Поиск по сайту



Урал как прародина Ариев

Журнал "Митра" № 2-4
Журнал "Митра" №1 1997г
Журнал "Митра" №2 1998 год
Журнал "Митра" №2 1999 год

Надежда Бутакова

Еще в 3 0 - 4 0 -х годах нашего столетия историками и лингвистами было установле­но, что арийский этнос зародился на территории России и впоследствии распространился по всей Евразии, но обоснованного подтверждения этому до 1987 года не было найдено. Были отдельные археологические свидетельства, не связанные между собой. В 1987 году, в Караганской долине, вблизи города Магнитогорска найдено древнейшее поселение ари­ев — Аркаим, которому около 5 тыс. лет. Позднее вследствие археологических раскопок было найдено еще около 20-ти аналогичных поселений, растянувшихся на 350 км вдоль Уральского хребта.

Во 2-3-м тысячелетии в Евразийский сте­пях (на бывшей территории СССР) от Дуная до Китайской стены формируются две огромные культурные общности, аналогии которым неиз­вестны в других регионах того периода време­ни: Срубная —- на западе от Днепра до Урала и Андроновская — на востоке от Урала до Ени­сея. Где-то в XIV - XVI веках до н.э. на этой территории произошло разделение ариев на ариев и индоариев и последующий уход части их с прародины через Евразийские степи в Среднюю Азию, далее они прошли к северу от Каспия, через Оке (Амударья) и Ексарат (Сырдарья) и вместе с иранскими ариями еще какое-то время жили на юге Средней Азии, в Афганистане и соседних районах. Затем разде­лились и индоарии — создатели Вед постепенно продвигались в Индию, остальные — в Иран через Мидию (возможно, что более раннее проникновение ариев в Иран происхо­дило через Кавказ в Месопотамию), а некото­рые из них двинулись в Среднюю Азию.

Как утверждают лингвисты и историки, индоиранские и иранские языки имеют основ­ной корень — язык Авесты. К этой ветви при­надлежат также языки славянские, германские, кельтские, романские, греческий, армянский и др. Наличие общего языкового корня у всех языков указывает на их генетическое родство.

В частности, индоарийские и иранские языки представляли собой тогда единую группу (индоарийские, прежде всего авестийский и древнеперсидский — с одной стороны, ведический и санскрит — с другой).

Близкими у ариев Ирана и Индии являются также ритуал и обряды, культ огня и священного напитка хаомы. В Средней Азии потомки индоиранской ветви почитали божество хаомы и божество огня. Мужчины собирались в доме главного жреца и обращались к данным божест­вам. Жрец держал в руке барсом из тамариска, разливая священный сок из почитаемого расте­ния – хаому (эфедра), которую пили с моло­ком. Этот напиток известен и современным сартам и такжикам-мусульманам, проживающим в предгорьях и горах, а также долинах, окружаю­щих Ташкент и Фергану, Хаому гам по-прежнему готовят из девяти видов трав и как прежде запивают молоком

У ариев, иранцев и индоиранцев одним из главных богов был Митра. Авестийский герой и царь Йима, сын Вивахванта, соответствует ведическому царю Йаме, сыну Вивасванта

Общим для предков ариев - индийцев и иранцев является понятие '"Арта" — правда, космический порядок и закон.

Как мы знаем, до прихода ариев на терри­тории Ирана проживали племена хурритов, эламитов, халдов, касситов, гутнев, луллубеев. Индоарии мигрировали из Евразийских степей в Месопотамию и Иран.

По археологическим данным на Южном Урале была неизвестная цивилизация уже в XVIII веке до н.э. (предположительно — древ-неарийская)

Андроновские памятники простираются на 3 тыс. км от западных склонов Уральских гор и левого берега реки Урал через весь Казахстан я Западную Сибирь до Енисея, далее через Сред­нюю Азию до правого берега реки Амударьи, То, что андроновская культура имеет отношение к индоариям. показали раскопки уникального по сохранности поселения вблизи местности Аркаим ( о нем будет рассказано в следующих номе­рах ), а также открытие в Волго-Донском регио­не могильников, в которых захоронены воины-колесничии. В Подоньи (пос. Ливенцовка) об­наружен памятник наподобие Аркаиму полу­круглый мыс высотой 20-21 м огорожен двой­ным полукольцом мощных каменных сооруже­ний и окружен рвами. Стены представляют собой два ряда панцирной кладки, жилые поме­щения, как и в Аркаиме, расположены между двумя стенами и имеют трапецевидную форму. Планировка Ливенцовки напоминает храмовый комплекс V века до н. э. в Хорезме, который историк С.П.Толстов (1948 г.) сопоставил с опи­санной в Авесте варой, построенной Иимой.

В "Видевдате" ( 2-й фархард ) хорошо опи­сано, как Йима строил вару: ", 22.16. И Ахура Мазда сказал Йиме, говоря: О прекрасный Иима, сын Вивахванта, на материальный мир со­бираются напасть роковые зимы. которые вызо­вут выпадение густого снега.. 25.61. Поэтому ты сделай вару длиной в скаковой круг" с каждой стороны квадрата, и принеси туда семя овец и волов, людей и собак, птиц и красных пылаю­щих огней 38.123... Эту вару он закупорил зо­лотым кольцом, и он сделал дверь, и окно, само­светящееся изнутри"

Подобные постройки модели вары находят в храмах Бактрийских земледельцев, датируе­мых XIV --- ХIП вв. до н.э. Ранних аналогов и истоков в Передней Азии нет

Персы, как мы знаем, жили в специально построенных резиденциях, а не в укрепленных поселениях. Принцип постройки вары сохра­нился и в скифское время, но только уже при сооружении царских курганов. Археологи и лингвисты утверждают, что в более ранний пе­риод это были группы кочующих пастухов на колесницах, которые каждый вечер повозки ставили кольцом- тем самым образуя своеобраз­ную крепость на колесах, внутри которой нахо­дился скот.

По утверждению историков и археологов, в середине II тыс. до н. э. из-за нападений извне или жреческого конфликта началось постепенное расселение поселений ариев. Именно в этот период они разделились на ариев,переселившихся впоследствии в Иран, и индоариариев, ушедших в Индию. Люди стали строить отдельные дома, пытаясь сохранить принцип вары: дома-полуземлянки, настил деревянный, по углам столбы, четырехскатная кровля, опиравшаяся на квадратную вару в центре дома с четырьмя опорными столбами, врытыми по сторонам центрального очага.

Подобные домостроительные традиции нашли отражение в культуре скифов, савроматов, саков, ираноизычных таджиков. Потомки скифов - осетины в горных районах до сих пор строят дома, близкие к скифским. Дом состоит из 2-х комнат, хлева и жилого помещения (с очагом в центре). В доме имелось от одного до четырех запасных выходов, ведущих в соседние дома или зольники (зола у зороа-стрийцев была священна).

Это дает возможность археологам утверждать о генетической связи данных культур и народов. Дома, восходящие к данной традиции, найдены также в Бадахшане, Индостане, Ишкашиме , заселенных народами, говорящими на древних иранских и индоиранских диалектах. Наиболее изучен археологами припамирский тип постройки - прямоугольное помещение, над центром дома уложена деревянная рама, на ней - с напуском внутрь рама меньшего размера и т. д. до верху. Рамы укладываются по диагонали одна на другую, образуя ступенчатый свод со светодымовым отверстием в центре. Подобные постройки сохранились до наших дней. Этот прием впоследствии использовали буддисты при постройке своих храмов.

Тип постройки дома

Во всех вышеперечисленных постройках отопление и освещение происходило с помощью очага. Очаг же и делил дом на две половины: правую и левую (мужскую и женскую). Очаги были самые разные (от 1-го до 8-ми типов).

1-й тип - круглый или овальный очаг, выложенный камнями (обнаружен у ираноязычных таджиков в доме, где происходили собрания мужчин).

2-й тип - для приготовления еды.

3-й тип - центральный очаг прямоугольной формы. Возможно, культовый.

Круглый посвящался богине домашнего очага, квадратный считался мужским.

Последующие типы - производственные очаги, что свидетельствует о развитии ремесла. Очаги и жилища, обнаруженные на нашей территории, гораздо позднее появились у малочисленных народов Ирана и Афганистана.

Ведические арии, придя в Индию, сооружали постройки, идентичные андроневским. Похожими были и ритуалы, совершаемые при постройке дома. Возведение дома сопровождалось торжественными актами. В жертву приносили 2-3 сосуда с молоком, быка или барана, мясо которых съедалось, оставшиеся части закапывали в ритуально важных местах - под порогом входа или у очага, под опорным угловым столбом. Индусы приносили в жертву своих детей. Ведические арии, проникнув в Индию, отказались от кровавого обряда.

Важную роль при постройке дома имел "царский", т. е. главный столб. Он играл роль символа мировой оси (на которой все держится), осуществляющей по представлениям древних индоиранцев связь мира людей с небесной сферой, а древо жизни обеспечивает процветание семьи.

В Осетии, Гиндукуше, на Памире до сего времени в Навруз главный столб украшают цветами, а около него восседает глава дома, селенья.

Домашний очаг являлся святыней, вокруг него обводили невесту, вводя ее в дом, над ним давали клятву. Хозяин и хозяйка дома совершали жертвоприношение в честь Изедов и предков, В день поминовения (Фра-вардин) авестийцы приносили жертву предкам и приглашали их на трапезу.

Особым ритуалом у индоиранских народов сопровождалось вселение в дом. Первой входила хозяйка, внося наполненные до краев сосуды, затем возжигали очаг от огня, принесенного из прежнего жилища. В Индии выражение "зажечь огонь" значит начать жить своей семьей, выйдя из семьи отца.

Схожи были у этих народов и погребения. Например, саки Памира захоронение совершали внутри круглых каменных ящиков, которые делали из каменных колец. Подобный обряд захоронения сохранился в некоторых регионах Афганистана и у ираноязычных народов горного Таджикистана.

Кочевники использовали шатер по типу юрты со складными решетками. Древнейшее известное изображение юрты со складными решетками и обвязками - это зороастрийский оссуарий IV - V вв. (Самаркандский музей). Ведическим ариям тоже был известен тип разборного жилища.

Гончарное ремесло, металлургия

Исследования этнографов показывают, что технология керамического производства достаточно специфична у разных этнических групп, но четко сохраняется традиция в пределах рода. Керамика изготавливается вручную, на деревянном круге.

Сосуд, найденный на поселениях древних ариев

Историк Э. А. Грантовский утверждает, что арии на прародине гончарный круг не знали (как известно, в Аркаиме ремесло было на высочайшем уровне). Вроде как то, что сделано на круге, не принадлежит богам, т. е. была техника изготовления горшков без круга, методом кольцевого налепа. В замес глины вводили козье молоко.

В Индии сам сосуд посвящался Митре - "владыке народов", "охранителю жизненных пространств".

Помимо гончарного дела, хорошо была развита металлургия. Археологами найдены специальные очаги двух- и трехкамерные. На Урале, в Башкирии добывали золото, в евразийских степях - олово. Выплавка металла осуществлялась в поселках, о чем свидетельствуют найденные металлургические печи в Аркаиме и других поселениях Приуралья.

Одежда

Материал для одежды - мех, кожа и шерсть. Ткали одежду из шерстяных ниток. Пользоваться станком согласно Авесте научил Иима, а покровительницей была Анахита. Индоиранцы и иранцы носили распашную одежду, что и позаимствовали ханты, а штаны - китайские конники. Практически полностью костюм переняли тюркские народы, сменившие саков.

Индоиранское слово "шальвар" соответствует русскому слову "брюки", "штаны". Русское слово "куртка" - иранское "киг1аЬ>. У потомков ведических ариев костюм восходит к евразийской эпохе бронзы. Это традиционные "шальвар", цельнокроенная рубашка или распашная (справа налево) куртка и верхний распашной кафтан. Женщины носили длинное прямое платье - ками.

В Индии одежда является еще и социальным символом и эту ритуальную одежду носят: кшатрии - красную, а брамины - белую, костюм кшатриев (дваждырожденных) дополняется специальным поясом.

Средства передвижения (транспорт)

Основным главным средством передвижения были повозки, колесницы. Повозки использовались при дальних поездках. Страбон описывает жилища ираноизычных пастухов как дом на колесах ( кн. VII, 3.7), крытый войлоком или шкурами.

Колесницы использовали для военных нужд, двухколесные, запряженные, как правило, парой лошадей, с овальным или прямоугольным кузовом. У ариев колесницы были легкие-боевые, парадные и для тяжелых перевозок. Подобные колесницы описаны и в ведических текстах.

Кстати, колесничная тактика боя была распространена именно в евразийских степях уже в XVII-XII вв. до н. э. Верховая тактика боя в Передней Азии появилась лишь в начале I тыс. до н. э. До этого другие народы использовали лошадей, но без колесниц. Именно индоарии принесли с собой в Месопотамию, Ассирию, Хетское царство умение править лошадьми, пасти лошадей и различные навыки для тренировки коней. Впоследствии потомки ариев - скифы будут поставлять к иранскому царскому двору лучших лошадей.

Комплект воинского снаряжения состоял из защитного снаряжения, изготовленного из кожи, колпака в виде гребня, спускающегося вниз в виде лопасти и закрывающего шею и плечи, кожаного щита, кнута, копья, кожаного панциря для лошади, составного лука, втульчатых стрел (таких в Передней Азии не было). А лук, как написано в Гатах, - это сила знатных.

Еще недавно ученые считали, что бронзовый век на Южном Урале очень хорошо изучен. Поселения и могильники середины П - начала I тысячелетий до н.э. были объединены в Андроновскую культуру с низко развитым обществом. И только лингвисты утверждали, что корень единой языковой культуры у индоиранских народов надо искать на нашей территории. Летом 1987 г. челябинскими археологами на Южном Урале, а не ще-то там на Заладе, была открыта целая страна древних арийских поселений бронзовой эпохи, сгранагородов, где оживают древнейшие сокровенные мифы наших предков. Таким наследием мог бы гордиться любой народ...

Аркаим - центр древнейшей цивилизации, расположенной на восточном склоне древнейших Уральских гор, в чашеобразной долине, с рельефным горизонтом. Он превосходит Стоунхендас и по возрасту и по духовной культуре. Строительство Стоунхенджа велось в несколько этапов в период между 1880 и 1480 гг. до н.э., на тысячу лет позже египетских пирамид, а Аркаим, по мнению археологов, был построен не в несколько этапов, а фазу. Возраст Аркаимаоценивается в 3800 - 3600 лет. Астроархеолог К.Быструшкйн увеличивает его на целую тысячу лет, т. е. предполагает; что городу около 5000 лет.

Главным достоянием Аркаимаявляется сама конструкция, исследования которой показали в ней очень сложную и точную геометрию всех строений. Фундамента как такого в нашем понимании там нет. Вся конструкция держалась на столбовых опорах и срубах. Котлован для помещений и формирования бровок - как основа для будущих стен. Стеновые фундаменты сопряжены с рядами опорных столбов. Сама постройка развивалась в высоту, имела сплошные стены и потолок, галереи и мостовые надстройки второго этажа. Конструкция цельная, общей площадью около 20 тыс. кв. м. Центры городов были расположены друг от друга на расстоянии 40-70 км. Сельскохозяйственные угодья одного города занимали площадь радиусом около 25-30 км от поселения.

План поселения: два вписанных одно в другое мощнейших кольца оборонительных стен. Внешняя стена обнесена рвом глубиной 1,5-2,5 м. Две кольцевые улицы жилищ. припавших изнутри к стене, а в центре строения - площадка в форме немного сплюснутого круга диаметром 25-27 м. Точка сборки всех сооружений находится именно в центре на площади в цитадели. Сюда к этой точке были обращены все осевые линии зданий, улицы и выжды из жилищ. Эта же площадь, по мнению археологов, являлась главной и на ней проводились все богослужения, т. е. она была своеобразным храмом под открытым небом. Как мы знаем, древнейшие религиозные обряды наших предков не знали храмов. Они появились после того, как арии разделились.

Площадь ориентирована на северо-восток. Вся площадка окружена узкой канавкой. Археологи пишут, что в Аркаиме поражает не богатство материальной культуры, а ее духовность. Даже цвета облицовочных материалов были эстетически значимы.

Внешняя стена диаметром 150 м, толщиной 4-5 м, состояла из бревенчатых кистей, забитых грунтом с добавлением извести, с наружной стороны стена облицована сырцовыми блоками (необожженный кирпич) со дна рва и строго вертикально до верхнего среза (5-6 м).

Внутренняя стена, также вертикальная, была, вероятно, диаметром 85 м. Кольца жилищ разделены радиальными стенами. Стены были общими для каждых двух соседних помещений. Возле внешней стены -35 жилищ, возле внутренней - 25.

Археологи отмечают достаточно сложную и продуманную планировку жилищ и кольцевых улиц шириною 5,5-6 м. Дома улиц были отгорожены от деревянной мостовой забором. Все вместе очень хитроумная ловушка дня уничтожения непрошеных гостей.

По середине улицы (под мостовой) проходил ровик глубиной 1,2-1,5 м, при ширине 1,5 м. Примерно через каждые 30 м на дне ровика прослеживаются глубокие ямы (составная часть хорошо продуманной ливневой канализации), которые пробивали глину и доходили до природного слоя гравия. Не вся дождевая вода сбрасывалась с кровли домов в этот ровик, часть воды уходила в специальные отстойники.

Поселок имел четыре входа. Конструкции входов также сложны и хитроумны. Они ориентированы на восток-северо-восток, восток-юго-восток, север-северо-восток, юг-юго-запад. Конструкция северо-западного входа очень сложна (он был ложным).

Обводная стена и ров делали прогиб, обращенный внутрь поселка, около 7-8 м, и на участке, где был наибольший излом, ров не прерывался, а становился гораздо шире и глубже. С другой стороны (со стороны поселка) сохранился мощный фундамент башни. Археологи предполагают, что это нацвраг ная башня.

Подлинный, а не ложный вход оказался с торца западного отрезка оборонительной стены, где стена и ров резко поворачивали на юго-восток. Вход был шириной 2,5-3 м. Юго-восточный вход совпадал совходом в коридор. Это был хитрый туннель в виде лабиринта, проложенного внутри стены, пройдя который, можно попасть на открытую площадку у основания предвратной башни. Эта площадка только с одной стороны была открыта и направлена к проходу, который вел на круговую улицу. Если вдруг противник попадал на эту площадку, а жители всегда на ночь (в случае опасности) убирали деревянные настилы мостовой, враг, естественно, добравшись до улицы, попадал не на площадь, а в ловчую яму А вот сами жители благодаря такой конструкции были в очень выгодном положении, так как в углу одного из западных жилищ была хорошо замаскированная щель, через которую жители попадали в тыл к врагам. Такие щели были в каждом секторе в двух угловых жилищах.

Жилища- крупные трапецевидные, от 16 до 22 м и площадью от 100 до 180 кв. м со стенами из двух параллельных радов столбов, обшиты плахами и расположены друг от друга почти на метр. Промежуток между стенами жилищ заполнялся сырцовым кирпичом или грунтом. Внутри жилище разделялось на комнаты В каждом доме имелись погреба и колодцы. Археологи пришли к единому мнению, решив, что Аркаим строился не одним коллективом мастеров, а каждый отрезок стены, примыкающей к дому, а также ливневой канализации и участка круговой улицы строился семьей, которая должна была жить в этом жилище. Стена одного дома являлась стеной другого, т.е. таким образом определяла предыдущую и последующую единицы постройки, как спицы в колесе. Все это объединялось в сектора, которые были связаны между собой и центральной площадью и каждый из секторов имел свою независимую систему обороны.

Жилища обогревались с помощью очагов - напольных открытых, с каминными выкладками, но иногда встречались и пристенные в виде камина.

Аркаим -это город, в котором жили еще и прекрасные металлурги и гончары. Их производственное место находилось за пределами цитадели, вдоль внутреннего рва были расположены металлургические и гончарные печи. Плавильные печи функционировали и в жилищах. Хозяйственные и производственные помещения находились раздельно. Искусство литейщиков и кузнецов было особо почитаемо у аркаимцев, также была сильно развита металлургия. Об этом можно судить по остаткам печей, потому как изделий осталось немного. Печи округлые, наземные, строились из материкового песка городища Часть из них имела горизонтальные дымоходы. Большая часть печей пристраивалась к колодцам (рис. 2).

В одной из печей на уровне пода сохранилось вмонтированное воздуходувное сопло. Хорошо обжигались сосуды, сушившиеся вверх дном. Однокамерная печь строилась монолитной с диаметром пода 80 см. Предварительно под выкладывался берестой для гидроизоляции, поскольку вода действовала на печь разрушительно (и именно с помощью воды рождался тот настоящий огонь). Чуть выше пода печи было оставлено отверстие для сопла с наклоном 10-15 °.

Полость колодца соединялась с полостью печн воздуховодом. В печах, пристроенных к колодцам, температура распределялась более равномерно, и в целом была выше. Это объясняется тем, что поступающий из колодца воздух шел прямой струёй, потоком по периметру печи, неоднократно сталкиваясь со струями воздуха, подаваемыми мехами. Малая подана воздуха не позволяла получить высокие температуры, а приводила к купритизации руды.

В следующем номере вестника вниманию читателей будет предложен рассказ об Аркаиме как астрономической обсерватории

АРКАИМ

При строительстве Аркаима древние архитекторы учитывали буквально все, умело использовали рельеф, течение рек.

Аркаимская долина - великолепное место для постройки суперобсерватории. Здесь смыкаются воды северных и южных рек, которые берут начало на гранитных уступах Уральских гор, что и определяет высокое качество воды. Долина имеет форму чаши, обрамленной со всех сторон невысокими возвышенностями, что ограждает от сильных ветров и создает своеобразный микроклимат. Террасы рек являются хорошими пастбищами для домашних животных. (Структура и конструкция Аркаима независимы от "английской традиции" и базируются на многовековой астрономической культуре местного населения).

Специалисты утверждают, что в Аркаиме внутренний круг постройки мог использоваться как универсальная солнечно-лунная обсерватория (рис. 1). Астроархеолог К. Быструшкин пишет: "Аркаим -интерпретация Вселенной. Это особый мир, где духовностью насыщено все- от жилищных построек до скульптурных изображений, выполненных из камня".

Аркаим и Стоунхендж расположены практически на одной географической широте: Стоунхендж - 51°1 Г, Аркаим - 52°39'. В нашем северном полушарии это единственная широта, на которой азимуты Солнца и Луны в их крайнем склонении разделены углом в 90°, т.е. круг и квадрат (круг как символ непроявленного мира, а квадрат - как символ разделения) - самые оптимальные формы для точности наблюдений и постройки обсерватории подобного типа.

Рельеф, как и линия горизонта, в Аркаимской долине не изменился. На линии горизонта обнаружены 38 объектов - визиров, которыми пользовались древние астрономы. У наших предков были другие обсерватории - сейчас таких не строят. Их называют дневными астрономическими, или при-горизонтными обсерваториями Солнца и полной Луны, т.е. когда рабочий верхний край визира с точки зрения наблюдателя совмещался с линией горизонта, на которой находился дальний визир.

Астрономически это выглядит так. Горизонт -единственное место на небе, где Солнце можно наблюдать незащищенным глазом. Можно смотреть в небольшую трубу, теодолит без фильтра. В те же годы, когда Солнце наиболее активно, именно у горизонта хорошо видны пятна на Солнце, их можно считать, наблюдать. Пятна свидетельствуют о вращении светила. У них есть свой цикл: 5 лет количество пятен возрастает, 6 лет убывает. В целом 11 лет - цикл Солнца, наблюдая за которым можно видеть угол наклона оси вращающегося светила. Из движения пятен Солнца не сложно вычислить цикл вращения светила (пятна во много раз ярче полной Луны).

Процедура восхода (и захода) дневного светила в наших широтах 4,5' и занимает на спокойном, ровном горизонте около одного градуса его дуги. Если с одного и того же места наблюдать восход и заход Солнца, то увидим, что каждое утро и каждый вечер событие совершается в разных точках горизонта. В течение года точка события перемещается сначала в одну, затем в обратную сторону, в пределах одного сектора (авестийский символ Солнца/ очень хорошо это показывает). Движение точки события к северу происходит всю весну, перемещаясь на диаметр диска Солнца. Суточный ход постепенно уменьшается и к началу календарного лета сокращается до 0,5' дуги, после чего движение точки события пойдет в обратном направлении, и тогда наступает летнее солнцестояние. Движение точки события к югу продолжается все лето, и суточный ход увеличивается к сентябрю до размера диска, а после осеннего равноденствия (в это время точка события точно на востоке ) ход снова замедляется, пока не остановится вовсе в начале зимы 21 декабря - тогда наступает зимнее солнцестояние. Затем движение снова пойдет к северу и к весне снова достигнет точки востока.

Проще говоря, с июня по декабрь точки восхода и захода Солнца смещаются вдоль линии горизонта от севера к югу (и только дважды в году -в день осеннего и весеннего равноденствия - оно восходит точно на востоке, а заходит точно на западе). Наши предки знали об этом и великолепно ориентировались в пространстве, что давало возможность определять продолжительность года.

За Луной вести наблюдения гораздо сложнее. Их удобнее начинать с полнолуния. Среди всех полнолуний надо выбрать только те, которые идут сразу после значимых событий Солнца. Это нужно для соотношения в едином потоке реального времени солнечного и лунного календарей. Сложность, однако, в том, что наступление полнолуния редко совпадает с появлением Солнца над горизонтом. Для этого древним астрономам было необходимо научиться фиксировать точку восхода Луны на линии горизонта, и только тогда можно было найти законы перемещения Луны. Мы можем отследить по эфемеридам действие двух законов.

Закон 1. Берем "наоборотную" точку за основное правило в отношениях между Солнцем и Луной на небе, т.е. полнолуние, которое по времени приближается к моменту летнего солнцестояния, наблюдается вблизи точки зимнего солнцестояния, и наоборот.

Закон 2. События, связанные с Луной, мигрируют из года в год около "наоборотных" точек Солнца в узком секторе. Цикл - около 19 лет (это, естественно, связано с лунными узлами, цикличное движение которых 6793 дня, т.е. около 19 лет). Эллипс, который совершает Луна в крайней северной точке сектора, у астрономов называется "высокой Луной", т.е. когда она находится в наиболее удаленной точке от Земли, полный оборот которой - около 9 лет (3233 дня). А перигелий, когда событие Луны перемещается в крайнюю южную точку, -называется "низкой Луной". Интервал между ними - 9 лет.

Когда уже установлены границы и правила движения точек Луны, можно приступать к наблюдению прецессии. Прецессия - это медленное движение оси по конусу, которая перпендикулярна плоскости земной орбиты, а угол ее с плоскостью эклиптики равен 23°27'. Полюса мира при этом перемещаются между звездами. Северный полюс мира находится вблизи а Малой Медведицы, а Южный полюс эклиптики - около звезды ^ созвездия Дракона.

Городская среда мешает подобным астрономическим наблюдениям. ААркаим в этом отношении построен на более удачном месте. Успешным наблюдениям способствует чашеобразная долина, рельефный горизонт, удобный для выставления визиров, для которых нужны три точки - рабочее место, ближний визир (может находиться в десятках метров от наблюдателя) и дальний визир, без которого точности не достигнуть.

Аркаим геодезически строго ориентирован по сторонам света. С точностью до минуты дуги на горизонте выставлены знаки. Геометрические центры внешнего и внутреннего кругов лежат на одной широтной линии. Внешний круг сдвинут относительно внутреннего к востоку. Меридиан и широтная линия геометрического центра внутреннего круга - естественная прямоугольная система координат, в которую встроена горизонтальная проекция всего сооружения. В принципе вся постройка вместе с радиальными фундаментами использовалась как система координат. Здесь, как и в Сто-унхендже, специально лунки не делали. Астроархе-олог К. Быструшкин пишет, что в этой же системе координат производилась разметка кольцевых частей с заданными значениями радиусов. Исходя из этого установлена Аркаимская мера длины -80,0 см. В итоге получается внешний круг радиусом в 90 аркаимских мер, что дает основание сравнить план фундамента с эклиптической системой координат, используемой для изображения неба. Расстояние между центрами кругов составляет 5,25 аркаимской меры (угол наклона лунной орбиты 5°9-10'). Сблизив эти величины, можно путем интерпретации отношения между центрами кругов и кругами заключить как геометрическое выражение отношений между Луной и Солнцем, или, вернее, между Луной и Землей.

Таким образом, площадь внутреннего круга очерчивается кольцом, радиус которого от 22,5 до 26 аркаимских мер, при усреднении этой величины - около 24 мф. И тогда эта окружность может изображать в эклиптической системе координат траекторию полюса мира, описываемую им вокруг полюса эклиптики за периода 25 920 лет. Явление прецессии, т.е. движение точки полюса между звезд, воспроизведено в конструкции Аркаима. В радиусе же внутренней стены постройки в аркаимской мере вьфажена высота полюса мира над Аркаимом, прецессия же означает географическую широту Аркаима.

Изучив другие подобные постройки, невозможно найти ничего более точного и совершенного, чем аркаимская обсерватория на ранний момент времени. В ней читается вся небесная механика. Желающие убедиться в этом могут прочесть имеющуюся по этому вопросу литературу самостоятельно. А мы для расширения кругозора рассмотрим еще один пример подобной постройки - наиболее известный памятник древности Стоунхендж.

СТОУНХЕНДЖ

Стоунхендж (в переводе - "висячие камни") построен на Солсберийской равнине в Великобритании, севернее города Борнмут, на речке Эйвон между 1900-1600 гг. до н.э. Это храм, обсерватория и место погребения. Жрецы-друиды были самыми высокопоставленными жрецами у британцев. Полагают, что они являлись наставниками кельтов. Исследователи ставят под вопрос строительство Сто-унхенджа друидами. По мнению английских исследователей Дж. Хокинса и Дж. Уайта, Стоунхендж строился в несколько этапов, а точнее в три этапа, и вероятно, тремя разными народами. При строительстве использовался чистый песчаник "сарсен". Этимология этого слова точно не установлена, возможно, оно происходит от слова "сарацин" - чужеземный, и указывает на то, что главными строителями были выходцы из дальних стран.

На первом этапе Стоунхендж был простым замкнутым сооружением. Ров, два вала и один вертикально поставленный камень снаружи. Внутри по периметру внутреннего вала вырыто кольцо из 56 лунок. Лунки тщательно размечены и выкопаны, а затем засыпаны дробленым мелом. Они образуют точный круг диаметром 87,8 м с промежутками между центрами лунок 4,8 м. Мел выкапывался, в эти лунки складывали кремированные человеческие кости, иногда подхоранивали не один раз, затем снова закапывали.

Ширина и направление внешнего рва со временем менялись. Ров больше напоминал место для сброса мусора (в Аркаиме археологи вообще мусор не обнаружили). Внутренний вал сделан из твердого мела. Вход шириной 10 м ориентирован на северо-восток. Все это было обнаружено в Сто-унхендже I. Опорные камни 91,92,93,94 тоже были установлены в первый период.

Строительство Стоунхенджа II начато около 1750 г. до н.э. (вероятно, строительство вел другой народ - бикеры). Новые строители установили первые мегалиты. 82 голубых камня были установлены двумя небольшими концентрическими кругами на расстоянии около 1,8 м друг от друга и около 10,5 м от центра внутреннего кольца. При них была построена аллея, ведущая к реке Эйвон.

Двойной круг из камней должен был, вероятно, слагаться из радиально расходящихся лучей, напоминающих колесо с короткими спицами. Археологи так и не знают истинного предназначения этих камней. Строительство завершено не было.

С 1700 г. до н.э. начинается третий этап строительства. Предполагают, что достраивали Стоунхендж уэссекцы. Они были богаты, жили общинами, вели торговлю. По мнению археологов, общины возглавлялись военными вождями, но воевать не стремились.

Голубые камни последними строителями были убраны и заменены огромными сарсеновыми валунами, установленными, как и голубые камни, только по другому принципу ( рис. 2).

Вокруг центра сооружения воздвигли подкову из пяти трилитов ("трилит" в переводе с греч. - "три камня"). Подкова открыта на северо-восток, и ее ось совпадала с осью, проходившей от ее центра к точке восхода в день летнего солнцестояния. Поперечные перекладины или плиты удерживались с помощью системы "шипа и гнезда" - подобный метод применялся древними при работе с деревом, а не с камнем (строители, вероятно, ранее имели деяо только с деревом).

Вокруг Стоунхенджа есть много других археологических памятников подобного типа. Солсбе-рийская равнина служила местом встреч верующих, воинов и торговцев.

Недалеко от Стоунхенджа найден археологический памятник Вудхендж ( \УОО(! - дерево), который сейчас практически исчез. Это круг диаметром 60 м. Рядом нашли могильник, где, по мнению археологов, проводили ритуальные убийства. Комплекс тоже, вероятно, имел астрономическое значение. Большая ось овальных колес ориентирована примерно на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния. Вход открыт на северо-восток и так же, как у Стоунхенджа, несколько смещен к северу от этой линии, т.е. такой точности, как в Аркаиме, здесь нет.

Стоунхендж ориентирован на Солнце. Опорные камни 91-92, 93-94 направлены на точку восхода в день летнего солнцестояния и на точку захода -в день зимнего солнцестояния (рис. 2). Одна точка используется для определения нескольких направлений. Как считают астрономы, занимавшиеся исследованием Стоунхенджа, лунки использовали для счета годов и предсказания наиболее опасных, когда могли происходить наиболее значимые затмения Солнца и Луны, т.е. в лунки клали камни (6 штук). Лунки были "опасные" и "безопасные". Три белых и три черных камня размещались через 9,9, 10, 9, 9, 10 лунок и 1 раз в год перемещались против часовой стрелки в соседнюю лунку. Исследователи Дж. Хокинс и Дж. Уайт поясняют это следующим образом.

Предположим, что сейчас 1554 г. до н.э., когда было зимнее затмение Луны. Белый камень лежит в лунке 56 (рис. 2). Над пяточным камнем должен быть восход полной Луны. Зимняя Луна - на месте летнего Солнца. И в тот год, когда белый камень лежит в лунке 56, зимняя Луна заходит в направлении камня 94. В этом году есть и второй опасный период затмений Солнца и Луны - когда будет летнее солнцестояние.

Затем наступает 1553 г. до н.э., и все камни сдвигаются на одну лунку против часовой стрелки. Белый камень в лунке 55. Ничего не произойдет, пока белый камень не попадет в лунку 51 (т.е. через 5 лет).

Короче говоря, черный или белый камень попадает в лунку 56 каждые 9,9,10,9,9,10 лет (9,5 лет). Это предупреждает о восходе Луны над "пяточным камнем". Белый камень попадает в лунку 51 через 18,19,19 лет - это говорит о событиях, связанных с "высокой" Луной, имеющей склонение +29° (о "высокой" Луне читайте выше).

Но это всего лишь предположения археологов, что совершенно не значит, что лунки использовались именно так. Все дело в том, что число 56 является наименьшим, за которое Луна завершает цикл своего движения по небосводу с точностью до трех суток. А лунные циклы - единственный метод долгосрочного прогнозирования затмений, связанных с временами года.

* * *

Как мы знаем, арии расходились по миру в несколько волн. Кельтская ветвь, распространившаяся по всей Западной Европе, делится на три сословия: друиды (от слова "ведать") - жреческое сословие, барды (сказители) и, вероятно, воины или простые общинники. Друиды занимались мантикой и врачеванием, большое внимание уделяли исполнению религиозных ритуалов, а также изучению небесной механики. Традицию передавали изустно из поколения в поколение. По свидетельствам историков, друиды были далеко не чистой ветвью, потому что они приносили кровавые жертвы. Но нам не известны истинные причины их ухода.

Самая чистая ветвь арийского народа - это те, кто жил тогда на Урале, потомками которых мы и являемся. Именно там и проповедовал Заратуштра, и там он получил свои первые откровения и создавал общины единоверцев, пытаясь очистить древнее знание, которое было искажено в течение долгих столетий. И именно на этих уральских землях он искал поддержки, но не всегда находил ее в должной мере.

Сложно сейчас сказать, почему ушли помимо друидов и хетты, заселившие территорию между Средиземным и Черным морями, а также первый поток ведийских ариев в Индию. К сожалению, никому из них не удалось сохранить чистоту традиций. Может быть, это произошло оттого, что уходили недостаточно подготовленные к несению традиции жрецы, которые уводили за собой и общинников. А сила эгрегора, как мы знаем, состоит в духовной чистоте и единстве верующих.

Аркаим и Стоунхендж строились одним народом в разное время. Только арийский народ владел на тот период времени знаниями, которые позволяли строить пригоризонтные обсерватории высшего класса точности. Именно арии при постройке обсерваторий учитывали высоту полюса мира, прецессию и крайнее склонение обоих светил. И без лишних сложностей закон неба переносился на землю, и люди жили по этим законам. У других народов тоже были обсерватории, но гораздо позднее и не такие точные.

Не является секретом сейчас и то, что многие астрономические открытия современников были известны древним. Например, наблюдение солнечных пятен было известно древним ариям, а это "открытие" было сделано в 1611 году сразу несколькими астрономами. Галилео Галилей дал объяснение этим пятнам и по их перемещению сделал заключение о вращении самого яркого светила на небе. Или, например, облако Оорта, описанное в "Малом Бундахишне", в гл. 4(26):

"...и девять дней и ночей небесные ангелы сражались в этом мире с объединенными силами демонов злого духа, и повергли их, смятенных, в ад, и был сооружен крепостной вал неба...". Именно этот вал и получил название Оорта, именно он и является тем самым бастионом, который построил Хормазд для защиты от вторжения злого духа.


Литература

1. Зданович Г.Б. Фантастика и наука. 1992. Вып. ,25.

2. Кузьмина Е.Е. Откуда, пришли индоарии. М., 1994.

3. Гафуров Б.Г, Такжики. 2-е изд. Душан­бе, 1989.

4. Оранский И.М. Восточная литература. М., 1963.

5. Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1948.

Разделы: 
Rus
06 Хаурват день.
08 Апам-Напата месяц.
3755 год ЗРЭ

Хаурват день (Ав. Хаурватат) Цельность (Целостность или Здоровье). Покровитель вод.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 07:53
Завтрашний день начнется в: 07:56
Текущее время Ушахин-гах, осталось 03:51 часов.
Хаван-гах будет в 07:56 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники