2009 год
17 июля 2008 года Москва
ПГ - Мой дед встречался с моими предками в Иране. Они жили в 2 км от озера… Рядом находился храм огня. Дед говорил, что они потомки мидийских магов, т.е. родом из Мидии, а не Персии. Он говорил, что и язык их отличается от фарси, примерно как украинский от русского.
Камран – Украинский язык, к сожалению, я не знаю так хорошо, как русский (смех).
ПГ - Так что у меня есть преемственность от моего деда. Хотя его тоже мучили сомнения, может ли он называться истинным зороастрийцем. Но когда он приезжал в Иран, его считали за зороастрийца.
Я бы с удовольствием, когда приеду в Иран, посетил бы эти места.
К – Это моя мечта! Я был бы очень рад вашему визиту в Иран и сделаю для Вас все что смогу.
ПГ – Надо будет через Наталью Малахову выяснить, существует ли там в Табризе сейчас какая-нибудь, может незарегистрированная, группа зороастрийцев. Скорее всего среди них есть мои родственники.
К – Я узнавал, сейчас там общины зороастрийцев нет, но мои исследования в этом регионе показали, что там все же есть зороастрийцы. Я хочу провести там праздник церемонию Даргатан (?) у реки Чечез (?). сейчас из-за поездки на Аркаим я пока не смог этого сделать
ПГ – Можно личную просьбу? Если Вы там увидите людей стариков, то спросите у них, не знают ли они человека из России, который приезжал к ним к своим родственникам в 1912 году, 96 лет назад. Он прожил там почти полгода. Его звали Иван Гантимуров.
К Как он выглядел?
ПГ - Так же как я, примерно.
К - Хорошо, конечно, я это узнаю.
ПГ - Благодарю Вас! Быть может, теперь удастся найти моих родственников. А то я до сих пор про них ничего не знаю. Дед у меня умер 30 лет назад.
Камран вручает Глобе подарки – приготовленную хаому, картины Амеша Спентов, нарисованные канадской художницей из Канады Анной Шапиро. Распечатку картин сделал господин Варджаван, которому они очень понравились. Так же Камран дарит портрет Заратуштры, изображенный с аурой исходящих вокруг головы лучей.
Глоба показывает Камрану благословляющий зороастрийский жест (большой палец соединен со средним в кольцо, а указательный над ним направлен вверх).
ПГ – Этому жесту меня в 12 лет научил мой дед. Применяют этот жест зороастрийцы в Иране?
К – да, конечно!
ПГ – Это хорошо! Жаль только зерванизма у вас в Иране нет… Хочу задать Вам один вопрос. Он достаточно щекотливый, но очень принципиальный. Хочу, чтобы этот вопрос был четко поставлен и на него был дан ответ. Этот вопрос в дальнейшем все время будет у нас возникать. Поэтому ответьте, пожалуйста. По зерванизму до сих пор существуют неоднозначные оценки. Поэтому я хочу знать, какое место зерванизм занимает сейчас в зороастризме. Это первое. И второе, вытекающее из первого. Если к зерванизму отношение толерантное, нужно чтобы Вы и глава иранского Анджомана четко высказались в его отношении. Что зерванизм не противоречит учению, что это не ересь и что зерваниты являются зороастрийцами, так же как и все остальные.
К – В прошлый раз мы с Вами уже говорили, что зерванизм един с зороастризмом, что он находится внутри учения зороастризма.
ПГ – Конечно!
К – Да. Зерванизм и зороастризм как корни и его дерево, они не могут быть по отдельности. Главное у зерванитов – миф о времени. Я изучал этот вопрос, во время Заратуштры зерванитов не было.
ПГ - Да, но есть и другие исследования, говорящие, что зерванизм гораздо более древняя традиция, нежели зороастризм.
К -(плохой перевод) … зерванизм считали суеверием… некоторые зарабатывали на этом деньги… При Балаше (второй век, при Сасанидах) с мобеда Адурбада Мараспанда зерванизм и зороастризм стали быть вместе…
ПГ. - Здесь у нас разные точки зрения. Есть много очень компетентных исследований зороастризма, которые показывают, что зерванизм является отражением одной из очень древних религий, которая была задолго до Заратуштры. Есть очень большая разница между ранним и поздним зерванизмом. Мне гораздо ближе ранний зерванизм, который был в Мидии, который исповедовали маги. Именно в их среде он был распространен. В раскопках Аль Батана (?) совершенно четко видны все зерванитские символы. Там же находят таблицы, орнаменты, которые это подтверждают. При Ахеменидах, после Кира при Дарьяуше зерваниты стали под запретом, многие маги были уничтожены. Возродились они позднее только при Аршакидах, (в Парфии) и Сасанидах уже в другом виде с астральным фатализмом. Был разрыв лет 300. Эти неизвестные 300 лет зерванизм то ли был под запретом и выродился в ряд сект мало связанных друг с другом. Поэтому поздний зерванизм уже не тот, он ближе к ереси.
Но вопрос у меня другой. Если мы сейчас в России будем считать себя зороастрийцами и зервнаитами одновременно, для нас это нераздельно. Для меня, для нас ( я этого не скрываю, постоянно об этом пишу и говорю) будет очень важна ваша поддержка иенно этой стороны нашей деятельности. Это самое главное.
К – то что я читал про зервнаизм и то что Вы рассказали про зерванизм – это совсем разное. Я бы очень хотел то, что Вы говорите узнал наш народ в Иране.
ПГ - Я ориентируюсь на первый, ранний зерванизм магов Мидии, а никак не последних зерванитов времен Сасанидов.
К – В современной иранской литературе про этот зерванизм ничего нет. Может быть Вы поможете мне узнать о нем побольше?
ПГ - Я могу Вам предоставить те записи, которые у меня остались от деда в его переводе, который называется «Заман Наме» или «Зерван Намаг». И так и так называется на пехлеви.
К - Мне нужны эти источники, подтверждения, потому что в иранской литературе говорится по другому.
ПГ - Я всегда разделяю зерванизм на поздний, мне его идеология совершенно чужда. Во первых, фатализм, говорящий, что человек не имеет права выбора, нет свободы, а есть только предопределение. Мы это не принимаем. Второе, поздний зерванизм превратился в тоталитарную секту. Т.е. те, кто не принимал его положений был не истинно верующим. Чистая секта. С этими двумя положениями я не согласен. Это уже было после Кирдера.
Я подчеркиваю такой факт. То, что сейчас пишется об зерванизме базируется только на этой поздней секте зерванитов. На самом деле зерваниты были другими. И к деятельности этой секты они имели меньшее отношение, чем деятельность шведского мобада, посвящающего педерастов в религию, к вашей деятельности. Я думаю, это произошло из-за влияния манихейства, которое проникло туда. Но сейчас исследователи не разбираются, что надо отделять одно от другого, ранний зерванизм от поздней ереси, известной под тем же именем. Есть превратное отношение к зерванизму как к ереси. Но есть и учение мидийских магов, в котором нет фатализма. В котором судьба человеку дана только наполовину, есть свободный выбор. Т.е. судьба – это то, что человек творит. Только надо знать, что творить. Все это записано на небесах в момент рождения человека. Чтобы не потерять свой Путь надо смотреть на небо, надо изучать науку о звездах. Вот самое главное.
В остальном человек свободен, он сам творит судьбу. А небо подсказывает, что надо делать. Человек может это отвергнуть, пойти другим путем, заблудиться. Это его право.
Право на ошибку у человека тоже есть. Подчеркнуто, что самый главный божий дар человеку – право свободного выбора. Отсюда, кстати, и зло произошло. Из-за делегирования всем данного права.
Переводчик – составьте, пожалуйста фразу попроще.
ПГ - Проще? Хорошо! Зла не было бы, если бы был фатализм, если бы была предопределенность. Но не было бы и развития, к сожалению. Потому что никто не принуждал Ахримана выбрать зло. Это был его свободный выбор, за который он лично будет отвечать. Никто изначально не делал его злым.
К – Существует ли Ахриман?
ПГ - А Вы думаете, что его нет? Проблема тут у нас с Вами… Вы считаете, что нет Ахримана и нет зла? Да, болезнь и смерть – не зло. Зло – это результат не правильного выбора.
К - Да, правильно! Но зла в природе не существует, только в мыслях.
ПГ - А в словах? А в делах? Простите, но мысли порождают дела. Если человек мыслит не правильно, то он и делает не правильно. Если ты совершил не правильный поступок, то это результат твоего выбора, не правильного!
К Бог сделал все хорошее.
ПГ - Бог изначально сотворил все хорошее, но зло делается в результате выбора каждого творения. Бог не сотворил зло! Ахриман не был создан злым, он сам это выбрал, правильно! И поэтому у него три главных греха – гордыня, ложь и страх. Поэтому Ахриман вселяет в душу каждого человека то, что он сам из себя представляет. Он очень хочет продлить свое существование за счет этих людей. Он этим питается. Чем больше будет людей, подобных ему, тем дольше он будет жить. Только благодаря этим людям он живет. Согласны вы или нет?
К - Да, конечно!
ПГ - Тогда о чем разговор? Бог дает нам выбор. Ты можешь быть злым, но ты за это ответишь. Все правильно?
К Да
ПГ - Это главная идея. Я бы хотел сказать основной миф зерванизма. В «Зерван Намаге» есть такие комментарии к Гатам. Было два изначальных Духа. Один должен был создавать мир материальный, а другой – тонкий, духовный. Оба были сотворены одинаково и обладали правом выбора. Почему один стал злым, а другой стал Богом? Только из-за своего выбора. Поскольку Ахриман выбрал зло, то он не смог стать создателем материального мира. Он его не мог создать, хотя изначально он был на это инициирован.
Это значит, что тот, кто выбирает зло ничего творить не может, он лишен творческого начала. Почему? Потому что для творчества нужна Любовь, любовь к творениям. А он сам эту любовь закрывает, ее у него нет. Вы согласны? Правильно?
К - Да, конечно!
ПГ - Поэтому Хормазд является создателем материального и духовного мира. Он делал работу за Ахримана. Двойную нагрузку. Ахриман не мог творить, потому что он выбрал зло. Узнав, что мир сотворен, Ахриман захотел сделать мир «лучше» по своему представлению. Отсюда произошло его вторжение в наш мир. Результат этого – зло в нашем мире. Может быть он хотел как лучше. Но у него это не получилось, потому что он не знал как лучше. Потому что он не мог любить творения, которые создавал. Вы согласны с этим? Это главное кредо зерванизма.
К - Да согласен. Это зерванитский миф о сотворении мира. Мы тоже так считаем.
ПГ - Тогда между нами никаких противоречий!
К - Я прошу у Вас помощи, чтобы в Иране смогли узнать о зерванизме.
ПГ - Поэтому для нас Ахриман – это несчастный урод (смех), который распространяет свою заразу на всех нормальных людей. Нужно сделать прививку от дьявола, от Ахримана, не поддаваясь его влиянию. Ахримана надо знать, зерваниты это подчеркивали. Потому что если ты будешь знать, как дьявол поступал изначально это даст тебе возможность не уподобляться его примеру. Поэтому самое главное оружие – это разум и знание! А Любовь – это изначальное состояние.
К - Да, да, да! Основа – это Любовь.
ПГ - Все, никаких противоречий у нас нет. Я Вам изложил основное, главное. В знании главное знать, что ты из себя представляешь, какова твоя судьба, предназначение, что надо делать чтобы победить зло в себе и не дать возможности этой заразе распространиться. Вот для чего и откуда астрология, наука о судьбе.
К - Очень жаль, что между вашими учениками большая рознь.
ПГ - К сожалению у меня были разные ученики, я их всех люблю.
К - Я смотрю для ваших учеников астрология заменяет Бога.
ПГ - Нет, Вы не поняли. Астрология это только средство, но не цель. Без смысла, который я изложил выше астрология становится бессмысленной.
К - Надо учить людей что такое Любовь.
ПГ - Этому учить не надо, надо Любовь иметь.
К - О, да!
ПГ - Вот, видите! Кто не имеет Любви, того бесполезно этому учить. Можно только тогда научить из понятия самосохранения принципу «не навреди». Если он не имеет Любви, то хотя бы чтобы он не навредил. Все, спасибо Вам! Всего доброго!
К - И Вам спасибо! До свидания!