Поиск по сайту



4000 плюс 30

Этим летом исполняется 30 лет с дня открытия Аркаима, древнего города-храма, который показал всему миру, что исток арийской цивилизации находится на Урале. Цивилизация ариев обладала очень высоким уровнем знаний и была связана с авестийской традицией. Все это показало изучение Аркаима и Страны Городов. Открыватель Аркаима Геннадий Борисович Зданович предлагает называть юбилей 4000 плюс 30, чтобы всем показать истинный возраст Аркаима.

zdanovich_2016_1.jpg

Зданович Геннадий Борисович
22 июня 2016. Музей Аркаима.

Аркаим был построен 4000 лет назад. Место, где он расположен, могло быть затоплено в конце 1980-х, когда на его месте планировалось создать водохранилище для сельских нужд. В 1991 году произошел (и остается единственным) случай, что строительство дамбы отменили. Сегодня бы такого уже не могло произойти. Для этого нужно, чтобы вокруг был хаос, крах старого и еще не рождение нового – такая ситуация была в нашей стране в то время. В 1991 году мы смогли получить 4000 гектар для создания заповедника для Аркаима. На этой территории мы нашли около 70 археологических памятников. Самые ранние памятники, расположенные здесь, относятся к временам палеолита, далее – к слою мезолита, 7-9 тысяч лет до н.э.
Здесь, у Аркаима, куда не ступи нога – под ногами будет история людей, живших здесь ранее. Например, у нас есть жилища каменного века. Да, это новодел (реконструкция). Но в 10 метрах от нее мы нашли стоянку неолита. Вся экспозиция нашего музея собранна здесь в заповеднике. Наш музей – живой, поэтому, когда вы зайдете в жилище каменного века, то вы увидите там мастер-классы, где посетители сами получают пластины, наконечники стрел из камней. Все наши новоделы сделаны в точности как оригиналы – «от и до». Мы можем восстановить так только то, что у нас хорошо документировано, исследовано.
Жилище каменного века строили коневоды, которые одновременно одомашнивали лошадь и одновременно охотились на диких коней. Поэтому фундаменты их жилищ созданы исключительно из тысяч черепов лошадей, их конечностей, замешанных в глине. Уже поверх этого фундамента возводился деревянный свод. Черепа лошадей у нас изучали многочисленные ученые из разных стран, которые изучают истоки коневодства, как у коней стирались зубы, какие тогда были удила и т.д. Датируют этот период около 5000 лет до н.э.
Осмотр экспозиции музея.
Аркаим очень много дал для изучения металлургии. Как происходила добыча, обработка, использование. В нашем музее печей мы об этом подробно рассказываем. Например, показываем подлинные копии литейных форм для топоров. В самом первом шурфе Аркаима была найдена литейная форма для двух серпов. Я возил ее в Петербург показать Пиатровскому, директору Эрмитажа.
Наконечники стрел, различные наковальни для работы с бронзовыми орудиями, браслеты – очень тонкая сложная работы. Камни для наковальни прямо излучают энергию. Чувствующие люди, экстрасенсы энергию ощущают по-своему, мы же, ученые археологи видим также все по-своему. Но мы понимаем, какие технологии хранят те или иные предметы. Многие найденные предметы использовались в различных ритуалах.
-
(Интересный факт. Самые древние металлургические плавильные печи найдены здесь на Аркаиме и на острове Веры на озере Тургояк (г.Миасс).)
-
С археологической точки зрения здесь на рубеже 2-3 тысячелетий до н.э. складывается евразийское металлургическое производство. До этого были Карпатская, потом Сыркупальтийская (вокруг Причерноморья) металлургические базы. Потом появилась Аркаимская – она была самая передовая. В ее время в Египте был только медный век, а здесь уже обрабатывали железо.
На Аркаиме множество инструментов, производств. Например, ткацкий станок. Мы знаем здесь четыре вида тканей. Как конструируется ткань? Мы видим здесь на горшке отпечаток ткани. Жители Аркаима наполняли мешочек ткани песком, а затем его облепляли глиной. На глине ткань прекрасно отпечатывается. Нам становится понятно происхождение ткани (растительное или животное). Игорь Васильевич Чамаев работал в Суфецком заповеднике. По нашим материалам он защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению в Строгановском училище. Он работал в Институте тканей. Я был на его защите, это было просто фантастика! Для ткацкого музея он изобрел ткацкий станок (в музее печей вы можете его увидеть). Он показывал метровые ткани, которые сам делал.
У нас здесь живой музей! Так каждая технология прошлого проверяется и воспроизводится сейчас. Мы начинали еще в советское время, когда разделялось материальное и духовное. Нам приходилось их соединять, также природу и духовную культуру. Поэтому наш музей называется «Музей природы и человека». Может быть, по названию он не вытягивает как экспозиция, но по нашим работам так оно и есть. У нас вышла монография совместно с японцами по климату Аркаима, также ботаника, биология.
Бронзовые предметы, что вы видите в музее – подлинные рог и нож. Лезвие и ручку отливали вместе, а потом насаждали на рог оленя. Рог окислился и стал только прочнее. Также здесь дротики, топоры. Дерево они прекрасно обрабатывали, колесницы делали раньше всех. Колесо у колесниц не монолитное тяжелое для телеги, как у монголов. Изобретение аркаимцев – спицы. Они делали колесо легким. Колесницы у них были не для вооружения.
Мы знаем, что аркаимцы сжигали город сами, спустя время возвращались и отстраивали все заново. Но, они ни с кем не воевали. Чужой посторонний человек просто так не мог войти в Аркаим, так как необходимо знание путей проходов по этому лабиринту. Он был неприступной крепостью. Даже современные танки не могли бы его одолеть. И при этом Аркаим был не для войны. Он просто обозначал – «не трогайте нас, не мешайте нам жить в своем мире».
Во всей стране городов одинаковая керамика, одинаковые дороги и т.д. Все похожее, кроме рисунков крепостей – овалы, круги, прямоугольники. Каждый город этой страны – свой отдельный мир, свои вселенные, как бы разные религии. Одни и те же боги по названию, но есть и различия…
Вот, посмотрите, рыболовный крючок для лососевых рыб, которые заходили в Караганку с реки Урал. Наконечники стрел здесь каменные. Серпы здесь очень интересные. Ранее мы видели их литейную форму. Универсальные предметы. Это может быть и струг для снятия кожи с убитого животного или для коры дерева. Может быть серп, чтобы скоту корм заготавливать. Но мы все это видим и на каменных рисунках у хеттов. У них все это привязано к войне, к колеснице. Например, серпы уже для того, чтобы обрывать ноги вражеской пехоте. Это уже 1660й год до н.э.
Я глубоко уверен, что здесь колесница была изобретена для освоения пространства, это был полный переворот в умах людей. До этой колесницы человек ходил пешком. Хотя колесо в Египте было еще в 7000 до н.э. Это было сплошное колесо для телеги (4 колесная), которая запрягалась буйволами (кастрированными). Человек шел за такой телегой с той же скоростью 5 км/ч. Только лошадь, запряженная 2-колесной легкой колесницей, изменила все.
Чем интересен труд киевского ученого археолога Отрощенко? Он пишет, что Синташта, Аркаим вообще зачеркнули тот естественный исторический процесс, который шел в евразийских степях. Не только металлургия, но и колесница! Она изменила представление о пространстве и времени. Освоение пространства неразрывно связано с восприятием времени. Это был полный переворот. Как у нас это произошло при самолетах, космической технике, которые также нас перевернули, мы стали жить совсем по-другому. Освоение пространства меняется. Если бы вы родились лягушкой, то смогли бы прыгать только рядом с болотом. Человек же еще в эпоху неолита полностью освоил ойкумену от экватора до полярного круга. Это все происходило пешком, целыми поколениями. Весь этот опыт передавался с помощью религии. Бал Тилак в своей книге «Арктическая прародина в Ведах» упоминает заполярные северные области.
Фигурки мыслителей – мужская и женская. Женская фигурка в оригинале хранится в Кустанайском музее, она найдена нами на Тоболе. В советское время было правило, что найденное археологами передавалось в краеведческий музей. Важно сделать хорошую копию в камне, фотографии не работают. С каких ракурсов не фотографировали, но особую одухотворенность мыслителя не удавалось передать. Мыслитель у Родена смотрит вниз, вглубь, а аркаимский мыслитель смотрит вверх, в космос, в окружающий мир. У него есть что-то, что он не понимает. И при этом у него такая устремленность наверх. Кстати, эту фигурку можно поставить устойчиво как сидя, так и на колени в поклоне. Это фигурка обнаженного мужчины, все отличия при нем. Другая фигура сочетает качества мыслителя, мудрого священного лица, и воина, защитника.
Другая фигура совсем не понятна. Найдена она под Челябинском. В самом Челябинске мы находим аркаимскую керамику. Эту фигурку нашли прямо на площади перед оперным театром, когда велись ремонтные работы. Аркаимцы были очень активными, они проникают далеко на север. Я недавно был на археологической конференции в Нефтеуганске, посвященной Лемингу? Там мне стали перечислять названия поселков, где звучит слово «арий» «арийское». Таких поселков очень много. Арии так повлияли на хантов. Мой знакомый археолог Гаяс, который занимается современностью, зафиксировал все эти поселки. Нам следует опубликовать их для филологического исследования. Арии были очень авторитетными людьми, так как силой это распространение во всё нельзя было навязать.
В исламе у пророка Мухамеда все иначе. У него различают два этапа жизни. Первая посвящена проповедям исключительно о Любви, благодарности и т.д., очень похоже на христианские принципы. Но, когда он во вторую половину жизни он сказал: «Меч. Только мечом мы установим веру», то это уже совсем другое. И это до сих пор, к сожалению. Конечно, и христианство сейчас далеко ушло от своего начала. Про разновидности ислама я уж и не говорю. Но выход пророка на меч полностью изменило картину мира. Это очень печально, потому что в основе своей Мухамед был миролюбивый. «Нет Бога кроме Бога, нет Аллаха, кроме Аллаха и Мухамед его пророк». Но появление «меча» для традиции было роковым…
К сожалению, в нашем музее очень плохо выставлены экспонаты. Нет соответствующего освещения. Все шкафы, полки, которые вы видите здесь – это же торговое оборудование. А как на нем все показать? Я вспоминаю нашу выставку во Франции. Вначале она должна быть в Музее человека в Париже, а там ремонт проводился. Поэтому Жан Клод Маре (директор этого музея) и другие известные деятели, ученые предоставили нам другое место для выставки. Современный музей находится на пути в Геенну. Прямо у трассы стоит совершенно изумительное здание, врезанное в скалу, над ним французские Альпы. Там находится галерея наскальных рисунков рубежа 2-3 тысячелетия до н.э. Здание называется Музей Чудес. Так просто, на самом деле это тысячи рисунков, глубочайших, интереснейших. Мы повезли выставку по Аркаиму туда, как раз разместили в раздел 2 тыс. до н.э. Французы прекрасно показали нашу выставку, расставили, подсветили. Наш директор Екатерина Ивановна, когда туда зашла, она просто плакала. Как можно показать экспонаты! Это очень для нас печально…
Здесь вы видите ритуальные вещи – жезлы. Они сделаны из мягкого материала, т.е. они не рабочие. Вот жезл с головой лошади, но он здесь так лежит, что никто ничего не увидит. А вот топоры какие – их два было в одном погребении! Тут и клюв, и глаз. Рядом другой топор. По датам – это все чуть раньше Аркаима, они принадлежали тем людям, которые строили Аркаим. Какие то из этих жезлов мы сделали в качестве сувениров из камня.
Эти скульптуры – реконструкция женщины и мужчины, их облика в 2-3 тысячелетии до н.э. Это сделано по материалам Кизильского могильника в кургане №2. Так выглядели строители Аркаима. Это древнейшие индоевропейцы курганной культуры еще до разделения ариев, люди ямной, курганной культуры, как они называются у Мери Бойс. Сейчас большинство исследователей склоняются к тому, что прародина индоевропейцев – это степь причерноморская, южнорусская. От этого мы уже не можем уйти. Далее они через Урал дошли до северного Китая. В Пекинском университете две экспедиции, которые занимаются нашими европеоидами. Китайцы держат эту тему полузакрытой. Тем не менее, по Синташте и Аркаиму в Китае пишут десятки монографий.
Здесь видно как хоронят. Скорчены на левом боку с кристаллом горного хрусталя (по Авесте, вы знаете, это священный камень). Рядом с Аркаимом есть много месторождений кварцевых пород, горного хрусталя.

Синташтинский курган

Синташта сейчас находится в печальном состоянии, когда туда кто-то едет, у меня сердце кровью обливается. Вы знаете, при открытии в 1972 году по ряду причин это захоронение, курган был разрушен нами. Владимир Федорович Генинг – великий ученый-археолог. Но, для того времени понять всю сложность и особенность этого кургана диаметром 90 метров, выстой 4,5 метра (это сейчас, тысячелетия назад он был гораздо выше) очень не просто. Местное население называло курган «Шишкой». В археологии считалось, что это соорудили сарматы, только они ставили большие курганы в это время. Мало того, считалось, что это просто земляной холм. Курганы не считались сложными сооружениями, как скажем, зиккураты, пирамиды. И в результате скепером (Скре́йпер, скре́пер (англ. scraper, от scrape «скрести») — землеройно-транспортная машина, предназначенная для послойной (горизонтальными слоями) резки грунтов, транспортировки и отсыпки их в земляные сооружения слоями заданной толщины.) был просто уничтожен уникальный памятник.
Генинг не стал его засыпать, потому что он понимал, что здесь что-то не так. Могила, склеп, прямоугольная камера тогда в 1972 году была 4,5 метра высотой, внизу стоят лиственницы 50см в диаметре. Когда скрепером срезали верхушку кургана, то обнажилась пустота. Тогда решили, что это нора. Есть фотография, когда 3-метровую рейку опускают туда вниз, то она туда падает. Тогда не было представлений о том, что это такое. А ведь это единственный храм в Стране Городов. Аркаимцы за тысячу лет до греков организовали поселение-город, что мы называем полисом. Это предгосударственное особое образование. Терминов еще нет, еще будут изучать и изучать, что это такое – Страна Городов.
Начало изучения – 1972 год, затем новый этап с открытием Аркаима 1987г. Для науки, для понимания прошло еще очень мало времени. В Синташте мы разбирали бровку у кургана, сняли не до конца 10-12 метров и заметили, что там находится кора березовая, потом сосна, далее лапник и в конце – известь. Сохранилось все очень хорошо, отпечатки лапника в извести четкие, лапник пропитан известью. Все это словно сделал художник. Так вот, они лежат как крылья. У зороастрийцев принят ключевой символ фравахар с крыльями. Курган Синташты – это гора-крылья, гора птицы, в ней дерево уложено так, как перья у птицы. Не как чешуя рыбы, никак иначе, а именно как перья, крылья у птицы, именно так, потому что все в нужной пропорции, короче и длиннее, всё так. На сохранившейся глубине 1,5 метра мы получили блестящие фотографии. Поскольку это только бровка кургана, мы не знаем всё, но это точно воплощенный образ горы- крыльев, описанный в ведической литературе. Потом это проявилось в зороастризме.
Кости, остатки захоронения в этом кургане и из ближайших мест (всего их было около 10) все было собрано, упакованы в ящики, подписаны не «синташтинские», а «Кости Генинга». Все смеялись над такой надписью. Эти ящики с костями были отправлены Алексеевым (директором музея антропологии) в Москву. К сожалению, Алексеев не смог заняться исследование этих костей, так как скончался. Ящики долго лежали, всё искали, а кто же ими займется? В конце концов их выбросили. Куда их дели – никто не знает. Лужков, мэр Москвы в то время дал команду выкинуть все археологические находки из всех подвалов, где они хранились. Они были в разных подвалах на Речном вокзале, также прямо в центре Москвы у торговых рядов (не помню, как это место называется). Замечательные коллекции Института Антропологии пропали.
Почему их выкинули? Лужков сказал – платите аренду за подвалы. К тому, кто не платил за 2 недели, приезжали грузовики и вывозили все на свалку. В этой обстановке, кто мог спасал свои коллекции. А «Кости Геринга» были ничьи. Я два раза брал командировку в Москву, пытался их найти. Везде спрашивал, искал, и, хоть их все помнят, но всё безрезультатно. Все что, было найдено в Синташте - пропало.
Аркаим, это Аркаим. А Синташта – это особый, храмовый комплекс, единственный в своем роде. Сегодня у нас какая задача стоит? Генетика сейчас модная наука. По ней пишут неизвестно что, на западе ей увлекаются, но это плохо. Когда что-то становится модным, то в результате это становиться плохим. Зарубежные исследователи генетики приезжают к нам с большими деньгами. В Институте Антропологии говорят, что они для генетики выбрали одни образцы. У наших ученых денег нет. Зарубежные ученые за деньги берут, что им хочется. В результате они берут эти образцы все в куче. И в итоге выводы получают совсем не те. Понимаете, генетике как науке всего 15 лет. Первый доклад по генетике мы слушали в 2000 году от итальянца в Кембридже. Тогда еще генетики не знали, что они могут получить. Сейчас за 15 лет написаны целые тома и там всякая хренотень. То есть здесь надо остановиться.
Какая проблема на Синташте сегодня, почему мы начали там работать? Потому что один из москвичей, хороший человек, (мы познакомились с ним на канале «Культура», он его спонсор) пообещал нам, что если мы найдем там кости захоронений, то он спонсирует их всестороннее глубокое генетическое изучение. Конечно, на это нужны миллионы. Но он взялся. Именно поэтому мы сейчас начинаем новые исследования в Синташте, будем искать новые находки со стороны блоков. Там вы увидите разрушенную бровку со стороны Бредов. Там сейчас, кстати, барсук поселился. (2016 год – по зороастрийскому календарю – год Барсука. Прим.ред.). Этот барсук месяц назад выбросил оттуда керамику! Мы едем в Синташту разбирать аккуратно кладку, анализировать архитектуру кургана еще раз.
Почему я все это вам рассказываю? Надо сейчас собирать общество и строить вокруг Синташтинского кургана некую идею – что с ним делать дальше? Сейчас все едут сюда, приезжает много иностранцев. Мы проверили интернет – 1500000 запросов по Синташте. Именем Синташта сейчас в Европе и в Америке называют кошек, девочек. Синташта становится неким важным информационным полем. Сюда издалека приезжают люди и видят ее в разрухе. И никто не дает денег на ее исследование, восстановление. Сейчас взяли и поставили Синташту на охрану. Я категорически был против, здесь нечего охранять. Сейчас здесь все разрушено, нужно проводить завершающие исследования. У нас поставили ее на охрану из-за денег, чтобы у Аркаима не было конкурентов. А когда объект под охраной, то мы не можем завершить исследования. Нас интересует архитектура, анализ кирпичей, отпечатки тканей в глине и т.д. Это все можно разрушить по не знанию. Охрана только с одной стороны нужна, с другой – это мешает нам.
Государство сейчас связано по рукам и ногам руководящей линией христианства-православия. Пока это так – мы никаких денег, средств на изучение Синташты от государства не получим. Если бы вы знали, какое давление я испытываю от комитета по национальностям в Челябинске! Они настроены очень воинственно против Аркаима, против Синташты. Амосов, глава комитета, поставленный от Москвы, говорит, что все закроет – и Аркаим и Синташту. То есть надежды, что государство нам чем-то поможет – нет никакой.
Надежда только на людей, которые понимают духовную историю России, из чего она складывается. Как назвать захоронение Синташты? Может могилой Заратуштры ее и не называть, а лучше назвать могилой Йимы, легендарного арийского царя? Поставить здесь обелиск, законсервировать, что возможно. Также завершить исследования. Четверть всего участка (северная) пока не изучена.

Здесь находится классический эталон храмового комплекса. Если смотреть точно с середины поселения Синташты на полярную звезду (север), поставить реечку, то тогда вы точно выйдете на середину кургана. Курган Синташты – это рукотворная гора, поставленная в определенном месте под Полярной звездой. По всем канонам это храм. В нашей группе на раскопках будет работать астроном Кирилов из Днепропетровска, он давно занимается палеоастрономией. Мы будем вместе работать над данными раскопок.
Мы приехали в Синташту в 1983 году, спустя 10 лет после ее открытия. Мы туда заглянули после работы в Казахстане, т.к. сообщалось о предстоящем затоплении в связи с подъемом уровня водохранилища. Мы заехали посмотреть, что же тут на поселениях делается. И мы обнаружили здесь слой времен Аркаима и Синташты. Этот слой не могли найти ни Генинг, ни Пряхин (профессор из Воронежа). Они все находили более поздний слой «андроновского» периода. Мы сделали раскоп и обнаружили древний слой, сразу вышли на часть стены оборонительного сооружения. Тогда это было колоссальное открытие. Пряхин после этого при нашей встрече хватался за голову и говорил: «Ну как ты мог?!». Вот такая наука археология.
После открытия этого слоя мы вышли на сырец (половина кургана Синташты сложена из этого сырца). Генинг так и не понял, что этот курган бронзового века.

Здесь вы видите литературу, которая издана по Аркаиму. Сборник статей по конференции в университете Кембриджа. До этого у нас проходила большая конференция в 1999 году. Всей мировой элите ученых, изучающих ранние цивилизации, оказалось интересным – что тут такое в Аркаиме? Под эффектом нашей конференции Кембридж устроил ее продолжение у себя в 2000 году. Ее материалы в этой книге. Другую книгу вы хорошо знаете «Пространство и образы Страны Городов», она недавно вышла. Книгу по Синташте знает весь мир, слава Богу, что мы смогли ее выпустить. Она по всем библиотекам разошлась.
Жалко, что у нас здесь не выложена природоведческая литература. Ландшафты, орнитология, почвы и много другого интересного у нас. В МГУ на 17-м этаже есть единственный в мире музей почвоведения. Наши аркаимские почвы там представлены, они занесены в красную книгу почв. Это заинтересовало японцев. Японская лаборатория содействия науке объединяет 5 крупнейших университетов в Японии. Для изучения почв они выбрали два объекта в Евразии – Аркаим и вечную мерзлоту под Новосибирском. В результате они подготовили интересную монографию по почвам, используя самую современную методику. Для их исследований мы сейчас будем брать образцы почв синташтинского кургана. Климат, экология сейчас очень важны и интересны.

На керамике вы видите - это разные знаки, пиктограммы, свастики, рисунки, изображающие само поселение и другое. Письменность нарушала саму обрядовую систему. Вся информация здесь шла через обряд. Сохранение обряда означало сохранение традиции. Здесь на керамике вы видите свастики – простые и многосложные, различных уровней. Очень интересна трех-лучевая свастика. Она недавно найдена также на снимках аэрофотосъемки в северном Казахстане, недалеко отсюда. Также есть интересные концентрические окружности на нашей территории. Они также видны только со снимков аэрофотосъемки. Когда мы туда приезжаем, на земле также ничего этого не видно. Я думаю, что когда-нибудь настанет время, что кто-то эти таинственные знаки сможет разгадать. Эти непонятные изображения видны на снимках разных лет в разных местах. Их на самом деле очень легко найти, потому что они привязаны к неким узлам. Кто-то из исследователей, по своей натуре он должен быть тонкой аккуратной натурой в свое время сможет это изучить, разгадать.
Вы будете на самом Аркаиме, посмотрите реконструкцию двух жилищ, которые мы там сделали. Там конечно восстановлено только основание, кровли конечно, нет. Но здесь, на модели реконструкции Аркаима видна вытяжка, отверстие в крыше. Посмотрите, она очень похожа на памирский дом. Окон в боковых стенах жилищ нет, они плотно смыкаются. Поэтому свет должен падать сверху, свежий воздух. Во время непогоды, дождя, снега, эти отверстия очень легко закрываются смещением бревен.
Крыша жилищ обитаема, прочная – по ней ходили, на ней костры разводили, некие ритуалы там проводили. Археологам потом очень легко по найденным завалам восстановить эту информацию. Толщина стены 5,5 метра, глубина рва 2,5 м, высота этой стены 3,5м. Ров был нужен для увеличения высоты Аркаима снаружи. 7,5 – 8 метров общая высота была, это очень высоко. Весной в половодье он заполнялся водой, в остальное время был сухим. Прямо наверху была улица шириной 3,5 метра, достаточно широкая. Толщина внутренней стены 2,5 -3 метра, на 2 метра тоньше внешней стены, но при этом она в полтора раза выше. Именно внутренняя стена точно равна диаметру Стоунженджа (он располагается на одной широте с Аркаимом). Нам следует установить каменные менгиры здесь наверху, они будут ориентирами для астронаблюдений. Менгиры – небольшие камни до 1 метра, обитые. После пожара Аркаима они заваливались в ров, где мы их потом и находили. Я не буду детально рассказывать о методике, мы раскапывали так, чтобы потом все было можно узнать. Мы потом закапали все обратно. Все отпечатки слоя сохранились, мы ничего не разрушали.
Вот столб здесь закопан был. Мы как закапываем столб? Лопатой выкапываем яму, ставим столб, потом присыпаем и утрамбовываем. Это неустойчиво, неудобно и потом сложно восстановить. Строители Аркаима это делали по-другому. Столб для них был колонной. Его основание в грунте высверливалось специальным буром, бронзовым орудием точно по диаметру столба. Далее они просто вставляли туда столб-колонну, где он прочно и устойчиво, просто железно стоял, так как здесь грунт – это песок с известью. Все было выверено до миллиметра.

Благодарю всех, кто помогал собрать нам средства на издание монографии, научного труда-итога изучения Аркаима за все эти годы. Это была очень большая помощь от всех вас! Осталось в данной монографии завершить последний этап, свести, оформить фотоматериалы и т.п. Этот последний этап также требует материальных средств, помощи. А у нас, как обычно, государственной поддержки нет. Это отдельная песня.
В чем сложность данной монографии? Это очень большой объем, 2 огромных тома. Это не книга для чтения, а это документ на века. Там всё – от и до! Но это ужасно скучная работа  Она конечно, вдохновляет. Там все культовое, все подробно показано, где алтари, ритуалы, приношения и прочее. Но при этом подробно указано, где какая вещичка лежала – это сумасшедшая работа! Мне еще 4 жилища осталось описать. Самое главное, все чертежи сделаны, подобраны. После окончательного завершения монографии нужно будет искать издательство.

Аркаим – это конечно, мандала. На схеме не показан третий внешний круг, который был четко виден на снимках аэрофотосъемки еще 1954 года, которые мы подняли из архива. Как говорится в текстах Авесты про вару Йимы – «первый круг для огней пылающих, для семени, второй для людей, третий для скота». Третий круг отделялся простой деревянной отгородкой и был для скота. Также в нем были огороды, участки для выращивания просо, ячменя (его сейчас называют туркестанским). На Аркаиме мы находили косточки сухофруктов, но скорее всего они были привезены.
Три круга Аркаима связаны с мировоззрением Авесты. В ней описаны три мира: мир идей, нематериальный, духовный – Меног – здесь огни и молитвы; второй связующий, как слово промежуточный мир Ретаг, это мир человека и третий, связанный материальным, воплощенным земным миром – Гетиг, где находилось то, что питало и поддерживало человека. Да, здесь это один к одному. Даже Игорь Васильевич Ленков, знаток Авесты (ранее он в Таджикистане работал, сейчас снова преподает в Университете) когда он описывал вар (ограду, пространство Аркаима) то он высчитал по литературе (он работает с языками, источниками текстов) что на Аркаиме проживало 1900 человек. Так же и мы археологи считаем, что там было до 2500 человек. По площади пола – в среднем 5 кв.м на человека. Я у Данге в монографии по древней Индии прочитал что и размер площади для молитв ариев должен быть прямоугольным 27м на 33м. Здесь на Аркаиме это один к одному. Совпадение или нет, но центральная площадь Аркаима прямоугольная.

У Аркаима средняя площадь среди других поселений Страны городов. Там есть больше и меньше городища, в среднем по 2000 в каждом.
Здесь вы можете посмотреть, какие прекрасные лица были у аркаимцев. Женщина и мужчина. Их захоронения найдены здесь и внешность восстановлена по методу М.М. Герасимова
----
(Восстановление лица по черепу или метод антропологической реконструкции облика на краниологической основе — является прикладным методом антропологии, позволяющим по внешним данным черепа, по его рельефу и структуре реконструировать портретное лицо (то есть облик) человека, которому этот череп принадлежал.)

Рядом лежит конная сбруя, кинжал, всё это найдено в аркаимском некрополе.
Вот эта колесница. Мы ее сделали по находке в Синташте – отпечатки колеса, ямки, куда были вставлены колеса. Данную колесницу мы сделали в два раза меньше оригинала для выставки во Франции. Но хотелось бы сделать и копию 1 в 1. Но по нашим финансовым возможностям это очень сложно… Если сделать настоящую колесницу, запрячь ее лошадью и катать здесь туристов – было бы здорово! Ведь это самая первая в мире (из известных) колесница, даже китайцы это признают. И мы не можем пока сделать копию 1 в 1…
Освоенной территории вокруг Аркаима – радиус 50 км. Рядом Аланское поселение, Сарим Саклы.
Ответьте, пожалуйста, зачем было строить именно такое сооружение для Аркаима? Я имею в виду форму. Почему круг, прямоугольник, овал? Аланское овальное городище очень интересное. Если вы в следующий раз сюда приедете, обязательно организуйте туда поездку. Там сказка, все нетронуто археологами, удивительное место, где есть горы и степь. Там очень интересно. Овал – символ яйца. «Из яйца, из нижней части вышла мать Земля-сыра …» говорится в Калевале. Символ – да. Но вы представьте себе, какой это труд! То, что это важно для обороны – не выдерживает никакой критики, потому что нет рядом в это время адекватной военной силы, только охотники и рыбаки вокруг. Археологически мы никакой опасной силы здесь не видим. С Алтая двигаются народы по лесам с хорошим металлом, далее они приходят в Молдову. Но они огибают эти степи, передвигаясь только лесом. Врагов здесь нет.
Может быть, они строили так по старому проекту, как им завещали предки, традиция?
Расскажу про себя. Для меня это самая большая загадка. Год, два назад я читал египетские молитвы, записанный в четвертом тысячелетии до строительства храма. Я вижу в этих молитвах четко следующий смысл: «Я приглашаю Бога себе в дом, к своему очагу и в свою душу». Приглашает Бога для общения, для постижения благодати. Ничего не просит у Бога, просто приглашает. Совсем не так как сейчас многие молятся «дай мне то, дай мне это…», записки пишут с просьбами. Нет, не так! Меня это тогда очень озадачило. Я стал смотреть на другие источники. В любом дохрамовом тексте, везде до строительства храмов – говорят «дом, дом, дом». Тогда далее я беру Ригведы и начинаю их просматривать. Вы знаете – везде молитвы одинаковые!
В любом учебнике написано, что арии домов, городов, храмов не строили, к сожалению, так пишут сейчас. Так вот, я приглашаю вас в свой дом. Я как археолог хорошо знаю ритуальное пространство. Напротив входа, если я в него вхожу в дом, и около стены, совмещенной с оборонительной стеной (четко выделяется, но она пристроена) – здесь алтарь. Здесь находятся очаги круглые, квадратные, место жертвоприношения. Но главное здесь стоит керамика. И вся наша археология – это не сбор материалов вообще, там просто обломанные черепки с крыши и вообще во всем пространстве дома все чисто. Весь материал для археологии дает только алтарная часть, где находятся вещи, оставленные богам. Когда аркаимцы уходили из города, сжигали его, но предметы для богов они оставляли, не трогали.
Как этот образ у меня дальше развивался? Если я приглашаю вас в дом, то все элементы жертвоприношения в доме раскладываю особым образом. Где ремешок лежит, где косточка от барана, где под очагом что-то важное схоронено. Это всё я бы выкладывал, чтобы бог нашел дорогу к очагу внутри дома. Но Бог там, на небе находится. Чтобы он смог здесь все найти, то следует построить дом по образу дома Бога. Чтобы Бог смог найти мой дом. Поэтому надо строить свой дом на земле как мандалу, похожую на жилище бога на небе. Я думаю, это первый эксперимент. Все другие образы небесных городов ( Рим, Москва и др.) были позже. Пур («крепость») в Ригведе это образ, фольклор. Возможно, что здесь на Аркаиме это первая ранняя попытка построить небесный город на Земле. Бог в таком случае точно сможет меня найти, найдет дорогу сюда. Так строить свои дома – это приглашение Бога к себе в дом, себе в душу. Для этого вначале надо строить круги, квадраты и т.д., обозначать дорогу Богу, тогда он придет сюда. Мне это так видится. Создается образ, что это оборонительное сооружение очень символическое. На деле они все дырявые, в любую щелку легко выйти в туалет сходить. :)

Аркаим перестраивался минимум три раза. Это четко показывает археология. Построили первый раз, через 50-100лет сожгли, ушли. Далее нарастает новый культурный слой, через 50-100 лет приходят уже другие люди и точности, в мельчайших деталях воссоздают, восстанавливают первоначальную постройку, это просто грандиозно! Столб в столб, до сантиметра. И так три раза. Колодец они ставят в это же место. Хотя это очень трудно.
Это все находится в нашей голове. Борьба порядка против хаоса. Ко мне домой часто приходят гости и говорят, «как тут у вас все аккуратно, по порядку лежит, это вы или ваша супруга следите за этим?». Хотя мы за этим особо не следим. Я выступаю не за аккуратность и порядок, я выступаю против хаоса, я его боюсь. Думаю, это сидит в каждом человеке. Все мы боимся беспорядка, поэтому ложку мы кладем в одно место, нож в другое. Также следим за ребенком, им тоже важен порядок.
Один махараджа в начале 20 века до первой мировой провел ужасный эксперимент. Он взял 10 детей разных национальностей для особого воспитания, такой указ издал. Детей отобрали и поселили в специально огороженной части его гарема. Ими занимались только глухие евнухи. В 1911 году махараджа пригласил журналистов и Красный Крест посмотреть на этих детей, у которых не было ничего человеческого. Махараджа исходил и чего? Что ребенок по национальности, избранной Богом, будет уметь говорить в любом случае. А все остальные не смогут говорить. Так он хотел выявить богоизбранный народ Индии. Тогда был большой международный скандал, детей разобрал Красный Крест. Но только одна девочка дожила до 12 лет, остальные очень рано умерли. Ребенок рождается никем. Бог дает нам разум, но отнял все инстинкты. В хаосе, как вот эти дети – ничего не получится. Иметь мозг – мало, надо его развивать. Это очень яркий пример.

Поразительно, как аркаимцы могут заново отстроить жилища! Вы правы, когда говорите, что здесь авестийская традиция. Здесь нет частей, здесь всё едино и цело. Заново строили они сразу все три стены, все одновременно. Когда мы начинали копать, то многие стали говорит « строили сначала один круг, потом другой». Ничего подобного! Все построено по плану. План был у них в голове (эта цивилизация без письменности). Почему мы говорим о небесном плане – потому что у них все в голове и строили они все стразу. Как они все вымеряли? Там такая геометрия! Это очень интересно и археологически и математически. Я думаю это потом будет прекрасный материал для духовных поисков, как это все объяснить, как какие столбы куда исходят, как тут меряют. Здесь всё пространство ритуализировано.
Я говорю это не как археолог, историк. . Николай Яковлевич Мерперта - великий археолог (http://arheologija.ru/k-80-letiyu-nikolaya-yakovlevicha-merperta/ умер в прошлом году, москвич, родом из Франции) был здесь на Аркаиме на конференции в 1999 году. На восходе солнца здесь он отвечал московской журналистке на камеру ТВ (я этот момент хорошо запомнил, для меня это было откровение). Он говорит: «Когда археологи находят что-то непонятное, они говорят, что это ритуальное. Но сейчас, посетив Аркаим могу сказать, что на таком пространстве никогда не работал ( а он работал во всем мире, в Иране, в Египте и др), пространство Аркаима полностью ритуализировано.» Здесь нет частей, все в Аркаиме взаимосвязано, как некий единый ритуал. Они восстанавливали то, что было создано богом. «Мы строим то, что строил Бог и мы не можем отклоняться». Уход из города они делают целенаправленно. Аккуратно собирают вещи, поджигают со всех сторон одновременно сразу, отрывая все воздушные отверстия. Археологи видят, как все сразу горело здесь.
Колодцы здесь фантастические. После Аркаима было расселение ариев. Одни ушли в Индию, другие в Иран. А те кто здесь остался – это андроновская культура (https://ru.wikipedia.org/wiki/Андроновская_культура) . Они уже урбанизированное пространство не создавали, они жили деревнями, как мы сейчас живем. Но богов то они оставили! Обряды с колодцами, погребальные обряды – в миниатюре они все сохранили. Потом это скифский мир. Дмитрий Раевский, профессор МГУ его прекрасная работа «Мир скифской культуры http://lib.rin.ru/book/mir-skifskoj-kultury_d-s-raevskij/text/)

Разделы: 
Rus
05 Спента Армаити день.
07 Митры месяц.
3755 год ЗРЭ

Спента Армаити день (Ав. Спента Армаити) Святое Благочестие. Покровитель Земли.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:42
Завтрашний день начнется в: 06:45
Сейчас время молитвы !
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 05:49 часов.
Ушахин-гах будет в 00:52 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники