Последователи Заратуштры: «добрые, великодушные» …

О последователях Заратуштры исписаны горы бумаги и нет, видимо, надобности повторять известные истины. Справедливости ради замечу, что в литературе о парсах мы обнаруживаем немало поверхностных суждений, некорректных оценок. Я лишь скажу несколько кратких замечаний о влиянии учения Заратуштры на его последователей.

В первом же предложении работы 3. А. Рагозиной читаем: «Из числа так называемых языческих религий, всё ещё исповедуемых большей половиной человеческого рода, нет ни одной, заслужившей в такой мере внимания и уважения, как религия парсов, которых принято называть, хотя и ошибочно, «огнепоклонниками». Приведённые слова были написаны в начале нашего просвещённого XX века. Здесь всё верно, кроме одного: вряд ли можно считать термин «огнепоклонники» ошибочным.

Он оказался вполне жизненным, им пользуются многие учёные для обозначения последователей Заратуштры. Термин связан с ролью, которую играет огонь в быту и духовной жизни парсов. Значит, название «огнепоклонники» не является случайным или ошибочным.

Однако же всё подвластно действию времени. И религии, как известно, имеют свою судьбу. Совершенно очевидно, что за более чем два с половиной тысячелетия своего существования учение Заратуштры не могло сохраниться в первозданном виде. С изменениями в жизненном укладе, в идеологии носителей веры изменялись, пересматривались некоторые её положения.

Реформаторы религии обычно стремятся «модернизировать» отдельные положения веры, мешающие прогрессу верующих. Консервативные силы в этих условиях выступают как её преданные защитники, как ортодоксы. Между реформаторами и ортодоксами идёт постоянная борьба. История зороастризма в этом смысле не составляет исключения. Например, по поводу поклонения Агни — божеству Огня — профессор Э. Б. Тайлор заметил: «... развитие зороастризма привело к результатам весьма обычным в истории религии: прежний, имеющий непосредственное значение обряд выродился в символ и сохраняется в новой теологии в весьма изменённом значении».

Сказанное относится не только к изменению ритуала поклонения Агни «Огню», но ко всему тому, что становится тормозом, препятствием на пути прогресса парсов. Мэри Бойс акцентирует внимание на том, что «священнослужители-парсы в из-менившейся ситуации оказались отсталыми, невежественными и бедными» лишь из-за из консерватизма, верности образу жизни своих предков, в то время как миряне «пользуясь благами прогресса, стремились к знаниям и материальному благополучию».
Сегодняшняя община парсов во многом отличается от общин своих давних единоверцев, хотя борцов за «чистоту веры» было немало.

Но основные этические принципы считались неприкосновенными. И это весьма благотворно сказывается на образе жизни парсов. М. Бойс заметила, что выдающиеся парсы конца XIX века описываются людьми примерно одинакового склада и даёт им самые лестные характеристики. «Парсы, — пишет она, — добрые, великодушные и в основном сдержанные, ведущие простой образ жизни, собранные и суровые в воспитании своих горячо любимых детей, неутомимо деятельные, оптимистичные и полные страстного желания служить своим близким, способствовать добрым делам и искоренять зло и пороки, будь то невежество, бедность, болезнь или социальная несправедливость».

Самих парсов сравнительно мало, примерно 140 тысяч. Они в основном живут в Бомбее. Но необходимо подчеркнуть, что учение Заратуштры регламентирует, оказывает влияние не только на образ жизни общины парсов. Некоторые требования веры существенным образом повлияли на формирование других религиозных учений. Я уже не говорю о том, что живущие рядом, с пар-сами не могут не испытывать влияние своих соседей, постоянно стремящихся к добру и справедливости, неустанно ведущих борьбу со злом. Позволю себе повторить одно место из Авесты:
«Вначале была пара близнецов, два духа, каждый с особым родом деятельности. Это — добро и зло в мыслях, словах и делах. Выбери одного из этих двух. Будь добрым, не злым».

Особый интерес представляют покаянные формулы парсов, никогда не забывающих вечную борьбу добра и зла. Здесь есть, в частности, такие слова:
«Я каюсь во всех грехах, созданных злым Ангра Манью среди созданий Ахура-Мазды назло ему. Того, что было волей Ахура-Мазды, создателя, и что я должен был думать, я не думал; того, что должен был говорить, я не говорил; того, что я должен был делать, я не делал. В этих грехах раскаиваюсь я в мыслях, словах и делах, телесных и духовных, земных и небесных, в трёх словах: прости, о бог, я каюсь в своём грехе. В том, что было волей Ангра Манью, и чего я не должен был думать, но думал, чего не должен был говорить, но говорил, чего не должен был делать, но делал, — в этих грехах раскаиваюсь я мыслями, словами и делами, телесными и духовными, земными и небесными, в трёх словах: прости, бог, каюсь» ... «Да будет сокрушен Ангра Манью, да возвеличится Ахура-Мазда».

Ещё раз напомним ранее высказанную мысль. Вряд ли мы найдем другую религию, которая бы с подобным постоянством напоминала мирянам необходимость соблюдения требований высокой нравственности, анализа своих мыслей и поступков, осуждения своих слабостей и ошибок.
Возникает вопрос: «Как смотрятся парсы в современном сложном мире, работает ли учение Заратуштры на благо или во вред мирянам?»
На поставленный вопрос нужно дать вполне однозначный ответ: учение Заратуштры в реформированном виде влияет на его последователей благотворно, поскольку оно проповедует идеи справедливости, зовёт к честности и порядку на земле. Зороастризм, по единодушному мнению исследователей, является одной из самых благородных и гуманных религий.

Небезынтересно, что в своё время правители индийских княжеств соперничали друг с другом... из-за бежавших от преследований парсов: каждый из них изъявил готовность поселить этот трудолюбивый и честный народ в своём княжестве. И, нужно заметить, выиграли те, кому удалось принять к себе беженцев.
Говорят, что об уровне общественного сознания коллектива следует судить по положению в нём женщины. И это вполне справедливо.
На фоне широкого распространения в Индии системы затворничества (система пурда), предполагающая глухую изоляцию женщины, исключение её из активной общественной жизни, немалый интерес представляет положение женщины у парсов.

Автор известной книги «Мать Индия» Кэтрин Майо писала, что в Бомбее — крупнейшем центре парсов — система пурда значительно слабее. Она объясняет данное явление, в значительной мере, влиянием парсов. Женщина у персов имеет очень высокий общественный статус, что оказывает благотворное влияние и на положение их иноэтнических подруг.

Согласно статистике за 1921 год, по сведениям той же К. Майо, 93 процента всех парсов Индии проживало в городе Бомбее. Из каждой тысячи парсов-мужчин 800 были грамотными, в то время как из такого же количества индусов гра-мотными были 115. Ещё разительнее данные о числе образованных женщин. Из каждой тысячи парсиянок грамотными были 672, а из такого же количества женщин-индусок— только 14.
Замечу, что через полстолетия в Индии грамотность среди мужчин составила около 40 процентов, среди женщин около 19 процентов. (Грамотность населения городов, разумеется, выше). Необходимо отметить, что индийское правительство принимает энергичные меры по стимулированию женского образования.

Парсы построили на земле Индии много храмов, в которых горит вечный огонь. Самым древним, самым почитаемым из них считается храм Иран-Шах в Удвада. Как утверждают, огонь в этом храме пришел сюда из Ирана примерно 1300 лет назад, и с того времени поколения парсов заботливо поддерживают его. И этот священный огонь укрепляет последователей Заратуштры в борьбе со злом, укрепляет их в добромыслии, добрословии и добродеянии.

Да будет так.