Из истории движения Маздака

После уничтожения манихейской ереси в зороастрийской вере в Иране и устранения самого «пророка» его последователи бежали на восток и северо-восток, за Амударью. Манихейская ересь оказалась живучей, манихейские общины в Средней Азии существовали и в X – XI вв., в частности, в Самарканде, а также в других населенных пунктах на пути в Китай, да и в самом Китае. Манихеями в те времена были представители многих национальностей – согдийцы, тюрки, китайцы, тибетцы и индусы. Гонимое в Средней и Передней Азии манихейство проникло также далеко на запад. В Болгарии эта ересь стала известна под именем богомилов, в Италии – патаренов, во Франции – катаров, в южной Франции – альбигойцев. К этим еретическим направлениям примыкали учения присциллиан, павликан, ариан и др. Все эти секты подвергались гонениям со стороны христианской церкви.
В Иране манихейская доктрина была подхвачена революционным движением маздакитов, последователями которых стали хуррамиты и карматы. На Востоке идеи Мани оказали сильное влияние на шиитские и исмаилитские верования, а также нашли отражение в суфийском аскетизме.
В основе морали манихейства ведущим жизненным принципом был пессимизм. Проповедовался аскетизм с умерщвлением плоти безбрачием и постом, пребыванием в бедности. Мани призывал воздерживаться от пищи, чтобы тем самым искупить грех, причем на пост отводилось около четверти года. По заповедям Заратуштры, по принципам жизнеутверждающей религии зороастризма, человек служит Богу-Творцу Ахура Мазде не постом и аскетизмом, а молитвами и трудом, праведными мыслями, словами и делами.
Во времена правления династии Сасанидов в Иране, в VI в. н. э. возникло новое религиозное учение – маздакизм, которое приобрело массовый характер и вылилось в национальное революционное движение, потрясшее устои общества.
О маздакистском движении упоминается в различных источниках, к ним относится сирийская хроника Иошуа Стилита, написанная в 507 г., а также записи византийского историка Прокопия Кесарийского, секретаря Велизария, полководца времени Юстиниана I. Пехлевийские тексты, в которых упоминается ересь Маздака, содержатся в комментарии к Авесте, в «Вендидаде», в пророческом трактате «Бахман яшт» (ок. XII в.) и в «Денкарте». Более полное отражение маздакизм получил в полуофициальной пехлевийской исторической хронике «Хвадай намаг» («Книга владык»), которую знаменитый поэт Фирдоуси использовал при написании своей поэмы «Шахнаме». «Книга владык» не дошла до нашего времени ни на пехлеви, ни в существовавшем арабском переводе под названием «Сияр ул-Мулук». Содержание этой книги известно из более поздних произведений арабских и арабо-язычных авторов. Обзор этих произведений находится в трудах известных европейских ученых Т. Нёльдеке и А. Кристенсена. Учение Маздака изложено арабским ученым аш Шахристани, о движении Маздака сообщали такие историки, как Табари, Таалиби, Масуди и др.

По мнению А. Кристенсена, маздакизм идентичен секте деристден, основанной манихеем Бундосом, который проповедовал схизму в Риме. Его идеи были чужды манихейству, его секта по-пехлевийски называлась «деристденан», что означает «те, которые проповедуют истинный закон». Для пропаганды своей идеи Бундос уехал в Персию.
Арабские авторы свидетельствуют о предшественнике Маздака Зарадуште как о настоящем основателе секты, который носил имя национального пророка Ирана. Современник Маздака Иошуа Стилит называет секту зарадуштаган. Византийские и более поздние арабские авторы отмечают, что Зарадушт был чистым теоретиком, а Маздак – проповедником, апостолом Зарадушта в народе.
Проповедь Маздаком примитивного коммунизма с идеей равенства была привлекательна для представителей низших сословий в связи с тяжелыми условиями жизни. Маздак выдвигал требование общинного владения землей, равного распределения материального имущества и обобществления женщин.
Правящий шах Ковад являлся сторонником учения Маздака, позволял ему проповедовать свои идеи народу и претворять их в жизнь. Маздакиты получили такое влияние при дворе, что никто другой, кроме них, не мог войти к шаху. Немецкий ученый Т. Нёльдеке объясняет связь между шахом и священником-еретиком желанием Ковада обезвредить аристократию. С помощью маздакитов он хотел нанести удар высшему сословию, а также ослабить жреческое сословие, тесно связанное с аристократией, хотя сам шах не пожертвовал для сектантов ни своими женами, ни имуществом.
По другой версии историков, основной причиной принятия Ковадом идей Маздака были голод и бедствия среди народа, а путем реформы шах надеялся избежать народных волнений и обуздать господствующие сословия, добившись от них уступок и снижения податей. Еще при отце шаха Ковада, шахе Перозе, уже ставился вопрос о снижении податей, о раздаче неимущим денежных пособий, о требовании к имущим ссужать бедных продовольствием из своих запасов.
Маздак и его последователи натравливали представителей низших классов на состоятельных людей, происходили разбойные нападения, чернь врывалась в богатые дома знатных, тащила их жен, грабила нажитое имущество. Никто не был уверен в безопасности своего достояния и семьи, а через некоторое время нельзя было сказать, чьего отца тот или иной ребенок. У жителей тех местностей, которые следовали учению Маздака, все дела пришли в упадок, были в корне нарушены имущественные и семейные отношения. Подонки общества получали возможность безнаказанно преступать законы.
По зороастрийским заповедям богатые члены общины должны помогать бедным, делиться с ними имуществом и продуктами питания, но в виде помощи нуждающимся, а не отдавая последнее. Имущество, добытое праведным трудом, почиталось, но стремление к обогащению не приветствовалось. В пехлевийских назидательных текстах говорится: «Не гонись за земным богатством, так как земное богатство похоже на птицу, которая пересаживается с одного дерева на другое и не задерживается ни на одном». Древний мудрец советует проявлять щедрость, насколько это позволяет имущество, не брать ничего в долг, кроме как у родственников и друзей. В отношении имущественной помощи там же говорится: «Не бери ничего у того, у кого нет стыда». Через уважение к чужому имуществу у зороастрийцев проявляется уважение к достоинству человека и почитание закона, без которого не может существовать ни одно цивилизованное общество. Обладание богатством накладывает на человека обязательства в отношении распоряжения этими ценностями для благого дела.
В «Наставлении Вузургмихра» царский советник обращается к богатым: «Хотя все богатство [обречено на] исчезновение, разрушение и изменение, тому, кто угоден Богам, они жалуют дары…Он приобретает огромное богатство, совершит выдающийся подвиг и достигнет власти. Он выкажет превосходство, заслужит высочайшую славу, совершит знаменитейшее деяние, осветит дом и отчизну. Ему [суждены] долгая жизнь, многочисленное потомство, большой род, добрая надежда, [добрые] воздаяния за дела, за справедливость и пользу, [которую он приносит] людям, за [его] защиту [добрых] тварей, за владение делом и также все другие радости в мире».
Огромное значение в зороастризме имеет род человека, знание своих корней, почитание предков. Существует понятие кармы рода, и каждый человек должен был знать своих предков до седьмого колена, их профессии, занятия, достоинства и грехи, так как они имеют отражение в жизни человека. Предписывалось молиться за Фравашей, за предков, просить прощения за их грехи. Следование заповедям Маздака прерывало преемственность в роду, в семье, отрывало человека от его корней, делая его беззащитным и уязвимым для темных сил.

Учение Маздака было изложено им в книге «Диснад», написанной на пехлеви, отрывки из которой цитировались персидским автором XVII в. в книге «Дабистан ул-Мазахиб» («Школа вероучений»), хотя А. Кристенсен считает существование книги «Диснад» выдумкой. Эта книга не сохранилась, также как и другая упоминаемая «Книга про Маздака», которая, возможно, не являлась историей его жизни и учения, а была чем-то вроде исторического романа, читавшегося для развлечения, но некоторые детали из этой книги могли попасть в труды о Маздаке.
Маздак заявлял, что причиной голода и других бедствий является неравномерное распределение имущества и земных благ. Первобытнообщинный строй представлялся ему наиболее совершенной формой общества, где не было имущественного неравенства, и, следовательно, не было ни господства, ни угнетения. Как вода, огонь и пастбища являются предметами общей собственности, в такой же мере должно быть общим и все остальное материальное имущество людей, считал Маздак. Величайшую несправедливость он видел в том, что один человек имеет красивую жену, а другой – безобразную, поэтому по условиям справедливости и благочестия необходимо, чтобы имеющий красивую жену отдал ее на несколько дней тому, у которого плохая жена. Женщина, таким образом, рассматривалась как бездушная и бесчувственная вещь. По представлениям новой религии люди не должны враждовать между собой и убивать друг друга, но это запрещение не всегда и не при всяких обстоятельствах должно действовать, а там, где появится необходимость силой устранять социальную несправедливость – там кровопролитие должно быть допущено. Теории Маздака отбрасывали человечество в примитивный общественный строй, существовавший по принципу стаи, где власть доставалась сильнейшему.
С зороастрийской точки зрения, лучшей победой считается бескровная победа, которая достигается без вступления в бой, путем переговоров и убеждения с помощью разумных доводов. В «Денкарте» говорится, что военачальнику надлежит перед началом сражения обратиться к противнику через парламентеров с призывом перейти в подданные «царя царей» Ирана и принять зороастрийскую веру.
После четырех лет господства идей Маздака влиятельные лица и вельможи составили заговор против Ковада, ему пришлось бежать. Маздак, по сведениям Ибн-Балхи (персидского автора XII в.), бежал в Азербайджан, где соратники окружили его почетом и уважением.
Только через два с половиной года Ковад сумел вернуть престол, второй период его царствования продолжался 35 лет. Этот период отмечен историками как период благоустройства Ирана. Маздак и его приверженцы уже не имели такой силы, как прежде.
По версии Т. Нёльдеке, благосостояние государства и общества в то время потребовало уничтожения секты. Этого же требовали и интересы принца Ануширвана, которого Ковад признавал своим достойным преемником.
Маздак и его соратники были казнены, но еретическая идея продолжала существовать. В VIII – X вв. возвращение маздакизма в арабском халифате было связано с народными бедствиями и было направлено против арабских завоевателей.
Продолжатели маздакитов – хуррамиты проповедовали всеобщее равенство и общинное владение землей. В «Сиасет-Намэ» («Книга о правлении вазира XI столетия Низам ал-Мулька») говорится, что жена Маздака, Хуррамэ, дочь Фадэ, убежала с двумя людьми в округ Рея. Она призвала к учению мужа. Разные люди вступили в ту веру, их прозвали хуррамдинцами. Другие авторы упоминают о происхождении слова хуррамиты (хурремиты), от персидского «хуррем» – ясный, светлый, либо «хур» или «хвар» – солнце, огонь. Они также были известны под названием мухаммира – «красные» или «сурх алем» – «краснознаменные». Красный цвет – цвет крови – выражал у них готовность жертвовать собой во имя свободы. Учение хуррамитов основывалось на манихейском дуализме, борьбе двух начал – Света и тьмы. По их мнению, существующая действительность представляла собой воплощение злого начала – тьмы, поэтому борьба против этой действительности и ее ликвидация означали победу Света над тьмой, которая должна была бы привести к установлению общества, основанного на справедливости и равенстве. Зороастризм не признает мир дуальным, а относит его к творению Ахура Мазды, называя его Благодетельным миром, в котором зло присутствует временно, нарушая его гармонию. Человек призван разобраться, что в мире – Добро, а что – зло, и помогать Богу-Творцу освободить мир от осквернения.
Хуррамиты действовали в начальном периоде правления Аббасидов. Они участвовали в восстании Абу Муслима (747–750), Сумбада-мага (755), в восстании «краснознаменных» (778–779).

Крестьянское восстание под предводительством Сумбада-мага проходило в области Нишапура и Рея в Иране. Поводом к восстанию послужило убийство Абу Муслима, совершенное по приказу халифа Мансура. Восстание продолжалось 70 дней, десятитысячное войско халифа нанесло поражение отрядам Сумбада, при отступлении был убит и Сумбад.
В Мавераннахре произошло в 776– 783 гг. восстание под предводительством Муканны. Беруни сообщает, что в Мерве, в деревне, жил Хашим ибн Хаким, известный под прозванием «аль-Муканна», что означает «носящий покрывало». Он был крив на один глаз, закрывал себе лицо зеленым шелком. Объявляя, что в нем воплотилось божество, как до этого оно воплощалось в Абу Муслиме, он уверял, что простые смертные не выдержат исходящий от его лица свет («сгорят»). Он призывал к борьбе против господства арабов и ислама. Отличительным признаком приверженцев Абу Муслима и аль-Муканны был белый цвет одежды и знамен, выбранный в противоположность черному цвету знамен Аббасидов, арабских правителей. Муканна приказал построить крепость в горах Санам и сделал ее центром восстания. Установив законы, провозглашенные маздакитами, он разрешал брать чужое имущество и женщин, убивать тех, кто оказывал сопротивление. Он владычествовал 14 лет, «люди в белых одеждах» утвердились в Бухаре и Согде. Восстание было усмирено только в конце правления халифа Махди. После разгрома войска аль-Муканна сжег себя (по другой версии – принял яд). Повстанцы еще несколько лет продолжали разрозненную борьбу, ожидая его «второго пришествия», существование их религии отмечено даже в XI в.

В начале IX в. при Харуне аль Рашиде в Азербайджане начались волнения маздакитов-хуррамитов, были вовлечены соседние области Армении, Мидии и Хорасан. Предводитель восстания Бабек сумел создать собственное господство, основанное на маздакитских идеях общинного владения землей, уничтожения имущественного и социального неравенства. Бабек овладел крепостью в одном из наименее доступных ущелий в Мазандеране. Выходя из горной крепости, он и его приверженцы подвергали беспощадному ограблению окрестные области, убивали мужчин и уводили женщин в плен. Движение Бабека охватило огромную территорию. Оно началось в 815 или 816 г. и продолжалось более 20 лет до 837 г. Только в Азербайджане в нем участвовало 300 тысяч человек, в том числе крестьяне. Организаторские способности и военный талант Бабека имели немалое значение. Он вышел из простого рода, работал погонщиком верблюдов в торговых караванах. В источниках есть сведения о том, что отцом Бабека был бродяга-путешественник, разносчик масла из Ктесифона. Мать Бабека жила в Азербайджане, была одноглазой. Отец Бабека был ранен в спину и умер. Однажды один из главарей хуррамитов познакомился с Бабеком, нашел его сметливым, несмотря на его отвратительный характер, и взял к себе в дом. Речь его была неразборчивой и странной для понимания, а сам он выглядел плутом. После смерти хозяина Бабек стал мужем вдовы, а хуррамиты поклялись ему в верности, считая, что дух их умершего предводителя вошел в Бабека.
В переписке с византийским императором Феофилом Бабек предлагал ему вести совместные военные действия против халифата. В 833 г. халифское войско в сражении под Хамаданом нанесло поражение восставшим. В этом сражении и после него было перебито 60 тысяч хурремитов. Спасшиеся от истребления ушли на византийскую территорию.
После четырехлетнего перемирия с Византией халифское военное командование направило все силы против войск Бабека, тот обратился за помощью к Феофилу. В переписке с ним Бабек выдавал себя за христианина, обещал обратить всех своих последователей в христианскую веру. В конце 837 г. халифские войска осадили крепость Базз, резиденцию и командный пункт Бабека. Он ушел из крепости по подземному ходу, хотел бежать в Византию, но в Армении его предали и выдали властям, вскоре он был казнен как преступник.

В конце VIII – начале IX вв. возникло и распространилось антифеодальное движение карматов, так же как и маздакиты, призывавших к общинному владению землей, рабами, уравнительному распределению материальных благ, общим трапезам и общим женам. Карматское движение распространилось в Сирии, Ираке, Персии, на юге Аравии, в Бахрейне и Египте. С конца IX в. карматы возглавляли восстания против Аббасидов (Южная Месопотамия – ок. 890–906 гг., в Бахрейне – 894–899 гг., в Сирии – 900–902 гг.). Их социальная программа основывалась на маздакитском учении и использовала шиитскую идею махдизма (о пришествии Махди – скрытого имама, избавителя от гнета и нужды). Они призывали к устранению социального неравенства между свободными членами общества и наделению их жизненными благами в равной мере. Молитвы, посты и паломничества были объявлены у них необязательными, а употребление вина и брачные союзы с ближайшими родственниками были разрешены. Движущими силами карматского движения были неимущие слои населения, феллахи, часть бедуинов, городская беднота и ремесленники. Сами себя они карматами не называли, так их нарекли противники в знак презрения, употребляя слово «кармат» как «обманщик», «мерзкий» или «мошенник». Карматы нападали на караваны паломников, мародерствовали и грабили, жестоко расправлялись с пленными. Систематические атаки на паломников и грабежи караванов вызывали закупорки торговых артерий халифата, вызывали застой торговли и экономический спад. Карматская община превратилась в реальную военно-политическую организацию, ориентированную на активные действия против государства. В 901–905 гг. карматское движение приобрело независимость и образовало государство в Бахрейне, в котором в распоряжении султанского правительства находились государственные или общинные рабы – африканцы (негры и эфиопы). Государство владело 30 тыс. рабов, они обрабатывали поля и сады, чинили жилища и мельницы. Нападения карматов на суннитские области сопровождались грабежами, резней, угоном в рабство мирных жителей. Государство карматов просуществовало до конца XI века. Последнее выступление иракских карматов происходило под белыми знаменами в 928 г.
В дальнейшем народные революционные выступления под знаменем идей Маздака продолжались в Иране и сопредельных странах, вплоть до бабидских восстаний в XIX в.
Как отмечают историки, «социальная доктрина маздакитов никогда не умирала». На Западе она проявилась в утопических взглядах Т. Мора и Т. Кампанеллы, чьи романы послужили прообразом идеального коммунистического общества и вдохновили сначала революцию во Франции (1789–1794 гг.), а затем и в России (1917–1922 гг.). Гражданская война сопровождалась массовым террором и репрессивно-карательными мероприятиями, в результате которых население России пережило демографическую катастрофу. Вместо ожидаемой численности населения в 207,5 млн человек в границах Российской империи к началу 1923 г. на территории СССР насчитывалось всего 137,5 млн.
Насильственное насаждение «нового» порядка проявляется во все времена в виде бунта, восстания, революции и приводит к бедствиям и гибели людей, т. е. работает на силы зла, идеологически опираясь на лжеучения, в основе которых лежит манихейская ересь. Зороастризм, а в особенности зерванизм, последовательно разоблачают ереси для очищения вероучения, переданного людям пророком Заратуштрой.

Литература

1. Аш-Шахрастани. Книга о религии и сектах. М., 1984.
2. Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966.
3. Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. М.,1957.
4. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. СПб., 1994.
5. Буниятов Дж.З. Восстания карматов (IX – X вв.). Баку, 1988.
6. Буниятов З. Азербайджан в VII – IX вв. Баку, 1965.
7. Захидов В.Ю. Огни истории. Ташкент, 1974.
8. Изведать дороги и пути праведных. Пехлевийские назидательные тексты. М., 1991.
9. Периханян А.П. Общество и право Ирана в парфянский и сасанидский периоды. М., 1983.
10. Пигулевская Н.В. Маздакитское движение // Изв. АН СССР Сер. истории и философии. 1944. № 4.
11. Рак И.В. Мифы древнего и раннесредневекового Ирана. СПб., 1998.
12. Революция и человек. Социально-психологический аспект. М., 1996.
13. Семенов А.А. Маздакизм (очерк истории учения Маздака) // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1958. Т. 5.
14. Сиасет-намэ. Низам ал Мульк. М. – Л., 1949.
15. Социально-утопические идеи в Средней Азии / Ред. М.М.Хайруллаев. Ташкент, 1983.