ИЗЕД СРАОША (СОРУШ) - АНГЕЛ ДУХОВНОГО СМИРЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНОГО ПОСЛУШАНИЯ

Опубликовано star72 -

Статья подготовлена Натальей Малаховой

arkaim ditya prirodi 20.jpg

Восход Солнца над долиной Аркаима
--------------------------------------------------------------------------------
Статья подготовлена по книгам, переведённым с фарси Бобрицкой Т.Ч. под редакцией Малаховой Н.М.; на русском языке книги не издавались:

  • Монак джи Нуширван джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времён до наших дней». Перевод на фарси мобада Ростама Шахзади. - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).
  • Манучехр Манучехрпур «Узнаем и будем гордиться. Кратко о концепциях зороастрийской религии». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).
  • Курош Никнам «От Ноуруза до Ноуруза. Обычаи и традиционные обряды зороастрийцев». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1379 (2000).
  • Ферейдун Джонейди "Зерван: измерение времени". Нишабур: "Бониаде Нишабур", 1358 (1979)


--------------------------------------------------------------------------------
В авестийских письменах, повествующих о пророках, предшествовавших Аша Зартошту, сказано, что Господь Бог и Творец мира Ахура-Мазда своё первое небесное послание передал в небесном царстве именно Изеду Сраоше (Соруш - имя в более поздних текстах на пехлеви и фарси).
И этот божественный ангел, наделённый качеством духовного смирения и послушания, стал первым посланником Бога на земле и первым преподал народам мира урок благочестия (Ясна 57, яшт 11). После обучения Сраоши Ахура- Мазда обучил своей религии ангела Хома (Ясна 9).
В материальном мире первым человеком, который принял божественное послание Ахура-Мазды, был человек по имени Киомарс (Яшт 13), а шах Джамшид стал первым шахом, который воздержался от принятия этого послания по причине нехватки сил для распространения маздаяснийского учения по всему миру (Вендидад, 2). По прошествии веков эту великую миссию взял на себя и исполнил пророк Аша Зартошт (Заратуштра), именем которого и названа религия зороастризма. Обучением Заратуштры праведному пути и священному слову Ахуры занимались посланники Ахура-Мазды - Амеша-Спента Воху-Ман (Благомыслие) и ангел духовного смирения и послушания Сраоша.
В Гатах Соруш - символ послушания и повиновения религиозным правилам и указаниям - один из тех нескольких ангелов, которые в последующих авестийских письменах, если можно так выразиться, были повышены в своём чине и стали великими и выдающимися изедами. Исследователь зороастризма, профессор Вильям Джексон считает Соруша религиозным лидером среди ангелов, который в мире духовном проводит религиозные обряды и церемонии.
Велико внимание к Сорушу и самого пророка религии. Так, в Ясне 28, гате 5 Аша Зартошт мечтает о встрече с Сорушем. В Ясне 44, гате 16 Аша Зартошт просит у Ахура- Мазды, чтобы тот ниспослал ему и другим людям силу по-корности (повиновения) божественной воле. В более поздних письменах Соруш вместе с двумя другими божествами, имена которых Мехр и Рашн, судит души умерших на суде Ахуры, хотя в Гатах нет даже упоминания о сотрудничестве Соруша с Мехром и Рашном. В Ясне 43, гате 12 Аша (Арта) и Соруш считаются ангелами, судящими души умерших, устанавливающими величину воздаяния не только душам праведных в загробном мире, но и добрым людям в земном мире в течение их жизни. В Ясне 33, гате 5 Аша Зартошт называет Изеда Соруша одним из величайших небесных божеств в загробном мире и просит у него помощи во Дворце Мазды, который называет родиной Соруша. В то же самое время во многих стихах Гатов Соруш считается лишь символом духа послушания, а не божеством и судьёй.
В обязанности Соруша, согласно Гатам, входило также прославление всех Амеша-Спента (Бессмертных Святых, охраняющих все творения Ахура-Мазды). Так, в Ясне 57, гате 24 говорится о том, что Аша Зартошт был первым, кто прославлял деяния Амеша-Спента, после ангела Соруша, а в гате 52 устами Аша Зартошта сказано: «Мы должны восхвалять Амеша-Спента, так как это они охраняют наши дома и имущество, и содержат их, и увеличивают их, и все творения очищают, искореняя ложь и распространяя истину по всему существующему миру».
В космической битве, развёрнутой на просторах Вселенной, главным противником Изеда Соруша, подчиняющегося воле Ахура-Мазды, является див Айшма - див злобы (озлобления, ожесточения, гнева, ярости, неистовства) из воинства князя тьмы Ангро-Манью. Дух Вселенной, жалуясь престолу Ахура-Мазды, называет дива Айшму одним из наиболее опасных вредителей в мире и просит помощи Господа в том, чтобы суметь нанести поражение диву злобы (гнева) и всем сторонникам лжи (Ясна 29, гата 1).

Див Айшма не обладает физической оболочкой, но, проникая в душу человека, вызывает в нём злобу, гнев, ярость и агрессию («Дадэстанэ дани» 37, п. 52). Силы этого дива в семь раз превышают силы любых других дивов («Бондахеш» 38, п. 15). Каждый, в ком победит див гнева Айшма, потеряет свой разум и мудрость. Этот див радуется тогда, когда люди перестают следовать божественному пути и ступают на путь зла. Где бы ни ступала нога этого дива, везде всё рушится. Так, например, он обманывает шаха Кавуса, делает его жестоким, заставляет возжелать весь мир, подстрекает к покорению самих Небес («Динкард», т. 37). Этот див побуждает Арджасба к тому, чтобы тот силою прибрал к своим рукам государство Гоштасба. И этот же самый див подстрекает Зоххака и Афрасиаба унижать достоинство людей. Див Айшма всячески противостоит Воху- Ману (Благой Мысле), но, в конце концов, будет убит рукой праведного Соруша («Бондахеш» 30).
В Ясне 48, гате 12 говорится о том, что те будут считаться спасителями человека, которые поднимутся для поражения дива злобы (гнева). В гате 7 этой же Ясны продолжено: «Злоба (гнев) должна быть сдержана (подавлена), надо защищать себя от её насилия».
В Ясне 30, гате 6 так сказано о дивах: «Поскольку дивы среди этих двух сущностей [Добра и Зла] не отличили плохого от хорошего, они приняли сторону дива злобы (гнева), чтобы с его помощью разрушить жизнь человека».
Каждый зороастриец должен просить у ангела Соруша, чтобы тот освободил его тело, душу и дух от нападений дива Айшмы - озлобления и жестокости (Ясна 57, п. 25).
Призывают Соруша и для устранения демоницы Азы - дива жадности, алчности и корыстолюбия, в дурные обязанности которой входит гашение огня в камине дома, разрушение устоев семьи и самой семьи, сопротивление радости, противостояние счастью и спокойствию человека (Вендидад, р. 18, п. 19-22).
Обращаются к Сорушу и с просьбой о защите от разрушительной силы дива Астовидата, буквально «рассыпающего кости», дива преждевременной смерти и небытия (Вендидад, р. 5, п. 8-9), который неожиданно нападает на человека и уничтожает его (Огма-Тича: 57, 70, 75).
Обращаясь к истории происхождения божеств зороастрийского пантеона, следует отметить, что Изед Сраоша относится к периоду до прихода пророка Аша Зартошта и принадлежит самым древним индоиранским (арийским) верованиям. Время не стёрло его имя, наоборот, с течением времени его популярность в мире людей только возрастала, и уже в зороастрийской религии ему были посвящены два яшта: «Соруш-яшт-хадохт» и «Соруш-яшт-сэрэ-шаб».
Изед Соруш, отвечающий за божественное знание вместе с ангелами Дин и Чисти, был первым, кто стал восхвалять Ахура-Мазду и всех его Амеша-Спента, и первым, кто распространил барсам (особый пучок тонких прутьев, используемый зороастрийскими жрецами во время богослужения), и стал известен своими добрыми, высокими, чистыми качествами, приумножающими счастье в мире (Ясна 57, п. 22).
Жилище Соруша имеет тысячу колонн и всегда светло внутри, а снаружи его светят звёзды, и каждый день колесница, запряжённая четырьмя белыми лошадьми, вывозит Соруша на прогулку с востока на запад, где играют на флейте. Его оружие - молитва «Ята Аху» и другие священные молитвы. Его сестра - Аша-Вахишта, или Чистый помысел, а Изед Хом приносит ему свои дары, подношения (Яшт 17, п. 16). В качестве дара Хома некоторым ангелам (в частности, Дарваспу, Сорушу, Мехру и Аше ВаВахипгге) был сок священного хвойного растения (эфедры), которое произрастало высоко в горах или на холмах (Ясна 57, п. 19; Яшт 9, п. 17; Яшт 10, п. 88). Считается, что именно благодаря силе и мудрости Соруша, Амеша-Спента пришли во все семь каршваров, или стран мира (Ясна 57, п. 23).
Основными делами Соруша являются следующие дела.
Соруш учит слушать мудрецов и произносить благие речи. Он первым получил религиозное откровение Мазды и обучил этой религии мирян. Согласно Гатам именно Соруш является вдохновителем пророка Аши Зартошта. В книге «Задаспарам» отмечен и другой любопытный факт: когда в детстве Аша Зартошта подложили в волчье логово, именно Соруш и Воху-Ман поспешили на его защиту.
Соруш обладает чистыми, добрыми и высочайшими качествами, приумножающими счастье в мире, и вообще является символом чистоты душевной и телесной. Вот почему в авестийском «Соруш-бадже» («Дань Сорушу») столь сильно затрагивается вопрос об опрятности и неряшливости человека, о его чистоте и нечистоте духовной и телесной, что составляет огромную часть зороастрийского фикха (религиозного законоведения) и считается одним из основных вопросов в области телесного и душевного здоровья и санитарии. Чистота - главное условие для сохранения телесного здоровья человека после его рождения (Ясна 8, п.6). Основа этого наказа лежит в Гатах и в течение многих веков повторяется во всех последующих авестийских письменах. Что же касается душевного исцеления, то в решении этого вопроса главным орудием было Учение о благочестии и молитвы-мантры - благородное, внушающее Слово, которым владели особые лекари. Так, в Ордибехепгг-яште содержится яшт, рассказывающий о благочестивом пути, связанном с исцелением больных с помощью мантр, по-священных Аша-Вахиште и Аирьеману (двум божествам, ответственным за здоровье), а также об исцелении с помощью лекарей-целителей пяти разновидностей, дающих человеку телесное и душевное здоровье. Из них психологи, величаемые именем «мантра-ва-бишаза», считаются выше всех остальных лекарей (Яшт 3, п. 6; Вендидад 7, п. 44).
В более поздних авестийских письменах Изед Соруш выступает в роли противника Друджа (лжи), дивов и всех врагов арийских государств. В конце бытия все дивы и злые творения лживого Друджа будут уничтожены праведной Аша-Вахипггой и её собратом - Изедом Сорушем (Вендидат 19, п. 1-3; Вендидат 18, п. 30, п. 59).
В день Страшного суда Ахура-Мазда даст указание Сорушу, чтобы тот вместе с Нирусангхом разбудил от крепкого сна Горшасба и побудил его к уничтожению злодея Зох- хака (Аждахака), который, будучи прикованным к горе Да- маванд, в то время освободится от своих пут и цепей и вновь устремится в государство иранское (арийское), поставив перед собой главную цель — уничтожить весь мир («Бахман-яшт»). В решающем сражении между ангелами и дивами Изед Соруш низвергнет своего злейшего врага - дива гнева Айшму («Бондахеш» 30, п. 29). После чего Ахурамазда побудит Соруша к окончательной битве и уничтожению самого Ахримана («Бондахеш» 30, п. 30).
Соруш — тот, кто сокрушает дива лжи и стоит на страже Вселенной. Он тот, кто никогда не спит и всегда бодр. Он тот, кто с обнажённым оружием охраняет весь земной мир после захода Солнца (Ясна 57, п. 11-23). Три раза в сутки Соруш обходит мир, чтобы защитить добрых людей от зла и демонов («Шаест Наша-ест» 13, п. 43). В этом деле ему помогают Петух и Собака («Бондахеш» 19, п. 33), считающие в зороастрийской религии священными животными.
В книге «Саддар» («Стоглав») так говорится о Соруше: «Предназначение Соруша - хранить весь мир от воров, несчастий и напастей, и каждую ночь три раза наблюдать за всем миром, подобно охраннику, стоящему на страже, и за ночь семь раз биться с Айшма-дивом (дивом жестокости) и таким образом удерживать его от злодеяний в мире».

Люди двух земных миров просят Изеда Соруша о ниспослании им следующих даров: «О, чистый Соруш, пусть Мах (Луна) станет нам опорой. Защити нас от демонов, сохрани нас от нечистых глаз, убереги от воинов под кровавыми знамёнами и от набегов кровожадных врагов. Дай силы нашим лошадям во время битвы и сделай сильными нас самих, чтобы мы смогли издалека увидеть своих врагов и смогли бы прогнать их, разбив одним ударом злых и враждебных противников» (Ясна 57, п. 25-26). Иногда ангела Соруша просят также об охране себя, своего дома, деревни или города.
А вот цитата о Соруше из заметок великого персидского учёного Абу Рейхана Бируни, которые он собирал лично, общаясь с зороастрийцами, и на основании своих исследований написал книгу о жизни и делах зороастрийцев своего времени: «Зороастрийцы считают ангела Соруша наиважнейшим из ангелов и убеждены в том, что он, для того чтобы устранить дивов и колдунов, защитить жизнь и души людей, их имущество, хозяйство и семью, три раза в течение ночи объезжает землю».

Соруш - тот, кто после появления на свет двух противоположных сущностей - Спента-Манью и Ангра-Манью (духов света и тьмы) — ни разу не уснул. Тот, кто вынуждает дивов и всех прислужников зла дрожать от страха и нис-провергает их в темноте лжи. Тот, кто каждое утро на рассвете даёт наставление Петуху, своей священной птице, чтобы он будил людей ото сна своей звонкой песней, воспевая в ней буквально следующее:
«Эй, люди, вставайте и прославляйте Наилучшее Благочестие, и отгоняйте от себя дива сна и слабости, ибо долгий сон не достоин благочестивых!» (Вендидад 18, п. 16).
Изед Сраоша (Соруш) - ангел духовного смирения и послушания Соруш подобно смелому, удачливому Шахревару, чье имя означает «Наилучшее правление», нисходит на землю, где подобно Амеша-Спента призывает людей следовать доброй религии Ахура-Мазды и совершать добрые дела.
В качестве неизменного спутника Соруша и Мехра в Авесте указывается ангел Нирусангх (среднеперсидский - Нерьясанг, в Ведах — Нарашама), названный, как и Соруш, «посланником и вестником» Ахура-Мазды (Мехр-яшт, 52), обладающий собственным Фраваши (Фарвардин-яшт, 85).

-------------------------------------------------------------------
Редакция: Нирусангх, культ которого восходит к индоиранской эпохе, имеет тесную связь с огнём и прославляется наряду со всеми пятью ипостасями Огня-Атара как божество-посредник между огнями на алтарях локальных храмов и главным огнём Атар Варахрана (Ясна, 17,11).
Что же касается пяти видов огня Ахуры, то это: огонь Бахрама, или Азар-Бахраман, горевший в аташкадэ (храмах огня) Бахрама; огонь Хуфериян - тепло, находящееся в телах человека и священных животных; огонь, существующий в растениях и деревьях, появляющийся в результате их развития; огонь сверкающий (молния), появляющийся из булавы Изеда Тиштара, «ангела благостного дождя» и убивающий дивов; огонь, который пылает в Гарудмане (высочайшем троне) перед Ахура-Маздой.

-------------------------------------------------------------------

Заметим на будущее, что ангел Нирусангх связан с огнём. Материальную роль хранителя огня на земле, как известно, выполняет Амеша-Спента Аша-Вахишта, которому в этом деле помогают три изеда: Азар (Атар), Соруш и Варахрам.
Святой Азар, которому доверены все ахуровские огни мира, на рассвете каждого дня просит Соруша разбудить священного Петуха, чтобы тот разбудил маздаяснийцев (зороастрийцев) для поддержания горения огня, дабы те не дали затухнуть огню в аташкадэ (храмах огня). И Соруш призывает своего «божественного сотрудника» Петуха, который с помощью своего пения выполняет священный долг, восклицая на рассвете: «Эй, человек, вставай, прочти праведную молитву, пошли проклятия дивам! А если этого не сделаешь, то длиннорукий див Бушасб (див лености и тяжёлого утреннего сна) победит всех вас; и земной мир, проснувшийся на рассвете, погрузится в тяжёлый сон. И скажет тогда Бушасб: "Эй, человек, спи спокойно, тебе ещё не пора вставать, не имей дела с тремя вещами, которые лучше всех - благой мыслью, благим словом и благим делом; не делай ничего, кроме злой мысли, злого слово и злого деяния..."». Ещё одним злейшим врагом Соруша является див Кунда, который всегда пьян без вина, туп и медлителен (с фарси «конди» - медленность, притупленность).
Налицо связь Изеда Соруша и его спутника Нирусангха с Изедом Азаром (Огнём) и всеми храмами и алтарями огня. Вот почему в день Соруша (17-й солнечный день) показано отправляться в аташкадэ (храмы огня) и возносить молитвы богам («Словарь убедительных доводов»). Также об этом дне сказано: «В день Соруша для спасения своей души неси свою просьбу к Сорушу-Ахрай (Сорушу чистому)».

Но это не единственное сотрудничество Азара с Сору- шем. Так, в книге «Ардавираф-намэ», рассказывающей о путешествии души мобада по имени Ардавираф (Вираф) по раю и аду, Изед Азар (Атуридат) повсеместно сопровождает чистого Соруша, и они вместе берут за руки Ардавирафа и проводят его по различным местам загробного мира. Эти два величайших ангела хоть и не принадлежат к числу Амеша-Спента, однако всегда присутствуют среди них.
Изед Соруш, чей век на земле измеряется уже несколькими тысячелетиями, так много стал значить для иранцев, что даже изменение религии в Иране не смогло стереть его имя из людской памяти, что можно наблюдать во многих литературных произведениях, будь то проза или поэзия: «Соруш моего сокровенного мира, какие добрые вести ты принёс!», «Чужое ухо не дойдёт до послания Соруша!».
Не обошёл стороной Соруша и великий Фирдоуси. Вот отрывок из его книги «Шахнаме» о Соруше-вестнике, принёсшем с Небес наказ царю Феридуну - не убивать злодея Зоххака, а заковать его в цепи на горе Дамаванд:

Тут светлый явился Соруш и наказ
Принёс: «Не рази, не настал его час.
Повергни, свяжи и влеки до тех пор,
Пока между двух не очутишься гор.
Там пусть он в оковах повиснет; пути
Его приближённым туда не найти».

А вот отрывок из «Шахнаме», где Соруш предупреждает царя Кеюмарса о готовящемся против него заговоре:

Явился Соруш, излучающий свет,
Под видом пери, в шкуру барса одет.
Царю рассказал он, не скрыв ничего,
О происках беса и сына его.

Ещё одно яркое упоминание Соруша в «Шахнаме» связано с днём Соруша по 30-дневному солнечному календарю и имеет отношение к восхождению на престол Бахрам Гура Сасанида. Иранская история сохранила по этому поводу легенду, согласно которой Бахрам Гур предложил своему сопернику (Хосрову) очень необычный способ доказать своё право на царствование: корона сасанидских царей должна была быть положена между двумя львами, и претенденты по очереди должны были попытаться отнять её у львов. Хосров сразу же отказался от такого испытания, а Бахрам Гур смело подошёл ко львам, сразился с ними и взял корону. Вот отрывок этой удивительной истории:

Идут по равнине Хосров и Бахрам,
С тревогой в сердцах направляясь ко львам.
Хосров лишь увидел свирепых зверей,
Меж ними венец властелина царей,
Так молвил мобедам: «Венец добывать -
Тому, кто стремится владыкою стать...
«Да, истинно так, — отвечает ему
Бахрам,- слово правды таить ни к чему».
Он палицу с бычьей главою берёт,
Дивясь, на бесстрашного смотрит народ...
И вот уже мудрый владыка Бахрам
Отважно направился к лютым зверям.
Когда быкоглавой его булавы
Увидели взмах разъярённые львы,
Один свою цепь разорвал в тот же миг,
Огромным прыжком властелина достиг.

Ударил Бахрам-богатыръ булавой, -
Взор хищника тотчас окутался тьмой.
Рванулся к другому - и этот сражён,
И этот кровавой струёй обагрён.
Воссел шахиншах на престоле своём,
Украсил чело светозарным венцом...
Алмазами стали царя осыпать,
Венец обновившийся благословлять.
Шум празднества в царстве поднялся до сфер,
Тогда день Соруша был, месяц Азер...

preview.jpg

По убеждению иранцев: «Когда приходит Изед Соруш [не рассвете, на восходе Солнца], цветы распускаются, растения идут в рост, животные готовятся к спариванию, певчие птицы начинают петь среди ветвей...». Заметим также, что с помощью луча восходящего Солнца спутник Соруша, ангел Нирусангх взрастил семя царя Кеюмарса.
Именно поэтому самым многочисленным способом лите-ратурного отражения прихода Соруша в этот мир стало пе-рекрестье ночи и дня, когда всё пробуждается ото сна.
Великий персидский учёный Абу Рейхан Бируни сказал: «Первый, кто обучил человека шёпоту, был Изед Соруш».
Изед Сраоша (Соруш) атт духовного смирения и послушания
Изучая зороастрийские тексты, читаем: «С восходом Мехра [Солнца] начинается тихий шёпот жизни в сопровождении лёгкого ветра, ветви деревьев приходят в движение, и пти-цы под лёгкой рукой ветра оставляют свои гнёзда, чтобы петь свои песни... тот ветер является сущностью движения и началом жизни вместе с восходом Мехра и утренним приходом Соруша» [цитата, связанная с 21-м солнечным днём - днём Раммана, а также ветра-Вайю и Зервана].
С восходом Мехра, утренним приходом Соруша и его священного Петуха связаны также ангел утренней зари Аваша (вед. Авашас) и время Ашхан - восход Солнца.

Раннее пробуждение людей под пение птиц живо в памяти иранцев и по сей день, как и стало темой для самых прекрасных стихов, в частности великого поэта Саади:

Эй, друг, не упускай возможность
вдохнуть утренний воздух Христа.
Может, воскресишь мёртвое сердце,
так как этот воздух - его дыхание [Христа].

Или:
Волнение Соловьёв - по раннему утру;
Спящий не знает о любви.

Или:
Спящие не знают о шёпоте утренней птицы,
Животные не знают о человеческом мире.

Или:
Вчера ночью, ближе к утру, плакала птица,
Она унесла мой ум и терпение;
Возможно, один из добрых друзей
Услышал и моё пение. Он сказал:
«Я не верил, что крик птицы
Сделает тебя настолько безумным».
Я ответил: «Человеку не присуще
Слышать молитвы птиц и молчать».

А вот, пожалуй, самый парадоксальный интерес к Сорушу, приведённый из книги представителя исламской веры.
Исследователь ислама Хадже Незам-оль-Мольк Туси в своей книге «Сейр-оль-Молюк» дошёл до того, что объявил о том, что пророк ислама [Магомет] против зороастрийской религии, но за Изеда Соруша:

«Он [пророк Магомед] разделяет на две половины Луну на небе, призывает народ к Богу, приносит чистую религию, отменяет зороастризм и все религии, обещает рай и страшит адом, укрепляет с помощью исламского закона (шариата) имущество и храмы, защищает от дивов, рушит аташкадэ и языческие храмы, дружит с Сорушем:, его религия охватывает весь мир и останется до Судного дня, и земля и небо будут свидетельствовать его пророчество» (гл. «Выход Маздака»).

Парадокс: как можно отвергать зороастризм и при этом почитать одного из главных ангелов этой религии; как можно разрушать храмы огня и при этом почитать того, кто ежедневно на рассвете призывает к утренней молитве, связанной именно с зажиганием огней в алтарях?!
Как уже говорилось выше, в пехлевийской и зороастрийской литературе Соруша считают вестником Ахура-Мазды. С приходом в мир других религий, миссия авестийского Изеда Сраоши плавно трансформировалась в облик одного из важнейших архангелов этих религий: в христианстве - это Гавриил, в исламе - Джабраил, в иудаизме - Гавриэль.
Так, с принятием иранцами исламской религии ни имя, ни деяния Изеда Соруша не отвергли и не предали забвению, его сочли одним лицом с архангелом Джабраилом, что прослеживается в текстах «Асар-оль-багие» и «Словаре убедительных доводов». Это самый почитаемый архангел в исламе, наиболее приближённый к трону Аллаха, которого Аллах сделал своим вестником - считается, что именно архангел Джабраил принёс откровение пророку Магомеду в виде Корана и помог ему построить Каабу.
Заметим также, что в христианстве архангел Гавриил, божественный вестник, был послан Богом в город Назарет, чтобы возвестить Деве Марии благую весть о рождении у неё сына - будущего Спасителя мира Иисуса Христа.
В религии иудаизма аналогом архангела Гавриила является Гавриэль, который, как посланник «высшего суда»,
играет роль «ангела смерти», который приходит за праведниками с идеально ровным ножом в руках; грешников же забирает ангел Самаэль, держа в руках зазубренный нож (в какой-то степени это аналог мистерии «моста чинвад»).

Изед Соруш - защитник и хранитель души человека после смерти, один из арбитров на божественном суде, совершающих правосудие над душами умерших.
Пехлевийское писание сравнивает человека после смерти и перехода из этого мира в мир иной с новорожденным ребёнком, сильно нуждающимся во внимании доброй и заботливой матери - эту функцию выполняет Соруш. Если бы его не было, то только что вошедший в иной мир дух человека сразу же оказался бы в руках духа зла Ангро- Манью и его дивов. Поэтому первые три дня после смерти человека с помощью чтения надлежащих частей Авесты люди просят Изеда Соруша хранить и защищать душу, только что отошедшую на тот свет. Если кто призовёт Соруша на помощь умершим в первые три ночи после их смерти, Соруш будет защищать их души («Садцар», 58).
Поскольку Изед Соруш является одним из судей в божественном суде, где утром на четвёртый день после смерти человека происходит «допрос его души», все религиозные церемонии, связанные со смертью человека и проводимые в первые трое суток, совершались во имя Изеда Соруша, который в том числе охранял душу от вреда, наносимого дивами.

gheroxzrnerffjrygvxv.jpg
Персидская миниатюра
Махмуд Фаршчиан

Согласно сведениям, содержащимся в Авесте и пехлевийских письменах, в течение этих трёх дней после смерти человека его душа не может с лёгкостью расстаться со своей телесной оболочкой, находится в волнении и растерянности, тревожится и беспокоится о своих земных деяниях и о своём дальнейшем пребывании в мире ином.
В эти три дня душа пожинает результаты своих благих и дурных поступков. В первый день после смерти душа испытает на себе результаты своих благих или злых помыслов, во второй - результаты своих благих или злых речей, в третий день - результаты своих благих или злых поступков, и так раскается и будет стыдится за свои злые деяния, что у неё останется только одно желание (мечта): «О, если бы мне дали ещё одну возможность, чтобы я могла возместить (исправить) дурные поступки своей прошедшей жизни!».
К концу третьей ночи и на рассвете четвёртого дня душа под руководством и защитой Соруша, благого Вайю и Изеда Бахрама (Варахрама), охраняющих её от нападений дивов Астовидата, злого Вайю, Айшмы и других дивов злобы и жестокости, уродливого Фарра и уродливого Нэй, начнёт своё путешествие в мир иной длинною в вечность.

Махмуд Фаршчиан Персидская миниатюра

В тот момент Даэна (Совесть) выйдет на встречу душе, и если душа будет чистой и благочестивой, её совесть превратится в красивую, стройную девушку в добром распо-ложении духа, достойную того, чтобы её сопровождали. Если же душа окажется грешной, она превратится в уродливого демона с ужасающей внешностью и будет доставлена на Суд божий. Согласно книге «Динкард» учётом добрых и злых поступков человека занимается Амеша-Спента Воху-Ман (Благомыслие). Утром четвёртого дня после смерти человека, как только его душа прибудет на божественный суд, ангелы Мехр, Соруш и Рашн (все три судьи) рассмотрят все поступки человека, установленные Воху-Маном, и на основании извечного и вечного закона Ахуры приговорят эту душу к благому дару в раю или страшному наказанию в аду. И в тот час ни взятки, ни личное влияние, ни материальное положение человека не будут иметь никакого значения и не дадут никакого результата. И шаха и раба будут судить одинаково беспристрастно.
Мост Чинвад (Мост Выбора) является местом испытания для человека и отражением его поступков. Как только душа благодетельного человека приблизится к мосту Чинвад, мост сам по себе расширится и сделает лёгким и спокойным переход души благочестивого в сторону рая. Соруш проведёт через мост Чинвад души благодетельных людей («Мину-Хэрад», 2). Но перед душой грешника мост Чинвад сам по себе сузится и превратится в острые шипы, и поскольку душа не сможет перейти его, не упав, она покатится по крутому склону прямо в ад и будет подвержена тяжелейшим пыткам и мучениям. Согласно книге «Бондахеш» и пехлевийской книге «Вендидад» (р. 19) основание моста Чинвад в этом мире расположено на вершине горы Альборз, находящейся посреди государства Иран-Видж.
Однако в отношении душ недоразвитых людей или душевнобольных людей, а также детей, не достигших совершеннолетия, испытание на мосту Чинвад не предусмотрено, все они переносятся прямо в рай. Отвечать за их дурные мысли, слова и поступки будут их опекуны и воспитатели.
В другой пехлевийской книге под названием «Саддар» («Стоглав») сказано, что души таких людей попадут в рай или в ад вместе с душами своих попечителей. Но если только души этих душевнобольных, недоразвитых, искалеченных или не достигших совершеннолетия людей будут переданы под опеку и защиту Изеда Соруша, то все они будут спасены от ада, и под покровительством этого Изеда попадут в рай. Соруш также является защитником всех малолетних детей - до семи лет («Сад дар», 47).
Посредничество Соруша между человеком и Богом отмечено и в пехлевийской книге «Эрдаи Вираф»:
«Когда Вираф [во время своего путешествия в мир иной] прибыл в сопровождении Соруша к престолу Урмозда, то не смог увидеть самого Урмозда, однако, услышал голос Урмозда, доносившийся из середины света». В этой книге Соруш выступает в образе сопроводителя человеческой души по всем местам загробного мира.

Изед Соруш связан также со Временем, ибо он тот, кто первым встречает душу умершего после смерти, то есть стоит на пороге вечности, а точнее на границе Времени конечного (Зерван Карана) и Времени бесконечного (Зерван Акарана), равно как и на границе двух миров, или пространств - мира телесного и мира потустороннего.
Неспроста именно в текстах «Соруш-вадж» есть напоминание о Зерван-Даргавахдате - времени продолжительном, но ограниченном, которое в последующих авестийских письменах было отмерено в 12 тысяч лет.
В до-зороастрийский период (до прихода Аша Зартошта) иранские мудрецы считали, что именно время и пространство являются создателями бытия и творцами всех земных и небесных существ. Последователей и приверженцев этой теории называли «зервани» (зерванитами). С появлением! Авесты Зерван (Время) и Тваш (Пространство) были освобождены от тех первоначальных (созидательных) сил, которыми обладали ранее, и отнесены к группе изедов, где к их именам - Зерван и Тваша - была добавлена приставка Акарана, что означает «бесконечный и безграничный».
С течением времени большинство сведений о Зерване и Тваше были утеряны, остались лишь обрывки фраз.
В Ясне 72, п. 10 и Видевдаде, р. 19, п. 13 вместе с Тваша, т.е. пространством, упоминается Вайю - Изед Воздуха.
В Вендидаде, р. 19, п. 29 говорится: «Зерван тащит души грешников со связанными руками в сторону Божественного суда, чтобы допросить их». В Фравардин-яште, п. 56 написано: «Плодоносящие растения и деревья растут и развиваются в пространстве, установленном ангелами (Тваша), и в определённое время (Зерван)». Смысл этого стиха состоит в том, что любая вещь в земном мире подчинена законам пространства и времени, которые были установлены Господом Богом Ахура-Маздой в первый день творения.
В Мехр-яште, п. 67 говорится: «Мы почитаем Мехра, того, кто ездит в своей колеснице из страны в страну и обладает могуществом Зервана (Времени), сотворённого из сияния Мазды, и Победы , созданной Ахурой».

------------------
Редакция: Фразу «и обладает могуществом Победы, созданной Ахурой» следует понимать как «и обладает могуществом Вертрагны, созданного Ахурой», поскольку «Победа» - один из эпитетов и имён Вертрагны (букв, «пробивающий защиту»), божества войны и победы. Как ассоциативное предположение, заметим, что, может быть, именно от Вертрагны произошли «победоносные» имена Виктор и Виктория.
------------------------------

Благословенный Петух Соруша тоже имеет прямое отношение ко времени, поскольку связан с охраной земного мира в самое тёмное время суток — поют петухи в это время строго по часам, своим криком разгоняя тьму.
Ферейдун Джонейди в книге «Зерван: измерение времени» приводит небольшой рассказ о том, как глубоко в сознание людей вошли образы Изеда Соруша и благословенного Петуха:
«В лунную ночь в Нейшабуре мы сидели с другом среди травы и цветов и были полностью погружены в обсуждение приятных для нас тем. Но вот пропел Петух, и близкие и далёкие петухи тут же повторили его пение и затихли - я посмотрел на часы, было без 15 минут полночь.
Тогда я рассказал другу зороастрийскую легенду, связующую Петуха с Изедом Сорушем, и мой друг, который больше меня прожил в деревне, поведал мне, что деревенские люди и по сей день утверждают, что существует ангел, который будит петухов. Однако наш разговор постепенно перешёл на другую тему, и мы забыли о Петухе, но лишь до тех пор, пока из подсобок и небольших плетей, как из глубины колодца, вновь донеслось близкое и далёкое пение петухов. Часы показывали без 15 минут один час ночи.
По истечении ещё ровно одного часа - без 15 минут два петухи снова хором повторили своё пение.
Мы застыли от удивления, когда и далее ровно через час, без 15 минут три и без 15 минут четыре часа ночи, петухи поднимали свой крик, и с этого времени их пение уже не стихало до наступления утра и восхода Солнца.
Это явления настолько заняло мои мысли, что я пришёл к выводу, что человечество поняло часы с помощью петушиного пения, и таким образом, разделило сутки на 24 части».

Автор книги указывает, что эти четыре ночных часа, называемые иранцами «четыре паса» (с полуночи до четырёх утра), считались особыми и были связаны с охраной мира людей, пребывающих в это время во сне и во тьме ночи, и охрана эта была поручена благословенному Петуху.

Разделы