Начало

Вместо предисловия

«Бог создал человека по образу и подобию своему». Это утверждение в той или иной форме присутствует в каждой мировой религии. Зороастризм в этом отношении не является исключением. Его существенным отличием является то, что, используя астрологические понятия, он способен описать это подобие.

Все процессы в мире, который создан Богом, взаимосвязаны и подобны. То есть, как написано в «Изумрудной скрижали» Гермеса Трисмегиста, «То, что внизу, подобно тому, что наверху». Человеческий организм не исключение. Это маленькая модель Вселенной, которая имеет ту же структуру, динамику, принципы взаимодействия отдельных частей. И это не просто абстрактная аналогия. Здесь выдержаны определенные математические пропорции и численные взаимоотношения. Так же, как Бог некогда создал Вселенную, рождается и человек. Его организм проходит все фазы развития: рост, взросление, старение и смерть. При этом Душа, как и сам Бог, остается вечной и бессмертной. Отсюда и отношение к телу, как к храму Души, который надо поддерживать в чистоте и порядке, а при необходимости - чинить.

Понятие болезни тоже основано на принципе всеобщего подобия. В древнеавестийских текстах сказано, что после того, как бог-создатель Ахура Мазда сотворил Вселенную, в нее ворвался Ангра Манью (дух зла), нарушив целостность и мировой порядок. Служители Ангра Манью не имеют способности к самосовершенствованию, и поэтому они паразитируют на созданиях Ахура Мазды. Болезнь это и есть нарушение целостности организма, нормального порядка его функционирования, либо поражение вирусом-паразитом. С этих позиций зороастрийцы и подходят к вопросу о лечении. Болезнь - зло, а со злом нужно бороться. Состояние нездоровья не свойственно человеку, ненормально, точно так же, как и присутствие мирового зла во Вселенной. Имея гороскоп человека, и зная ключевой подход к строению организма с точки зрения соответствия космическим законам, легче определить индивидуальную степень поражения злом и методы борьбы с ним. Кроме того, познавая себя, мы познаем мир.

Харбад зороастрийской общины СПб Ю.И.Самоделова

В преданиях и легендах практически всех народов встречается образ уподобления Вселенной телу гигантского человека. Видимо, такое сравнение считалось чрезвычайно важным - ведь оно составляло основу космогенезиса - учения о происхождении Вселенной, и таким образом давало целостную концепцию, позволяющую человеку ориентироваться в окружающем его мире, и найти свое место в нем, основываясь на одном из основных постулатов оккультизма - «то, что наверху, подобно тому, что внизу». И целая Вселенная, и планета Земля, и мельчайшая частица материи считались устроенными сходным образом. При этом подразумевалось, что прообразом для их создания послужило тело мифического совершенного человека, которое как бы клишировалось, проявляясь на разных уровнях в соответствующих фирмах и размерах.

Подобное отождествление встречается и в христианской традиции - например изображение священного города Иерусалима как символического отражения космического Адама (рис. 1). В других мифах с телом Адама сравнивается Земля в целом.

kaz1.jpg

При этом интересно отметить, что распятие Иисуса Христа на Голгофе, при котором кровь Спасителя стекает на землю, как это часто изображалось на средневековых иконах, символически обозначает слияние крови Иисуса - сына Божия и первочеловека Адама, то есть акт первого причастия. (Имя «Адам» переводится как «красная земля» или глина, из которой был создан человек. А «Голгофа» в переводе с арамейского означает «череп», «лысая голова» - то есть это символический череп мирового человека, отождествляемого с Землей). Со временем, в связи с разделением христианских церквей, почти в каждой стране появилась своя «Лысая гора», на которой ведьмы справляют отвратительные шабаши, приуроченные к дням распятия Иисуса Христа, когда силы зла как бы одерживают временную победу.

К сожалению дошедшие до нас легенды фрагментарны, и их глубокий символизм - это лишь ключ для более полной реконструкции представлений древних о строении антропокосмоса. Очевидно, что наиболее удобной для проведения реконструкции исходной системой является скелет человека.

kaz2.jpg

Объясняется это тем, что в ходе инволюции духа в материю, наибольшее уплотнение достигается именно при образовании костей человеческого тела. При этом происходит и максимальное оформление космических законов.

kaz3.jpg

Кости скелета удобны для изучения, и в то же время прочны и мало изменяются со временем. Они подобны письменам, высеченным на камне - точным и незыблемым. И подобно тому, как по костным останкам древних животных удается воссоздать их внешний вид и характерные особенности, мы по скелету человека попытаемся воссоздать особенности, характерные для всего проявленного мира. Это не будет полное представление о мире, а лишь о наиболее фундаментальных его законах. Ведь использование скелета, как материала для реконструкции налагает и определенные ограничения, а частные детали могут быть утрачены. Это происходит потому, что скелет в организме человека соответствует планетному принципу Сатурна, а Сатурн отвечает лишь за самую глубинную систему, которая далеко не всегда проявляется на внешнем уровне.

Здесь мы не будем рассматривать другие системы организма. Упомянем лишь, что они также имеют огромное значение и каждая достойна отдельной работы. И пищеварительная система. И сердечно-сосудистая. И конечно же, мышечная система, связанная с Марсом - система активной воли; именно то, чем мы в первую очередь воздействуем на судьбу, на заданность (Сатурн), отрабатывая свою карму. Мышцы не только приводят в движение скелет, но и изменяют строение костей - при длительных нагрузках кости перестраиваются. Замечательным примером такого воздействия являются американцы - нация, жующая чуингам - поэтому они имеют мощные нижние челюсти. А поскольку нижняя челюсть, как будет показано позже будет связана с планетой Земля, - американцы при всей их подвижности и общительности (страна под знаком Близнецов) люди очень «приземленные», практичные, материалистически мыслящие /Это интереснейший пример магического воздействия на характер целого народа, произведенного с помощью такого, казалось бы, незатейливого предмета, как жевательная резинка/. Очень интересно также было бы рассмотреть периферическую нервную систему, связанную с Ураном. Если с помощью Марса мы отрабатываем сатурнианскую карму, то Уран освобождает от ее действия. Нервная система символически несет в себе свободу от кармической заданности, подобно Хварне или Божьей Благодати, очищающей человека и освобождающей его от греха. Головной мозг - это особая тема, по сути - запредельная, но имеющая отдаленное отражение и в воплощенном мире, где мы живем.

Мы будем рассматривать скелет как Закон, данный животному или человеку изначально. Строение скелета выражает законы существования, определенные для данного вида. (Индивидуальные деформации скелета свидетельствуют о значительном изменении кармы человека или животного).

По принципу строения скелета все живые существа делятся на три группы: не имеющие скелета, имеющие внешний скелет и имеющие внутренний скелет.

Первая группа - простейшие, медузы, черви и т.д. не имеют скелета и значит живут вне существующего на земле Закона. Это чисто биологический уровень существования. По-видимому, эти существа не подвержены воздействию законов кармы. Это как бы биомасса, составляющая основу биосферы. Вне кармических законов эволюция этих существ происходит чрезвычайно медленно, лишь в результате случайных мутаций. Ведь где нет закона, - там нет ни должного, ни запретного, нет воздаяния за действие, а значит - и причинно-следственных связей. Взаимодействие с внешней средой здесь существует лишь на биологическом уровне, никак не влияя на последующие воплощения живого существа. И если некоторые восточные учения признают возможность воплощения человека на одну из инкарнаций в подобное существо, как наказание, то после окончания жизни его дальнейшие воплощения определяются тем, что было заложено ранее. Данная инкарнация оказывается как бы вычеркнутой из линии причинно-следственных связей, это просто временное заключение. Но в то же время следует помнить о важной роли, которую играют эти животные в биологическом мире Земли: - это основа существования животного мира. Если вследствие своих ошибок подверженные карме живые существа погибнут, бескостные формы выживут и продолжат медленное восхождение по ступеням эволюционной лестницы.

Вторая группа существ имеет внешний скелет, или панцирь. Они живут «под Законом», полностью лишены свободы выбора, закономерности их существования предопределены. Это членистоногие (насекомые, пауки, ракообразные), иглокожие животные, некоторые моллюски, имеющие раковину. Каждое действие на данном уровне влечет за собой быстрое и неизбежное воздаяние, их карму можно рассчитать заранее и надолго вперед. Эти живые существа живут в мире строгих законов, это стабильный и надежный мир. К сожалению, он имеет два недостатка - жесткая кармическая обусловленность затрудняет возможность эволюционного роста. Если в силу чрезвычайных обстоятельств и тяжких испытаний в течение одной из жизней будут накоплены значительные кармические изменения, то со всей мощью вступит в действие закон кармического воздаяния, и последующая жизнь или несколько будут потрачены на компенсацию сдвига, приводя к начальному состоянию. Вырваться из таких кармических тисков очень трудно. Второй недостаток - жесткая обусловленность не дает возможности противостоять сильному внешнему влиянию - они беззащитны перед более гибкими в кармическом смысле (то есть более изменчивыми) животными, и выживают за счет усиленного размножения и того, что заполняют биологические ниши, на которые не претендуют более активные существа.

Третья группа - имеющие внутренний скелет - земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие и человек. Они имеют закон внутри себя и право следовать ему по свободному выбору. (Хотя, конечно, свободный выбор возможен лишь при достаточно высоком уровне сознания, и для большинства этих существ свобода является лишь потенциальной возможностью). До достижения того уровня, на котором необходимо сделать выбор между Добром и Злом, они живут согласно изначально данному им внутреннему чувству Закона, действующего в Срединном мире.

При изменении кармы вида меняется и строение его скелета. Например, у человека за последние тысячелетия строение скелета изменилось мало, и это свидетельствует о том, что человек практически не эволюционировал в это время. Хотя им была создана мощная техническая цивилизация, разум отдельного человека и кармические проблемы, стоящие перед ним, изменились мало.

При этом карма некоторых видов животных и птиц за короткий период времени изменилась очень значительно под мощным воздействием искусственного отбора. Кардинально изменились законы их существования после приручения человеком, и как следствие - изменилось строение скелета. Но это пассивное изменение, не соответствующее духовной эволюции.

Существа с внешним скелетом сохранились с незапамятных времен без изменений. Существа с внутренним скелетом - должны приспосабливаться, в противном случае они вымирают в первую очередь (динозавры, мамонты и т.д.). Но зато они и способны к быстрым изменениям, что позволяет им выжить при изменении окружающей среды.

Рыбы являются промежуточными существами: у наиболее древних (акулы, скаты, осетровые) - костного скелета нет, лишь хрящевый скелет сформирован, а снаружи они покрыты очень плотной чешуей или костяными бляшками. У более молодых видов рыб появляется костный скелет, а чешуя тоньше. Таким образом, динамика эволюционирования рыб видна очень хорошо, но при этом разнообразие видов отражает процесс, длящийся миллионы лет. Строение скелета рыб может быть чрезвычайно разнообразным, например число позвонков колеблется от 16 у луна-рыбы до более 400 у новозеландской ремень-рыбы. И строение скелета рыб, зачастую состоящего из огромного количества мелких костей, отражает попытки создания целостной системы, сатурнианской, подобной кристаллу, из огромного количества точек кристаллизации, постепенно объединяющихся в единую систему (как бы концентрация главного на пути от Прозерпины /Прозерпиной называют трансплутоновую планету, имеющую цикл обращения около 650 лет. Прозерпина управляет процессами алхимической трансмутации, полного преобразования материальных объектов, а на духовном уровне связана с эволюцией души человека. Прозерпина позволяет рассматривать целое, как совокупность бесчисленного количества мельчайших элементов/ к Сатурну). И такой процесс закономерен, ведь кармой в целом, во всех мелочах управляет именно Прозерпина; Сатурн же отвечает лишь за наиболее существенные и незыблемые черты.

Есть виды (черепахи, броненосцы, крокодилы), которые при вполне сформировавшемся внутреннем скелете обладают и внешним панцирем. Они характеризуются очень малой изменчивостью, как и все, кто имеет внешний панцирь. Это своего рода кармический коллапс - для продолжения развития после формирования внутреннего скелета с наружным, ограничивающим извне, надо расставаться.

Еще одной интересной подгруппой являются головоногие моллюски (осьминоги, кальмары, каракатицы). Их предки имели внешнюю раковину, но она постепенно выродилась в тонкую пластинку, находящуюся внутри тела. Таким образом, эти существа полностью освободились от сдерживающего влияния внешнего закона. При этом внутренний закон в них не развит. Поскольку есть основания полагать, что некоторые из них обладают высоким интеллектом, эти животные могут быть очень опасны.

Рассмотрим теперь общие вопросы строения скелета человека.

Строение скелета человека соответствует проявлению законов мироздания в теле человека, как духовного существа. Мир, в котором мы живем, называют Срединным миром потому, что он создан по воле Ахурамазды как поле битвы, и для разделения Верхнего мира, где во внеземном сиянии пребывает Великий Ахурамазда и Нижнего мира, где во тьме носится дух нечестивого Ахримана.

Человек создан подобным тому миру, в который он был помещен Ахурамаздой и поэтому он носит имя Микрокосм. Все законы, проявленные в Срединном мире (Макрокосме) действуют в теле человека хотя и уменьшение, но аналогично. Кроме того, человек сопричастен и Верхнему миру, из которого он пришел на Землю для помощи Ахурамазде, как проводник его духа и участник Великой Битвы.

Нижний мир - мир Ахримана - хотя и не соответствует недрам Земли, но проецируется на них из других измерений и имеет там выход после того, как Ахриман осквернил Землю своим вторжением. Нижний мир изначально чужд человеку, и не представлен в его физическом теле, хотя на уровне тонких планов человек может воспринимать инфернальные влияния.

Верхний мир (Меног) соединен с земным Срединным миром (Гетиг) с помощью мира Ритаг - мира ритуалов и духовных сил. Сам человек и является выражением мира Ритаг, то есть проводником. (Широко известна аналогичная китайская триада Небо-Земля-Человек). Таким образом, Верхний и Срединный миры объединяются между собой с помощью проводника, образуя триаду. Это объясняется тем, что система из двух элементов является слишком инертной - в ней внешняя устойчивость создается за счет внутреннего противоречия двух начал и сохраняется лишь до тех пор, пока система закрыта. А система из трех элементов обладает внутренней устойчивостью и внешней динамикой. Поэтому человек, как и окружающий его мир, имеет тройственную природу.

Голова человека соответствует Высшему Божественному миру Меног. Руки и ноги - это наиболее активно действующие части тела, они соответствуют миру Гетиг. Туловище соединяет их между собой, являясь опорой - это Ритаг. При рассмотрении скелета оказывается, что грудная клетка тоже вовлечена во внешнюю деятельность и относится к проявлению Гетиг. Таким образом, мир Ритаг в скелете представлен позвоночником, который является осью, соединяющей воедино все части человеческого тела, находящиеся на разных уровнях.

Именно поэтому древние называли позвоночник «Древо Фравашей /Фраваши - предки/», «Мировое Древо», и говорили, что каждый позвонок - это ступень в мировой иерархии, проявление духа на одном из уровней.

Следует помнить, что принцип деления на три универсален. Поэтому каждый из элементов триады в свою очередь может быть разделен на три уровня. Позвоночник делится на шейный отдел, грудной отдел и крестцово-поясничный отдел (Меног, Ритаг, Гетиг). Череп делится на свод, основание и лицевые кости. Подвижные кости тела составляют руки, грудную клетку и ноги. При повторном делении три основных отдела скелета преобразуются в 9 отделов, соответствующих 9-ти сторонам света: 8 направлений и центр. (Это лишь один из вариантов взаимосвязи между строением скелета и окружающего мира. При этом 8 направлений не обязательно соответствуют восьми лучам Розы Ветров, более интересным является соответствие шести направлениям трехмерного пространства (вперед, назад, вправо, влево, вверх и вниз), а два оставшихся направления соответствуют выходам в иные измерения (такая космогоническая схема встречается, например, в мистериях Одина, в скандинавской мифологии).

Перейдем к рассмотрению позвоночника - главной оси тела. Принято считать, что позвоночник человека состоит из 33-х позвонков. Число 33 связано с Хироном, и указывает на равновесие, порядок, подчиняющийся космическим законам. Это упорядоченная система, причем довольно устойчивая, являющаяся проводником высших законов на наш земной уровень.

В действительности число позвонков у человека в норме может быть различным - от 31 до 35 (вариации в копчиковом отделе). Видимо в частных случаях через позвоночник проявляются какие-то другие закономерности, не связанные с числом 33. Кроме того, у взрослого человека 5 крестцовых позвонков срастаются вместе, образуя одну кость. Копчиковые позвонки также срастаются между собой. Конечно, эти процессы не случайны, они выражают какие-то закономерности и поэтому должны быть учтены при рассмотрении скелета.

kaz4.jpg

Таким образом, позвоночник взрослого человека состоит из 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных позвонков, крестца и копчика. Всего - 26 костей - число Змееносца, указывающее на возможность достижения человеком освобождения от кармической обусловленности. Интересно, что закодировано оно именно в позвоночнике. Это осевая часть скелета, наиболее оформленной части физического тела, где происходит максимальное уплотнение материи. Скелет это место отражения, где инволюция духа в материю переходит в эволюцию, и именно здесь содержится указание на выход сквозь все планы за пределы нашего мира (рис. 4).

12 грудных позвонков отличает от прочих то, что с ними связано 12 пар ребер, образующих вместе с грудиной грудную клетку. При этом для первых семи пар ребер характерно, что каждая пара ребер вместе со своим позвонком и прилегающим участком грудины образует замкнутый круг (рис. 5).

kaz5.jpg

Именно первые 7 ребер и составляют основу грудной клетки. По-видимому, каждый такой замкнутый круг может быть соотнесен с орбитой одной из планет септенера. Кстати и размер этих кругов постепенно увеличивается сверху вниз - соответственно циклам планет. Какое место занимает грудина в этой системе? Грудина объединяет отдельные сегменты между собой. Это некая точка опоры, благодаря которой мы может рассматривать грудную клетку как целое образование. То есть грудина - это символ нашей планеты, Земли.

kazi6.jpg

Грудина состоит из двух частей: 1) рукоятки и 2) тела грудины с мечевидным отростком (рис. 6). К рукоятке грудины крепится первое ребро и частично - второе. Изолированное прикрепление первого ребра, по-видимому, символизирует особое положение Луны, истинное вращение которой вокруг Земли выделяет ее из числа других планет. То, что второе ребро крепится у места соединения рукоятки и тела грудины, символизирует роль Солнца, как светила объединяющего движение прочих планет. Оно, как и Луна, кажется равномерно вращающимся вокруг Земли, и поэтому оно имеет соединение с рукояткой грудины. Движение остальных планет септенера кажется неравномерным при взгляде с Земли, и они прикрепляются к телу грудины, а не к ее рукоятке. Таким образом, рукоятка грудины соотносится с Землей непосредственно, а тело грудины - условно.

Три последующих ребра - с 8-го по 10-е - с грудиной вообще не соприкасаются, но их передние концы соединены между собой, образуя реберную дугу, которая через конец 7-го ребра (опосредованно) получает связь с грудиной. Эти три ребра связаны с тремя дальними планетами, не входящими в септенер, но уже полноценно работающими в наше время - это Уран, Нептун и Плутон. Их связь с грудиной осуществляется через седьмое ребро, и в этом проявляется системообразующая функция Сатурна. Таким образом, Сатурн, являясь высшей планетой септенера, не только замыкает септенер, но и связывает его с высшими планетами в единую систему. Грудина имеет мечевидный отросток, отходящий вниз от тела, что указывает на потенциальную возможность присоединения нижних ребер непосредственно к грудине (при возрастании роли высших планет).

Два последующих ребра, отходящих от 11-го и 12-го грудных позвонков, свободно заканчиваются в мягких тканях, не образуя замкнутых окружностей и не имея связи с грудиной. Это объясняется тем, что функции Прозерпины и Вулкана проявлены лишь частично.

Двенадцать позвонков грудного отдела символизируют законы проявленного материального мира, в делах которого человек участвует сознательно. Именно на этом уровне происходит кармически обусловленный выбор между светом и тьмой.

При этом позвонок - это сама планета, символ Планетного Духа. Пара ребер - это развертывание планетного принципа в пространстве (орбита). А грудина - точка влияния планеты на Землю.

Интересной была бы попытка рассмотреть двенадцать ребер как резонансные контуры и сопоставить их с частотами излучений, характерными для планет Солнечной системы. При этом образуется как бы система из двенадцати контуров, последовательно расположенных на оси (позвоночнике) и соединенных с находящимся на некотором расстоянии от них тазом. Таз человека своей внутренней формой действительно напоминает таз или чашу - то есть что-то вроде параболической антенны. При этом внутренняя поверхность тазовой кости значительно различается у мужчин и женщин. Женский таз является довольно широким, а мужской - представляет собой узкий конус.

Позвонки, лежащие выше и ниже грудных - ребер не имеют. Видимо, они связаны с духами, проявленными преимущественно в тонких планах. Как аномалия развития дополнительные ребра иногда встречаются и в шейном, и в поясничном отделах, что может свидетельствовать о включении дополнительных факторов в карму данного человека.

Выше грудной клетки расположены 7 шейных позвонков, связывающих ее с черепом, символизирующим Высший Божественный Мир Известно, что в ходе органогенеза нижние отделы черепа и шейные позвонки развиваются из сходного материала (передних сомитов). Таким образом, шейные позвонки можно рассматривать как продолжение черепа, его связь с туловищем.

7 шейных позвонков, по-видимому, имеют аналогию с семью Амешаспента - Бессмертными Святыми, через проявления которых мы получаем связь с Высшим Миром. При этом первый шейный позвонок, присоединяющийся непосредственно к черепу, отличается от остальных позвонков по своему устройству, и он символизирует Сраошу - посланника Ахурамазды, выражающего для нас его волю.

Ниже грудного отдела лежат 5 поясничных позвонков, крестец и копчик. Они являются зеркальным отражением семи шейных позвонков и симметричны им относительно грудного отдела (7 - 12 - 7), подобно тому, как семь Благих Творений связаны с семью Амешаспента.

По-видимому, поясничные позвонки представляют собой 5 стихий - огонь, землю, воздух, воду и дерево (растение). Крестец - символ стихии животных, а копчик связан со стихией человек (который тоже является благим творением). Таким образом, 7 костей позвоночника, расположенных ниже грудного отдела, символизируют 7 духов стихийных, еще не совершивших своего выбора. (В Зороастризме обычно учитывается 7 стихий, лишь иногда - 4, как упрощенный вариант).

Копчик означает человека, как одну из стихий, первоначально проявленных в сотворенном мире. Анатомически - это орган, соответствующий хвосту у животных, но он состоит всего из нескольких позвонков (от 3 до 5), вдобавок сросшихся между собой. В нашей системе - это изначальные истоки Мирового Дерева, откуда начинается развитие человека в ходе эволюции (при движении вверх по позвоночнику).

Животные имеют длинный хвост - видимо, это символ длинной цепи предков, воплощенных в данном мире. Человек является пришельцем со звезд, воплощенным на Земле в физическом теле, сходном с телом животного. Видимо 5 копчиковых позвонков означают генетическую связь человека с пятью коренными расами /Согласно Зороастрийскому преданию, нашу планету населяют потомки пяти коренных рас: голубой, желтой, черной, красной и белой/. А их срастание между собой - единство человечества. В случае если копчик состоит из меньшего числа позвонков (как это и есть у многих людей - из трех или четырех) - человек имеет генетическую связь преимущественно с 2, 3, 4 расами.

В случае если копчик состоит более чем из пяти позвонков - это означает вовлечение в карму (генетику) человека предков - нелюдей, связь с иными биологическими видами, - что для человека является ненормальным. Это и есть отрастание хвоста.

Крестец человека символизирует стихию животных, единую животную душу, Гэуш-Урвана. Он всегда состоит из 5 позвонков, срастающихся у взрослого человека в одну кость. Видимо эти пять позвонков символизируют пять основных классов позвоночных животных: рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Таким образом, сросшийся крестец символизирует целостность животного мира, состоящего из 5 частей.

В месте соединения копчика с крестцом осуществляется слияние человека с животным миром. Это те истоки жизненности, за счет которых живет человеческое тело. Кстати интересно, что латинское слово «sacrum» (сакрум) одновременно означает «крестец» и «священный» - отсюда слово «сакральный».

Движение по позвоночнику снизу вверх символизирует эволюционный переход от стихийного состояния, через сознательную отработку кармы (грудной отдел) к реализации качеств Амешаспента, и через них - в Высший мир, представленный черепом.

Исходя из этого, можно обосновать значение деформаций позвоночника.

Деформации поясничного отдела - это искаженное проявление стихийного начала, влияющее на биологические свойства человека (нередко проявляется в старости, когда человек слабеет).

Деформации грудного отдела искажают функции двенадцати планет, управляющих реализацией человека на сознательном уровне, что может привести к избыточной продукции по функциям некоторых из них, с возможностью творческой реализации - хотя и в ущерб прочим качествам (однобокое развитие).

Деформации шейного отдела - это кармическое искажение на духовном уровне, проявление Махадайвов (демонов), противостоящих Амешаспента.

Можно сказать, что позвоночник содержит глубинную информацию о человеке. А грудина - это более поверхностный уровень, но как мы выяснили, и она выражает связь Земли с основными планетами, а возможно, и с другими показателями. Входя в состав грудной клетки, она вынесена вперед. Это единственная кость на передней поверхности туловища, она как бы противостоит позвоночнику. Говоря точнее, она является его отражением на другом уровне. Судя по всему, позвоночник имеет отношение к космограмме, а грудина - к гороскопу. Но в таком случае на ней должен быть как-то представлен Асцендент, должно быть еще что-то, кроме первых двух ребер. И действительно, к рукоятке грудины (которая непосредственно обозначает Землю, как планету) кроме 1-го и 2-го ребер прикрепляется и ключица! Точка прикрепления ключицы - это выражение Асцендента в скелете человека (в этой точке осуществляется связь двух гороскопов: гороскопа зачатия и гороскопа зеркального двойника, о которых будет сказано ниже).

Таким образом, рукоятка грудины имеет связь со всеми тремя главными показателями гороскопа - Солнцем, Луной и Асцендентом.

Ключица соединяет грудину с рукой. Рука, как и грудная клетка, является изображением гороскопа. Но если в грудной клетке гороскоп настоящего выражен через орбиты планет, представленные ребрами, то рука отражает проекцию в будущее и поэтому устроена по другому принципу.

Перейдем к рассмотрению конечностей человека. Руки и ноги подобно ребрам являются ветвями определенных отделов позвоночника. Исходя из этого и следует рассматривать их функции.

Скелет нижней конечности имеет четыре отдела: таз, бедро, голень и стопу. Скелет верхней конечности тоже имеет четыре отдела: пояс верхней конечности (ключица и лопатка), плечо, предплечье и кисть. В общем, руки и ноги подобны друг другу. Но ноги прикрепляются к позвоночнику в области крестца. Таз, включающий в себя крестец, образует прочное замкнутое кольцо, опору для тела человека. Крестец олицетворяет животное царство. Значит, нога представляет собой развертывание мистерии человека как биологического существа, как части животного мира, символизируя сохранение биологических характеристик человека, и тем самым, давая ему устойчивость в окружающем мире.

Пояс верхней конечности устроен совсем иначе. Он не замкнут. Вдобавок он не связан непосредственно с позвоночником: плечевая кость прикрепляется к лопатке, лопатка - к наружному концу ключицы, а внутренний конец ключицы присоединяется к рукоятке грудины, которая через ребра соединена с 1-м и 2-м грудными позвонками. Прикрепление руки к верхней части туловища описывает человека как духовную сущность высокого уровня, связанную с Землей в своем воплощении, а особенности прикрепления дают высокую степень свободы. В этом отражаются свойства руки, как инструмента человека в данном воплощении.

Таким образом, ноги символизируют устойчивость, а руки - изменчивость человека. Это два важнейших условия, необходимых для существования.

Поскольку рука представляет собой гороскоп, в ее скелете представлены четыре квадранта, соответствующие четырем эпохам развития сотворенного мира.

Первому квадранту соответствует пояс верхней конечности - ключица и лопатка. Они, как незамкнутое кольцо, охватывают грудную клетку, плотно прилегая к ней. («Три тысячи лет создания, творения обладали телами, но не отходили от самих себя, были связаны...» «Книга творений»). Это характеристика эпохи Творения, Артезишн.

Затем следует плечо. Одна крупная кость составляет эту часть руки. Она соответствует эпохе Гумезишн (Смешения). В этом отделе рука отделяется от тела, приобретая свободу.

Третьему квадранту и эпохе Визаришн (Разделения) соответствует предплечье. Оно состоит из двух костей - лучевой и локтевой, идущих раздельно нa всем протяжении - это символизирует разделение добра и зла. В ходе эпохи Визаришн должна быть достигнута победа добра над злом, то есть на ее протяжении добро должно усиливаться, а зло ослабляться. В скелете руки это представлено тем, что в верхней части предплечья локтевая кость является более массивной, чем лучевая. А при подходе к запястью - локтевая кость истончается, а лучевая становится значительно массивнее, образуя лучезапястный сустав.

Четвертый квадрант - эпоха Маздезишн (Воссоединения) - представлена кистью, которая может быть сжата в кулак - большое количество мелких костей, объединенных в единое целое.

В скелете ноги также имеются четыре отдела, символизирующих эти периоды, но поскольку нога описывает эволюцию человека не с духовной, а с биологической точки зрения, есть и свои особенности. Их всего три.

1. Тазовый пояс срастается, образуя одну кость - в животном царстве изначальное единство более выражено.

2. Важной особенностью является наличие дополнительной кости - надколенника («чашечки»). Для понимания его роли следует ввести понятие об опорно-двигательном аппарате. Он состоит из костей, мышц и сухожилий, которые передают усилие мышц на кости. Сухожилиями и связками управляет Меркурий. Так вот, надколенник - это особая кость. Она развивается не так, как все кости, описанные выше. Он возникает за счет окостенения внутри сухожилия четырехглавой мышцы бедра. Роль его заключается в том, что он является опорой, рычагом, увеличивающим силу мышцы. Это символизирует дополнительное воздействие, оказываемое на кости голени. Находится надколенная чашечка - на колене, в точке, соответствующей периоду Фрашегирд - критическому периоду Страшного суда, Битвы, при переходе к эпохе Визаришн.

Значит, на биологическом уровне будет какое-то вмешательство высших сил в критический момент, возможна мутация. Вполне оформленное проявление дополнительных сил выражается в появлении дополнительной кости. И благодаря этому вмешательству большеберцовая кость голени на всем протяжении значительно массивнее, чем малая берцовая. А вот духовный переход через Фрашегирд каждый должен сделать сам - на локте нет дополнительной кости.

3. Третье отличие ноги от руки состоит в том, что предплюсна ноги состоит из 7 костей, а не из 8-ми, как соответствующее ей запястье.

Восемь костей запястья - на двух руках 16 костей - число домов 16-ричного гороскопа, связанного с орбитой Венеры. Число планет Солнечной системы до вторжения Ангромайнью. Видимо каждая из этих мелких костей соответствует определенной планете. А 7 костей предплюсны соответствуют семи планетам септенера - уровень жесткой предопределенности, воплощающий закон Сатурна. Две ноги - 7 х 2 = 14 - два витка по Звезде Магов.

Восемь костей запястья - восьмиконечная звезда, подразумевающая в отличие от семиконечной свободу выбора. Ведь лишь на сознательном уровне мы свободны!

Биологический уровень, связанный с семеркой, не несет в себе эволюционного начала. Но зато это жесткая и прочная система, устойчивая к внешним воздействиям.

Вновь мы видим подтверждение тому, что нога символизирует устойчивость человека в этом мире, а рука - изменчивость и активность.

Отметим еще несколько закономерностей.

Известно, что 12 фаланг четырех пальцев руки (со 2-го по 5-й) соответствуют двенадцати знакам Зодиака. Подобный подход применяется в хирологии - учении о рисунке на коже руки. Этот срез работает и при учете костей в системе Солнечного Зодиака. Но если сосчитать фаланги всех 5-ти пальцев, получим число 14. Две руки -14 х 2 = 28, соответственно стоянкам Лунного гороскопа. (Считать по кругу, ладони сложены вместе, пальцы образуют круг, как чаша цветка, счет с верхней фаланги большого пальца правой руки, против часовой стрелки, так как гороскоп лунный. Верхняя фаланга 1-го пальца правой руки, затем нижняя фаланга 1-го пальца, затем верхняя фаланга 2-го пальца правой руки, и так далее, заканчивая нижней фалангой 1-го пальца левой руки. У женщин счет идет, начиная с левой руки. Такой же метод и для пальцев ног).

Кроме пальцев кисть включает запястье и пясть. 8 костей запястья + 5 костей пясти = 13 - тринадцатидомный гороскоп, в котором учитывается знак Змееносца.

На ноге 7 костей предплюсны + 5 костей плюсны = 12, - нога не дает выхода на тринадцатидомную систему, здесь бытовой двенадцатидомный гороскоп. Полное число костей руки: 2 + 1+2 + 8 + 5 +14 = 32. Полное число костей ноги: 2 + 1 + 1 + 2 + 7 + 5 + 14 = 32.

Связь этих чисел с шестнадцатиричным гороскопом очевидна и будет рассмотрена в приложении. Особенностью подхода является то, что при рассмотрении таза, лобковая кость, вынесенная на переднюю поверхность тела, учитывается как кость, аналогичная грудине, то есть олицетворяющая Землю, но на биологическом уровне проявления человека. Таким образом, непосредственно как кости ноги учитываются лишь две кости таза: подвздошная и седалищная, соответствующие лопатке и ключице.

kaz61.jpg

Разобрав строение скелета руки и ноги, мы отметили некоторые закономерности и проиллюстрировали один из вариантов связи костей скелета человека с гороскопом (соответствие отделов конечностей квадрантам гороскопа).