Волхвы, пришедшие к Христу, кто они? Критические ошибки.

Submitted by Ramyar on


Что делать с тобою, странное подношенье?
Зажгу свечу за окнами из цветной бумаги.
Не сулишь ли ты мне радости рожденье?
Не близки ли короли-маги?
Ты - легкий, разноцветный и прозрачный,
И блестишь, когда я огонь в тебе зажигаю.
Без огня ты - картонный и мрачный:
Верно ли я твой намек понимаю?
~
Михаил Кузмин. "Картонный домик". 1906




Сегодня я сделаю разбор одной небольшой статьи, перекочевавшей из изданной в 1997 году книги Живой Огонь, написанной П. П. Глобой под впечатлением от прилета кометы C/1996 B2 Хиякутаке (Hyakutake) в марте 1996 года. Судя по изображенному на обложке персонажу, простирающему руку с огненным шаром, по форме напоминающим изображение кометы, она иллюстрирует нижеследующую тематику. При всем уважении как к автору публикации, так и христианству, я попытаюсь объяснить почему праздновать рождество, является, естественно, не грехом, но действием для зороастрийца очень странным.
Итак, первый фрагмент, который я хотел бы разбирать.
"Как известно из Евангелия от Матфея, а также из апокрифической литературы и христианских преданий, первыми о рождении Спасителя узнали персидские маги - волхвы, пришедшие с востока поклониться «Царю Иудейскому». Комета, которая «шла перед ними», привела их в Вифлеем непосредственно к тому месту, где родился Христос. Сбылось пророчество Эритрейской сивиллы:
«Чада рожденье земле принесло великую радость,
Возвеселился и в небе Престол, и мир — в ликованье.
Маги воздали честь звезде, невиданной прежде,
И, уверовав в Бога, Лежащего в яслях узрели»."- ну, во-первых: я как человек, который не один год исповедовал христианство и читал в том числе и апокрифы, не помню чтобы в каком-то из источников волхвы прямо назывались зороастрийскими жрецами. Но, даже, если такое и найти, то с чего бы верить написанному? Где реальные доказательства того, что они ими были и были ли вообще. Что касается пророчества. Опять же - я не смог найти ни одного адекватного материала (с теми же переводами), где реально был бы этот отрывок. Опять же, как человек, который не специалист в этой теме, то я признаю, что возможно он и есть. Однако, я хочу чтобы вы подумали вот над чем - первое и самое главное это то что часть из этих стихов признана фальсификацией. Ну и второе, что христианские деятели могли вполне спокойно искать оправдания Иисуса в каких-то древних источниках и просто их подстроить. Собственно, в жизни масса таких историй, когда всякие псведо гуру и их последователи начинали видеть где-то исполнения его пророчеств.
"Сбылись не только пророчества Сивиллы из Эритреи — исполнилось древнее предсказание самого Заратуштры, и оправдались надежды и чаянья зороастрийского духовенства, уже давно ожидавшего прихода Спасителя. Иудейская и раннехристианская литература, много позаимствовавшая из зороастрийской эсхатологии, сохранила прямые указания на взаимосвязь и даже преемственность между зороастризмом и христианством. Так, в апокрифическом Арабском Евангелии детства Иисуса говорится: «Когда Иисус, Господь наш, родился в Вифлееме, в Иудее, во времена царя Ирода, пришли с востока маги в Иерусалим, как предсказано было Заратуштрой»." - собственно когда речь об этом заходит, то обычно люди скидывают либо откровенные байки, либо откровенно сомнительные тексты. Вот, когда вы мне покажите подобные пророчества из Авесты, ну или какого-нибудь Бундахишна и прочего Предания - вот тогда и поговорим.

"Даже в средние века христианские богословы, особенно сирийских и армянских церквей, еще помнили о духовной связи, соединяющей древнюю религию Заратуштры и молодую религию Христа. В «Сжатой истории династий» Бар-Эбрея, яковитского епископа XIII в. мы находим подтверждение словам Арабского Евангелия детства Иисуса: «В то время жил Зородашт, учитель секты магов... Он говорил персам о пришествии Христа и наказывал им принести ему дары. Он возвестил им: в последние времена дева во чреве приимет, и когда младенец родится, явится звезда, которая вспыхнет днем, а в середине ее видна будет дева. Вы же, дети мои, прежде всех народов узнаете о рождении его. И как увидите ту звезду, идите за ней, куда она вас поведет, и принесите младенцу свои дары. Ибо младенец тот — «Слово», которое небо основало». В этом свидетельстве Заратуштра предстает как мессианский пророк, предвосхищающий пришествие Сына Божьего." - как я и сказал выше - ссылка на сомнительный текст 13 века, который не имеет никого отношения к богословской зороастрийской литературе и абсолютно на нее не ссылающися.

"Еще более определенно говорит о христианстве, как о продолжении и развитии учения Заратуштры, сирийско-несторианский митрополит Мар-Соломон, также живший в XIII в. В книге мистерий «Пчела» он дает достаточно подробное описание предсказания Заратуштры относительно рождения Христа, причем эти две исключительных личности в данном свидетельстве сливаются в единое целое, некое первородное существо, зачатое через «Слово» Творца всего, что есть:
«Предсказание Зарадошта о нашем Господе: когда он сидел у колодца в Хорине, говорил своим ученикам: Слушайте, дети мои возлюбленные, вам открою тайну великого царя, который придет в мир в конце времен. Дева зачнет и родит сына. И люди той страны будут бороться с ним, чтобы его уничтожить, но не удастся. Тогда его схватят и пригвоздят к деревянному кресту. И небо и земля будут скорбеть о нем, и поколения народов будут плакать о нем. Он сойдет в глубины земли и из глубины вознесется на небо. Тогда придет он с воинст-вом света и приблизится на белых облаках, ибо он есть дитя, которое было зачато че-рез «Слово» творца всего, что есть... Моего рода будет он. Я есмь он и он есть я. Он во мне и я в нем. И когда он придет, великие знамения явятся на небе, а его сияние пре-взойдет сияние неба... Вам же надлежит бдеть и помнить, что я вам сказал, и ждать исполнения предсказания. Ведь вам первым предстоит узреть пришествие этого велико-го царя. И когда взойдет та звезда, пошлите посольство, чтобы принести дары и поклониться ему... И я и он — мы одно»." - ну, подобное является уже откровенной байкой про которую вы не найдёте ни одного подтверждения, если будете искать. И опять же- какие истории об том, что мол говорил Заратуштра, без каких либо ссылок на собственно аутентичные источники.

"Подобные свидетельства христианских богословов могли бы показаться сомнительными и даже безосновательными, если бы они не имели подтверждения в письменной зороастрийской традиции. Согласно авестийской эсхатологии, известной нам по «Бундахишну», «Бахман-яшту», «Ривайяту» и другим зороастрийским текстам, после Заратуштры в мир должны последовательно прийти три Спасителя — Хушедар («Растящий истину»), Хушедар-мах («Растящий почитание») и Саошьянт («Воплотивший истину»). С приходом Саошьянта — последнего Спасителя наступит Фрашегирд — Страшный Суд, произойдет воскрешение умерших и очищение мира от скверны греха во вселенском пламени. Затем мир будет восстановлен, и люди обретут новое нетленное тело — эти представления впоследствии нашли отражение в христианской концепции о светопреставлении." - Действительно, концепции странные и попытки привести для их подтверждения зороастрийскую идею о трех спасителях сомнительна. Во-первых, потому что она появляется в средние века и в Авесте про них нет ни слова, например в Фравардин Яште, а тем более в Гатах, которые в рамках современного зороастризма, является самой авторитетной частью и являются цензом для всей традиции. Соответственно Бундахишн, как и Риваяты являются представителями того самого средневекового Предания, которое их уже отражало. Что касается Вахман Яшта, который здесь упоминается, то это не про те его остатки, которые сохранились в Хормазд Яште, а подделку 13 века, которая имела схожее название и Ансельмом при его переводах была спутана с авестийским Яштом. Так же давайте разберем соответствие Иисуса идее о трех мессиях с точки зрения логики, если предположить, что это концепция верна. Согласно ей мир должен существовать 12000 лет. Соответственно не считая первого периода в 3000 лет, каждые другие должно было приходить по мессии. Соответственно к какому из них относится Иисус- либо первому, либо второму, так как последний должен совершить с помощью Бога преображение мира. Соответственно возникает такой спорный момент- если Иисус второй, то где первый? Кто он? И если его найти, то точно ли от его пришествия прошло 3000 лет. Если Иисус первый, то тоже получается, что Он как-то запоздал. Да и кто будет после Него? Да и как так получается, что мессия вырос из среды, которая не имела никакого отношения к зороастризму, да ещё и основал новую религию. Как это соответствует тому, что Авеста говорит, что есть один путь- путь правды, а остальные пути беспутье. Или зороастрийскому высказыванию из наставления о том, что тот, кто хочет почитать все религии- не почитает ни одной. Кстати, это высвечивает еще одно противоречие людей, которые придерживаются концепции того, что Иисус это Саошьянт. То есть, для обоснования Его как Спасителя вы пользуетесь Преданием, но другие его части, которые говорят об недопустимости почитания других решений (а Иисус это другая религия и духовная традиция) вы предпочитаете не видеть.

"Первыми, кто узнал в младенце Иисусе Христа - Спасителя, были персидские маги — представители зороастрийского жречества, которые лучше, чем кто-либо другой знали, где и когда должен был родиться Спаситель." - Соответственно из всего вышесказанного я еще раз спрашиваю- где доказательства?

"В силу исторически сложившихся обстоятельств христианство, ставшее государственной религией Римской империи — главного политического соперника персидских царских династий, не могло быть принято зороастрийским духовенством Империи Сасанидов, как дочерняя по отношению к зороастризму религия. Возможно, именно в этом и была непоправимая ошибка верховных жрецов зороастризма — древнейшей монотеистической религии, которая уже через несколько столетий после принятия всем языческим миром христианства пала под мощными ударами молодого ислама." - ещё раз спрашиваю- как это клеится со словами про правду из Авесты и религии из Предания. Более того, если религия пала, то есть умерла, то что в ней тогда делает уважаемый (сказано без сарказма и иронии) зороастриец, который написал эту статью. Более того, а на сколько правильно верующему говорить о том, что его религия пала, умерла и проиграла. Кстати, а разве неприятие христианства возникло не после благополучного забития ими и правительством на просьбы и возмущения зороастрийцев по поводу погребения трупов в земле. Или после нескольких разрушений и осквернений зороастрийских храмов. Ну, это так, к слову.

"К сожалению, следует признать, что ко времени падения Империи Сасанидов зороастризм уже выродился, но за шесть столетий до этого печального события дела обстояли совершенно иначе, и представители зороастрийского духовенства могли признать рождение Сына Божьего в ином народе, кроме персидского. Вне всякого сомнения, те маги, которые пришли поклониться младенцу Христу, видели в нем долгожданного Хушедара («Растящего истину») — первого из трех Спасителей, которые должны были прийти после Заратуштры и принести новое религиозное откровение." - опять же, не буду повторять все сказанное выше, но хочу оговориться об одном. Если до сасанидов [При парфянах - прим ред.] зороастризм был на подъёме и велик, то почему никто из всего сообщества кроме трех священников не смог разглядеть мессию. И почему тогда его почитание, то есть Иисуса не стало общепринятой зороастрийской нормой?

"Согласно авестийской мифологии, все последующие за Заратуштрой Спасители будут его сыновьями, рожденными от богоизбранных дев, которые должны войти в священное озеро Кансава, в котором Заратуштра оставил свое семя. В связи с этим вспоминаются слова христианского богослова Мар-Соломона, которые он вкладывает в уста Заратуштры, говорящего о Христе: «Моего рода будет он». Эти слова вполне укладываются в зороастрийскую концепцию рождения Спасителей-Саошьянтов и тем самым приобретают особую значимость. Безусловно, не следует понимать буквально то, что семя Заратуштры находится в озере, и что вошедшая в это озеро девственница должна непременно стать матерью божественного ребенка, коему предназначено спасти человечество. Карл Густав Юнг, применяя метод аналитической психологии, убедительно доказал, что мифические озера, ручьи, моря и прочие водоемы, порождающие в своих глубинах божественную жизнь, являются архетипическим символом океана бессознательного, в недрах которого зарождается самость. Погружение в священный водоем непорочной девы (во всех религиозных традициях являющейся матерью богочеловека) и рождение предвечного младенца является, как макрокосмическим символом рождения мира из темных вод хаоса, так и микрокосмическим символом пробуждения божественного света в неотягощенной грехом душе, погрузившейся в океан бессознательного. Те Спасители, которые должны прийти в мир вслед за Заратуштрой, будут, конечно же, его духовными наследниками, но не его сыновьями в физическом смысле." - ортодоксия в своих работах понимает историю про озеро и сыновей буквально. И это точка. [Ветхозаветное понимание бессмертия рода праведника на земле и не предполагает личного бессмертия, но жизнь его потомков в силу верности соблюдения договора с Господом- прим ред.] Вы можете называть это примитивом, но нам все равно. Более того, если Иисус это мессия от Бога, то почему христианство находится в глубоком разделение с зороастризмом? Разве Бог и Писание, которое все пропитано духом сообщности может допускать такое? Ну и да, если Иисус был сотворен от Бога и шел прямо от Ахура-Мазды, то почему этих знаний нет в христианской Церкви?

Ну и дальше статья заканчивается астрологическими расчётами и прочей подобной историей. Разбирать соответствие современной, в том числе «авестийской» астрологии реально той, которая при ней тогда существовала мы не будем.
В заключение хотелось бы сказать, что основные тезисы я разобрал, ну а выводы делайте сами. К сожалению с подобными заблуждениями спорить очень трудно, так как они в большей степени строятся не на отрывках, которые не правильно понимаются, а замечательных историях. То есть, эти люди не перетолковывают писания, а придумывают себе новые. Поэтому весь разбор и опровержения этого на примере логики и выявления их противоречия действительно писаниям и оригинальным источникам сводится к вопросу- ну и что вы еще придумаете нового? Так же в добавок хочется сказать автору этой статьи то, что я знаю, что вы обидетесь. Я говорю лишь правду, которую поручает мне религия, и о которой вы мне сами говорили.
Глеб Мазницын
январь 2023


От редакции. Всю апокрифическую несуразицу, царившую в первые века становления молодого христианства мы можем с большим успехом списать на политические коллизии крупнейших в истории империй - Римской и Парфянской, а затем выросших на их основании Византийской и Сасанидской с сохранением борьбы за мировое господство. Крошечными фрагментами в истории борьбы идей промелькнули истории посольства Абгара V, (в рус. трансктипции - Авгаря) царя Осроены из Эдессы в Иерусалим, написание им писем лично Христу, обретение нерукотворного Абгарского образа (его списки, известные под названием Спаса нерукотворного украшали вышитые военные стяги московских князей), сама история царя с преемственностью от арташесидов, описанная Мовсесом Хоренаци и получившая подтверждение раскопками усыпальницы Абгара V с титулатурой первого христианского государя. Письма же его, как и адресованные Цезарю и Парфянскому царю обнаруживаются Евсевием Кессарийским в IV веке и были признанными позднейшими, IV века, апокрифическими свидетельствами, к ним относятся и письма Абгара непосредственно Христу с просьбой об исцелении и его ответ с обещанием прислать одного из апостолов после Воскресения. Общая нетерпимость сасанидской династии по отношению к наследию парфян, сложные политические противоречия с Римом и Византией, захват святынь в царскую сокровищницу и пленение Епископа Иерусалимского, динамичные повороты исторических развилок, политических потрясений, тяжелейшая война с императором Византии Ираклием, вызовы реальной политики и драматическое падение империй, обескровленных войной - все это изгладило остроту мессианских ожиданий позднепарфянского периода. Вероятный след политики сасанидов в Йемене, войны Хосрова Аноширвана с абиссинцами за власть над страной легендарной царицы Савской, поставщиком ладана и смирны в конце 6 века, влиял на состав, количество и цвет кожи гостей с востока в ранних христианских преданиях - вплоть до окончательно сложившегося средневекового канона Беды Достопочтенного, ставшего мировым культурным достоянием. (см. также - Желтова Е. В. Античная традиция о персидских магах.- СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011.-144с. ISBN 978-5-288-05202-б)

Но удивительно не это, а то, как сквозь тысячелетия почитание Бога в форме Святого Света сохранилось сквозь тысячелетия в таких непохожих течениях, как ишракизм, основа современной исламской философии Ирана [См. пассаж о зажигании Светов один от другого наподобие светильников в описании Книги Джамаспа 5-7, цитаты этого положения в описании Света Светов Ас-Сукраварди и ранее у Аш-Шахрастани - прим. ред.] и православное христианство [богословие Дионисия Ареопагита - прим. ред.], в котором богопочитание проявляется и в ежегодном ожидании схождения Благодатного огня на Пасху в Храме Гроба Господня - традиции, собирающей тысячи паломников, и привозимой в далекую Россию Фондом Св. Андрея Первозванного частицы Святого света, совершенно чуждой христианству в его традиционном понимании, но такой всеобъемлющей и родной, вызывающее восторг, умиление и восхищение и трепет в русле традиционной маздаясны. Это неизбежно наводит на мысль, что Российская Империя является наследницей не Византии, с ее западноевропейской цивилизацией, а персидской империи, как географически и культурно себе более близкой, перенимая эстафету несения Огня и Света миру через расстояния и эпохи. И мы обретем ее такой - полной подлинной красоты, величия, справедливости и изобилия!

vk.com comments

VK comments block