Беседа об основах зороастризма. Гаты и Ясна. Михаил Чистяков

Submitted by star72 on

mihail_chistykov.jpg

Предлагаю проговорить основы зороастризма, самое простейшее, откуда идут его корни. Что вы знаете об Авесте? Авеста состоит из 21 Наска, 21 раздела знаний. Про них достаточно подробно говорится в Ривайятах. Говорят, что из 21 книги остались 4. Это неправильно. Только одна из них осталась , это «Видевдат», «Закон против дайвов». Известный всем «Бундахишн» записан на пехлеви только в 9 веке, он представляет собой изложение основ религии.

По поводу этого пехлевийского текста Мэри Бойс написала:
"Гораздо более важная и фундаментальная работа компиляции это Бундахишн ("творение"), также называемый Занд-агахих ("Знание от Занда"), которое сохранилось в двух поздних версиях, Великий (или иранский) Бундахишн и сокращенная версия,  Индийский Бундахишн. Один из двух великих зороастрийских сборников эта работа, вероятно, выросла за счет различных редакций, проведенных после арабских завоевание вплоть до 1178 года н. э. (когда были сделаны несколько дополнений). Последнее важное редактирование происходило примерно в конце IX-го века. 
скачать_ читать

Видевдад может быть очень эзотерическим текстом, но прежде всего это очень практический текст. Может быть, поэтому он и сохранился. Там перечислены все заклинания, все магические формулы. Когда я был в Индии и обсуждал Видевдат с Мадам Мехер Мусс (глава зороастрийского колледжа в Санджане), мне эта книга показалась сильным руководством по практической зороастрийской магии на все случаи жизни. Очищение дома, очищение человека и многое другое там есть, все весьма целостно.

vedevdat obl.jpg
Авеста. Закон против девов. Видевдад. Э.В.Ртвеладзе, 2008. Скачать, ссылка внизу

Другие авестийские книги достаточно компилированы. Это Яшты , гимны отдельным божествам. Также есть Висшасп Яшт – прославление Висштаспы. Ранее они входили в различные Наски, а после арабского нашествия они скомпилированы в одну книгу Яшты. Есть еще Висперед (все рату, все стражи). Это чисто богослужебный текст, совместно читают его множество священников.
Афринаган – сборник молитв всех праздничных служб. Эти книги входили в разные Наски.

Хорде-Авеста к Наскам не имеет отношения, это сборник для ежедневного прочтения молитв, которые обязаны знать все и священники и миряне.
Самый главный текст - Ясна, состоит из 72 глав, из разных Насков. Это центральный ритуал отжатия Хаомы. Он читается по утрам во всех зороастрийских храмах. Хаому иранские зороастрийцы сейчас готовят из эфедры. Эфедра произрастает в Иране, Таджикистане, но по закону она запрещена к вывозу.

Ясна – это ритуал почитания высших сил. Структура этой Ясны – нулевая (73-ая) вступительная глава, далее по нарастанию смысла и значимости, восхождение. 12-ая глава – это зороастрийское Кредо, где изложена суть зороастрийской религии, «Присяга Вере Маздаяснийской» (стр 320-321 в Хорде Авесте) Дин-но-Кальмо, Преданность вере (Ясна12), Фраваране.

Это считается древнейшей частью Авесты, в которой есть части разных времен. Видевдад, например, также древний, скорее всего, составлялся при Ахеменидах. Наиболее древние части создавались самим Заратуштрой или его ближайшими соратниками. По языку Авесты различают тексты древние - от эпохи Заратуштры и более поздние.

В Фраваране суть религии обозначена – «не нанесение вреда и разорения маздаяснийским семьям». Что означает «маздаяснийская семья»? Это семья единоверцев. Мазда – это мудрость, маздаясна – это почитание мудрости. То есть, если ты почитаешь Творца, как высшее проявление мудрости, то ты - маздаясниец. Во времена Заратуштры были только дайвопоклонники и поклонники Аши, Истины. Надо сказать, что зороастризм одна из самых толерантных по своей сути религий.

Что означают слова из присяги - «отвергаю грабежи и разбой»? Можно подумать, что там все были грабители и разбойники. Как вы знаете, что наиболее близкая к авестийской – это религия Вед, есть такое устойчивое мнение. Так вот, это в корне не правильно! Почему? Потому что в Ведах почитается Индра и дэвы и все то, что не почитается в Авесте. Индра – это сила. Когда говорят, что «не в силе Бог, а в правде», то это - зороастрийский постулат. А в Ведах Бог - не в правде, а там - где сила, т.е. у кого есть сила, власть, армия - тот у них и прав.

Это была всеобщая мысль у всех народов. Что взять древнегреческую мифологию, что древних римлян, любую другую. Так, например, Александру Македонскому было наплевать где правда, если ему было нужно, то он просто захватывал. Везде процветали идеи грабежа и разбоя. Любые кочевники так поступали. Если говорить про Ахеменидов – то они не были зороастрийцами! Они так же были захватчиками!

Как называть крестовые походы, если они были захватническими, а Христос этому никого не учил? Это тоже в принципе не христианский подход. Самого Христа можно назвать маздаяснийцем по его учению. Также любой зороастриец – маздаясниец. Но не любой маздаясниец обязан быть зороастрийцем.

Там же в 12 Ясне, Фраваране сказано -

Проклинаю дайвов! Исповедую себя как маздаясниец, зороастриец, враг дайвов и последователь Ахуры, возносящий хвалу Бессмертным Святым, поклоняющийся Бессмертным Святым. Признаю, что Ахуре Мазде доброму, благомыслящему принадлежит все благое, Ему, праведному, великолепному и хварноносному, а также все, что наилучшее: Его этот скот, Его Аша, Его Свет, и Его Светом наполнено благополучие.
Святую Армайти добрую избираю. Да будет она моей! Отрекаюсь от воровства скота и разбоя, от нанесения вреда и разорения маздаяснийским семьям.
Я обеспечиваю свободное движение и свободную жизнь тем хозяевам, которые живут на этой земле за счет скота. Поклонившись Аше и встав во весь рост, я провозглашаю так: я не буду приносить вред и разорение маздаяснийским селениям, ни ради тела, ни ради жизни.
Я отвергаю единение со злыми, лживыми, Истине враждебными, злокозненными дайвами, которые из сущих лживейшие, вредоноснейшие, зловреднийшие; отвергаю дайвов и дайвопоклонников, колдунов и их приспешников, всех их среди сущих; отвергаю их мысли, слова, деяния и обличие. А так же отвергаю я единение со всем лживым, разрушающим.
Именно так Ахура Мазда учил Заратуштру на всех беседах, на всех встречах, на которых общались Мазда и Заратуштра;
Именно так Заратуштра отвергал единение с дайвами на всех беседах, на всех встречах, на которых общались Мазда и Заратуштра. Так же и я, маздаясниец, зороастриец, отвергаю единение с дайвами, как сделал это праведный Заратуштра.
По выбору вод, по выбору растений, по выбору Быка благодетельного, по выбору Ахуры Мазды, который создал и Быка, и праведного Человека, по тому выбору, который был сделан и Заратуштрой, по выбору Кави Виштаспы, по выбору Фрашаоштры с Джамаспой, по выбору каждого Саошианта, истинно действующего, праведного, по этому же выбору и учению я маздаясниец.
Исповедую себя (как) маздаясниец, зороастриец, принося клятву и делая выбор. Прославляю Благую мысль мыслью, прославляю Благое слово словом, прославляю Благое дело делом.
Прославляю Веру маздаяснийскую, прекращающую набеги, слагающую оружие, поощряющую хвайтвадатху, праведную, которая из сущих и будущих (вер) величайшая, наилучшая и прекраснейшая, которая Ахуровская, Заратуштровская.
Я признаю, что Ахуре Мазде принадлежит все доброе.
Это - присяга Вере Маздаяснийской!
Истина - это высшее благо ...

То есть слагающая оружие, но при этом зороастризм не религия пацифизма. Здесь все логично и просто. Чему учил Заратуштра? Тому, что первым нельзя нападать никогда! Что Наполеон, что Гитлер – они первыми на нас нападали, как дайвопоклонники, а мы поступали, как маздаяснийцы, давали им отпор с оружием в руках, защищали себя и свою родину. Также как дайвопоклонники, поступали страны НАТО, США, нападая на Ирак, Афганистан, Югославию, Ливию и другие страны.

Мы идем дальше в чтении Ясны. Если вы будете читать Ясну на любом языке (не обязательно авестийском, можно и на русском), вы почувствуете некий подъем энергии (хоть я и не эзотерик, но такие ощущения возникают).

Восхождение (смысла по тексту Ясны) идет дальше и следует знаменитая 28 Гата Зартуштры. Думаю, что раньше Гаты входили в Наски, но сейчас они составляют богослужение Ясна. Часто спрашивают – Гат 5, а глав 17, почему, что это такое? Все очень просто. Некоторые Гаты занимают несколько Глав Ясны, а некоторые только одну. Так 28 Гата Ахунаваити занимает место по 34 главу Ясны. 5 Гат различаются по метрике, по стихотворному размеру. Думаю, что в этом заложен большой смысл.

С 35 по 42 главу Ясны занимает знаменитый «Семиглав», далее снова идут обычные Гаты, уже на снижение. Ясна – богослужение, в них 72 главы, а Гаты – гимны Заратуштры. Гат всего 5 и они входят в Ясны. Все Гаты в Ясне, но не вся Ясна - это Гаты. Ясна Семи Глав – это не Гаты, они лишь обрамляют ее. Когда я сказал Мадам Мехер Мусс, что Ясна Семи Глав - это самое центральное и значимое в Авесте, то она сказала, что я не прав, Гаты более крутые и значимые, а Ясна Семи Глав – это отдельная вставка.

Если непрерывно читать Гаты, то можно что-либо себе попортить. Например, у беременных можно спровоцировать выкидыш. Я сам думаю, что это - центральная часть молитв самая ключевая, мощная и энергичная, значительная. Хотя зороастрийцы хитрецы, у них в Ясне Семи Глав - восемь глав (35-42), но Авеста изобилует такими парадоксами.

После Семиглава снова идут Гаты – Уштаваити Гата (43-46), Спентаманью Гата (47-50), 51 глава – это Гата Вохухшатра. 52 глава отдельная вставка, не имеет отношения к Гатам и 53 глава Вохиштоити Гата. Далее молитвы идут по нисходящей, среди них Атар Нийяйш, он из Ясны. Также там Ардвисур Нийяйш.
Ясны на русском языке отсутствуют, есть отдельные переводы. Я брался за перевод, но сегодня переведено где-то 2/3. Стеблин Каменский переводил Гаты (издание 2007 года). Но его перевод невозможно читать.

gatyy_zaratashtru.jpg

Гаты заратуштры. И.М.Стеблин-Каменский, 2009
скачать_ читать

В первом Хормазд Яште есть перечисление имен Ахура Мазды. Если со всеми именами более-менее все разобрались, то первое его имя во всех изданиях разное. Уже в пехлевийской литературе более поздней оно стабильно имеет место.
Денкард, Бундахишн, Затспарам и другие содержат много отсылок и на накшатры [стоянки луны - прим. ред.], звезды и многое другое. Это уже эзотерика, а я говорю об экзотерике, о некой основе, без которой невозможна никакая религия. Если вы не построили здание, то и жить вам негде, какие бы благие мысли вас не посещали.

Экзотерика это непосредственно основные кирпичи на которых строится фундамент, в который уже потом можно дополнять эзотерику. Не наоборот! Это большая ошибка нашей школы, что мы изучали вначале эзотерику, не изучив основы экзотерики. Хотя это можно понять и объяснить. Всем нам хотелось постичь скрытое, остренькое. После многих лет информационного голода - нас можно понять.

далее -

  • Ясна Семи Глав. Комментарии Михаила Чистякова
  • Разделы