КОРОНОВАННЫЙ ВО ЧРЕВЕ МАТЕРИ
Родился: в ночь 3-4.09.309 ст. ст. (05.09.309 н. ст.)
Умер: в полдень 18.08.379 ст.ст. (19.08.379 н. ст.)
Шло время, Ирана престол пустовал,
И каждый из знатных душой изнывал.
Увидел мобед в шебистане одну
Тюльпаноланитую шаха жену...
Носила под сердцем младенца она –
От радостной вести ликует страна.
Мобедов глава, торжествуя, возвел
Красавицу эту на царский престол.
Венец засиял над ее головой,
И сыплется дождь на нее золотой.
Изедову видя на нем благодать
И мудрости, и милосердья печать,
Мобед искушенный младенца назвал
Шапуром, край пышно убрать приказал..
Вожди, опоясаны златом, пришли,
Златой над престолом венец вознесли.
Шапура насытив сперва молоком,
В шелка дорогие закутав потом,
Несут на руках, во младенчестве он
Уж занял благого родителя трон.
И вскоре подобная нежной пери
Дитя родила краше вешней зари.
Фирдоуси «Шахнаме»
«Рассказ о моем рождении, изложенный моей матерью и некоторыми другими людьми, ставшими свидетелями того события, - рассказ очень интересный и удивительный.
------------------------------------------------------------------
(Из собственноручно написанной автобиографии шахиншаха Шапура II: «Моя биография, Шапура Урмозда». Жизнеописание Шапура II (Четырехплечего), шахиншаха Сасанидского в его изложении / Ферейдун Маджлеси. — Тегеран: «Нашрэ Альборз», 1371 (1992). Перевод с фарси Малаховой Н. М.),
------------------------------------------------------------------
Я в день 13 шахривара 629 года по календарю Селевкидов (4 сентября 309 года от Р.Х.) родился в городе Тисфун (Тисфун (греч. Ктесифон, араб. Тайсафун) - один из крупнейших городов Древней Месопотамии, расположенный на левом берегу Тигра. Город существовал с V века до н.э. по VIII век н.э. Он был одним из крупнейших городов Селевкидов, столицей Парфии и царства Сасанидов. В 763 году н.э. Аббасидским халифом Мансуром II на развалинах Тисфуна был основан город Багдад — столица Ирака.), что произошло через 40 дней после того, как мой отец, шахиншах Урмозд Нарси, был убит на войне с наглыми арабами.
Роды были естественными, такими же, как у всех других людей, которые приходят в этот мир. Но все же в сравнении с другими людьми мое рождение имело большое отличие, потому что я в животе своей матери стал шахом. Шахиншахом!
В те дни, полные шума и криков после смерти моего отца, шахскую корону и символ божественного сияния повесили над постелью моей матери.
Немногим за полночь после дня 12 шахривара мою мать неожиданно пробудили ото сна предродовые боли, и она, тут же подскочив, позвала на помощь, - не знаю, какая такая есть тайна в том, что родовые боли у женщин больше происходят во время полуночи.
Горничные, служанки, экономки и принцессы двора, которые днями томились в ожидании этого момента, постоянно находились рядом с моей матерью. Моя мать, у которой это были первые роды, и она очень волновалась, поспешно послала за повитухой. Но та прибыла без всякой поспешности, и когда вошла в комнату, предродовые боли матери уже исчезли. Мать подумала, что она ошиблась. И повитуха объяснила ей, что такие боли могут повторяться несколько раз...
Тисфун (Ктесифон, совр. Багдад) Дворец Таки-Кисра (араб. «Арка Хосрова»). Фасад.
(обожженный кирпич; гигантский сводчатый айван; декорированный мрамором, стеклянной мозаикой, пролёт арки 25,63 м, высота 37 м)
Все повитухи уже имели большой опыт принятия родов и знали о том, что в этом деле любая нечистота является наизлейшим врагом и убийцей матерей и младенцев. Поэтому они принесли в комнату огонь и воду и с их помощью очистили помещение до такой степени, чтобы уже никакая нечистота не смогла приблизиться ни к роженице, ни к ее ребенку. Для очищения рук, инструментов и полотенец была использована розовая вода - «вода, взятая из огня», и потому чистая.
Врач-целитель пришел вместе с мобадом мобадов и другими представителями знати. У врача в руках была острая бритва и все необходимые рабочие инструменты на тот случай, если придется разрезать живот, чтобы достать меня.
Я был крупным младенцем, поэтому мое рождение сопровождалось многими трудностями - большими усилиями и тяжелыми болями моей матери, и я благодарю Ахура-Мазду, который не вынудил врача прибегнуть к лезвию, и в последний момент моя дорогая мать освободилась.
В то время, когда я стал новорожденным, до восхода Солнца оставалось три часа...».
Весть о рождении царского дитя тут же разлетелась по всему Тисфуну и всем окрестным городам. К площади перед царским дворцом стекались люди, и вскоре собралась многочисленная галдящая толпа. Но как только одна из оконных арок отворилась, и в ней появился жрец, все разом утихли.
Мобад мобадов Бехег воскликнул: «Эй, иранцы! Сегодня Ахура-Мазда проявил благосклонность, и рождением сына падишаха Урмозда доставил радость его душе и всему Иран-шахру. Именно так, как мы и предполагали ранее, это - мальчик, и его имя - Шапур. С этого времени прекращаем скорбеть по Урмозду и вознесем молитву о счастье Шапура!».
Уважаемый Бехег был потомственным мобадом мобадов, его предок по имени Махдад был мобадом еще во времена правления Шапура Ардашира (Шапура I, период правления 241-272 гг.). Родовые династии мобада Бехега и семьи Сасанидов были очень близки и дружны между собой.
Именно мобаду Бехегу принадлежит предсказание о том, 1 что жена шаха Урмозда родит крупное дитя, им окажется мальчик, которого назовут Шапуром, и он станет шахиншахом. И теперь, когда предсказание сбылось, Бехег сам провозвестил эту новость, чем вызвал к себе огромное доверие и уважение людей. По словам самого Шапура: «И никогда ранее никто из мобадов не имел такого уважения и доверия, как он; ну, разве что Картир. И царствование мое с самого его начала он божественно освятил!» И далее по этому же поводу Шапур говорит: «Позднее у мобада Бехега спросил:
- Эй, мобад! Почему ты с такой уверенностью предсказал, что моя мать родит именно сына, и твое правило для предсказания пола ребенка до сих пор не известно и не изучено?
На что Бехег ответил:
- О, шахиншах, пол любого зародыша кроме как двух видов быть не может: либо мальчик, либо девочка. Если царица родит дочь, люди со временем забудут мое предсказание, и я гоже какой-нибудь выход придумаю. Но если родится мальчик, это запишут на счет моих ахурийских сил!
Какую хитрость имеют эти мобады!»
Трудно сказать, пошутил ли мобад Бехег или сказал правду в данном разговоре с Шапуром, действительно ли обладал даром предвидения или же просто все угадал и далее воспользовался благоприятным стечением обстоятельств для собственной карьеры, но и его заслуга есть в том, что все символы царской хварны были переданы именно Шапуру.
А ведь у Шапура к моменту его появления на свет уже было три старших брата, претендовавших на царский трон.
Отец Шапура, Урмозд Нарси, от первой жены Азардохт имел трех сыновей. Старшему, Азарнарси Урмозду, было 20 лет, и он после смерти отца тут же явился во дворец (вместе со своим хирбадом Азар гошасбом), провозгласил себя шахиншахом Ирана и три недели «царствовал», пока они не подверглись наказанию (Азарнарси был убит). Средний, Бахрам Урмозд, был в то время 18-ти лет и был слепым, потому не имел права на престол, по каким-то причинам оказался в тюрьме, где и умер. Младший, Урмозд Урмозд, был 11-ти лет и еще не имел права на престол. Все трое были братьями Шапура и Cacанидскими принцами. И вот-вот должен был родиться он, четвертый... и через 22 дня («правления старшего брата») после смерти отца над ложем матери Шапура повесили царскую корону, золотое кольцо (которое можно видеть на наскальных рисунках коронации персидских царей) и ленту (повязку) символ божественного фарра.
Урмозд II Нарси (отец Шапура II)
период правления: 302—309 гг. (двойной золотой динар Урмозда II)
За два года до этого события, когда Урмозд Нарси прослы шал о красавице Афрахдохт, дочери Кушанского шахиншаха Урмозда Ашкани, тут же явился в Кушан и заключил с ней брак. Свадьба была пышной: сначала в столице Кушана - Кабуле, затем в столице Сасанидов - Тисфуне. И в течение всего времени их совместной жизни, которая проходила в любви и согласии, их сопровождал мобад Бехег. Через год после брака Афрахдохт забеременела и вот, наконец, родила сына, которого отец так никогда и не увидел.
Сразу же после смерти Урмозда в Тисфун из Систана приезжал Сасанидский принц Саканшах, чтобы посадить на трон старшего сына Урмозда - Азарнарси, но Афрахдохт с Сакая-шахом была очень приветлива и переубедила его делать это. Спустя некоторое время Афрахдохт вышла замуж за Сакан-шаха, и у них родился сын Ардашир, который стал Шапуру и братом и другом, и спустя много лет сменил его на троне Сасанидов (известен, как Ардашир II).
В детстве Шапур находился исключительно при матери, которая его безгранично любила и вместе с мобадами отстаивала и хранила для него царские символы хварны. Когда же в семье появился Саканшах, названный отец, который заменил Шапуру отца, мальчик полюбил его всем сердцем.
Во избежание путаницы в именах правителей перечислим Сасанидскую родословную шахиншаха Шапура II (везде по тексту - Шапур) по прямой мужской линии: 1) сам шахиншах Шапур II (время правления: 309-379 гг.);
2) отец - шахиншах Урмозд II Нарси (302-309);
3) дед - шахиншах Нарси Шапур, был четвертым сыном шахиншаха Шапура I (293-302);
4) прадед - шахиншах Шапур I, сын шахиншаха Ардашира I Бабака (241-272);
5) прапрадед - шахиншах Ардашир I (род. в 190 году), сын Бабака, основатель Сасанидской империи (224-241), в начале правления - шах Истахрдада (Истахр - древний город на юге Ирана, пять километров к северу от древней столицы Персеполиса.) (220-224);
6) прапрапрадед - Бабак (Папак) (род. в 155 году), царь Истахрдада (209-220), жрец храма Анахиты, сын Сасана;
7) прапрапрапрадед - Сасан, жрец храма Анахиты (маг храма богини Анахиты), принадлежал к царскому роду Парса и имел видное положение. Был женат на дочери правителя Пар са - Гозихра, из рода Барзанги, которую звали Рамбехешг Сасан использовал свое положение для продвижения по службе своего сына Папака (по другой версии Папак высту пает не сыном Сасана, а Сасан был женат на дочери Папака от брака с которой родился Ардашир). Сын Папака, Ардашир в результате наследования власти от рода Барзанги и имея поддержку жреческих кругов и части родовой знати, получил всю полноту власти в Парсе, а затем и во всем Иране. Стрем ление к объединению Ирана привело Ардашира к неизбежно му столкновению с Ашканидами (Аршакидами), и он стал основателем новой династии - Сасанидской.
Как видим, в роду Сасанидов изначально присутствовала не только шахская, но и религиозная власть, точнее, сочетание царской и жреческой хварны. Также становится понятным почему в дальнейшем все Сасаниды наряду с зороастрийски ми храмами огня повсеместно возводили храмы Анахиты.
Как известно, в Древнем Иране все маги были астрологами точнее «звездочетами» (именно так с фарси переводится слово, означающее «умеющий читать по звездам»). И, конечно же, после рождения Шапура ими (мобадами) был построен гороскоп будущего правителя. Но, к сожалению, Шапур в своей подробнейшей автобиографии, которая представляет собой книгу из 400 страниц (!), не освятил своего гороскопа, сказав лишь о том, что «звезды указывали на доброе предзнаменование».
А хотелось бы списать... и поучиться! :)
Итак, исходя из даты и времени, указанных самим шахин шахом Шапуром II, он родился в ночь с 3 на 4 сентября по старому стилю (что соответствует ночи с 4 на 5 сентября по новому стилю) 309 года от Рождества Христова. Родился пол знаком Девы (12-й градус) за три часа до восхода Солнца значит, Асцендент в первой декаде Льва. Возможно, это искушение, но кроме как королевского градуса (7°Льва), никакой другой градус выбирать не хочется. Только 7-й Льва с Регулом на Асценденте - «сердцем» Льва, звездой царей, дающем силу и власть, а на Асценденте — еще и раннюю известность уважение и популярность в ранние годы.
Гороскоп шахиншаха Шапура II
Тисфун (Багдад) 33°20'00" с.ш. 44°24'00" в.д.
5.09.309 н. стиля 02:55 П/Гринвич: 3:00 Воскресенье
17 с.д., 14 л.д.
Дата, время и место рождения шахиншаха Шапура II известны из его автобиографии
И если бы не родился сам, без сомнения, стоявший уже на готове врач в те же самые минуты полоснул бы лезвием бритвы по животу матери. Такую звезду нельзя не заметить!
Детство Шапура прошло во дворце в окружении матери воспитателей и друзей для игр. Когда мальчику исполнилось 6 лет, мать подарила ему на день рождения небольшую лошадь и сказала, чтобы он сам ее оседлал: «Я очень обрадовался, лошадь была маленькая и очень игривая. Это была моя первая лошадь, совершенно белая, без единого пятнышка. Я назвал ее Сэпидак (Беленький). Взял в руки уздечку и с помощью конюха царской конюшни Мехредада сел на лошадь»
Мать сказала: «Правитель Ирана должен быть первым вон ном, лучшим воином, чтобы быть защитником царства и ею границ». И сына стали обучать обращению с лошадью и верховой езде, чтобы «быть единым целым с лошадью».
«Вторую лошадь, которая была из династии Сэпидака, я назвал Рашт, по имени коня великого воина Рустама, пехлевана Древнего Ирана. И далее всех своих лошадей называл только этим именем. Через шесть лет я уже справлялся с любыми лошадьми», - пишет Шапур.
Вместе с верховой ездой начал обучаться военному мастерству: сначала - стрельбе из лука, потом - стрельбе из лука во время поездки на лошади. В 10 лет первый раз в жизни взял и руки меч, деревянный. Обрадовался. Но быстро обессилел почувствовав свою слабость. Постепенно вес деревянного меча увеличивали, чтобы потом стальной меч не казался тяжелым. Очень хотел меч стальной, крепкий. Общаясь с детьми научился ценить дружбу и стал сам выбирать себе друзей.
В 12 лет на день рождения (первое обращение Юпитера!) получил всё настоящее: меч, щит, лук, стрелы, копье, аркан шлем и доспехи - полный боевой комплект настоящего персидского воина. И тут же все это на себя надел и навесил, а поскольку от рождения был физически крепко слаженным и имел очень широкую грудь и большие плечи, то не выглядел мальчишкой, и переполненный гордостью «почувствовал себя мужчиной, воином, шахиншахом; и те, кто меня обучал, отдали мне честь и поприветствовали, как царя». День стал очень
значимым: «Я уже не был ребенком, я осознал себя как личность, с этого времени меня называли шахиншахом». С этого же времени началась настоящая военная подготовка: «Я хотел быть похожим на царей и иметь их славу. Учился бороться до последнего вздоха и последней капли крови, учился понимать ответственность за корону и шатер шаха». Но «военное дело» было не единственным предметом обучения царевичей. Они получали самое всестороннее образование, какое только было возможно по тем временам.
Учеба была трудной, поскольку включала в себя и общеобразовательный курс, и специальное обучение - царское.
Уже в начальной школе он изучал языки фарси, пехлеви (древний фарси) и все существовавшие на тот момент иранские диалекты, а также религиоведение, политику, армию, историю и культуру Ирана, математику, геометрию, звездочтение и другие науки. С каждым годом все эти темы всё более усложнялись. Занятия проводили мобады.
Ирановедение и религиоведение включали в себя историю Ирана от начала Ираншахра до настоящего времени, все эпохи, войны, события, царей, а также мифологию, древние книги, зороастризм, жизнь Зартошта, все зороастрийские книги, религиозные гимны Митре (Солнцу, Мехру) и Анахите, другие мантры и восхваления, поэзию и шуточные рассказы. Также изучали главные правила жизни, связанные с уважением четырех стихий, главных элементов природы.
«Особенно понравилось читать Ардавираз-наме о мобаде Ардавиразе, который, войдя в особое состояние, временно покинул свое тело и семь дней путешествовал в ином мире, и вернувшись обратно, рассказал об этом», - пишет Шапур.
Ритуалы религии преподавал мобад мобадов Бехег. Занятия проходили в аташкадэ: «Мы надевали белые одежды, брали в руки аташданы, читали молитвы, разжигали огонь, посыпали в него «эспанд» [руту, адраспан, Harmala rata] и «кондор» [ладан, фимиам], окуривая помещение и очищая его от влияния дурных сил. Обучение делам религии имело для меня очень большое значение, потому что религия имела большое политическое значение».
Знакомились в школе и с другими религиями, например с «греческой», о чем Шапур пишет следующее: «Боги Греции с Амеша-Спента и Изедами Ирана имеют большие сходства, но наши Амеша-Спента и Изеды, в отличие от греческих богов богами не являются, и мы верим только в одного Бога, кото рый есть Ахура-Мазда, а Изеды и Амеша-Спента - это его божественные помощники, которые ему подчинены». И далее сравнивает их - Митру с Аполлоном, Анахиту с Венерой. И далее, рассматривая легенды и мифы Ирана, находит их схо жими с аналогичными сказаниями других стран и приходит к выводу, что «все они из одного источника вышли».
Греция особенно привлекала Шапура. Чем? Своими фило софами, учеными и поэтами, которых юный царевич читал в оригинале. Мать знала греческий, с детства разговаривала с сыном на двух языках - персидском и греческом. И мальчик с 6 лет свободно говорил, читал и писал по-гречески, позднее переводил с греческого книги. В этом ему помогал учитель мобад, который тоже хорошо знал греческий и подробно по знакомил юношу с трудами греческих философов.
В данном разделе своей биографии Шапур анализирует всех греческих именитостей - Евклида, Пифагора, Гераклита, Со крата, Демократа, Платона и Аристотеля, высказывая свое мнение о каждом из этих философов и их трудах. Оказывается, великий Евклид в свое время переписывался с Дарием Ахеменидским, а знаменитый Пифагор, также как и Гераклит, для знакомства с иранскими естественными науками специально сам приезжал в Иран, а после еще ездил и в Индию. Анализируя труды Гераклита, Шапур говорит о том, что греки, так же как и иранцы, «выделяли в природе четыре главных элемента - стихии - огонь, землю, воздух и воду, и это близко к учению Зартошта!»; при этом «Гераклит из четырех элементов природы главным выделял огонь, что опять же было схоже с учением иранцев!». Вот и ответ на вопрос - что было раньше, точнее, кто был первым?! Отнюдь не греки, а учение Заратуштры, основанное на учении древних ариев!
Здесь же Шапур касается и споров ученых, связанных с устройством мироздания - что является центром Вселенной, а также рассматривает вопросы добра и зла в этом мире. И далее говорит о своем прадеде — шахиншахе Шапуре I, как о философе, который был очень склонен к философским наукам. Шапур называет Платона «знатоком политики», а мудрого Сократа «учителем философов» и «богом морали».
Не меньшее значение в школе придавалось и точным наукам - математике, геометрии и звездочтению. Изучали геометрию Евклида, математические труды Пифагора, инженерное дело, а также иранскую, ассирийскую, халдейскую и финикийскую астрономию и астрологию.
«Учителем математики, астрономии и прочих наук был Хуман Гити Сапехри. Он был звездочетом и инженером... Мы, персы, строили города, и математика была особенно важна. Математика помогала разбираться в географических картах, чертежах зданий и мостов и многое понимать в этом. В будущем, благодаря изучению этих наук, я мог свободно разговаривать с инженерами и объяснять им, что я хотел бы построить, на их языке! Я мог разговаривать с ними на научном языке и не был дураком рядом с ними!» - пишет Шапур.
Что же касается звездочтения, то в те времена это занятие было обычной прикладной наукой. Говоря современным языком, это была «прикладная астрология», и ею в той или иной мере владели все образованные люди, ну а для решения более важных задач и вопросов прибегали к помощи профессионалов: «Законы математики незыблемые, а звезды неба свободные и ни от кого независимые, но их движение постоянно и имеет свои законы... В дальнейшем с этим моим учителем постоянно советовался, не о том - делать или нет, а о том - как делать, потому что хотел, чтобы дела мои в хорошее время делались, будь то война или строительство, чтобы на небе все было благополучно... После учителя Хумана Гити Сапехри моим звездочетом стал его сын Шервин Хуман».
И далее Шапур перечисляет всех своих учителей, подробно останавливаясь на том, чему и как они обучали, ну и, конечно же, выражает всем им свою благодарность и любовь.
«Мобады из нас, шахов, делали образованных людей!» - говорит Шапур. Вот как воспитывали будущих правителей!
Доброй традицией у древних персов было и празднование дней рождений, с гостями и подарками. На особом счету на ходилось, конечно же, 14-летие - время обращения юношей и девушек в зороастриискую религию, о которой принимаемые знали абсолютно все, и это был их собственный выбор.
Вот как описывает Шапур этот ритуал в свое 14-летие: «15 этот день рождения в Тисфуне была особая церемония. Прежде,чем начать церемонию, я отправился в специальное место умывания и ритуального омовения, и мобад Бехег с его по мощниками меня одели в чистые белые одежды. После мы прибыли в царский зал Тисфуна... Аташданы зажгли сильнее и положили в них руту и ладан. Бехег прочитал священные молитвы (эти мобады для каждого действия особые мантр ы имеют!). После на меня надели простую белую рубаху, которая имеет название «седре», а на талию повязали священны и пояс который называется «кушти», и я стал «куштигом»; эта рубаха и пояс - обязательные символы Доброй Религии»
Примечание Редактора (по материалам книг по религии зороастризма): Внешний признак зороастрийцев - седре и кушти. Седре - белая рубаха изо льни или хлопка сшитая из 9 кусков ткани, без воротника. Сейчас ее одевают прямо на тело. Седое в Авесте называется «вохумано-васатра», или «одежда благомыслящих".
Кушти — пояс из овечьей шерсти, сплетенный из 72 нитей. Эти 72 нити делятся на 6 частей в каждой из которых находится по 12 нитей. Поясом кушти подвязывается седре на талии. Каждый зороастриец во время чтения молитв развязывает кушти у себя на поясе и завязывает его вновь. Это действие называется обновлением кушти.
Седре и кушти не только являются внешним знаком зороастрийцев, но и служат напоминанием многих принципов религии Маздаясны. Так, белизна седре говорит о том, что мы всегда должны быть чистыми. Повязывая кушти, на первом обороте кушти мы вспоминаем о благой мысли, на втором - о благом слове, на третьем – о благом деяния. Во время завязывания четырех узлов кушти мы вспоминаем в своих мыслях о четырех великих предписаниях зороастрийской религии: на первом узле о том, что Бог един, на втором - что религия Маздаясны чиста и незапятнанна, на третьем - что Аша Зартошт является посланником Ахура-Мазды, на четвертом — что мы всегда должны быть благодетельными и помогать своим собратьям.
В Древнем Иране уделялось большое внимание обучению и воспитанию детей. Дети с момента рождения и до 7-летнего возраста, находясь под постоянным наблюдением матери и контролем отца, в обязательном порядке знакомились с первичными жизненными обычаями и традициями. По достижении 7 лет и вплоть до 15-летнего возраста мальчики под наблюдением отца обучались всей мужской работе в доме и профессии отца, а девочки под наблюдением матери приобретали навыки ведения домашнего хозяйства, воспитания детей и приема гостей. И все дети знакомились с религиозными учениями и предписаниями. Когда юноши и девушки достигали 14-летнего возраста, они сдавали экзамен предводителям своего общества (мобадам), и если этот экзамен сдавался успешно, им выдавалось свидетельство в виде «кушти». И только после этого свидетельства молодые люди имели право участвовать в общественных мероприятиях и создавать собственную семью.
Аша Зартошту эта древняя традиция пришлась по нраву, он принял ее, и, добавив к ней «седре», объявил ее внешним признаком каждого зороастрийца.
Три раздела и отдельный яшт («Хом-яшт») посвящены Изэду Хому, в которых Изед Хом является обладателем пояса, на котором изображены звезды. Этот пояс стал предшественником пояса («кушти») у зороастрийцев (Ясна 9 п. 26).
Ну, а подарком на 15-летие стало для Шапура первое продолжительное путешествие по всей стране - будущий «шахиншах Ирана и не-Ирана» должен был увидеть свои владения. Впервые в жизни он так далеко уезжал от дома и от матери. Его спутниками стали его учителя и все его школьные друзья. Это был большой караван со своей кухней, продуктами и шатрами, сопровождаемый военными. Перед отправлением в путь Шапур всех поприветствовал и поблагодарил за участие в поездке, сказав очень красивую речь о том, что он отправляется в путешествие, чтобы увидеть свою страну.
Путешествие продолжалось два года. Многое увидел, многому научился. И все что ранее изучал в школе, увидел в жизни. Увидел города, деревни, караван-сараи, подводные каналы, реки, горы и пустыни. Увидел все, построенное своими великими предками. А ответы на все вопросы давали учителя, главным из которых в этой поездке был Хушаньг Гилянзадэ, учитель по истории и мироведению.
Шапур назвал это путешествие историческим, потому что что был реальный экскурс в историю своей страны: «Камни и столбы с нами разговаривали». И проходя через каждый остан (область), каждый город или деревню, он слушал увлекательные рассказы своего дорогого учителя. Благодаря ему, Шапур увидел и изучил историю Мада и Парса, их противостояние, падение Мада и становление Великой Персидской Империи. Он был в восторге от столицы Ахеменидов - Пасаргада, и восхищался дворцами города парсов - Тахтэ Джамшид (Персеполиса). Он узнал историю и смысл каждой картины, выбитой на камне или скале. И он возненавидел Искандера из Македонии, который все это превратил в пепел...
Он слушал лекции по истории непосредственно на самих местах истории, точнее, на руинах истории. Он пережил эту историю заново, а в последствии изложил лекции учителя в книге своих воспоминаний. От его пристального взгляда не ускользнули ни великие вожди Персии, ни римские императоры, ни македонский «нечестивец». И, конечно же, как человек, рожденный под знаком Девы, Шапур всему дает свою оценку. Но главное, он приходит к выводу о том, что император не должен быть деспотом, потому что он решает судьбы людей, и называет Нерона и Калигулу «аждахаками».
Но гораздо больший интерес Шапура вызывало видение истории «своих» - Сасанидов. Прибыв в Истахр - родину прапредков, первым делом осмотрели старый Аташкадэ Анахи-ты, где служили хирбадами Сасан и Бабак.
Кратко из книги Шапура: «Сасаниды - династия, которая восходит к Ахеменидским и Киянидским шахам. Сасан женился на дочери шаха Истахра. Их сын Бабак стал следующим шахом Истахра, он женился на дочери шаха Парса. Их сын (Ардашир) стал новым шахом Парса. Шахи Парса со времен Искандера до времен Ардашира традиции царствования падишахов Парса всегда соблюдали... Бабак, также как и его отец Сасан, имел сан хирбада хирбадов в Аташкадэ Ана-хиты... У Бабака было два сына - Шапур Бабакан и Ардашир Бабакан. Шапур Бабакан в 37 лет был убит (209 год). А Ардашир Бабакан в Истахре Парса короновался в Аташкадэ Анахиты и взял себе титул служителя Аташкадэ Анахиты».
Первым делом Ардашира стало расширение влияния на территории Парса династии Сасанидов и притеснение Ашканидов (парфян). И тут же Шапуром дается ответ на вопрос, почему две персидские династии не смогли ужиться между собой? Потому что Ашканиды, после нашествия на Иран Александра Македонского и двух веков правления Селевкидов, стали активно склоняться к культуре греков (Шапур дает подробное описание правления Ашканидских царей), а Сасаниды хотели возродить зороастрийскую религию. Вот Ардашир и «погнал Ашканидов за пределы Ирана». Те, как известно, осели в Армении. Спустя некоторое время, праправнук Ардашира, коим является Шапур II, получил соперника в лице христианской Армении, с которой затем и боролся.
Коронация Ардашира I Бабакана (Иран, Нагше-Рустам):
Ардашир из правой руки Ахура-Мазды берет царский венец — символ власти, в левой руке Ахура-Мазда держит барсом, копыта его коня попирают силы зла в лице Ахримана, позади Ардашира находится зороастрийский жрец.
Другим важнейшим делом Ардашира стало то, что он узаконил в Иране зороастрийскую религию и дал все права мобадам-магам: «Ардашир с помощью хирбада Тансара упорядочил религию Зартошта и сделал ее официальной религией Ирана, чтобы отделить ее от греческих верований».
Во времена Ардашира была также придумана игра в нарды (астрологические!): «В каждую сторону было по 12 домов по названиям месяцев года и по именам Амеша-Спента. Всего же 24 дома, из которых половина темные и половина светлые, и с часами суток сопоставлены. А для счета дней месяца 30 фишек использовались, которые с круговоротом связаны. Таким образом, волю небес и круг судеб совершают!»