Поиск по сайту



Вы здесь

ПОЯС В РУССКИХ БЫТОВЫХ ОБЫЧАЯХ И ОБРЯДАХ

Журнал "Митра" №3 1999 год, с.87-90

Пояс прокладывает дорогу к сердцу.
Русская народная поговорка

В обрядах и быту русских поясу издревле придавалось огромное значение. Пояс выполнял магическую функцию, сопровождая жизнь человека от рождения до перехода в мир иной, предписывал определенные морально-этические нормы поведения, участвуя практически во всех значимых ритуалах. До сих пор бытующее в нашем языке выражение ''распоясаться" свидетельствует об утрате приличия в поведении. Мужчине на народе, в обществе, находиться без пояса считалось непристойным. По русскому поверью ходить без пояса так же грешно, как и без креста. В русском фольклоре без пояса и креста появляются только отрицательные герои. Распоясать человека - означало обесчестить его. Так, снятием пояса на пиру был оскорблен князь Василий Косой (1433 г.) - внук Дмитрия Донского, что вызвало войну в Галиче. Его пояс был необычайно дорогим - и материально: золотой, с цепями, обсыпанный драгоценными каменьями, искуснейшей работы; и исторически: был подарком прославленного Дмитрия Донского.

poyas russkii.jpg

Ношение поясов на территории нашей страны бытует с очень отдаленных времен - тому есть и письменные и археологические свидетельства. Геродот в V в. до н. э. записал в Причерноморье скифскую генеалогическую легенду, согласно которой Геракл оставил сыновьям в наследство пояс и лук. Только один его сын Скиф сумел натянуть лук и взял себе наследство, стал родоначальником скифских царей. Скифские пояса найдены археологами в погребениях, изображения поясов встречаются в скифских памятниках изобразительного искусства. На всех статуях - памятниках умершим, даже на самых схематичных, непременно показан пояс. Изучение собрания скифских поясов в Эрмитаже позволяет предположить, что пояс у скифов состоял из трех слоев кожаного ремня с пластинками из металла, чаще всего бронзы. Есть свидетельства, что скифские женщины, выполнявшие мужскую работу, носили такие пояса. В славянских курганах Х-XIII вв., принадлежавших сельскому населению - смердам, найдены кожаные пояса с медными пряжками.
Археологи долго считали, что женские одежды славян не подпоясывались вообще, так как женские пояса не сохранились при раскопках. Женщины не носили ременных поясов - важнейших символов мужского престижа, а носили тканые и вязаные пояса. Описания одежд и поясов сохранились с летописных времен [6, с.353].
По своей символике пояс значит нечто большее, чем предмет одежды. Это мощнейший магический оберег, способствующий удаче и благополучию того, кто его носит. Пояс - источник жизненной силы, наделялся животворящими и оздоравливающими функциями. Древнее "перепоясывание чресел своих" есть знак готовности к переменам: к дороге, к борьбе; одновременно это и знак корректного убранства, соблюдения норм, поскольку кольцеобразно замыкаясь вокруг стана, пояс отделяет верхнюю часть тела от нижней. Перепоясывание неразрывно связано со свадебными обрядами как символ целомудрия. Часто пояс - символ пути, дороги, преодоления препятствий, как мифических, так и реальных. Пояс имел и небесное, космическое значение. Млечный Путь считали кушаком небосвода. Радуга носит название небесного пояса, по преданиям она возникает из пояса девушки. Пояс, принимая форму окружности, придавал целостность и гармоничную законченность человеку, не давал враждебным силам проникнуть за этот круг. Пояс считался чуть ли не главным знаком воинского отличия. На Руси бытовало выражение - "лишить (отрешить) пояса", что означало лишить воинского звания. Позже это применяли не только к воинам, но и к священникам, которых лишали сана.

poyas russkii2.jpg

Пояс входил в жизнь человека с его рождения. Новорожденного ребенка старались опоясать либо во время крещения, либо сразу после него. Старообрядцы, тщательно хранящие древние русские традиции, придавали обычаю носить пояс ритуальное значение вплоть до недавнего времени. Пояс, надетый при крещении, они носили всю жизнь, не снимая даже в бане.
Русский народ верил в могущественную силу пояса, о чем свидетельствуют рукописные книги простонародной медицины. "А от всех колдунов и всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство". Пояс употреблялся в заговорах от болезни. Так, больной лихорадкой шел в лес, находил осину, просил забрать болезнь и перевязывал дерево своим поясом. Особенно действенным считался пояс с навязанными на нем узелками, которые не мог сосчитать колдун. Если существовала опасность порчи, пояс не снимали ни днем, ни ночью, а только в бане. Надевали его вместе с заговором; заговоренный пояс считался крепче булата, стали, тугого лука и каленой стрелы, он сравнивался с замком, который никому не разомкнуть. От сглаза ребенку повязывали пояс из сети (очень много узелков). Такое пристрастие русских к поясам отмечали иностранцы. Самуил Колинз, 10 лет живший при дворе Алексея Михайловича, писал: "Ни мужчины, ни женщины не ходят без пояса под страхом небесной кары".
Снятие пояса, наоборот, означало приобщение к потустороннему миру, к нечистой силе. Пояс снимали при добывании цветка папоротника в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, при гаданиях. Северорусские девушки клали на ночь пояс под подушку, приговаривая: "Пояс, мой пояс, покажи жениха и поезд". Девушки привешивали замок к поясу, запирали его на ключ, а ключ клали под подушку со словами: "Суженый, ряженый, приди, отопри меня". Желавшие выйти замуж девушки искали в лесу две осины рядом, чтобы их можно было перевязать одним поясом, это было верной приметой к замужеству. Иногда пояс развязывали специальным обрядом с целью обеспечить молодой женщине предстоящие роды. При трудных родах женщине клали под ноги красный пояс и она перешагивала через него.
Магические свойства пояса, скрепляющие союз молодых, использовали при сватовстве и в свадебном обряде. Если невеста дарила жениху пояс, она уже не имела права ему отказать. Как правило, она дарила жениху сотканный ею узкий шерстяной поясок в красных тонах. В некоторых областях до середины XIX в. сохранился следующий обычай - во время сватовства перед невестой клали пояс в форме круга, и если она была согласна на брак, то прыгала в центр круга со скамьи.
Во время свадьбы поясом связывали не только жениха и невесту, но и узел с приданым невесты, пирог для жениха, его рюмку и т. д. Веря в магическую силу пояса, иные невесты дарили их до ста штук, причем ткать свадебные пояса начинали с 9-12 лет. Укладывая спать молодых в первую брачную ночь, ноги им связывали поясом, чтобы молодые не ссорились.

poyas russkii4.jpg

На Руси пояс также служил родительским благословением, передавался по наследству и бережно хранился из поколения в поколение. С помощью пояса устанавливалась связь между "своим" и "чужим" пространством, старым и новым домом. Так, в новый дом хозяин входил первым, затем за пояс втягивал остальных членов семьи. Молодая, входя в дом мужа после венчания, бросала свой пояс на печь. Использовались магическим образом пояса при выгоне скотины в поле, чтобы животные не терялись и всегда возвращались домой. Специально вытканный за один день из остатков льна пояс позволял увидеть на Радоницу умерших близких. Большое значение имел пояс и в похоронных обрядах.
В старину пояса изготавливались из самых разнообразных материалов. Знать носила кованые - из злата-серебра с драгоценными каменьями, кожаные со всякими украшениями, тканые - шелковые кушаки с золотой и серебряной нитью. У воинов особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура, полоску кожи старались добыть прямо на охоте, тур считался воинским тотемом. В народе были распространены пояса из льняной и шерстяной пряжи, вязаные, тканые, плетеные. Тканые и вязаные пояса имели длину до пяти метров, они особым образом повязывались, способы их повязывания различались по местностям. К поясу крепилось все: калита (кошелек, пояс считался его хранителем ), кресало, нож, гребень и т. д. За поясом хранили оружие. Пояса изготавливались в каждом крестьянском хозяйстве - мужские и женские, повседневные и праздничные. Часто их ткали на дощечках древней техникой, называемой браной. Пояса украшали магическими узорами, которые бережно хранились и передавались неизменными из поколения в поколение. Объяснение смысла этих узоров к середине XIX в. было практически забыто. Хотя еще до середины прошлого века в некоторых областях сохранялся обряд "чтения узоров" во время крещенских смотрин невест. Знающая пожилая женщина показывала собравшимся изделия невесты и объясняла значение каждого узора.

poyas russkii3.jpg

Как правило, пояса традиционно украшали орнаментом из ромбов. Ромбы были с крючками, кругами, различными формами свастик. Узоры поясов отличались сложностью, орнаменты разного цвета как бы вкладывались друг в друга. Символический рисунок усиливал магическую силу пояса [6, с. 352].
Традиция украшения поясов геометрическими узорами прослеживается в глубину истории на VI-II тысячелетия до н. э. в древнейших культурах Евразии, наиболее близких к арийской.
В последнее время появилось много работ, посвященных русскому орнаментальному творчеству, его сюжетно-символическому языку. Особенности северо-русского орнамента еще мало изучены. Вытканные на поясах сложные сюжетные композиции с трудом поддаются расшифровке, но неоспоримо доказано, что они похожи на орнаменты индоязычных и ираноязычных ветвей праиндоариев [2, с. 115-117].
Одни из самых сложных в мире орнаментов вытканы на лиелвардских поясах. (Местечко Лиелвар-де расположено под Ригой). Их последовательно усложняющиеся композиции содержат до двухсот тысяч точек. Лиелвардские пояса привлекли особое внимание искусствоведов. Принцип составления орнамента, огромное число элементов знаков в нем позволяют предположить, что в орнаменте закодированы представления далеких предков о возникновении и развитии Вселенной, о зарождении жизни и истории человека. В них находят даже ритмы солнечной активности и состояние космической гармонии. Орнаменты этих поясов сходны с индоевропейскими, похожие знаки находят в философской символике народов Японии, Китая, американских индейцев. Формы поясов, рисунки орнаментов тщательно сбережены народными мастерами с древних времен, но ключ к разгадке этих символов давно утерян. Этнографические экспедиции начала века показали, что мастера не помнят даже названий узоров, не говоря уже об их символике. Попытаться разгадать этот ключ - заманчивая и трудная задача исследователей. Лиелвардские пояса делаются обычно бело-красного цвета, длиной около 4 м, шириной с ладонь. Их оборачивают вокруг талии несколько раз. На 3-4-метровой ленте умещается до нескольких десятков не повторяющихся, но вытекающих один из другого сюжетов, которые последовательно развиваются от простого к сложному, от мелкой формы к более крупной. Среди элементов орнамента различимы ветвистые кресты, ромбы, зигзаги, свастики, ими выткан на поясах весь космос человеческой жизни [3, с. 292-296].

В зороастризме пояс повязывается при инициации. Он символизирует сознательный выбор светлой религии добра. Верующий каждый день подтверждает этот выбор, перевязывая пояс и обращаясь с молитвой к Создателю, отвращаясь от нечестивого. Ношение и повязывание пояса -древний обычай, свойственный всем арийским народам, но высочайшее мистическое значение пояса как знак принадлежности к религии - символ осмысленного и достойного существования человека на земле - сохранилось лишь в зороастризме.
Будем же достойны своего выбора, осмысляя собственные родовые корни и наполняя их религиозно-мистическим содержанием последователей Заратуштры.
Литература
1. Байтурин А. К. Пояс (к семиотике вещей). Из культурного наследия народов Восточной Европы. СПб., 1992.
2. Древность: Арьи, славяне. М., 1996.
3. Миловский А. Народные промыслы. М., 1994.
4. Русский народ: его обычаи, обряды, предсказания, суеверия и поэзия. /Собр. М. Забылина. Репринт. М., 1992.
5. Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.
6. Семенова М. Мы - славяне. СПб., 1997.
7. Сумцов Н. Ф. Символика славянских обрядов. М., 1996.