственные создания. 103. Ниже мы раз берем это подробнее, когда будем говорить о двух первопричинах в мире и доказательстве того, что не существует одной первопричины.

1 То есть следует понимать, что все создания, которые осквернены Ахриманом, не поменяли своей природы и могут быть
очищены и восстановлены.
2 В этом отрывке можно увидеть отношение к идее переселения душ и узнать об истинном взгляде на посмертное существование.

104. Это и есть ответ на ваш вопрос, ясный и правдивый, с наилучшими пожеланиями. 105. И, как написано вначале, я не излагаю застывших знаний, а познаю реальную жизнь. 106. Эти знания получены мной через Религию Мудрости, записанную Атурпадхиявандом, и пересказанные здесь. 107. И это учение записано в рукописи Динкарда великим ученым Адурфарнбагом, сыном Фарукзадха, главой общины последователей Доброй Веры, и в них содержится рассказ о тысячах предметов.
108. А ответ на Ваш вопрос о безграничном и обограниченном я, с Божьей помощью, дам в последующих главах.

Глава 16
Критика некоторых из доктрин манихеев

1. О заблуждениях Мани написаны тысячи разъяснений несметное число раз; (2) поскольку я
вряд ли смогу дополнить сказанное о заблуждениях, пустословии и обмане Мани и его последователей — манихеев, (3) чтоб избегнуть множества неприятностей, которые скрываются за их словами, необходимо постоянно помнить все, что об этом сказано. 4. Всем, сторонникам Бога, последователям Зартошта полезно знать, что Мани создал свое учение о безграничности и вечности изначальных творений1, (5) их последующем смешении (6) и отделении света от темноты в будущем (7) в виде выделения света из их теперешнего смешанного состояния. 8. Но он также заявляет, что все созданное в мире — воплощение Ахримана; (9) и создателем всего материального мира является Ахриман.
10. И частью такого утверждения является то, что небо сделано из кожи, (11) земля — из плоти, (12) горы — из костей, (13) а деревья — из волос демона Куни. 14. Дождь — семя мазендаранцев, скованных на небесной сфере. 15. Человечество — двуногие демоны, а животные — четвероногие. 16. Куни — командующий армии Ахримана, (17) был вырван его когтями от приверженности Ормазду и в первом конфликте проглотил свет; (18) во втором конфликте демон Куни был скован вместе сомногими демонами. 19. Скованный со многими демонами на небесной сфере Куни был убит, (20) но он сохраняется в виде мирских созданий, сделанных из него2.
21. В небе над миром помещены Солнце и Луна, (22) и под их воздействием от их сияния высвобождается свет, проглоченный демонами и заключенный в материальном мире3. 23. Ахриман узнал, что через сияние Солнца и Луны свет будет быстро от деляться и уходить от тьмы. 24. И, чтоб задержать отделение света от темноты, он создал меньший (материальный) мир, который является подобием горнего мира со всем человечеством, рогатым скотом, и другими живущими созданиями. 25. Он заключил свет, вложив жизнь в тело (26) так, чтобы, свет, который высвобождается Солнцем и Луной, вновь был бы захвачен через сожительство и продолжение
рождения живых созданий, (27) и таким образом оттянул бы время полного высвобождения света.
28. Семя мазендаранцев стало дождем (29), потому что они оказались прикованными к небесной сфере, (30) когда проглотили свет, (31) и для того, чтобы заново создать порядок выделения и сохранения света Времени. Двенадцать великолепных дочерей Времени предстают мазендаранским мужчинам (32) так, чтобы возбудить похоть мазендаранцев, которые, увидев это, (33) изливают свое семя наружу, (34) а свет, который находится внутри семени, проливается на землю. 35. Так выросли деревья, кусты и зерно, (36) и свет, который находится внутри мазендаранцев, помещен в семя. 37. Когда же оно попадает в землю, то высвобождается из земли в виде деревьев.
38. О различном происхождении души и тела они утверждают, что жизнь и свет заключены внутри тела, как в тюрьме. 39. И поскольку создатель и владыка всех мирских существ — Ахриман, (40) то любое рождение, продолжение жизни и рода— недостойное занятие, (41) но чтобы противостоять Ахриману, необходимо поддерживать жизни людей и рогатого скота, а это оказывается невозможным, так как их жизнь сопряжена с заключением света внутри их тел.

1 То есть тех творений (Добра и Зла), которые в дальнейшем, при взаимодействии, формируют наш мир. В учении Мани можно встретить некоторые элементы Доброй Веры. Из-за этого возникает путаница, при которой манихейство иногда считают религией Ормазда, но это совсем не так.
2 То есть выходит, что все создания не являются эманацией Бога и Святых Бессмертных, а являются останками упомянутого демона.
3 Сравните с учением Доброй Веры, где ясно сказано, что Зло, после проникновения в мир, было заключено до времени восстановления под небом (Задспрам, 5:1–3). Понятной аналогией будет сравнение того, что сказано о Зле и заключенном под саркофагом в Чернобыле одном из проявлений зла — радиоактиоактивной смерти. Если же следовать рассуждениям Мани, то эту самую радиацию нужно, наоборот, высвобождать. Чернобыль — это частный случай, и нельзя ставить знаки равенства: материя = саркофаг, радиация = свет. Разумное рассмотрение объясняет, что зло — это авария, а саркофаг — способ остановить распространение ее последствий. Считать, что материя удерживает свет, неверно, так как и у материи, и у света один источник — Ормазд, а у аварии, которой противостоит в данном примере материя (стены саркофага), другой — Ахриман.

42. Этот довод указывает на непоследовательность их взглядов: (43) если разрушителем созданий всегда является Ахриман, (44) то можно ли по этой причине уничтожать какиелибо создания, (45) ведь уничтожение — работа Ахримана1.
46. Они говорят, что поскольку существование мира поддерживается Ахриманом, а в конце восторжествует святой дух (47) через уход жизни из всех тел, (48) то, в конце концов, существующий мир будет рассеян (49) и не возродится вновь, (50) не произойдет возрождения мертвых и конечного воплощения.
51. Они говорят, что два начала (Добро и Зло) будут существовать вечно рядом, как свет и тень, (52) и между ними не существует никакого разделения и никаких границ2.
53. Нельзя смотреть на какойлибо из существующих предметов, как на бесконечный, (54) исключение составляют только две вещи, о которых мы знаем— это Время и Пространство. 55. Все же прочее, что существует внутри них и обладает свойствами, которые могут быть охарактеризованы по занимаемому ними месту и времени, будут ограничены.
56. Если рассматривать целостность и двойственность как изначальные состояния при творении, то целого, за исключением случая, когда все заключено в бесконечности, не существует.
57. Но это так же значит, что не существует и двух различных бесконечностей; (58) следовательно, два — это изначальное (целостное) состояние, и то, которое является отличием от него, (59) но это другое нельзя называть вторым. 60. И бесконечность нельзя понять никаким другим образом, кроме как через осознание целого, (61) и двойственность (дуализм) не может быть воспринята, если это не разделение целого на части, (62) потому что в этом случае двойственность не деление, а отличие.
63. Одно и другое объединены тем, что они сосчитаны и названы3; (64) величина, исчисление, выделение долей и соединение не могут быть бесконечными, (65) это не должно вызывать сложностей для понимания.
66. Предположим, что свойство, определяющее бесконечность, — это непознаваемость. 67. Когда невозможно охватить чтолибо пониманием, то невозможно понять и его сущность. 68. Но это свой
ство, присущее священному началу, в равной мере соответствует и свойству дурного начала, которое вовсе не заключается в осознании4. 69. И говорить о такой особенности бесконечности, которая недоступна собственному пониманию того, что заключено у нее внутри, странно, (70) потому что осознание воспринимает всю совокупность. (71) И совокупность названа целым из-за присущих ей всеохватывающих свойств. 72. А то, что может быть охвачено из вне, явно имеет границы. 73. Если осознание происходит изнутри, то ему не нужно ничего охватывать снаружи, следовательно, не создается границ и пределов. 74. Значит, существующей бесконечности присуще бесконечное самоосознание. 75. Важнейшее знание для мудреца— это осознание им при помощи своей мудрости его собственной природы, происхождения и присущих ему качеств; (76) говорить о том, кто не осознал своей собственной природы, происхождения и присущих ему качеств, но считается мудрым относительно чегото другого, очень странно.
77. Можно сказать, что бесконечность не заключена в том, что недоступно пониманию ее сущности, (78) в том смысле, что существует присущая ей мудрость, но невежество тоже находится в бесконечности; существует свет, но то, что не освещено, находится в темноте; создана жизнь, но те, кто не придерживаются жизни, умирают и при этом не осознают происходящего.
79. В отличие от них я считаю, что существующие свет и жизнь являются частью бесконечности, присущей Времени5. 80. Если эти части существуют как свойства Времени, значит, люди должны
понимать, что любая часть существует вследствие возможности того, что совокупность, составленная из разнородных частей, могла бы быть принята за целое и названа совокупностью. 81. Но предметы, объединенные таким образом, не определяют свойств данной совокупности, (82) а только указывают на то, что заключенные в нее предметы обладают какими-то качествами. 83. В таком случае любая образующаяся часть будет иметь ограничения и все производные этих частей также несомненно должны иметь ограничения и пределы в своем существовании.
84. Что касается их мнения о том, что полученные части дают представление о природе того, от чего они отделены, (85) то выходит, что полученная часть такая же, как и то, из чего она сделана; это справедливо лишь в том случае, если мы
рассматриваем ограниченный предмет [а не бесконечность] и отделенную от него часть.
86. Вот еще пример тому, что бесконечность не может быть частью чего-то, (87) в отличие от частей, которые помещаются в совокупности, (88) и частей, которые могут быть собраны в целое — доказательство ограничения, (89) о котором я упомянул выше. 90. Таким образом, я не согласен с их выводами о существовании и происхождении, так как их доводы показывают лишь то, что
они существуют. 91. Все, что получено в результате,
(92) о б ъ я с н я е т с я свойствами того, от чего полученное берет свое начало.

1 Получается, что в любом случае человек служит Ахриману, хоть он и пренебрегает заботами о мире как создании Зла,
хоть он его и разрушает, что такой же промысел Ахримана.
2 Если довериться такому взгляду, то получается, что добро и зло взаимосвязаны между собой, взаимодополняют и нуждаются друг в друге как волосы и перхоть, зубы и кариес, нос и насморк. Абсурдность такого утверждения очевидна.
3 Нужно понимать, что это не объединение подобия в том смысле, что противоположные процессы, свойственные целостности и возмущениям, не находятся в плоскости одних и тех же категорий, но сами категории, которыми описаны и целостность, и возмущения умещаются в бесконечности.
4 Сама бесконечность не творит, а только является местом и временем, где происходят события, поэтому на нее не может
быть возложена ответственность за происходящее в бесконечности зло. (подробнее см.: Олма-и Ислам).
5 В данном случае вполне справедливо считать Время, написанное с большой буквы, именем Зервана.

93. Это можно объяснить, как и то, что созданные пределы, полученные в результате, обладают свойством ограничения, а не бесконечности, и все равно они находятся в бесконечности.
94. Кроме этого, скажу, что бесконечность, прибывая в состоянии покоя, обладает гармонией с множеством вариантов развития, (95) но ей не присуще создание возмущений и беспорядка. 96. То есть, если две первопричины рассматривать как обладающие безграничным всемогуществом в своем волеизъявлении, то небеса и земли, рост и жизни, светила, небожители и архангелы, и множество конфессий с различными названиями могут происходить от двух различных
бесконечностей и не могут быть ничем ограничены1. 97. Что могло бы быть сделано и находится внутри (98) двух первопричин, если бы они находились в покое? 99. Если возможности реализовать свои желания у ограниченной сущности бесконечны, то где должны размещаться все предметы, которые существуют по ее желанию2 и которые существуют и были и будут сделаны? 100. Если сущность, которая названа безграничной, может стать ограниченной, то, что помешает стать ей ничем; (101) и то, что они говорят о бесконечной борьбе (и невозможности раздельного существования Добра и Зла), странно.
102. Вы также должны понять, что помехи, возникающие в бесконечности, не присущи ей изначально; (103) но раз они существуют, то не могут существовать вне бесконечности. 104. Не понятно, что может существовать за гранью бесконечности (у нее же нет границ!), (105) такое утверждение бессмысленно, такой предмет невозможно п р е д с т а в и т ь … и рассуждать о нем — пустая трата времени; любые решения добавят неразберихи и нисколько не прояснят нам того, о чем мы стремимся узнать. 106. Если Мани легкомыслен но заявляет, что бытие является бесконечным, как и познание, то узнавать о бесконечности путем изучения того, что о ней уже известно и к тому же утверждать, что познать бесконечность невозможно3, (107) мысль еще более странная и непонятная. 108. Всякое знание, не происходящее от осознания самого себя, (109) не дает завершенного понимания тех вещей, которые узнают путем изучения того, (110) что заключено в знании.
111. Любое сформированное знание охватывает только определенную (ограниченную вопросом) часть внутри бесконечности4, (112) ничто нельзя полностью понять, кроме того, что раскрывает природу предмета изучения, (113) знание чего-нибудь возникает через осознание этого предмета изнутри. 114. И полное понимание чего-нибудь возникает через полноту охвата знанием предмета.

1 То есть выходит, что правильно, то и хорошо, и плохо, а значит «плохо» не надо стремиться изменить на «хорошо».
2 Это напоминает могущество джина, но заключенного в лампу, рабом которой он является.
3 То есть таким образом можно узнать только то, что уже известно об этом предмете и нельзя узнать ничего об еще не открытой части бесконечности.
4 Отсюда мысль, что излишние знания умножают страдания и суету. Это происходит вследствие того, что познается не бесконечность, а установленные догмы или досужие рассуждения о мироустройстве.

Разделы: 
Rus
06 Хаурват день.
11 Вохумана месяц.
3754 год ЗРЭ

Хаурват день (Ав. Хаурватат) Цельность (Целостность или Здоровье). Покровитель вод.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:35
Завтрашний день начнется в: 09:34
Текущее время Ушахин-гах, осталось 00:45 часов.
Хаван-гах будет в 09:34 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники