ГЕУШ-ТАШН и ГЕУШ-УРВАН: ИЗЕДЫ-ХРАНИТЕЛИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ЗЕМНОГО МИРА

Пантеон зороастрийских божеств
--------------------------------------------------------------------
Статья подготовлена по книгам, переведённым с фарси Бобрицкой Т.Ч. под редакцией Малаховой Н.М.; на русском языке книги не издавались:
Монак джи Нуширван джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времён до наших дней». Перевод на фарси мобада Ростама Шахзади. - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).
Манучехр Манучехрпур «Узнаем и будем гордиться. Кратко о концепциях зороастрийской религии». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1377 (1998).
Курош Никнам «От Ноуруза до Ноуруза. Обычаи и традиционные обряды зороастрийцев». - Тегеран: ИКЦ «Фравахар», 1379 (2000).
Ферейдун Джоиейди «Зерван: измерение времени». - Нишабур: «Бониаде Нишабур», 1358(1979).

----------------------------------------------------------------------

Два существа, сыгравшие немалую роль в ознакомлении людей с миссией Аша Зартошта, - Геуш-Ташн и Геуш-Урван, или Тело и Душа Мира, считаются символами Души Бытия.
Эти же два имени упоминаются в Гатах как хранители мира животных и живых существ, из которых Изед Геуш-Ташн - «Создатель всех живых существ в мире», а Геуш-Урван - «Душа всех живых существ Вселенной». В дошедших до наших дней более поздних авестийских письменах имя Изеда Геуш-Ташна упоминается лишь в шести случаях: в Ясне 1 (п.2), Ясне 39 (п.1), Ясне 70 (п.2), Виспереде (р.9, п.5), Сирузэ (р.1, п.14) и религиозных преданиях. И из этих небольших л разрозненных отрывков невозможно извлечь полноценные сведения о функциях и деятельности этого Изеда, тем более что его имя упоминается в сопровождении имён других божеств. В пехлевийских же письменах его имя не упоминается вообще - похоже, что к тому времени об этом Изеде уже просто позабыли или ничего не знали. Что же касается имени Изеда Геуш-Урвана, то оно сохранилось в веках, благодаря прозвучавшей из уст Геуш-Урвана «Мольбе о спасении всех живых существ». Один из таких молебных гимнов был обращен к самому Ахура-Мазде: «О, Создатель! Душа Вселенной взывает к твоему престолу. Зачем ты сотворил меня? Кто воплотил меня в жизнь? Жестокость и вражда, грабёж и разбой, дерзость и насилие охватили всё вокруг. У меня нет защиты и опоры, кроме тебя. Покажи мне спасение, которое смогло бы освободить меня от этой теснины!» (Ясна, п. 29).
Другое воззвание адресовалось Аша Зартошту: «Разве мы не творения Ахура-Мазды и не достойны хвалы, тогда как дивы и служащие им люди проливают нашу кровь, образующую целые сели!» (Бахрам-яшт, п. 54).
Учёные, занимающиеся изучением текстов Авесты, расходятся во мнениях и приводят разные теории по поводу связи этих двух существ с Богом-Творцом Ахура-Маздой.
Согласно одной теории, Изед Геуш-Ташн является воплощением творящей силы Ахура-Мазды и не отделим от него. В соответствии со второй теорией, это существо представляет собой абсолютно самостоятельную сущность, являясь творцом и создателем всех животных.
Другие же исследователи считают эти две сущности представителями самой Земли и всех существ на Земле. Именно поэтому в Ясне 29, гате 1 Геуш-Урван выступает от лица всех тварей (живых существ материального мира), обращаясь к престолу самого Ахура-Мазды с сетованием на гнёт, жестокость и вражду, нисходящую на него. Для своего спасения он просит Ахура-Мазду о том, чтобы тот обучил человека правильному образу жизни, и чтобы человек дал ему, Геуш- Урвану, успокоение и стал его другом и утешителем.
Скитальческий и кочевой образ жизни человека того времени, угнетение и несправедливость, которые позволяли себе люди ради получения лёгкой добычи, - всё это подтолкнуло Мировую Душу к тому, чтобы к престолу Создателя поднялась рука с мольбой о спасении. Спасение было ниспослано людям через Аша Зартошта, который призывал людей к городской (оседлой) жизни, способствовал тому, чтобы человек оставил свою скитальческую, бродяжническую жизнь и кочевание по пустыне, а стал селиться в городах, заниматься земледелием и скотоводством.
В этой же Ясне говорится о том, что «в ходе собрания Совета, которое проводит Ахура-Мазда с другими Амеша-Спента, Boxy-Ман, как Разум Ахуры, говорит: “Единственный, кто может распространить на земле мысль истинности и правдивости и обрадовать Душу Создателя, - это Зартошт Спентаман ”».
Итогом собрания Совета Ахуры стало решение о том, чтобы враги и недруги зороастрийской религии отказались от своего противоборства, склонили головы в повиновении и выполнили требование Ахура-Мазды - изменили свой образ жизни в соответствии с указанием великого пророка, став цивилизованными (городскими) жителями.
Потребность в обществе духовного лидера и избрание на эту роль Аша Зартошта повествуется в форме следующего божественного сценария (Ясна, 29).
В беспокойном, полном убийств, разбоя и ненависти мире Душа Вселенной (буквально Душа Мира) взывает (протягивает руку жалобы) к престолу Господа Бога Ахура-Мазды:
«О, Создатель! Душа Вселенной принесла жалобу к твоему престолу. Зачем ты сотворил меня? Кто воплотил меня в жизнь? Жестокость и вражда, грабёж и разбой, дерзость и насилие охватили всё вокруг. У меня нет защиты и опоры, кроме тебя. Покажи мне спасение, которое смогло бы освободить меня от этой теснины!».
-------------------------------------------------------------------
В «Авесте» Душа Вселенной называется Геуш-Урван и означает «Земля и мир всего сущего». Это слово имеет и другие значения: «Бык», «Полезное животное», «Душа Быка». Однако следует знать, что в Гатах слово «Бык» используется в его переносном смыле, в качестве аллегории. В иранской литературе слово «Бык» тоже повсеместно используется в аллегорическом значении, означая слово «Земля». Поэтому не следует слово «Бык» воспри¬нимать в его буквальном смысле, определяющем название животного.
-------------------------------------------------------------------

И тогда Ахура-Мазда впал в думу о том, кто же должен восстать против гнёта и жестокости, чтобы низвергнуть их, не нарушив при этом порядка и справедливости, кто же должен установить праведность и людскую веру в этом беспокойном и полном несправедливости мире. Несомненно, такой предводителъ должен быть добрым, никому не наносить никакого; вреда, быть самым могущественным человеком среди людей, открытым и правдивым.
Ахура-Мазда с помощью Амеша-Спента Boxy-Мана, или «своего Благомыслия», находит такого человека и выбирает его для выполнения пророческой миссии. Он сообщает Душе Вселенной благую весть об избрании Аша Зартошта, говоря следующее: «Единственный, кто следовал предписаниям; Мазды, и я его хорошо знаю, это - Аша Зартошт Спентаман. Только он стремится обучать других людей праведной религии и гимнам, восхваляющим Мазду, по этой причине озарим его красотой речи!».
Но Душа Вселенной ничего не знала об Аша Зартоште и не обрадовалась его избранию, вскрикнув: «Почему я должна, безоговорочно принять защиту немощного человека и внимать его речам? По правде, я мечтала о могучем и сильном правителе. Когда такой человек встанет, чтобы помочь мне и защитить меня своими могучими руками?!»

Однако в следующем разделе видим, что Душа Вселенной успокаивается и принимает предводительство Аша Зартошта, говоря: «О, Ахура-Мазда, дай Аша Зартошту и его последо- вателям духовную силу и мощь! О, Воху-Ман (В этом месте вместо слова «Мазда» было употреблено одно из его особых качеств - Воху-Ман (Благомыслящий).) (Благомыслие Мазды), ты одари Аша Зартошта огромной силой мысли, ума и мудрости, чтобы он, полный сил, дал мирянам мир и покой! О, Великий Мудрец, мы все признаем его избранным и самым наидостойнейшим из твоих детей и принимаем его в качестве нашего предводителя!».
Таким образом, Аша Зартошт становится избранным, и общество после некоторого сопротивления принимает его в качестве своего духовного лидера и наставника.
Правильно осмыслив приведённый выше разговор, видим, что в этом божественном сценарии в символической форме показаны все нюансы зарождения зороастрийской религии, равно как и все этапы её развития. Сначала Душа Вселенной, являющаяся представителем людей (по словам других интерпретаторов — «потребностью общества»), излагает свою просьбу Господу Богу, который избирает того, кто поможет людям (обществу) решить их проблемы. Человек из общества с помощью силы Boxy-Мана (Благомыслия, данного Маздой) понимает эту «потребность общества», и, став на путь праведности и правдивости, становится избранным для предводительства среди людей. Однако общество его так просто не принимает - обратите внимание на то место в текстах, где Душа Вселенной возмущённо вскрикивает. И только осознав, что именно он и есть исполнение всех конечных желаний, Душа Вселенной подчиняется ему, желая его победы и славы.
История избрания Зартошта на роль духовного просветителя и предводителя людей на земле своими корнями уходит к зороастрийским мифам о творении мира. Когда в начале трёх последних (третьих) тысячелетий космической битвы между Хормаздом и Ахриманом Ахриман выходит из состояния безумия, он проникает в сотворённый Хормаздом мир и разрушает его, оскверняя все созданные Богом творения. Мир , становится охваченным бедствиями, а сотворённые Хормаздом создания заболевают и умирают.

Согласно Бундахишну: «...Когда умер Бык/Корова, равного которому не было создано, «гушуран его души» вышел из его тела, встал рядом с его оболочкой и криком, силой в тысячу кричащих мужей, пожаловался Хормазду, сказав:
«О, повелитель созданий, почему ты допустил, чтобы земля пришла в дрожь, засохли растения, и загрязнилась вода? Где тот муж, которого ты обещал сотворить, чтобы он учил добродетели и чистоте?»
Хормазд ответил ему: «Ты болен, Гушуран, болезнью Ахримана. Если бы можно было в это время сотворить того мужа, Ахриман не творил бы сейчас свои жестокие дела...».
-------------------------------------------------------------------
Редакция: Представленный здесь перевод Бундахишна показывает, что с воззванием к Хормазду обратился не «Бык» и даже не «Душа Быка», как это представлено в некоторых других переведённых на русский язык зороастрийских текстах, а «гушуран его души», то есть нечто наивысшее, олицетворяющее, если можно так выразиться, сам «дух Земли», и аллегорически сосредоточенное в этом живом творении. Вероятно, земной Бык/Корова были избраны на эту роль, потому что являются наивысшими символами труда и плодородия на нашей земле: Бык - пахарь, Корова - кормилица. В свою очередь, рога, возвышающиеся над их головами в форме полумесяца, это ни что иное, как аллегория нашего подлунного мира.
-------------------------------------------------------------------

Как видим, речь о сотворении человека, более сильного, чем Ахриман, который бы учил и наставлял людей, идёт ещё со времён начала космической битвы добра и зла. Но Хормазд не может в то время (или не успевает) его сотворить, и вынужден своими собственными глазами наблюдать за тем, как болеют и умирают его создания, не в силах что-либо сделать.
Здесь имеет место упомянуть ещё раз об обращении Геуш- Урвана к престолу Ахура-Мазды: «Если Ахриман убьёт меня, что будет со всеми животными, и кто сохранит земной мир от нападений Ахримана?» После этих слов Геуш-Урван был вознесён к звёздам, Луне и Солнцу, где Ахура-Мазда показал ему чистый фравахар Зартошта и сказал: «Вот тот, кого я сотворю, и кто будет Спасителем!» Геуш-Урван обрадовался этим словам, одобрил сотворение мира и согласился стать «пропитанием» на земле, сказав: «Я вскормлю творения».
Что же касается Амеша-Спента Boxy-Мана, помогавшего Ахура-Мазде и Геуш-Урвану в разрешении вопроса о защите всех земных тварей (полезных животных), то он, Воху-Ман, со временем стал выступать в зороастрийской мифологии не только как символ Разума и Благомыслия Ахуры, но и в материальной роли хранителя всех полезных животных на земле. В этом деле ему помогают изеды Мах, Рамман и Геуш, с которым сотрудничает Изед Дарвасба — дарительница здоровья, хранительца стад и табунов, изобилия и богатства.
При этом Геуш-Урван берёт под свою защиту не только вьючных животных и всех полезных четвероногих, которые в зороастрийской религии обладают огромной ценностью, но и является покровителем и защитником всех добрых людей и богатырей, которые усердствуют на пути благодетели.

В зороастрийской религии нет таких постов и дней, в течение которых было бы категорически запрещено питаться. Вместо этого в каждом месяце в установленные дни, называемые «днями набор», не принимаются в пищу никакие блюда, содержащие какой-либо вид мяса.
Дни набор - это дни изедов Воху-Мана (2 с/д), Мах (12 с/д), Геуш-Уреана (14 с/д) и Раммана (21 с/д). Они считаются днями воздержания от потребления всех видов мясных продуктов, что способствует сохранению жизни животных, а также полезно для здоровья человека.

Священный Бык Корова тотемическии символ 14 с/д

В ежедневном солнечном календаре Изеду Геуш-Урвану и его помощнице, богине Дарвасбе посвящён 14 солнечный день, тотемическим символом которого является Бык/Корова.
Атурпат о дне Гущ говорит так: «В день Гуш воспитывай (разводи) Гуш-Урунак и обучай Быка/Корову работам».
Учёные полагают, что вместо словосочетания «воспитывай Гуш-Урунак» изначально было написано «возноси хвалу, прославляй Гуш-Урунак». Слова же «обучай работам» означают «приручай, обучай Быка/Корову пахать землю».
В иранских легендах и мифах Бык/Корова наделены весьма значимой ролью; оно и понятно — ведь арии всю свою жизнь занимались земледелием, а также разведением крупного рогатого скота и овец. С помощью быков они вспахивали землю, чтобы сажать и выращивать полезные растения, а коровы давали молоко, которое служило им ежедневной пищей.
В легендах, связанных с древнеперсидским царем Ферейдуном, сказано, что его кормилицей была Корова по имени Пормае, которую также называют Пормаюн (Бармаюн):

Эта корова по имени Пормае
обладала самым высоким статусом среди коров.
Отделившись от матери,
она, подобно павлину, меняла свой облик.
Мудрецы собрались на неё посмотреть,
и звездочёты, и мобады.
Никто в мире не видел подобной Коровы,
не слышал о ней ни от стариков, ни от мудрецов.

В продолжение поэтической темы, отметим, что и великий персидский поэт Фаралави (Фаралави, от которого осталось не более 30 двустиший, да и те лишь из словарей, был современником более известного пета Рудаки (IX- X вв.)), в одном из своих стихотворений тоже упоминает кормилицу Пормаюн, говоря:

Коровы твоего стада пусть будут все
Кормилицами царей, как Пормаюн.

Полагают, что указание в древнеперсидских текстах на вскармливание легендарного царя Ферейдуна молоком Коровы служило не столько фактом кормления этого царя, сколько определением начала разведения крупного рогатого скота арийской расой, в период до разделения ариев на три ветви.
...С высоты небес Геуш-Урван и Дарвасба смотрят на землю, радуясь сытному благоденствию арийских стран и народов. Слух их ласкают хвалебные гимны и моления о здравии, плодородии, процветании и добродетели людей на земле.

Rus
08 День перед Атаром (Хварна) день.
04 Тиштрии месяц.
3755 год ЗРЭ

День перед Атаром (Хварна) день (Ав. Дадвах) День Создателя перед днем Атара.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:41
Завтрашний день начнется в: 03:42
Текущее время Ушахин-гах, осталось 00:17 часов.
Хаван-гах будет в 03:42 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники