Легенды и факты истории Земли Пермской.

Submitted by star72 on

Олег Лушников, Пермь

Где находится родина Заратуштры?

Ариана Ваэджа, Хайрат, Урал, Биармия, Пермь Великая. Далекая Благая и Богатая Земля. Колыбель мировой цивилизации. Родина всех индоевропейских и финно-угорских народов. Опорный край Российской державы. Каменный Пояс Творца. Нулевой меридиан Земли, точка отсчета. Сердце Хартленда - Срединной Земли Евразии. Как говорили древние: “Кто владеет Сердцем - владеет миром!”. Ключевое место в судьбе России. Земля, хранящая истоки прошлого и ключи от Будущего. Земля тысячи тайн и загадок.

gerb Permi.jpg

Долгие годы “северная прародина” арийских народов считалась просто красивой сказкой, мифом, виртуальными видениями жрецов во время их “шаманских путешествий” в состоянии наркотического опьянения. Что делать, наша цивилизация привыкла верить лишь материальным фактам, точным документам, и скептически относится к Священным текстам, народному эпосу, и другим “преданьям старины глубокой”. Арктида - "Хванират”, “Туле”, “Валгалла”, “Вырий”, “Гиперборея” ушла под воду. И все что осталось в память о той Великой цивилизации - лишь краткие свидетельства в текстах Авесты и Вед, в скандинавских и германских сагах, в греческой мифологии и свидетельствах античных историков, в славянских языческих сказаниях.

Прекрасный анализ и подборка соответствующих материалов были сделаны в монографиях Б.Г.Тилака “Арктическая родина в Ведах”, Г.М.Бонгард-Левина и Э.А.Грантовского “От Скифии до Индии”. Долгие годы связующее звено между “арктической легендой” и высокоразвитыми цивилизациями Древнего Ирана и Индии было утрачено. Лишь в последней четверти ХХв. наметились какие-то изменения в этом вопросе.

Сначала свое веское слово сказали лингвисты (в частности О.Шрадер и его многочисленные последователи). Они поместили наиболее древнюю прародину индоевропейцев в заволжские южно-уральские степи. Вслед за гипотезами лингвистов появились и сенсационные археологические открытия. Первоначально это были отдельные эпизодические находки (такие как курган Синташта, открытый академиком Г.Ф.Генингом), которые не вписывались в традиционные устоявшиеся схемы. Затем этих находок стало больше и сегодня можно уже говорить об открытии на Южном Урале более древней арийской цивилизации, чем Индийская, Иранская и Хорезмская. Здесь, у восточных склонов Уральских гор, была обнаружена группа укрепленных поселений рубежа III - II (нач. II тыс.) до н.э.

Укрепленным центрам соответствуют могильники, неукрепленные селища, производственные площадки и рудники по добыче медной руды. Укрепленные поселения Южного Урала древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий. Они современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии - Махенджодаро и Хараппы.
Открытие доктором исторических наук Г.Б. Здановичем Аркаима и целой “Страны городов” на Южном Урале позволяет нам вернуться к обсуждению и “северной прародины”, и версии рождения пророка Заратуштры в Приуралье.

Рождение Заратуштры легенда связывает с местом, где сливаются две великие уральские реки, называемые ныне Камой (древняя Рангха) и Чусовой, что недалеко от места, где сегодня стоит город Пермь. Здесь прошли его детство и юность, здесь он получил Божественное откровение.

Конечно, прямых доказательств этой версии, вроде “памятной доски на доме где родился и рос Заратуштра” или “свидетельства о рождении, выданного Арийским сельсоветом”, мы сегодня не имеем. Над селением, некогда стоявшем при слиянии Камы с древним руслом Чусовой, с апреля 1954г. плещутся волны “Камского моря”. Есть на Урале и “Арийский сельсовет”, но находится он, как и р. Арийка, селения Верхний и Нижний Арий, недалеко от границы Пермской и Свердловской областей.

Однако, анализ целого ряда косвенных доказательств позволяет сделать вывод о возможности рождения пророка именно там где указывает предание.

zaratustra perm.jpg

Во-первых, по соседству с предполагаемым местом рождения Заратуштры, на северо-востоке г. Перми , прямо напротив устья р.Чусовой, находится один из древнейших на территории Евразии кладов сокровищ эпохи бронзы - “Турбинский могильник”, давший название целой археологической культуре - “Турбинской”. Исследования данного комплекса проводились с конца19 - по конец 20вв. археологами Краснопольским, А.М.Тальгреном, А.В.Шмидтом, Н.А.Прокошевым, О.Н.Бадером, А.М.Белавиным, П.А.Корчагиным, А.Ф.Мельничуком. “Турбинские могильники” представляют собой необычные воинские захоронения, в которых отсутствуют кости людей и керамика, но в значительных количествах имеются бронзовые предметы быта и вооружения.

chernykh2008fig8.jpg

Эта культура является в своем роде уникальной, не имеющей местных аналогов ни до, ни после. Все исследователи единодушно отмечают, что воздействие инноваций Турбинской культуры в металлургии и обработке металлов, военном деле, хозяйстве, культурном коневодстве, новых видах средств передвижения, вооружения, орудий труда, новых принципах социальной организации на историю древних народов лесной полосы Евразии от Алтая до Восточной Европы, было чрезвычайным, подтолкнув их к значительному прогрессу! Как и в арийском обществе Страны городов Южного Урала в Турбинском обществе наиболее почетной профессией являлась металлургия, носившая также сакральный характер, что сказалось на особом отношении к металлургам на всем последующем протяжении истории Урала.

Датировка найденных бронзовых предметов (кинжалы, ножи, топоры, тесла, наконечники копий и дротиков, мужские, женские, конские украшения, накладки, подвески, предметы быта) совпадает с датировкой аналогичных находок из “Страны городов” - рубеж 3 -середина 2тыс. до н.э., идентичны они и по стилю исполнения. Это позволяет говорить о возможности распространения в “Аркаимское” время арийских племен и в Прикамье. В пользу этого говорит и тот факт, что согласно лингвистам, именно от турбинцев в финно-угорские языки попали такие арийские индоевропейские слова, как колесо, лошадь, меч, бронза.

На арийское присутствие и культурное влияние косвенно указывает и еще один памятник археологии - “Гляденовское кострище”. Этот культовый комплекс Солнце и огнепоклонников, открытый Камской археологической экспедицией на юго-западной окраине г. Перми, датируемый сер.1тыс.до н.э.-сер. 1тыс.н.э., свидетельствует, что в течении тысячи лет на пермской земле горел Священный огонь. Известно, что подобная практика “вечного огня” характерна именно для зороастризма - “Атар Бахрам”, “Атар Фарнбаг”, “Атар Гушнасп”, горевшие в Персидской империи от Ахеменидов до Сасанидов. И как отмечает руководитель КАЭ А.Ф.Мельничук “связи населения Среднего Урала с Восточно-Иранским миром способствовали проникновению митраистского влияния в их среду, вызвавшее появление в искусстве иконографии всадника как солнечного символа”.

Гляденовская гора представляет собой множество прокаленных глиняных площадок, с обилием (до 1,5 м) пережженных костей жертвенных животных. (Пережженные кости жертвенных животных были разложены на дне колодцев и в домах Аркаима, в арийских захоронениях Синташты, Новокумака и других комплексах Южного Урала.) В 2001 г. на Гляденовской горе изучен совершенно необычный для Прикамья культово-жертвенный комплекс в виде пирамиды из широких ступенек, прорезанных в склоне площадки, ведущих к многослойному скоплению жертвенных ямок в виде серпов, кругов, фигур птиц, вырезанных в специально сооруженных слоях глиняной забутовки. На Гляденовской горе было открыто свыше 20 тысяч находок украшений, оружия, бронзовых фигурок людей, зверей, птиц т.н. “пермского звериного стиля”, широко известных как “Чудские древности”.

Chudskie drevnosti.jpg

В районах прилегающих к Перми известны также характерные для Гляденовской культуры святилища-обсерватории подобные Аркаиму (Бутырское, Гремячанское, Горюхалинское). Где с помощью системы сооружений из валов-насыпей и рвов, фиксировались точки восходов и заходов Солнца в определенные дни года, особо отмечая Зимнее и Летнее Солнцестояния и Весеннее и Осеннее Равноденствия, имеющие календарный характер.

Chudskie drevnosti2.jpg

Также на мысль о культурном влиянии наводят изделия “Пермского звериного стиля” - отражающие арийские мифологические образы воспринятые местным финно-угорским населением. Как считал известный археолог, этнограф и искусствовед Д.Н.Анучин, и с ним согласно большинство современных исследователей, - “Пермский звериный стиль” - следствие заимствования иранских сюжетов, а расцвет пермского культового литья совпадает со временем проникновения предметов сасанидского серебра.

Chudskie drevnosti3.jpg

К наиболее популярным сюжетам относятся изображения фантастических существ с чертами птицы и головой волка, собаки, и птицеподобные существа с изображением на груди человеческого лица, нередко на теле птицы - фигура стоящего в рост человека. В связи с параллелями арийской и финно-угорской мифологии хочется обратить внимание на один сюжет - культ медведя на Урале, как хозяина леса и угорское предание о том что именно медведь принес людям огонь и научил им пользоваться. В арийской мифологии также есть образ медведя Анграоши, как Хранителя священного Огня, Света и знаний.

И, наконец, еще один косвенный, но очень существенный фактор - многочисленные находки ритуального персидского серебра (блюда, кувшины) Сасанидской эпохи на территории Пермского края. Большинство находок хранится сейчас в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Традиционно их появление считается результатом торговых связей населения Пермского края с Ираном. Современная археология доказала, что Камский торговый путь и в Древнем мире и в Средневековье был очень активен и насыщен всевозможными товарами со всего света.

1004476445.jpg

  • Коллекция Сасанидское серебро в Эрмитаже
  • Но возникает ряд вопросов. Почему обилие находок Сасанидского серебра локализовано преимущественно (до80%!!! всех известных в мире кладов иранского серебра) именно Пермским краем? И, почему, при столь обширных торговых связях, мы не находим на Пермской земле в таком же количестве изделия из Египта, Греции, Рима, Китая? (Они, разумеется, есть, но их значительно меньше). Чем объяснить находки именно Иранского, именно Сасанидского (т.е. времен, когда Зороастризм был государственной религией в Иране), именно ритуального (использовавшегося в культовых целях) серебра и именно на территории Пермского края? Вполне логичным было бы предположение о неких символических дарах к легендарному месту рождения пророка Заратуштры от тех, кто продолжал исповедовать эту религию. История знает многочисленные примеры подобных “хаджей” в “Святую землю” Это, конечно, всего лишь версия, но весьма интересная, позволяющая в свете последних археологических открытий по-новому взглянуть на нашу историю.

    Конечно, дальнейшая история персидского серебра была неоднозначна, возможно, оно действительно переходило из рук в руки и таким образом оказалось впоследствии в многочисленных кладах, где и было найдено вместе с Византийской посудой, Сасанидскими, арабскими и Среднеазиатскими монетами в 18-20вв. Но, что интересно, многие серебряные сасанидские блюда продолжали использоваться в культовых целях уже пермскими шаманами (сохранились процарапанные ими магические знаки). Т.е. местное население знало о ритуальной сути предметов, а не использовало их только лишь как объект материального накопления.

    Как отмечает сотрудник УНЦ РАН доктор Кухзеев, арии - индоиранцы со 2-1 тыс.до н.э. заняли огромное пространство в степной и частью, лесостепной Евразии от Причерноморья до Алтая. На севере лесостепной зоны они вошли в контакты с финно-угорским миром оставив после себя - пермский “звериный стиль” в искусстве угров и коми-пермяков, физический тип, некоторые элементы культуры - “скифский” крой одежды, головные уборы, украшения у финно-угорского населения, шлемообразные женские головные уборы, атрибутику женских украшений у всех народов Волго-Уральского региона.

    Таким образом, факт присутствия ариев на Урале в предполагаемое время рождения Заратуштры и их культурное влияние на пришедшее им на смену местное население, является объективным. А версия рождения пророка Заратуштры в районе Перми вполне вероятной.

    Но главное даже не в том, сможем ли мы достаточно точно и достоверно локализовать место рождения первого Пророка человечества. Территории, претендующие на титул “Родины пророка”, есть и в Иране, и в Азербайджане, в Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Афганистане. Споры идут не одну тысячу лет и, видимо, будут длиться еще долго. Но ведь гении принадлежат всему миру. И главное, это их идеи, их мысли, преодолевающие время и пространство, связующие различные эпохи и цивилизации.
    Заратуштра, родившийся, по мнению ряда ученых на Уральской земле, вернул людям почти забытое учение ариев о Добре и зле, их веру в Единого и Премудрого Бога-Творца, противостоящего духу разрушения. Проповеди Заратуштры возродили духовное наследие Арктиды. Мнение современных ученых единогласно - его идеи повлияли на все мировые религии, философию, науку и культуру нашей планеты, став стержнем человеческой цивилизации.

    Для нас, живущих в России и других странах СНГ, на изначальной территории возникновения зороастризма, особенно важны следующие слова пророка Заратуштры: "Учение непременно вернётся туда, откуда оно вышло". И для этого есть все основания. Ведь ключевые положения учения ариев: жизнь в гармонии с законами мироздания, почитание Бога, противление злу, жизненный оптимизм, забота о ближнем и об окружающем мире, творческий созидательный труд, верность данному слову, рождение и воспитание достойного потомства - близки и понятны каждому нормальному человеку, а провозглашённый Заратуштрой путь спасения - "Благие мысли, Благие слова и Благие дела" - может и должен стать основой нашей жизни.

    Литература

    1 Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э .А. От Скифии до Индии. М., 1983. С. 108, 146.
    2 Шрадер О. Индоевропейцы. СПб., 1913.
    3 Бонгард-Левин Г. М., Грантовский Э. А. От Скифии до Индии. С. 152, 173.
    4 Генинг Г.Ф. Могильник Синташта и проблема ранних индоиранских племен // Советская археология. 1977. № 4. Синташта. Челябинск, 1997.

    1 См. : Зданович Г.Б., Батанина И.М. «Страна городов» – укрепленные поселения эпохи бронзы XVIII–XVI вв. до н.э. на Южном Урале // Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия. Челябинск, 1995. С. 54–62; Зданович Д.Г. Аркаим: древность, модерн, постмодерн // Аркаим. 1987–1997: Библиогр. указ. Челябинск, 1999. С. 8–51; Иванов В.В. К возможности лингвистической интерпретации открытия Аркаима и Синташты // Там же. с. 45–47; Кузьмина Е.Е. Первая волна миграции индоиранцев на юг // Вестник древней истории. 2000. № 4. С. 3–20; Пьянков И.В. Аркаим и авестийская вара // Комплекс. об-ва Централ. Евразии. Челябинск, 1999. С.280–282; Стеблин-Каменский И.М. Арийско-уральские связи мифа об Йиме // Россия и Восток: проблемы взаимодействия: Материалы конференции. Кн. 1. Ч. V. Челябинск, 1995. С. 166–167.
    2 Очерки археологии Пермского Предуралья (далее – Очерки АПП). Пермь, 2003. С. 89.
    3 Там же. С. 95.

    1 Труды Камской археологической и этнографической экспедиции. Пермь, 2003. Вып. 3. С. 48.
    2 Очерки АПП. С. 123.
    3 Там же. С. 126.
    4 Очерки АПП. С. 172.
    5 Там же. С. 179.

    1 Кузхеев Р.Г. Евразия. Альтернативы теоретических подходов и перспективы изучения // Евразийство. Проблемы осмысления. Уфа, 2002. С. 90.
    2 Глоба П.П. Вступительная статья // Сказания арийского народа. Пермь, 2002. С. 4.

    Разделы