Добро и зло в современном представлении.

Submitted by star72 on

fravahar10.jpg

С давних пор перед человеком стоят вопросы о происхождении зла в нашем мире, о том, что же такое добро и что такое зло. Разные традиции и культуры, мудрецы и философы пытаются дать свой ответ на данный вопрос. Зороастризм, традиция Авесты своими корнями уходит вглубь времен, тысячелетий. В зороастризме вопрос определения добра и зла стоит на первом месте, как наиболее важный для развития человека и всего Космоса. С течением времени у каждой из религий и у ведической культуры, отделившейся от авестийской, сложился свой взгляд на вопрос соотношения добра и зла в нашем мире.
Рассмотрим основные точки зрения известных личностей на эту проблему и прокомментируем их с позиции зороастризма.

Предлагаем вашему вниманию основные точки зрения по этому вопросу, а также свой комментарий к ним с позиции зороастризма. В данной статье мы подвергаем критике не традиции в целом, и не людей, их представляющие (все они уважаемы и достойны почтения), а конкретный взгляд по вопросу соотношения добра и зла. Большинство взглядов сводится к двум. Первый - зло есть, но Бог его допускает (или создал сам) с какими-то целями. Второй – зла нет, причина всего злого кроется в самом человеке.

1. Христианство о происхождении зла:
«зло есть свободный выбор, удаляющий от Бога»

Архиепископ, доктор богословия Иларион (Алфеев) http://hilarion.ru/about

(Происхождение зла. Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие
http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/alfeev_tainstvo_veru_21g-all.shtml
)

hrist ilarion arheev.jpg На заре существования тварного бытия, еще до создания Богом видимого мира, однако уже после сотворения ангелов в духовном мире произошла грандиозная катастрофа, о которой мы знаем только по ее последствиям. Часть ангелов, воспротивившись Богу, отпала от Него и сделалась враждебной всему доброму и святому. Во главе этого отпавшего воинства стоял Эосфор, или Люцифер, само имя которого (букв. "светоносный") показывает, что первоначально он был добрым, но затем по своей собственной воле "и по самовластному произволению изменился из естественного в противоестественное, возгордился против сотворившего его Бога, захотел воспротивиться Ему, и первый, отпав от блага, очутился во зле" (Иоанн Дамаскин).[1] Люцифер, которого также называют диаволом и сатаной,[2] принадлежал к одному из высших чинов ангельской иерархии...
Диавол и демоны оказались во тьме по собственной свободной воле. Каждое разумное живое существо, будь то ангел или человек, наделено от Бога свободной волей, то есть правом выбора между добром и злом.(здесь и далее выделено – С.К.) Свобода воли дана живому существу для того, чтобы оно, упражняясь в добре, могло онтологически приобщаться к этому добру, то есть, чтобы добро не оставалось только чем-то, данным извне, но становилось его собственным достоянием. Если бы благо было навязано Богом как необходимость и неизбежность, ни одно живое существо не могло бы стать полноценной свободной личностью. Часть ангелов, однако, сделала выбор не в пользу Бога, тем самым предопределив и свою судьбу, и судьбу Вселенной, которая с этого момента превратилась в арену противоборства двух полярных (хотя и неравных между собой) начал: доброго, Божественного и злого, демонического.
Учение о добровольном отпадении диавола от Бога является ответом на извечный вопрос всякой философии о происхождении зла. Вопрос о происхождении зла стоял весьма остро перед христианской богословской мыслью, так как ей постоянно приходилось сталкиваться с явными или скрытыми проявления дуализма, то есть такой философской доктрины, согласно которой в мире изначально действуют две равные силы - добрая и злая - управляющие миром и как бы раздирающие его на части. В конце III века на Востоке широко распространилось манихейство (названо так по имени своего основоположника Мани), просуществовавшее под разными именами (павликианство, богомильство, альбигойство) вплоть до позднего Средневековья: в этой ереси отдельные элементы христианства переплелись с элементами восточных дуалистических религий. По учению манихеев, вся совокупность бытия представляет собой два царства, которые всегда существовали вместе: царство света, наполненное многочисленными добрыми эонами (ангелами), и царство тьмы, наполненное злыми эонами (демонами). Богу света подчинена вся духовная реальность, а бог тьмы (сатана) безраздельно господствует над материальным миром. Сама материя является греховным и злым началом: человек должен всячески умерщвлять свое тело, чтобы, освободившись от материи, возвратиться в нематериальное царство добра.
Христианское богословие говорит о природе и происхождении зла иначе. Зло не есть некая изначальная сущность, совечная и равная Богу, оно есть отпадение от добра, противление добру. В этом смысле оно вообще не может быть названо "сущностью", потому что не существует само по себе. Как тьма или тень не являются самостоятельным бытием, но лишь отсутствием света, так зло есть лишь отсутствие добра. Бог не создал ничего злого: и ангелы, и люди, и материальный мир - все это по природе является добрым и прекрасным. Но разумным личным существам (ангелам и людям) дана свободна воли, и они могут направить свою свободу против Бога и тем самым породить зло. Так и случилось: светоносец-денница, изначально созданный добрым, злоупотребил своей свободой, исказил собственное доброе естество и отпал от Источника добра.
Не будучи ни сущностью, ни бытием, зло, однако, становится активным разрушительным началом, оно ипостазируется, то есть становится реальностью в лице диавола и демонов. По сравнению с Божественным бытием активность зла иллюзорная и мнимая: диавол не имеет никакой силы там, где Бог не позволяет ему действовать, или, иными словами, он действует только в тех границах, в которых ему допущено Богом. Но, будучи клеветником и лжецом, диавол употребляет ложь как свое главное оружие: он обманывает свою жертву, показывая ей, будто в его руках сосредоточены могучая сила и власть, тогда как на самом деле у него нет этой силы.
Бог является абсолютно непричастным злу, однако зло находится под Его контролем, так как именно Бог определяет границы, в которых зло может действовать. Более того, по неисповедимым путям Своего Промысла, в педагогических или иных целях Бог иногда пользуется злом в качестве орудия. Это видно из тех мест Библии, где Бог представлен насылающим на людей зло. Во всех этих случаях речь идет не о том, чтобы Бог был источником зла, но о том, что, будучи всецело властен как над добром, так и над злом, Бог может использовать зло для достижения добра или для избавления людей от еще большего зла.
Естественно возникает вопрос: зачем вообще Бог позволяет злу и диаволу действовать? зачем Он допускает зло? Блаженный Августин признался, что он не в состоянии ответить на этот вопрос: "Я не могу проникнуть в глубину этого решения и признаюсь, что оно превышает мои силы", - написал он. Ответив на вопрос о происхождении зла, богословие не дает четкого ответа на вопрос о том, почему Бог, не будучи создателем зла, все же позволяет ему действовать. Говоря об этом, богословствующий ум в очередной раз замирает перед тайной, будучи не в силах проникнуть в глубину Божественных судеб.

2 2. Взгляд суфиев:
«дьявол должен существовать!»

norbekov.jpg
Мирзакарим Норбеков

Очень близок к мировоззрению суфиев современный узбекский и российский деятель нетрадиционной медицины, писатель, академик, доктор психологии, основатель и руководитель организации «Институт самовосстановления человека», автор нескольких книг, вышедших в России и за рубежом многомиллионными тиражами, М. С. Норбе́ков. Обучается в суфийской школе.

Первая передача цикла «Кувшин Насреддина» на радио России (стенограмма).

«Каждая ситуация – учитель, каждая проблема – наставник, мы должны быть им благодарны. Мы должны благодарить дьявола, которого создал Господь Бог. А почему? А потому что именно видя тьму, видя плохое в окружающем, именно тогда мы начинаем ценить добро. Я всегда говорю: дьявол должен существовать! Ведь одно повеление Бога и дьявол уберется. Тогда почему дьявола здесь оставили? Зло, проблемы, трудности должны быть у человека, чтобы он шел в сторону Света.
Болезнь – это есть наставник, учитель. Болезнь мне показывает, что я ушел в сторону зла. У меня всегда такая дежурная шутка – «болезнь и характер – одно и то же». Если у вас геморрой, то и характер у вас… Сами понимаете. Если язва – то и характер у вас…
Болезнь нужно устранять, потому что если она появляется раньше времени, то это первый, важный сигнал тревоги. Того, что человек ушел в сторону смерти, разрушения, образно говоря, в сторону греха (если человек верующий). Вот здесь нужно мобилизоваться. Меня всегда расстраивает среднестатистический человек, который абсолютно все ставит выше, чем сама жизнь. Здесь я хочу сказать – попробуйте найти внутри себя добро, любовь. Вы найдете! За что любить вот этого гада соседа – вы найдете. В любом любимом человеке попробуйте найти что-то плохое. Вы столько плохого в нем найдете, что будете готовы его задушить : ).
Все зависит от нас. Да, все прекрасно, если сравнить с другой жизнью. Любая жизнь будет самой прекрасной по сравнению с более худшей жизнью».

3. Ведическая традиция о «природе темных сил»

trehlebov.jpg
Ведагор, Ведаман - Трехлебов Алексей Васильевич

http://trexlebov.ru/ Ведущий специалист по Ведам.

Трехлебов получал знания от различных Учителей, первым из которых был его отец Василий Никитич. Занятия йогой и духовной практикой сочетались с увлечением альпинизмом. В 1990 году в составе советской сборной по альпинизму Алексей Васильевич, как священнослужитель, помогал в восхождении на Лходзе - одну из высочайших вершин мира. Здесь в горах, в высокогорном буддистском монастыре Тьянгбоче он встретился со своим духовным Учителем - Верховным Инкарнационным Ламой Непала - Нгаванг Тензинг Джангбо. После проведения обряда инициации Алексей Васильевич получил имя (сан) Галцзин-лама. От Учителя он получил наказ, ставший смыслом всей его последующей жизни - направить свою деятельность на духовное возрождение России.
Трехлебов в своей известной книге «Кощуны Финиста» в четвертой главе «Природа темных сил» говорит следующее:

«Какова же природа и в чем суть этого злобного начала? Каким бы странным это ни показалось, но проявление зла необходимо на определенной ступени развития сознания, ибо этот процесс идет через приобретение способности различать Добро и Зло, что, в свою очередь, возможно только при непосредственном соприкосновении с темными силами, то есть через вкушение плода от древа познания Добра и Зла - иначе говоря, через опыт личного страдания, которое в изобилии и предоставляется нам сатаной…
…Отсюда следует, что добро и зло относительны, ибо все демоны исполняют волю Всевышнего, ведь без воли Творца и волос не упадет с головы человека, поэтому Творец есть совершенное благо. При этом зло отталкивает, ибо неизбежно приносит страдания, а Добро притягивает, ибо дает наслаждение и приводит к Всевышнему. Премудрый Творец Природы влил в человека способность себялюбия именно как приманку, влекущую его к горнему: стремясь к достижению желаемого, человек обращается в молитве к неведомой причине всего сущего. …Само же восприятие добра и зла зависит от поставленной цели: то, что служит достижению этой цели, считается добром, а что мешает - злом. Вопрос лишь в том, КАКАЯ ставится цель и КТО ее ставит. Последователи цивилизации ставят своей целью овладение материальными ценностями, тогда как последователи культуры считают своей целью исполнение воли Творца, которая определяет смысл человеческого бытия в нравственно-духовном самосовершенствовании через познание добра и зла. Именно в этом заключается основное различие их мировоззрений.
Деятельность демонических существ контролируется светлыми силами; участь их незавидна, потому что всеми их действиями движет эгоистическое, корыстное стремление к господству над миром; они ненавидят все светлые проявления, пытаясь захватить то, что им не принадлежит. Они отвергают основной закон Творца - всеобщую любовь. Лишая себя любви, они остаются со своим злом и ненавистью, что неизбежно приносит им одно лишь горе.

4 Агни Йога:
«зла не существует»
.

rerih nikol.jpg
Николай Рерих

ТОГДА

Ошибаешься, мальчик! Зла - нет.
Зло сотворить Великий не мог.
Есть лишь несовершенство.
Но оно так же опасно, как то,
что ты злом называешь.
Князя тьмы и демонов нет.
Но каждым поступком
лжи, гнева и глупости
создаем бесчисленных тварей,
безобразных и страшных по виду,
кровожадных и гнусых.
Они стремятся за нами,
наши творенья! Размеры
и вид их созданы нами.
Берегися рой их умножить.
Твои порожденья тобою
питаться начнут. Острожно
к толпе прикасайся. Жить трудно,
мой мальчик, помни приказ:
жить, не бояться и верить.
Остаться свободным и сильным.
А после удастся и полюбить.
Темные твари все это очень
не любят. Сохнут и гибнут тогда.

1916 Н.К.Рерих

sinelnikov.jpg
Валерий Синельников

Схожих взглядов с Рерихами придерживаются многие люди, например известный психотерапевт, автор книг «Возлюби болезнь свою» и др. Валерий Синельников, врач, психолог и толкователь Ведической культуры Олег Торсунов и многие другие уважаемые люди. Они озвучивают именно такую же точку зрения -

  • Зло - (статья в википедии)
  • Очень популярна следующая притча о добре и зле.

    Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос. «Все, что существует, создано Богом?» Один студент смело ответил: «Да, создано Богом».
    «Бог создал все?» спросил профессор. «Да, сэр», - ответил студент.
    Профессор спросил, «Если Бог создал все, значит Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит Бог есть зло». Студент притих, услышав такой ответ.
    Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, что вера в Бога это миф.
    Еще один студент поднял руку и сказал «Могу я задать вам вопрос, профессор?».
    «Конечно», - ответил профессор.
    Студент поднялся и спросил «Профессор, холод существует?»
    «Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?» Студенты засмеялись над вопросом молодого человека.
    Молодой человек ответил, «На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом в действительности является отсутствием тепла. Человек или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фарегейту) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла».
    Студент продолжил. «Профессор, темнота существует?» Профессор ответил, «Конечно, существует».
    Студент ответил, «Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете какое количество света представлено. Не так ли? Темнота это понятие, которое человек использует чтобы описать что проиходит при отсутствии света».
    В конце концов, молодой человек спросил профессора, «Сэр, зло существует?» На этот раз неуверенно, профессор ответил, «Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются не чем иным как проявлением зла».
    На это студент ответил, «Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод — слово, созданное человеком чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света».
    Профессор сел.

    fravahar22.jpg

    Зороастризм об источнике зла

    Заратуштра о двух духах-близнецах

    Прокомментируем приведенные высказывания с позиции зороастризма. Можно сказать, что в христианстве в целом правильное представление о происхождении зла. И зороастрийцы ближе всего к христианскому видению этой проблемы. Мы также считаем, что «исток зла в нашем мире – это свобода выбора». В Гатах (в 30-й главе Ясны) Заратуштра сообщает о двух духах, которые должны были создавать наш мир прекрасным и совершенным

    Перевод Мобеда Фируза Азаргошасба и Рустама Абдукамилова.

    Стих 1: Теперь стремящимся к истине и мудрым буду говорить я о двух явлениях [1] и объясню путь молитвы Мазде Ахуре и путь восхваления Вохумана, благих мыслей! И объясню я также священные знания Аши, истины, дабы могли вы достичь совершенства и тем самым увидеть свет истины и насладиться блаженством рая!

    Стих 2: Слушайте ушами своими высочайшую истину, обдумайте ее тщательно с просвещенным разумом и сделайте выбор каждый — и мужчина, и женщина — меж этими двумя путями, добрым и дурным! Пока не возвещен великий день, или день суда, восстаньте все и старайтесь распространить слова Ахуры (откровение Заратуштры)!

    Стих 3: Два духа-близнеца, что пребывали в мире мысли вначале, были добрым и злым в мыслях, словах и деяниях! Мудрый сделает верный выбор (из этих двух идей), неблагоразумный же не сделает этого и собьется с пути!

    Стих 4: Когда эти два духа достигли друг друга, были созданы жизнь и не-жизнь [2]! Служители лжи и нечестивые встретят худшее духовное существование, служители же истины и праведные насладятся лучшим духовным положением, или духовной поддержкой! Так будет продолжаться вечно!

    Стих 5: Из этих двух духов-близнецов лживый избрал худшие деяния, дух же святейший, обладающий чистым разумом и облаченный в вечный свет знаний, избрал истину! Человек, что совершает достойные награды деяния, исполненный веры, также изберет истину к радости Мазды Ахуры!

    Стих 6: Служители дайвов (дьяволопоклонники) не избрали правильный путь, ибо пребывали они в сомнении и были обмануты! Потому не избрали они правильный путь, но стали служить худшей мысли, дьяволу или гневу, который причина всех дурных деяний, дабы разрушить духовную жизнь людей!

    Стих 7: Тому, кто одарен духовной силой, благой мыслью, правдивостью и чистотой, Армаити или любовью и верой, будут дарованы здоровье и крепость тела! Такой человек, без сомнения, должен одолеть тяжкие испытания жизни и должен быть вознагражден, о мой Владыка, как добрый Твой служитель!

    Здесь совершенно четко говорится о изначальном существовании двух духов-близнецов, один из которых отказался от принципа творчества и любви и выбрал путь паразитизма и разрушения. В результате этот дух зла, Ангра Майнью, вторгся в наш мир, не им созданный, и пытается установить здесь свои порядки. Все самое доброе, светлое и лучшее исходит от Творца, Бога-Создателя. А во всех бедах и проблемах виноват дьявол. Мы, дети Создателя, и должны правильно распорядиться самым главным даром – свободой выбора. Мы должны осознанно выбрать Свет, Любовь, развитие, стремление к гармонии и совершенству, стремясь стать лучше, и развивать мир вокруг, восстанавливая в нем гармонию и целостность.

    Отрыв от изначальной традиции

    Зороастризм и православное христианство во многом близки по своему духу. Не случайно Заратуштра своим пророчеством предрек приход Иисуса Христа. Первыми, кто смог поздравить Иисуса с приходом в наш мир, были волхвы, которые принесли ему свои дары. Сейчас установлено, что это были зороастрийские первосвященники из Персии, ведомые Вифлеемской звездой и словами своего пророка, и они не могли ошибиться.

    Далее в христианстве остаются вопросы без ответов. Да, Бог ограничивает зло, но в каких рамках, границах? Почему он его допускает? И сами богословы признают, что им не понять, почему Бог допускает зло? Возможно, частично, причина этого непонимания в отрыве от корней, от первоначального христианства. Сегодня богословы христианства для разъяснений используют одинаково Ветхий Завет и Новый, а апокрифы древних христиан не признают. А ведь в Евангелии сам Иисус Христос призывает своих приверженцев отказаться от старых законов и прислушаться к его словам (например, Матфей 5: 38 и др).
    Поэтому ссылаться на Ветхий Завет следует очень осторожно. Описание действий Бога там имеют совсем другой источник. Достаточно вспомнить описание происхождения праздника Пасхи, когда «бог» говорит евреям, что убьет всех младенцев, кроме тех, кого они отметят по его наущению. (V глава книги «Исход»). Что же это за «бог»?
    Христианские богословы очень часто ссылаются на Августина Блаженного. (годы жизни 13.11.354 – 28.08.430) До 34 лет Августин исповедовал манихейство, где принципы добра и зла смешаны и перепутаны. Хоть затем он принял христианство, и стал впоследствии признанным богословом, но в своих мыслях, трудах он оставил во многом манихейские взгляды, тем самым подложив в идеи христиан «ложку дегтя». В частности, понятия «раб божий», «страх божий», "предопределение" ввел в христианство именно Августин. Поэтому он для нас ни в коей мере не может быть ориентиром в определении позиции в отношении добра и зла.

    В мире действуют две силы

    Зороастризм же дает четкие ответы на эти вопросы. Границей для зла служит Время. Ангро Манью оказался пойманным в ловушки времени, он может проявляться в необратимом течении времени (Зерван Карана): прошлое – настоящее – будущее. А вот во время, связанное с вечностью (Зерван Акарана), в нематериальный мир Меног ему путь заказан. При вторжении зла Ахура Мазда заключил договор с Ахриманом, который неукоснительно выполняется во времени. Вначале после Эпохи Творения наступает эпоха Смешения, когда зло вторгается в мир, затем следует эпоха Разделения, когда все творения согласно своему выбору разделяются на две части – свет и тьму. Завершается цикл эпохой воссоединения, когда будут очищаться все творения и мир в итоге обретет первоначальную целостность. Данный договор был заключен не из-за слабости Творца, а благодаря его Мудрости. Зная свое творение и возможности духа зла, он выбрал такой путь защиты своего мироздания, поймав Ангро Манью в ловушку.

    Норбеков высказывает свою точку зрения на вопрос появления и значение зла в нашем мире. Практически наверняка он сформировал ее, обучаясь у своих Учителей – суфиев. Суфизм - мистическое течение в исламе, одно из основных направлений классической арабо-мусульманской философии. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов, практикуя которые человек постигает Бога. Суфизм сформировался на востоке под влиянием победившего ислама, поверженного зороастризма и некоторых других учений.
    Норбеков – достойный и замечательный человек, очень многого достигший. Он ставит во главу угла помощь другим людям и преуспевает в этом. По методике, разработанной им, многие тысячи (миллионы) людей излечиваются от неизлечимых болезней, заряжаются верой в Жизнь, обретают силу и смысл своего бытия. Это все здорово и заслуживает всякого уважения. Но чем выше стоит человек, тем больше на него направлено взглядов и тем больше ответственность за слова. И мы не можем согласиться с его заблуждением, которое вкралось в суфизм с манихейством и гностицизмом и которое он озвучил во время радиопередачи:
    «Если в мире есть дьявол, а мир создан Богом, значит, Бог придумал дьявола. Ведь Бог всемогущ и здесь все происходит по его воле. Тогда зло, дьявол выполняет роль злой собаки, которая кусает нас, если мы сбиваемся со своего Пути».
    Такая точка зрения очень популярна сегодня. Любой здравомыслящий человек, пытаясь понять и осознать устройство мира, все происходящее вокруг, делает вывод, что в мире проявлены две силы. Одна творящая, созидающая прекрасное и совершенное, а другая негативная – разрушающая и паразитирующая. Попытку объяснить наличие зла в нашем мире только волей Творца, его желанием сделать людей более сильными и совершенными, как утверждает Норбеков, зороастрийцы считают неправильной.

    zvezdii.jpg

    Где исток зла?

    Эти принципы проявляются у нас на самых разных уровнях – от Космоса (с древнегреческого – «украшение») с его прекрасными звездами и разрушенными мирами, планетами до микрокосмоса – совершенный организм человека и вирусы, вызывающие его болезнь. Везде можно увидеть прекрасный замысел Творца и разрушающий принцип зла. Тогда возникает вопрос – «Почему Творец позволяет злу творить здесь беспредел? Откуда исток зла? Уж не создал ли Бог зло и почему его допускает?»
    В зороастризме есть ответы на эти сложные вопросы. Не зря его называют Доброй Религией, полностью избавляющей и очищающей Бога от зла. Более понятным становится картина мира с позиции зерванизма – сакрального учения зороастризма. В зерванизме считается, что существует Бог-Абсолют, мысли которого воплощаются в Миры, Вселенные. Этих мыслей как и вселенных – бессчетное множество. Одно из имен Абсолюта – Зерван (время), через эманации времени он проявляется в нашем мире, одно из его качеств – пустота, которая является и наполненностью, и по современным представлениям именно пустота стала основой возникновения нашего мира.
    По замыслу Зервана наш мир должны были создавать два великих Духа. Один материальную часть, другой – духовную. Вместе они должны были создать прекрасный мир, каждая частичка которого бы гармонично проходила бы свой путь эволюции. У каждого духа была Свобода Выбора. И вот один из них распорядился ей неверно, выбрав путь паразитизма, тьмы и зла, став Ангроманью. А другой дух сотворил наш мир, одухотворенный Любовью и Светом. Уже после, злой дух напал на этот мир, попытался его захватить и установить здесь свои порядки.
    Чтобы победить Ангра Майнью и очистить благой мир от скверны, Ахура Мазда был вынужден заключить с ним договор на 9 тыс. лет. Так Злой дух оказался в ловушке, которая должна захлопнуться по истечении времени договора. В древнем источнике «Бундахишн» (М., 1997, с. 267) говорится:

    «…благодаря всеведению, Ормазд узнал: «Если я не создам время соперничества, то он сможет мои творения обмануть и подчинить себе, так как теперь в период Смешения, есть много людей, которые совершают больше грехов, чем праведных дел». И Ормазд сказал Злому духу: «Согласись («прими») со временем, чтобы (наша) борьба в период Смешения продлилась девять тысяч лет». Потому что он знал, что с принятием этого (периода) времени Злой дух будет обессилен. Тогда Злой дух, ненаблюдательный и неумный, одобрил такое соглашение, подобно тому, как два воюющих друг с другом человека назначают время: «В такой-то день сразимся». Ормазд, благодаря всеведению, знал, что в течение этих девяти тысяч лет три тысячи все будет происходить по воле Ормазда, три тысячи лет – в смешении (воли) Ормазда и Ахримана, а в последние три тысячи лет Злой дух будет обессилен, и они прекратят противостояние из-за творений».

    Согласно заключенному договору, который неукоснительно выполняется во времени, после эпохи Творения наступила эпоха Смешения, когда зло вторглось в наш мир (под 1° Рака). Со времени Творения мира прошло 14 млрд лет. Сейчас наш мир подходит к эпохе Разделения – на переходе от 30° Девы к 1° Весов, который связан с Фрашегирдом, когда все творения согласно своему выбору разделятся на две части – свет и тьму и получат воздаяние. Завершится цикл эпохой Воссоединения, когда все творения будут очищаться и мир в итоге обретет первоначальную целостность.
    Данный договор был заключен не из-за слабости Творца, а благодаря его Мудрости. Зная свое творение и возможности Духа зла, он выбрал такой путь защиты своего мироздания, поймав Ангра Майнью в ловушку. Зороастрийцы считают, что границей для зла служит Время. Ангра Майнью может проявляться только в необратимом течении времени (Зерван Карана): прошлом – настоящем – будущем. А вот во время, связанное с вечностью (Зерван Акарана), в нематериальный мир Меног, ему путь заказан.

    Представители христианства совершенно правы, утверждая, что исток зла - свобода выбора. Вины на появлении дьявола у нас нет у Ахура Мазды, ни у Зервана. Вина лежит только на самом Ангроманью, который будет отвечать за свой выбор. А зло допущено здесь согласно Договору и потому, что наш мир и есть ловушка для зла, где оно обречено на поражение. А мы с вами, человечество – главная приманка для темных сил. Именно за наши души, связанные с миром Света и идет борьба.
    Приходя в этот мир, человек оказывается на передовой линии фронта светлых и темных сил. Своим выбором мы можем способствовать своему развитию, защите и процветанию окружающего мира. Тогда мы как воины света становимся воинами Добра, вокруг нас создается поле любви и гармонии, в котором нет места злу. Не случайно в зороастризме взят образ воина для описания пути человека. Подумайте, способен ли влюбленный человек на низость, подлость, гадость?
    Если же мы выбираем с позиции эгоцентризма, корыстно, используя ложь и страх, способствуя разрушению мира, то мы встаем на сторону тьмы, отдаем часть своей силы и энергии Ангроманью, продлеваем его существование в этом мире, задерживаем победу светлых сил.И главная задача для нас сейчас – это не только разобраться в том, что есть добро, а что есть зло, но и борьба со злом во всех его проявлениях, не потворствовать ему. Только так мы сможем выполнить задачу, поставленную Богом перед человечеством.

    Единство и разногласия авестийской и ведической традиций

    Трехлебов очень уважаемый человек, действительно служащий возрождению России и заслуживающий самых добрых слов. Он пишет книги, проводит лекции, доносит до людей ведическое мировоззрение, помогающее людям понять себя и мир вокруг.
    Высказывая свое мнение на происхождение и принципы добра и зла, А. В. Трехлебов опирается на ведическое мировоззрение, по своим корням такое же древнее, как и авестийское.

    Еще в 19 веке Бал Тилак, индийский ученый издал свой труд «Арктическая родина в Ведах», в котором научно доказал существование единого истока в глубине тысячелетий за полярным северным кругом у авестийской и ведической традиции. С ним согласны историки, ученые лингвисты, исследовавшие авестийский язык и санскрит. Любой исследователь может обнаружить много общего в Авесте и в Ведах. Но при этом он столкнется и с противоречием. Самое главное – в Ведах дайвы, демоны названы благими, а асуры, ахуры – плохими. В Авесте же наоборот. Почему так вышло?
    Предположительно раскол арийского народа произошел около 4 тысяч лет назад на землях Южного Урала. Заратуштра и его последователи признали Творцом нашего мира – Ахура Мазду (Духа Мудрости), а все плохое в мире – от Ангроманью и его тварей, демонов. Далеко не все были согласны с этим и не признавали откровение Заратуштры. В итоге Заратуштра был убит, его последователи ушли на юго-запад, основав впоследствии персидское государство и сформировав зороастризм. Не согласные представители арийского народа ушли на юго-восток в индийские земли, где и сохраняли ведическую традицию в виде, уже отличном от авестийской. В итоге, в некоторых вопросах, в том числе в определении добра и зла возникли разногласия.
    Взгляд, озвученный Трехлебовым, говорит о том, что зло есть, оно временно и ему надо противостоять. Это созвучно авестийскому взгляду.
    Но его утверждение о том, что дьявол действует по наущению Бога, что Бог чуть ли не создал зло, чтобы его творения, соприкоснувшись со злом, стали более мудрыми и сильными – это серьезное отклонение от истины и для нас неприемлемо.

    Представьте себе такую картину.
    Мудрый отец, стремится, чтобы его дети выросли такими же мудрыми, сильными, замечательными и в чем-то его превосходящими. И для этого он приглашает рецидивиста-уголовника, чтобы он занялся воспитанием его детишек. Дескать, если что-то не так, если будут шалить, то пусть он им как следует «вдарит». Тогда они будут слушаться отца и пойдут за ним. Нелепая картина?! А ведь именно так выглядит представление, что Бог допускает или сам придумывает зло.

    Вопросы о необходимости зла для нас, для нашего духовного роста тоже, к сожалению? популярны. Трехлебов и многие другие так рассуждают. Это абсолютно противоположно зороастризму. Чтобы понять это, предположим, что человек должен сделать очень важное дело, например, построить дом. Он его тщательно обдумывает, начинает строить, но тут он заболевает страшной лихорадкой. У него жар, слабость, все болит, а тут надо дом продолжать строить. Неужели эта болезнь поможет ему быстрее и лучше построить дом? Вряд ли.
    Или пусть представляющие свое развитие через необходимость соприкосновения со злом попробуют жить и духовно развиваться в комнате, кишащей паразитными насекомыми (порождения зла, хравстрой по-авестийски), когда их постоянно кусают клопы, москиты, кишат тараканы и пр. Вряд ли у них это получится быстро и успешно.

    Светлые силы контролируют силы тьмы

    Да, это так. Но это не значит, что светлые силы создали их и направляют демонов на провинившихся, оступившихся людей.
    Нет в мире никакого необходимого баланса добра и зла. Баланс Света и тьмы определяется только данным моментом времени. Как на войне, например, идет битва советской армии с фашистами и в какой-то момент линия фронта где-то проходит. Это не значит, что фашизм был нужен человечеству, что он навсегда здесь, что баланс соотношения сил советской и немецкой армий постоянен и нужен навсегда. Наступит момент и армия Гитлера будет отброшена с оккупированных территорий, разбита и уничтожена, а сам Гитлер сгорит в бункере. Так же будет и с силами тьмы.
    Кстати, это сравнение не случайно, многие моменты космической битвы сил света и тьмы были отражены в ходе Великой Отечественной войны. Гитлер напал на СССР 22 июня – в момент вхождения Солнца в знак Рака, что по зороастрийскому космогенезису соотносится с втрожением Ангроманью в наш мир. Все ключевые битвы и победы советской армии происходили в даты древних зороастрийских праздников – гаханбаров, как символ победы арийских богов над их осквернителями. А день победы 9 мая точно совпал с праздником Спентамана, Святого Духа, что символизирует окончательную победу светлых сил.

    Когда человек болеет и его иммунитет сражается с вторгшимися вирусами, в его организме тоже проявляется баланс сил здоровья и болезни. Вирусы, при всем своем примитивизме являются достаточно наглядной моделью зла. Одни клетки пытаются захватить организм, паразитировать на нем, а другие защищают организм, сражаются с захватчиками. Но это только срез времени на данный момент. Для человека совсем нет необходимости болеть и всегда сохранять данный баланс. После выздоровления вирусы совсем исчезнут, и баланс будет совсем другим – здоровых и развивающихся клеток.

    Выбор наших первопредков – Фравашей

    Зороастрийский взгляд категоричен – дьявол совсем не нужен нам для развития, наш мир изначально был задуман без зла. Он был гармоничен, целостен и совершенен, как и Творец, его создававший. Зло появилось из-за неправильного выбора духа, который также должен был создавать нашу вселенную. В результате, мы, как и все творения оказались в вынужденной ситуации, когда зло вторглось сюда. И мы вынужденно с ним соприкасаемся, потому что мы дети Творца и помогаем ему излечить мир от вторгшихся вирусов зла, вернуть первоначальную целостность. Очень показателен фрагмент из Бундахишна («Основ творения»), в котором наши первопредки Фраваши, на совете с Хормаздом принимают решение воплотиться в этом мире для борьбы со злом добровольно, руководствуясь мудростью.

    По завершении своего духовного и материального творения Хормазд был готов к предстоящей борьбе. В то же самое время, как выясняется, в невидимом мире были сотворены души или Фраваши всех людей. И Хормазд знал, что только если они согласятся спуститься на землю, чтобы вести борьбу, ему будет обеспечена конечная победа. Итак, Хормазд "созвал совет с сознанием и Фравашами людей, и вдохнул в них всеведущую мудрость, говоря:
    "Что кажется вам более подходящим: чтобы я облек вас в материальную форму, и, будучи воплощены, вы станете бороться с ложью и уничтожите ее, и чтобы в конце мы воскресили вас, целостных и бессмертных, и восстановили в материальной форме, и чтобы навечно вы стали бессмертными, не стареющими и не имеющими врагов; или же, чтобы все время вас приходилось охранять от Врага?" И Фраваши людей, благодаря всеведущей мудрости, увидели, что в этом мире им придется страдать от Лжи и Ахримана, но зато в конце, который наступит в Последнем Теле, они будут воскрешены свободными от вражды Ахримана, целостными и бессмертными, навечно и навсегда, и они согласились сойти в материальный мир".

    «Хормазд подобен мудрому садовнику»

    Также можно процитировать следующий зороастрийский текст, в котором Творец, Хормазд уподобляется мудрому садовнику, вырастившим прекрасный сад – свое мироздание. А вторгшийся дух зла подобен злому и тупому зверю, который пытается все захватить и разрушить.

    Сиканд Гуманик Вазар Глава IV, §§ 63—80

    "(63) Хормазд подобен хозяину сада или мудрому садовнику, чей сад вознамерились извести вредоносные и пагубные звери и птицы, учиняя порчу плодам и деревьям. (64) И мудрый садовник, чтоб уберечься от хлопот и избавить свой сад от этих зловредных тварей, изобретает средства, чтоб изловить их, (65) вроде западней, капканов и силков для птиц, (66) так что, когда тварь видит ловушку и стремится избежать ее, тут она и залавливается по незнанию устройства западни или силка. (67-8) Очевидно также, что если зверь попадет в ловушку, то он пойман не от совершенства самой ловушки, но по причине превосходства ее изобретателя. (69) (Ибо) человек, который является хозяином сада и изобретателем ловушки, знает точно, в своей мудрости, как велика сила зверя и как долго он может продержаться. (70) Сила и мощь, заключенные в теле зверя, сводятся на нет его собственной борьбой, и они расходуются в той мере, в какой он пытается затоптать западню, и разорвать силки, и уничтожить их. (71) Поскольку его силы (для этого) недостаточно, мощь его сопротивления слабеет, и он устраняется из действия. Тогда мудрый садовник, приводя в исполнение свой замысел и зная собственные нужды, вытаскивает его из ловушки; и (хотя) его звериная сущность остается, он лишается возможности применять свои способности к делу. (72) А силки и западни неповрежденными садовник возвращает в свой амбар, где он снаряжает их заново.
    (73) Итак, Создатель Хормазд, Спаситель своих созданий и Распорядитель творенья, Бог, который устраняет Принцип Зла от дел, подобен садовнику, который защищает свой сад от того, что вредит ему. (74) А этот зловредный зверь, губитель сада, это проклятый Ахриман, который нападает и разрушает творенье. (75) Большая ловушка — это небо, куда добрые существа приходят, подобно гостям, и которым пленен Дух Разрушения и его отродья. (77) А силки и западни, которые препятствуют зловредному зверю в достижении его стремлений — (78) это время, установленное для битвы с Ахриманом, с его силами и оружием, известное как Время Долгого Господства; (79) последнее через борьбу со зверем в этой западне и ловушке разрушает его мощь. (80) Лишь (сам) Создатель мира может снова привести свои создания ко спасению от вечной вражды и может возобновить их великое продвижение, подлинно, как мудрый хозяин сада заново снаряжает свои силки и ловушки".

    В мире идет постоянная борьба за души людей

    Очень популярно сейчас также утверждение о том, что никакого зла (Духа зла) в мире нет. Все сложности и проблемы нашего мира объясняются тем, что человек сам удалился от Бога и в итоге сам стал источником зла. Такие суждения имеют силу, потому что миры Света и тьмы находится вне материального мира. Мы не можем взять и пощупать чёрта как в истории Гоголя «Ночь перед Рождеством», покататься на нем и убедиться, что зло реально, а не мифическое. Поэтому любые рассуждения на эту тему по сути бездоказательны и кто бы чего не говорил, никто не может явно доказать свою правоту. Поэтому остается довольствоваться взглядами древних традиций и своими рассуждениями.
    Да, реального проявления зла в мире не существует. В зороастризме изображать Ангроманью запрещено, так как считается, что это только тень, по сути ничто. Духовная чистота мыслей дает прозрачность, свет проходит беспрепятственно. А любые злые, грязные мысли приводят к тому, что наша сущность перестает пропускать свет, начинает отбрасывать тень. Проявляться зло может только через души людей, склоняя их к неверному выбору, вовлечению в свою орбиту зла.

    Представлять, что люди сами, без посторонней «помощи» дошли до такой жизни и довели мир до такого состояния не верно. Значит стоит предположить, что наш Творец не очень хорош, раз создал нас такими уступчивыми ко злу (ведь «яблоко от яблони не далеко падает»). Или уж мы сами настолько плохи и невежественны, что сами себя до такого доводим.
    Предположим, человек едет на автомобиле по дороге, все в порядке. Но вдруг он выезжает на обочину и начинает крушить и себя и машину просто так, сам по себе. Кажется нелепо? А ведь известны мифы и легенды, что ранее был золотой век, что люди были мудры и всеведущи. А потом испортились сами по себе? Не проще предположить наличие другой силы, заинтересованной, чтобы сбить людей с Пути? Как будто кто-то бросил грязь на лобовое стекло движущегося автомобиля. Тогда станет понятна вся ситуация.

    Посмотрите на мир, в котором мы живем. В космосе есть разрушенные планеты, многие их орбиты неустойчивые, разрушаются звезды, целые миры. Создатель создал такой несовершенный мир? Или человек своими проступками так смог далеко воздействовать? Если посмотреть на уровень микрокосмоса - многие микроорганизмы находятся в балансе и взаимообмене, но среди прочих есть откровенные вирусы-паразиты, стремящиеся захватить более совершенный организм. В природе помимо благих животных и созданий также есть паразиты – клопы, комары, глисты и т.д. Нелепо утверждать, что все это сотворил Творец, чтобы кого-то кормить, испытывать или человек смог их создать себе для развлечения. Гораздо более логичнее, разумнее предположить, что все-таки существует некая другая сила, проникшая в наше мироздание и пытающая на различных уровнях воспроизвести нечто себе подобное.

    ringay0.jpg

    Многие читали книгу Толкиена «Властелин колец» (или смотрели одноименный фильм). В жанре фэнтези автор рассказывает о битве темного и светлого, отражая древние мифы. Главный противник светлых сил – Саурон, некая злая сущность, которая стремиться к абсолютной власти и контролю над миром. Незримо, на духовном уровне он может обольщать и искушать другие создания, вовлекая их на темный путь служения злу. Саурон смотрит за миром с помощью своего ока.

    sauron.jpg

    Этот образ заимствован из древних авестийских легенд. Считается, что Анрго Манью при вторжении в наш мир выбили глаз, он стал одноглазым. С тех пор его так и изображают (такой образ во многих культурах, даже у Воланда Булгакова в "Мастере и Маргарите"). Во "Властелине колец" четко показано, что герои (например маг Саруман), выбравшие путь зла, сделали свой выбор сами. Но этому их выбору очень способствовал дух Саурона. Хоть произведение можно воспринимать как сказку, но в каждой сказки есть свой «намек, добрым молодцам урок». Можно предположить, что противостояние света и тьмы имеет похожее проявление и в нашем мире.

    Ответственность и воздаяние

    Очень часто обвиняют религиозных деятелей, утверждающих, что зло, злой дух существует в том, что эта позиция лишает людей ответственности. Пример таких рассуждений - «Если все вокруг или в тебе самом что-то не так, – то в этом виноват дьявол, а не ты. Он в ответе за все плохое, а мы всего лишь жертвы его злого влияния».
    Для зороастрийца ответственность – одно из основных качеств. Считается, что первопричина всего плохого – Ангроманью, но человек, приходя в этот мир, обладает свободой выбора. Ангроманью заинтересован, чтобы человек поддался слабости, искушению, совершил проступок и отдал свою силу миру зла, но задача человека – суметь этому противостоять, не поддаваться на провокации, не смотря ни на что жить в любви, счастье и гармонии, не оставляя никакого шанса злу для проявления. Так что зороастризм утверждает, что вина за все негативное в мире не только у Ангроманью, но и на людях, которые сделали неправильный выбор и будут за это отвечать по всей строгости космического закона.
    Так что идея, что причина болезней, войн, страданий находится в людях отчасти верна. Да, это люди, в чем-то ошиблись, встали на темную сторону и как результат – получили такое воздаяние. Но главный режиссер и организатор, провокатор всех неприятностей – Ангроманью. Считается самое главное его злодеяние – это лишение людей знания, мудрости. Поясним это с помощью древнего зороастрийского текста.

    Суждения Духа разума [Дадестан-и меног-и храд]
    Спросил мудрец у Духа разума: «Почему ("если") коровы, овцы, птицы, пернатые и рыбы ("каждый") должным образом обучены своим навыкам ("знаниям"), а люди, пока они не выучатся и не приложат много труда и усилий, не могут обрести и узнать ("человеческие") навыки ("знания")?»
    Дух разума ответил: «Люди при первоначальном творении были так мудры, что когда они совершали благодеяния и грехи, то они своими глазами видели награду за благодеяния и наказание за грехи, и ни один грех не исходил от людей. А затем лживый Ахриман скрыл награду за благодеяния и наказание за грехи, и именно об этом сказано в Авесте: "Из всего зла, что создал для творений Ормазда проклятый лживый дух, он скрыл четыре (вещи, (что) наихудшее и тяжелейшее, а именно: вознаграждение за благодеяние, за грех) наказание, мысли людей и конец дел". И по этой причине он распространил по миру много религий и греховных верований. И из-за незнания людьми добрых дел и деяний каждый этому очень верит и считает хорошей ту религию, которой обучен, и особенно сильной ту религию, (благодаря) которой у него будет власть. Но тот (приобретет) господство и власть Виштаспа, царя царей, кто благодаря знанию несомненному и надежному обретет веру праведную и правдивую, что в слове творца Ормазда, исключительно от Зардушта из рода Спитамы, который ясно, понятно и верно разъяснил все дела мирские и духовные из доброй веры маздаяснийской. Ведь нет никакой (иной) веры, из которой можно было бы уяснить дела мирские и духовные так понятно и ясно. И из-за их большой испорченности они /т.е. иные верования/ настолько искажены и смешаны, что (их) начальные слова не соотносятся со (словами) срединными, а срединные — с заключительными».

    Благодаря этому Ангроманью обрел способность вовлекать людей в свою орбиту зла. Например, не случайно подмечено, что там, где устанавливается режим демократии – то происходит резкое падение уровня образования, т.к. именно так люди становятся электоратом, легко ведомыми и управляемыми.

    Теперь касательно популярной притчи о добре и зле. Конечно, теория относительности верна. Холод – отсутствие тепла, тьма – отсутствие света, зло – отсутствие добра. Но откуда берутся холод и тьма? Кто-то или что-то ограничивает тепло и свет, ставит им барьер. Так и зло просто так не может возникнуть, нужна чья-то воля, свободный выбор в сторону не Любви. Источник света есть, а источника тьмы нет, правильно. Но нужен кто-то (или что-то), что стало бы преградой для света, то, что его затмило и создало тень, тьму. Так что притча, на которую ссылается В. Синельников, совсем не может быть доказательством отсутствия злого духа Ангра Майнью.

    Есть только один Путь – это Путь Истины

    В Авесте Бог создатель, Ахура Мазда поднят на небывалую высоту (это отмечают все исследователи зороастризма). Сам Творец, его творение – мир и мы, его дети совершенны, прекрасны, все связано только со светом, любовью, гармонией и красотой. А все злое и негативное, разрушение, паразитизм, страдания связаны с Ангроманью, злым духом, который неверно распорядился свободой выбора. Вторгшись в этот мир, не им созданный, он оказался в ловушке. Чтобы вырваться из нее он пытается вовлечь в свое поле зла как можно больше сущностей, в первую очередь нас, людей. Да, некоторые здесь делают свой выбор в сторону зла, усиливая тьму и продлевая ее дни. Но в конечном итоге зло будет побеждено, изгнано отсюда, все творения будут очищены и восстановлены. Так говорится в Авесте.
    В одном из фрагментов «Зерван намага» есть сравнение Ангроманью с злым человеком, который проходя вдоль моря, увидел прекрасный город на дне. Он нырнул в воду и давай крушить, наводить здесь свои порядки. Но сам он не рыба, жабр у него нет, это совсем не его мир и среда обитания. Как бы он не старался, воздуха у него становится все меньше и меньше. Наступит момент, когда воздух совсем закончится, и он вылетит из этого мира как пробка.
    В древности, встретив незнакомого человека, спрашивали «Какой твой Бог? Во что ты веришь?» И по ответу судили, что это за человек. Чему верить, мы выбираем сами. Можно выбрать веру в Бога, который причастен к злу, действует с дьяволом на пару, представить, что человек сам по себе источник зла или предположить, что никакого зла просто нет. Мы свободны в выборе. Для зороастрийца Бог лишен какой-либо ответственности за зло, человек – его прекрасное творение, пришедший в этот мир, чтобы одолеть врага, помочь вылечить болезнь, вернуть целостность мира.
    Считается, что древняя авестийская традиция много тысячелетий назад дала исток всем современным традициям. Как от ствола древа растут новые ветви, побеги так и новые культуры традиции подпитывались от Авесты. Но в каждом дереве могут завестись жучки, которые начнут его подтачивать, разрушать. Именно такие «жучки» - непонимание принципов истока, природы добра и зла появляются со временем в новых традициях. Важно их найти, распознать и убрать, чтобы древо прочно росло здоровым и развивалась. Именно к этому мы и стремимся.

    В Авесте есть фраза «Есть только один Путь – это Путь Истины. А все остальное беспутье». Хочется пожелать вам выбрать Путь Истины и уверенно и достойно идти по нему.

    «Кто-нибудь может возразить, что поскольку существует множество противоположностей, как то: добро и зло, свет и тьма, благоухание и - зловоние, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, радость и боль и т.д., то тогда должна быть и множество разнообразных принципов. Ответ таков: несмотря на то, что противоположности могут носить разные имена и быть многих видов, все же они сводятся к двум именам, которые подобны семени, заключающему в себе все остальные — это Добро и Зло. Разнообразие имен и видов, существующее кроме них, представляет собой лишь ветви, развивающиеся из этих двух семян; и нет на свете ничего, что не охватывали бы эти два принципа».
    «Сиканд Гуманин Вазар. Глава VIII»

Разделы