Минск, 19 апреля 2010
выступление в рамках VI конференции по авестийской астрологии.
Зданович Геннадий Борисович
Сегодня моя задача – рассказать вам об археологии этого замечательного места под названием Аркаим. Страна городов располагается на Южном Урале, это восточный склон уральского хребта. Здесь протекает река Уй, которая является естественной границей между степью и лесостепью. Очень эффектно выглядит, когда вы проезжаете лесное пространство от Аркаима, село Степное, реку Уй и перед вами открывается бескрайнее пространство степи. Иногда и здесь попадаются маленькие лесочки, но это только из-за близости уральского хребта.
С точки зрения географии это очень интересное место. Рядом здесь стекают речки с отрогов уральских гор. Сам Уральский хребет – не водораздел. Дело в том, что параллельно уральскому хребту располагается более древний, сейчас же разрушенный. Сегодня ученые называют его уральским пенипленом. «Пениплен» переводится как «бывшая горная разрушенная страна». И именно он является здесь водоразделом. Здесь в одном месте реки текут на восток и на запад, пробивая порой уральский хребет. Например, река Уфимка. Отсюда они текут к Каспию, к Поволжью. Тобол, Ишибь, Обь – текут на восток и на север, это уже вода Сибири и Северного Ледовитого океана.
Получается, что одни реки текут на восток и поворачивают на север к океану, а другие - на запад и потом поворачивают на юг к Каспию и Средиземноморью. Если нарисовать общую схему течения этих рек, то получится гигантская свастика.
Я знаю единственное место, где реки одновременно текут на все 4 стороны света – на запад, восток, север и юг. Если вы вспомните легендарную Гиперборею, то именно там с горы Меру все реки текут на все 4 стороны. Также, теоретически, это возможно с полюсов вращения Земли.
Здесь же у Аркаима это факт – вода с этого места растекается на все 4 стороны света. Все реки берут начало с ручейков, водных ключей. Во время экскурсий по аркаимской земле можно сказать людям, пьющим воду из родников, что они пьют воду, принадлежащую одновременно четырем сторонам света. Здесь можно становиться на колени и молиться как на святом месте!
Я всегда поражаюсь тому, на сколько мы не знаем земли, на которой мы живем. Школьников необходимо начинать обучать именно этому. У нас есть замечательный журналист (фонов?), который написал прекрасную заметку. В ней говорится следующее.
На берегу одной из речки страны городов стоит мальчик. Речка – красивая-красивая! И, вы знаете, захламленная-захламленная… Журналист спрашивает у мальчика: «Как эта речка называется?». Тот отвечает: «Как называется? Речка, просто речка». Журналист: «Да, нет! Какое ее название?» Мальчик: «Чего пристал-то! Просто речка!».
Вы понимаете? Мальчику 12-15 лет и он даже названия этой речки не знает. То есть он не представляет на карте своего бытия, своего местоположения.
Когда мы, различные ученые, находимся в поле и изучаем эти места, то мы поражаемся тому, что раньше любой населенный пункт, любая речушка, ручеек имели свое название. А сегодня посмотришь на карту и очень многое у нас безымянное. Совсем другое дело, если смотреть карту оренбургского казачьего войска. Карта времен второй половины девятнадцатого века, когда здесь выдавалась земля казакам. На этой карте все названо и каждое название говорит о сути этого места. На современной карте этого же места все по-другому. Сопка – лысая или грачиная, гора – вышка. Все названия примитивные донельзя!
Они ни о чем не говорят.
Например, рядом с Аркаимом есть гора Шаманка. В свое время в эти края были высланы калмыки (в соседнее село Александровское), среди которых было распространено шаманство. Вокруг сохранились святилища калмыков.
Здесь на этом водоразделе мы оказались случайно. Эти места затапливались, готовилось на этом месте водохранилище не для полива, а для скота. В этой долине для затопления мы увидели то, что мы 20 лет искали. Мы увидели круги, сооружения и мы были потрясены сохранностью. До этого мы копали Синташту, памятник равносильный Аркаиму, тоже одно из священных мест Страны городов. Синташта была сильно разрушена и оставался повод для сомнений. Аркаим все расставил по своим местам своей замечательной сохранностью.
Когда мы стали эту территорию изучать, то вдруг, неожиданно через 3 года нам удалось отстоять эти территории. Аркаим открыт был в 1987 году во время строительства водохранилища. Это была мощная организация «МинВодХоз». Это время XIX съезда партии. Замечательный человек, герой соцтруда, председатель колхоза «Измайловский», депутат этого съезда настоял на том, чтобы стойка водохранилища была. Стройка началась еще до приказа о начале строительства осенью 1986г. Археологов приглашают только уже в ходе самой стройки. Мы приехали в летнее солнцестояние 1987 года и увидели совершенно уникальный памятник, который осенью этого же года должен был быть затоплен. Целых три года вся страна (я не преувеличиваю), тогда это был СССР, поднялась на защиту Аркаима. Письма интеллигенции, газеты, публикации… Все получилось как в сказке. Мы конечно не верили, все время жили под прессом того, что нас затопят, но 19 апреля 1991 года стройка была прекращена и территория была объявлена заповедной.
Все время мы изучали Аркаим. Кто только у нас не работал! Мы сделали большую работу по насекомым, по птицам, по ботанике, геологии и т.д. Позднее были защищены и кандидатские, докторские диссертации, работало много зарубежных специалистов. Мы изучали прошлое и настоящий срез. Палеоботаника, палеопочвоведение и современные разделы этих наук. Очень многое сделал минский институт ботаники и киевляне, другие страны.
Мы изучали место, которое помечено на картах как аркаимская пустошь. Хоть рядом было много красивых названий, все равно это была пустошь. И что же показала наука? Оказалось, что это место является одним из самых уникальных во всей Евразии. Здесь смыкаются не только реки Европы и Азии, запада и востока, а также севера и юга. Здесь стык всего абсолютно! Оказалось что в этой долине свыше 730 видов высших сосудистых растений! Здесь оказалось столько видов бабочек, насекомых, что нигде и в округе такого нет. То же самое оказалось и с почвами и в другом.
Почему так получилось? Природа края такова, что здесь оказываются виды растений и животных сибирские, европейские, полярные и пустынные. По уральскому хребту с севера заходят полярные виды, а с юга – пустынные. Этот стык природных зон оказался необычайно богатым. Точно также произошло и с человеческими культурами. Люди всегда селятся, двигаются вдоль воды, от нее человек не отходит. Здесь оказались и угорские и тюркские и конечно же индоевропейские народы. Этот стык народов как был, так и остается, хотя сейчас мы не так зависим от воды в плане перемещения и уже ездим на поездах, летаем на самолетах.
Мы оказались в этом уникальном месте. Размер Страны городов – 250 км с запада на восток и 350 км с севера на юг. В этом пространстве мы обнаружили 22 укрепленных центра в виде овалов, кругов, квадратов. Расположены они на расстоянии 50-60 км друг от друга. То есть 25-30 км радиус между ними. В конце концов мы научились разыскивать эти памятники. Ставишь циркуль, 25 км проводишь, еще 25 добавляешь, проводишь круг и на пересечении получаешь новый центр, новое поселение. Что такое 25 км? Это время одного дневного перехода. Пешком, легко на лошади можно преодолеть это расстояние.
Напомню, что время Страны городов – это время пастушьего оседлого скотоводства.
Митра – бог договора, первоначально он был богом пастухов. Это был бог границ. Граница для скотовода – святое. Все пастбища пасутся циклически в течении года. Не дай Бог, сосед вытоптал его. Это жизнь поселка, всего семейства. Поэтому мы находим в Авесте слова: «Будь верен Договору, Спитама Заратуштра! Ведь слово Договора принадлежит и лживым и правдивым». То есть не важно, веришь ли ты в Ахура Мазду, веришь ли ты Заратуштре, но закон границы пастбищ, договор ты должен соблюдать. В этом смысле бог границы пастбищ, бог Солнца – Митра был главным для скотоводов.
Итак, мы определились с способом нахождения центров. Скорее всего, одновременно существовало 15-16 таких центров. Некоторые из них уходили, потом возвращались. У каждого рода, семьи было минимум два поселения. Жили они летом в одном, но зимой скот было необходимо отгонять к другому укрепленному. Описание этого есть в текстах Ригведы, Авесты. Если скот зимовал около одного поселения, то, естественно, почва вокруг него выбивалась. Говоря современным языком, нарушалась экология. И возможно именно поэтому приходилось менять поселения. Потом после 50-60 лет, когда почва вокруг восстанавливалась, они возвращались. Здесь очень интересный момент!
Вернувшись в поселение люди полностью восстанавливают его. Вырывают колодец на том же месте, там же строят металлургическую печь, ставят фундамент.
Давайте теперь посмотрим слайды. Возможно, вы видели их ранее.
Это ландшафт уральских гор, это река Урал.
Вот гора Чека. В Авесте описана гора Березаити (Высокая). Так и хочется сказать, что это та самая гора.
Виды сняты в основном с мотодельтаплана. Вот круглое крупное поселение, совершенно нетронутое, такое же как Аркаим. Мы его бережем как зеницу ока. Сарым Саку оно называется.
Все эти поселения расположены на островах.
Вот поселение как овал, как яйцо – Аланское. Мелкая река впадает в крупную, раздваивается. И всегда эти поселения весной, осенью в половодье – становятся островами. Почему так задумано древними строителями? Это не с точки зрения обороны. Островное положение – это скорее всего культура этого народа. Воды вокруг как символ вод мирового океана. Если вокруг поселения нет места для воды, то они специально роют ров вокруг поселения. Такой же Аркаим, я несколько дней назад был там. Он возвышается над водой, вокруг сейчас половодье. И вот положение всех этих памятников одинаковое, оно запрограммировано. А как эти люди это программировали географическое положение этой страны – это особая загадка.
Вот раскопки Аланского поселения.
Вот это Сарым Саглы, нетронутое поселение, про которое я говорил.
Далее. Это квадратное сооружение, Андреевка
Снимки вначале – это официальные снимки аэрофотосъемки.
А вот этот снимок Аркаима сделан нами с помощью сельскохозяйственной авиации в 1987, году когда мы его только-только открыли. На нем хорошо видны две линии укрепления, входы, каналы, места огородов и многое другое. Обращаю внимание, что на этом кадре виден уже и третий круг, его остатки. То есть все четко повторяет Авесту. «Первый круг для огней пылающих и для семени, второй круг для людей и третий для скота.» Площадь для молений, там все время горит огонь. Что такое для семени? Возможно – что этот круг для самых лучших. Второй круг для более обычных людей. Там много лестниц, переходов, коридоров – все для людей. Это все было перекрыто единой кровлей, кроме центральной площади для молений, которая была обращена к небу.
Здесь просто расшифровка аэрофотоснимков. Один из снимков – также овал и к оборонительной стене примыкают жилища людей. А в центре площадь для молений.
Когда мы копали Аркаим, то увидели особую центральную площадь, утрамбованную известью, в самом центре место для огня – очаг, несколько алтарей, есть ямка глубокая, возможно место для идола.
Вот расшифровка Сарым Саглы. Обратите внимание на свастический узор. Входы все закрыты. Лабиринты. Так же три круга как на Аркаима.
Теперь прямоугольное поселение, другое планировочное решение. Что мы знаем? Самые древние поселения – овалы в виде яйца. На их базе потом появляются круги и квадраты. Причем квадраты враждуют с кругами. На аэрофотоснимках видно как круг прекращает свое существование и на него нанизывается квадрат. Он жестко накладывается на круг, без мягкого спрямления. Чем отличаются прямоугольники? Они без центра, без площади для моления, там только улицы.
Поздние квадратные поселения – они вообще как соты, там внутри каждое жилье стеной отгораживается от соседнего жилья. У кругов есть общее начало, общая площадь. Прямоугольники – совершенный отказ от концентрической планировки, индивидуализм планировки. Если брать мифологию, почти у всех народов (например, египетскую и европейскую), то круг всегда связан с женским и небесным началом, квадрат – мужское и земное.
Вы скажете, мало ли что там сочиняю я, сочиняют археологи, религиоведы. Работая в археологии, я все время считал, что все мифологические идеи, которые мы приписывает древним людям, все это плод изощренного ума людей 20-ого века, то что они сами сочиняют, пытаясь се объяснить. Столкнувшись с Аркаимом, я был поражен. Оказывается, сочинять-то ничего и не надо! Все что написано в наших мифологических словарях, у степных, тюркских и у индо-европейских народов – все воплощено древними. За тысячелетия совместного проживания их системы стали во многом очень близки.
Аркаимцы просто жили в этих мифологических системах, это легко увидеть.
Вот примеры. Какая сторона связана с женщиной? Запад, также и низ. С мужчиной связан восток и верх. Выходы из круглых поселений направлены на запад. С женщиной связано левая сторона. На Аркаиме – главный вход и выход слева. А в квадратных поселениях основной вход и поворот справа.
Когда мы стали раскапывать аркаимский могильник, расположенный в километре от поселения, то увидели, что положение тел, предметов, орудий труда, жертвоприношений – все одинаково. Но когда мы стали анализировать, то выяснили, что все захоронения особей – женские! Будь то корова или дикое животное, которых иногда кладут в захоронение.
Еще на что я хочу обратить вше внимание. В Тибете в 1950-60 года работал профессор МГУ Кузнецов. Его труды публиковались тогда, публикуются и сегодня, например, его работа «Тибетика». Кузнецов много работал с Гумилевым Л.Н. Так вот, в Тибете были обнаружены карты иранского и индийского происхождения. Оказалось, что иранские карты – квадратные, а индийские – круглые. В одних картах есть замещение, в других нет. Что это такое? Одна из иранских карт, опубликованная Кузнецовым и Гумилевым, отражает поход Александра Македонского. В ней все можно четко и ясно узнать про это время. А в круглых индийских картах XVI-XVIII века, времен крупных географических открытий, в них есть абсолютно все, что человек знал с библейских времен до сего дня, вся информация собрана. Эти карты неразделимого видения человечества. Это совершенно другой подход. Понятно? Как в нашей жизни живут образы уже умерших предков в наших воспоминаниях, так и в индийских картах живет все, что человек знал.
Можно по теории Юнга о коллективном бессознательном человечества смотреть на эти карты, что там отражено. Эта сложная археологическая работа позволяет нам расширять наше археологическое знание и увидеть особое содержание.
Далее – раскопки Аркаима. Начинаются они квадратами 3 на 3, потом 6 на 6 метров. Потом, когда мы выходим на фундамент, на пол жилищ, нам эти бровки между квадратами очень важны. По этим напластованиям сразу видно, сколько раз жилище это возобновлялось, как оно достраивалось, перестраивалось. Видно как менялся климат, потому что в почве сохраняется пыльца растений. Сегодня наука достаточно точно позволяет по пыльце узнать какое количество осадков, температурный режим этой местности. Сегодня московскими учеными из Пущино создана хронологическая шкала аркаимской долины за 12 тысяч лет. Если мы находим некую культуру и помещаем ее в свой временной интервал, то нам сразу видны условия, в которых она жила.
Большие климатические исследования скоро найдут свое отражение в наших научных работах. Сейчас у нас грант с японцами, у них замечательная совершенно аппаратура. Сегодня японцы востребованы в плане климатических изменений мире, экологического состояния. У них прекрасная техника, приборы созданные совместно американскими и японскими учеными. У нас очень много наработок и японцы обратили на это внимание, 5 японских университетов стали сотрудничать с нами. Наука все время развивается, но мы хотим поставить некую точку в плане экологического вопроса – почему это общество возникло и почему оно погибло? Ответ на этот вопрос очень затруднен.
В отношении Аркаима. Прекрасно видна планировка двух колец поселения. Третье кольцо, предназначенное для скота не так важно. Центральная площадь для молений, вокруг жилища, которые как спицы в колесе. Вы можете прочитать в Авесте, как Ахура Мазда обустраивал страну Арья Ваэджа, как располагались кашвары как спицы в колесе. И здесь именно так расположены жилища.
Далее идет стена, мы называем ее стеной цитадели. Основание стены небольшое 2,5 – 3 метра. Вокруг стены идет ров ливневой канализации, сверху он перекрывался деревянной мостовой. Иногда это поселение посещали пожары. Мы не знаем преднамеренные или случайные. На участках около рва хорошо видны 2-3 слоя сгоревшего дерева. Через 15-30м находятся ямы, это водосточные колодцы. Вокруг них расположены возвышения, валики из глины, камушки и деревянные плетения. Если вода бежит по рву, то она отстаивается в маленьких рвах и переливается в колодец уже чистая. Это по сути гениальные и простые очистные сооружения, в которых взвешенные частицы оседают и не попадают в колодец. Во всем Аркаиме очень много экологических моментов.
Я всегда говорю фразу из Гат Заратуштры.
«Прежде чем помыть грязную вещь в воде, подумай о чистоте воды».
Это совершенно замечательная фраза, наполненная глубочайшим смыслом. Надо, чтобы ее все знали, чтобы она на каждом углу на каждом видном месте висела. Представляете, это было сказано 4 тысячи лет назад! Когда и людей-то в степи не много. И вдруг рождаются такие мысли! Там описана ситуация очищения некой вещи, скорее всего куска ткани. Вначале ее надо просушить, затем руками почистить. Затем промыть телячьей бычьей мочой (в те времена она была антисептиком, дезинфектором), снова просушиваете на солнце и только потом(!) после всего этого вы имеете право окунуть эту вещь в живую воду.
У нас с вами совсем другое сознание. Нам совсем не важно какая вода уйдет после умывания наших рук, наших вещей…
Далее, проходя по городу. Вы поворачиваете налево, поворачиваете на мостовую, затем вы должны пройти по спирали и только в этом месте есть проход. Здесь большое помещение, некий коридор где нет колодцев, печей. Возможно здесь оставляли колесницу. Это единственная улица в городе, ее ширина до 6 метров.
Далее внешняя стена, ее основание 5,5 метров. Внизу деревянные срубы, заложенные кирпичами из глины и земли. Срубы разные, есть и с внутренней пустотой, проходами. Их общая высота 3,5 метра. А над ними другая стена 2 метра, в рост человека для защиты от лучников. Также еще ров с внешней стороны внизу 2-3 метра глубиной. Этот ров сухой, он только для увеличения высоты стены. Если бы враг напал на город, то перед ним была бы суммарная высота 7-8 метров. А для древнего мира это очень основательное сооружение.
Жилища внутри как спицы в колесе выходят на мостовую с ливневой канализацией. Перед жилищами дворики, но не везде. В крайних жилищах, которые не задействованы в обороне, здесь двориков нет. На слайде видны ниши, которые были в оборонительной стене. Так друг за другом расположены 5 секторов, которые в свою очередь разделяются радиальными стенами. Все они внутри содержат лабиринты, не зная которых пройти не возможно. Иногда слово «арий» переводят как «свой». Певцы в гимнах Авесты, Ригведы называют себя ариями. Слово «арий» широко встречается в Иране, в Причерноморье. Это название протоиндоевропейских племен. Ученые языковеды объясняют это тем, что эти народы пришли на земли, где проживал свой народ. И чтобы обозначить отделение своих людей от чужих они стали называть себя ариями, «своими».
Разделение на протоиндийцев и протоиранцев происходило не в Индии, а здесь на Южном Урале. Каждый из них считал себя – «это я, а это они». Они, соседи были в 30-50 км. А они в свою очередь называли себя ариями, для себя они были своими. Здесь в Аркаиме «свой» он все эти лабиринты знал. Он мог спокойно пройти все эти лабиринты, но у чужака не было никаких шансов. Смотрите на слайд.
Это подземный вход. Через него чужой попадает в узкий лабиринт, ниши, от жилищ проемы и все это в темноте, где в любой момент кинжал может пронзить спину. Здесь все рассчитано на «своего». Здесь есть и ловчие ямы. Все это очень похоже на лабиринты Мекен. Вспомните лабиринты Минотавра, куда проникает Тесей, нить Ариадны, которая помогает ему выбраться из лабиринта. Ведь это же одно и то же время Крита и Мекен! Критские дворцы и Аркаим были в одном времени. Критский дворец это 7 тысяч кв.м. Это очень небольшое поселение. Диаметр Аркаима 65 метров, диаметр Трои – 170 м. Греки стояли там 10 лет, не могли победить.
Я часто слышу вопрос (вспомним передачу Гордона) - «А почему Аркаим такой маленький?». Надо учитывать, что речь идет о древнем мире. Для него Аркаим – это крупное поселение. Площадь Аркаима 20 тысяч кв.м. Но ведь практически все это площадь пола. На улицу, водосток приходится совсем мало. Если мы применим нормы жилплощади советского времени (6 кв.м. на человека), то на Аркаиме могло проживать около 2 500 человек. Это только в свободном режиме. А в случае опасности, катастрофы здесь могло собираться и 4 тысячи человек.
В стране городов есть и более крупные поселения. Например, Аланское – 40 тысяч кв.м.
Вернемся к лабиринтам. Посмотрим вход с запада. Ниши вокруг – для стрельбы наземного боя, наверняка был еще навесные ниши для стрельбы сверху. Когда враг попадал сюда, он оказывался в воронке и со всех сторон его обстреливали лучники и к конце он оказывался к тупике, т.к. все выходы загораживались.
Также и с севера, где располагались башни. Такое впечатление, что здесь можно наступать, все открыто. Оказывается, что здесь даже и прохода нет. Где должен был бы быть проход – здесь глубина рва наибольшая – 4 метра. Далее очень маленький узкий проход, враг попадает в щель, где опять со всех сторон обстреливают, а рядом рвы – ловчие ямы. Плюс всюду мощнейшие стены 5 метров шириной – танком не возьмешь! То есть оборона Аркаим доведена до парадокса. Для того времени она сверхдостаточна. Еще нет стенобитных орудий, только стрелы, копья. Ритуалы, это освещенное пространство. Все эти сооружения несут символическую, религиозную, сакральную нагрузку, не связанную с реальностью.
Мы всегда задаемся вопросом для кого строились такие мощные крепости? Мы здесь и врагов-то не находим. Аркаим был задолго до появления тюркских кочевых племен, здесь в лесах соседи – примитивные охотники палеолита, Угры могли быть. Прямых врагов нет. Возможно что это было противостояние друг перед другом. Мы не видим здесь боев нигде во всей стране городов. Обычно после боя всегда можно найти разрушение, обломки стрел и т.д. Не знаю, уместно ли здесь сравнить современное противостояние с ядерными запасами. У стран мира есть столько ядерного оружия, чтобы многократно разрушить всю планету. Продолжают производить все новое и новое оружие и никак не могут от него отказаться. Здесь, скорее всего, подобное противостояние. Но оно не культурное, культура она везде одинаковая. Керамика одна и та же, металлургия, домостроение. Сколько мы не исследуем, видно, что культура здесь у всех общая.
Безусловно, авестийские, ведические боги создавались здесь, на Урале. Весь этот сомн богов, который потом разделился, часть ушла в Иран, часть в Индию, а часть осталась здесь в скифо-сарматском мире, славянские, тюркские боги, все они повязаны един пластом арийского времени. Культура, люди прекрасные. Но противостояние как у нас. Да, у нас одна планета, да мы все здесь хорошие, живем здесь так, сидим рядом, но природа так предусмотрела, что мы не знаем, что думает наш сосед. Каждый из нас микрокосмос. Также я и каждое поселение здесь – микрокосмос, у каждого свое, которое противопоставляется соседу. Но противопоставляется не культура, а религиозное мировоззрение.
Опять всплывает круги и квадраты. Как сейчас представляет археология (может быть, потом эта точка зрения изменится, будут новые открытия), но на сегодняшний день принято считать, что в кругах проявлено женское начало и там женщина в обрядовой стороне играет более важную роль. А в квадратах при ритуалах, религиозных церемониях играет более важную роль мужчина. Чем характеризуется эта культура?
Вот здесь внешний вид Аркаима, прорисованный ленинградским ученым Гуревичем. Сейчас у нас много новых данных, мы хотим сделать новую прорисовку.
Вот слайд – прекрасная дама стоит у колодца. Один колодец – холодильник, другой для воды, рядом ответвление – это металлургическая печь. Здесь как раз стоит Гуревич, внизу устройство жилища. Так как они стоят вплотную, то боковых окон не было. Дневной свет лился сверху.
Мне сегодня бы следовало больше говорить о духовном, божественном, нежели о материальном. Но моя задача связать одно с другим.
Аркаимский дом. Деревянная мостовая, вы заходите во двор, в этой стороны туалет. Вы знаете, это тоже поразительно! Туалет со сливом в ливневую канализацию. Опять хочется рассказать про туалет :). Мы говорим, что наша цивилизация развивается технически, совершенствуется. Но мы при этом ошибаемся. По теме туалетов – точно ошибаемся. Мы археологи работаем в Крыму, в Греции, на территории Рима, в других местах. Зачищаем скальный участок и находим унитазную площадку, выточенную из камня с расщелиной уходящей вниз. Это 5-й век до нашей эры. Тут же в Крыму вместе с Эрмитажем мы копаем Содхад, это XIV век, время Золотой Орды. Как там монах ходил в туалет? Он просто ходил в фонтан, понимал рясу и облегчался. Вспомним Версаль, французских королей. Королева выбрасывает содержимое горшка в окно на улицу. Почему в Версале до сих пор стоит такой запах? Это запах того самого времени. Почему все придворные на лето уезжали из города? Да потому, что там просто нечем было дышать! В Древнем Риме, Греции тоже были свои туалеты, бани специальные здания, где можно было не просто посидеть, но и побеседовать. И потом позднее такой Версаль! В Индии и в Пакистане два древних города Харапу и Махенджадара – там были туалеты. А уже в 1950-70 года люди в индийских городах просто ходили по нужде в протекающий посредине улицы ручей. Наши современные туалеты (унитаз с водичкой) впервые появились в Москве и потом в Петербурге в 1893 году. Представляете, это совсем не давно!
Я сделал такое небольшое отступление специально. Нельзя судить цивилизацию только по техническому уровню. Да, мы сейчас развиваемся технически, а вот духовно, увы… Сейчас мир, наука, человек расчленены на множество частичек, возможно в будущем удастся восстановить единое целостное представление о мире. Желаю вам внести свой вклад в это.
Далее вы заходите в жилище и попадаете в спальни. Здесь нет ни очагов, ни колодцев, там только нары. После сгоревшей древесины, столбов тут видны даже пазы, куда вставлялись доски. Далее вы проходите и видите печь. Кто был у нас на Аркаиме – видел ее реконструкцию. Гениальное сооружение – не надо рубить дрова. Печь проста и примитивна, но очень эффективно держала тепло и согревали весь дом. Комнаты расположены по кругу. Далее вы входите в хозяйственную часть. Здесь есть ритуальная часть. Для археолога здесь сохранилось абсолютно все, сосуды, предметы, ступки с перстами, которыми выжимали саому, хаому. Когда люди покидали город, они эти предметы не трогали, оставляли их богам. Мы вначале не сразу поняли. Обычно собираешь стенку, верх или дно отдельно, время раздавливает сосуды, они разваливаются. А здесь надо собирать все и сосуд восстанавливается весь целиком. Это сосуд оставленный для богов.
Далее лестница, которая ведет на верх. Кровля безусловно обитаема. Что в самом поселке. Я уже говорил про яму-холодильник. Узкое отверстие доеденное до грунтовых проточных холодных вод, а верхняя часть расширена в виде ступенек, по которым можно заходить и хранить продукты питания. Там около 5 гр. Что современные холодильники, что такие родниковые – там примерно температура одинаковая. Просто и очень умно. Все это перекрывалось сводом из сырцового кирпича. Я полагаю этот вход завешивается шкурами. Он плотно фиксируется. Мы раскопали порядка 30 таких жилищ и хорошо знаем делали. Далее водный колодец, стены которого не обивались. Возможно вода забиралась кожаными сосудами. В этими колодцами связана одна из самых интересных загадок. Когда мы стали их разбирать, землю по слоям анализировать вместе с институтом минералогии, то мы обнаружили остатки меди. Как будто это металлургическое производство. Как туда попал металл? И вот однажды мы зачищаем очередной слой и находим рядом место прокала и между ним (это оказалась печь) и колодцем есть отверстие, туда вставлен глиняный обожженный стержень, который связывал печь и колодец. Для меня это было потрясением. Я хорошо знаю древнюю мифологию. В ней говорится о боге огня Агни, который родился из темной таинственной воды. Это не давало покоя тем кто изучал религию, мифологию – «как так? Бог Огня родился из воды? Такого быть не может!», потому что огонь и вода противоположны. Но мифу нужно верить как самому себе. Если мы читаем миф и нам что то не понятно, то это наша вина, а не их.
Здесь мы решили доказать. Обычно мы докапывали до воды и все. Все поселения строились на таких местах, чтобы воду было легко добыть. Максимальная глубина колодцев – 3-4 метра. Это как у сурка. Если он живет в степи, то одна из его норок обязательно доходит до воды, он имеет свой колодец. Так вот мы решили докопать до конца. МЫ очень долго выкачивали воду оттуда и все же добрались до дна. А там оказались предметы жертвоприношений. Кости животных – лошадей и коров. Черепа и копыта и кости предплечий. Они не брошены просто так, а были обожжены, специально сложены и закреплены деревянными колышками. Все это идеально сохранилось. А ведь этому дереву 4000 лет. Так сохраняется только либо в воде, либо в абсолютной сухости. Кто был Средней Азии тот знает, что дерево там звенит, ему многие сотни лет, но оно сохраняется из-за сухости.
Далее мы читаем мифы. Это жертвоприношение не воде, а огню. Поддув воздуха шел от воды из колодца в печь. Рядом с каждым колодцем и печью лежала своя руда в уголочке 1-2 кг. Мы привезли свою руду и тут же получили впервые в мире металл из руды. Исследователи металлурги никогда не знали, а как древние получали руду? Медь плавится при температуре 1600-1900 гр. Это очень высокая температура, получить ее просто так в костре не возможно. А если медь соединить с оловом, мышьяком, со свинцом, то тогда такой металл легко получить прямо на костре, потому что его температура плавления будет 500гр. Это было хорошо известно металлургам. Мы работали с немцами, которые проводят исследования в том месте где Ломоносов учился. Эти немцы были поражены, все время восклицали: «как гениально, как гениально!». Мы получили медь из руды с помощью этого поддува колодца. Огонь не может просто так получить металл, его может получить бог огня, рожденный из воды. Агни рождается не из темной воды, а из колодца. Это просто и примитивно, но это понятно. Это только один из сюжетов Аркаима, а таких сюжетов множество!
Вернемся к металлу. В каждом доме руда, своя металлургическая печь. Но ведь это же вредное производство. Не может быть в каждом доме такого. Совершенно ясно, что перед нами ритуал.
Давайте вспомним Авесту. Что такое металл, как очищаются праведники, как идет борьба Ахура Мазды и ангроманью? Люди выбирают добро, поддерживают Ахура Мазду и его мир и в конце одерживают победу над злом. Тогда все люди проходят очищение по металлу, который праведникам кажется молоком. Возможно что этот миф отражен и здесь.
Следющий слайд. Мы музифицировали раскопки, например холодильник. После раскопа мы все обратно засыпали потому что нет возможности и средств все музефицировать. Люди хотят что-то увидеть. Приходят на Аркаим и говорят, «здесь ничего нет, ничего не видно, вы все выдумываете, сочиняете». Другие говорят, что им нужно обязательно сходить постоять на Аркаиме. Мы говорим, это заповедник, ходить туда не стоит, что там ничего нет, они все равно настаивают на своем, чтобы просто постоять там. Это пригоризонтная обсерватория, намоленное место. Вокруг стоят менгиры в виде кругов, квадратов, на горе рядом выложена спираль. Туристы почему-то называют ее горой разума. Хотя ее так хочется назвать авестийским название – «гора Рассветная». Рядом сопка, там много грачей, а туристы называют ее горой Любви. Понятно, всем хочется Любви! А по-авестийски эта гора называется Благодатной.
Археология очень кропотливая вещь. Вот слайд Аланского поселения. Вот стена 5 метров шириной и еще она облицована камнями (гранитами и эмфиболитами). После каждого пожара заново облицовывают. Священно относятся к золе. Прокалы замазывают глиной и заставляют камнями. Здесь ров, потом стена 1,5 метра толщиной, потом опять ров, потом.
Далее слайд. Видно как сырцовый кирпич кладется. Свод упал и отпечатался.
Наша задача весь строительный материал поднять, чтобы, когда будет задача восстановить Аркаим уже на новом месте, использовать всю аналитическую базу (и как кирпич готовили и как делали растворы, всю технологию строительства).
Далее. Эта выемка – водовод. Тут плохо видно. Это та вода, которая поступает внутрь жилья. Здесь сидит девушка и чертит. Можно представить себе как глубок ров и как высока стена. Сюда проведен фонтанчик с водой.
Самое интересное – это водоводы на Аланском. На Аркаиме песок, а на Аланском исключительно глина. Мы обнаружили там деревянные трубы (горизонтально и вертикально), обмазанные сверху зеленой водоупорной глиной. Вода собирается с кровли с неба. Почему трубы сохранились? Вода скапливается в трубах и конце концов заливает их. Их не убирают, просто кладут дополнительную. Мы обнаружили участок где был ремонт трех труб и там была вода с небес.
Далее Я хотел рассказать про саман. Вот ров. Вид сверху, каменные кладки. Нам сегодня кажется, что саман не очень хороший материал. Но в Америке есть организации, которые занимаются строительством дома из самана. Есть дома которые стоят уже более 250 лет. Если правильно соблюдать технологию, то саман очень замечательный, пластичный материал, никаких острых углов. Можно мебель делать из него. Это материал прошлого и возможно материал будущего.
В нашем представлении - археология это каменные сооружения: пирамиды, замки, Троя. Это все мы знаем со школы. Все хотят увидеть какую-нибудь каменную громаду, развалину. Вот аркаимцы камень практически не употребляли, за исключением аланского поселения и некоторых ловчих ям. Камень – это всегда не живые знаки, это палеоастрономические знаки, это что-то вроде Стоундхенджа, с реперами в центре площади. И все. Аркаимцы живут по мифологии. Вселенная создана из дерева и грунта и вот они строят свои поселения из дерева и грунта, как построена вселенная. Безусловно круг, овал, прямоугольник – это модели вселенной, мандалы. На базе этих моделей вселенной, на базе религиозных представлений вероятно и возникло противостояние. Это самые древнейшие мандалы, которым 4 тысячи лет.
Еще пример про саман. В Челябинске под новый год в Управление культуры старый еврей играет на скрипке. Я пришел поздравить с Новым годом и увидел этого симпатичного человека. Он давно живет в Израиле, он народный артист, дает концерты по всей Европе, но зиму он проводит в Челябинске. Я его спрашиваю: «А чего вам там то в Израиле не живется?» Он мне отвечает: «Да ты что! Да как же там жить? Там все в камне. Летом очень жарко, а зимой холод».
А вот саман как раз летом дает прохладу, а зимой тепло. Саман – это идеальный материал для жилья, потому что есть еще и дерево. Для меня не существует чисто коммерческий туризм. Я вообще это слово не люблю. Это паломничество к святым местам. К памятникам историческим, к религиозным святыням. Это паломничество должно быть организовано экономически. Понятно, что за знания, за просвещение требуется своя плата. Но это должна быть экономика, не бизнес. Я не люблю слово коммерция, потому что когда мы говорим культура, просвещение, говорим об истории своей страны и нас с вами, том, что свято для нас, то здесь не место шарлатанству, денежному обороту. Это должно присутствовать в виде обустроенной экономики, которая обустраивает общество. Такая экономика должна обустраивать просвещение, образование, знание.
Это курганы, связанные с бронзовым веком.
Следующее. Погребение. Они бывают коллективные, бывают индивидуальные. Это поза спокойно спящего человека, подогнутые ноги, руки перед лицом. Часто около рук кристалл хрусталя. Хрусталь для Авесты это священный камень. Керамика.
По поводу обрядности. На ранних этапах очень много костей животных – коровы, бараны, козы и т.д. У лошадей особый статус, они с колесницами. Если мы прочитаем тексты Авесты, то Зороастр стал бороться с излишними жертвоприношениями.
В могилах были камни, песты, которыми выжимали сок растений, напиток не типа нашей водки, а галлюциногенный напиток. Все сопки, леса вокруг покрыты эфедрой. Из нее и выдавливали эфедрин ступками и пестиками, которые потом захоранивали.
Колесница коней. В этом году в июне будет выставка во Франции и мы сделали для нее копию колесницы меньшую в два раза. Одно дело, когда реставрируешь старую колесницу, остатки. где все размеры, все известно и понятно и другое когда заново делаешь другую. В такие захоронения с колесницами клали воинов, коней, колесницы и в конце поминальный огонь.
Отпечатки колес. По ним можно узнать и форму колеса и размер спиц., ступицы. Одна деталь.. Иногда обод скрепляется металлом, тогда под ним металлизируется кожа, видно, что она покрашена красной краской. Т.е. это ритуальные колесницы. На них не только ездили, но поставленные в погребение они становятся ритуальными.
Темное пятнышко – это след от хрусталя. Руки обычно сложены, кольца, браслеты, сапоги, одежда, шапка.
Это молодой человек из аркаимского могильника, ему 25 лет, а вот девушка оттуда, ей около 18 лет. Их внешность реконструирована. Насколько нам сейчас известно - средний возраст людей в захоронениях – 29 лет. Однако встречаются и погребенные пожилые – за 60, 70 лет. Но средняя смертность в 29 лет – это очень не точно. Очень высокая детская смертность, дети умирают при рождении. Также мы не полностью знаем погребальные обряды, есть такие, которые нам не доступны.
Очень много ритуальных предметов. Письменности как таковой нет, это изустная культура. Арийцы проповедовали устную передачу информации. Записанное слово, считали они, может быть использовано дьяволом. До сих пор у зороастрийцев такой подход. Парс священник должен знать Авесту наизусть, а не читать. Поэтому сегодня в большинстве случаев жрецы не знают смысла молитв, которые они произносят. Но произносят они совершенно правильно. Специалист по языку подтверждает это, был случай, когда Стеблин-Каменский Иван Михайлович переводил жрецам их молитвы и отмечал что читают они совершенно точно.
Мы сейчас уверены (5 лет назад я говорил только про себя одного, что я уверен), многие ведущие специалисты языковеды, историки признают сейчас то, что Аркаим позволит наконец решить арийскую проблему, что за Аркаимом стоят арии. Это сейчас уже академики говорят. Я могу по именам назвать. Стеблин-Каменский, переводчик с авестийского языка, недавно вышло академическое издание Гат Заратуштры. Это Елизаренкова, переводчица Авесты. Это Вячеслав Всеволодович Иванов, Пьенков – замечательный историк, специалист по зороастризму Средней Азии и многие другие.
Открытия проходят очень тяжелую школу становления. Поскольку для нас арийская история евразийского пространства – она должна быть нашей истории, должна быть в учебниках.
Как в свое время Шлиман сказал, что Троя была живая, что она ему приснилась. Вот нечто подобное происходит и сегодня. Для нас сегодня это очень важно. Я уже не говорю о тех астрологических главах, которые вы изучаете.
Тексты Авесты и Вед очень тяжелы для понимания. Иногда переводчики, которые их переводят, говорят о невозможности их перевода, потому что информация в них очень многозначна. Но когда археологически отрываешь такие памятники кА Страна Городов, то тогда многое становится понятно. После накопления материала Ригведы и Авеста будут переведены заново, станут более понятными и удобными в обращении. Потому что сейчас это очень трудно читать и все понимать. Археология поможет понять их.
Какие ваши вопросы?
Человек в древности все время смотрел в небо. Он знал его гораздо лучше нас. У нас электричество, фонари, спешка… Ну когда нам смотреть в небо? А у древнего человека нет фонарей, у него лучина, которую не хочется зажигать, глядя на такое прекрасное звездное небо. Поэтому всю свою жизнь человек ранее так или иначе связывал с небом. Во все эпохи с самого начала появляются символы неба, календари. Вопрос у меня про курган с усами. Это время раннего средневековья. Все знают долину Наска. Но не все знают курганы с усами, а они бывают разными. С каменной кладкой, с эллипсовидными дорогами. Это не захоронения, это ритуальные сооружения, направленные по сторонам света и по звездам.
Если бы на Аркаиме можно было организовать постоянный самолетик, дирижабль, то все бы полюбовались на город сверху. У нам пока только мотодельтапланы на частной основе организовали очень классные ребята. Это несостоявшиеся летчики, которые по состоянию здоровья не прошли, но они не могут не летать.
По поводу Шаманки – это древний палеовулкан, хорошо изучен геологами. На Аркаиме одно из самой не изученной области – это разломы земной коры, по ним сейчас проходят реки. Одна из тем прописанная доктором наук, геологом Лаврушиным из Москвы. Он у нас несколько сезонов работал. Он предложил исследовать разломы приборами, которыми исследуется дно мирового океана. Мы знаем больше о небе и звездах, нежели о Земле. 10 км вглубь – для нас полная тайна. Магма, энергия Земли как она выделяется, как взаимодействует с космосом, какие у нее колебания, какие магнитные оси. Здесь колоссальное поле для исследований.
Про экстрасенсов я ничего не могу сказать. Кто шарлатан, кто реально что-то чувствует. Я могу только четко сказать – это место требует глубочайшего изучения. Со времен Чижевского все, а вы тем более, знаете, что с энергией космоса шутить нельзя. Про Шаманку я ничего не могу сказать. Природа там прекрасная. Я как и многие ничего не чувствую, но для нас оттуда открывается прекрасный вид на долину. Когда просто стоишь в степи – это страшно. Линия горизонта тогда неосязаема, все время уходит куда-то. Если вы встанете в Аркаиме и посмотрите вокруг – то для любой точки 5 км. Это соизмеримо с нашими шагами, пошли и дошли до горизонта. Это как детские садики строят в маленьких зданиях не больше двух этажей. Также и аркаимская долина соединяет нас с природой, делает нам ее понятной, эта земля становится родной.
Чем топили арийскую печь? – Древесный уголь также использовали там, он везде присутствует. Каждая печь – это миф. Лежит березовая кора. Она делает гидроизоляцию. Но мы видим здесь также 1-2 см черной земли, гумуса. Он насыпан для чего? Опять древний миф. Для того чтобы разжечь огонь, нужна эта земля. Может быть я что-то и сочиняю, но когда совпадает все или почти все, то уже тогда начинаешь верить в это.
Жители преднамеренно поджигали поселение и уходили, чтобы потом вернуться сюда снова. Вспоминаю передачу Гордона, где говорилось об отсутствии костей на Аркаиме.
Троя – там много разных слоев. Во всех них огромное количество мусора и костей. Слой такой накапливается, его замазывают, но не убирают и так далее. Так доходит до потолка. Что вы думаете происходит дальше? Люди разбирают потолок, надстраивают стену и продолжают жить! Знаете, какой это кайф для археолога! весь мусор, все там!
На протяжении Трои-4 во время Аркаима все чисто, мусор убирают, но потом в Трое-5 опять живут с мусором. Экологическая сторона Аркаима безусловно присутствует.
Последнее. Расскажите о мигирах на горе Чеке. Это очень большая проблема. Лет 5 назад их никто не трогал. Сейчас чуть мы их начинаем убирать – там лежит детское погребение, везде что-то есть. Проблема огромная, т.к. мигирами покрыта вся степь абсолютно! Где-то знаки не живый, но они обязательно связаны с религией, с небом. Сейчас информация накапливается и что-то говорить пока преждевременно.
Пожалуйста приезжайте на Аркаим. Ему сейчас очень нужно духовное пространство. Туда приезжает очень много людей, к сожалению место становится модным, люди приезжают с водкой. Водку можно везде выпить. Это коммерцизация пространства и к этому толкает нас государство, потому что полностью выводит нас на самофинансирование. В этом случае одно спасение – это когда люди приезжают сюда с душой, со светлыми мыслями, те которые ищут себя. Поэтому прошу вас – приезжайте на Аркаим!
__________________________________________________________
Ответы профессора Г. Б. Здановича на вопросы астрологов
– Расскажите, пожалуйста, о курганах с усами.
– Их относят к времени раннего Средневековья. Все знают о долине Наска. Курганы с усами бывают разными. С каменной кладкой, с эллипсовидными дорогами. Это не захоронения, а ритуальные сооружения, направленные по сторонам света и по звездам.
– Есть ли еще неизученные области в Аркаиме?
– Шаманка – это древний палеовулкан, хорошо изученный геологами. Самая неизученная область в Аркаиме – это разломы земной коры, по ним сейчас проходят реки. Доктор наук, геолог Лаврушин из Москвы работал у нас несколько сезонов и предложил исследовать разломы приборами, которыми исследуется сейчас дно Мирового океана. Мы знаем больше о небе и звездах, нежели о Земле. 10 км вглубь – для нас полная тайна. Как магма, энергия Земли, выделяется, как взаимодействует с космосом, какие у нее колебания, какие магнитные оси? Здесь колоссальное поле для исследований. Это место требует глубочайшего изучения. Аркаимская долина соединяет нас с прекрасной природой, делает нам ее понятной. Эта земля становится родной.
– Чем топили арийскую печь?
– Использовали древесный уголь, он везде присутствует. Каждая печь – это миф. С помощью березовой коры делают гидроизоляцию. Но мы видим здесь также 1–2 см черной земли, гумуса. Он насыпан, для того чтобы разжечь огонь.
Жители преднамеренно поджигали поселение и уходили, чтобы потом вернуться сюда снова.
– Расскажите о менгирах на горе Чеке.
– Это очень большая проблема. Лет 5 назад их никто не трогал. Сейчас мы их начинаем убирать. Там лежит детское погребение, везде что-то есть. Проблема огромная, так как менгирами покрыта вся степь абсолютно! Где-то знаки неживые, но они обязательно связаны с религией, с небом. Сейчас информация накапливается и что-то говорить пока преждевременно.