Авестийские Яшты и зороастрийский календарь

Submitted by Ramyar on

Автор: Михаил Чистяков
Повседневные зороастрийские молитвы зафиксированы в "Хордэ Авесте" ("Младшей Авесте"). Она предназначена специально для общинников, в отличие от "Ясны", "Висперата" и "Видевдата", которые используются в основном жрецами.
Согласно "Младшей Авесте", общинник в первую очередь должен ежедневно почитать Солнце и Митру, пять стражей дня (им посвящены специальные молитвы — Гахи), а также Язада-покровителя того дня, когда происходит богослужение. Как известно, зороастрийский год начинается в день весеннего равноденствия, когда Солнце входит в зодиакальный знак Овна. В каждом месяце 30 дней, каждый из которых связан с одним из 30 ангелов-Язадов. Из месяца в месяц они повторяются. Краткие молитвы-мантры этим Язадам и их спутникам собраны в авестийском "Сироза" ("Тридцатидневнике"). Более же полное индивидуальное богослужение осуществляется по авестийским "Яштам".
Яшт — это гимн, посвященный какому-то Язаду и названный по его имени. Все названия яштов — поздние пехлевийские, хотя сам текст яшта — на авестийском языке. Поэтому, например, гимн Ахура Мазде называется на пехлеви "Хормезд Яшт". Один и тот же Яшт в различных редакциях может иметь разные названия, более или менее поздние. Например, гимн Веретрагне называют и "Бахирам Яшт", и "Варахрам Яшт".
Сейчас Яштов чуть более двадцати, но не вызывает никаких сомнений, что в полном тексте Авесты Яштов было гораздо больше. Сохранившиеся Яшты расположены в порядке соответственно дням зороастрийского календаря, но не для всех дней есть гимны. Для некоторых дней зафиксировано даже несколько Яштов. Например, в день Тир читается как гимн Тиштрьи ("Тиштар Яшт"), так и гимн Вананду ("Вананд Яшт"). Ясно, что раз этот день связан с небесными стражами-звездами, существовал и гимн Сатавайсе, и гимн Хапто-иринге, а возможно, и всем звездам вместе (поскольку в Авесте сохранились мантры для звезд вообще), но эти Яшты, к сожалению, были утрачены.
Первый гимн — "Хормезд Яшт" — посвящен самому Творцу Ахура Мазде, покровителю 1 дня (дня Ормазд). Для этого дня этот Яшт является основным богослужебным текстом. Его можно читать в течение всего дня, лучше всего утром после обычных молитв и перед сном. Этот Яшт универсален. Поскольку Ахура Мазда — Бог, создатель всех Язадов и благих творений, гимн, посвященный ему, верующий может читать в качестве богослужебного текста в любой день месяца, в любое время дня или ночи. Преимущество перед другими имеют дни Дэй (Творца), то есть 8, 15 и 23 дни месяца. В эти дни читать "Хормезд Яшт" настоятельно рекомендуется. Также его читают во время переезда на новое место жительства.
"Бахман Яшт" (гимн Воху Мано, Благой Мысли) сохранился только во фрагментах, которые, вероятно, уже в поздние времена были присоединены к "Хормезд Яшт", поэтому гимн Ахура Мазде является ритуальным и для второго дня месяца.
Второй гимн — "Хафт Амешаспенд Яшт" (Хаптан Яшт) — посвящен семи Амеша Спента (Бессмертным Святым). Его основа — мантры Бессмертным Святым из "Сироза" ("Тридцатидневника") плюс несколько строф прославления Амеша Спента, повторяющихся 7 раз. "Хафт Амешаспенд Яшт" читают в первые 7 дней месяца, то есть в дни, посвященные Амеша Спента. Кроме того, этот гимн читают в дни Дэй, то есть в 8, 15 и 23.
Третий гимн — "Ардабахишт Яшт" — посвящен Аша Вахиште (Наиблагейшей Истине или Наилучшему Законопорядку) и Айрьяману Ишье (Желанному Айрьяману, духу-покровителю ариев), с особым упоминанием Суры и Саоки (Силы и Пользы). Его основа — прославление Аша Вахишты и Айрьямана, мантры, посвященные им ("Ашем Воху" и "Айрьяма Ишье") и их чудодейственной силе против всевозможных демонов-дайвов. Яшт читается в первую очередь в 3 день месяца утром, в полдень и после заката, но его рекомендуется читать и каждый день.
Специальные гимны, посвященные Хшатра Вайрье и Спента Армайти утрачены, поэтому в 4 и 5 дни месяца читаются другие Яшты.
Четвертый из сохранившихся гимнов — "Авердад Яшт" (Хордад Яшт) — посвящен Хаурватату (Целостности) и читается в 6 день месяца, с ним связанный. Этот Яшт можно читать и в другие дни месяца, в любое время, но наилучшее время для его чтения — ночью после полуночи или перед рассветом.
Гимн Амертату (Бессмертию), с которым связан 7 день месяца, не сохранился.
В 8 день, который связан с Творцом и Амеша Спента, читают "Хормезд Яшт" и "Хафт Амешаспенд Яшт".
9 день находится под покровительством Атара (Огня), но, несмотря на то, что к Огню зороастрийцы относятся особенно трепетно, и ему посвящено много звалебных слов и глав во всех частях Авесты, отдельного "Атар Яшта" не сохранилось (существует, правда, специальная молитва Огню — "Аташ-и Бахирам Ньяиш", но она не относится к тридцатидневнику).
Зато отлично известен "Абан" или "Ардуи Сур Бано Яшт" — гимн Водам Ардви Суры Анахиты (Ардви Сильной Непорочной). В Авесте он стоит пятым, а посвящен 10 дню месяца — дню Вод. Это один из самых больших и красивых Яштов. Начальные строфы гимна стали основой обиходной молитвы Водам ("Ардуи Сур Бано Ньяиш").
Начиная с 10 дня, несколько дней подряд имеют "собственные" Яшты, которые расположены в Авесте в том же порядке, что и дни в календаре.
Для 11 дня особое значение имеет шестой гимн — "Хуршед Яшт" (гимн Солнцу), который целиком входит в ежедневную молитву Солнцу ("Хуршед Ньяиш"). Этот Яшт читают также в 4, 16, 27 и 30 дни месяца (дни Шахривар, Мехр, Асман и Анарам соответственно), которые имеют отношение к Небу.
В 12 день читается седьмой гимн — "Мах Яшт" (гимн Луне), который, в свою очередь, целиком входит в молитву Луне ("Мах Ньяиш"), читаемую три раза в лунный месяц. "Мах Яшт" читают, кроме того, во 2, 14 и 21 дни, имеющие отношение к животным (дни Бахман, Гуш и Рам соответственно).
Восьмой гимн — "Тиштар Яшт" (гимн звезде Тиштрьи) — читается в 13 день. Поскольку этот день связан не только с Тиштрьей (страж неба и звезда Сириус, от которой зависит круговорот небесных вод), но и со звездами вообще, вероятно, читались гимны и другим стражам неба, но из них сохранился только "Вананд Яшт". "Тиштар Яшт" также читается в 6, 19 и 22 дни месяца, соответственно день Хордад (день Хаурватата — покровтеля воды), Фарвардин (день Фраваши — им специально посвящена строфа 34 Яшта) и Вад (о котором говорится в строфе 32).
В 14 день месяца читается следующий, девятый гимн — "Гуш Яшт", или "Дрвасп Яшт". Гуш — пехлевийский вариант авестийского Геуш Урвана, которому посвящен этот день, а Дрвасп (авест. Дрваспа) — "Дающий здоровье лошадям", ангел-покровитель животных вообще. Этот Яшт, так же как гимн Луне, читается во 2, 12 и 21 дни (Бахман, Мах и Рам). Лучшее время для него — после полуночи до рассвета.
15 день — день Дэй.
Десятый гимн — знаменитый "Михир Яшт" (гимн Митре) — читается в 16 день месяца, день Митры, ангела договора, владыки проявленного мира. Несколько строф из этого яшта являются основой "Михир Ньяиш" (ежедневной молитвы Митре).
Одиннадцатым гимном в Авесте является "Срош Яшт Хадохт", гимн Сраоше (ангелу послушания, внимания и молитвы), и читается он, конечно, в 17 день, то есть в день Сраоши. В Авесте сохранилось целых два гимна Сраоше. Первый из них, который называется просто "Срош Яшт", не относится к тридцатидневнику и включен в основную зороастрийскую литургию — Ясна (глава 57), почти сразу за Гатами Заратуштры. Этот гимн не входит в число перечисляемых Яштов, поэтому номера не имеет. Иногда его называют "Яшт 11а". Что касается "Срош Яшт Хадохт", о котором здесь идет речь, то он восходит к утраченному наску (части) 20 Авесты, к "Хадохт Наску", отсюда и его название. Сраоша — один из важнейших бойцов воинства Истины (Аша) против лжи (друдж), поэтому этот Яшт можно читать каждый день, в любое время дня и ночи, кроме полудня.
В 18 день (день Рашн, Справедливейшей Справедливости) читают двенадцатый гимн — "Рашн Яшт". Этот Яшт читают также в 7, 26 и 28 дни (дни Амордад, Аштад и Замьяд).
В 19 день месяца (день Фраваши) читают тринадцатый гимн — "Фравардин Яшт". Фраваши — духи-хранители праведных и сами праведные как воплотившиеся Фраваши. К этому Яшту у зороастрийцев особое отношение. Он один из самых больших по размеру и древних по содержанию. Гимн состоит как бы из двух частей: первая — прославление Фраваши и их деяний, вторая — почитание всех Фраваши, то есть всех праведных поименно, начиная с самого Ахура Мазды и заканчивая будущим Спасителем.
В 20 день месяца читают четырнадцатый гимн — "Бахирам Яшт", посвященный Веретрагне (Победе), который покровительствует этому дню.
В 21 день месяца читают пятнадцатый гимн. Он называется "Рам Яшт" и посвящен, как видно, Раману Хвастре (букв. Покой Добропастбищный), который покровительствует этому дню, но речь в нем идет исключительно об ангеле Вайю (букв. Веющий, или Ветерок).
22 день посвящен ангелу Вад (Ветру), но "Вад Яшт" не сохранился.
23 день — день Дэй.
24 день — день Дайны Вангхви (Доброй Веры, Религии), и в этот день читают шестнадцатый гимн — "Дин Яшт" (гимн Дайне), в котором прославляется в первую очередь Чиста Разишта (Справедливейшее Учение, Мировоззрение).
В 25 день, который связан с Аши Вангхви (Благим Распределением, Раздачей по заслугам), читается хорошо известный "Ард Яшт", который является семнадцатым гимном.
Восемнадцатый гимн — "Аштад Яшт" (гимн Аштад) — читается не только в 26 день (день самой Аштад), но и в 18 день (день Рашн). Сами слова Аштад и Рашн происходят из одного корня и переводятся как Справедливость, но Аштад — женского рода, а Рашн — мужского, и они дополняют друг друга.
27 день связан с Небом — Асман, но Яшт, посвященный ему, не сохранился. Зато сохранился Яшт, посвященный ангелу 28 дня месяца Замьяд (Земле). Это девятнадцатый гимн, который называется "Замьяд Яшт" (гимн Земле). Впрочем, Земле там посвящена только первая часть (первые восемь строф), остальной текст посвящен Хварну.
К последним дням — 29 (Мантра Спанд, Святая Молитва) и 30 (Анарам, Безначальный Свет) — Яштов, к сожалению, не сохранилось.
Двадцатым яштом считается "Вананд яшт", гимн стражу-звезде Вананду, который должен читаться в 13 день (Тиштрьи). Это самый короткий из Яштов, за вычетом вступительных и заключительных стандартных молитв, состоящий всего из одной строфы. Тем не менее, он входит в канон. К Яштам также относят, но уже без специального соотнесения к календарю, такие тексты как два фрагмента из "Хадохт Наска" (первый — хвала молитве "Ашем Воху", второй — о судьбе души после смерти), "Виштасп Яшт" (гимн царю Виштаспе, покровителю Заратуштры), "Африн Пайгамбар Зартошт Яшт" (Прославление Заратуштры) и, конечно, хорошо известный гимн Хаоме — "Хом Яшт", включенный в основную литургию Ясны (главы 9-11), который иногда называют двадцатым Яштом, а "Вананд Яшт" считается двадцать первым.

Разделы