Выставка в Эрмитаже

Журнал "Митра" № 11 2004 год

iran ermitage.jpg

В конце июня 2004 года в Эрмитаже была открыта новая выставка «Иран в Эрмитаже», на которую старший научный сотрудник Эрмитажа В. Г. Шкода пригласил младшего настоятеля зороастрийской общины М. Чистякова, хорбада О. Чистякову, редактора журнала Г. Соколову и художника журнала Л. Захарову. Некоторые из представленных на выставке экспонатов удалось сфотографировать.
Предлагаем вниманию читателей небольшой обзор этой выставки.
-------------------------------------------------------

Эрмитаж обладает одной из самых крупных в мире коллекций памятников культуры и искусства Ирана, исключительной по своему богатству, разнообразию, территориальному и временному охвату. Идея создания выставки возникла в связи с проведением в Эрмитаже международной конференции, тема которой «История изучения культуры Ирана на Западе». На выставке было представлено около 300 произведений из фондов музея, большая часть которых ранее не выставлялась и не публиковалась.
Основная цель выставки – отразить историю формирования коллекций иранских памятников в Эрмитаже, дать представление о наиболее значимых из них, показать в исторической перспективе основные направления изучения культуры Ирана в Эрмитаже. На выставке представлены произведения живописи, графики и различные виды прикладного искусства.
Выставку открыли произведения древние и раннесредневековые, созданные до вовлечения Ирана в VII в. в круг стран с господствующей мусульманской религией, повлекшей кардинальные изменения в культуре. Это произведения торевтики VIII–Х вв., сельджукской эпохи ХI в.– первая треть ХIII в., великолепное собрание расписанных люстром и кобальтом изразцов, некогда украшавших мавзолеи во времена правления Сефевидов ХVI в. – первая треть ХVIII в. Большое место в экспозиции заняли памятники культуры и искусства Ирана периода правления Каджорской династии (1785–1925).

iran ermitage2.jpg
Котелок. Хорасан. Вторая половина ХII в.

Формирование коллекции иранского искусства в России началось в ХVIII в. Некоторые ахеменидские, скифские и сарматские вещи эрмитажного собрания происходят из коллекции Петра I. В Сибири и Приуралье в ХVIII–ХIХ вв. были найдены многочисленные изделия восточной торевтики, в том числе сасанидские и согдийские серебряные сосуды. Одни из них происходят из кладов, другие украшали святилища местных угро-финских племен. Иранские геммы приобретались для эрмитажного собрания со времени царствования Екатерины II: при ней была куплена коллекция античных и восточных гемм герцога Орлеанского.
Наибольший интерес для нас, как зороастрийцев, представляют предметы более древних времен, когда в культуре и искусстве Ирана четко прослеживаются зороастрийские черты. Среди них – лубочные изображения легендарных царей «Кеюмарс и Хушенг», «Тахмурас и Джемшид», альбом сасанидских монет с изображениями различных алтарей огня из коллекции генерал-лейтенанта Ж. де Бартоломеи (1875), фрагмент рельефа «Персидский воин» из Персеполя (V в. до н. э., камень), который был подарен Эрмитажу; большое серебряное раннесасанидское блюдо с парфянской надписью III в., в центре которого находится небольшая фигурка барана; настенное серебряное блюдо с позолотой с изображением тигрицы на фоне дерева VI в. На выставке представлены также разнообразные бронзовые основания подсвечников ХII–ХIV вв. из Хорасана, светильник-факел ХVI в., керамические блюда с полихромной росписью, вазы, сосуды для воды, фрагменты изразцов, серебряные и золотые «Звезды ордена Льва и Солнца» с изображениями на эмали льва как символа власти, богатства и процветания, украшенные драгоценными камнями.

ranian_dish_king_at_hunt.jpg
Блюдо "Царь на охоте". Первая половина VII в. Иран Серебро с чернью

Одним из самых впечатляющих экспонатов выставки является большая булава из бывшего Царскосельского Арсенала (конец ХVIII в.). Этот экспонат весьма необычен тем, что на одном конце булавы расположена голова быка, а на другом – небольшая голова пантеры. Ни на одном из ранее встречавшихся изображений булавы головы пантеры не было. Из древних текстов мы знаем, что бык является священным животным, он связан с фравашами, культом предков. В зороастризме бык считается символом гармонии и укрепления материального мира.

biik.gif
Булава с головой быка была предметом силы священников, а может быть, и царей в древние времена. Они могли держать ее в руке во время проведения ритуалов или каких-то очень важных мероприятий.
Представленные экспонаты выставки свидетельствуют о богатстве и разнообразии культурных традиций Ирана, но вместе с тем в них прослеживается и незримое единство, объединяющее все эпохи от древних времен до наших дней.

Rus
05 Спента Армаити день.
06 Шахревара месяц.
3755 год ЗРЭ

Спента Армаити день (Ав. Спента Армаити) Святое Благочестие. Покровитель Земли.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 05:31
Завтрашний день начнется в: 05:33
Текущее время Ушахин-гах, осталось 02:59 часов.
Хаван-гах будет в 05:33 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

с 12/09/2017 по 16/09/2017