Некогда в Персии был обычай приносить царям священные подарки, символизирующие счастье, силу и мудрость. Золото, драгоценные камни и благовония считались проводниками благодетельных сил земли, в них сконцентрированных, святой их эссенцией.
"Золото, ладан и смирну" маги привезли с собой в Вифлеем, чтобы подарить их Царю и Первосвященнику — Младенцу Иисусу. Перед Рождеством Спасителя маги уже знали "по звездам", кто должен родиться.
Несколько веков спустя сын священника Агурамазды Селман-Перс (Селман-Эль-Фаризи) искал и нашел новоявленного Пророка — Магомета. Три имени — Магомет, Али и Селман — составляют священную триаду шиитской мистики. Обе религии — христианство и ислам — соединены с маздеизмом этими двумя преданиями.
Повествование евангелиста Матфея, отметив чудесное пришествие волхвов, больше о них не упоминает. Селман-Эль-Фаризи, бывший священник Агурамазды, "маг", оставался с Магометом неразлучно и стал его ближайшим Товарищем, как свидетельствует "Предание".
Христианское предание (легенды и апокрифы) тоже не раз возвращается к теме волхвов. Мы знаем "Каспара, Мельхиора и Балтазара", изображаемых в рождественском вертепе в виде представителей трех рас и людей различного возраста.
"Волхвы", т.е. "маги", — это слово употреблено у евангелиста и означает: персидские "мобеды", священники Агурамазды. Это они составляли в тогдашней Персии священную коллегию и носили титул "магов"; никто, кроме них, не носил этого титула. Предание превратило персов в представителей трех рас, но это — позднейшая интерпретация.
В Евангелии не так: "Во дни царя Ирода пришли в Иерусалим волхвы с Востока" (Матф. 2, 1); "И, получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою" (Матф. 2, 12) — не "в страны свои", а в "страну", т.е. обратно в Персию (1 - В книге Езекииля и второго Исаии имеются намеки на религиозные верования персидских зороастрийцев. Значительно позже мы находим их в апокрифическом "Евангелии Детства". Это маги, следовательно, члены персидской религиозной коллегии священников, первыми приходят с дарами на поклонение Божественному Младенцу в Вифлеем. В седьмой главе арабского "Евангелия Детства" об этом событии сказано даже, что приход магов явился осуществлением предсказания Зороастра. — О т р а н Шарль. Предыстория Христианства. Том II. Вокруг Ариев. Париж, 1944.)
Разве не поразительна точность, с которой маги "по звездам" определили время рождения Иисуса? Ведь для того, чтобы так скоро после рождения Чудесного Младенца явиться в Иерусалим, а оттуда — в Вифлеем, нужно было вовремя отправиться в далекий путь — откуда такое знание? "Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Матф. 2, 2)2 (2 - Марко Поло рассказывает слышанную им в Персии легенду, что маги отправились в путь из Казгана.).
.
Маги первыми в мире узнали и исповедали Спасителя, принеся Ему дары как Первосвященнику и Царю. Каким образом эти персы могли быть зорче всех других людей в мире?
"И се звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, я вошедши в дом увидели Младенца с Мариею, Материю Его, и падши поклонились Ему; и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Матф. 11, 9-11).
Много земных царей рождалось на земле, но ни к одному из них маги не приходили с дарами. Не было ли у них действительно какого-либо пророчества, как утверждают авторы арабского апокрифического "Евангелия Детства", или особого знания о имеющем совершиться духовном событии?
Но самое удивительное — это поведение магов после поклонения. Неужели же, найдя Чудесного Младенца, которого они сами же признали Царем и Первосвященником, маги впоследствии не интересовались ни Его жизнью, ни проповедью? Даже если те маги, которые приходили на поклонение в Вифлеем, умерли к тому времени, когда Иисус Христос начал свою проповедь, то неужели же они ничего не завещали своим преемникам, и неужели же преемники их оказались такими равнодушными? Может быть, тайно, в толпе, посланники могли быть и при Нагорной проповеди, и при воскрешение Лазаря, на Голгофе и о день воскресения в Иерусалиме? Кто знает? На эти вопросы вряд ли можно будет когда-нибудь ответить утвердительно или отрицательно; но самое пришествие волхвов соединило прошлое и будущее необъяснимой и непонятной для нас связью.
Как же сами маздеисты понимают пришествие Христа в мир, и нет ли у них какого-либо особого взгляда на Воплощение?
— Иисус Христос, — говорят маздеисты, — пришел не только для того, чтобы основать христианскую религию, и не для того, чтобы исправить всех тех, кто упорствует в своей злой воле3(3 -Христианство с первых веков стало проникать в Персию, в частности, в более поздние времена в Персии изобиловали самые разнообразные христианские секты (VI-VII вв.), воззрения которых могли повлиять на маздеистов.)
. Спаситель захотел явить на земле прообраз Человека будущего века, который откроется после Страшного Суда и конца этого мира. От Альфы до Омеги в Нем был явлен весь божеский и весь человеческий путь. Он снизошел в человеческую форму, озарил ее своим Духом и поднял ее на тот уровень совершенства, на котором грех и смерть уничтожаются. До Него и после Него — увы! — высшим достижением людей была лишь доступная для твари степень обожания, т.е. максимальная полнота выявления в себе Фраваши. Мудрецы всех народов шли и идут этим путем.
Отвергая волю низшего "Я", т.е. "человека-формы", они раскрывают в возможной полноте заложенную в них искру подобия Божия. Получается неравновесие: человеческое, плотское этим путем отрицается и подавляется; аскеты враждуют с жизнью и плотью. Неправильно истолковывая подобный путь, некоторые философы утверждали, что человек божествен в своей сущности.
Скрытого в нас Незнакомца, Фраваши, они настолько отождествляли с Творцом, что, — получалось у них, — между Творцом и творением как будто нет разницы.
Мы говорим, что пребывание в Боге, достигаемое святым в конце пути, не разрушает личного бытия их и не изменяет природы, соединенный с Богом пребывает в Нем, но в то же время он есть не Бог, а творение Божие.
Воплощение же Спасителя вносит совершенно новый принцип в мир. Со времени явления Его новый мир (т.е. будущий, преображенный) начинает присутствовать в старом.
Спаситель — совершенный Бог и совершенный человек, в Нем дано равновесие между двумя природами.
Если говорить дальше, нужно произнести невероятные при нынешнем внутреннем состоянии людей слова: к идее возможного обожения твари Спаситель прибавляет идею возможного очеловечения Бога, т.е. эта идея поднимает человеческое на такую высоту, что наш ум с трудом может себе это представить.
Лишь немногие великие святые, следуя примеру Спасителя, могли понять и понести на себе тяжесть такого равновесия; большинство же людей, шедших и идущих духовным путем, на деле идут лишь дорогой Ветхого Завета, т.е. стремятся выявить в себе только дух, не думая и не размышляя о преображении плоти,
Спаситель приходит перестроить мир таким образом, чтобы в нем стали необязательными все его ветхие законы: смерть отменяется, пол переходит в ангельский чин, тела просветляются, и вся земля становится новой. Еще в то время, когда история человечества началась на исчезнувшем ныне континенте Ма, люди приняли от Бога обетование о пришествии Спасителя и о грядущем преображении мира. Маги получили от отдаленнейших предков это откровение и хранили его в чистоте; поэтому, когда срок пришел, они были готовы.
Сказано в древних писаниях: "Обновление мира, как остров среди океана зла; царство небесное для "внешних людей" приходит втайне, как самое незаметное событие".
Маги пришли поклониться явлению Равновесия.
В момент рождения Спасителя, среди "ветхой вселенной возникла новая, еще никогда не бывшая".
Проповедь, Страсти, Смерть и Воскресение являются последовательным раскрытием Рождества: в момент Рождества обновление мира началось, в момент Воскресения — завершилось.
Завершилось не только для тех, кто исповедует христианскую религию, но также для всех других, для верующих и неверующих, для живших и еще имеющих жить, для животных, для растений, для минералов, для стихий, для всего мира.
Полное значение Воскресения в том, что Спаситель явился в никогда еще не бывшем на земле преображенном теле будущего века.
Он — Первенец, Он — Прообраз человека будущих времен, с Него началось Новое Царствие, которое будет.
Мир как будто бы две тысячи лет спустя остается таким же злым и темным подножием Аримана.
Но явленное в нем чудо равновесия духа и плоти — больше, чем вся сумма наличного и возможного зла.
Мир оправдан Спасителем и с момента Его явления тяготеет к верховному Концу; наступление Конца — величайший момент будущего, подобный вылету из "кокона этого мира" сияющей "бабочки" мира будущего.
Но для наступления преображения мира, по учению зороастризма, необходимо, чтобы сумма добрых мыслей, добрых слов и добрых дел превысила сумму зла намного: "Тогда Саошиант придет во второй раз и утвердится навеки царство Божие, царство Агурамазды".