ЗОРОАСТРИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ В ИРАНЕ В ЭПОХУ САСАНИДОВ

Опубликовано star72 -

(согласно пехлевийским письменам)

Печатается в сокращении по изданию:
Монак джи Нуширван джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времен до наших дней». Перевод на фарси мобада Ростама Шахзади. - Тегеран: ИКЦ ..Фравахар», 1377 (1998). Перевод с фарси Бобрицкой Т.Ч. под редакцией Малаховой ММ. (2003). На русском языке книга не издавалась.

ЗОРОАСТРИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ
И КОНЦЕ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ ПАРФЯН

Достоверно известно, что некоторые парфянские шахи весьма симпатизировали зороастрийской религии, однако им не удаюсь оградить эту религию от различных отклонений и вмешательств. Из сказаний Эрдавирафа можно сделать вывод о том, что такие качества, как безверие, религиозные нововведения и распущенность в вере распространились среди большинства населения, а религиозные лидеры жили в неведении и невежестве. Незадолго до этого авестийский язык перестал быть официальным языком, и учения священной книги зороастрийцев, написанные на этом языке, постепенно забывались. Все это продолжалось до тех пор, пока, наконец, спустя пять веков, религиозная неразбериха и затруднительное положение в области культуры, как и различные виды религиозных верований, не уступили свое место свободомыслию, возрождению культуры, религиозной реформе и восстановлению маздаяснийской религии. И любое невежество, нерадивость, апатия, заблуждение и растерянность исчезли с. рассветом правления Сасанидов.

АРДАШИР, КАК МАГ, ЗАНЯЛСЯ ВОЗРОЖДЕНИЕМ ЗОРОАСТРИЙСКОЙ РЕЛИГИИ

С поражением Ахеменидской империи были затушены последние языки враждебного огня между мидийским и персидским народами, а тяжесть поражения, печали, страдания и невзгоды, выпавшие на долю всех иранцев, уничтожили последние остатки враждебных чувств между этими двумя народами. Период правления Селевкидов и пять столетий господства Парфян, создавших великую империю, стали причиной того, что эти родственные нации с единым сердцем и разумом начали работать над совместной целью.
Как уже было сказано раньше [в предыдущих главах книги, указанной в ссылке], в Авесте маги не были признаны в качестве религиозных лидеров, однако в пехлевийско-сасанидский период произошли изменения, и звание «магупат» (маг), которое в дальнейшем изменилось на «мобад» (зороастрийский жрец), заняло место «атравана», и звание «религиозный лидер» стало употребляться повсеместно в простонародье.
И хотя в прошлом мидийцы потерпели поражение от персов, а их маги (религиозные лидеры) потеряли свое влияние среди иранцев, теперь же, в эпоху Сасанидов, они снова пришли к власти и занялись возрождением и обновлением блеска и величия иранских шахов.
Ардашир из рода Бабака, который был одним из иранских зороастрийских жрецов, или «магупатов», после того, как с
особой отвагой нанес поражение последнему парфянскому шаху, в 224 г. н.э. с весельем, радостью, любовью и восторгом народа Ирана взошел на трон в качестве обладателя царского величия. Ардашир Бабакан с самого начала своего правления назвал себя зороастрийским жреческим шахом, или правителем и политическим, и религиозным.
(Согласно «Шахнаме» Фирдоуси, Ардашир сказал:
Религия и правление друг без друга Все равно, что кольцо и камень.
Нет правления без религии, Нет и религии без правления).

Поскольку в период правления Александра Македонского и его ставленников, а также в период власти Парфян, считавших себя сторонниками греков, иранская нация и зороастрийская религия в противоположность чужой науке и религии стала ослабевать и приходить в забвение, Ардашир, выходец из иранского народа и сторонников зороастрийской религии, был намерен с первым же своим шагом выступить за возрождение потухшего блеска иранских шахов и забытого величия зороастрийской религии.
В третьем томе «Динкарда», одного из величайших пехлевийских памятников религии, сказано, что если бы Джамшид в самом начале своего правления соединил вместе правление и религию, то чем дальше с блеском он управлял бы, он не был бы обманут Ахриманом, не оказался бы захваченным в плен эгоизма и гордыни, не потерял бы свой шахский блеск. И тогда Иран и иранцы не были бы захвачены в тысячелетний гнет и жестокость Зэхака, да и сам Джамшид не бросился бы в бега, униженный и оскорбленный и, в конце концов, не был бы убит с помощью пыток
(Джамшид говорит в «Шахнаме»:
Я с божественным сиянием, Я—и правитель, я —и жрец. Но как только он предъявил претензии на божественность, произошло следующее:
Как только это было сказано, Божественный нимб оторвался от него)...

.
Обещанный будущий спаситель для зороастрийцев в конце времен сможет с использованием этих двух сил - религии и политики - в окончательной схватке добра и зла одержать победу и искоренить в мире силы зла («Динкард», том 2). Поэтому Ардашир, как религиозный лидер, дал указание Тансару, великому религиозному предводителю, чтобы тот занялся сбором разрозненных листов Авесты и подготовил официальное собрание священной книги. Этот Указ шахиншаха вызвал такую поддержку и благосклонность зороастрийских жрецов, что каждый из них по мере своих возможностей старался внести свою лепту в собрание и возрождение религиозных письмен, и в истории зороастрийской религии это был пример, не имевший аналогов.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И СОБРАНИЕ РАЗРОЗНЕННЫХ ЛИСТОВ АВЕСТЫ

Великая работа, начатая первым лидером из рода Сасанидов, со всей серьезностью была продолжена его последователями, особенно Шахпуром II, который с помощью своего великого визиря и известного религиозного лидера Адарбада Мехрас-пенда с успехом завершил это дело («Динкард», том 9).
В те дни пропаганда нашей религии достигла своего апогея, и Адарбад с большими усилиями смог придать устойчивость шаткой вере его единоверцев по отношению к зороастрийской религиии. Чтобы доказать подлинность этой религии и усилить веру людей в подготовленный сборник Авесты, Адарбад решил напомнить людям о любви Господа, и согласно рели¬гиозным сказаниям, отдал приказ, чтобы на его обнаженную грудь вылили 9 манов (9 манов - это примерно 27 кг) расплавленного олова, и вышел из-под этого невредимым. На основании этого Шахпур объявил официальность (законность) этого собрания Авесты и издал Указ, согласно которому, если какой-либо приказ или учение не будут ему соответствовать, то они будут лишены прав, как не отвечающие законам зороастрийской религии.
В другом источнике дается информация о том, что было предпринято еще больше действий на уровне испытаний для доказательства подлинности религиозных принципов. Несколько человек из благочестивых и добродетельных зороастрийских жрецов были приглашены для проведения этого религиозного собрания в Аташкадэ Форубай.
Также они собрались для того, чтобы обсудить состояние души человека после его смерти, получить достоверную информацию о загробном мире и сообщить результаты этого всем тем, кто в это не верил. Для выполнения данной работы из группы были выбраны семь наиболее зрелых жрецов, затем из этих семи жрецов был выбран один жрец по имени Ардай Вираф, который после проведения предварительных религиозных церемоний вошел в состояние экстаза и самосозерцания и в течение семи суток, пока его дух находился на том свете, наблюдал состояние благодетелей и грешников в раю и аду. После того, как он пришел в себя, он описал увиденного, что послужило основанием укрепления духа веры людей в вечность души и результаты их хороших и плохих поступков в мире ином.

КАК ПИСАЛИСЬ ПЕХЛЕВИЙСКИЕ КНИГИ

Хотя упомянутые выше законы во времена Шахпура были полностью собраны, однако работа по переводу и толкованию авестийских книг на пехлевийский язык была продолжена в Иране и в период правления династии Сасанидов, и в некоторое время после падения этой династии.
По причине набегов арабских племен на Иран значительное количество пехлевийских книг, находящихся сейчас в наших руках, были написаны с начала времен Аббасидского халифатa. Поскольку иранцы, в чьих жилах текла чистая кровь их предков, помогли Аббасидским халифам уничтожить род халифов из династии Омне и таким образом отомстили своим арабским врагам, это помогло им приобрести сильное влия¬ние при дворе в Багдаде. После этого они с новыми силами занялись обновлением своей культуры, религии и языка.
Как видим, работа по сбору и сочинению пехлевийских книг, толкованию и переводу Авесты на язык пехлеви, продолжалась семь веков, то есть со времен султаната Ардашира из рода Бабаков (или даже раньше) и до периода халифата Аббасидов. Создание нового персидского алфавита привело в упадок пехлевийское письмо - чтение и письмо на пехлевийском языке осталось привилегией зороастрийских жрецов. Работа по написанию пехлевийских книг продолжалась жрецами до конца XI века нашей эры.

АВЕСТИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА -
ИСТОЧНИК ДЛЯ ПЕХЛЕВИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Хотя в пехлевийских книгах указывается на то, что авестийские писания о почитании Бога сгорели во время нашествия Александра Македонского, в то же время признается все то, что было устно передано от отцов детям, от учителей ученикам, и что осталось в руках зороастрийских жрецов от разрозненных брошюр. Все это помешало полному исчезновению основных учений Авесты и принципов учения Аша Зартошта. Во всех дошедших до нас пехлевийских письменах неоднократно указывается на многочисленные стихи Авесты, описания почитания Бога в прошлом, либо по памяти передаются слова какого-нибудь зороастрийского жреца, либо просто части Авесты, дошедшие до нас. Все это свидетельствует о том, что авестийские письмена полностью не исчезли, и то, что осталось от каждого периода, либо было переведено на пехлевийский язык, либо сохранилось как краткое изложение многочисленных авестийских насков (наск - почитание бога). По словам доктора Вэста (West), пехлевийская книга Бондахишн - это перевод на пехлевийский язык авестийской книги Дамдаднаск, не сохранившейся до наших дней.
Все это говорит о том, что во время нашествия Александра Македонского авестийские книги, находившиеся в библиотеках Персеполиса и Самарканда (о чем говорится в пехлевийских письменах), в многочисленных Аташкадэ тех дней и на руках у зороастрийских жрецов, не были полностью уничтожены. Существовали и другие серии авестийских книг, состоявшие из 21 наска, которые не были уничтожены. Наиболее веским доказательством этого являются переписи 21 наска на пехлеви с ныне утерянных авестийских насков.

ПЕХЛЕВИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДОПОЛНЯЕТ АВЕСТИЙСКУЮ

В пехлевийских письменах хранится больше отчетов, описа ний, толкований и объяснений, чем в Авесте, содержащей краткие и сжатые данные, и это само по себе является досто инством пехлевийских записей. Несколько удостоверяющих это примеров являются четким доказательством в ответ на какие-либо к тому притязания.
В Авесте в редких местах идет речь о позднем зерванистском периоде, тогда как пехлевийские книги ясно освещают этот период - ограниченный отрезок времени, разделенный на тысячелетия. Плутарх освящает эту тему в соответствии с пехлевийскими письменами и словами Теопомпуса, жившего в IV веке до н.э. или немного раньше окончания авестийского периода, который имел полные сведения о зороастрийских доктринах. В более поздних авестийских письменах кратко говорится о суде Ахуры, как и о дне возрождения из мертвых и обновлении мира в будущем. А пехлевийские письмена рассказывают подробно о том, как будет происходить этот суд, Как будут измеряться дела умерших, благая или злая основа их душ, а также когда наступит день воскрешения из мертвых, как будет заново строиться мир. В самых поздних авестийских письменах подробно рассказывается о каждой из этих ступеней: о месте их расположения, о расстоянии между ними, о среде и обстоятельствах на каждой ступени.

ОБРАЗ РЕЛИГИОЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ЭПОХУ ЯЗЫКА ПЕХЛЕВИ

Ранее, начиная с периода Гатов до периода более поздних авестийских письмен, многое было сказано на тему снижения уровня мышления и объема понимания среди зороастрийцев. Однако, рассматривая пехлевийские письмена, можно понять, Что падение уровня мышления и веры было даже больше, чем в предыдущие периоды. Вместе с тем, пехлевийские книги хвалят учение Аша Зартошта в Гатах и вспоминают о нем с гордостью и прославлениями, но опять же делается это без правильного понимания учения, и оно уже не имеет прежнего воздействия на духовное состояние людей.
В Гатах Аша Зартошт - это реальная историческая личность, а в более поздних авестийских письменах он окружен более высоким, чем человек, духовным блеском и величием.
В пехлевийских книгах эта реальная личность окружена занавесом неясных поверий и чудес, хотя, нужно признать, что такое представление личности пророка происходит по причине аналогичных мыслей и убеждений последователей других религиозных верований той эпохи. Как мы знаем, христианские священники того времени при поддержке римских императоров развернули тяжелую борьбу с лидерами зороастризма для пропаганды своей религии, а подлинность своей религии и величие своего пророка они подтверждали тем, что приводили описания многочисленных чудес и сверхъестественных возможностей Христа. Скорее всего, в результате именного этого приписывание Зартошту совершения чудес было делом рук зороастрийских жрецов для нейтрализации такого рода пропаганды.
В Гатах и Авесте говорится о разговоре Ахура-Мазды с Амеша-Спента, или приближенными ангелами. В пехлевийских книгах в разделе «Амеша-Спента» сказано, что эти ангелы по приказу Хормазда спустились ко двору шаха Гоштасба, чтобы доказать истинность пророческой миссии Зартошта, и когда Зартошт увидел их, он смог хорошо разглядеть их тела, лица, фигуры, рост и одежды, а затем каждый из них стал давать Зартошту советы. К примеру, Воху-Ман (символ благой мысли) не сказал в своем наставлении о том, чтобы Зартошт говорил людям заниматься благомыслием, но чтобы они но обижали полезных четвероногих и стада овец и хорошо за ними ухаживали. Ордибехешт (символ правдивости и чисто- ты) не сказал Зартошту, чтобы тот обучал людей мира правдивости и чистоте, а приказал, чтобы люди, как следует, поддерживали огонь. Другие Амеша-Спента, также как и эти два, давали Зартошту только материальные поручения и наказывали ему представлять их в земной жизни.
В молитвах Пазанд, связанных с Азарбадом Мараспандом, великим религиозным предводителем времен Шахпура Сасанидского, упоминаются имена всех Амеша-Спента в «патате» (с письменным покаянием), наказывается людям, что если они не исполнят надлежащим образом свой материальный долг перед каждым из Амеша-Спента, то пусть, раскаявшись, покаются. Однако здесь ничего не говорится о пренебрежи тельном отношении к моральным качествам, представителями или символами которых являются Амеша-Спента. Такого рода религиозные указы свидетельствуют о том, что в ту эпоху полностью изменился образ мышления зороастрийцев, что следование нравственным нормам утратило свою важность, а люди обращали свое внимание лишь на внешний вид и формальные показные церемонии.
Такой образ мышления - уделение внимания только материальным проявлениям - стал причиной того, что ступени рая и ада, как и мост Чинвад, представлялись уже лишь в материальном виде. Например, в раю сияние и великолепие царских престолов виделось с золотыми коронами и дорогими коврами вышитыми золотом подушками, приносящими веселье, с благами и дарами. С другой стороны, в те дни людям приходили на ум различные виды телесных пыток и мучений, которые приписывались адским наказаниям грешников. Пятнадцать. столетий, отделяющих Зартошта от людей Сасанидского периода, стали причиной того, чтобы плотный занавес неведения и невежества спрятал и плотно окутал истины религии от ее последователей.

ВО ВРЕМЕНА САСАНИДОВ СВЯТЫНИ ПРЕВРАТИЛИСЬ В СПРАВЕДЛИВЫЙ СУД РЕЛИГИИ ЗАРТОШТА

Во времена, когда в Иране власть подчинялась религии, святыни сослужили добрую службу в развитии и укреплении религии, и тогда религия маздапоклонничества достигла своего апогея. Однако когда религия подчинилась политике и власти, божественная идеология потеряла свою духовность и превратилась в сложные и недоступные к пониманию формы.
Согласно проведенным исследованиям и опросам о религиозных догмах, грех сомнения в истинности принципов и величии религии Ахура-Мазды считался делом Ахримана. По этой причине люди были вынуждены прибегать к слепому следованию религии, без какого-либо представления и понимания истинной причины веры.
Ясно одно: если религия утрачивает свою важность и ценность. для общества, то она превращается лишь в приказы и запреты, а люди вынуждены слепо следовать ей.

СЕРЬЕЗНАЯ ПРОПАГАНДА И РАСПРОСТРАНЕНИЕ РЕЛИГИИ

В самом начале Зартошт обучил людей своей религии на своей родине, в Иране, но затем, согласно указанию Ахура-Мазды, его религия должна была распространиться среди лю дей всего мира («Динкард», т. 10). В переводе на пехлевийский язык религиозного обета, или формулы зороастрийского вероисповедания, было добавлено выражение о том, что каждый правоверный зороастриец обязан обучать всех людей мира религии Ахуры. В преданиях также сказано, что наивеличайшее благое дело, которое может сделать не зороастриец, это принять благую маздаяснийскую религию.
Шахпур II Сасанидский, следуя этому указанию, принялся с помощью великого религиозного лидера Адарбада серьезно возрождать и распространять зороастрийскую религию среди народов мира («Динкард», т. 9). В большей части пехлевий¬ской книги «Нейрангестан» говорится о способе принятия другими людьми зороастрийской религии и связанных с ней церемониями. В книге «Мадэганэ хэзар дадэстан» («Статьи тысячи судей (правителей)») сказано, что как только у зороастрийца раб, следующий христианской религии, примет религию своего хозяина, он должен быть освобожден.

СООБЩЕНИЕ ОДНОГО ИЗ АРМЯН
О ПРОПАГАНДЕ РЕЛИГИИ ЗОРОАСТРИЙЦАМИ

Элисаос (Elisaeus), священник Омадонии, в V веке н.э. в своей книге «История» пишет: «Шах Яздгерд и его приближенные со всей серьезностью пытались обратить христианских армян в зороастрийскую религию». В свою очередь, в «Истории" Вартана сказано, что армянский шах, последователь зороаст ризма, для того чтобы обратить армян в свою родную религию давал им обещания разного рода привилегий, потворст вовал их желаниям, прощал неуплату податей, передавал им самые высокие государственные должности и наделял их другими государственными привилегиями. Мехрнарсэ, великий визирь Яздгерда II, в своем извещении, посланном христианским армянам от лица иранского государства, рекомендовал всем им принять религию его шахиншаха и добавил, что те, кто не примет маздаяснийскую религию, - глухие и слепые, обманутые Ахриманом. Элисаос пишет, что такого рода религиозная пропаганда Сасанидскими магами не была ограничена только Арменией, а проводилась также в Грузии, Албании и других государствах.
Иудаизм и христианство просочились в Иран как серьезные соперники официальной придворной религии. Хотя духовенство при дворе Сасанидов было занято пропагандой и распространением зороастрийской религии внутри и за пределами Ирана, иудейская религия и, более того, христианство стали соперничать внутри страны. И хотя Ардашир объявил зороастризм официальной религией страны и иранского двора, но, так как весь иранский народ не принадлежал одной религии, а большое количество иранцев исповедовали иудаизм и христианство, а также были последователями других нравственных и философских течений, религиозный союз в этой стране не был осуществлен.
По словам летописцев (Виграм «Табарийская история» и «История ассирийской церкви».), персидский шах Хормоз IV говорил, что его шахский трон стоит на табурете.
Чаще всего Сасанидские падишахи старались удовлетворять интересы последователей других религий Ирана, но иногда в истории фиксировались и их резкие действия, грубые акции и преследования. Такого рода враждебные действия со стороны лидеров религиозных конфессий становились причиной для обмена клеветой и оскорблениями.

ИУДЕЙСКАЯ РЕЛИГИЯ В ИРАНЕ

Иудейская религия имела хождение в Иране с самого начала установления власти в Иране. Завоевание Вавилона в VI веке до н.э. Курошем Великим стало причиной того, что евреи, освобожденные от рабских пут вавилонян, перемешались с иранцами. К тому же по приказу иранского престола вновь была выстроена святыня Иерусалима, и евреям была дана всяческая свобода в отношении проведения религиозных церемоний и обрядов. В результате, во всех иранских городах появились еврейские поселения, и даже согласно пехлевийской книге «Иранские шахрестаны» (Иранские города) несколько Сасанидских принцев женились на еврейских девушках. Например, Яздгерд I, который, как говорится в этой книге, выбрал еврейскую жену, хотя такой вид смешанного брака запрещался («Динкард», т. 2), и иранцы его не одобряли.
С течением времени в этом отношении (в браках) иранцы и евреи отдалились друг от друга, чему послужили разногласия в их религиозных убеждениях, и в последствии все пехлевийские книги называют евреев «чужаками». Так, «Динкард» не считает иудейскую веру божественной религией, наоборот, считает их священную книгу связанной с кровожадным Зэхаком, а все, что в ней сказано, - с речами дивов.
В пятом томе этой же книги сказано, что Сено (Seno), один из зороастрийских религиозных лидеров, предостерегал иранских шахов от приближения и разговора с евреями и отдал приказ, который должен был действовать для предупреждения развития еврейских верований в народной среде, так как они являются причиной распространения зла и порока среди маздапоклонников. В одном из более поздних сочинений Кей-Лахрасб сравнивается с Набукданасром, и оба эти падишаха восхваляются за то, что они разрушили святыню Иерусалима и разбросали евреев (Вильям Джексон «Зартошт»; Пехлевийский «Мину-Хэрад», раздел 67)

ПРОПАГАНДА ХРИСТИАНСТВА В ИРАНЕ

Христианство пришло в Иран в период правления Парфян. В начале султаната Сасанидов христианство считается одной из религий Ирана, которая была наиболее агрессивной, чем все другие религии, а интенсивность его пропаганды среди иран¬ского населения приводила иногда к кровопролитию.
Согласно летописцу Виграму, автору «Истории ассирийской церкви», один из фанатичных христианских епископов сказал, что душа падишаха Ирана после его смерти будет находиться в аду, по соседству с чертом, тогда как души христиан пойдут в рай. Другой епископ выразил просьбу великому епископу, чтобы тот спас христиан Ирана от зла власти Сасанидов. Явления такого рода послужили причиной того, что вражда и ненависть между зороастрийцами и христианами больше прежнего укоренилась и повлекла за собой большие неприятности. В результате между лидерами обеих религий еще более усилились религиозный фанатизм и вражда на основе веры. В этот период зороастрийские жрецы пуще прежнего стали преследовать вероотступников, а безбожие стало считаться одним из величайших грехов.
Вместе с тем количество перебежчиков из зороастризма в христианство увеличилось, особенно когда шахи Яздгерд I и Хормоз IV взошли на трон с желанием следовать христианской религии, а Ануширван и Хосро-Парвиз выбрали в жены христианок. Нушзадэ, один из сыновей Ануширвана, официально принял христианскую религию, а еще один из Сасанидских падишахов по имени Парвиз отдал приказ о построения церкви, поскольку этого пожелала его христианская жена.
Такие действия со стороны царских семей воодушевили христиан пропагандировать и распространять свою религию. И так как Яздгерд I встал на сторону христиан, то был назван ими «святым падишахом», но среди его зороастрийских единоверцев его называли «Яздгерд-грешник».

ЗОРОАСТРИЙСКИЕ ГРУППИРОВКИ
И результате вышеописанных явлений лидеры зороастрийской религии утратили свою власть над людьми. По этой причине среди зороастрийцев появились различные секты и группировки, трактовавшие законы религии каждая по своему вкусу и пониманию. К сожалению, в пехлевийских письменах этот вопрос никак не освещается, но греческие, сирийские и армянские писатели превосходно это осветили.
Так, например, Езник (Eznik) и Элисаус (Elisaous), армянские писатели V века н.э., писали в свое время о расколе зороастрийцев. Дамаскиус (Damascius), исходя из написанного Одэмусом (Odemus), назвал одну из таких зороастрийских группировок «последователями космоса» или «последователями пространства». Он говорит: «Они убеждены, что Пространство - главный Творец, и от Него произошли две антагонистические силы - Добро и Зло».
В свою очередь, Кюмон (Cumont), автор книги «Тайны Митры», пишет: «Наиболее важной и в то же время самой враждебной сектой были зерваниты, которые приобрели во времена Сасанидов большое количество сторонников и оставались еще какой-то период времени после ниспровержения их власти. Эта группировка называла Зервана, или Время, главным Творцом. Затем она вместе с группой мехропоклонников (митраистов, или последователей культа Митры) распространилась в самые далекие уголки на Западе, и в конце концов, мехропоклонники тоже поставили Бога Зервана во главе всех своих богов».

ЗЕРВАН

В пехлевийских письменах, как и в Авесте, слово «Зерван» без пояснений и комментариев было переведено как «Безграничное Время», создателем которого был Ормозд. С созданием Времени все сущее пришло в движение или, согласно книге «Задспарам», Бескрайнее (Безграничное) Время всегда было с Ормоздом, и Ормозд своим величием и силой создал небесных и земных существ с помощью Зервана.
В книге «Мину-Хэрад» (р. 7) Зерван описан, как обладающий следующими качествами: «он не бывает голоден и не испытывает жажды, он не чувствует боли и мучений, он не становится старым и не умирает, он на веки вечные победитель». На основании этого, все заслуживающие доверия зороастрийские письмена, как и любая философская или религиозная концепция, интегрируют отношение Ормазда к Зервану, как «Вечность Создателя».

ЗЕРВАН ПО СЛОВАМ НЕЗОРОАСТРИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

Судя по информации, получаемой нами от армянских писателей, их мнения и интерпретации по поводу Зервана отличаются от мнения иранцев. Так, Нольдак и Сотут-Гарат пишут, что
армяне и ассирийцы взяли мнение иранцев насчет зерванизма как зацепку для нападения на зороастрийцев (иранцы считали Зервана основной порождающей силой Мира). Моисей Хорэн говорит: «Зороастрийцы представляют Зервана, или Время, как «источник или отца существ». По словам Футнаса, иранцы представляли Время как Правителя Создания, который для рождения Ормозда стал молиться и приносить жертвы, но, напротив, от него родились оба: и Ормозд, и Ахриман. Езник, армянский писатель V века нашей эры, сообщает о существовании в Иране группы последователей Зервана, которая считает Зервана, или Время, господином и силой, создающей творения, и эта группа уверена в том, что от Зервана произошли две первоначальные силы, именуемые близнецами: Ормозд и Ахриман.
Другие армянские летописцы (их имена даются в английской транскрипции, как Theodore of Mopsuestia и Elisaeus) с неофициальных слов великого визиря Яздгарда II пишут, что Зерван является основным Творцом бытия, Зерван существовал еще до создания Земли и Неба, Зерван является родителем Ормозда и Ахримана, из которых Ормозд - результат молитв Зервана, а Ахриман - результат его сомнений.
Так как Зерван почувствовал присутствие в своем животе двоих детей, то решил, что управление всеми творениями отдаст в руки того ребенка, который родится первым. Ормозд, обладавший всеобъемлющим знанием, понял намерения своей «матери» и поделился этим со своим братом-близнецом. Поэтому Ахриман, решивший стать первым, вышел из живота раньше Ормозда, а, выйдя, потребовал власти над мировыми творениями. Зерван, увидевший вместо красивого, белого и желанного первенца существо уродливое, темное и бесформенное, вопреки своему обещанию захотел отдать правление миром Ормозду, который был желанным. Но Ахриман напомнил «матери» о ее обещании и сказал: «О, мать, если ты делаешь это, то нарушишь свое слово». Поэтому Зерван, как и обещал, первые 3000 лет правления миром отдал Ахриману, следующие 3000 лет передал Ормозду, а последние 3000 лет правления миром предоставил в распоряжение Ормозда, в течение которых или он один будет править миром, или при участии его самого и Ахримана.
Такие пристрастные поверья никогда не просматривались в пехлевийских записях, и потому иранцы никогда не считали Зервана главным Творцом. Во всяком случае, причина существования зерванитской группы в Иране была аргументирована так: «они хотели с помощью этой легенды превратить двоебожие и дуализм в единобожие и монотеизм, чтобы все считали тех двоих детьми и причиной Единого Бога».
Шахрестани, живший в начале XII века н.э., как увидим далее, описал свою встречу с последователями зерванизма и считает их одной из религиозных сект своего века в Иране.

ДЖАБАРИТЫ И КАДАРИТЫ, ПОВИНУЮЩИЕСЯ РОКУ И ФАТАЛЬНОСТИ СУДЬБЫ

(В переводе с фарси «джабр» - принуждение, насилие, фатализм. В переводе с фарси «г(к)адар» - предопределение, рок, судьба, воля бога. В устаревшей философской форме слово переводится как «свобода воли» (!), см. Персидско-русский словарь. Под редакцией Ю. А. Рубинчика. Том 2. — М. «Советская энциклопедия», 1970. Стр. 259.)

Теодор пишет: «Кадариты говорят, что судьба и рок связаны непрерывными связями и часто считают их одним и тем же». Они убеждены, что судьба творит рок, а небесные планеты и двенадцать знаков Зодиака определяют судьбу и фортуну. Звезда счастья каждого человека определяет его будущее, и любое добро или зло, достающееся человеку, - результат действия одной из звезд созвездий, одни из которых связаны с Ормоздом, а другие — с Ахриманом. В главе 7 пехлевийской книги «Мину-Хэрад», написанной одним из зерванитов или кадаритов, говорится: «Всякое добро или зло, достающееся человеку, - результат работы семи планет и двенадцати знаков Зодиака».
Двенадцать знаков Зодиака были названы двенадцатью полководцами Ормозда, а семь планет — семью полководцами Ахримана. Ормозд дарит добро и счастье, и если кто-то станет счастливым, то это произойдет по причине его «звезды счастья», а Ахриман и его звезды созданы специально для того, чтобы лишать человека счастья и благ. И хотя никто не в состоянии изменить свою судьбу и предотвратить свой рок, однако при помощи молитв и восхвалений, возносимых к престолу Ормозда, и таким образом прибегая к его помощи, можно до какой-то степени уменьшить силу этого рока.

ТАЙНАЯ СИЛА СУДЬБЫ И ФОРТУНЫ

В народе считалось, что смирение, покорность, а также безразличие - причины поражения и затягивания в рабство народа, как и повиновение могущественным силам Природы.
В Иране многочисленные набеги чужаков, поражение и падение великих империй, страдания и несчастья на протяжении целых веков побудили людей уверовать в судьбу, фортуну, долю, случай и предопределение, которым должно покориться и вверить себя «счастливой звезде» и круговороту судьбы. Убеждение в справедливости доктрины о шансе и фортуне охватило все пехлевийские письмена, и многие ученые (в т.ч. армянин Езник) неоднократно набрасывались на эту точку зрения иранцев. Было сказано, что судьба каждого человека написана у него на лбу (В персидском языке слово «судьба» звучит как «сарневешт», что буквально означает «на лбу написано»: «cap» - голова, «невештан» - писать.), и с момента рождения до самой смерти мы подчиняемся ей. Но до сих пор никто не понял, в чьих руках находится нить случая и предопределения, и кто всем этим управляет. Мы только поняли, что шанс и судьба господствуют над всем и всеми.
Визирь Бозорг-Мехр после разговора с Ануширваном сказал, что мы неоднократно были свидетелями того, что невежды сидят на управляемых местах, а мудрецы засажены в ямы презрения и несчастья, из чего можно сделать вывод о том, что нить нашей жизни находится не в наших руках, а в руках кого-то другого, кого мы называем «судьбой». Именно судьба распоряжается так, что на различных этапах жизни мудрость терпит поражения, а невежество побеждает.
В главе 23 пехлевийский книги «Мину-Хэрад» сказано, что судьба является причиной того, что сила проявляет тенденцию к слабости, а слабость становится силой, или же старательный и трудолюбивый человек не получает никакой выгоды от своего труда, в то время как лентяй и бездельник становится могущественным. В любом случае, и жизнь, и жена, и дети, и власть, и богатство - все дается судьбой.

НАСКОЛЬКО СУДЬБА ВЛИЯЕТ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ

Ответ на вопрос: «Является ли все то, что достигает человек, подарком судьбы, или же это результат его собственной деятельности и знаний?», - весьма проблематичный.
Визирь Бозорг-Мехр говорит: «Судьба и усердие, подобно телу и душе, связаны друг с другом. Если вдруг душа покинет тело, то тело погибнет, и душа ничего не может предпринять без тела. Подобно этому судьба и усердие взаимообусловлены в жизни: судьба — причина достижений, а усердие — ее инструмент. Бывает и так, что со стороны человека будут предприняты усилия, но ожидаемый результат не будет достигнут. В таких случаях не следует терять надежду, ибо человек рад, что он сделал все возможное, и его совесть будет довольна выполненной работой».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что усердие, даже если оно не принесет результата в этом мире, приносит удовлетворение духа и успокоение совести, а его благой результат будет получен в мире ином.
Верно то, что любое благое дело и добрый поступок должны давать благие результаты, приносить благие плоды. Но если судьба не благоприятствовала этому, и сделанное добро не принесло плодов, то опять же удовлетворение духа и чувство выполненного долга будут иметь свой положительный результат в обоих мирах, а воздаяние за благой поступок будет получено от Бога.
Зороастрийский мобад Тансар в своем письме к Джаснафу, шаху Табаристана, говорит о роли судьбы следующим образом: «Отрицание роли судьбы в жизни людей будет ошибкой, но бросить старания, работу и деятельность тоже неправильный поступок. Мудрец должен в своем понимании происходящего поддерживать равновесие между принудительной фатальностью и свободой действий, так как если груз по обоим бокам вьючного животного не будет уравновешен, то этот груз не прибудет на место назначения».
Хотя многие авторы пехлевийских книг были зерванитами и были полностью убеждены во влиянии судьбы на жизнь человека, однако в официальной зороастрийской религии такое убеждение не дает повода для лености и отсутствия деятельности в жизни. Так, в «Наставлениях Адарбада Мараспанда» (п. 119) сказано: «Только лентяй и бездельник всегда пеняет на свой плохой шанс».
К счастью, поскольку по указу Аша Зартошта убеждение зерванитов, основанное «на признании фатальности судьбы и повиновении случаю и предопределению»,

(Примечание Редактора. Вероятно, в данной формулировке допущена ошибка, поскольку в верованиях зороастрийцев-зерванитов наряду с понятием «судьбы» всегда существовало понятие «свободного выбора» и «усердия», также как и понятие «Борьбы со злом», о чем писали те же самые авторы зороастрийских книг, цитаты которых приведены чуть выше в данной книге).

не было принято, то это освободило иранскую нацию от зла. Согласно зороастрийской религии, человек в этом враждующем мире, политика которого направлена на борьбу за существование, подобен воину и должен постоянно сражаться против насилия в природе и против сил Ахримана.

ПЕРИОД БЕЗБОЖИЯ И ВЕРООТСТУПНИЧЕСТВА

Согласно зороастрийским религиозным письменам, вероотступничество презирается даже больше, чем дивопоклонничество. Отречение и выход из религии считается одним из наибольших грехов, достойных преследования, наказания и кары. Этот закон хоть и выполнялся во времена Сасанидов, однако не с такой силой, и рассматривался как ослабление религии зороастрийцев.
Тансар, высший из всех зороастрийских жрецов в период Сасанидов, пишет падишаху Табаристана: «Закон, установленный Ардаширом из рода Бабаков в Иранском государстве, о наказании безбожников и вероотступников ослаблен. В то время как раньше выход из религии, вероотступничество и безбожие считались одним из наитяжелейших грехов, а совершавшие его люди приговаривались к смерти, то сейчас наказанием для вероотступника является один год тюремного заключения в условиях, когда в течение этого периода каждый день его знакомят с законами и принципами религии Хормазда. И если после года обучения он все еще будет оставаться безбожником и не покается, тогда уже можно в качестве крайнего средства убить его. Также всякий, кто не действует в соответствии с принципами зороастрийской религии или имеет убеждение, противоречащее этой религии, считается безбожником и должен, согласно закону, быть обвинен в отречении от религии».
Шахиншах запретил критиковать религиозное и светское законодательство, а религиозные лидеры воспринимали любое сопротивление им как богохульство. Книга «Динкард», объясняя безбожие, говорит: «Каждый, кто издаст приказ, или произнесет речь, или совершит действие, противоречащее принципам и идеологии официальной религии Иранского государства, будет признан богохульником».
Безбожники делились на три группы: первые - обманщики; вторые - обманутые; третьи - те, кто против религии, такие люди противоречат религии Ахуры и поддерживают религию Ахримана. Дивы одержали победу над их душами, и но настоящему, они - дивы с человеческой внешностью. У этих безбожников нечистое, грязное тело, и благоверные люди должны сторониться и воздерживаться от контактов с ними Их души будут обречены на вечные мучения в мире ином, и для них не наступит день воскрешения из мертвых. Авторы пехлевийских книг неоднократно предостерегают людей от лжи, обмана и коварства этих богохульников, а Гурджи и Мани, претендовавшие в III веке н.э. на роль пророков, считаются самыми большими богохульниками.

МАНИ И МАНИХЕЙСТВО

Этот непростой человек родился во времена правления Адарвана, последнего парфянского шаха. Мани в 13-летнем возрасте получил первое откровение и сразу же стал претендовать на пророческую миссию. Он назвал себя последним проком, во время правления Ардашира из рода Бабаков начал Спою религиозную деятельность, а в период правления Шахпура I с такой силой воплотил в жизнь все свои домыслы, что смог даже привлечь к своей религии самого падишаха.
Религия Мани (Подробную информацию о лжепророке Мани и его псевдорелигии смотри соответствующую статью в книге П. П. Глоба «Календарь астрологический зороастрийский. Год Ужа. - Мн.: «Парадокс», 2008).
одновременно с официальной религией страны - зороастризмом, то усиливаясь, то ослабляясь, просуществовала вплоть до вступления на престол падишаха Бахрама I, и за этот период смогла прочно закрепиться в умах людей, став в то же время сильным противником зороастрийской религии. Поэтому национальное духовенство Ирана с неистовством побудило падишаха восстать против Мани, Чтобы силой затушить огонь этого мятежа.
По словам Мир-Хонда и Якуби, падишах предложил Мани и великому зороастрийскому жрецу того времени Картиру подвергнуть себя божественному судейскому испытанию и позволить пролить им на грудь некоторое количество расплавленного олова. Тот, кто выйдет невредимым, и будет прав. Но так как Мани не принял это предложение, то его заточили в тюрьму и казнили - с него сняли кожу, и таким образом убили (276-277 гг. н.э.).
После убийства Мани манихейский заговор в Иране перестал существовать. Однако его убеждения и идеология не были уничтожены, и последователи манихейства распространили идеи Мани до самых отдаленных уголков Востока, в частности, до Китая, как и в самые отдаленных уголки Запада. Причем распространили до такой степени, что какое-то время манихеи были сильными противниками христианству и заняли положение, похожее на то, в котором находилась до этого иранская религия митраизма на Западе.
Пехлевийские авторы в своих сочинениях сильно нападали на Мани и его последователей, называя Мани «друджем», то есть вероотступником и богохульником. В книге «Динкард» он был назван «из рода дивов», а его последователи - «обманщиками, безмозгими, колдунами и сбивающими с пути».

МАЗДАК И МАЗДАКИЗМ

Религиозные принципы Маздака были основаны на реформировании экономического положения в стране. Вторая революционная религия, имевшая множество сторонников, состояла из принципов, основателем которых был один из благочестивых зороастрийских жрецов по имени Маздак Пур Бамдад. Этот человек во времена Кэбада, отца Ануширвама, занялся пропагандой своей религии и в последствии был назван «проклятым дарвандом», то есть «проклятым богохульником», а его грех вызвал смуту среди правоверных («Дин кард», том 11).
Маздак принял философию Аша Зартошта о существовании двух противоборствующих сил добра и зла, однако, согласно письменам Мир-Хонда, он пропагандировал монашескую жизнь и запрещал употреблять в пищу мясо, создал «религии коллективизма», имевшую в основном экономический характер. Он объявил имущество и власть общими среди своих последователей, назвав эти две составляющие причиной возникновения зависти, жестокости и вражды - трех великих грехов общества.
Эти революционные учения на какое-то время привлекли внимание иранских народных масс настолько, что даже иранский шах Кэбад пошел им навстречу. Но в последствии Aнуширван, сын Кэбада, созвал зороастрийских жрецов, чтобы обсудить все это и, если понадобится, противодействовать такому положению дел. И так как они определили данное положение опасным для иранского общества, то в результате падишах издал указ о преследовании последователей Маздаи и предотвращении распространения принципов их религии, Вскоре после этого (в 528 году н.э.) Маздака и его последователей изгнали из Ирана. И хотя этот тяжелый удар стал причиной ликвидации совмещенных воедино коммунистической и социалистической идеологии Маздака в Иране, однако и последствии в истории ее вспышки временами наблюдались вновь и не только в Иране.

ПОРАЖЕНИЕ САСАНИДОВ

Смерть Сасанидского падишаха Хосро Парвиза, во время Правления которого Иран в последний раз скрещивал копья с Западом, в особенности с Римской империей, считается началом падения Сасанидской империи. С приходом к власти трусливых и малодушных шахов разногласия между военачальниками основных армий расшатали и ослабили эту власть. Продолжительная война Хосро Парвиза с римлянами ни Западе, а также трудности, возникавшие у воинов на другом фронте - при обороне страны от диких племен с Востока, совершенно обессилили иранскую армию. Появление чумы и засухи по всей стране стало еще одним дополнительным фактором, который довел иранское население до бедствий и несчастий. С другой стороны, нравственная нечистота, заимствованная у Запада, ослабила ту простоту жизни иранцев, в том числе и зороастрийцев, которые следовали простым и незапятнанным учением Аша Зартошта.
Иранцы, вместо того чтобы заселять и возделывать земли, усердствовать в ремесле и культурном новаторстве, начали лепиться, чрезмерно расслабляться и вести праздный образ жизни. Иранские храбрецы, богатыри и воины, повернувшись лицом к поиску увеселений и накоплению богатства, стали слабыми, бессильными и беспомощными перед многочисленными врагами. К тому же, в результате разногласий в религиозныx убеждениях и общественных целях высох бурлящий источник патриотизма и всенародного союза. И когда последний Сасанидский падишах Яздгерд III сел на шатающийся фон султаната, некое примитивное племя с «Арабского острова» в середине VII века, вооружившись новой религией и сильным духом, использовало эту возможность, напало на Иран и одержало победу над иранцами.
С пор Солнце славы Персидской империи закатилось, а величие его имени и могущества исчезло. Исламский флаг с полумесяцем занял место Кавианского флага на башнях, крепостных валах и шахских замках. Вместо шахов стали восседать халифы, место Ахуры в сердцах людей занял Аллах, место Зартошта - Мохаммад, место Авесты - Коран. Исламское духовенство начало свою пропаганду вместо зороастрийских жрецов, и высокое пение муэдзинов с минаретов мечетей возвысилось над восхвалениями в Аташкадэ.

Примечание Редактора:
Как видим, даже эта небольшая глава, взятая из книги Монака джи Дехала «Зороастрийское боговедение от древнейших времен, и до наших дней» - о развитии зороастризма в Сасанидский период Ирана — дает представление о том, как зороастрийское учение постепенно трансформировалось, как преображались его важнейшие каноны, а главное - как божественные морально-нравственные основы, отходя со временем на второй план, уступали место первенства формальным церемониям и правилам поведения в быту. Все это дает вполне исчерпывающий ответ на вопрос, почему эта мировая религия с течением времени утратила свои позиции и превратилась в религию лишь небольшой группы людей, а также, почему в некогда едином, незыблемом учении неизбежно произошло разделение.
Следует также заметить, что не со всеми доводами иранских религиоведов можно согласиться, особенно в части учения зерванизма. Однако точка зрения иранских ученых оставлена изменений, отражая их взгляд на данный вопрос, который может не совпадать с мнением других последователей этой религии.
Что же касается мнения о зерванизме многих христианских мусульманских исследователей, то они зачастую и вовсе носят враждебный характер, упрекая зерванизм в пессимизме, утверждая то, что это учение базируется исключительно на тик их принципах, как рок, фатум, отсутствие свободы выбора, наличие и неизбежность судьбы. Но, что самое нелепое, так это приписывание зерванизму теории двоебожия (поклонения и Богу и Дьяволу) и признания зерванитами превосходства сил зла над силами добра, а также сопоставление зерванизма с гностицизмом, признающего лишь мир духовный и отрицающего божественность материального мира. Все это в корне неверно и полностью противоречит истинной зерванитской теории!

главная