МАГИ В ИСТОРИИ ИРАНА. Галина Соколова

5-й наск Авесты – Двасдах-хамасп «О начале творений верхнего и нижнего мира»

Митра №11 (15)

Галина Соколова


МАГИ В ИСТОРИИ ИРАНА

(О причинах падения державы Ахеменидов)

О культе мидийских магов известно немного. Одно из значений слова «маг» – очиститель. Это человек, умеющий выполнять определенные ритуалы, произносящий при этом магические заклинания. Но не только. В древности маги владели сакральными знаниями и тайновидением, знали астрологию и космогенезис, могли мыслью управлять ситуацией и с помощью магии голоса и звуковых вибраций корректировать энергетическое поле человека, исцелять от разных недугов и болезней, увеличивать силу и возможности своих соплеменников, очищать пространство от хравстры и многое другое. Свою жизнь они строили в соответствии с движением звездного неба и морально-этическими законами космоса. Из дошедших до наших дней источников мы знаем, что маги были мидийскими предсказателями и жрецами и играли важную роль в государстве. Письменных источников от магов не сохранилось, так как они отдавали приоритет устному слову, а письмо считали подверженным влиянию Ахримана.
На стене дворца Ападаны в Персеполе сохранилось рельефное изображение мидийских магов, и мы можем увидеть, как они выглядели внешне. На голове такого мага – войлочная шапка, рот прикрыт, в руках он держит ритуальный предмет.

Midiiskii Mag.jpg
Мидийский маг. Рельефное изображение. Персеполь

В древнем Иране были две основные религиозные традиции. Одна из них имела отношение к Мидии, а другая – к Персиде. Обе они развивались самостоятельно вплоть до объединения Киром II (550 г. до н. э.) обеих областей в единое государство. При этом «центральной фигурой иранских культов был Ахура-мазда, а под каждой религиозной традицией скрывалось ни что иное, как совокупность местных верований, обрядов и культов». Б. И. Кузнецов в своей книге «Древний Иран и Тибет» (СПб.: Евразия, 1998. С. 208) пишет: «Мидийский маздаизм распространялся через жрецов-проповедников из восточно-мидийского иранского племени магов на иранском языке. Это учение было в Мидии официальным уже в начале VI в. до н. э., но не все его придерживались и не все предписания обрядов и установления соблюдались даже его приверженцами».
Тем не менее Мидия была сильным государством не без помощи и содействия магов. Сохранились сведения о том, что Куруш Великий, внук последнего царя Мидии – Астиага – был воспитан мидийскими магами. Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам он выдвинулся и стал основоположником Ахеменидской державы, в состав которой вошла и Мидия. При этом она сохранила свои экономические связи и религиозные традиции. Согласно греческим авторам, а именно Ксенофонту (Киропедия. VIII. I. 23), Кир II ввел в Персии мидийское жречество, а в своей религиозной политике отличался веротерпимостью ко всем религиозным культам.

Б. И. Кузнецов отмечает, что «вероятно, со времени Кира также и персидские жрецы получают возможность проповедывать в Мидии, во всяком случае со времени покорения Мидии две маздаистские традиции, несомненно, вступают в контакт и оказывают взаимное влияние одна на другую». Литературные источники свидетельствуют о том, что в Персиде в тот период времени была свобода вероисповедания. Персы признавали любых богов, при этом главные боги чужих религий отождествлялись с иранскими по сходным признакам и атрибутам. Безусловно, на формирование религиозных традиций оказало существенное влияние и присоединение к Персии Вавилона и Ассирии. Б. И. Кузнецов пишет, что «мидийская религиозная традиция, проводниками которой были маги, не могла при первых Ахеменидах слишком разительно противоречить персидской традиции, не говоря уже об антагонизме между ними. Если противоречия между ними и были, то скорее политического характера» (Кузнецов Б. И., с. 208–209).
Благодаря поддержке мидийских магов, являющихся хранителями сакральных знаний, Куруш смог расширить территорию Ахеменидской державы и закрепить свои позиции на завоеванных территориях. В период его правления мидийские маги пользовались почетом и уважением. После смерти Кира в 529 г. до н. э. царем Ахеменидской державы стал его сын Камбиз, который продолжил политику отца по расширению границ государства и отправился в Египет. Завоевав его, он предпринял еще ряд походов, чтобы подчинить себе другие народы Африки, но потерпев поражение, вынужден был вернуться. На обратном пути при загадочных обстоятельствах он погибает. Сохранились сведения о том, что умирая, он якобы просил о том, чтобы после его смерти «только бы власть не доставалась мидийским магам».
Это, конечно, была ложь, к которой прибегли те, кому нужно было скрыть следы своих преступных деяний. Фактически же ситуация была противоположна той, которая выдавалась за действительность.
Камбиз был прекрасным полководцем, достойным сыном своего отца Куруша Великого. Однако до нас дошло много информации, очерняющей его. Воссозданный образ весьма далек от истины. Это типичный пример создания черного пиара в нашей истории. Современники Камбиза, отнявшие у него законную власть и жизнь, очень хорошо постарались, чтобы скрыть то, что было на самом деле. Ведь дальний родственник Камбиза Дарий практически организовал и осуществил государственный переворот, устранив двух законных наследников Куруша. После завоевания Египта Камбизом Египет был одной из сатрапий Ирана и вынужден был платить дань и подчиняться его правителю. Это не устраивало хитрых египтян. И Дарий воспользовался этой ситуацией и с помощью египетских жрецов устранил Камбиза. Он также распустил слух о том, что тот убил своего брата Бардию и придумал душещипательную историю о самозванце-маге Гаумате, а под этим предлогом расправился с законным наследником и его окружением, причем крайне жестоко. На самом деле маг Гаумата – ни кто другой, как сын и законный приемник Куруша – Бардия. Некоторые историки говорят об этом, но их аргументы звучат неубедительно, так как сохранилось много лжесвидетельств, в том числе Геродота, в пользу Дария. Рано или поздно, но тайное становится явным, и преступление, если оно совершается, становится очевидным и проявляет себя во всей своей ужасающей силе. Так и Дарию, как бы он не старался, не удалось до конца скрыть следы своего чудовищного преступления против своих соплеменников. Они прекрасно знали, кто он и кто такой маг Гаумата. Поэтому весь Иран практически восстал против узурпатора власти Дария. Все восстания были жестоко подавлены и над их зачинщиками была учинена кровавая расправа. Чтобы запугать людей и остановить волну непокорства, Дарий прибегнул к чудовищным зверствам, отрезая уши, носы, выкалывая глаза и сдирая кожу с руководителей восстаний против его власти. Душа содрогается, когда читаешь про эти зверства. Мог ли такой человек быть проводником чистой религии Заратуштры или использовал религию в качестве прикрытия своих злодеяний? К сожалению, второе более очевидно.

Kir_1.gif
Кир Великий

Такова была тонкая интрига хитрых египетских жрецов, в которой Дарий был всего лишь орудием для разрушения сильнейшей молодой державы. Это подтверждает дальнейшее взаимодействие Дария с египтянами. После того как Дарий занял персидский трон, Египту была предоставлена полная свобода. Влияние египетских жрецов на Дария подтверждают и персепольские рельефы, и скальные гробницы Накше-Рустама. Ведь они создавались по аналогии с египетским ритуалом захоронения правителей страны. При вскрытии гробниц в Накше-Рустаме были обнаружены мумии царей.

Косвенно о преступлении Дария свидетельствует и Бехистунская надпись, которая подтверждает то, что Дария никто не признавал. Явным свидетельством узурпации власти Дарием является и изображение на рельефе главного символа зороастрийской религии и поддержки предков, символа, показывающего божественное благословение над царем – Фравахара, который на Бехистунской скале парит точно над магами, а не над преступником-царем, попирающим победоносно законного приемника Великого Куруша. У Дария не было благословения на власть от Фравахара. И все последующие изображения, где над Дарием парит символ Фравахара, можно считать позаимствованными сюжетами. С помощью сильнейшей символики чистой религии Дарий пытался скрыть свои чудовищные преступления от потомков и утвердиться во власти. И это ему удалось, но на определенное время. Сила Дария была велика, но время для него и его потомков небезгранично. И вся последующая трагичная судьба его потомков является самым убедительным доказательством его преступлений. Узурпация власти наложила свой кармический отпечаток на судьбу его рода. И все потомки Дария несли в себе этот разрушительный ген, что в конечном счете и стало истинной причиной страданий и трагедий с его наследниками и привело к краху великую и могущественную державу Ахеменидов. Это хорошо прослеживается даже по весьма краткой информации о судьбе потомков Дария-узурпатора.

Наличие в Персидском государстве двух религиозных традиций создавало потенциальную возможность для дворцовых интриг. И Дарий ловко воспользовался этой ситуацией, обвинив мидийских магов в узурпации власти, хотя в действительности узурпатором был он сам. Действия Дария – это просто удобный политический ход. Совершенно очевидно, что в борьбе за власть, за «лучшее место под солнцем», используются все средства, и расправа над магами была нужна для занятия трона. В дальнейшем притеснения магов продолжались. Это было связано с тем, что маги владели сакральными знаниями и их многие боялись, неудивительно, что у них было много врагов. В итоге, конечно, те, кто был причастен к уничтожению хранителей древних знаний, получали воздаяние. Попробуем проследить, как это отразилось на потомках Дария I. Будем считать его первым поколением в роду царей Ахеменидской державы, так как он не был близким родственником Кира и его сыновей, а нам известно, что на первое поколение в роду возлагается особая ответственность перед последующими шестью поколениями потомков.

Итак, заняв трон, Дарий I не только смог удержать власть, но и расширил границы доставшейся ему державы и во много раз приумножил ее богатства благодаря, конечно, очень жестким мерам. Страх перед жестоким кровавым правителем вынуждал народ к подчинению. Никогда Ахеменидская держава не была столь сильна и могущественна, как при Дарии I. Несмотря на его порой чудовищную жестокость в подавляемых бунтах, все-таки следует отметить, что он был блестящим полководцем, мудрым политиком и умелым реформатором. Для укрепления государства и закрепления своих полномочий Дарий предпринял ряд эффективных мер: разделил страну на 23 сатрапии, во главе каждой поставил знатных персов, усилил и обновил армию, ввел единую монетную систему в стране, построил новые дороги, наладил сообщение, начал строительство новой столицы державы – Персеполя и сделал еще многое-многое другое. При Дарии главенствующей религией в государстве стала зороастрийская религия. Ахура Мазда был провозглашен главной божественной сущностью и советниками царя стали персидские зороастрийские жрецы. А мидийские маги с их сакральными знаниями, после подавления
бунта, уже не пользовались такими полномочиями, как при Кире Великом.

Совершенно очевидно, что и Кир, и Дарий в своих действиях руководствовались идеологическими принципами, которые сформировались к тому времени в обществе. Дарий правил страной 36 лет. В 486 г. до н. э. в возрасте 64 лет Дарий погибает и его место на троне занимает его сын Ксеркс I (второе поколение от Дария I – резонансная взаимосвязь, вхождение в общество или отстранение от него). Его матерью была дочь Кира – Атосса, на которой Дарий женился, взойдя на трон.

В отличие от своего отца, Ксеркс не обладал столь сильным и жестким характером и это отразилось на положении дел в государстве. Историки пишут, что к концу правления Ксеркса амбары были пусты и ему пришлось отстранить от государственных дел более 100 чиновников. Для укрепления своей власти Ксеркс проводит религиозную реформу, но «из всей последующей истории Ахеменидской державы видно, что реформы Ксеркса не привели к созданию единой государственной, монотеистической религии» (Кузнецов Б.И., с. 222). В конечном итоге поступки Ксеркса привели к активизации его противников и после 20 лет правления он и его старший сын (третье поколение от Дария I – несение креста, передача талантов и способностей) были убиты заговорщиками. После этого царем Ахеменидской державы становится младший сын Ксеркса – Артаксеркс I (также третье поколение от Дария I).

В период правления Артаксеркса расправа над магами приобрела еще более тотальный размах, чем во время захвата власти его дедом Дарием I. Так, за несколько дней, по наушничеству и благодаря ловко сплетенным интригам любимой жены Артаксеркса – Эсфири – и ее воспитателя Мардохея, были уничтожены 75 тыс. лучших людей страны, цвет нации, в том числе владеющие сакральными знаниями маги и их семьи. Но это не принесло счастья и удовлетворения правителю, допустившему такой непростительный промах, и в последующем трагически отразилось на участи его потомков и государства в целом.

Артаксеркс I правил 41 год. В период его правления Ахеменидская держава была сохранена в прежних границах, но внутри страны было много противоречий и проблем. После смерти Артаксеркса I его место на троне занял его старший сын Ксеркс II (четвертое поколение от Дария I – защита или лишение иммунитета), но он продержался у власти только 45 суток и был убит в своей спальне. Власть захватил другой сын Артаксеркса – Секудиан (тоже четвертое поколение от Дария I), но через год, не имея поддержки, он вынужден был сдаться, после чего был казнен. Власть перешла к третьему сыну Артаксеркса – Дарию II (также четвертое поколение от Дария I), который был правителем державы 19 лет. После него власть унаследовал его сын Артаксеркс II (пятое поколение от Дария I – принцип воздаяния, которое может быть как хорошим, так и плохим, в зависимости от заслуг предыдущих поколений), который правил страной 45 лет и умер в 86 лет. У него было 336 жен и наложниц и более 150 детей.

Во время правления Артаксеркса II его старший сын Дарий (шестое поколение от Дария I – передача хварны или дисбаланс, срезание) был уличен в заговоре против отца и казнен, а его средний сын Ариасп (также шестое поколение от Дария I) покончил жизнь самоубийством. После смерти Артаксеркса II власть перешла к его младшему сыну Оху, который

plenenie Dariem.jpg
Пленение Дарием I мидийских магов во главе с Гауматой

принял имя Артаксеркс III (шестое поколение от Дария I). Придя к власти, опасаясь за свою жизнь, он убил 80 своих братьев за один день. Прибегнув к такой жестокой мере против своих ближайших родственников, Артаксеркс III смог 20 лет удержаться на троне. В конце жизни он был отравлен его личным лечащим врачом. И власть перешла к его сыну Арсесу, принявшему имя Артаксеркс IV (седьмое поколение от Дария I – передача силы или лишение ее), который через 2 года правления был убит вместе со своей семьей.

После смерти Арсеса был возведен на трон правнук Дария II, царь Армении Кодоман, принявший имя Дария III (также седьмое поколение от Дария I), которому к тому времени исполнилось 45 лет. Дарий III оказался последним царем Ахеменидской державы. Его судьба в итоге стала, пожалуй, самой драматичной и трагичной. Дарий III правил страной 6 лет. Имея в своем распоряжении превосходное войско, во много раз превышающее войско Александра Македонского, Дарий III проиграл битву и, проявив малодушие и трусость на поле боя, бежал. А затем принял смерть от руки предавшего его военачальника Бесса. Все богатства могучей и великой державы были захвачены и разграблены завоевателями. Прекрасный город Персеполь был сожжен и превратился в руины. «Авеста», священная книга зороастрийцев, хранившая древнее знание для потомков, записанная золотыми чернилами на 12 тыс. воловьих шкур, тоже была уничтожена.

Итак, на протяжении семи поколений царей Ахеменидской державы отчетливо прослеживается, как действует закон воздаяния за совершенные злодеяния. Нам известно из лекций П. П. Глобы по передаче родовой информации, что седьмое поколение – это итог шести предыдущих поколений. Именно в седьмом поколении происходит передача силы от первопредка или, как воздаяние, отъем таковой, что в итоге и случилось с Дарием III. При хорошо оснащенной армии он оказался в изоляции и чувствовал себя слабым и беспомощным. Кроме того, Дарий III является также пятым поколением от Артаксеркса I, допустившим поголовное уничтожение цвета нации – магов, по наущению Эсфири и Мардохея. А в пятом поколении действует принцип воздаяния за содеянное в первом. Митра наказывает жестко, но справедливо, что и проигралось классически в судьбе последнего царя великой державы. И, к огромному сожалению, светлая и чистая религия – зороастрийская, которая была главенствующей в эпоху Ахеменидов, и вера в Ахуру Мазду не смогли защитить правителей сильной и могущественной державы от падения и краха, так так на протяжении семи поколений в роду обладающие силой, властью и огромными богатствами цари неоднократно нарушали морально-этические законы и сами участвовали в кровавой бойне, чтобы удержаться на троне.

Ничто не проходит бесследно и трагедии не происходят случайно. Как правило, это итог деяний рода. Ведь как заслуги, так и грехи предков отражаются на судьбе последующих поколений в любом роду, будь то царский род или род обычного простого человека. Взлеты и падения всегда закономерны, хотя часто их причины скрыты от видимого зрения. Это подтверждает даже самая краткая информация о семи поколениях царей из древнего рода Ахеменидов, в истории которого было все – сила и власть, обладание всеми сокровищами мира, блеск и слава. Им многое было дано, не дано лишь право посягать на жизнь других, преступая законы человеческого сообщества. И каждый из нас никогда не должен забывать об этом, если желает своим потомкам счастливой судьбы.
Впоследствии, спустя несколько столетий, была предпринята попытка восстановить утраченное знание и под руководством первосвященника и магазерванита Тансара был записан единый текст Авесты на основании существующих копий. А в дальнейшем приемник Тансара – Картир, мобед мобедов при пяти правителях Сасанидского Ирана – продолжил работу по восстановлению древнего знания. Благодаря его усилиям текст «Авесты» был воссоздан, однако государственные чиновники, недоброжелательно настроенные, приложили немало усилий к тому, чтобы зерванитские темы из религиозных текстов с годами были выхолощены.

Несмотря на то, что правители Сасанидского Ирана, когда зороастризм был провозглашен государственной религией, получали власть из рук священнослужителей (а некоторые из них были зерванитами), что подтверждают скальные барельефы Накше-Раджаб и Накше-Рустам, многих это явно не устраивало. Служители Ахримана придумывали новые, более изощренные методы для ослабления влияния хранителей сакральных знаний. Так, эти знания присваивались лжепророками, такими как Мани и Маздак, и интерпретировались ими в ложном русле. Лжепророки извращали истину и запутывали следы, сеяли в душах сомнения, давали повод назвать истинное знание ересью, хотя сами были еретиками. В результате до сих пор в научных кругах все еще бытует мнение о том, что зерванизм, сокровенное учение зороастризма, хранителями которого были мидийские маги, якобы является ересью, а маги называются мошенниками, которые ловко манипулировали правителями. На самом деле имеет место отсутствие подлинной информации, лжесвидетельства (в том числе Аристотеля) и подмена понятий. Ложью прикрывался страх быть разоблаченными, желание скрыть свое истинное лицо и жажда личной власти, будь то власть правителя над подданными или просто власть над умами других людей.

В последующем судьба также не была благосклонна к хранителям истины, которая не устраивала многих пытающихся скрыть свой настоящий лик. Поэтому магов стремились дискредитировать или уничтожить, используя при этом всевозможные средства: ложь, оговоры, возрождение еретических учений. Однако несмотря на сокрушительные удары судьбы, интриги, несправедливость, а в отдельные отрезки времени даже казни, ничто не могло помешать хранителям сокровенных знаний донести до будущих поколений то, что им было доверено их предками.
Нам выпала большая удача – прикоснуться к крупицам тех древних знаний, осознать их истинность и отделить зерна от плевел. Сохранить верность традициям наших предков ариев и адаптировать их к современным условиям – наша почетная задача.

Rus
11 Хоршед день.
02 Аша-Вахишты месяц.
3755 год ЗРЭ

Хоршед день (Ав. Хвар Хшаета) Сияющее Солнце.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 05:02
Завтрашний день начнется в: 05:00
Сейчас время молитвы !
Текущее время Ушахин-гах, осталось 04:29 часов.
Хаван-гах будет в 05:00 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

с 30/04/2017 по 04/05/2017
с 29/06/2017 по 03/07/2017

Зервано-зороастрийские праздники