О традиционных зороастрийских праздниках

Содержание:
Новруз
Задруз
Джашн-е Фарвардинган
Джашн-е Ардибехештган
Медейо-зарм Гаханбар
Джашн-е Хордадган
Джашн-е Тирган (Абризеган)
Медейо-шахам Гаханбар
Джашн-е Амордадган
Джашн-е Шахриварган
Паити-шахим Гаханбар
Джашн-е Мехрган
Аясарм (Аятрима) Гаханбар
Джашн-е Абанган
Джашн-е Азарган
Джашн-е Дэйган
Шаб-е Йалда
Медьярам Гаханбар
Джашн-е Бахманган
Джашн-е Садэ
Джашн-е Эсфандган
Хамаспат-медейом Гаханбар

Новруз
 
Новруз – величайший праздник нашей веры на все времена.
Новруз посвящен Джамшиду Пешдадияну – величайшему царю древности, основателю цивилизации. Согласно Авесте и традиции Маздаяснийской Веры Джамшид был первым из людей, кто обрел божественный фарр. Джамшид научил людей земледелию и строительству из глины и камня.
 
С Новрузом связаны следующие традиции:
 
1. Рассказывают, что во времена Джамшида в Иране случились холода, длившиеся 3 года. Когда холода закончились, с наступлением весны Джамшид, радуясь этому, учредил празднование великого праздника, называемого Новруз.
 
2. Говорят, что когда Джамшид усмирил дэвов, разбив их в битве, он устроил празднование и пригласил людей во дворец, отсюда пошло празднование Новруза.
 
3. Великий иранский ученый Хаям Нишапури так рассказывал о Новрузе:
Новруз назван так потому, что Солнце возвращается в созвездие Овна, а день становится равным ночи. Когда Джамшид открыл этот день, он назвал его Норвуз (перс. Новый День) и устроил великий праздник, а люди стали следовать ему.
 
В древности празднование Новруза длилось весь месяц. Сегодня оно сократилось до 13 дней.
Древние цари, такие как Ахемениды, Ашканиды и Сасаниды приказывали помогать бедным. Рассказывают, что Хосров Аноширван приказывал раздавать людям новые белые одежды и сам одевался во все белое, потом выходил на возвышение и слушал просьбы людей, вершил суд и выносил решения.
 
В Древнем Иране часто бывало, что шахи в день Новруза прощали долги людям своей страны. Так например Аноширван Бахрам Гур простил людям долги за три предшествующих года.
В празднование Новруза входит праздник "Тринадцатое за дверями"
 

Задруз

Задруз – День Рождения Ашо Зартошта, отмечаемый в день Хордад месяца Фравардин, что соответствует 26 марта. В этот день наш пророк появился на свет в иранской семье своего отца Порушаспа Испатмана и матери Дугдо. Он был наречен Заратуштрой, что имеет два значения «желтый верблюд» и «блистательная звезда».
 
Согласно традиции веры Маздаяснийской, когда Зартошт родился, он не заплакал как все младенцы, но засмеялся. Рождаясь, люди предчувсвуют свою смерть, а потому плачут, но Зартошт увидел собственное бессмертие и избавление всего мира от смерти, а потому засмеялся.
 
С детства Зартошт вступил в борьбу с невежеством и все время был в поисках Истины, и когда ему было 30 лет, Благим Помыслом он был приведен к Ахура Мазде, от Которого он обрел откровение и стал Его пророком и посланником среди людей. Ашо Зартошт запечатлел свое учение в своих Гатах, которые являются основой Благой Веры, а после сообщил людям все остальные наски Авесты.
Он до конца своих дней не жалел сил на пути утверждения в мире Истины и погиб в борьбе с дэвами в возрасте 77 лет.
Да будет благословенна его фраваши!
 
Сегодня мы, заратуштрийцы, являемся его наследниками и заместителями в мире, и должны не только оберегать его учение, но и проповедовать его во всем мире.
 
Джашн-е Фарвардинган

Джашн (праздник) Фарвардинган, отмечается в день Фарвардин месяца Фарвардин по авестийскому календарю, что соответствует 8-му апреля.
 
Слово «фарвардин» в традиции Благой Веры означает фраваши, то есть, дух. Первый месяц года потому называется Фарвардином, потому что в это время фраваши праведных возвращаются на землю, чтобы увидеть своих потомков.
 
Фраваши не тождественна душе, но и не отделима от нее. Фраваши – это ахурическая сила, которую Ахура Мазда поместил в творение. Эта сила является божественной внутренней сущностью, которая каждому творению указывает путь к добру.  
 
В день Фарвардинган, который еще называется Форудаг, бехдины поминают умерших, просят мобедов помянуть их имя чтением Авесты, а затем идут к местам упокоения с цветами, являющимися символом радости, жизни и любви.
 

Джашн-е Ардибехештган

День Ардибехешт месяца Ардибехешт приходится на 22 апреля.
 
Ардибехешт происходит от авестийского Аша Вахишта. На русский язык слово аша обычно переводят как Истина, Правда, Порядок.  Закон Аши – это путеводная нить каждого человека и всего мироздания в осушествлении Великого дела Ахура Мазды – приведение мира в Совершенство. Слово Вахишта значит Наилучшая. Поэтому Аша Вахишта – это Наилучшая Истина, истина, воплощая которую человек обретает счастье, как об этом говорится в наше великой молитве Ашем Воху. Вахишта – на современном персидском звучит как бехешт – так обозначается Рай. Поэтому Аша Вахишта – это наш путь к Раю, к Наилучшему Бытию в обоих мирах.
 
Амешаспанд Ардибехешт – это третий из Амешаспандов, ангелов Ахура Мазды. Величайшая значимость его подчеркивается тем, что в Гатах Праведного Заратуштры он упоминается больше других Амешаспандов – 180 раз.
 
На этого Амешаспанда возложена охрана всех огней. Посредством Закона Аши, пути Истины, Ахура Мазда исполняет дела мира и его населяющих его существ, раздает награды и воздаяния.
 
Ардибехешт – третий источник учения Праведного Заратуштры. И если следующий этому учению не постигнет его, он никогда не сможет припасть к следующим источникам, особенно к седьмому – Амордаду, т.е. Бессмертию.
 
В день праздника Ордибехештган бехдины одевая белые одежды, являющиеся знаком Благой Веры, идут в Аташкаде для восхваления Ахура Мазды и Амешаспанда Ардибехешта. После совершения религиозных обрядов и чтения мобедами Авесты бехдины отдаются веселию и развлечениям.
 

Медейо-зарм Гаханбар

Гаханбар Чехре Медейо-зарм (Маидьо-зарема), длящийся пять дней с дня Хоршид до дня Дей-бе-Мехр месяца Ардибехешт, приходится на 30.04 - 4.05
 
Праздник Медейо-зарм гаханбар - первый в году из гаханбаров – шести величайших заратуштрийских праздников.
В Авесте, в Нияишн-и Афрингане об этом гаханбаре говорится так: С начала года до гаханбара Чехре Медейо-зарм 45 дней.
 
Этот праздник отмечается в середине весны, потому что Медейо-зарм (авест. Маидьо-зарема) – это «середина весны». (Маидья – авестийский корень, родственный русским словам между, межа, латинскому medium, английскому middle, означает «середина»). В Виспереде, карде 1, стих 2, он назван молочным, сочным – в это время травы набирают сок, а вымя коров, коз и овец – молоко. Во многих местах Авесты и в традиции веры словом медейо-зарм называют райский напиток, который подносит праведникам Вохуман.
 
Согласно Авесте главным днем гаханбара является день Дей-бе-Мехр месяца Ардибехешт, вместе с тем, все бехдины в соответствии с религиозной традицией встречают его в день Хоршид и таким образом справляют его 5 дней.
 
Все бехдины должны праздновать этот день и угощать гостей едой и напитками. Если кто-то не имеет возможности отметить праздник, его должны позвать на праздник другие люди, кто в состоянии устроить праздник. Прежде всего они должны вместе с мобедами вознести руки в хвале Творцу Ахура Мазде за его прекрасное творение, а потом устроить веселье и развлечения.
 
Праздник Медейо-зарм гаханбар из всех праздников и обычаев в Благой Вере имеет особенное значение. В традиции веры говорится:
 
У каждого бехдина, кто праздник Медейо-зарм не отпразднует или на праздник не пойдет, благие дела, что он творил в жизни, уменьшатся на треть, а его грехи на одну треть возрастут.
 
Согласно традиции Маздаясны, Ахура Мазда в день Медейо-зарм гаханбара сотворил небо.
 
Иранский Бундахишн об этом говорит так:
 
Он (Ахура Мазда) сотворил эти шесть творений в шесть отрезков времени года, в котором насчитывается 365 дней, 12 месяцев, в каждом месяце 30 дней и в одном месяце  - 35 дней. К каждому дню приставлен один Амешаспанд, о свойствах которых я расскажу:
Сначала Он сотворил небо в 40 дней: от дня Ормазд месяца Фарвардин до дня Абан месяца Ардибехешт. 5 дней он подождал до дня Дей-бе-Мехр. Эти 5 дней составляют гаханбар Медейо-зарм. В нем установлено жилище Любви [Мехра] и луны и появляется зелень.
 
Одно из других значений праздников гаханбаров заключается в том, что бехдины в этот праздник восхваляют землю Ахура Мазды за первые всходы, благодарят их и просят больших и лучших всходов в наступающем году.

 
Джашн-е Хордадган

День Хордад месяца Хордад приходится на 25 мая.
 
Хордад – это шестой Амешаспанд. На авестийском языке Хордад звучит как – Хаурватат, что означает – целостность, чистота, ясность, достоинство или величие.
 
В Благой Вере Амешаспанд Хордад в материальном мире является хранителем источников и рек.
Хордад – это шестой источник или шестое царство из семи царств мирвоззрения веры Маздаяснийской – философии Ашо Зартошта.
 
Каждый, кто желает достичь седьмого источника Амордад или вечности, прежде должен пройти источник Хордад или чистоту.
 
Амешаспанд Хордад – шестое свойство из семи свойств Ахура Мазды, Хордад или ясность (совершенная чистота) является символом того, что Ахура Мазда в пяти предыдущих свойствах Совершенен и Бесконечен.
Ахура Мазда в Хордад-яште из наска Яшты говорит:
Восхвалющий Амешаспанда Хордада восхваляет всех Амешаспандов.
 
Авеста описывает также множество других свойств Амешаспанда Хордада.
В день праздника Хордадган бехдины, как и древние иранцы, идут к источникам или рекам, и после восхваления Ахура Мазды и Амешаспанда Хордада устраивают веселье и развлечения.

Джашн-е Тирган (Абризеган)
 
День Тир месяца Тир приходится на 1 июля.
 
Праздник Тирган - самый торжественный из праздников древних иранцев и современных бехдинов после Новруза, Мехргана и Саде.
 
Язату Тир соответствует авестийский Тиштрия. Согласно традиции Благой Веры Тир – язат дождя, поскольку в его обязанности входит брать воду из моря Фарах-карт и низводить ее дождем на ахуровскую землю.
 
Тир соответствует звезде Сириусу.
 
В этот день древние иранцы брызгали водой и подметали внутри и снаружи дома, а также одевали новую одежду. Затем из тонкой нити из семицветного шелка и тонкой проволоки, накрученной на нее, делали браслет и называли его Тир-о-Бад (Стрела и Ветер). Этот браслет повязывали себе на руку на рассвете дня Тир, а в день Бад – через десять дней – его развязывали и пускали поветру.
 
В маздаяснийской традиции  рассказывается, что в этот день в Табарестане – нынешнем Мазендеране – аноше раван Манучехр Пешдадид потерпел поражение от Афрасияба Туранского. Один из иранских воинов по имени Араш взобрался на гору Демавенд и пустил стрелу (по-персидски тир) для указания границы между иранцами и туранцами. Согласно традиции веры, стрела летела с рассвета до полудня и вонзилась в толстое дерево – толще которого не было – на берегу реки Аму-дарья. Там пролегла граница между иранцами и туранцами.
 
В день Тирган устраивается и другое торжество под названием Абризеган (день разбрызгивания воды), начало которму было таково:
 
Рассказывают, что во времена аноше равана Пируза Сасанида, деда великого Хосрова Аноше Равана, в Иранском царстве семь лет стояла засуха и не шли дожди. Люди и животные очень страдали. Поэтому аноше раван Пируз отдал приказ молиться в храмах огня о дожде. И вот в день Тирган седьмого года пошел дождь. Чтобы увековечить память об этом дне великий аноше раван Пируз издал приказ именовать этот день праздником Абризеган и в последующие года отмечать его.
 
В день Абризеган бехдины выходят из дому, обливают друг друга водой и веселяться. Во многих соверменных иранских деревнях и некоторых странах иранского корня, например, в Армении, его справляют до сих пор без понимания причины.

 
Медейо-шахам Гаханбар

Гаханбар Чехре Медейо-шахам (Маидьо-шема), длящийся пять дней с дня Хоршид до дня Дей-бе-Мехр месяца Тир, приходится на 29.06 - 3.07
 
Медейо-шахам – второй из шести основных праздников заратуштрийского календаря (гаханбаров). От первого гаханбара Медейо-зарм до второго гаханбара Медейо-шахам 60 дней. Медейо-шахем означает «середина лета». В Виспереде, карде 1, стих 2, гаханбар Медейо-шахам назван временем покосов трав. В этот день была сотворена вода.
 
Традиция веры говорит, что кажды бехдин должен справлять гаханбар и приглашать в гости других бехдинов, угощать их едой и напитками. Если бехдин не может сам устроить праздник и принять гостей, он должен пойти в гости к другим отмечающим праздник. После восхвалений и поклонений бехдины угощаются едой и напитками и устраивают веселье и танцы, поскольку Благая Вера – это вера веселья.
 
Традиция веры так характеризует значимость этого праздника:
 
Кто не будет справлять гаханбар Медейо-шахам и на праздник не пойдет, добрые деяния его уменьшатся на треть и на треть возрастут его грехи.
 
Великий Бундахишн так говорит об этом празднике:
 
Он, Ахура Мазда, эти шесть творений сотворил вшесть периодов времени – гаханбаров. В году 365 дней и 12 месяцев. В каждом месяце 30 дней, а в одном – 35.Каждому дню соответствует имя одного их Амешаспандов, как я об этом расказал. Второй Он сотворил воду в 55 дней, с дня Мехр месяца Ардибехешт по день Абан месяца Тир. Пять дней Он подождал до дня Дей-бе-Мехр. Эти пять дней составляют гаханбар и он называется Медейо-шахам. И во время его Он осветил воду, поскольку прежде она была темной.
 

Джашн-е Амордадган
 
День Амордад месяца Амордад приходится на 25 июля.
 
Амордад (по-авестийски Амеретат) значит «Бессмертие», «Вечность».
 
Амешаспанд Амордад – седьмой Амешаспанд и седьмое свойство Ахура Мазды. В мировоззрении Ашо Зартошта Амордада – это конечный источник, которого старается достичь искатель с тем, чтобы стать бессмертным.
 
Амешаспанд Амордад в телесном мире – покровитель трав и растений. Поэтому как и древние иранцы, современные бехдины в день праздника Амордадаган после посещения храма огня и слушания Авесты вместе с семейством выходят на луг или к подножию гори и устраивают веселье и танцы.

Джашн-е Шахриварган

 
День Шахривар месяца Шахривар приходится на 21 августа.
 
Шахривар по-авестийски Хшатра Ваирья. Согласно традиции веры, Хшатра означает Царство Ахура Мазды в мире. Ваирья означает желание и год. Иными словами Хшатра Ваирья – это год или время, когда Царство Ахура Мазды охватит весь мир: мир духовный и мир телесный. От этого авестйиского слова происходит персидское «шахр», «шахрияри» - владычество, власть.
 
Амешаспанд Шахривар – четвертый Амешаспанд. Этот Амешаспанд является символом власти и могущества Ахура Мазды в духовном мире. В телесном мире Амешаспанд Шахривар – покровитель металлов.
 
В мировоззрении Ашо Зартошта Шахривар – это четвертый источник из семи источников, упомянутых в Гатах. Для достижения седьмого источника – Бессмертия – необходимо с успехом постичь и четвертый источник. Для этого бехдин должен прежде всего следовать в мире власти Ахура Мазды так, как это сказано в молитве:
 
Хшатремча ахураи – «Власть принадлежит Ахуре Мазде!»
 
После бехдин обнаружит, что в Хшатре, т.е. Царстве Ахура Мазды все творения едины и никто из них вновь не прикоснется к небытию.
 
В день праздника Шахривара в Древнем Иране иранцы после рассвета солнца шли в храмы огня и восхваляли Ахура Мазду, а затем доставали из хранилищ старые металлические предметы и обновляли их, ибо согласно традиции Благой Веры бехдин не должен допускать появления на металле ржавчины, поскольку металл чист и приносит много пользы. После этого они устраивали веселье и танцы. Также поступают и сегодняшние бехдины.
 
Паити-шахим Гаханбар

Гаханбар Паити-шахим (Паитиш-хахья), длится пять дней со дня Аштад до дня Анарам месяца Шахревар, что соответствует 12.09 – 16.09
 
В Афаринган-е Гаханбар в строфах с 7 по 12 об этом празднике говорится так: Гаханбар Паити-шахим – в день Анарам. От второго гаханбара до этого праздника – 75 дней. Паити-шахем означает «приносящий хлеб», к этому дню ожидают, что поспеет пшеница и будет собран урожай. В этот день была сотворена земля.
 
Паити-шахим – это третий праздник из шести гаханбаров, начинающийся в день Аштад и завершающийся в день Анарам месяца Шахривар. Как и все остальные гаханбары, он длится пять дней, из которых самым значимым является последний день.

Традиция веры говорит: Каждый бехдин должен праздновать гаханбары, приглашать единоверцев в гости и угощать их пищей и напитками. Если бехдин сам не может отметить праздник, он должен пойти в гости к тем, кто устраивает празднование и после восхвалений и молитв отмечать праздник за столом с едой и напитками, устравать веселье и танцы, ибо Благая Вера – вера веселья и радости.
О значимости этого праздника традиция веры говорит:
 
У любого, кто не отпразднует Паити-шахим гаханбар и на праздник не пойдет, пропадет треть добрых дел, а грехи возрастут на треть.
 
Великий Бундахишн об этом празднике говорит так:
 
Он (Ахура Мазда) эти шесть творений сотворил в шесть гаханбаров года, в котором 365 дней в 12 месяцах, в каждом месяце 30 дней, а в одном – 35. Каждому дню он дал имя одного из Амешаспандов, как я сказал. Третьей Он сотворил землю в 70 дней: от дня Мехр месяца Тир до дня Ард месяца Шахривар. После пять дней подождал до дня Анарам, эти 5 дней – гаханбар Паитишахим. В этот день отмечается установление Им творений на земле.
 

Джашн-е Мехрган

День Мехр месяца Мехр приходится на 2 октября.
 
Джашн Мехрган после Джамшидовского Новруза – величайший и торжественнейший иранский праздник. Поэтому многие древние цари, особенно досточтимые Сасаниды короновались в этот день и клялись язату Мехру (Митре), что до смерти будут защищать страну и Чистую Веру Ахура Мазды. Так поступили, например, Шапур II и Бахрам Гур.
 
Джашн Мехрган начинается в день Мехр месяца Мехр и заканчивается после шести дней празднования и веселья в день Рам. Первый день называется Мехрган-е мардоман (Мехрган людей), поскольку в первый день праздника шах, присутствуя на суде, мог выслушать любое прошение или жалобу без посредников. Одним из самых известных шахов, кто так поступал, был Хосров Аноширван Справедливый, которого приветствовали язаты и амешаспанды. Последний день Мехргана – день Рам – называют Мехрган-е бозорган (Мехрган великих, т.е. вельмож), поскольку всех вельмож Ирана в этот день звали в царский дворец, где после восхваления Ахура Мазды и Амешаспандов и выражения соответствующего уважения царю, устравиались танцы и пиры. Поскольку каждый бехдин должен понимать значение Мехргана, обратимся к словам великого арийского пророка.
 
Ашо Зартошт говорит: Мехрган-е мардоман и Мехрган-е бозорган – оба одинаково велики и значимы. Поэтому празднуйте и тот, и другой.
 
Джашн-е Мехрган имеет два аспекта в традиции Древнего Ирана и Благой Вере.
 
Во-первых, национальный. Как говорится в Благой Вере Маздаяснийской, досточтимый Феридун-шах Пишдади, сын Атбина и Фаранак, из рода Джамшида с помощью Каве, бывшего исфаганским кузнецом в день Мехр месяца Мехр поразил Беюраспа (Заххака арабского), а в день Рам того же месяца заточил его в горе Демавенд и принял царский венец. По его приказу с тех пор и до наших дней празднуется Джашн-е Мехрган (или по-древнеирански Митракана)
 
Во-вторых, аспект религиозный. «Мехр» означает «договор», «клятва», «дружба», «любовь». Язат Митра – один из самых главных язатов Благой Веры. Он является охранителем договоров, заключаемых на земле людьми между собой. В Михр-яште сказано: Если кто-либо в седьмом кишваре земли нарушит договор или клятву, Митра, у которого тысяча ушей и десять тысяч глаз, увидит его и накажет.
 
Каждый год в день Мехргана мобеды и бехдины обновляют свои клятвы и просят Мехр-язата, чтобы тот оказал им помощь в следовании клятвам и договорам. Особенно просят помощи в следующих клятвах: во-первых, клятвах мобедов до самой смерти защищать Бессмертный Огонь и Чистую веру Ахура Мазды, а во-вторых, в клятвах мужчин и женщин быть верными друг другу в семейных узах и воспитании детей.
 

Аясарм (Аятрима) Гаханбар

Гаханбар Чехре Аясарм (Аятрима), длится пять дней со дня Аштад до дня Анарам месяца Мехр, что соответствует 12.10 – 16.10
 
Праздник Аясарм гаханбар – четвертый праздник из шести гаханбаров. В Авесте, в Афаринган-е Гаханбар так говорится об этом гаханбаре: Чехре Аясарм гаханбар празднуется в дни Аштад, Асеман, Замьяд, Мантра Спанд до последнего дня – Анарам. Как и иные гаханбары он длится пять дней, из которых первые четыре посвящены встрече праздника, а последний пятый – самый значимый его день. От третьего гаханбара до Аясарм 30 дней.
 
Аясарм означает время, когда пастух со стадами возвращается с летних пастбищ домой в виду приближения зимы. Согласно традиции Веры Маздаяснийской в этот день была сотворена трава и вся растительность.
 
Все бехдины должны отмечать этот день и угощать гостей едой и напитками. Если кто-либо не может устроить праздник у себя, он должен пойти в гости к единоверам и как и все сначала под руководством мобедов вознести руки в хвале Ахура Мазде, а затем предаться веселью и танцам.
 
Как и иные праздники, Аясарм гаханбар имеет большую значимость и ценность. В традиции веры говорится:
У любого бехдина, кто не отметит Аясарм-гаханбар пропадет треть благодеяний, что он сотворил в жизни, а грехи возрастут на треть.
 
Великий Бундахишн говорит:
Он (Ахура Мазда) эти шесть творений сотворил в шесть гаханбаров года, в котором 365 дней в 12 месяцах, в каждом месяце 30 дней, а в одном – 35. Каждому дню он дал имя одного из Амешаспандов, как я сказал. Четвертой Он сотворил растительность в 25 дней со дня Ормазд месяца Мехр до дня Ард месяца Мехр. Затем пять дней подождал. Эти пять дней называются Аясарм. В этот день отмечается сотворение Им растений лиственных, благовонных, разноцветных и зеленых.
 

Джашн-е Абанган

Джашн (праздник) Абанган, отмечается в день Абан месяца Абан авестийского календаря или 26-го октября.

Язат-бану Ардвисур Анахита – это язат и покровитель текущих вод. Ей поручено оберегать и охранять воды. В Авесте, в Абан-яште Бану Ардвисур Анахита описывается как красивая и прекрасноликая женщина.
 
Некоторые исследователи Авесты говорят, что одежды и облик Бану Ардвисур Анахиты списан с арийской женщины и древние иранские женщины одевались в подобные одежды и так же украшали себя.
Анахита означает «Чистая Вода» или «Текущая Вода». Имя Нахид, которым сегодня иранцы часто называют дочерей, является сокращенной формой этого красивого имени.
 
В учении Ашо Зартошта предписано всячески оберегать чистоту четырех стихий: огня, воды, почвы и воздуха. Поэтому покойный мобед Азарбод Мехреспандан заботу о четырех стихиях назвал одним из столпов Благой Веры.
 
Издревле иранцы никогда не моются  и не моют ничего в проточной воде и ничем не загрязняют ее. Они заботятся о том, чтобы потоки не пересыхали и не терялась попусту драгоценная влага. Чтобы не загрязнять реки у них существовало значительное ограничение на судоходство. В древних книга говорится, что некоторые цари, например, Тирдад Арашкаид, правивший в Армении, из-за того, что не хотел загрязнять воду, не стал ехать на корабле по морю, но отпраивлся сухопутным путем.
 
В день джашна Абанган бехдины, как и в праздник Хордадган, отправляются к ручью или источнику, читают нияеш Аб-Зур, а после предаются веселью и танцам.
 

Джашн-е Азарган

Джашн (праздником) Азарган, отмечаемым в день Азар месяца Азар по авестийскому календарю, что соответствует 24-му ноября по европейскому календарю и 3-му азара по современному иранскому!
 
Азар означает «огонь». Это слово заимствовано из сасанидского пехлеви в современный персидский язык, в котором собственно огонь обозначается древним заимствованием непосредственно из авестийского – аташ (атарш по-авестийски).
 
Язат Азар - один из самых значимых язатов в Маздаяснийской Вере. Этот язат оберегает огонь и прежде всего – Вечный Огонь, горящий в Аташ-каде. В Благой Вере Огонь – это символ Ахура Мазды, поскольку Блистательный Ахура Мазда бесконечен в том смысле, что Он не имеет ничего общего с тьмой – символом зла.
 
Маздаяснийцы восхваляют Огонь как символ и знак Ахура Мазды. Благая Вера не является не огнепоклонничеством, а восхвалителем Огня. Традиция Благой Веры говорит:
 
В Благой Вере Маздаяснийской должно во время чтения молитв стоять лицом к огню.
 
Поэтому враги Благой Веры и древних иранцев называли бединов огнепоклонниками. Это все равно что называть мусульман «каабапоклонниками», а христиан – «иконопоклонниками», что есть неправда.
 
В этот день бехдины идут в Храм Огня и после восхваления Ахура Мазды, Вечного Огня и чтения соответствующих молитв, возвращаются домой, где устраивают веселье и танцы. В этот день из уважения перед Огнем необходимо одевать белую одежду, являющуюся символом Амешаспанда Вохумана.
 
Джашн-е Дэйган

Джашн (праздник) Дэйган, отмечается в день Ормазд месяца Дэй по авестийскому календарю, что соответствует 16-му декабря.
 
Слово Дэй происходит от слова Дадар (Творец), являющимся одним из имен и свойств Ахура Мазды.
 
В авестийском календаре Ахура Мазде посвящены четыре дня: первый – в первый день месяца Дэй, то есть, в день Ахура Мазды (Ормазда), называемый Дэй-руз или Хоррам-руз (16 декабря); второй – восьмой день месяца Дэй – день Дэй бе Азар (23 декабря); третий – пятнадцатый день месяца Дэй – день Дэй бе Мехр (30 декабря); четвертый – двадцать третий день месяца Дэй – день Дэй бе Дин (7 января).
 
Все эти четыре дня называются джашном Дэйган и в Храмах Огня дастуры, мобеды, хербады и все верующие читают Авесту. После чтения молитв бехдины устраивают веселье и танцы.
 
Шаб-е Йалда

Шаб-э ялда – один из древнейших иранских праздников, который восходит корнями к зороастрийскому Ирану(с оговорками) поэтому шаб-е ялда в иране знаменует собой начало зимы.

«Шабе ялда» означает «ночь рождения». Месяц Дей на который приходится 1й день зимы в «Авесте» и других письменных памятниках на языке пехлеви происходит из корня «да» («дать», «сотворить»). Во времена Бируни месяц «Дей» еще называли «хвармах», «хоршидмах» - т.е. месяц солнца.

С учетом того, что «хоррамруз», первый день «деймаха», наступает после самой продолжительной ночи года, то считалось, что связь этого месяца с солнцем основана на истинных началах. Ибо в этом месяце солнце возрождается. Именно с этого дня солнце вступает в новый цикл своего развития, жизнь сельских жителей, связанная с природой обновляется.

Тот факт, что празник сохранился до наших дней можно объяснить целым рядом причин. В древности темное время суток ассоциировалось с господством темных сил, и поэтому ночь зимнего солнцестояния считалась краейне неблагоприятным временем, когда силы зла наиболее опасны. Однако, уже тогда люди подметили, что после этой, самой длинной ночи в году, день начинает прибавляться. А раз в традиционном понимании день означает торжество сил добра, то ночью, после которой день начинает прибавляться, а ночь укорачиваться , силы добра побеждают силы зла. Помимо мифологической, существовала и практическая составляющая сохранения праздника Шаб-е Ялда. Заключалась она в том, что канун праздника приходился на конец сбора ярового урожая, после которого у всех оседлых народов следовал праздник. И конечно, за сохранение этого древнейшего праздника мы обязаны иранскому народу, который крайне бережно относится к своим многовековым традициям.

Обычным занятием иранцев в этот праздник является излюбленное гадание по сборнику стихов Хафиза.

Традиционным кушаньем «шаб-е ялда» являются свежие фрукты и сухофрукты, аджиль: поджаренные соленые фисташки, фундук, грецкие орехи, миндаль, семечки тыквы и дыни, горох. Этот факт говорит о внимании и уважении крестьян к запасам на продолжительную предстоящую зиму, в течение которой никто не может получить что-либо у природы. На столе обязательны гранаты, арбузы и дыни, так как по поверью считается, что они принесут здоровье. В число обязательных лакомств входит халва - она маслянистая и хорошо согревает в холод.

Медьярам Гаханбар

Гаханбар Чехре Медьарам (Маидьярья), длится пять дней со дня Мехр до дня Варахрам месяца Дэй, что соотвествует 31.12 – 04.01
 
Праздник Медьярам – пятый из шести гаханбаров. Как и иные гаханбары он длится пять дней: Мехр, Соруш, Рашн, Фарвардин и Варахрам. Как и в иные гаханбары последний день этого праздника является самым значимым и торжественным.
 
В Авесте говорится, что от четвертого гаханбара до пятого 80 дней.
Медьярам означает «середина года». В древности пастухи к этому дню наполняли амбары, чтобы скот не остался зимой без еды. Согласно традиции Веры Маздаяснийской в этот гаханбар были сотворены животные.
 
Все бехдины должны отмечать этот день и угощать гостей едой и напитками. Если кто-либо не может устроить праздник у себя, он должен пойти в гости к единоверам и как и все сначала под руководством мобедов вознести руки в хвале Ахура Мазде, а затем предаться веселью и танцам.
 
Как и иные праздники, Медьяарам гаханбар имеет большую значимость и ценность. В традиции веры говорится:
У любого бехдина, кто не отметит Аясарм-гаханбар пропадет треть благодеяний, что он сотворил в жизни, а грехи возрастут на треть.
 
Великий Бундахишн говорит:
Он (Ахура Мазда) эти шесть творений сотворил в шесть гаханбаров года, в котором 365 дней в 12 месяцах, в каждом месяце 30 дней, а в одном – 35. Каждому дню он дал имя одного из Амешаспандов, как я сказал. Пятым Он сотворил скот в 75 дней со дня Ормазд месяца Абан до дня Дей бе Мехр месяца Дэй. Затем пять дней подождал до дня Варахрам. Эти пять дней называются Медьярам. В этот день наполняются зимние амбары для скота.
 

Джашн-е Бахманган

 
Джашн (праздник) Бахманган, отмечаемым в день Бахман месяца Бахман по авестийскому календарю, что соответствует 16-му января.

Слово Бахман на авестийском звучит Воху Мано. Воху означает «благой», а Мано – «помысел», отсюда Бахман – Благой Помысел.
 
Амешаспанд Бахман – второй из семи Амешаспандов. В духовном мире он является хранителем блага, а в телесном – животных. Бахман – посредник между Ахура Маздой и добронравными людьми. Так, согласно авестийским и пехлевийским книгам, он привел Ашо Зартошта на встречу с Ахура Маздой.
 
Бахман – второй источник из семи источников учения Ашо Зартошта. Каждый, кто хочет достичь седьмого источника – Амордад, то есть, Бессмертия, должен с успехом пройти и второй.
 
Поскольку Бахман является покровителем скота, чтобы проникнуться уважением к нему, в этот день бехдины не режут скот и не употребляют мяса ни в каком виде. Также не следует есть мясо в день Гуш и день Рам этого месяца. Некоторые бехдины воздерживаются от употребления мяса весь месяц Бахман.

Джашн-е Садэ

Джашн-е Садэ

Праздник Огня, буквально "Сто дней" - Празднуется в 16 день (Мехр) месяца Бахман (Тегеран), как 50 дней до праздника Новруза (середина холодного периода в 100 дней),или в 26 день месяца Атара (Йезд)как 100 дней до Новруза. В ознаменование победы ормаздова тепла над дэвовским холодом на открытой площадке собирается большая куча дров. Когда темнеет, три мобеда и их помощник выносят огонь из храма. Под пение молитвы Аташ Ньяиш они трижды обходят вокруг дров, а потом торжественно их поджигают. В это время принято водить хороводы и веселиться..Считается, что это день обретения огня царем Хушангом. Днем собирают сухой миртовый кустарник,женщины готовят особый ритуальный плов и другое угощение, а вечером зажигают большой костер, радуются и веселятся.

Джашн-е Эсфандган

Джашн (праздник) Эсфандган, отмечается в день Эсфанд месяца Эсфанд по авестийскому календарю, что соответствует 18-му февраля.
 
Амешаспанд Эсфандармад (Спента Армаити) является покровительницей любви и дружбы, в особенности женской любви - в духовном мире, а в телесном мире - покровительницей земли и растительности. Эсфандармад - пятая из семи Амешаспандов. В Маздаяснийской Вере, в учении Ашо Зартошта Эсфандармад является одним из семи свойств Ахура Мазды, одним из источников учения. Каждый, кто хочет припасть к седьмому источнику Амордад, то есть Бессмертию, должен испить из пятого, проникнувшись любовью и почтению ко всему сотворенному Ахура Маздой.
 
В Древнем Иране вплоть до пятого века по арабскому завоеванию джашн Эсфандган был днем женщин и матерей. В этот день женщины не выполняли никакой работы по дому. Этот древний праздник служит нам напоминанием достоинства женщин и материнства.
 

Хамаспат-медейом Гаханбар

Гаханбар Хамаспат-медейом (по-авестийски Хамаспат-маэда)отмечается в последние дни года, следующие за месяцем Эсфанд (или вклюяаемые в него дополнительными днями), что соответствует 16 – 20 марта.
 
Имена этих пяти дней не соответствуют обычным тридцати дням месяцев года (Сирузе), но посвящены пяти Гатам (гимнам) нашего пророка Праведного Заратуштры:
1.Ахнуд (авест. Ахунаваити)
2.Оштавад (Уштаваити)
3.Сепантамад (Спента Маинью)
4.Вахухшатр (Воху Хшатра)
5.Вахиштоишт (Вахштоишти)
 
Шесть гаханбаров суть символы творения мира Ахура Маздой в шесть периодов времени. (Не стоит их сравнивать с библейскими «шестью днями творения», это разные вещи)
 
Согласно традиции Маздаяснийской Веры, Ахура Мазда сотворил мир в 365 дней и шесть гаханбаров. В первый гаханбар Он сотворил небо, во второй – землю, в третий – море и воды, в четвертый – растительность, в пятый – животных, а в первый из дней шестого гаханбара – Гайомарда, то есть, первого человека.
 
Великий Бундахшн говорит:
Эти шесть творений Он сотворил в шесть гаханбаров года, в котором 365 дней в 12 месяцах, в каждом месяце 30 дней, а в одном – 35. Каждому дню он дал имя одного из Амешаспандов, как я сказал. Шестым Он сотворил человека – Гайомарда в 70 дней со дня Рам месяца Дэй до дня Анарам месяца Спандармад (Эсфанд). Затем пять дней подождал до дня Вахиштошт. Эти пять дней называются Хамаспат-медейом. В этот день отмечается сотворение Им своего воинства в земном мире (Согласно Бундахишну в мире происходит война между праведными людьми и лживыми) - фраваши праведных людей.
 
Согласно традиции Маздаяснийской Веры в эти пять дней фраваши спускаются на землю, чтобы повидать своих потомков. В эти пять дней бехдины занимаются уборкой своего жилища, чистят и моют свой дом, а потом устраивают поминовение усопших.
В авестийскому Фарвардин-яште говорится:
Могучие Фраваши праведных мы почитаем, которые в Хамаспатмаэду выходят из мест упокоения, 10 ночей присутствуют на земле. В этот день было сотворено человечество.
 
Современный иранский праздник Чахар-шанбе-сури также происходит от этого гаханбара. Он возник после арабского завоевания, когда обращенные в ислам иранцы стали забывать гаханбары.
 
В последнюю ночь года бехдины выходят на крыши своих домов и разжгаются там яркий огонь. Согласно обычаю мобеды громко читают Авесту и возжигают на огне благовония. Все люди молятся Ахура Мазде о благополучии в наступающем году и восхваляют фраваши.
 
Счастливых и радостных праздников вам!
 
Пребудьте под защитой Истины!

по материалам сайта "Благоверье"

Rus
05 Спента Армаити день.
01 Фраваши месяц.
3755 год ЗРЭ

Спента Армаити день (Ав. Спента Армаити) Святое Благочестие. Покровитель Земли.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 06:44
Завтрашний день начнется в: 06:41
Текущее время Хаван-гах, осталось 04:04 часов.
Рапитвин-гах будет в 13:05 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

с 21/03/2017 по 01/04/2017
26/03/2017