Доброе питание

Итак, прежде всего, чем надо питаться? Различные религии решают этот вопрос по-разному: разрешают или запрещают те или иные продукты, предписывают есть специальные ритуальные блюда во время праздников, реже не придают питанию никакого значения. В зороастризме в отношении к данной проблеме просматривается принцип золотой середины.

Некоторые продукты питания называются благими, так как они в наибольшей степени соответствуют природе человеческого организма. К таким благим продуктам в первую очередь относятся хлеб и другие изделия из злаков: пироги, ватрушки, которые пришли к нам именно из этой традиции, каши, причем особо выделяется пшеница, названная в Авесте великой и доброй, а также вождем всех злаков. Из Авесты идет уважительное отношение к хлебу. К благим продуктам также относятся молоко, прежде всего коз и коров, а также молочные продукты, особенно творог.

Зороастрийцы отмечали, что корова дает шесть благих продуктов: молоко, сливки, сметану, масло, творог, сыр. Наши предки употребляли все виды молочных продуктов и были здоровыми и сильными. Бывают исключения, они индивидуальны.

Наконец, третья группа благих продуктов — это плоды, овощи и фрукты. Особенно выделяются груши, финики, виноград, абрикосы. Благими продуктами являются также мед и орехи.

Изначальная традиция разрешает употреблять мясо. "Трое поистине праведных взывают, произнося проклятия: Бык, Конь и Хаума. Бык проклинает жреца: " Да будешь ты лишен потомства, да будешь ты спутником дурной славы, ты, который не раздаешь меня, вкусно сваренного, а откармливаешь для чрева жены, сына и собственного" Авеста, Хом Яшт, пер. Соколова.

Кто будет превозносить, кто дружественно приветствует нас с мясом в руках, с одеждой, с поклонением, достигающим Аши? - Авеста, Афринаган-е Пандж, Стих 4.
Убийство ради забавы, неоправданная жестокость и неблагодарность и расточительство по отношению к скоту осуждалась. Бык же считался настолько совершенно сотворенным , что и при жизни (удобряя землю) и после смерти - давая питания праведным и благодарным людям, он оказывает им помощь и поддержку. Таково наследие общества скотоводов.

Современными исследованиями установлено, что усваивается не более 100 грамм животного белка в сутки. При большем количестве возможно наступление белкового отравления, превышения уровня мочевой кислоты и увеличивается риск развития подагры. Вместе с тем, человеку, как всеядному существу, животные протеины необходимы.
В Видевдате, фрагардах 48-49 осуждается отказ от вкушения мяса и осуждается ашемаога (еретик):

Фрагард 48
Тот из двух мужей скорее Благой Помысел обретет, кто мясом живот насыщает, нежели тот. кто не (делает) этого - он почти мертв, а тот ценен на стоимость асперены, ценен на стоимость мелкой скотины, ценен на стоимость крупной скотины, ценен на стоимость человека.

Фрагард 49
Ибо он побеждает Асто Видоту [разложение], побеждает умело пущенную стрелу, побеждает зиму, облаченный в самую малую одежду, побеждает злобного смертного - тирана, срубая ему башку, побеждает неправедного постящегося ашемаогу.

Также высока потребность в аминокислотах у детей, дефицит которых может привести к нарушениям центральной нервной деятельности и развития. Детский микробиом, даже у совсем маленьких, их микрофлора кишечника, о которой теперь часто пишут, способна качественно усваивать белковую пищу животного происхождения и совершенно неспособен усваивать растительную. Мода некоторых дастуров, развившаяся под влиянием английского спиритуализма и нововведения в культовой практике часто приводят к ложным выводам, способным нанести урон и внести диспропорцию в питание в условиях больших нагрузок и холодного климата. Будьте бдительны. [прим. ред. - отсутствие мяса на праздничном столе в наибольшей степени признак индийской ветви переехавших зороастрийцев, сложившаяся к концу 19 века, в Иране характерно мясное угощение.]
Запрет на поедание мяса после похорон и вынесения тела также появляется в пехлевийских текстах и распространяется на трехдневный срок, в течение которого душа еще присутствует у тела. Дастур Эрачжи, парси, вместе с тем пишет, что воздерживаться от мяса в трехдневный срок в знак траура стало обычаем, но Видевдат прямо указывает в Фрагарде 8.22, что после избавления от трупа в дахме зороастрийцы должны пить вино и есть мясо, что подчеркивает праздничный характер такой пищи. (см Rehbar-e Din-e Jarthushti, translation from Gujarati of a Zoroastrian catechism written in 1869 by Dastur Erachji Sohrabji Meherjirana. Commentary on the catechism by Dastur Dr. Firoze M. Kotwal)
Также и о мясных блюдах на праздники
В. Какие блюда должны быть на гахамбарах?
О. Дастур Мехерджирана (19 век): Наша религия требует, чтобы еда была сладкой. Об этом говорится в Африн и Гахамбар. «Им следует приготовить сладкую еду из молока госпанда». Для приготовления сладкого блюда нужно готовить на молоке крупного рогатого скота. Госпанд—это общий термин для всех благодетельных животных.

Комментарий Дастура Котвала, (80-е годы, двадцатый век) "Здесь Эрачджи отклоняется от пехлевийского перевода авестийского текста. В переводе с пехлеви текст гласит, что откормленный крупный рогатый скот должен быть забит—Эрачджи, естественно, переводит авестийский так, чтобы поддержать свою вегетарианскую философию. Другие ученые, однако, в значительной степени согласились с изначальным переводом авестийского отрывка. Авторитет уважаемых Дастуров так велик, что определил характер мышления единоверцев на двух материках, внеся путаницу в понимание ритуальных особенностей трапезы. Надеюсь, мы вслед за ними разберемся в истинном положении вещей, отдавая должное Авесте в первую очередь в качестве источника, к чему они и призывали.

Особо следует остановиться на проблеме употребления вина. В зороастризме употребление вина разрешается, а в некоторые дни и особенно в праздники даже предписывается. Считается, что вино, особенно красное виноградное вино, способствует выявлению истинного нрава человека и в небольших количествах полезно для здоровья. К благим напиткам относится также и пиво. Но при этом следует строго соблюдать меру, не напиваться до сильного опьянения, потому что любая чрезмерность, наносящая вред здоровью осуждается.

Большое значение имеет процесс приготовления еды. Увлечение фастфудом, безумный темп жизни зачастую не оставляет времени для качественного питания. К счастью, в современном мире все больше людей пытается жить осознанно, подходя ответственно к выбору продуктов, снижая темп жизни и уделяя себе должное внимание.

Что касается гуманности по отношению к животным и убыточности современного промышленного скотоводства - будем смотреть с надеждой на развитие науки, возможно, мы сможем полноценно питаться, не лишая напрасно жизни других живых существ.


общие статьи

Зороастризм о вегетарианстве Рассказ Светланы Каменевой

Пост в Зороастризме

Отношение к вину в Зороастризме

Хлеб всему голова (авестийская и русская традиции)

Закон физической чистоты. правильное питание, гимнастика и гигиена Ю.Терапиано "Маздеизм. Современные последователи Зороастра"

Лекция Мадам Мехер Мусс в Перми о системе здоровья О поддержании хорошего здоровья с помощью правильного питания