Праздники и будни зороастрийской общины

Журнал "Митра" № 11 2004 год

Праздники в зороастризме имеют особое значение. Очень важно провести в праздник ритуал – чтением молитв, мантр, совершением обрядовых действий приблизиться к Божественной целостности, чтобы гармонично включиться в космические ритмы, способствующие нашему эволюционному развитию и очищению.
На каждый праздник зажигается определенное количество огней, например, 21 марта, в Новруз – 21 огонь, 9 мая, в день Святого Духа – 13 огней, 5 декабря, в праздник Атара – 16 огней и т. д. По особо торжественным случаям зажигается афринаган. Летние праздники проводятся на природе, у костра. На праздник Седэ разводятся три костра: костер общинников, царский костер (творческих людей) и костер жрецов.
Предлагаем вниманию читателей небольшой обзор некоторых праздничных мероприятий, проведенных в зороастрийской общине Санкт-Петербурга в течение 2003–2004 гг.

Праздники в зороастризме имеют особое значение. Очень важно провести в праздник ритуал – чтением молитв, мантр, совершением обрядовых действий приблизиться к Божественной целостности, чтобы гармонично включиться в космические ритмы, способствующие нашему эволюционному развитию и очищению.
На каждый праздник зажигается определенное количество огней, например, 21 марта, в Новруз – 21 огонь, 9 мая, в день Святого Духа – 13 огней, 5 декабря, в праздник Атара –
16 огней и т. д. По особо торжественным случаям зажигается афринаган. Летние праздники проводятся на природе, у костра. На праздник Седэ разводятся три костра: костер общинников, царский костер (творческих людей) и костер жрецов.
Предлагаем вниманию читателей небольшой обзор некоторых праздничных мероприятий, проведенных в зороастрийской общине Санкт-Петербурга в течение 2003–2004 гг.

ПРАЗДНИК АПАМ НАПАТА

Праздник Апам Напата, повелителя Космических Вод и Мирового Океана, – один из любимейших у зороастрийцев Санкт-Петербурга. Солнце в этот день бывает в 13° Скорпиона. Это магический, королевский градус, который связан с возрождением и регенерацией, выходом из сложных критических ситуаций. Ведь сюда попадает точка сборки любой космограммы. Значит, в этот день можно все начать сначала или заложить какой-то новый глобальный цикл. На этот же градус проецируется одна из лучших звезд Зодиака – Гемма (Жемчужина). Человек с этим градусом проявляется как птица Феникс, которая сгорает и возрождается из пепла снова и снова. Здесь проигрывается мистерия этой птицы Феникс. Любое дело, начатое в этот день, будет развиваться по такому же сценарию.
В этом году на празднике было много гостей: ученики Авестийской школы из Выборга, художник-график Владимир Зернов, изучающий историю и археологию.
В прошлом году праздник Апам Напата совпал с 19-м солнечным днем, посвященным предкам, в этом году мы отмечали его в 20-й солнечный день, посвященный изэду Вертрагне, и в 12-й лунный. Обычно на этот праздник зажигается 13 свечей. Форма их возжигания каждый год разная. Так, в прошлом году был зажжен из свечей равносторонний треугольник, вершиной вверх, у основания треугольника лежало зеркало. В этом году свечи двух видов были зажжены в виде дуги и треугольника. Видимо, энергетика дня была другой. Во время ритуала свечи горели очень хорошо, не оплавлялись, но в определенный момент времени свечи, составляющие дугу, стали как бы раскрываться, как огненные лепестки. Это была самая настоящая магия Огня.

Во время ритуала был прочитан Хормазд яшт и все остальные молитвы, как обычно.
За столом были произнесены тосты за трех Ахур – Ахуру Мазду, Митру, Апам Напата, с которыми можно соотнести планеты Юпитер, Солнце и Нептун. От взаимосвязей между этими планетами очень многое зависит, во всяком случае то, насколько мы будем едины в своих религиозных воззрениях. К сожалению, на этот день сохранялась точная квадратура Нептуна с Солнцем, что говорит о некоторых внутренних противоречиях в индивидуальных творческих устремлениях. Нептун находился в одном из лучших своих положений, в экзальтации в Водолее. Это значит, что он мог проявить свою наилучшую ипостась: стремление к идеалам, высшим духовным ценностям, борьбу за эти идеалы. Но, вместе с тем, Юпитер делал секстильный аспект к Солнцу и квиконс к Нептуну. Поэтому можно говорить о том, что закладка нового цикла, новой точки сборки была сгармонизирована социальным аспектом. То есть в социуме все противоречия будут сглажены. На социальном уровне произойдет выравнивание и сглаживание любых острых углов. Творческая индивидуальность обретет свой социальный статус в деловой мире.
Праздник Апам Напата – это зерванитский праздник. Его символика неразрывно связана с самим Зерваном, прародителем нашей Вселенной. Все мы знаем, как выглядит символ Зервана, ставший для нас очень родным и привычным. Но во время празднования художник Владимир Зернов очень удивил нас, показав, как схематически выглядели древние постройки в Средней Азии, зарисовки которых ему удалось сделать. Скорее всего, это были схематические изображения каких-то культовых сооружений, найденных археологами на юге и севере нашей страны. Все они имели в своей основе знак Зервана, т.е. свастику. Эти свастики были различными. Но самой интересной из них была схема сооружения, состоящая из четырех свастик: две из них расположены зеркально относительно друг друга по вертикали и две других – точно также по горизонтали. Верхняя линия свастики не замыкалась, т.е. ее концы были разомкнуты. По линиям такой свастики сооружения проходили длинные коридоры, которые, вели в центральную комнату, где, по мнению Владимира Зернова, мог находиться ритуальный огонь.
Праздник прошел очень шумно и весело. На столе присутствовали все ритуальные блюда: чечевица, грибы с фасолью, зеленый горошек, соленые и маринованные грибы, пирог с капустой и кагор.

ПРАЗДНИК АТАРА

В этом году праздник Атара прошел в общине очень необычно. Когда Солнце находится в 13° Стрельца, все общинники Санкт-Петербургской общины собираются вокруг общинного огня. Зажигается определенное число огней, а в конце ритуала все общинники зажигают свои свечи, принесенные из дома, и воссоединяют огни воедино. Таким образом, воссоздается один общий огонь, и включается мистерия духовного воссоединения, духовного единства.
В зороастрийском календаре 13° Стрельца – это градус сокола сапсана, который является самым быстрым и внезапным из всех соколов. Именно под этим градусом все зороастрийцы отмечают праздник Огня жрецов. Считается, что в образе этого сокола воплощается дух Атара, сына Ахура Мазды. Этот градус дает огромную самоотверженность, большую силу, склонность к реформаторству, порывистость, резкость и открытость.
Этот праздник имел особое сакральное значение, так как 21 марта 2004 года наступает год Атара. И от того, как мы встретили этот праздник, какой цикл, какую мистерию заложили, зависит и то, как будут развиваться события в предстоящем году.
Праздник Атара проходил в 19-й солнечный день, связанный с предками, и в 12-й лунный день, день любви и милосердия, символ которого – «Чаша». И именно 19 человек в этом году приняли участие в ритуале. В отличие от других лет, на этот раз был зажжен афринаган. То есть фактически праздник Атара был приравнен к празднику Новруза. Ведь афринаган мы зажигаем, по сути дела, только в Новруз. За огнем, пылающим в афринагане общины, следил хорбад общины Алексей Максименко. Рядом с ним, почти на протяжении всего ритуала, пока читался Аташ ньяиш, восхваление Огню, был его сын – Олег, которому пока еще исполнилось только 4 года. Мальчику было очень интересно помогать отцу подбрасывать топливо в огонь, несмотря на едкий дым, который резал глаза. В начале прочтения Аташ ньяиша все общинники, пришедшие на праздник, зажгли свои свечи. 19 огней были зажжены в день Фравашей, не считая основного огня афринагана, огня общины. В течение всего ритуала (в отличие от других лет), пока читали прославление Огню, затем молитву Фраваши, Прославление Имени Творца, Тандарости и Дин-Но-Кальмо, все общинники держали зажженные свечи перед собой.

После прочтения ритуала две чаши – одна с водой – против часовой стрелки и одна с молоком – по часовой стрелке – были пущены по кругу. Затем все общинники стали воссоединять свои огни вместе. Получился совершенно небывалый до этого огонь. Он был очень высок. По этому поводу можно сказать, что в следующем году наша община может занять довольно высокую социальную нишу. Произойдет духовное объединение разрозненных единиц в одну большую религиозную общность, которая даст этому миру новые ориентиры.
После ритуала все общинники приступили к праздничной трапезе. Ритуальные блюда этого праздника – молоко, груша, салат с кукурузой и капустой, вино, ватрушка и зерновой хлеб. За столом были произнесены тосты: за Атара, сына Ахуры Мазды, за Ахура Мазду, за предков, за единоверцев и за Учителя. После застолья, как обычно, устроили гадание по священной книге «Шахнаме», когда каждый из присутствующих, по часовой стрелке, называл определенную страницу, а затем хорбад Ольга Чистякова, которая сидела в центре, зачитывала, что ожидает назвавшего ту или иную цифру в новом году. Интересно, что младшему настоятелю общины Михаилу Чистякову выпал жребий на свершение ритуала свадьбы в этом году, Галине Соколовой, редактору «Митры», – жребий на решающую битву с «огнедышащим драконом», Елене Матарцевой, преподавателю астрономии, – боец со стрелой, хорбаду Юлии Самоделовой – жребий «самой отвечать за себя», не рассчитывая на поддержку других, Александру Горшарику – жребий преодоления в себе желания мстить за что-то и др.
В целом получилась очень интересная игра, выбор жребия на предстоящий год. Ответы были весьма иносказательными, но каждый в соответствии со своей ситуацией понял, к чему его подводит изэд Атар, что предстоит ему в этом году, чем он будет ознаменован. Каждому будет дано по его силам, заслугам, характеру и возможностям.

ПРАЗДНИК МОСТА ЧИНВАТ

Праздник моста Чинват отмечался в общине 26 января 2004 г., в 12-й солнечный и 6-й лунный день. Этот праздник всегда отмечается в 6-й лунный день, после новолуния в Водолее. Символ лунного дня – мост, радуга. Этот праздник связан с переходом с одного уровня на другой, с началом новой ступени, а возможно, и новой жизни. Все мы знаем, что радугу, это уникальное явление природы, составляют семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Этот праздник посвящен мосту Чинват, который связывает два мира: мир духовный и мир физический. И, как обычно, в этот день читают мантры в честь изэдов духовного и проявленного мира. Этот мост можно представить в виде радуги, радуга моста ведет на небеса. Каждый цвет моста в виде радуги связан с определенным изэдом. По мнению общинников, Ахура Мазда ассоциируется с белым цветом, Спента Ман – это ультрафиолетовый цвет, Вохуман – желтый, Шахривар – красный, Хаурват – голубой, Амертат – золотисто-оранжевый, Спента Армаити – синий, Аша-Вахишта – зеленый. Мифологически мост Чинват символизирует переход души в духовный мир. Мост может быть широким, а может быть и очень узким. В древних источниках он описан «как лезвие бритвы». Еще один символ моста Чинват – меч, который может лежать плашмя для праведника или острием для грешника.
Для ритуала были зажжены 8 свечей в виде дуги: 2 желтых, 2 красных, 2 зеленых, 2 синих. А по центру над дугой был зажжен общинный огонь. Таким образом, всего было зажжено 9 огней. Все общинники были в светлых одеждах. Во время ритуала перед радугой огней были прочитаны Срош бадж, Хормазд яшт. Затем Михаил Чистяков, младший настоятель общины зачитал на авестийском языке отрывок из Сирозаха, посвященный мосту Чинват, а также изэдам, с ним связанным – Апам Напату, Безначальному Свету и Фравашам. Завершен ритуал был чтением Дао Нам Ситайшн (Прославлением Имени Творца) и Дин-Но-Кальмо (Преданность Вере, отрывок из Ясны).

После прочтения ритуала Михаил Чистяков поблагодарил всех пришедших на праздник и благословил. Участники ритуала, как всегда, причастились молоком и водой. Одна чаша с водой была пущена против часовой стрелки, другая – с молоком – по часовой.
После причастия все сфотографировались у красивых огней, и началось застолье. Были произнесены тосты за Ахуру Мазду и других изэдов, мост Чинват, единоверцев. Константин Старостин предложил тост «за радугу моста, что ведет на небеса».
Во время застолья стали вспоминать, кто какие радуги видел в своей жизни, возник и вопрос: почему этот праздник отмечается зимой, ведь радуги чаще всего бывают летом, и бывает ли радуга зимой. Дмитрий Амосов рассказал о том, что он читал роман Ванды Василевской, который называется «Зимняя радуга». В нем рассказывается о жизни белорусской деревни во время оккупации фашистами. В конце произведения описывается появление в небе зимней радуги, как знамение о наступлении светлых дней и об окончании тяжелого периода. Дмитрий Амосов прочитал эту книгу в начале 90-х гг. И что самое интересное, на следующий день после прочтения, а было это в январе 1991 г. (может быть, в 1992 г.), он увидел зимнюю радугу над Васильевским островом. Солнце тогда было в 10° Водолея. Очень много ярких, необычных радуг видел в прошлом году староста общины Константин Старостин, когда ездил в Аркаим: это и двойные радуги, и радуги без дождя (особенно ему запомнились те радуги, которые он увидел после посещения ледяных пещер).

Другие участники праздника тоже вспомнили уникальные моменты своей жизни, когда они становились свидетелями совершенно потрясающего зрелища на Неве: в теплый летний день, иногда в начале осени, удавалось увидеть совершенно необычную, огромную радугу в небе над Невой, ее дуга перекидывалась с одного берега на другой. Когда видишь такую удивительную радугу на небе, твоя душа наполняется светом и радостью от того, что все-таки есть чудеса на свете. Ведь любая радуга – это чудо природы, которое даруется человеку небом.
По библейскому сюжету, после всемирного потопа людям была дана радуга (мост, который объединяет бога и людей, как символ мира и прощения людей). Михаил Чистяков зачитал отрывок из главы 9 книги «Бытие», непосредственно связанный с радугой:
«И сказал Господь Бог: вот знамение завета, который Я поставлю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением вечного завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то появится радуга Моя в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга Моя в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом (и между землею) и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле» (Библия книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1996. С. 12).
Таким образом, радуга является как бы «знамением завета», которое ниспослано нам Богом. Когда Бог проявляется на Земле, появляется «радуга в облаке».
Праздник прошел очень весело, каждый из присутствующих запомнил его как еще одно радостное событие своей жизни.

ПРАЗДНИК СПЕНТА АРМАИТИ

Праздник, посвященный Спента Армаити, состоялся в общине 4 марта 2004 г. Обычно он проводится в первые дни весны и связан с одной из ипостасей Ахура Мазды – Спента Армаити, которая олицетворяет собой Благодетельный мир, воплощенное Благое дело. Интересно то, что два предыдущих праздника – праздник Вохумана (29 января) и праздник Сраоши (6 февраля) – связаны соответственно с Благой мыслью и Благим словом. То, что эти праздники идут один за другим в зороастрийском солнечном календаре, очень символично. Это как бы подтверждает их неразрывность, единство зороастрийской триады: все начинается с Благой мысли, которая затем обретает форму в виде Благого Слова, после чего материализуется и воплощается в Благом деле.
Праздник Спента Армаити посвящается женщинам. Солнце находится в этот день в 15° Рыб, на оси Хварны, т. е. это градус обретения Хварны за заслуги в добрых делах. И это тоже очень символично. Ведь в этом же градусе находится и звезда Ахернар, «меч защиты», которая дает поддержку и защиту ангелов-хранителей в благих делах, но может и жестоко наказать, если человек отклоняется от светлого пути и начинает творить зло.
Священным тотемом Спента Армаити является собака. В этот день освящается шерсть. Это практически последний праздник в уходящем году, если не считать самый последний день перед Новрузом, когда поминаются предки.

Символом Спента Армаити (Святого Благочестия) считается белая роза и без нее этот праздник в общине не проводится. Следует отметить, что в канун праздников происходит закладка определенных циклов, мистерий, которые потом в течение предстоящего года раскручиваются. В этом году мы отмечали праздник в 20-й солнечный день и 13-й лунный. Тематика этих дней придает большую активность, воинственность, напористость в достижении поставленных целей, в ведении материальных дел. Кроме того, можно сказать, что женщины в предстоящем году будут вести себя очень активно, будут лидировать на всех фронтах: в политике, экономике, религии и др. Солнечный день Вертрагны вносит боевой дух, и инициативу в свои руки берут женщины.
Это один из любимых праздников зороастрийцев, который приходят отмечать очень многие. Одна из слушательниц Авестийской астрологической школы В. К. Дьяконова подарила общинникам к этому празднику белые льняные шапочки для ритуала. Староста общины написал стихи, посвященные женщинам, в которых он называет их «богинями любви».
Стихия растений была представлена двумя розами (одна – белая, другая – оранжево-огненная) и белыми хризантемами. Во время ритуала был прочитан Срош бадж, Айвисрутхрим гах, Хаптан-яшт, посвященный семи Амеша Спента, Прославление Творца, Тандарости. После проведения ритуала началась праздничная трапеза. На праздничном столе были обычные ритуальные блюда: ватрушка, халва, гранатовый сок, красное вино, фруктовый салат, груши. Особое ритуальное блюдо этого праздника – кисель. Были произнесены тосты за Творца мира, Спента Армаити, фравашей, единоверцев, на усмотрение изэдов.

Михаил Чистяков, младший настоятель общины, высказал свое мнение о том, что в греческом пантеоне божеств Спента Армаити больше всего соответствует Деметра, богиня земледелия и плодородия. За столом завязалась интересная дискуссия о функциях изэдов, в частности Ардвисуры Анахиты, что такое три потока ее вод. Оказалось, что каждый понимает их по-своему. Некоторые соотносят ее потоки с тремя водными знаками в зодиаке: Раком (родник), Скорпионом (водопад), Рыбами (океан).
Праздничные тосты плавно перетекли в обсуждение проведения предстоящих праздников Новруза и 10-летия со Дня создания Зороастрийской общины в Санкт-Петербурге.

ГОД АТАРА НАСТУПИЛ

Наконец-то наступил год Атара. Атар – это изэд-покровитель духовного огня. Он способствует объединению людей с родственными душами, т. е. единоверцев, исповедующих одну религию.
В этом году впервые за 10 лет существования общины мы встречали Новруз и проводили ритуал не в помещении, как всегда, а на открытом воздухе. Это говорит о том, что община будет иметь в этом году выход за свои пределы, расширится круг общения общинников. Можно ожидать приток в общину свежих сил.
Погода была пасмурная, серое небо было затянуто плотными тучами. Несмотря на то, что накануне прошел сильный дождь, мы все-таки отважились проводить новогодний ритуал на улице, перед Домом культуры «Прогресс», где обычно встречаем этот праздник. Во дворе был зажжен костер, и хорбад Алексей Максименко в течение всего ритуала поддерживал высокий огонь. Солнце, к сожалению, так и не вышло. И было весьма необычно и удивительно ранним пасмурным утром видеть яркую вспышку пламени на холодной земле. Огонь был огненно-рыжим и довольно высоким на протяжении всего ритуала. На рассвете, у первого весеннего костра был прочитан Аташ-ньяиш, гимн Огню, покровителю года, а также молитвы предкам, вознесено прославление Творцу.
Во время чтения ритуала можно было наблюдать много хороших знаков. Когда произносились молитвы, было слышно пение птиц.
После окончания ритуала младший настоятель общины Михаил Чистяков благословил всех присутствующих, пожелал им удачного нового года и творческих успехов. Затем все собрались в зале Дома культуры, который накануне украсили разноцветными блестящими гирляндами, цветами, сосновыми ветками, зажгли свечи.
На праздничном столе, как всегда в Новруз, было полное изобилие: ритуальные ватрушки с запеченными орехами и сухофруктами, халва, красное вино. Самым важным ритуальным блюдом этого года был творог с 12 видами сухофруктов и орехами, заправленный сливками. Это блюдо называется «Арташад». Его рецепт накануне Новруза порекомендовал Павел Павлович Глоба. Каждый из компонентов этого блюда связан с определенным знаком Зодиака, например, основная его масса – творог – связана с Раком, с предками. Рецепт его приготовления мы приводим в рубрике «Зороастрийская кухня».
Во главе праздничного стола сидели пять хорбадов: Константин Старостин, Ольга Чистякова, Михаил Чистяков, Алексей Максименко, Юлия Самоделова. Было произнесено множество тостов: за Творца нашего Мира – Ахуру Мазду, за Атара, изэда-покровителя наступающего года, за предков, за нашего учителя Павла Павловича Глобу и всех духовных водителей и учителей, за добрые мыслеобразы (Новруз наступил как раз в 1-й лунный лень, когда важно создавать хорошие мыслеформы), а также за единоверцев. Очень хороший тост произнесла Тамара Николаевна Зюрняева. Она рассказала о том, как себя вести накануне затмения в мае. По ее словам, очень важно в мае собрать росу на платок и закутаться в нее. Роса обладает уникальными магическими свойствами и может дать нам небывалую силу творческую и созидательную. Это древний обычай. Мы станем еще сильнее, если будем ему следовать.

На празднике каждому участнику были вручены праздничные открытки, впервые изготовленные цветными. На лицевой стороне открытки изображен огонь на выходах природного газа из земли. Такая земля считалась благой, священной. В древности на местах, где были выходы природных газов на поверхность земли, создавались храмы огня. В новогодней открытке также дан зороастрийский календарь в миниатюре, где зороастрийские праздники (гаханбары и особые дни почитания изэдов) и посты выделены разными цветами: гаханбары – красные, дни почитания изеэдов – зеленые, посты – синие и обычные дни – черные. Выпуск этого календаря для зороастрийцев очень значим. Каждый, кто получил его, имеет возможность гармонично жить в потоке времени. На развороте открытки указаны все праздничные дни, с какими изэдами и градусами Зодиака они связаны. Все были рады получить такую красивую открытку, очень важную в информационном плане для каждого зороастрийца. Открытка была подготовлена художником общины Ларисой Захаровой.
Кроме того, Константин Старостин выпустил к Новрузу новый номер вестника зороастрийской общины «Тири», а Михаил Чистяков – первый номер астрологической газеты «Фомальгаут». К празднику также выпустили очередной настенный зороастрийский календарь.
Настроение у всех было приподнятое, веселое, жизнерадостное. Все ждут чудес от года Огня. Как проявит себя мангуст, священный тотем года? Ведь он очень непредсказуем. Но мы все же будем надеяться на лучшее.

ПРАЗДНИК АША ВАХИШТЫ

Праздник Аша Вахишты, хранителя Небесного Огня на Земле общинники отмечали 2 мая. В переводе с авестийского Аша Вахишта означает «праведность», «наилучший распорядок». Считается, что Аша Вахишта ближе всего стоит к Творцу Мира, так как олицетворяет собой стихию огня, которая была первым творением Создателя. Аша Вахишта связан с благоустройством нашего мира, с идеальным порядком в обществе. Зороастрийцы соотносили этого изэда с наилучшей истиной, правдой, а день почитания Аша Вахишты считали также праздником торжества истины, праздником изобилия и хлебопеченья.
Обычно в этот день зажигают 7 или 12 огней, пекут печенье в виде фигурок различных животных. Ритуальное блюдо праздника – орехи. Праздник проводится обычно в 13-й солнечный день, покровителями которого являются Тиштар, Шатаваэш и другие Стражи Неба. Утром, до ритуала ломается барсман – пучок из весенних веток. Для женщин в барсмане должно быть 8 веточек, для мужчин – нечетное количество – 7 веточек или более. Барсман перевязывается особым образом тремя нитями, цвета их могут быть такими же, как пояса у зороастрийцев (синяя, красная, желтая нити). Затем в течение года этот барсман считается предметом силы. Им можно очищать жилище, свое энергетическое поле и т. д. При этом сила барсмана не теряется только в том случае, если каждый день вы прикасаетесь к нему рукой или хотя бы мысленно.
Во время ритуала были прочитаны Срош Бадж, Ардибехишт Яшт (Гимн Аше Вахиште), Дао Нам Ситайшн (Прославление Имени Творца), Намаз Чахар Нэмаг (Поклон на 4 стороны света), Дао Тандарости (Благословение Дому) и Дин-Но-Кальмо. Общинники принесли с собой барсманы и перед ритуалом положили их на молитвенный стол, где находились общинный огонь и цветы. После прочтения ритуала младший настоятель Михаил Чистяков прочитал мантру над барсманами, а потом взял их все в правую руку и благословил ими участников ритуала. Затем по кругу были пущены две чаши: одна с молоком, другая с водой. После причастия общинники разобрали свои барсманы и приступили к празднованию.
Во время застолья разгорелись горячие споры: что же такое на самом деле истина? Как ее постичь? Были названы разные слова, отражающие смысл этого понятия (благо есть истина, истина – это правда и т. д.), При этом хорбад Ольга Чистякова отметила, что иногда очень трудно отличить истину от лжи, так как силы зла маскируются. Наша задача – уметь распознавать добро и зло и научиться бороться со злом.

По мнению Михаила Чистякова, есть понятие «неизбежное зло». Наш менталитет так устроен, что мы обходим острые углы, но мы уменьшаем силу зла, стремясь к идеалу. Каждый должен сделать свой выбор и стараться уменьшить зло в мире.
Татьяна Фурман вспомнила о том времени, когда в названия многих газет часто входило слово «правда» («Комсомольская правда», «Правда» и др.). Сейчас это реже можно встретить в нашей прессе. По ее мнению, «правда многолика».
Возник и такой очень важный вопрос: что есть Бог? Чем отличается Ахура Мазда от Абсолюта? Можно много размышлять на эту тему. В зороастризме на первом месте стоит здравый рассудок. Михаил Чистяков пояснил, что «изначально Абсолют спал», т. е. есть «спящий Зерван». В нем нет ни пространства, ни времени. В нашем языке нет слов, чтобы объяснить Зерван. Он безграничен. Мы не можем его понять до конца. Мы сможем его только почувствовать интуитивно, но в нем содержится все, чтобы создать и пространство, и время.
В древних источниках описано, что Ахура Мазда являлся Заратуштре в виде молодого человека. Но Бог не всегда материализуется в образе человека. Некоторые видят огненный шар. Кто-то из общинников вспомнил, что космонавты после полета утверждали, что видели образ Иисуса Христа в Космосе.
Михаил Чистяков задал присутствующим вопрос: «Что для нас важнее – жить по-праведному или говорить по-праведному?»
Несколько лет назад в Интернете был открытый форум, на котором один американский зороастриец, недавно приезжавший в Россию, высказал свое недоумение по поводу увиденного здесь: астрология для нас важнее религии, а те, кто причисляют себя к зороастрийцам, читают мантры на непонятном языке. За рубежом занимаются эзотерическими вопросами только тогда, когда решили все свои насущные материальные проблемы. А у нас получается наоборот: мы пришли в эзотерику и уже с этих позиций пытаемся изменить свою жизнь.
Ответ на вопрос Михаила Чистякова оказался для всех очень прост. Конечно же, прежде всего о человеке судят по его делам. Вспомнили слова Павла Павловича Глобы: «Надо жить по совести и по чести, а остальное приложится».

Обзор подготовила Галина Соколова

07 Амертат день.
01 Фраваши месяц.
3755 год ЗРЭ

Амертат день (Ав. Амеретат) Бессмертие или Жизнь. Покровитель растений.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:38
Завтрашний день начнется в: 06:35
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 01:23 часов.
Ушахин-гах будет в 01:04 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники