Вы здесь

Таинственный Санкт-Петербург (продолжение)

Журнал "Митра" № 10 (14) 2009 год

Костромина И.Г.

Посвящается моим любимым родителям: хрупкой заботливой матери Костроминой Кире Александровне и отцу Костромину Георгию Васильевичу, русскому офицеру.

spb 11 15.jpg

Точки сакрального пространства и времени города
Немногим более 300 лет стоит на берегах реки Невы город Санкт Петербург, величественный и прекрасный. Его исторический период жизни в мировом движении времени совсем мал. Существуют города, жизнь которых началась много ранее Санкт-Петербурга, например: Афины, Рим, Париж. Однако есть и государства моложе нашего города. К ним относятся даже Соединенные Штаты Америки, провозглашенные Декларацией независимости 4 июля 1776 года. И с точки зрения времени, определяющего развитие человечества, - это уже совсем не мало. Поэтому и вклад Санкт-Петербурга в культурно-историческое наследие нашего мироздания весьма значителен.

Санкт-Петербург всегда притягивал к себе людей, порой даже насильно и трагически. Город построен на костях из болот. И теперь уже миллионы людей своим трудом и талантами создали его во времени и пространстве таким, каким мы видим его сейчас.

spb 11 21 kosmos2.jpg

Пространство Санкт-Петербурга имеет сложное многоуровневое построение. Город гармонично вписан в разветвленную дельту реки Невы с ее реками и каналами, прямые как стрелы улицы определили его регулярную пространственно-архитектурную застройку. Космический закон посредством сложной двойной спирали двенадцати зодиакальных знаков, проецирующихся на пространство города, определил направления его развития.

Исторический центр города с его прекрасными историко-архитектурными ансамблями набережных, улиц и площадей не оставляет равнодушным ни старожила города, ни человека, пробывшего в нем всего лишь несколько часов. Санкт-Петербург очаровывает и влюбляет в себя. Это одно из ярких проявлений феномена города, позволившего включить Санкт-Петербург в элиту городов мира.

Однако, среди многообразия великолепных шедевров города, в Санкт-Петербурге существуют четыре точки пространства, наиболее почитаемые и любимые. Они стали главными символами города. Это Петропавловская крепость и Летний сад, Сенатская площадь с памятником Петру 1 - « Медный всадник » и Стрелка Васильевского острова. Известно, что пространство не отделимо от времени. А раз так, то я смею предположить, что существуют некие точки сакрального пространства, где проигрываются мистерии сакрального времени - времени прошлого, настоящего, будущего и Вечности. Видимо, к таким сакральным точкам, я думаю, и можно отнести мною названные ансамбли города.

Petropavlovskaia_Krepost_aerial.jpg

Петропавловская крепость, расположенная на острове Енисаари (остров Заячий), является особо почитаемой территорией города. Именно здесь 16 мая по ст. стилю 1703 года был основан город Санкт-Петербург. По легендарной истории, описанной в анонимном сочинении «О зачатии и здании царствующего града Санкт-Петербурга», царь Петр именно в этот день положил в основание города золотой ковчег с мощами Андрея Первозванного. Город и крепость были заложены в одно время и в одной точке пространства. Удачное стратегическое расположение крепости определило временные ритмы и пространственные масштабы строительства города Санкт-Петербурга. На долгие годы Петропавловская крепость стала центром развития города, сосредоточившим в себе все стороны жизни будущего города. Произошла мгновенная с точки зрения Вечности пространственная развертка Зодиака на город. В проекции Зодиака на Санкт-Петербург на территорию Петропавловской крепости попадает проекция зодиакального знака Овен. Этот знак открывает собой Зодиакальный круг и символизирует первичный импульс творения. Овен содержит в себе огромный энергетический потенциал, включает в себя всю развертку Зодиака. Город вокруг крепости стал стремительно развиваться, Санкт-Петербург осваивал все большие пространства и одновременно создавал свою административно-хозяйственную структуру. Сама же Петропавловская крепость первой половины ХVIII века представляла собой удивительно целостную городскую систему, отражающую в себе все двенадцать граней Космического закона, представленного двенадцатью знаками Зодиака.

Петропавловская крепость является уникальным военным и архитектурным памятником России. Крепость строилась по последнему слову фортификационной техники того времени. Военно-инженерные решения, воплощенные при ее строительстве, сделали крепость практически неприступной. Ее каменные бастионы и стены замкнули по периметру весь Заячий остров. Такое стратегическое решение обороны крепости не давало неприятелю возможности высадиться на узкой береговой полосе и начать штурм.

Кроме военного значения защиты Санкт-Петербурга от грозного врага, строительство крепости имело важный политический смысл. Петропавловская крепость стала символом утверждения России на берегах Балтийского моря. Россия становилась великой морской державой, Россия становилась великой мировой державой. Таким образом, Петропавловская крепость воплотила в себе идею центра и основных его направлений, идущих от центра изнутри вовне: Петропавловская крепость - Санкт-Петербург – Россия - мировое сообщество. Эпоха Петра Великого имеет противоречивую оценку. По-видимому, для России эта эпоха символизирует собой тот сакрально отмеченный исторический момент времени, когда государство совершило свое Крестное восхождение через жестокие испытания и неисчислимые страдания народа к восхождению духа нации. Крест был обретен, испытан и воздвигнут. Символом этого Креста является город Санкт-Петербург, именно ему принадлежит особое место в истории России. С его возникновением на берегах Невы Россия, опирающаяся на свои глубочайшие духовные корни, смогла добиться величайшего взлета русской культуры, науки, духовной жизни. Не случайно с самого начала строительства каменного Петропавловского собора на территории крепости, Петр I особенно торопился с возведением ее колокольни.

PeterandPaulFortress2.JPG

На вершине ее золоченого шпиля должен был появиться парящий под крестом Ангел. Колокольня храма стала самым высоким сооружением в России на долгие годы. И своим дерзновенным прорывом ввысь, в неяркое северное небо столицы колокольня вместе с Крестом и Ангелом на своей вершине символизировала не только прорыв России в новую историческую эпоху, но и моделировала духовный аспект – восхождение духа, устремленности к Богу, к Вечности. Крест – это выбор между жизнью и смертью, а выбор всегда связан с мистерией настоящим временем.

С конца 1724 года, почти триста лет, Ангел и Крест охраняют и защищают Санкт-Петербург, Россию. Сейчас в небе над городом парит четвертая фигура Ангела. Катаклизмы и бури не обходили его стороной. Дважды он горел, под ударами ветра фигура Ангела наклонялась, у него даже стихия отрывала крылья, но каждый раз, осознавая великое значение этого образа в жизни города и государства, власти первоочередным долгом считали необходимость его восстановления. Что происходило в мире, когда Золотой Ангел покидал небо над городом, требует дополнительного исследования. Я хочу остановиться лишь на четырехлетней реставрации его фигуры, начатой осенью 1991-ого года в очень тревожное и не стабильное для страны время, тогда фигуру демонтировали и по частям спустили на землю. В декабре этого же года Советский Союз, который сумел сохранить все земли Российской империи и свою целостность после ее развала, целостность эту потерял и перестал существовать. На всей территории бывшей Российской империи наступило смутное время. Вот такой был сделан духовный выбор.

Подтверждением того, что колокольня Петропавловского собора является неким сакральным местом в мистерии настоящего времени, служат и знаменитые часы-куранты, установленные на ней. С 1720-ого года главные часы Российской империи отсчитывают тот самый неуловимый миг между прошлым и будущим, который собственно и являет собой саму жизнь. Интересно отметить, с октября 1858-ого года карийон Петропавловского собора стал вызванивать церковный гимн «Коль славен Господь», а с 1906-ого года репертуар карийона пополнился государственным гимном «Боже царя храни». После государственного переворота октября 1917-ого года куранты пытались настроить на исполнение партийного гимна большевиков «Интернационал», однако из этой затеи ничего не вышло. Лишь в 1952-ом году куранты ожили вновь – с колокольни собора стал звучать гимн Советского Союза. В настоящее время главные часы Санкт-Петербурга исполняют государственный гимн России.

По территории Петропавловской крепости проложена улица Времени. На ней развернута экспозиция, посвященная петербуржцам и Петербургу, она охватывает временные рамки, начиная с основания города и до наших дней.

spb 11 25.jpeg

В петровские времена под ежедневные пушечные выстрелы со стен крепости, определяющие время строительных работ, город и крепость вместе разворачивали свое будущее. И в настоящее время с Нарышкина бастиона сигнальным орудием производится ежедневный холостой полуденный выстрел. Эта историческая традиция соединяет прошлое и будущее великого города. При подготовке к празднованию 300-летнего юбилея со дня рождения Санкт-Петербурга была произведена частичная реставрация Нарышкина бастиона, старые гаубицы были заменены новыми сигнальными орудиями, было изменено и направление выстрела. Его стали производить в сторону Стрелки Васильевского острова.

spb 11 14.jpeg

Васильевский остров – один из самых больших островов Невской дельты. Тайну его названия до настоящего времени разгадать не удалось. Имя свое остров получил за долго до основания Санкт-Петербурга. Еще в писцовой книге Водской пятины 1500-го года остров в дельте реки Невы именовался «Васильевым островом». Название острова является ключом к пониманию его сакрального пространства. Само имя Василий происходит от греческого слова базилевс (basileus) – царь. Не случайно царь Петр центр столицы империи с главной площадью города и дворцом мечтал создать именно на Васильевском острове. В авестийской же традиции «Царь», «Повелитель времени», «Повелитель прошлого» отождествляется с именем изеда Кейвана. Кейван через планету Сатурн выражает понятие прошлое время, память. Именно по этому на Васильевском острове сохранилось наибольшее количество самой старой застройки Санкт-Петербурга, его культурно-исторического наследия.

Сохранилось даже здание, которое было первым возведено на Васильевском острове. Это дворец генерал-губернатора Санкт-Петербурга светлейшего князя А. Д. Меншикова, построенного в 1710-1714 годах. Здесь же находится самый старый музей города и страны – Кунсткамера. Музей был основан в 1714 году, переехал на Васильевский остров в 1727 году. Первая библиотека города – ныне библиотека Академии наук начала свою работу в 1714 году и в 1728 году переехала в здание Кунсткамеры. В настоящее время библиотека размещена в собственном здании, расположенном территориально близко от старейшего здания Академии наук и Кунсткамеры. Самое старое учебное заведение Санкт-Петербурга и России – Военно-морской институт, история которого началась с московской Навигацкой школы в 1701 году, переехала в наш город в 1715 году как Морская академия. На углу Съездовской линии и Университетской набережной сохранились одни из самых старых солнечных часов города, установленных еще в середине ХVIII-го века. Этот список культурно-исторического наследия может быть продолжен. Я хочу лишь остановиться на «музейном квартале» города. Музеи собирают, хранят и выставляют для обозрения произведения искусства, предметы истории и материалы из жизни и деятельности людей, внесших значительный вклад в историю человечества, т.е. музеи призваны сохранять память о различных этапах развития мироздания. «Музейным кварталом» в Санкт-Петербурге стала Стрелка Васильевского острова.

spb 11 24.jpg

Стрелка Васильевского острова, архитектурный ансамбль которой является шедевром мирового зодчества, на своей небольшой территории разместила Музей антропологии и этнографии Российской Академии наук, Музей М. В. Ломоносова, Зоологический музей Российской Академии наук, Центральный Военно-морской музей, Центральный музей почвоведения имени В. В. Докучаева, Литературный музей Института русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский дом), Музей Д. М. Менделеева.

Окончания островов называются стрелками. Стрелка Васильевского острова образована двумя реками - Большой и Малой Невой. А сам остров с западной стороны омывается водами Финского залива, входящего в акваторию Балтийского моря. Именно поэтому Васильевскому острову, одному из всех островов Санкт-Петербурга, присущ мифологический мотив «подъятия Мира» (сакральной Земли) со дна вод первичного Океана, появление проявленного начала из Вселенского хаоса. Здесь уместно провести параллель между мифологическим мотивом творения Мира и идеей Петра I явить Россию миру в качестве великой морской державы. Быть может, поэтому царь Петр уделял столь пристальное внимание Васильевскому острову.

Сам архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова подчинен идеи триумфа Воды и Земли. Незыблемая стихия Земли здесь представлена гранитной набережной с парапетами пандусов, у самой воды замыкающимися гранитными блоками с громадными каменными шарами. Выразительный строгий и суровый гранитный наряд Стрелки сформирован под влиянием планеты Сатурн и указывает на покровительство этому месту изеда Кейвана.

Стихия воды – самая таинственная природная стихия. Она находится под покровительством изеда Апам Напата (Нептуна) и владычицы всех Вод Мах (Луны). Апам Напат в переводе с авестийского языка означает «Сын Вод» и являет собой первичный Океан, Хаос, в котором в не проявленном виде заложены все возможности развития мироздания. Поэтому именно Апам Напат воплощает в себе само понятие тайны. Связь Стрелки с водной стихией отражена в архитектурно-декоративном оформлении ее пространства. Ансамбль Стрелки является памятником морского могущества России, и ее славных побед на море. Центром ансамбля является здание Биржи, в котором пока еще находится экспозиция Центрального Военно-морского музея.

spb 11 21 neptun.jpg

Фасад этого здания, построенного в виде античного храма, украшен скульптурной группой «Нептун с двумя реками или Балтийское море». В этой композиции Нептун, увенчанный короной с трезубцем, символом морского могущества, грозно восседая на колеснице, которую мчат морские кони, выезжает из морских волн. Две ростральные колонны, установленные у здания Биржи не только служили маяками, но они напоминают нам и о древнем обычае отмечать морские победы установкой триумфальных колонн, которые украшались трофеями – отпиленными носами побежденных вражеских кораблей. У подножия триумфальных колонн на постаменте восседают скульптуры, в образах которых представлены величайшие реки Нева, Волхов, Волга и Днепр. В художественно-композиционном решении ансамбля Стрелки Васильевского острова нашла свое отражение идея, уходящая корнями во многие древние традиции, и связанная с понятием о четырех Стражах стран света, образы которых передаются через образы четырех величайших рек. Реализация этой идеи является важным подтверждением сакрализации данного пространства

Мах – владычица всех Вод через планету Луна является носителем сокровенной информации. Ее присутствие ощущается как в реально окружающих Стрелку водных просторах, так и в большом количестве скульптур, мелких рельефных изображениях различных обитателей вод, населяющих этот неповторимый уголок города. Мах является проводником очень тонких энергий, поэтому более всего она чувствуется на астральном уровне. Она является проводником кармического кода человека, с ней связано материнское рождающее начало, род. Именно поэтому, на чисто подсознательном уровне в день свадьбы на Стрелку Васильевского острова обязательно приезжают молодожены. Хотелось бы только, чтобы у этих счастливых молодых людей было больше культуры и уважения к этому столь не простому месту города.

spb 11 24 med vsad.jpg

Есть и еще одно особо почитаемое место Санкт-Петербурга. Его так же непременно посещают молодожены. Это Сенатская площадь, сюда счастливые пары в день бракосочетания обязательно приносят живые цветы к памятнику Петру I. Это не просто дань уважения основателю города, это нечто гораздо более значимое, потому что эта точка пространства связана с Будущим временем и его Стражем - Ангелом Тиштаром. В авестийской традиции Ангел Тиштар отождествляется с всадником, который спустился с Небес, он весь устремлен в будущее. Динамика его движения – это прорыв, созидательный рывок вперед такой силы, что конь его едва касается копытами Тверди Земной. Таким всадником, воля которого выражена в непреклонном стремительном движении вперед и ввысь, застыл перед нами, будто то бы только на одно мгновение, царь Петр на гранитном утесе памятника «Медный Всадник». Именно у «Медного Всадника» молодые люди символически закладывают будущее своей молодой семьи.

Эта точка пространства на левом берегу Большой Невы горожанами с давних времен соотносится с Гением места - Genius loci… Кто такой Гений места - об этом хорошо сказала английская писательница Вернон Ли: «...Подобно всем достойным поклонения божествам, - это сущность нашего сердца и ума, существо духовное. Что же до его видимого воплощения, то оно – сам город, сама местность, как она есть в действительности; черты, речь его – это форма земли, наклон улиц, звуки колоколов или мельниц и больше всего, быть может, особенно выразительное сочетание города и реки».

Екатерина II объединила в единое целое Гений места и воплощенный в бронзе Гений Петра I. Да и где же еще стоять памятнику основателю Санкт-Петербурга, как не в месте, наиболее сильно выражающем дух самого города, его столь горячо любимого детища. Но «Медный Всадник» - это памятник не только царю Петру, великому преобразователю России, и человеку, неразрывно связанному своей судьбой с судьбой и историей своего народа, это памятник всей очень не простой и противоречивой Петровской эпохе.

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

(А. С. Пушкин)

Памятник «Медному Всаднику», центральная композиция Сенатской площади, является выразителем сакрализации данного пространства, связанного с Ангелом Тиштаром. Тиштар - Небесный всадник – является одним из четырех Стражей Неба, задачей которых является не дать возможности проявиться силам зла в материальном мире. Он хранит ключи от будущего и позволяет моделировать будущее, выбирая его оптимальный вариант, так как в основе мироздания лежит многовариантность его развития. Символически Тиштар дает возможность человечеству выбрать правильный путь в реке времени. Неудачное выступление декабристов, приведшее к их сокрушительному разгрому, в полной мере обусловлено неправильным выбором пространственно-временных координат мятежа.

Декабристы, члены тайного Северного общества, решили воспользоваться междуцарствием, возникшим после смерти императора Александра I. Утром 14 декабря 1825 года в день присяги новому императору Николаю I правительственного Сената они вывели часть гвардейских полков на Сенатскую площадь и построили их в каре вокруг памятника Петру I. Их цель была не допустить силой оружия Сенат и Государственный совет к принятию присяги новому императору и заставить их подписать «Манифест к русскому народу», в котором объявлялось свержение самодержавия, отмена крепостного права, вводились гражданские свободы. План восстания разработан не был. Руководитель восстания князь С. П. Трубецкой на площадь не явился. Сенат был приведен к присяге в 8-м часов утра, вместо объявленного ранее более позднего времени, а именно к тому времени и подтягивались войска. Река Нева не позволила барону Розену прийти на помощь мятежникам. Он стоял со своим Финляндским полком посередине Исаакиевского наплавного моста, так и не успев перевести полк из казарм Васильевского острова на Сенатскую площадь. Нева стала могилой для многих участников восстания.

Мы не знаем, в каком направлении развернулся бы вектор судьбы Российского государства, если бы в 1825 году пришли к власти декабристы, члены тайных масонских лож. Однако февральские события 1917 года, когда к власти пришло масонское правительство во главе с А. Ф. Керенским, наводят на грустные аналогии.

Санкт-Петербург – современный российский город. Ему присущи свои трудности, свои печали и радости. Он давно перестал быть столицей Российской империи. Но никогда город не терял своего столичного статуса. В последнее время его все чаще называют Северной столицей. Этот столичный статус города символично выражает память об Арктиде или Гиперборее, так ее называли древние греки, – северной легендарной стране ариев. По-видимому, духовное пространство Санкт-Петербурга неразрывно связано с духовными корнями наших далеких предков. Арии принесли в наш мир космический Закон, человек осознал свою сопричастность к Божественному Абсолюту, понимание своей ответственности за свои мысли, слова и поступки в развернувшейся в нашем мироздании битве Добра и зла. После низложения харизматической царской власти сам дух великого города подвергается опасности разрушения. В настоящее время, особенно актуальное значение, приобретает борьба за сохранение для Санкт-Петербурга и России исторической доминанты города - шпиля колокольни Петропавловского собора с летящим над городом Ангелом, как символа охраняющего и защищающего эти пространства.

Существует в городе сравнительно небольшой остров, в котором парковая зона в сочетании с водной гладью рек Невы, Фонтанки, Мойки и Лебяжьей канавки очаровывает, захватывает и отрешает от будничной суеты и того, кто живет в городе на Неве всю жизнь, и того, кто впервые посетил его.

spb 11 24 let sad.jpg

Летний сад. Именно на этом небольшом пространстве душа человека при определенном настрое может соприкоснуться с тем неведомым, непознанным состоянием, которое всегда является для нее загадкой. Рай – место вечного блаженства, в котором пребывают праведники в будущей жизни в состоянии благодатного общения с Богом. Он всегда загадочен для человека. Состояние Рая и дает душе человека соприкосновение с Вечностью.

Летний сад - парадная царская резиденция первой половины ХVIII столетия был заложен через год после основания города в 1704-ом году. Он был любимым детищем Петра I, его неустанной заботой и вниманием. Он со свойственной ему энергией и увлеченностью не только сам руководил его устройством, но и составил первый план обустройства этой территорий. Им руководило честолюбивое желание иметь сад «лучше, чем в Версале у французского короля». Сюда из разных концов России, Швеции и Голландии доставлялись для высадки редкие деревья, плодовые и декоративные, роскошные цветы. К работе были привлечены лучшие садоводы. И Летний сад, будто как в сказке, быстро рос и набирал свою силу и красоту. Его парадная часть с регулярным красивейшим парком была украшена мраморными скульптурами исторического, аллегорического и мифологического содержания, выполненными итальянскими мастерами ХVIII. Долгое время в Летнем саду стояла и античная статуя «Венус» - так называли в то время знаменитую статую Венеры Таврической. Фонтаны, первые в России, забили во всех уголках сада – на главной аллее, в тенистых боскетах, в партере и «зеленых кабинетах». Поражал своей необычностью таинственный грот, искусно облицованный морскими и речными раковинами, пестрыми мелкими камнями и толченым стеклом. В него можно было войти через золоченые металлические ворота. На территории сада находился «зеленый» лабиринт, фонтаны-шутихи, водяной орган - музыкальный инструмент, приводившийся в действие при помощи напора воды, и другие всевозможные затеи. В прудах плескались карпы и серебристые окуни, плавали лебеди, гуси и утки. В птичниках содержались редкие певчие птицы, а в специальных зверинцах – не менее редкие животные, привезенные из заморских стран. Сказочный аромат цветов роскошных цветников Летнего сада вместе с таинственным приглушенным шумом воды исходящим из фонтанов, украшенных золочеными статуями, разноголосое пение дивных птиц создавало у гостей сада стремление души в Небо, ощущение истинного слияния с Небесной гармонией так сильно, на сколько это только возможно в нашем земном мире. «Парадиз» (соотносится со словом Рай) – так называл свой любимый сад царь Петр.

Природная стихия, время изменили ландшафт Летнего сада, исчезли фонтаны, таинственный грот, замысловатый лабиринт… Но по-прежнему таинственная сень старинных лип, дубов, кленов очаровывает и притягивает к себе известных и никому не известных посетителей Летнего сада. Проходя со стороны набережной Невы через ворота уникальной ограды Летнего сада, которую поистине причисляют к чудесам света (ограда сооружена в 1770-1784 годах), можно все также попасть в удивительный мир, где при определенном настрое души можно чуть-чуть прикоснуться к Вечности.

В христианской традиции «Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души – духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей». Мифологизирующая же разработка образов Рая осуществляется по трем линиям: Рай, как сад, Рай, как город, Рай, как Небеса. Понятие Рая как сада связано с некоей «чувствительной идиллией», происходящей на природе среди деревьев, цветов, грядок и соотносится с самим Летним садом как реальным творением рук человеческих. Понятие Рая как города связано с описанием Небесного Иерусалима и тут существует возможность рассмотреть город Санкт-Петербург как отраженного в нашем мире Небесного града Иерусалима. Этой темы я уже касалась в предыдущей статье «Таинственный Санкт-Петербург». Тема Рая как Небеса связана с гармонией Небесных сфер и выражается через функции не оскверненных Ахриманом планет, их сокровенным высшим проявлением. Интересно рассмотреть эту тему применительно к Летнему саду.

Юпитер (Хормазд) - на высоком уровне Творец нашего мира, посредством Космического закона, выражающегося через двенадцать зодиакальных знаков, определил пространство Летнего сада в астрогеографии города под зодиакальным знаком Весы. Символикой этого знака является проекция Высшего Неба на земную поверхность. Марс (Шахревар) - военачальник Небесного воинства, не дает проявиться силам зла на этой территории. Это позволило в Летнем саду создать по красоте и гармонии восхитительный парковый комплекс, насыщенный художественными ценностями (Плутон, Рамман). На его тенистых аллеях под вековыми деревьями и на солнечных лужайках, украшенных яркими цветниками, будто бы оживают мраморные скульптуры античных героев, богов и богинь (Прозерпина, Даэна). И сходят они в своем величии и славе с Небесного Олимпа в наш не простой мир. Необычайная гармония, красота и целосностное восприятие мира Летнего сада, как отражение Высшего Неба, неоспоримо указывает на присутствие энергии Урана (Хварны) в этой точке пространства.

Красота, гармония и спокойствие (Венера, Ардвисура-Анахита), всегда царящие в Летнем саду, позволяют посетителям сада обретать душевное спокойствие (Луна, Мах) и пробуждают в их душах высокую гармонию и высшую космическую любовь (Нептун, Апам Напат). Необыкновенно эмоциональное восприятие реальности, которую создает настрой Летнего сада, всегда привлекает к себе людей творчески одаренных, неординарных. Художники и поэты черпают здесь неиссякаемую творческую энергию для создания своих произведений (Солнце, Хваршат, и Меркурий, Тирий). Быть частицей целого и не противопоставлять себя мирозданию – таков моральный закон, который правит в этом небольшом парке (Сатурн, Кейван).

Нельзя не отметить и просветительскую миссию Летнего сада, которая установилась еще со времен Петра I. Каждый экспонат этого музея под открытым небом имеет художественно выполненную медную табличку, при помощи которой он обязательно расскажет о себе, будь то подлинная выдержка из биографии исторической персоны или же канва мифа для аллегорических и мифологических персонажей. Знание и понимание исторических процессов, мифологии и аллегорий дают ключ к пониманию процессов мироздания, а эта образовательная функция несомненно принадлежит Хирону (Сраоше).

…Я тоже люблю бродить по аллеям Летнего сада, особенно по аллее пролегающей вдоль Лебяжьей канавки. Я иду по ней, не спеша, со стороны Мойки к почти неземной по своей красоте ограде Летнего сада. Сколько дум передумано на ней, сколько вопросов решено… Но только однажды в сентябре 1991-го года слова сами сложились в строки…

Осенний Летний сад…
Шуршит дорожка листьев под ногами,
И мой усталый взгляд
Скользит за лебедями.
И в зеркале холодного пруда,
Усыпанного золотом осенним,
Как проявление иного бытия,
Плывет за ними отраженье.
Средь мраморных богов гуляю я.
Они едва согреты солнцем уходящим.
На убегающей дорожке в облака
Пытаюсь разобраться в настоящем…

…Каждая крупная река может быть соотнесена с мифологическим прообразом Космической Реки. Поэтому река ареала является важным мифологическим символом, элементом сакрального пространства. Такой рекой, безусловно, является Нева, сильная, могучая, полноводная. Все точки сакрального пространства, предполагаемые мною, расположены вдоль ее берегов. Однако существует еще одна примечательная точка пространства Санкт-Петербурга. Она находится в самой широкой части акватории реки Невы, почти по центру Троицкого моста, но чуть ближе к Петропавловской крепости. Именно в этой точке пространства можно увидеть сразу трех Ангелов, парящих в суровом небе северного города.

spb 11 24 angel.jpg

Это золотой Ангел Петропавловского собора, Ангел собора святой великомученицы Екатерины на Васильевском острове и Ангел Александринского столпа на Дворцовой площади. Каждый из них в руках держит крест. Когда я нахожусь в этой точке пространства, я всегда размышляю о виденном мною символе. Что это: предначертанный Небом крестный путь через страдания к восхождению духа или, быть может, это то самое, полученное Санкт-Петербургом благословение, которое помогло великому городу не только выстоять, но и сохранить свою целостность в жестоких бурных водах истории России?…

Мне часто вспоминаются слова поэта Гаврилы Романовича Державина: «…Река времен в своем теченье уносит все дела людей и топит в пропасти забвенья»… Мне кажется, эти слова справедливы, но лишь отчасти. Пока каждый из нас в своем сердце сохраняет память о своих родных и близких, бережно хранит то величайшее достояние, которое вместило в себя одно могучее емкое слово Россия, созидательные дела наших предков не только не канут «в пропасти забвенья», но и смогут быть приумножены нашим трудом и трудами грядущих поколений.

Литература

1. Е. В. Анисимов «Царь и город». Петровский Петербург. Санкт-Петербург. Изд. «Царь и город» Санкт-Петербург 2004 г.
2 Петропавловский собор. Усыпальница российских императоров. Автор составитель С.В. Трофимов. Изд. «Белое и черное». Санкт-Петербург, 1998 г.
3. Ю. И. Кирцидели, Н. Р. Левина «Мой город Санкт-Петербург». Санкт-Петербург. «Специальная литература» 1997 г.
4. Б.К.Пукинский «1000 вопросов и ответов о Ленинграде». Лениздат. 1974 г.
5. Павел Глоба «Волны Судьбы». Минск. 1998 г.
6. Павел Глоба «Сокровенный Зодиак».Авестийское астрологическое общество. Санкт-Петербург. 2006 г.
7.П. П. Глоба «Лунная астрология». Москва. 1996 г.
8. Краеведческие записки. Исследования и материалы. Выпуск шестой. Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург 1998 г.
9. Л.И. Бастаева, В.И.Сидорова «Петропавловская крепость». Путеводитель. Лениздат. 1978 г.
10. И.И.Лисаевич «Доменико Трезини». Лениздат. 1986 г.
11 .Словарь иностранных слов. Издательство «Советская энциклопедия». Москва. 1964 г.
12. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Москва. Типография А. И. Снегиревой. Остоженка, Савеловский переулок, собственный дом. 1891 г.

И. Г. Костромина,

Авестийское Астрологическое Общество Санкт-Петербурга.

Май 2005 года - 23 июля 2007 года

08 День перед Атаром (Хварна) день.
12 Спента-Армаити месяц.
3754 год ЗРЭ

День перед Атаром (Хварна) день (Ав. Дадвах) День Создателя перед днем Атара.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 08:17
Завтрашний день начнется в: 08:14
Текущее время Хаван-гах, осталось 02:45 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:12 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

с 16/03/2017 по 20/03/2017
с 21/03/2017 по 01/04/2017
26/03/2017