Глава XIV Закон физической чистоты. Правильное питание, гимнастика и гигиена

Маздеисты — мужчины, женщины, дети — ведут простую и здоровую жизнь, питаются большей частью хлебом, овощами и плодами, несколько раз в день совершают ритуальные омовения.
Забота о теле — пища, омовения, гимнастика, режим, проверенный тысячелетними наблюдениями, — приносит самые хорошие результаты как в смысле долголетия и здоровья, так и в смысле влияния на умственные и духовные способности.
Основное положение маздеистского режима состоит в том, что человек должен стать в правильное отношение к ритму земли, к ее жизни.
"Прежде чем кто-либо не очистит себя внешне и внутренне и не освободится от неправильной жизни, с ним нельзя хоть сколько-нибудь дельно говорить о духовной науке, а тем более начинать ее изучать. Подобно тому, как самый гениальный музыкант не сможет ничего выразить на расстроенном музыкальном инструменте, так и тело, не приведенное в порядок, — грязное, больное, перегруженное неправильным питанием, — не может быть орудием духа. Тысячелетиями, с тех пор как белая раса забыла традиции предков и вся ушла во внешнюю жизнь, неправильное питание, неправильное дыхание и, как следствие этого, всякие болезни, сделали ее неспособной воспринимать ритм жизни. В результате продолжающихся неправильностей белая раса слабеет, а обстановка больших городов во многих странах не только катастрофически сокращает срок жизни, но и ведет к общему вырождению, переутомляя и перегружая нервную систему всякими извне врывающимися шумами, сутолокой, волнениями".
Ближайшей задачей цивилизованного человечества маздеисты считают выработку правильных условий жизни. Техника должна служить человеку, а не порабощать его, как сейчас, иначе наступит конец цивилизации, закат современного мира1(1 -Ср. с книгой д-ра А.Каррель "L’homme cet inconnu", развивающей эту же тему).

"Медленно, шаг за шагом, продвигается вперед "человек-форма", т.е. то существо, которое на Земле является высшим. Но именно в силу своей разумности и возможности понять, куда идет мировой процесс, человечество обязано сознательно в нем участвовать. Люди до сих пор руководствуются только страстями, выгодой, волей одного господствовать над всеми, они вечно гонимы страхом. Но закон страха должен наконец уступать место более человечному закону".
Брак и воспроизведение потомства у маздеистов подчинены строгим правилам, находящимся в соответствии с ритмом природы, с фазами луны и солнца и с задачей дать рождающемуся ребенку наиболее совершенное тело.
"Европейцы, — говорят маздеисты, — сделавшие из брака совершенно произвольную институцию, стремящиеся прежде всего к половым удовольствиям или к устройству путем брака материальных дел, должны понять наконец, что с каждым поколением положение становится все более и более опасным. Вырождение началось, с этим фактом необходимо считаться и принимать меры, чтобы это не стало общим явлением. Русский народ, к счастью, живет в более здоровых условиях, и нужно желать, чтобы идеи физической культуры, правильного пищевого режима, омовений, а также ответственного перед потомством брака были как можно шире распространяемы среди масс и пользовались непрестанной поддержкой Министерства Народного Здравия".
Конечно, питательный режим в том виде, в каком он веками применяется маздеистами, т.е. вегетарианство, включающее потребление многих овощей в сыром виде, не может быть применяем с такой же пользой на Севере. Но сама идея научного изучения способов питания для каждой климатической полосы отдельно и неустанная борьба с алкоголизмом должны лечь в основу народной гигиены.
"Нужно учредить на Западе государственный институт по изучению человека, — говорят маздеисты. — Целью этого института явится задача собрать и объединить опыт всего человечества в этой области. Новейшие научные данные Запада должны встретиться там с наблюдениями и методами, тысячелетиями существующими на Востоке. Европейцы должны отказаться от своего презрительного отношения к опыту "отсталых народов". Не следует с такой легкостью отвергать их знание только потому, что они облекают свои наблюдения в непривычные для западных людей формы религиозных и ритуальных установлений".

Действительно, лишь в атмосфере взаимного доверия и уважения к их религиям Восток захочет полностью открыть нам свою традицию и предоставить доступ ко многим своим священным писаниям и историческим архивам, до сих пор еще не показанным ни одному ученому.
Из поколения в поколение мы, европейцы, совершаем все ту же ошибку, рассматривая Восток как прошлое, как грандиозное кладбище погасших цивилизаций и экзотических верований. Несмотря на свою кажущуюся "неподвижность", он еще полон сил и таит в себе много энергии для нового, быть может, близкого политического и культурного возрождения.

далее