О собаке

Опубликовано star72 -

sobaka.jpg

В зороастрийской традиции собака - второе после человека по святости существо. К ней относились очень почтительно и бережно. Нельзя было плохо кормить собак и наказывать их. Давать собаке не раздробленные кости или слишком горячую пищу считалось тяжкий грехом. Взгляд собаки, по мнению зороастрийцев, отвращал нечистую силу: «Собака своим взглядом изгоняет дэва смерти и трупной скверны - насу», - говорится в «Авесте». Она «является разрушителем такого демона, как жадность из тех, что в природе человека и животных. Лаем она разрушает сборище всех непослушных,..., уничтожает боль» («Бундахишн», гл. 19).
К собакам приравниваются и другие ахуровские животные. В «Бундахишне» (гл. 14) выделено 10 видов собак: пастушеская, деревенская (та, что защищает дома), ищейка, тонкая собака, водяной бобр («водяная собака»), лиса, фараонова мышь (ихневмон), еж («колючая спина»), дикобраз и виверра. Из них два вида привычны к норам (лиса и фараонова мышь); дикобраз и еле — к лесной чаще.

О собаке говорится, что «вовне от звездной станции, вдали от направления на Хапто-ринг, ей было дано продвинуться на ступень дальше, чем людям, благодаря тому, что она - защитница овцы и как бы связующее звено между овцами и людьми». И собака нарочно приспособлена для этого, так как в сравнении с человеком ей дано больше на три вида преимуществ: она имеет собственную обувь, собственную одежду и может путешествовать повсюду, не прилагая волевых усилий. Благодаря полезным качествам собаки «ей предоставлена часть самых нижних градаций рая, более удаленная от обитаемого демонами севера, чем та, что предназначена для людей, чьи заслуги не дают им права достичь высших градаций рая».
Особое внимание в древних источниках уделяется кормлению собак. В «Авесте» сказано, что «в эпой плотской жизни... из созданий Святого Духа быстрее всего стареют те собаки, которых оставляют без еды возле едящих, видящие, но не получающие». Чтобы этого не происходило преждевременно, рекомендуется давать «молоко и жир с мясом - положенную собаке пищу». Кормление собак, в том числе ритуальное, имеет в зороастризме большое значение: данная собаке пища предназначается для душ умерших родственников и близких; время кормления собаки — сразу после восхода Солнца - принадлежит Фравашам. У современных зороастрийцев обычная порция собаки - хлеб, разломанный на три части. Собака должна быть накормленной первой, до того, как кто-либо прикоснется к ритуально чистой пище.
О назначении собаки Ахура Мазда говорит Заратуштре: «Собаку создал, о Заратуштра, я - Ахура Мазда, одетую в свою одежду, обутую, бодрствующую, получающую долю мужа для охраны мири. Так я, Ахура Мазда, собаку предназначил быть сторожем от племени туранского, покуда стоит твердыня истины, покуда стоит мир». Отмечается, что не стояли бы прочно дома на земле, созданной Ахурой, если бы не было собаки, «стерегущей скот и стерегущей дом».

Историческая справка

Самыми древними считаются кавказские и среднеазиатские овчарки. Лайкообразные собаки были распространены 2,5-3 тыс. лег назад в Евразии и Северной Америке, а также на востоке - в Манчжурии, на Сахалине, Японских островах; гончие - в лесостепях и степях Азии, на юге Европы.
В Лувре хранится серебряный кубок с изображением собаки, датируемый 2 тыс. лет до н. э., найденный в северном Афганистане (на рисунке - именно эта первая собака).
Родиной борзых считается Аравийский полуостров. В глубокой древности борзые существовали в Малой Азии и Иране. Догообразные, тибегские пастушеские собаки - на Тибете и Гималаях, в Монголии, Месопотамии, Средней и Передней Азии.
Первые собаки, напоминавшие спаниелей, появились в Азии, во дворцах китайских императоров (карликовые собаки с укороченной мордой). Они использовались в ритуальных целях. В Европу проникновение гончеобразных, борзых и догообразных собак началось за 1 тыс. лет до н. э.
В V в. и. э., после падения Римской Империи, собака превратилась в «отвергнутого Богом зверя», стала презираемой и гонимой. В то время появилось много бездомных и одичавших собак.
В Х в. собаки снова привлекают к себе внимание. Охота с собаками у знати превратилась в своеобразный рыцарский спорт, особенно охотой с гончими увлекались феодалы Франции. Аристократы держали борзых, гончих и крупных догообразных собак, у простолюдинов были пастушьи собаки. Охотились с собаками не только на диких животных, но и на птиц, на которых ходили с ловчими соколами, а собаки использовались, чтобы спугнуть добычу, так как соколы не бьют птицу, сидящую на земле. В средние века охота на птицу с сетью была развита в Испании. Лучшими птичьими гончими считались спаниели, завезенные из Передней Азии.
Пуделеобразные собаки были известны еще в античные времена.
На Руси долгое время основной и единственной породой были лайки, но к VII-VIII вв. сюда проникли с юго-востока борзые и гончие. Псовая охота также процветала в России. Любили поохотиться с борзыми и гончими Петр I и его дочь Елизавета Петровна.
С середины XVIII в. в Европе началось выведение новых пород собак. В конце XIX в. на основе старых пород были выведены новые для службы в армии и полиции. Среди них - немецкая овчарка (ее создатель -- Макс фон Стефаниц).

Сейчас в мире существует около 400 пород собак.
У зороастрийцев наиболее благими считались собаки с острыми ушами и пушистым хвостом, похожие на лайку, немецкую овчарку и колли. Также вы¬деляли собак, похожих на ротвейлера. Их отличали большая физическая выносливость, смелость, решительность, острый нюх и преданность человеку.

О собаке из "Видевдата"
Фархард 13, 39-49

"Собаку, о Спитама Заратуштра, я, Ахура Мазда, сделал отроду одетой и обутой, чуткой, бессонной и острозубой, рожденной, чтобы брать у человека пищу и стеречь его имущество. Я, Ахура Мазда, сделал собаку сильной телом против злодеев и бдительной к вашему добру, когда она в здравом уме.
И кто бы ни пробудился от ее голоса, ни вор, ни волк ничего не похитят из его дома, прежде чем он будет предупрежден; волк будет поражен и разорван на куски, он будет изгнан, он убежит прочь".
О, Создатель материального мира, ты Святой Единый! Какой из двух волков заслуживает того, чтобы быть убитым, тот, который рожден от кобели волчицы, или тот, который рожден от суки и волка? Ахура Мазда отвечал: "Из этих двух волков тот, который рожден от кобеля и волчицы, заслуживает быть убитым, чем тот, который рожден от суки и волка.
Ибо существуют собаки, рожденные от кобеля и волчицы, которые нападают на собаку пастуха, на домашнюю собаку, на собаку Воху-Назга, на дрессированную собаку и разрушают загоны для скота: такие собаки рождаются как более злобные, более кровожадные, более способные к разрушению загонов, чем другие собаки.
И существуют волки, рожденные от кобеля и волчицы, которые нападают на собаку пастуха, на домашнюю собаку, на собаку Воху-Назга, на дрессированную собаку и разрушают загоны для скота: такие волки рождаются как более злобные, более кровожадные, более способные к разрушению загонов, чем любые другие волки.
Собака имеет характер восьми различного рода людей: она имеет характер жреца, она имеет характер воина, она имеет характер земледельца, она имеет характер бродячего певца, она имеет характер вора, она имеет характер дикого зверя, она имеет характер куртизанки и она имеет характер ребенка.
Она питается бросовой пищей, как жрец, она благородная, как жрец, она легко удовлетворяется, подобно жрецу, она хочет лишь маленький кусочек хлеба, в этом она похожа на жреца. Она выступает впереди, подобно воину, она сражается за благодетельную корову, подобно воину, она первой выходит из дома, как воин, в этих вещах она подобна воину.
Она легко настораживается и засыпает подобно земледельцу, она первой выходит из дома и возвращается последней, как и он, в этих делах она похожа на земледельца.
Она поет, как бродячий певец, она назойлива, как бродячий певец, в этих делах она подобна бродячему певцу.
Она любит темноту, как вор, она рыщет в темноте, подобно вору, она бесстыдный едок, как и вор, она вероломный сторож, как и он, (если ей доверить что-нибудь съедобное, она съест его), в делах она напоминает вора.
Она любит темноту, как дикий зверь, она бесстыдный едок, как дикий зверь, она неверный сторож, вроде дикого зверя, в этих делах она подобна дикому зверю.
Она поет, как куртизанка, она назойлива, как куртизанка, она гуляет вдоль дороги, подобно куртизанке, она тощая, как куртизанка, она бедна, как куртизанка, в этих вещах она походит на куртизанку.
Она любит спать, как ребенок, она боязлива, подобно ребенку, она полна озорства, как ребенок, она ходит на четырех, подобно ребенку, в этих вещах она напоминает ребенка.
Если эти две мои собаки, собака пастуха и домашняя собака, проходят мимо дома любого из моих правоверных, пусть они никогда не остерегаются его. Ибо ни один дом не мог бы существовать на этой земле, сделанной Ахурой, если бы не эти две мои собаки, собака пастуха и домашняя собака".

авторская редакция Ольга Чистякова