Аташ ньяиш (молитва Огню)

(Перевод с авестийского языка Михаила Чистякова)

1
О Ахура, вознеси
Ты меня через Армайти,
Силу дай, Святейший Дух
одари хорошей долей;
Мазда, Ашей призови,
дай в награду Мысль Благую.
2
В помощь покажи ты мне,
о Всевидящий, награду,
Ту, что Мысль Благая даст,
ту, что в силах твоей власти;
О Святая Армайти,
научи, как в Ашу верить.
3
Заратуштра Мазде в дар
даже жизнь свою земную,
Послушание и власть
без сомнения приносит,
Мысли добрые, слова
и деянья ради Аши.
4
Радость будет Ахуре Мазде!
Слава тебе, о Атар Ахуры Мазды,
благодетельный, величайший из Изэдов!

Ашэм Воху ... (три раза)

Исповедую себя как маздаясниец, зороастриец ...
на радость Атару, сыну Ахуры Мазды, тебе, о Атар, сын Ахуры Мазды,

5
Атару, сыну Ахуры Мазды,
Хварну и Саву, созданным Маздой,
созданным Маздой ариям,
тем из них, кто имеет хварно,
и Хварну Кавиев, созданному Маздой;
Атару, сыну Ахуры Мазды,
Кави Хаосравангхе, заливу Хаосравангха,
горе Аснаванта, созданной Маздой,
озеру Чайчаста, созданному Маздой,
и Хварну Кавиев, созданному Маздой;

6
Атару, сыну Ахуры Мазды,горе Райванта,созданной Маздой,
Атару, сыну Ахуры Мазды, святым воинам Огня,
Вам, целители-Изэды, обладающие хварном;
Атару, сыну Ахуры Мазды, со всеми огнями вместе,
Изэду Найрьо-Сангхе, внуку Владыки, в хвале и молитве, в радости, в славе!
«Как наилучший владыка ...» , – скажет мне заотар,
«Так и страж от Истины ...», – промолвит пусть Знающий Истину!

7
Хвалой и молитвой и доброй заботой, благой заботой, похвальной заботой благословляю я тебя, о Атар, сын Ахуры Мазды,
Поклонения достойный,
Восхваления достойный,
И сейчас, и впредь достойный
В человеческих жилищах.
Благо будет человеку,
Кто почтит тебя дровами,
Кто почтит тебя барсманом,
С молоком в руке и ступкой.

8
Да будет у тебя в достатке надлежащее топливо и благовония,
да будет у тебя в достатке надлежащая пища и содержание,
да будет истинноверующий охраной тебе, если достиг он совершеннолетия,о Атар, сын Ахуры Мазды!
9

Так гори в этом доме, гори всегда в этом доме, свети в этом доме,
и да не окончится твой рост даже тогда,
когда могучий Фрашо-Кэрти принесет обновление мира,
и с благим Фрашо-Кэрти ты будешь сиять!
10
Дай мне, о Атар, сын Ахуры Мазды,
В скором времени защиту,
В скором времени удачу,
Жизнь дай полную защиты,
Жизнь дай полную удачи,
Жизнь, наполненную жизнью.
Дай мне знание и святость,
Красноречье, слух хороший,
Сильную потом дай мудрость
Нерушимую, большую.
11
Дай отвагу мне мужскую,
При движенье – неусыпность,
А на ложе сидя – чуткость.
Дай счастливое потомство,
Сходное во всем со мною:
Чтобы были с пониманьем,
Не несли чтоб огорчений,
Чтоб владели красноречьем
И могли страною править.
Без потомства не будет
у меня ни семьи, ни рода,
ни племени, ни страны, ни империи!
12
Дай мне, о Атар, сын Ахуры Мазды, –
Кто пусть будет мне ведущим
И сегодня, и в грядущем:
В наилучшем мире светлом,
В мире праведном, счастливом –
чтоб получил я благую награду и добрую славу,
а для души своей – долгое благоденствие!
13
О Атар Ахуры Мазды!
Всем он служит, всем готовит
Ночью – ужин, утром – завтрак,
А от всех он ждет заботы –
Доброй и благой заботы,
Нужной для него заботы
Ждет от нас он, о Спитама!

14
Каждого, кто ходит рядом,
Взгляд Атара вопрошает:
«Что ты, друг, приносишь другу,
Неподвижному подвижный?»

15
И если кто-то благочестиво приносит топливо
или благочестиво простирает барсман,
иль благовонное приносит растение хаданайпата,
Тот получит в благодарность
От Огня Ахуры Мазды
Невраждебного, благого
Исполнение желаний:
16
«Бык опорой тебе будет,
Много сыновей в потомстве,
Мысль работать не устанет,
Оптимизм твой не иссякнет,
И все ночи твоей жизни
Для тебя отрадны будут!»
Так Атар благословляет
Человека, что приносит
Топливо ему сухое,
Что просушивалось светом,
Очищалось с ритуалом.

17
В хвале и молитве я силу и рост призываю
Атару, сыну Ахуры Мазды, тебе, о Атар, сын Ахуры Мазды,
Атару, сыну Ахуры Мазды, Хварну и Саву, созданным Маздой,
созданным Маздой ариям, тем из них, кто имеет хварно,
и Хварну Кавиев, созданному Маздой;
Атару, сыну Ахуры Мазды,
Кави Хаосравангхе, заливу Хаосравангха,
горе Аснаванта, созданной Маздой,
озеру Чайчаста, созданному Маздой,
и Хварну Кавиев, созданному Маздой;
Атару, сыну Ахуры Мазды, горе Райванта, созданной Маздой,
и Хварну Кавиев, созданному Маздой;
Атару, сыну Ахуры Мазды, святым воинам Огня,
Вам, целители-Изэды, обладающие хварном;
Атару, сыну Ахуры Мазды, со всеми огнями вместе,
Изэду Найрьо-Сангхе, внуку Владыки ...
18
О Ахура, твой Огонь,
сильный в Истине, так нужен нам,
Быстрый, мощный; пусть придет
помощь зримая заступнику.
А лжецу, о Мазда, пусть
будет вред руками нанесен.
Истина – наилучшее благо

комментарий переводчика

Михаил Чистяков, младший настоятель зороастрийской общины
Санкт-Петербурга

ОГОНЬ КАК СИМВОЛ ВЕРЫ
Огонь – центральный элемент зороастрийского ритуала и один из основных символов зороастрийской религии. Его значение и святость для любого зороастрийца трудно переоценить. По-авестийски Огонь – Атар (пехл. Адур), а «Аташ Ньяиш» (молитва Огню) – одна из самых любимых и почитаемых молитв зороастрийцев, как жрецов, так и общинников. Без нее не обходится ни одно зороастрийское богослужение. Культ Огня восходит, безусловно, еще к древнеарийской, дозороастрийской общности, неслучайно огонь алтаря присутствует во всех древних и не только древних религиях, но только в зороастризме ему отводится настолько почетное место. Даже сословие священников, жрецов называется в Авесте «атхраваны», что значит «принадлежащие огню», т.е. «хранители огня». Начиная с 9-го солнечного дня зороастрийского «Тридцатидневника», дня Атара, поминаются благие творения, созданные Творцом Ахура Маздой, потому что Огонь – это первое и самое главное из творений, первичная субстанция, из которой творился весь последующий материальный мир. Теней не существовало, ибо не было тьмы и зла, как не существовало и разделения огней. Об этом хорошо сказано в «Избранном из ДатСпарама», пехлевийском произведении Х в. н.э.: «Огонь был во всем, проникая первоначально сквозь шесть субстанций, меж которыми он был ограничителем каждой отдельной субстанции, куда он был вложен, как сказано, подобно векам, когда они ложатся одно на другое».

Ведь Огонь – это субстанция, которую Ахура Мазда брал непосредственно из Безначального Света, Анагра Раоча, т.е. света Зервана, изначального Абсолюта. Достаточно вспомнить описание Гайомарта, первочеловека – он был подобен Солнцу (Хвар), т.е. так же горяч и огненен.
Нападение Ахримана, демона зла и разрушения, привело к разъединению огней, к нарушению целостности, и все благие творения стали «остывать», «выпадать в осадок». Но неслучайно из всех благих творений Огонь сохранился наименее оскверненным. Ведь Огонь, называемый в Авесте сыном Ахуры Мазды, является живым воплощением чистого духа, поэтому он и играет столь важную роль в зороастрийском ритуале, настолько важную, что зороастрийцев иногда называют огнепоклонниками. Поэтому Огонь и является символом зороастрийской религии, а осквернение Огня является тягчайшим грехом. Во время молитвы верующий даже закрывает рот специальной повязкой – паданом, наподобие врачебной, чтобы даже своим дыханием не нанести вреда святому Огню.
В каждом благом творении сохранилась частица Огня, но очень маленькая. В зороастрийских писаниях была детально разработана система различных огней – огня земли, растений, животных и т.д. У человека, например, он проявляется в творческом порыве, в тепле души, в блеске глаз, но реальная температура его сейчас весьма невысока.

В конце времен, при Обновлении Мира (авестийское Фрашокерти, Фрашегирд) Огонь будет играть решающую роль: реки расплавленного металла, живого Огня, покроют всю Землю, и в этих потоках будет уничтожено все зло этого мира, наступит очищение и восстановление целостности.
Небесным покровителем Огня является Аша Вахишта – Наилучшая Истина, которую обычно отождествляют с тем идеальным, изначальным состоянием мира еще до вторжения Ахримана. Но немаловажна связь Огня с понятием Хварно – божественной святости, отмеченности, благодати, харизмы, которая является особой связью с чистым миром Святого Духа. Этимологически слово «Хварно» происходит от слова «Хвар» – Солнце. Уже то, что Хварно упоминается именно в день, посвященный Атару, говорит о том, что оно имеет огненную природу. Каждый человек может быть исполненным Хварно, если будет следовать принципу Хумата, Хукхта, Хваршта – «Благая Мысль, Благое Слово, Благое Дело». Хварно и изображали в виде солнечного диска над головой человека, что позднее перешло в христианство в виде нимба как обозначение святости. Человеку, исполненному Хварно, будет сопутствовать Саво (букв. «Польза») – блеск, процветание, благосостояние, понятие, близкое к Хварну и неотделимое от него. Это те реальные блага, которые даются праведнику, имеющему Хварно.
В легендарную эпоху, отголоски которой сохранились только в эпосах и сказаниях, на Землю свыше были ниспосланы три священных Огня, связанных с тремя видами Хварно и тремя кастами, упомянутыми в Авесте. Все они были установлены на трех высочайших горных вершинах.

Непосредственно само понятие «Хварно» связывают с первым и высшим из Огней, который так и называется – Огонь, содержащий Хварно (Адар Фарнбаг). Это Огонь жрецов, Огонь ритуала, традиции, святых людей. С ним связано Хварно атхраванов (священников). Этот Огонь был первым размещен на горной вершине, название которой не указывается в авестийской молитве Огню, а в пехлевийских сочинениях называется Фарроманд. Зато указана следующая гора – Аснавант (букв. «Счастливая») – местопребывание Огня Виштаспы (Адар Гушасп), Огня царей, владык и героев. По преданию, его поместил там легендарный Кави Хаосравангх (Кей Хосров в «Шахнаме»), победитель дракона Ажи Дахака (Заххок). Озеро Чайчаста, упомянутое далее, было расположено у подножия этой горы. По всей видимости, озеро Хаосравангха – то же самое озеро Чайчаста, на берегу которого Хосров возносил молитвы и совершал жертвоприношения в честь победы над дайвопоклонниками. Этот же Огонь несет в себе молния. С ним связано Хварно ратхайштаров (воителей). Кави – династия арийских царей, к которым принадлежал и Виштаспа – покровитель Заратуштры.
Гора Райвант (букв. «Великолепная», «Светоносная») – местопребывание Огня Высокого Митры (Адар Бурзин Михр) – Огня общинников, мирян. Поскольку в персидские времена словом «Михр» называли Солнце (а также любовь), это название можно перевести и как Огонь Высокого Солнца (Высокой Любви). Скорее всего, здесь совмещаются все эти понятия. С ним связано Хварно вастрьев-фшуйянтов (земледельцев). По преданию, этот третий Огонь принес людям сам Заратуштра. Реально сейчас существует только Адар Бурзин Михр, который воплощает в себе все три огня и пылает в храмах зороастрийцев под названием Аташ-и-Бахирам – Огонь Победы.

Остальные огни во времена, тяжелые для религии, находятся только на духовном плане. Отождествление названных легендарных гор с реальными географическими объектами в настоящее время затруднительно. Следует особо упомянуть и ангела Найрьо-Сангха – букв. «Говорящий мужам» – ангел-посланник Ахуры Мазды, проявляющийся через огонь. Именно Найрьо-Сангх побуждает людей совершать героические поступки, это Огонь наших сердец, Огонь радости жизни. А уметь радоваться жизни – это та черта, которая всегда отличала зороастрийцев. И по сей день вечный Огонь горит в каждой зороастрийской семье, пусть даже в виде маленького светильника. В нем вера в жизнь, вера в будущее, вера в то, что Зло будет повержено, а Добро одержит окончательную победу.

журнал "Митра" №7(11) 2004 стр 29-34

Rus
06 Хаурват день.
11 Вохумана месяц.
3754 год ЗРЭ

Хаурват день (Ав. Хаурватат) Цельность (Целостность или Здоровье). Покровитель вод.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:34
Завтрашний день начнется в: 09:32
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 02:10 часов.
Ушахин-гах будет в 01:10 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники