Глава XVII Новая эра. Методы запада и востока

Мистическое учение о человеке как о вечном, бессмертном духе, Фраваши, стремящемся восстановить свое утраченное целостное сознание для того, чтобы воссоединиться с Богом и с высшей духовной жизнью, может многим показаться "восточной фантазией". В Индии, однако, мы встречаем аналогичную идею об "Атмане", изложенную в Упанишадах и в сочинениях целого ряда учителей различных браманических школ. У мистиков Ислама мы тоже находим близкие к маздеизму воззрения — частью, быть может, заимствованные из тех же индусских и персидских источников. В христианской мистической литературе — в православном "Добротолюбии" ("Филокалия"), равно как и в писаниях многих католических святых, — мы находим описания тех же высших духовных состояний, о которых говорит Восточная мистика1(1 - Православные: Макарий Великий, Исаак Сирианин, Авва Дорофей, Кассиан Римлянин, Симеон Новый Богослов, учение о Св.Духе св. Серафима Саровского и т.д.
Католические: св. Иоанн Креста, Екатерина Сьенская, Великая Тереза, Ренсбрук Удивительный, св. Бонавентура, Франциск Ассизский и т.д.). Сходство свидетельств просветленных всего мира не есть "странствования идей", заимствования одними у других или случайное совпадение. Подобно тому как физические законы одинаковы для всех людей, законы духовные также одни и те же. Различная терминология не мешает святым всего мира, всех эпох, всех народов совпадать в содержании духовного опыта, и если бы начать подбирать соответствующие цитаты, ко многим положениям маздеистов нужно было бы прибавить выдержки из творений мистиков всего мира.
"То, что вам, европейцам, кажется недоказуемым и неуловимым, например, "Дух", "душа", — может быть познаваемо и доказуемо, — говорят маздеисты. — На протяжении многих тысяч лет главным интересом лучших людей на Востоке были вопросы: Кто такой человек? Кем он становится после смерти? Каковы пути у Богу? Что такое истинная жизнь?
С большой настойчивостью, строя на опыте свои исследования, Восток пришел к возможности не только размышлять в этой области, но и экспериментировать".
Маздеизм обращен не столько к прошлому, сколько к будущему: он хочет быть провозвестником новой эры в истории человечества. В представлении своих последователей маздеизм не умирающая религия, но религия будущего. Само ее название от слова "Мазда" — "Дух" — указывает, что грядущая мировая цивилизация должна выявить в себе более полно, чем до сих пор» начало духа. Агурамазда — Дух, человек в истинной своей сущности, тоже бессмертный дух.
Полное понимание этого, по убеждению маздеистов, откроет человечеству дорогу к новой цивилизации, в которой осуществится синтез между наукой и религией.
Раса "прозрачная", т.е. людей высшего типа, умножится на земле.

До настоящего времени маздеисты насчитывают около 400 000 "прозрачных", появившихся среди третьего послепотопного человечества. В их списках содержится много европейских имен, начиная с древности вплоть до самого недавнего времени. Радио и телевидение теперь могут помочь нам представить себе те силы, которыми владеют посвященные на Востоке.
"Есть различные формы способности мозга к радиации, — говорят они, — радиус действия мозговых волн может давать удивительные результаты".
Многие силы, ставшие нам известными лишь в последние десятилетия, были известны на Востоке с глубокой древности. Разница состоит лишь в способах овладения и управления этими силами, а также в том, что восточные мудрецы не использовали своих знаний для внешней техники. Открыв какую-нибудь силу, европейцы строят аппараты вне человека, употребляя для их постройки вещества неорганического мира. Восточная традиция усиливает действие органов человека, т.е. строит аппараты внутри человека, используя для этого свойства и качества мозговых и нервных клеток, нам не известные. Если я не ошибаюсь и правильно понял их, техника первой допотопной цивилизации была основана не столько на совершенстве машин, сколько на совершенном владении человеком заложенными в нем силами2(2 - Речь идет о первой великой цивилизации материка Ма в Тихом океане.)

Как далеко то время, когда какой-нибудь отдельный человек мог взять на себя ответственность перед целым народом и утверждать, что только он знает истину, что им найдено раз и навсегда универсальное знание. Новое время слишком убедительно показало
По многим свидетельствам, ламы в Тибете умеют производить путем психических сил многие феномены в физическом мире, например перемещение скал, дождь и т.п.нам относительность всяких знаний, всякой догмы. В наши дни никто не может отрицать существование правды и у других народов. Потребность настаивать на своем, отрицать ценность того, что есть у других, была естественна в прежнее время, когда разъединенные трудностью сообщений народы не знали друг друга и ощущали себя "центром мира". Новые века снесли перегородки между народами, но много еще нужно сделать для того, чтобы уничтожить до конца всосавшиеся в плоть и кровь наследственные предрассудки.
Если бы Персия не прошла через столько иностранных завоеваний, если бы в течение веков ее территория не представляла из себя почвы, на которой скрещивались самые разнообразные влияния, маздеизм, по всей вероятности, был бы по своему кругозору значительно уже, чем теперь.

далее