Зороастризм и медицина (встреча с ученым из Душанбе)

Журнал "Митра" № 8 (12) 2006 год

В ноябре 2004 года в Санкт-Петербург приезжал ученый из Душанбе (Таджикистан) Юсуф Нуралиевич Нуралиев. Он рассказал о том, что в Таджикистане есть много людей, интересующихся зороастрийской традицией. В Душанбе сейчас создан Центр по изучению зороастрийской культуры, который объединяет ученых разных отраслей науки, изучающих эту древнюю традицию. Центр организует конференции, на которые приглашаются ученые-зороастрийцы из разных уголков мира. В Центре издается много литературы о зороастризме, так недавно была выпущена объемная книга «Зороастризм и современная цивилизация». Ю. Н. Нуралиев побывал во многих странах мира, в том числе во Франции, в Индии, Иране. Он поддерживает хорошие отношения с зороастрийцами Ирана и Индии. Однажды ему даже удалось побывать на высокой горе, у священного огня, который зороастрийцы из поколения в поколения сохраняют уже более 1600 лет. Был он и в иранском городе Баме, который не так давно очень сильно пострадал от землетрясения. По словам гостя, там проживало много зороастрийцев.
Юсуф Нуралиевич – по профессии врач-формаколог. Медицинское образование он получил в свое время в Санкт-Петербурге. Сейчас он доктор медицинских наук, профессор, академик Академии медицинских наук Исламской Республики Ирана, академик Международной инженерной академии (Москва), автор более 250 публикаций, в том числе таких книг как «Медицина Авиценны», «Авестийская медицинская система», «Сущность учения мизаджа», «Сущность метода очищения» и др., где он излагает свои взгляды с позиции традиционной и современной медицины. Им сделаны открытия на основе тысячелетнего опыта древних врачей и новейших достижений современной науки. В 2003 году вышла в свет его книга «Медицина эпохи Саманидов». В ней дается анализ основных направлений и задач средневековой персидско-таджикской медицины, которая является, с точки зрения автора, продолжением авестийско-сасанидской медицины, новым историческим этапом ее развития. При этом и та, и другая медицина составляют «единую цивилизационную систему». Книга написана на основе анализа оригинальных письменных первоисточников-памятников древней медицины наших предков, начиная от Авесты (VIII –VII вв. до н. э.) до эпохи правления династии Саманидов (IX–X вв.), а также послесаманидского периода (XI–XV вв. н. э.) включительно. С разрешения автора мы публикуем отрывки из его книги, которая несет в себе сокровенные знания авестийской традиции.
У Юсуфа Нуралиевича двое детей, которые продолжают дело отца: сын и дочь стали врачами.

--------------------------------------------------------------
Юсуф Нуралиевич (далее – Ю. Н.). Плохо то, что ваши историки не проводили периодизацию истории науки и прежде всего периодизацию истории медицины. У вас во всей литературе написано, что есть ирано-исламская наука, ирано-исламская медицина, а благодаря русским и советским востоковедам у нас ввели в науке такое правило, чтобы была разница между арабской и персидской или таджикской наукой, ввели термины «персидско-таджикская литература», «персидско-таджикская культура», история и т. д. Сейчас появилась ясность в определении этих разных отраслей науки, но, к сожалению, когда вы говорите «исламская медицина», или «исламская литература», или «исламская культура», здесь имеется в виду, что это связано только с религией, а за пределами Ирана все это воспринимается как арабская литература, как арабская культура. И все то, что сделали русские и советские ученые, вычеркивается… И я предлагал прежде всего сделать систематизацию отраслей науки, которые отражены в Авесте. Если вы не будете начинать систематизацию разных отраслей науки, начиная с Авесты, считайте, что вы потеряли свою родную колыбель. Без первоначального источника, без родной колыбели получается большая путаница.
Галина Соколова (далее – Г. С.). Кто из писателей или поэтов Таджикистана или восточных стран, на Ваш взгляд, в своем творчестве воплотил зороастрийское мировоззрение?

Ю. Н. Это можно найти в творчестве современных Лаи Кашир Али, из молодых, а если посмотреть в корне, и у Сауди, и у Фирдоуси, наших классиков, они духовно питались зороастрийским интеллектуальным духовным наследием. У Омара Хайяма также. И это все прослеживается в теме добра и зла.
Г. С. Сейчас наблюдается большой интерес к восточной поэзии, к восточной мудрости…

Ю. Н. Там очень много мудрых вещей, которые актуальны во все времена и при всех политических направлениях, они жизненны. В этом и заключается их мудрость и незаменимое положение. Я совсем недавно узнал, что у Чернышевского мать была персиянка. Чернышевский знал персидский язык в совершенстве, хотя родился в Самаре. И говорят, что он был первым человеком, который знал «Шахнаме» наизусть. Отец Чернышевского женился на дочери иранского купца и, она, видимо, сама научила своего сына персидскому языку. И с малых лет он изучал персидский язык, и ему очень нравилось «Шахнаме». Очень редко, кто «Шахнаме» знает наизусть. Это мне один литературовед рассказывал, он на таджикском языке готовил книгу про Чернышевского.
Г. С. Надо нам будет поглубже изучить творчество Чернышевского.

Ю. Н. Я дарю вам свою последнюю книгу «Медицина эпохи Саманидов». В этой книге есть элементы авестийской медицины.
Г. С. Вообще, конечно, есть разные и очень интересные методы лечения. Так люди могут исцелять словом, взглядом…

Ю. Н. К таким людям, которые умеют лечить молитвочтением, относится и Мехер Мусс в Индии. У меня есть диск с ее записями, я постараюсь сделать Вам копию. Так, однажды она лечила человека молитвочтением и специальным аппаратом снимала биотоки вокруг. До молитвы человек имел один спектр окраски, после молитвы – другой. Вначале лечения и после лечения этот спектр резко изменяется и становится близким к спектру здоровых людей.
Г. С. Но у нас наиболее известен и распространен способ лечения травами. Чаще всего завариваешь и пьешь отвар лечебного растения или просто употребляешь его в пищу.

Ю. Н. Я собирал и анализировал информацию о тех растениях, которые относятся к таджикским элементам авестийской медицины, и понял, что в Авесте написано, например, для чего надо использовать хаому. Чтобы выяснить, с какой целью принимали это растение, я собирал материал из опыта лечения таджикского народа. Оказалось, что, скажем, хаому использовали для облегчения дыхания, при сердечных заболеваниях, при ослабленном организме. Она содержит эфедрин, это адреналиноподобное вещество. Если кровяное давление пониженное, хаома восстанавливает тонус. Если организм ослаблен, повышает иммунитет. Только косвенно можно судить о том, что в народе сохраняется то, что передавалось из поколения к поколению, от отца к сыну. Многие древние тексты утрачены. К сожалению, и такой древний источник, как «Денкард», есть только на немецком и на английском языках, но его нет на персидском. Иранцы собираются переводить этот пехлевийский текст на персидский язык. В библиотеке Салтыкова-Щедрина есть этот текст.
Г. С. Когда нас приглашали в Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого рассказать о нашей деятельности, показать наши журналы, мы задали вопрос доктору исторических наук Рахмату Рахимову, который родом из Таджикистана: «Если ли там сейчас зороастрийцы?». И получили ответ, что зороастрийцев в Таджикистане нет.

Ю. Н. Он правильно сказал. В Таджикистане есть специалисты по зороастрийской культуре, исследованию традиции. У нас создан центр по изучению зороастрийской культуры. Мы ждем только, чтобы избежать давления.
Г. С. Представители науки нас очень хорошо приняли, обо всем расспросили, а потом сказали, что нас не признают, потому что наши отец и мать – не зороастрийцы. Они признают только зороастрийцев по происхождению.

Ю. Н. Зороастрийская религия неразрывно связана с потомством, с преемственностью поколений. Это так. Это как защитная реакция. В свое время большой удар был нанесен по разрыву преемственности поколений Маздаком. Аноширван боролся с этим и уничтожил Маздака.
Лариса Захарова (далее – Л. З.). Давайте немного поговорим о зерванизме. Было такое направление. Маздак к этому не имеет отношения. Это было несколько другое. О зерванизме мы знаем из мифа о Зерване, который породил Хормазда и Ахримана. Как могли быть Сасанидские цари зерванитами, если это считалось ересью? И сейчас считается ересью.

Ю. Н. Вообще учение зороастризма с самого начала – это борьба двух направлений: Добра и зла. Бог добра – Ахура Мазда, а бог зла – Ахриман. Это можно увидеть в любой области, в том числе и в медицине. Если посмотреть это в направлении медицины, там идет такая поляризация: чистота и противоположное чистоте – нечистоты. Богатство – бедность. Холод – тепло. Победа в этой борьбе в конечном итоге должна быть завоевана силами добра.
Г. С. Носит ли кто-то из таджиков зороастрийские пояса?

Ю. Н. Сейчас нет. У нас есть в основном медицинские традиции, очень древние. Есть празднование Навруза, празднование где-то осенью праздника любви Мехер. В таких традиционных мероприятиях зороастрийские традиции сохранились. Может быть, это из-за того, что много доступной литературы сохранилось, например трактаты о Хаоме.
Г. С. В Навруз у нас зажигается афринаган на восходе Солнца и читаются ритуальные молитвы. А если кто-то решил стать зороастрийцем, ему повязывают пояс. Есть такой обряд посвящения в зороастрийцы.

Ю. Н. Я видел нечто подобное в Гамбурге, когда был там в 1996 году. Там тогда состоялся Международный конгресс. Раньше я имел об этом малое представление. У зороастрийцев, которые жили в Испании и Америке, где я был, я видел пояса, одежду и другие элементы зороастрийской атрибутики.
Г. С. Первые пояса у нас были цветные: желтая, красная и синяя нити. Сейчас нам прислали из Пакистана чисто белые пояса.

Ю. Н. В Германии я видел такие же. Я считаю, что если кто-то организовал очередной конгресс, надо ставить вопрос о демонстрации там вот этих атрибутов. Просто показать практически, как это делается.
Г. С. Поддерживает ли Вашу организацию правительство? Знают ли наверху о том, что есть в Таджикистане люди, изучающие зороастрийскую культуру?

Ю. Н. Наше правительство дает высокую оценку древним традициям в Таджикистане.
Г. С. Вы как ученый изучаете медицину Саманидов. Это какой век?

Ю. Н. Х век. В 1999 году в Таврическом дворце состоялась конференция, посвященная этой традиции.
Г. С. Как Вы считаете, сколько уже лет зороастризму?

Ю. Н. В 2002 году у нас в Таджикистане праздновали 2700-летие Авесты. Но считается, что до этого был проавестийский период (или эпоха), который составлял приблизительно триста лет. Мы слышали, что дата написания Авесты – это приблизительно VI–VII вв. до н. э., а Аюрведы – XII–XV вв. до н. э. А когда я был в Индии, то узнал, что там считается наоборот. Первоначально было несколько религий. В основном был буддизм. Борьба с дивами – это борьба с буддами, с буддизмом. Зороастризм и буддизм – это совершенно разные религии. Первоначально они имели что-то общее. К индоиранским народам и иранцы относятся, и индийцы. Сначала они были общим корнем. Потом они расширились: в Иране, Средней Азии и Индии. Те, которые в Индию попали, создали учение Аюрведа. Там много общего и сходного с арийской Авестой. Санскрит практически похож на авестийский. Это родственный ему язык.
Г. С. Когда мы будем проводить Второй зороастрийский конгресс, Вы бы приехали к нам?

Ю. Н. Возможно. Надо сделать так, чтобы вопрос решался о строительстве зороастрийского центра в Санкт-Петербурге. Надо организовать на это сбор денег. Надо покупать землю. У нас наш президент дал поручение Горисполкому города Душанбе дать нам землю бесплатно. Но мы отказались. Мы эту землю купили. Теперь это наша собственность. Я буду стараться договориться о том, чтобы вам помочь купить землю в Санкт-Петербурге для строительства центра по изучению зороастрийской культуры.
…В Таджикистане научный анализ и оценка проводятся лучше, чем в Иране. Советская школа историковедения была очень сильная как наука. И какой отраслью бы наука не занималась, эти исследования коренным образом отличаются от иранских ученых, от французов, от американцев.
Г. С. Недавно в нашем журнале была напечатана статья о Заратуштре, где рассказывалось о том, как лечил Заратуштра: словом, взглядом, наложением рук и молитвой. Сейчас многие увлекаются изучением именно этих способов лечения.

Ю. Н. Ваш журнал становится популярным.
Г. С. Зороастрийская община выросла из астрологической школы, которую вел Павел Глоба. Создание общины – его заслуга. Он постепенно подготавливал своих учеников, давая информацию, и воспитал целое поколение людей, которые стали изучать эту традицию. Однако многие сейчас не понимают этого, утверждая, что зороастризм не имеет ничего общего с астрологией. Сейчас стали приходить в общину люди, которые далеки от астрологии. Некоторые сами выходят на эту традицию. Многие приходят, когда начинают читать наш журнал. Учение Заратуштры было для всех, не только для тех, у кого мамы и папы – зороастрийцы.

Ю. Н. Насильственно ничего не добьешься. Зороастрийские шахи завоевали весь арабский мир. Завоевали Грецию, Иерусалим, но везде они оставили свою религию. Они могли распространять свою религию в арабских странах, но они этого не делали. Сейчас нашли трактат на пехлевийском языке. Он называется «Роста», на авестийском языке это означает «правда». Эта книга в основном посвящена проблемам спора вокруг шести вопросов. Это единственный первоначальный источник, который сохранился и дает сведения по направлениям и состоянию авестийской медицины. Все вещи там называются своими именами. В этой книге речь идет о событиях 1223–1225 гг. У нас все медицинские книги были в первоисточниках, и древнее, чем наши книги, не было. Когда Александр Македонский завоевал Иран, все эти книги отвез в Грецию, Аристотель перевел их на греческий язык, потом все первоначальные рукописи сожгли. И все теперь идет от греческих источников. Я взял некоторые трактаты, которые готовили в Париже. Они отпечатаны на компьютере, арабским шрифтом. Текст читается трудно. 40–60% не понятно. В Иране, наверное, это уже издано. Теперь я хочу на русский язык переводить этот трактат. Буду отправлять Вам краткую информацию.
Мне Мехер Мусс задавала вопрос, что нужно сделать, чтобы организовать зороастрийский центр в Душанбе. Я отвечал ей так, что надо, чтобы эту работу начали …
Мы занимаемся зороастрийской культурой. Благодаря этому давления нет. Президент дал высокую оценку нашей деятельности в своей статье «Таджики – зеркало истории». Это, конечно, было очень приятно. Кто ему дал такой духовный материал, не знаю. На русском, на английском. Там очень много написано про Авесту.
Г. С. А Вы что-нибудь знаете о ситуации с зороастризмом в Узбекистане, например, в Казахстане?

Ю. Н. Там есть такая тенденция связывать традиции с древними историческими корнями. Они не участвуют в международных конгрессах, конференциях. Но все то, что в Душанбе издается, они собирают. Многие их посредники обращаются ко мне, и я им обычно даю все, что издается. Не знаю, перевели ли Авесту уже на узбекский язык или нет. Они все делают после того, как мы переводим. У них силы на перевод первоисточника не хватает. У них был хороший переводчик с арабского – искусствовед Каримов, очень порядочный, крупный ученый, он много переводил с арабского на узбекский и на русский языки. В общей сложности он перевел около 10 книг.
В Казахстане сейчас проводят исследование про саков. Одно – про Зардушта, про Навруз. Это не случайное явление, потому что жители этих мест являются носителями древних традиций. В Узбекистане есть города, например, Самарканд, где в основном таджики живут. В Казахстане таджики жили в основном в Чимкенте, и тех, кто жили рядом с ними, они тоже приняли. В далеком прошлом там жили саки. Недавно показали, что нашли костюм «золотого человека», который остался от саков. В России, в Сибири, на Алтае есть под землей много тайн. Русских археологов ждет много открытий. На Урале сейчас тоже работают таджики. Они говорят, когда приезжают, что там есть много мест, которые имеют почти таджикские названия. Они не знают, что к чему, но я думаю, что многие места со скифами связаны.
Л. З. Некоторые ученые считают, что Заратуштра родился на Урале. Там открыли серию городов. Они точно связаны с зороастрийской культурой, с культом огня, с культом хаомы. Эти города интересно построены с астрологической точки зрения. Например, есть города, которые построены в виде подковы. Ученые обнаружили, что именно на момент весеннего равноденствия, Навруза, Солнце проходило ровно посередине этой подковы. Когда Солнце касалось краев этой подковы, как раз проходили два зороастрийских гаханбара. Эти города связывают именно с зороастрийской культурой. В заповеднике на Аркаиме сейчас делают современный музей по аналогии с зороастрийским храмом, четырехбашенным. Он в чем-то похож на Аташгях.

Ю. Н. У нас имена людей, которые вносят сейчас большие суммы на строительство зороастрийского центра, будут записаны в архитектуре здания. До 2006 года мы должны построить этот центр.

Разделы: 
Rus
05 Спента Армаити день.
01 Фраваши месяц.
3755 год ЗРЭ

Спента Армаити день (Ав. Спента Армаити) Святое Благочестие. Покровитель Земли.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:44
Завтрашний день начнется в: 06:41
Текущее время Хаван-гах, осталось 04:12 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:05 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

с 21/03/2017 по 01/04/2017
26/03/2017