Зороастрийская мифология: РАММАН и ДАЭНА

Опубликовано star72 -

Статья подготовлена Валяевым А.Л.

РАММАН — божество изобилия и богатства, его имя означает «богатый». Даритель тучных нив и многочисленных стад, он получил эпитет «добропастбищный». Он же является божеством подземного мира, хранителем подземных богатств. В этом смысле он имеет точную аналогию в греко-римской мифологии, где ему соответствует Аид-Плутон. Интересно, что имя Плутона в переводе с греческого также означает «богатый». Возможно, его называли «Плутос» — богатый, потому, что он обладал огромным количеством душ усопших, а также минералами, драгоценными камнями и металлами, скрытыми в подземном царстве.
Но сфера влияния Раммана-Плутона не ограничивается подземным царством: зороастрицы считали, что он «мудро действует в мире наземном, подземном и надземном». В этом ракурсе его можно было бы уподобить греческому Зевсу, который также имел три ипостаси: хтонически-подземную в виде Зана, или Аида, земную в виде Посейдона, Загрея, Диониса и Талоса, и небесную в виде собственно Зевса. В каждом из трех миров Рамман проявляется по-разному.
Рамман обладает огромными силами, он концентрирует в себе невиданные энергии, которые иногда стихийно выплескиваются в виде извержений вулканов, землетрясений, ураганов и цунами. Считалось, что Рамман связан с карой небесной, и он именно тот, кто выносит приговор.
Воля Раммана проявляется там, где есть коллективный грех. Туда он посылает грозу, молнию и другие разрушительные природные явления. Рамман связан со стихийными силами. В своем разрушительном аспекте он напоминает индийского Шиву. Подобно Шиве его также называли трехликим и многоруким. Но в своем созидательном аспекте Рамман связан с Мировым Древом. Он выступает в роли защитника душ и оханителя родового древа. В этом качестве он получил эпитет «Фрашавант» (первопредок), владыка всех душ, рожденных и нерожденных.

ДАЭНА — воплощение благой зороастрийской веры и совести верующего маздаяснийца. Считается, что Даэна встречает душу умершего на мосту Чинват и препровождает ее на тот свет. Она встречает и провожает каждого, принимая при этом разные образы. Если человек жил праведной жизнью и душа его осталась чистой, Даэна явится ему в виде прекрасной девушки. Если же человек при жизни встал на путь греха и осквернил свою бессмертную душу, то после смерти Даэна придет за ним в образе отвратительной старухи-колдуньи и потащит его в преисподнюю.
В авестийском языке слова «вера» и «совесть» являются синонимами и для зороастрийцев человек без веры, по определению, являлся бессовестным человеком. Даэна — совесть, зеркало души человеческой, внутреннее мерило, позволяющее сделать правильный выбор, не оступиться на жизненном пути, сохранить чистой душу и не осквернить собственный род. Даэна — многоликая богиня, и для каждого человека она поворачивается тем лицом, коего он сам достоин. Для кого-то она — прекрасная Селена, Кора, Диана, Артемида, Психея и Веста. Для кого-то — чудовищная безобразная старуха-ведьма — Кали, Геката, Горгона, Дурга, Лилит, Баба Яга.
Даэна — это абсолютно объективное зеркальное отражение человеческой души. Чем чище и безгрешнее душа, тем светлее и радостнее лик богини. Чем грязнее душа человека, тем более мрачный и зловещий образ приобретает его Даэна. Не случайно в авестийской астрологической традиции принято за правило принимать во внимание действие на человеческую судьбу Черной и Белой Луны — двух фиктивных астрологических показателей, которые вполне реально показывают соотношение света и тьмы в душе отдельно взятого человека. Селена, побуждающая к благим поступкам, и Лилит, подталкивающая к злодеяниям, являются астрологическим выражением борьбы светлых и темных сил в душе человека. Результат этой борьбы определяет посмертную участь человека и то видение, которое является его душе в образе прекрасной девы либо уродливой старухи.

ЗОРОАСТРИЙСКИЕ ТЕКСТЫ О ДАЭНЕ
«Видевдат» XIX.27

На третью ночь после смерти душа праведника сидит у головы. В конце третьей ночи появляется рассвет, это бывает так, как если бы душа праведного человека была среди луга и вдыхала душистый аромат. Это как если бы ветер дул на нее из самой южной области, из самой северной области, ароматный, более ароматный, чем какой-либо другой ветер…
Душа праведного человека вдыхает этот ветер. Когда этот ветер дует на нее, ее собственная Даэна появляется в виде девушки, прекрасной царственной, с белыми руками… в образе столь прекрасном, как наиболее прекрасная из создания.
Затем душа праведного человека говорит ей, вопрошая: «Что ты за девушка, наиболее прекрасная из всех девушек, которых я когда-либо видела?»
Затем ее собственная Даэна отвечает ей: «Воистину Я твоя собственная Даэна, твоих благих мыслей, благих слов, благих дел благая внутренняя Даэна».
Душа праведного человека делает первый шаг, он помещает ее в область «благих мыслей», она делает второй шаг, он помещает ее в область «благих слов». Она делает третий шаг, он помещает ее в область «благих деяний». Она делает четвертый шаг, и он переносит ее в бесконечный свет.

«Зирочак»

«Высшему закону всех, поклоняющихся Мазде, Даэне многоликой, многоодежной, раскрывающей двери сна и великого перехода, великой Даэне, которой Мазда поручил проверять истинность мыслей, слов и дел человека, поклоняемся мы»
.

Разделы