СТОРОНА ПОКЛОНЕНИЯ У ЗОРОАСТРИЙЦЕВ. Малахова Н., Старостин К

Опубликовано star72 -

СТОРОНА ПОКЛОНЕНИЯ У ЗОРОАСТРИЙЦЕВ

Обмен мнениями

Куда возносить свои молитвы, в какую сторону света направлять свои помыслы во время данного священнодействия? Все традиции по - разному отвечают на этот вопрос. Например, в Коране говорится, что молящийся пророк обращал свое лицо в разные стороны неба (2:139). А в Средневековье была узаконена священная сторона — Кибла (на правление на Каабу), место в Мекке, в котором пророк ислама Мухаммед получил свое откровение. Именно этому направлению надо следовать любому правоверному мусульманину при совершении молитв — намазов. В христианстве предпочтительным на правлением всегда считался восток. В буддизме есть понятие восьмиричного пути избавления от страданий. Во все времена люди понимали, что направление лика при молении позволяет сфокусировать и направить душевную энергию молящегося в нужную сторону. Какая же сторона для молений считается наиболее важной в зороастризме, древнейшей мировой религии, предтечи всех современных религий?

Приведем цитату из зороастрийской книжки доктора Манучехра Манучехра Пура «Узнаем и будем гордиться» (Кратко об основах зороастрийской религии / Пер. с фарси Т.Ч.Бобрицкой. Из- дат.-культурный центр «Фравахар», 1377 (1998).

Сторона поклонения (гэбле) зороастрийцев o это свет и сияние. Значение света, его важность с точки зрения жизни и здоровья живых существ трудно переоценить, ведь без света на земле не осталось бы ни одного активного живого существа. Именно поэтому зороастрийцы, всегда почитавшие благие дары Ахура Мазды, во время обращения к Господу поворачиваются лицом к его наивысшему дару o свету. И, почитая свет, на самом деле почитают Ахура Мазду, который есть Творец такого благогодара. Но обращение зороастрийцев во время молитвы лицом к свету или огню, который производит свет, является всего лишь стороной поклонения, выражением уважения к свету, но никак не поклонением огню.
Для лучшего и более полного освещения данной темы приведем отрывок из книги господина мобеда Ростама Шахзади «Религия и знание» (том 1): «Сторона поклонения зороастрийцев, или кибла, o это свет и сияние, потому как единый Господь, который есть Творец всего бытия, не может избрать какое-либо отдельное, особое место или сторону, ибо всякое сияние берет начало из бесконечного сияния Господа. Аша Зартошт наставлял, чтобы во время почитания Единого Господа мы обращали свое лицо в сторону света, дабы наше внутреннее сияние встретилось и соединилось с явным, видимым сиянием, таким как Солнце, Луна или любой другой источник света, чтобы найти глубинное (истинное) сияние. Поскольку свет и сияние есть способ направления нашей мысли к любви, справедливости и величию единого судьи, зороастрийцы во время поклонения Господу должны обращать лицо в дневное время к Солнцу, а в ночное время o к Луне или другому источнику света.
Подобно тому, как Солнце, Луна или другой источник света освещают, согревают и заставляют блестеть все существующее вокруг, не имея особого направления, так и Господь Бог дает всем свою любовь, справедливость и свои дары одинаково, равномерно и гармонично, и у него нет особого места или направления»

Зороастрийцев издревле называют солнцепоклонниками или огнепоклонниками, так как все свои молитвы они возносят в направлении источника света — ярко пылающему Солнцу, Луне или живому полыхающему огню ритуала. Считалось, что только они способны хоть как-то отразитьбытие всемогущего Творца в нашем мире. Поэтому любые изображения Бога были запрещены, дабы не умалить его величия, не ограничить его рамками застывшей формы. Казалось бы, все ясно и понятно, но… Во всех современных записанных священных текстах «Хордэ Авесты», используемых зороастрийцами во всем мире при ритуалах сегодня, есть маленькая добавка, которую следует прокомментировать. Все Яшты, Ньяиши и другие священные тексты завершаются некоторой молитвенной вставкой, которую необходимо произнести лицом на юг, независимо от источника света.
Современное персидское слово («гэбле») имеет несколько значений (1) :
1) кибла (сторона, к которой обращаются лицом мусульмане при молитве), направление к Мекке;
2) юг, южная сторона;
3) обетованная земля, страна.
Однако есть и другие интерпретации этого слова. Например, в словосочетании («гэбле ходжат») оно имеет значение чья-либо «опора», «надежда» и даже «всевышний бог». А в словосочетании («гэбле дэхкан» — «зардошт»), т. е. употреблявшемся в зороастризме в устной метафорической форме, согласно словарю, означает «огонь». Дословный перевод словосочетания «гэбле дэхкан» — «кибла земледельцев», или «сторона, к которой обращаются во время молитвы земледельцы». Земледельцами в те далекие времена на Иранском нагорье были осевшие там древние арии, называемые также «огнепоклонниками», поскольку во время обращения к Господу (во время молитвы) они всегда обращались лицом к огню. Так не является ли стороной, к которой обращаются во время молитвы зороастрийцы, просто огонь?
_______________________

1 Персидско-русский словарь: В 2 т. / Под ред. Ю.А.Рубинчика. М.: Институт востоковедения АН СССР Советская энциклопедия, 1970.

Zoroastriici s barsomami.jpg
Зороастрийцы с барсомами. Рельеф лестницы ападаны в Персеполе. Иран

Во многих иранских книгах и текстах направлением поклонения зороастрийцев называется юг. Вероятно, это связано с тем, что на территории Ирана — главном месте распространения зороастрийской религии и написания первых зороастрийских книг — на севере страны находится гора Демаванд, в которую, согласно древнейшим преданиям, заточен Аждахак — трехглавый змей, сильнейший из дэвов, созданный Ангра-Майнью на погибель мира и правды. И потому во время молитвы именно иранские зороастрийцы обращались лицом к югу, а спиной — к северу, отворачиваясь таким образом от Аждахака, т. е. от сил зла. Более подробно об этом см. книгу Монана Джи Нуширвана Джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времен до наших дней», в которой говорится: «Как и в авестийский период, в это время [пехлевийский период, III–IX вв. н. э.] северная сторона считалась адской, а входом в ад считали вершину огнедышащей горы Арезур, или Демаванд» (Пехлевийский Вендидад, р. 3; «Дадсэтанэ дини», р. 33).

Таким образом, возможно, именно в этом и заключается историческое объяснение отношения персов-зороастрийцев к сторонам света во время молитвы.

Неоднократно в Авесте упоминается бог ветра Вата, имеющий две ипостаси — южный и северный. Южный ветер считался символом добра, он нес тепло и благо, а северный, несущий холод и ненастье, соотносился со злым ликом Ваты. Северный ветер неоднократно порицается и отвергается, например, в девятой строфе гимна Аше Вахиште говорится:
«Лживейшее из лживых слов — прочь,
распутство колдовское — прочь,
распутство мишурное — прочь,
ветер, летящий с севера— прочь,
ветер, летящий с севера — сгинь!
».

Солнце проходит свой зенит в момент Рапитвины, когда тени минимальны, а тепло и свет Солнца — наибольшие. Только в это время молитва совпадает с направлением на юг. Возможно, именно это стало причиной порицания северной стороны и обращения молитвы на юг. Но из устных мифов Авесты мы знаем, что север — священнейшее направление для зороастрийцев, для арийской цивилизации. Именно на севере, в районе Северного Ледовитого океана находилась прародина ариев — материк Арктида, на севере Урала располагалась легендарная страна Хванират. Многочисленные научные исследования подтверждают единство индоевропейского народа, имеющего свой исток на севере.

А вот южная сторона у зороастрийцев всегда ассоциировалась с вторжением духа зла, Ахримана. Те же мифы Авесты сообщают, что Ахриман вторгся в пространство Земли именно с южного полушария, пробив материк Антарктида. Там, на Земле Уилкса, найдена скрытая подо льдами гигантская астроблема (воронка, наподобие кратера), имеющая около 240 км в диаметре. Интересна история открытия этого кратера. В 1958–1960 гг. во время работ французской и американской экспедиций здесь были установлены некоторые аномалии силы тяжести.
Загадка их разрешилась при сопоставлении данных обеих экспедиций. Район отрицательной аномалии силы тяжести имеет форму круга диаметром 240 км, а сама аномалия очень похожа на те, которые наблюдаются вблизи больших метеоритных кратеров. Удалось установить, что аномалия частично вызвана существованием впадины внутри кратера, а частично разрыхленными при падении метеорита породами. Этот кратер самый крупный на Земле, но для исследований он скрыт толщей льда.
Для сравнения: самый крупный из достоверных (находящихся на поверхности земли открыто) метеоритных кратеров — Попигайская котловина, имеющая возраст 30 млн лет. Она расположена на севере Сибирской платформы, в бассейне реки Хатанги, в долине ее правого притока реки Попигай. Размеры внутреннего кратера составляют 75 км, а диаметр внешнего — 100 км (в 2,5 раза меньше антарктического!).

Известна загадка атласа Бахрие, составленного турецким адмиралом Пири Рейсом в 1513 году на основе 14 гораздо более старых карт, 8 из которых, как указано в надписях атласа, восходили к временам Древнего мира. Атлас был приобретен европейскими востоковедами в 1789 г. и публиковался в 1881, 1929 и 1935 гг. Но сенсацией он стал только в 50-х гг. XX в., когда выяснилось, что на нем изображена Антарктида без ледяного покрова, причем как архипелаг, что подтвердилось только недавно с помощью специальной зондирующей аппаратуры. А ведь в основу этих карт легли знания древних ариев, помечающих Антарктиду как запретную землю.

Взаимосвязь открытия и изучения самого южного материка с бедствиями человечества подтверждают серьезность данного запрета. Древние предостерегали не просто так.
Согласно мифам Авесты и «Зерван-Намага», Ахриман пробив Землю насквозь, попытался вырваться наружу в северной части земли (в районе полуострова Таймыр), но был задержан и запечатан светлыми силами. Поэтому северная сторона для зороастрийцев всегда была связана в первую очередь с предками, с истоком Рода, а также с защитой, дополнительной силой для ограничения сил зла.

Аргументы о том, что юг связан с теплом, а потому с благом и добром, не совсем состоятельны. Ведь если сопоставить температуру северного и южного полушарий Земли, то получится, что южный полюс холоднее северного на 8 градусов. Полюс холода Земли (порядка 80 гр С) находится в южном полушарии. А холод всегда связывался с силами зла. Считалось, что ад обжигает не жаром, а холодом. В нашем мире температура имеет ограничения в отрицательных значениях. Абсолютный ноль — минус 273,15 гр.С, при котором прекращается любое движение атомов. А вот положительные значения температуры, связанные с миром Света, ограничений по сути не имеют, температура некоторых звезд достигает миллионов градусов.

Авеста смогла дойти до наших дней благодаря тому, что она передавалась изустно, сохранив истину, благодаря живым носителям знания. Зороастрийцы считали, что письменность — это подарок Ахримана, она годится только для бытовых нужд, а не для передачи сокровенного учения. Записанное слово становится «мертвым», его можно трактовать как угодно.
В зороастризме считается, что изменения в священные тексты может вносить только тот, кто успешно выдержит ордалии. В зороастрийской истории на века будет особо почитаемым имя Адур-бада-Мантраспента, зороастрийского священника, который доказал правоту своих внесений в тексты Авесты, выдержав ордалию — вылитую на грудь расплавленную медь. Что-либо изменить в современной Авесте, восстановить истину сможет только новый смельчак, согласившийся на прохождение ордалий.
Как же быть с направлением молитвы? В спорных случаях лучше всего возносить молитвы на источник света, огня. Ведь в нем всегда присутствует частица Творца, и Огонь разберется и донесет все наши помыслы к Ахуре Мазде.

Главный редактор журнала «Митра» П.П.Глоба по этому поводу высказал следующее мнение.

Про южную землю, Антарктиду, говорится в «Зерван-Намаге» , в одной из предсказательных книг, примыкающих к Авесте. Подчеркиваю, что ледяная пустыня со скованными в ней тремя миллионами демонов у зороастрийцев всегда связывалась с крайним югом. В Севере, напротив, они видели будущее благо и нисхождение божественной хварны (благодати), которая спасет человечество. А ведь севером для персов были и Урал, и Восточная Европа, и Сибирь. К сожалению, мы почти забыли мифы, повествующие о вторжении в наш мир АнгроМайнью (дьявола), который пробил Землю на сквозь, войдя в нее у южного полюса и пытаясь выйти в районе Таймыра.
Молиться всегда лучше на восток, а когда закат, тогда лучше обращать свой взор к Солнцу! По поводу юга могу сказать, что на юг молятся только в момент Рапитвины, тогда юг примиряет все времена. На севере o прародина ариев, там страна Хванират, там запечатан Ахриман, там закрыты врата ада, поэтому обязательно для защиты нужно молиться на север. Южный полюс в среднем на 8 градусов холоднее северного, поэтому аргументы о том, что на юге тепло и хорошо не совсем актуальны. К тому же, на севере храфстра так не размножается, как на юге. Если современные зороастрийцы, говорят, что север o это дэвовская сторона, тогда они отошли от своих истоков. В таком случае ариософы, такие как Герман Вирт (1), Гвидо фон Лист (2), Либенфельс (3), Зеботтендорф (4), Юлиус Эвола (5), Гербигер (6), ближе к истине.
Ариософы не имеют отношения к Гитлеру и фашизму, они писали свои труды ранее, например, Герман Вирт был наказан за свое идеологическое неподчинение. Было действительно много интересных и достойных исследований, которые вовсе не носят фашистского характера. Напротив, речь идет о том, что не следует себя противопоставлять другим. А то, что Гитлер все перевернул с ног на голову, это другой вопрос. Информация o это сильное оружие, а куда его направить o это другое дело.

Материал подготовили
Наталья Малахова,
Константин Старостин

___________________________________________________________

1 Герман Вирт (06.05.1885, Утрехт, Нидерланды — 16.02.1981, Кузель, ФРГ) — германист и археолог, историк, энциклопедист и полиглот, автор книг «Происхождение человечества», «Священная протописьменность человечества», «Хроника Ура-Линда», «Вавилонский вопрос»; создал еще одну теорию Атлантиды, которую он «обнаружил» на севере Атлантического океана, между Европой и Америкой — примерно там, где разошлись между собой Канада и Скандинавия. Автор фундаментальных трудов, в которых на основании многолетнего изучения древнейших источников утверждал о «полярном» происхождении человечества и развивал уникальную теорию календарного символизма.
2 Гвидо-Карл-Антон фон Лист (05.10.1948, Вена — 17.05.1919, Берлин). В своих книгах и лекциях Лист предлагал истинным германцам отыскивать в ландшафтах Родины, ее фольклоре и археологии сохранившиеся следы великолепного теократического ариогерманского государства, возглавляемого королями-священниками и посвященными гностиками. Он занимался каббалистикой и астрологией и претендовал на звание последнего из арманистских магов, тех, что имели власть в старом арийском мире.
3 Иорг Ланц фон Либенфельс утверждал, что родился 1 мая 1872 г. в Мессине (Сицилия), а в действительности родился 19 июля 1874 г. в пригороде Вены. Одна из статей Ланца содержала более 100 ссылок на сугубо научные исследования, что подтверждало глубину его занятий антропологией, палеонтологией и мифологией. В 1902 г. Ланц получил докторскую степень. Основатель Ордена Новых Тамплиеров. Умер в 1954 г.
4 Рудольф фон Зеботтендорф (Адам Альфред Рудольф Глауэр) (09.11.1875, Хойерсверд, Саксония — 09.05.1945, Стамбул) — последователь Гвидо фон Листа, астролог, один из основателей Ордена «Туле». Написал книгу «Прежде чем пришел Гитлер», в которой рассказал о становлении Общества «Туле». Ее издали в 1933 г. Но тут же по рейху был разослан приказ — все экземпляры книги собрать и уничтожить.
5 Юлиус Эвола (19.05.1898, Рим — 11.06.1974) — итальянский мыслитель, эзотерик, художник и писатель. Интересовался оккультизмом, алхимией, теорией магии, восточными эзотерическими практиками, в частности ламаизмом, йогой и тантризмом. Опубликовал «Протоколы сионских мудрецов» на итальянском языке в 1937 г. и написал к ним предисловие.
6 Ганс Гербигер (1860–1932) — теоретик доктрины «Вечного льда». Он стал одним из пророков мессианской Германии и после смерти удостоился титула «Гениальный открыватель, благословенный Богом».

Разделы