Зороастрийская цивилизация с древнейших времен до падения последней зороастрийской империи в 651 году н. э.- Дастур Д.-р Манекджи Нуссерванджи Дхалла NY, 1922
ГЛАВА VI
Зороастрийский взгляд на жизнь
Заратуштра находит место встречи божественного и человеческого в сердце человека. Религиозные верования народа кавиев до прихода Заратуштры были в основном
унаследованы от эпохи пишдадийской династии. Однако они различали гораздо большее количество добрых и злых сил, находящихся в ведении природных явлений; и, по мере роста рассудочного интеллекта, начали наделять их, помимо физического, моральным или духовным значением. Таким образом, свет стал рассматриваться как физическое соответствие истине, а тьма — лжи. Следовательно, у ангела света была двоякая обязанность бороться с тьмой и заблуждением. Также в процессе обожествления сил природы человек пришел к олицетворению собственных хороших и плохих качеств. Каждая добродетель взращивалась каким-нибудь ангелом или добрым гением, а каждый порок — каким-то злым демоном. Эти двое находились в непрекращающемся боренье, а человек проживал свою жизнь среди сражающихся. У него было столько же владык, чтобы служить, как и врагов, с которыми нужно было сражаться, и, хотя его усилия по борьбе со злыми силами облегчались помощью
полученной милости от своих невидимых защитников, он был обязан умилостивить
их постоянно жертвоприношениями и сложными ритуалами. Его общение с небесными покровителями было самым формальным.
Божественное и человеческое находились на неизмеримом расстоянии друг от друга.
Эти дозороастрийские божества имели своим жилищем внешний мир. Человеку пришлось искать их в небе и на земле, в воде или среди деревьев. Заратуштра научил их погружаться глубоко в свою внутреннюю природу, чтобы почитать божественное. Пророк провозгласил единого верховного Бога, к которому человек мог обращаться с теплотой своего сердца как человек к человеку, или как друг другу Ахура Мазде — таково имя этого несравненного и бесподобного существа.
Этический дуализм Заратуштры. По учению пророка, есть две первоначальные силы, одна благая, а другой злая, действующие в мире, одна за истину и праведность, другой — за ложь и зло.( Ясна 30. 4, 5 ; 45. ) Поле битвы, на котором эти первобытные силы добра и зла, праведности и бесчестия ведут свои войны, — это внутренний мир человека. Человеческая жизнь — это буря. Грохот бури, которая бушует в груди человека, громче воя любой бури на земле. Счастлив человек, переживший бурю. Таким образом, Заратуштра излагает предписания, направляющие человеческие импульсы и мотивы изнутри и провозглашает внутреннюю чистоту, как наилучшее благо в жизни. (Ясна 48. 5) Все правильные слова и правильные действия происходят от праведного мышления, а оно, в свою очередь, проистекает из чистого ума. Чистота ума — лучшее из богатств, и Воху Мана, Благой Разум — первое среди небесных существ, созданных Маздой, есть его высшее выражение. Каждая зороастрийская молитва начинается и заканчивается пламенной клятвой верной души, которой она будет придерживаться
в добрых мыслях, добрых словах и добрых делах; и отречением от злых мыслей, злых слов и злых дел. Каждый должен взять на себя свое бремя, и никогда не сможет возложить его на другого.
Человек всегда должен пользоваться своей свободой воли и выбирать для себя между двумя первоначальными духами добра и зла. (Ys. 30)
Воля Доброго Духа есть праведность, и праведность для человека во всём. Земная жизнь находится в безопасности на скале праведности. Злоба есть само существо Злого Духа, и злоба есть его воля. Он всегда преследует человека и, подняв голову, зовет свои соблазнительные товары, чтобы заманить его. Горе тому, кто в своей немощи попадается в сеть и преклоняет колени перед архиискусителем. Враг человека силен, но еще сильнее — Ахура Мазда. Если человек обращается к нему и ищет его защиты, Ахура укрепит его в борьбе со злом и направит
его на пути праведности. Бороться с искушением и побеждать его в своей собственной личности — первая трудная задача человека. Человек добровольно избрал быть товарищем по оружию с творцом добра, бороться с творцом зла на земле как личным врагом. Ему предписано не дожидаться агрессии ангра-майнью, прежде чем взяться за оружие для самообороны против него. Быть всегда в наступлении на зло есть лучшая защита против него. Очевидно, что «будь добрым» и «избегай зла», универсальная мораль Заповедей мировых религий и этических систем мира была бы слишком пассивной для такого воинственного взгляда на жизнь. Прежде, нежели «делать добро» нужно «сопротивляться злу» — это активные и воинственные формулы, которые предлагает Заратуштра для принятия человеком.
За Зло воздается не добром, а карающим правосудием. Война со злом, по его учению, есть этическая необходимость. Непротивление злу неправильно; оно аморально, бездуховно. Ахура Мазда уготовил человеку высокую честь быть его сотрудником по продвижению добра и его соратником в войне против сил зла. Человечество вооружается во имя добра. Эта война стара как мир и будет продолжаться непрерывно до тех пор, пока, наконец, человечество не нанесет сокрушительное поражение силам зла и не свяжет самого Повелителя Зла узами бессилия. Правда в конце концов победит ложь, добро будет всепроникающим, а зло исчезнет. Мир будет нравственно совершенен, ибо несовершенства пройдут, Царство нечестия будет сметено прочь с лица земли, и Царство правды будет установлено человеком во всей Вселенной.
Вся жизнь, как борьба — доминирующая нота зороастризма. Наряду с этическим дуализмом, проповедуемым пророком в Гатах, его преемники разрабатывают основательную систему космического дуализма. Таким образом, дуализм во всех сферах жизни остается характерной чертой религиозной мысли в Иране. Добрый дух работает для сплочения и созидания, Злой Дух — для распада и разрушения. Две результирующие силы постоянно находятся в состоянии войны друг с другом. Они не знали покоя с тех пор, как началось время мира. Отдых немыслим, ибо он свел бы все существование к ничто. Этот воинственный взгляд на жизнь — вклад Заратуштры в религиозную мысль и практику. Земная, как и небесная жизнь, является результатом этого вечного военного противостояния. Животная жизнь и растительная жизнь возможны только через него, и даже человеческая жизнь сохраняется исключительно благодаря этому вечному закону полярности. Например, это связано с постоянным действие двух противоположных сил, благодаря которым земля продолжает вращаться на своей годовой орбите вокруг Солнца. Таким образом мир удерживается, с одной стороны, от отрыва от животворящего солнца и бегства в темное и безжизненное пространство, а с другой стороны, удерживается от того, чтобы чрезмерно сблизиться с солнцем, и возможности исчезнуть, погрузившись в его огненную массу. Точно так же физическое тело человека является ареной непрекращающейся борьбы за сохранение жизни и сопротивления тенденции к уничтожению. Каждое упражнение жизненно важных функций и каждое мышечное движение обязательно включает в себя потерю клеток и тканей, которые, пока продолжаются жизнь и здоровье, будут быстро и эффективно восстановлены. Однако вскоре сил восстановления системы становится меньше, чем отходов, в результате появляются болезни, первое предупреждение о приближении смерти. Жить, идти вперед, значит бороться. Жизнь достигает наивысшей интенсивности, когда борьба жесточайшая, потому что тогда и вся жизненная деятельность проявляется в полной мере; расточительство жизненных сил непрестанно, но и восстановление постоянно. Когда борьба прекращается, жизнь кончается. Этот вечный закон борьбы работает не только в физическом сфере, но и распространяется на социальную и нравственную жизнь человека. И не заканчивается на человеке. Война между силами добра и зла преобладают как в небесном мире, так и в земном. Ангра-майнью находится за гранью видимого мира и проявляет себя через физическое, социальное и моральное несовершенство. Мир в котором обитает человек, полон несовершенств. Идеальный мир еще впереди, и это должен сделать человек. Каждый маленький триумф физическими усилий, каждая справедливая реформа общественной жизни и каждый шаг в нравственном развитии человека является ослаблением власти ангра-майнью над миром и уверенное движение к совершенству, которое грядет.
Физические несовершенства. Мир, как мы видим, находится в постоянном движении. Нет ни покоя, ни отдыха, все есть движение и борьба. Источник этой борьбы есть не пассивная инерция мертвой массы материи, а активное противодействие деятельной силы, желающей зла и ставящей препятствия земному существованию от головной боли до землетрясений. В начале творения Ахура Мазда простер свою творческую длань, чтобы обуздать и усмирить первозданное беззаконие природы, чтобы построить космическую вселенную. Ангра-майнью и есть само беззаконие, оспаривающее предполагаемую Творцом цель. После долгих мучений, вызванных этой борьбой, первобытный хаос породил вселенную, которая, хотя и удивительно хороша, полна несовершенств. Породив палящий зной и леденящий холод, засуху и голод, выгоревшие степи и бесплодные пустыни, град и ураганы, землетрясения и циклоны, смертоносные топи и малярийные болота, эпидемии и болезни, ангра-майнью, согласно позднейшей Авесте, трудится над созданием невыносимых условий для человека на земле. «Пусть разрушение и смерть охватят его детей » — таково проклятие Злого Духа, нацеленное против творений Ахура Мазды. Многие миллионы лет жизни потребовались для перехода от крота к человеку. Жизнь отказалась от бесчисленных видов, прежде чем она достигла своего расцвета. Чтобы преодолеть суровость недоброго характера, устранить физические недостатки, вырвать у природы ее секреты, и использовать ее силы для нужд человека, вести войну с болезнями и учиться быть невосприимчивыми к инфекциям; бороться с самой безвременной смертью, крадущейся неслышной поступью, стремящейся искоренить зарождающуюся и цветущую жизнь, сделать мир более пригодным для жизни — это и есть выполнение задачи Ахура Мазды.
Работа по борьбе с ангра-майнью на физическом плане. Человеку потребовались тысячелетия, чтобы научиться искусству использования природы. По мере роста знаний и прогресса науки человек одерживает верх над беззаконием природы. Таким образом, человечество будет сотрудником божественного замысла, чтобы подтолкнуть космическую эволюцию к совершенству и в конечном итоге связать ангра-майнью, воплощение несовершенства, в адском небытии.
Социальные несовершенства. Примитивное состояние человека было варварством, и ангра-майнью, архиварвар, желает, чтобы человечество всегда оставалось в состоянии дикости. Ахура Мазда однако привил человеку жгучую страсть к цивилизации и прогрессу, стремление улучшить свою участь на земле. Машья и Машей, самая первая человеческая пара, заложила основу цивилизации, когда они впервые собрались вместе и положили начало изготовления первого грубого одеяния из трав, чтобы прикрыть свои нагие тела (Бундахишн 15.10). Их дети продолжили работу по развитию цивилизации и прогресса. Цивилизация, по учению Заратуштры, это религия, применяемая к социальной жизни человека. Пророк освящает двойную гражданскую обязанность человека работать на прогресс цивилизации и борьба с силами варварства. Он проповедует жизнь тяжелого труда, напряженных усилий и великого усердия. Тело – цитадель души. Человек может трудиться лишь со здоровым и энергичным телом. Следовательно, телесное здоровье — главное и желанное благо. Человек, приучивший себя к усталости и работающий на своем поле или в мастерской с утра до вечера, способствует добру и ослабляет силу зла. Действие, прогресс и реформы — вот лозунги и социальное учение пророка. Этот мир реален и имеет первостепенное значение и важность. Главный интерес человека сосредоточен в этом мире. Он может желать награды и воздаяния от своего создателя в мире грядущем, но достижение им желаемого в мире духовном полностью зависит от его работы в мире людей и работы для человечества. Человек — социальное существо, жаждущее общения со своими собратьями, всегда желающее жить и работать с себе подобными на этой неведомой земле, где он оказывается в странной и сбивающей с толку обстановке. Когда Машья женился на Машиои, тогда, преодолев собственное одиночество, он сформировал первый человеческий союз. Эта социальная связь из супружеских отношений с тех пор переросла в различные группы, известные как семья, клан, племя и нация, и будут постоянно развиваться в более крупные и широкие комбинации. Ангра-майнью вносит разлад и разрушение, раздоры и войны, чтобы разрушить социальную структуру и всегда держать людей разделенными, поэтому прогресс цивилизации может быть остановлен или замедлен. Противоборствующие силы союза и разъединения всегда находятся в состоянии войны друг с другом, и первые медленно, но неуклонно преодолевают силы распада. Давным-давно человек преодолел первобытный общественный хаос и с тех пор борется среди конвульсий, войны и вторжения низменных страстей, для социальной консолидации и распространение цивилизации во все стороны света. Не успокоится он и до тех пор, пока в туманном будущем народы не объединятся в реальной общности интересов, и человечество противостанет нерушимым фронтом архиварвару и отгонит его от преображенного мира.
Зороастризм — это радостный оптимизм. Два факта заметно выделяются из этого краткого заявления. Зороастрийский взгляд на жизнь человека на земле. Первая состоит в том, что этот мир — не иллюзия, а великая значимая реальность, включающая в себя первейшую обязанность человека трудиться для его улучшения. Во-вторых, человек был поставлен в центр этого несовершенного мира, чтобы служить делу его исправления и избавления. Каждый человек знает, что он играет свою роль в этом великом замысле. Уже одно это подчеркивает превосходство человека в масштабах земного существования. На протяжение всей его жизни, стремление облагородить лежащий в несовершенстве мир доставляет человеку неисчерпаемую радость, которого он упустил бы, если бы был помещен в уже совершенный мир. Неустройства преходящего мира не обескураживают его, ибо он точно знает, что они будут преодолены и устранены при его деятельном участии. Страдание действительно омрачает всю его земную жизнь. Игнорировать этот факт бесполезно, и неразумно предаваться праздной сентиментальности. Это не героическое вознесение чьей либо души с целью умолить его стереть человеческие слезы. Человек по собственной воле встал под знамя Царя Праведности и сражается с врагом вместе с Богом и своими ближними в качестве своих товарищей. Следовательно, и долг, и честь придают сильное побуждение к борьбе и победе и вдохновляют его стойко и мужественно переносить все трудности и быть всегда готовым отдать свою жизнь за великое дело, как воин, которым он является. Постоянной борьбой и усилиями по преодолению несовершенства человек получает возможность прикоснуться к глубинам своей жизни и собрать всю силу своего существа. Заратуштра придает жизни новую изюминку и готовит человека смотреть веселей на свои дела. Эта оптимистическая черта была заметна в национальном характере ранних зороастрийцев. Жизнь для них стоила того, чтобы жить, а долгая и счастливая жизнь стала постоянным напутствием в их молитвах. Очевидно, что аскетическая практика не привлекала бы таких людей, и неудивительно, что монашеская жизнь с ее превознесением безбрачия, нищенства и умерщвления плоти никогда не находила подходящей почвы в зороастрийской Персии. В качестве борьбы, как основного принципы религии, все внимание человека посвящено подготовке себя к войне. В такой системе мышления храбрость, мужество, самосовершенствование, трудолюбие, справедливость и правдивость естественным образом явились первоочередными добродетелями; тогда как смирение, прощение и милосердие снискали второстепенную значимость.
Перевод с английского - Д. Амосов