2009
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ЗАРАТУШТРЫ СТРЕМЯТСЯ К ОБЪЕДИНЕНИЮ
Гости из Тегерана в Москве
В июле 2009 г. в Россию приезжал мобедан мобед из Ирана доктор Ардашир Хоршидиан с родственниками. Он успешно сочетает в своей деятельности работу в области медицины и религиозную практику, возглавляет зороастрийскую общину в Тегеране и выпустил уже несколько книг по истории религии последователей Заратуштры. Встреча иранских гостей с руководителем зорострийского движения в странах СНГ Павлом Павловичем Глобой и его учениками состоялась в офисе Авестийского общества «Арктида» в Москве. Организатором приезда мобеда в Россию был Владимир Олегович Погудин.
Владимир Олегович Погудин (далее – В.О.П.): У нас в России уже давно ведется работа по изучению и развитию зороастризма. Нам интересно, как это организовано в Иране. Расскажите, пожалуйста, о работе и жизни Тегеранской зороастрийской общины.
Ардашир Хоршидиан (далее – А.Х.): До того как арабы завоевали Персию, она имела территорию, в пять раз превышающую территорию современного Ирана. С приходом мусульман страна распалась и Иран стал меньше. Там, где сейчас расположены Сирия, Ирак, Ливан и другие страны, ранее была территория Ирана. После Туркманчайского мирного соглашения (1828 г.), около 200 лет назад, Иран стал меньше еще в 2 раза. Армения, Таджикистан, Афганистан и другие страны отделились. В тотпериод зороастрийцы оказались в очень трудном положении, их притесняли и убивали. В последующем их положение еще более осложнилось. Территория распространения зороастризма сократилась только до Йезда и Кермана. По закону тех времен зороастрийцы могли жить только за пределами городов, т.е. в сельской местности.
А сейчас у зороастрийцев Ирана есть свои права, они могут законно следовать своему учению. Их положение значительно улучшилось по сравнению с тем, что было до сих пор. Если зороастриец уезжает жить за границу, то он может забрать с собой всю семью, у нас теперь есть и такое право. Если же кто-то из зороастрийцев принимает ислам, то его близкие родственники из-за этого не разрывают с ним отношений. Только могут возникнуть некоторые проблемы при устройстве на определенную работу, а в целом сейчас нет никаких притеснений. Я врач-офтальмолог, и на моей работе никак не сказывается то, что я зороастриец.
Как правило, зороастрийцы имеют хорошее образование, заканчивают высшие учебные заведения, занимают ответственные посты на государственной службе Ирана, который сейчас предпринимает широкие шаги по пути демократизации. Россия нас в этом опережает лет на 100, но мы тоже идем по этому пути.
Очень важно объединить современных зороастрийцев, и в этом направлении многое делается. Все народы, мужчины и женщины, равны между собой, необходимо, чтобы их права соблюдались в полной мере. Именно зороастрийцы более 2000 лет назад изложили на бумаге права человека, если можно так сказать. Еще тогда в Гатах Заратуштры были изложены основные постулаты взаимоотношений между людьми. Там говорится о нормах добра для человека. Сейчас иранцы, не само государство,а жители Ирана, проявляют очень большой интерес к зороастризму, который связан с их историей, с их древними корнями. Я рад, что в России тоже есть люди, организованно изучающие зороастризм. Мне, в свою очередь, интересно узнать о них.
В.О.П.: Первые зороастрийские организации в России организовывал именно Павел Павлович Глоба.
А.Х.: Очень хорошо! Сколько сейчас человек объединены в зороастрийские общины?
Павел Павлович Глоба (далее П.П.Г.): На этот вопрос сложно ответить точно. Дело в том, что на данный момент существует только одна официально зарегистрированная Зороастрийская община в Санкт Петербурге. В Москве Зороастрийская община тоже была вполне официально зарегистрирована в 1997 г., но в дальнейшем ее деятельность была приостановлена в виду изменения законов. Сейчас требуется ее перерегистрация. Зороастрийская община Санкт-Петербурга перечислена в официальном справочнике по религиям, также после нее там есть и московская община. Все свидетельства о регистрации есть, все в порядке. Если брать в целом Россию, Беларусь, Украину и Казахстан, где мне приходилось рассказывать о сути зороастризма, то всего будет 2–3 тыс. человек. А если говорить и о тех, кто еще не связал свою жизнь с зороастризмом, но проявляет интерес, то тогда это 5–6 тыс. человек. Это реальная и даже заниженная цифра.
А.Х.: Издаются ли книги, журналы по зороастризму?
Гости из Ирана знакомятся с зороастрийским журналом «Митра»
Галина Николаевна Соколова (далее – Г.Н.С.): С 1997 г. мы выпускаем единственный пока в России зороастрийский журнал «Митра», в котором представлен большой объем информации об истории зороастризма, о его развитии, современном положении дел. В тематику журнала входят разделы, посвященные религии, истории, философии, астрологии и культуре. Распространяется журнал в России (Москва, Санкт-Петербург, Пермь), Беларуси, Украине. Мы налаживаем взаимосвязи с Казахстаном, Болгарией, Индией. Задача журнала – сплотить все зороастрийские группы, общины на данной территории.
А.Х.: К кому в Иране попадает этот журнал?
Г.Н.С.: К Камрану Лориану, который несколько раз приезжал в Россию, встречался здесь со многими зороастрийцами. Все его беседы, выступления опубликованы в нашем журнале.
А.Х.: Я возглавляю общину зороастрийцев в Тегеране и очень рад нашей встрече. Надеюсь, что наши контакты с зороастрийцами Санкт-Петербурга и Москвы станут более тесными.
П.П.Г.: Есть ли в Иране сейчас более старые книги, датированные до Х в., о которых не говорится в общеизвестных списках (на сайтах Интернета и др.), в том числе на пехлеви, среднеперсидском? Это было бы интересно.
А.Х.: С приходом ислама очень много книг было уничтожено… Но у многих последователей зороастризма есть потайные полки… Такие книги у нас есть. До прихода ислама было множество зороастрийской литературы, причем по самым разным областям, например, по медицине, по звездам. Последователи Заратуштры должны знать как минимум две области знаний – философию и науку о звездах. Но со временем большая часть этих книг пропала, была уничтожена. Однако книги, труды, посвященные основным разделам зороастризма, сохранились.
П.П.Г.: Нас в первую очередь интересуют древние трактаты о звездах, книги по медицине. Раньше их было очень много. Сохранились ли они?
А.Х.: В самом Иране, к сожалению, таких трудов очень мало. Ранее большая часть книг хранилась в Персеполе (где была полностью уничтожена Александром Македонским) и Азербайджане (тогда иранском). Что касается Азербайджана, то оттуда все книги позже были вывезены в Грецию.
П.П.Г.: Да, и потом Аристотель занимался плагиатом, выдавая знания тех книг за свои.
А.Х.: Книги, вывезенные в Грецию, оказали большое влияние на греческих ученых. Все труды, связанные с наукой о звездах, о религии зороастризма, сохранились. Из 21 раздела Авесты остались, к сожалению, только пять. Один из разделов – Ясна, в которую входят Гаты, где изложены основные идеи зороастризма. Второй раздел – «Вендидат» («Видевдат»). Он имеет отношение к периоду мидийских магов и связан с 3-м тысячелетием до нашей эры. Третий раздел – «Висперед», четвертый – «Хорде Авеста» и пятый – сама Авеста. Это все, что сохранилось. Есть также интересные, с точки зрения науки и религии, книги, написанные уже после прихода ислама. Они не входят в Авесту, но тем не менее имеют очень большое значение и цену. Это «Бундахишн» и «Динкард». Они есть в иранских библиотеках.
История Ирана и история бывшего Советского Союза очень близки. Как вы знаете, мы все произошли от одного народа. Территория, где появился Заратуштра, называется страной Ариев. Она располагается в южных краях России и северных областях Ирана. Культуры наших двух народов, двух стран взаимосвязаны. Мы надеемся, что это будет и в дальнейшем.
П.П.Г.: Бесспорно, абсолютно! Да, ранее была единая культура Ариев, она породила и иранскую культуру, оказала большое влияние на российскую на заре ее истории, особенно в самом начале становления России.
А.Х.: 4–5 тыс. лет назад население было меньшим, и это был один народ. Разделение началось позднее. В мире существуют три языка, три народа. Первый – представители белой расы, индоевропейцы. У них общий древний корень, язык (санскрит и авестийский, позднее появились романский, латинский). Часть белой расы переместилась на запад, в Европу, а часть – на юг, в Иран и Индию. В этих районах народы стали объединяться в отдельные структуры, занимались сельским хозяйством, скотоводством. Все языки, на которых говорят в Индии, Иране, России, Европе, имеют один корень. Очень многое объединяет и музыку этих народов. У христианской религии много общего с древними религиями – зороастризмом, митраизмом.
П.П.Г.: Нам очень важно послушать человека, который является реальным представителем этой традиции, хранящей преемственность. У нас, к огромному сожалению, данная традиция была прервана. Тем людям, которых Вы здесь видите, пришлось очень нелегко. Приходится восстанавливать традицию буквально с нуля. Ее фактически с 1918 г. здесь не было. Вот информация для справки. В 1916 г. в Санкт-Петербурге была основана Зороастрийская община (анджоман). Ее организовали средне-азиатские и азербайджанские зороастрийцы, в том числе и мой родной дедушка. Он был в числе основоположников той общины. В 1917 г. она должна была получить свидетельство о регистрации, но этому помешала революция. В то время была даже выделена земля под храмы разных религий у Новой Деревни, в Коломягах. За буддийским храмом Калачакры должны были построить зороастрийский храм. Надо добиваться, чтобы нам отдали нашу землю. Буддисты тогда успели построить там свой храм.
А.Х.: Основные общины зороастрийцев сейчас есть только в Иране, Индии. Недавно появилась большая община в США. Основной результат действий зороастрийцев сказывается там, где они проживают. Но для них важно соблюдение прав человека везде, во всем мире, где бы они не жили. С самого зарождения зороастризма и по настоящий момент его последователи уделяли большое внимание культуре, ее развитию. Хотя в Иране зороастрийцев и не так много, но на всей доисламской территории Ирана влияние зороастрийской культуры проявляется и среди суннитов, шиитов, на территории современной Армении, Азербайджана. Деятельность зороастрийцев в первую очередь направлена на распространение добра, культуры, развитие гуманизма. К сожалению, во многих странах существует представление, что при появлении новой религии будут новые разногласия, появится разобщенность в обществе. Все это не имеет никакого отношения к зороастризму. Его последователи, наоборот, развивают дружественные, братские отношения между народами и ни в коем случае никого не принуждают принимать свою религию.
Листая журнал «Митра», г-н Хоршидиан показал собравшимся рисунок, где изображен Заратуштра, и обратил внимание присутствующих на его посох. Он сообщил, что на посохе есть 9 пометок, которые соответствуют 9 принципам зороастризма. Так, например, первый узел – это вера в Ахура Мазду, единого Господа Бога.
Учение Заратуштры очень современно, хотя он излагал свои идеи 4 тыс. лет назад. Основные из них – о правах человека, защите окружающей среды. Все это достаточно актуально и сегодня. Равенство между мужчиной и женщиной, новаторские идеи, празднование гаханбаров, судебная юридическая система – все это способствует объединению всех людей. Последователи других религий думают в первую очередь о себе, а последователи зороастризма думают обо всех народах.
П.П.Г.: Насколько всем известно, в Индии точно, а может быть, и в Иране, зороастрийцы не принимали в зороастризм людей другой веры. У них был отказ от прозелитизма. Считалось, что зороастрийцем можно быть только по рождению. Как обстоят дела с этим сейчас в Иране?
А.Х.: Это не так. Если бы так было, то Заратуштра остался бы один. Как раз вся деятельность Заратуштры была направлена на то, чтобы не силой заставлять людей принимать религию, а добровольно объединяться. Когда Заратуштра первые 10 лет вел борьбу за свои идеи, у него было два пути: либо брать меч и им доказывать свою правоту, либо мирный путь убеждения. Заратуштра выбрал второй путь. Он пошел во дворец царя Виштаспы и там в течение 4 лет вел дискуссии, доказывал свою правоту, правильность своих идей и мыслей. Скорее всего это было в Азербайджане. Потом он перенес свою деятельность в Балх (сегодня это город Мазари-Шериф), где он уже изложил свои законы, по которым люди должны жить. Гаты, гимны, которые сложил Заратуштра, и сегодня являются законом для его последователей в обычной жизни. После того как его религия была принята, последователи Заратуштры стали объединяться в общины, т.е. спустя 14 лет после его откровения появилась первая община, именно тогда впервые возник титул – мобад, означающий человека, который излагает учение, проводит ритуал.
До Заратуштры люди носили одежду из шкур. Ношение тканной одежды означает стремление к миру, а не к войне. Белый цвет одежды последователей Заратуштры показывает их стремление отказаться от войны. Если раньше пояс был как оружие для охоты, то теперь он стал совсем другим символом. Зороастрийский пояс кушти сплетен из 72 белых нитей овечьей шерсти, а внутри он полый. Это есть символ взаимосвязи материального и духовного. Внутреннее пространство скрыто, все знают о его существовании, но никто его не видит. Мы можем увидеть материальный мир, пощупать, а духовное для нас внешне скрыто, но мы знаем о нем. Господь Бог существует во всем, что нас окружает. Последователи Заратуштры видят мир не по отдельности, а целиком. Нет того, что Бог в одном месте, а мы в другом, мы все едины. Каждый находит Бога в себе, не нужно обращать свой взор к Небу, нужно просто услышать и понять себя. Пояс кушти трижды оборачивается вокруг тела, символизируя собой благую мысль, благое слово и благое дело. Четыре узла символизируют собой4 стихии – огонь, землю, воздух и воду.
П.П.Г.: То, о чем Вы говорите, нам очень близко. Я понял, что Вы признаете людей, почитающих Заратуштру, за своих единомышленников. Значит ли это, что Вы считаете, что и в России могут быть такие же зороастрийцы, как и в Иране?
А.Х.: Да, конечно! Быть зороастрийцем – это значит жить и действовать, как зороастриец.
Важно то, чтобы слова не расходилсь с делами, как это часто бывает. Например, в Иране есть такие люди, которые называют себя формально зороастрийцами, но не живут, как зороастрийцы, и таковыми не являются. А вот другие люди, которые живут по зороастрийским законам, не называя себя зороастрийцами, являются таковыми по сути. Зороастрийцем можно стать, только делая добрые дела, никак иначе! Если человек живет по главному зороастрийскому принципу «благая мысль, благое слово, благое дело», уважает других людей, как у нас говорят, «видит в других свет», то он зороастриец.
П.П.Г.: Это хорошо. Но такие люди существуют и в других религиях, а зороастризм – это прежде всего определенная система, в том числе и религиозная традиция. Помимо общих правил, есть и строгое соблюдение религиозного канона. Поэтому у меня есть вопрос: что
сейчас в зороастрийском Иране считают каноном?
А.Х.: Заратуштра пришел и распространял свое учение не только для иранцев, но и для всех народов, для всего мира. Эта религия не имеет отношения к национальности, как, скажем, иудейская религия предназначена только для евреев. Для последователей Заратуштры важно знать, понимать и следовать зороастрийским законам.
П.П.Г.: Дело в том, что здесь все, кроме меня, познакомились с зороастризмом в конце 1980-х гг., примерно 20 лет назад. До этого вообще считалось, что это религия прошлого, она не воспринималась как живая современная традиция. Так исторически сложилось, что первые проповеди зороастризма и первое знакомство с ним у широкой публики состоялось благодаря мне. На мне лежала очень большая ответственность, и я это очень хорошо понимал. Я познакомился с зороастризмом благодаря своему деду. Он, в свою очередь, получил эти знания от своей бабушки, которая была вывезена из Ирана в 1850-е гг. Ее звали Тахмине, она была родом из Тебриза. У нас все-таки была преемственность традиции. Мой дед стал зороастрийцем, приехав в Иран, в Тебриз к своим родственникам в 1912 г., после чего связь с ними была прервана. Естественно, у меня не было возможности поделиться и сравнить мои знания с носителями традиции в Иране. Сейчас мне очень приятно, что все-таки такая связь у нас появилась.
А.Х.: Возможно, мы сможем помочь Вам найти Ваших родственников. А в традиции важно понять суть, не заниматься всякими «-измами».
П.П.Г.: Я хочу акцентировать внимание на другом. Дело в том, что главный принцип «благая мысль, благое слово, благое дело», о котором я узнал от своего деда и про который рассказывал людям (как я узнал впоследствии), отличается от такого же принципа, принятого за основу в других зороастрийских общинах мира. Я поясню, почему. Мои предки из Тебриза исповедовали некий особый вариант зороастризма. Они называли себя последователями последних мидийских магов и зерванитами. Именно зервано-зороастризм и был религией моих предков. Поэтому мне бы очень хотелось узнать, насколько эта традиция близка к современному зороастризму в Иране и насколько мы здесь можем рассчитывать на поддержку и понимание?
А.Х.: Я являюсь последователем Заратуштры, т.е. правильного и чистого зороастризма.
Зерванизм – это не религия, а часть учения. На территории Ариев до Заратуштры было две ветви: митраизм (1) и зерванизм. Это были так называемые «-измы», т.е. представители этих течений образовывали группировки наподобие партийности. Зерван – это время, т.е. последователи зерванизма считали, что время – это Бог, что Время всем управляет. Именно в этом суть зерванизма.
____________________________
1. Митраизм появился позже пророка Заратуштры (прим. – П.П.Г.).
Доктор Хоршидиан поясняет значение зороастрийской символики
П.П.Г.: С этим можно спорить… Это не так. Я знаю традицию зерванизма, она другая. У нашего дорогого гостя неверное представление о зерванизме. Основа зерванизма изложена в 30-й главе Ясны, где говорится о двух первичных началах, Духах-близнецах. И первичен для них сам Зерван, некая праоснова. Зерван – это принцип Абсолюта, непознаваемого, который может проявиться и как время тоже. Это некое начало, исток.
Тот зерванизм, про который Вы говорите, действительно был сектой и он не имеет никакого отношения к зерванизму мидийских магов. Есть два зерванизма. Один – тот, о котором Вы говорите, а другой – зерванизм, к которому принадлежали мои предки, мидийские маги.
А.Х.: В Авесте, в Ясне, говорится, что Зерван – это Бог… Последователи зерванизма считают, что время – это Бог, а зороастрийцы с этим не согласны.
П.П.Г.: Дело в том, что зерваниты считают, что время – это проявление Бога, его ипостась, но не сам Бог.
А.Х.: Мы говорим об одном и том же. Зерванизм в таком понимании – не религия. Каждая
религия имеет своего пророка, а у зерванизма его нет.
П.П.Г.: Я согласен с Вами. Зерванизм – это не религия. Просто зерваниты претендовали на свое толкование учения Заратуштры. Не более того! Они выводили понятие Зервана как непостижимого Абсолюта, первоистока, который породил двух близнецов. Они отделяли Абсолют, Зерван, от Демиурга, Творца этого мира, или Хормазда. Все верования, учения проистекают из некоего истока, Абсолюта.
А.Х.: Те, кто называют Время Богом, не хотят, чтобы мир изменялся. А Заратуштра как раз подчеркивал, что мир необходимо менять… Человек должен стремиться познавать окружающий мир, природу, стараться изменить ее к лучшему… Последователь Заратуштры не должен оставаться в стороне, он должен занимать активную позицию.
Господь уполномачивает людей к созиданию, творчеству, развитию. Мы обращаемся с молитвами к Богу. Бог нам не хозяин, он нам друг. В других религиях человек находится в плену у религии, в своих иллюзиях. А в зороастризме этого нет.
П.П.Г.: Да, мы не свободны в творении, но свободны в выборе, это главное. Мы мыслим одинаково. Весь корень противоречий был только в трактовке 30-й главы Ясны, одной из Гат Заратуштры. Мои предки толковали это так, что Зерван – это непознаваемый Абсолют, из которого произошли и Хормазд, и Ахриман. Он был первоистоком, началом. Говорят, что у Заратуштры не было указаний на зерванизм. Был! В 30-й главе все это есть.
А.Х.: Да, это вполне естественно, что происходит такое разночтение в понимании религии. За 3 тыс. лет было столько войн, перемещений, смешений народа, что все это приводило к этому. Чтоб преодолеть это, и существует первоисточник – слова самого Заратуштры, Гаты, Ясна. Задача священников во все времена – правильно толковать эти слова, идеи, заложенные в религии, сохранить традицию. К счастью, для всех нас Гаты сохранились…
П.П.Г.: Да, мы это тоже, конечно, признаем! И именно в Гатах написано: «В начале было два Духа…». И вот этим началом и является Абсолют, Зерван. Это цитата Гат, это близко и понятно каждому зороастрийцу. Данный момент в понимании и трактовке Гат не послужит препятствием для нашего взаимодействия между российскими и иранскими зороастрийцами в дальнейшем? Для нас это принципиальный вопрос.
Павел Павлович Глоба и Ардашир Хоршидиан на встрече в Москве
А.Х.: Я уверен, что никаких препятствий между нами не будет! Какие могут быть разногласия для зороастрийцев, если для всех нас существует единая книга Гат. Если в христианстве существует множество течений, направлений, то для нас есть только Гаты…
П.П.Г.: Да, для нас это единственный авторитет… Но Гаты можно по-разному трактовать. Ту же 30-ю главу Ясны мои предки толковали иначе, нежели принято сейчас в ортодоксальном современном зороастризме. И в том же христианстве книга одна – Новый Завет, а сколько у нее толкований…
А.Х.: В Авесте, в Гатах изложено все четко, ясно и понятно. Книга одна и толкование у нее
может быть только одно.
П.П.Г.: Это целостная традиция, сохранявшаяся веками. Мои предки исповедовали ее и
в XV в., и в XIХ в. Мы с Вами говорим об одном и том же. Если какие-то разногласия и есть, то они временные и не имеющие принципиального отличия. В сути мы рассуждаем одинаково.
А.Х.: За все время существования религия была единой по своей сути. Тансар, Кирдер и другие священники не создавали новых направлений в зороастризме, не вызывали конфликтов. Все время было одно понимание. 120 поколений прожили с одним толкованием своей религии. Она как была изначально, так и продолжает оставаться таковой до сих пор. Не может быть различных толкований.
П.П.Г.: Спасибо, я знаю это и понимаю. Просто мои предки тоже не создавали другой новой религии, а хранили свою традицию веками.
А.Х.: Задача, которая стоит перед зороастрийцами, ясная и понятная. Для всех нас существует одна религия Авесты. Если там сказано, что это правильно, то никто не скажет, что это не так… Заратуштры сейчас нет с нами, его не спросишь, что и как. Поэтому все мы должны придерживаться единой книги Гат.
П.П.Г.: Все, что сказано в Гатах, бесспорно! Вопрос в том, что конкретно правильно… Мы
должны быть все равными и разными, но придерживаться одних взглядов.
А.Х.: Зороастрийцы, живущие на севере, отличаются от зороастрийцев, живущих в южных краях. При одном шахе был один уклад жизни, при другом строе – другой. Но всегда и везде главные принципы зороастризма сохранялись. Например, захоронения проходили по-разному в разных краях, но главный принцип – неосквернения благих стихий – везде соблюдался. Могут быть отличия в мелочах, в деталях, но в главном зороастрийцы должны быть едины, не следует создавать новых направлений религии.
П.П.Г.: Новых направлений мы не создаем и считаем, что подобное недопустимо ни в коем случае… Мне бы очень хотелось найти своих родственников под Тебризом. Возможно ли это?
А.Х.: Я слышал, что у озера Урмия живет группа зороастрийцев. Но сейчас при опросах в Исламской Республике Иран не спрашивают вероисповедание. Сами о себе открыто зороастрийцы не говорят. Возможно, они боятся притеснения властей…
Встреча последователей Заратуштры в Москве
П.П.Г.: Если когда-нибудь Вы услышите или узнаете, что там есть община, анджоман зороастрийцев, пожалуйста, дайте мне об этом знать. Мне бы очень хотелось восстановить с ними связь. Один раз я был в Иране в 1989 г. Всего полтора дня. На пароме из Астрахани через Каспийское море, но до Тегерана тогда я не доехал.
А.Х.: Теперь приезжайте к нам в гости, мы вместе поедем в Тебриз к озеру Урмия и найдем Ваших родственников.
П.П.Г.: Спасибо! У общинников есть к Вам вопросы.
Сергей Игоревич Плющ (далее – С.И.П.): Вначале я хочу поблагодарить Вас за приезд в Россию. У меня вопрос про понимание зла. Что такое зло? Это только некое представление в голове человека или же какая-то сила, сущность во Вселенной?
П.П.Г.: Существует ли реальная персонификация зла, которая описана в Авесте как Ахриман, Ангроманью? Или же зло – это только результат правильного или неправильного человеческого выбора и не существует как отдельная сущность?
А.Х.: Бог – это Ахура Мазда. Знания – это сущность Бога. Ахура Мазда – это то, что существует во мне, в моем сознании. Все, что создано Господом, создано для человека и имеет положительную сущность. Плохого Бог не создавал. Поэтому все негативное происходит в мире от человека. Добро или недобро – это все мнения самого человека.
С.И.П.: Тогда получается, что все несчастья, зло в мире, все, что происходит не по вине человека, без его участия – все это не имеет отношения к Ахриману?
П.П.Г.: Как же тогда все это сочетается с той же 30-й главой Ясны, где абсолютно четко прописано, что было два (!) Духа, которые выбрали изначально разное. Один выбрал Свет, а другой – Тьму. Пускай это был не Бог и Дьявол. Но Дьявол там тоже изначально прописан, который стал потом Ахриманом. Нельзя свести все это только к человеческой природе. Было два первичных Духа: Спентаман и Ангроман. В 30-й главе Ясне не говорится о человеке. Это было еще до сотворения человека.
А.Х.: Когда появился человек, в его голове появилось разделение на добро и зло… Спентаман – это доброе в мыслях и поступках человека, Ангроман – злое, отрицательное, негативное. Все это в нашем сознании. Знание – это добро, а незнание – это зло. Здесь речь идет о следовании человека по правильному пути. С этими словами священнослужитель обращается к простому народу. Исходя из этого он и объясняет людям, что такое зло и что такое добро.
Зороастрийцы из Ирана в гостях у астрологов Москвы
П.П.Г.: Это выбор человека. По-Вашему, зло относительно, оно только у нас в голове и не может быть абсолютно четко прописано и обозначено как первичный изначальный выбор? Значит, Дьявола, Ахримана, не существует?
А.Х.: Спентаман и Ахриман – только внутри человека. Спентаман – это добрые деяния че- ловека для окружающего мира. Злые дела, войны – это деяния Ахримана, зловредного…
П.П.Г.: Только в «Вендидате» написано, что Ахриман сотворил и то, и это… Как же так? Получается, все это зло человек сотворил? А изначально в самом космогенезисе этого не было? Это очень важно на самом деле.
А.Х.: «Вендидат», Авеста – это другое. Сейчас идет речь о Гатах. Мы, зороастрийцы, и прежде всего должны обращаться к Гатам. Пророк Заратуштра говорит в Гатах, что эти две сущности находятся в человеке. А Авеста написана уже священнослужителями, для того чтобы донести до людей принципы зороастризма. Если я как врач-офтальмолог буду обращаться к коллегам, специалистам, я буду делать это одним способом, а к обычным людям я буду обращаться, как мобед, уже по-другому.
П.П.Г.: Еще вопрос. Вы сказали, что учение состоит из двух частей: религиозной доктрины
и учения о звездах. С религией нам все более- менее понятно. Нас всех здесь прежде всего объединяет астрология, учение о звездах. Нам всем интересно, какое внимание в современном Иране уделяется именно астрологии? Моя прабабушка Тахмине была дочерью астролога и ее род был известен своим занятием астрологией. Это было реально.
А.Х.: Астрология как наука о звездах не является составной частью религии. Я говорил, что зороастрийцы должны знать философию и астрологию, но это не догма. Будучи офтальмологом я хорошо знаю физику, оптику. В целом в Иране астрологию изучают так же, как и во всех других странах. В этом разделе знаний Иран достиг больших успехов. А философия изучается для того, чтобы понимать ход событий, что происходит в мире.
П.П.Г.: Правильно, так и должно быть! Я хочу подытожить нашу встречу. Еще раз приношу благодарность от своего имени и от лица своих учеников за то, что Вы нас посетили, просветили нас в сути понимания зороастризма в Иране. Надеюсь, что у нас будет много времени, чтобы достичь полного понимания. Это только начало нашего сотрудничества.
А.Х.: Я прошу найти хорошего переводчика с персидского, который бы хорошо знал философию, разбирался бы в зороастризме, чтобы помочь перевести на русский язык имеющуюся у нас литературу. В Иране много книг на пехлеви, мы могли бы подготовить много интересной информации. Сейчас у нас ведется работа по разным направлениям. Одно из них – по генетике. Раньше, 80 лет назад, считалось, что у женщины нет яйцеклетки, что она не принимает участия в выработке генетического материала.
Думали, что жизнь зарождается только с помощью мужчин. А в Авесте содержится подтверждение, что у женщины есть яйцеклетка. То есть в глубокой древности зороастрийцы знали об этом. В больнице Аятолла Хомейни была международная конференция генетиков, где был сделан доклад об этом.
Другое направление – наука о звездах. В Авесте этому тоже уделялось большое внимание. Там много говорится о звезде Хали. Эта звезда имеет хвост и обращается вокруг Земли один раз за 8 тыс. лет. В Авесте говорится об этой звезде, которая при царе Хушедарме появилась перед Солнцем и была видна около года. Она перекрывала солнечный свет и температура тогда на Земле достаточно понизилась. Раньше я думал, что такого не может быть. А сейчас наука нашла доказательства, что так и было.
П.П.Г.: Очень интересно! Если эта комета наподобие кометы Хейла-Боппа, тогда она, находясь между Землей и Солнцем, двигалась вместе с Землей.
А.Х.: В Авесте есть очень богатый материал для изучения, исследований. По роду своей деятельности я изучаю глаза людей. В Авесте упоминается, что уже в то время использовался прибор для увеличения изображения, улучшения зрения, т.е. увеличительное стекло. Если в бумаге проделать маленькое отверстие, то через него хорошо будут видеть и близорукие, и дальнозоркие. Именно этот способ применялся во времена написания Авесты.
П.П.Г.: Никогда не слышал об этом. Я учился в медицинском институте, так что мы с Вами отчасти коллеги.
Надежда Бутакова (далее – Н.Б.): Мы слышали, что зороастрийских священников Ирана обучают парсы в Индии. Так ли это?
А.Х.: Необязательно в Индии. Можно получить образование и в Иране. Совет мобедов предоставляет литературу, материалы. Обучающие сдают экзамен и получают звание мобеда. Но для того чтобы получить титул мобедан мобедов или научную степень, необходимо пройти обучение у парсов в Индии в течение 7 лет. Это достаточно высокий уровень. Все зависит от того, какое обучение, для какого уровня.
П.П.Г.: Спасибо Вам большое!