Поиск по сайту



Путешествие в Санджан

Журнал "Митра" № 10 (14) 2009 год

После завершения Серебряного конгресса гости из России были приглашены в Санджан. Вместе с нами поехали Мейер Мастер Мусс, доктор Пури, парс Деньяр, парсийка Ширин, у которой мы останавливались в Мумбае, и еще несколько человек, участников Серебряного конгресса. По дороге мы встретились с зороастрийским священником, который пригласил нас в свой храмовый комплекс, где мы уже однажды были, когда первый раз приезжали в Мумбай.
Дом зороастрийского священника окружает парк, где растут экзотические деревья и растения. Рядом с домом находится место для содержания священного белого буйвола, моча которого используется в зороастрийских очистительных ритуалах. Всем нам очень понравился этот священный буйвол. Некоторым из нас даже удалось его погладить. Священниk сказал, что этот буйвол все понимает, как человек, хотя и не умеет говорить.

2012-06-11_33.jpg

В парке есть место, где разжигается огонь и можно на открытом воздухе почитать мантры и помедитировать. Здесь доктор Пури провел с нами небольшую коллективную медитацию, громко прочитав мантру «Ом». После завершения медитации доктор Пури сказал, что все мы очистились огнем во время чтения этой мощнейшей мантры. Затем мы продолжили свой путь к главному храму, где проводятся богослужения и поддерживается священный огонь. Рядом с храмом есть небольшая постройка, где обычно зороастрийцы перевязывают свои пояса перед тем как войти в храм. Те из нас, кто носит священный зороастрийский пояс, проследовал в это помещение и перевязали пояса под чтение молитв Ниранг-кусти. После этого мы вошли в храм, главное ритуальное святилище. Каждый из нас смог увидеть пылающий храмовый огонь в большом афринагане, помолиться у этого священного огня.
Покидая храм, мы поблагодарили зороастрийского священника за возможность увидеть это чудо и вручили ему небольшие памятные сувениры. Затем мы продолжили путь и, проехав несколько километров по хорошей дороге, вскоре остановились у ашрама всех религий. Несколько лет назад некоторые из нас уже побывали здесь, но тем не
менее и во второй раз посещение этого священного места было очень интересным. Перед началом осмотра ашрама нас вкусно накормили. Мейер Мастер Мусс сообщила нам, что еда здесь готовится по специальным рецептам, чтобы влияние планет проявилось наилучшим образом, чтобы мы стали хорошим инструментом для проявления творческой энергии Создателя, смогли очиститься и исцелиться от всех болезней.
После вкусного обеда мы побывали у пещерных огней, смогли помолиться, почитать авестийские мантры, а зороастрийский священник, сопровождавший нас, после осмотра всех достопримечательностей ашрама благословил желающих. Очень хотелось побыть здесь подольше, но нам предстоял длительный путь в Санджан, поэтому мы вынуждены были очень быстро покинуть это место, не успев в полной мере осмотреть все святыни ашрама.
После посещения двух храмовых комплексов и преодоления большого отрезка пути мы остановились в красивейшем месте, на берегу Индийского океана, где у нас была небольшая остановка — ланч и отдых, прогулка по берегу океана. Перекусив и отдохнув, мы продолжили свое путешествие и ближе к вечеру побывали еще и на дахме, которой уже более 400 лет. Это одна из самых старых дахм в Индии. Мы приехали туда, когда Солнце уже садилось. Парс Деньяр, сопровождающий нас, попросил куштиванов встать на дороге, ведущей к самой башне дахмы, и перевязать пояса. А потом немного
рассказал об этом уникальном месте и показал нам все внутренние помещения, примыкающие к дахме, где тела умерших омываются и очищаются с молитвами перед тем, как душа покинет его окончательно.
В Санджан мы прибыли уже после захода Солнца. На этот раз российскую делегациюразместили в гостинице. На следующий день утром мы приехали в Зороастрийский колледж. Мейер Мастер Мусс провела здесь совместную молитву с зажиганием огня в афринагане. Каждый из нас смог зажечь свою сандаловую палочку. Доктор Мейер призвала всех изедов и духов планет помогать нам выполнять наши задачи. Мы прочитали зороастрийские молитвы «Ахунвар», «Ашем Воху».
После совместной молитвы доктор Пури и Дели прочитал нам интересную лекцию. Он рассказал, как организовать вокруг себя пространство, чтобы жить в нем долго и счастливо, в гармонии с природой, не нарушая ее законов.

Далее приводится текст его лекции в переводе с английского Маргатиты Васильевой.

Доктор Пури дает нам урок

2012-06-11_4 4.jpg

Доктор Пури — выдающийся архитектор, ведущий специалист по классу архитектуры. Он является также одним из руководителей Зороастрийского колледжа. У него есть студенты во многих городах Индии. Доктор Пури объединил принципы восточной философии с современной архитектурой. Он специально приехал в Санджан, чтобы прочитать нам лекцию, чтобы мы смогли использовать древние принципы гармонизации окружающего пространства у себя дома. Доктору Пури уже почти 80 лет, но выглядит он очень хорошо. Во всяком случае, лет на 20 моложе своего возраста. Доктор Пури преподает уже более 40 лет, опубликовал более 100 книг.
Многоуважаемые господа! Как вы уже знаете, Индия — большая страна, на ее территории много традиций, здесь проживает много разных народов, которые уживаются вместе. Я прошу вас сосредоточиться и выбрать интересующие вас вопросы. У меня очень большой опыт, которым я хотел бы с вами поделиться.
Очень часто мы выбираем пространство, где хотим прожить благоприятно, долго и счастливо, тратим день ги на то, что красиво, но счастья не ощущаем. Даже если мы создадим условия люкс с помощью денег, часто все равно не можем быть счастливы. Я расскажу вам об определенных свойствах пространства, зная о которых, вы сможете управлять всеми сторонами своей жизни.
Бог дарит человеку прекрасное тело, никто другой не может создать такого тела. Оно формируется с помощью пяти элементов, о которых было сказано еще в «Ведах»1, которые написаны более 10 тыс. лет назад. Если нарушается баланс между этими элементами, нарушается здоровье. Сбалансированность этих элементов позволяет жить счастливо. Пять элементов дают нам пять чувств. Мы обладаем очень высокими качествами. У нас есть уши и благодаря им мы слышим, у нас есть глаза и благодаря им мы видим, у нас есть нос и благодаря ему мы обоняем. Также нам даны осязание и вкус. Но основная масса людей не понимает подарка природы. Если мы осознаем суть этих подарков и будем развивать свои лучшие качества, мы сможем стать суперменами.
Есть много примеров, как развить эти пять чувств. Когда несколько человек собираются вместе, они могут «поднять» свои умственные способности. Все оценивают человека за его способности, за его возможности. Надо понимать тех, кто работает на дорогах или просит милостыню. Нужно относиться к ним снисходительно. Они плохо развиты, потому что не смогли учиться. В нашей жизни все зависит от уровня образования и среды. Одни очень высокоразвиты, а другие — нет. Можно поставить вопрос: почему природа создала всех одинаковыми, а общество их разделило? Почему же развитие у всех людей разное? Почему общество одних уважает, а к другим относится как к нижестоящим? Стимуляция мозга у разных людей различная, так как среда обитания неодинакова.
Исходя из домашнего воспитания человек получает возможность образования в соответствии со своими интересами. Природа наградила всех одинаково, но многое зависит от самого человека. Мы все получаем энергию солнца. Солнце дарит жизненную энергию для всех одинаково. Многие знают, что солнечные лучи не всегда полезны. Нужно выбирать наиболее благоприятные моменты для получения солнечной энергии.

Итак, природа всем нам дала красивое тело, разум, тонкие чувства, но от нашего старания, нашего желания зависит то, сколько мы получаем энергии от солнца. Мы должны обладать знанием, что и когда получать, чтобы развить свою сущность.
Мать дает своему ребенку при его рождении определенную карму. Потом для него надо подобрать учителя, от которого зависит, как будет развит ребенок, тем более его мозг. Чем более развит мозг, тем более человек будет востребован в обществе. Знание и образование не имеют границ, они беспредельны. В любой ситуации вы должны стремиться получить как можно больше знаний. Сверхновые современные технологии связаны с развитием науки. Что важнее: знания или науки? Технологии — производное от знания. Имея под руками много литературы, мы не всегда имеем знание. Надо уметь этой литературой пользоваться.
«Васту» — более глобальная вещь2. Этот труд был написан более 9 тыс. лет назад. Он не связан с какой-то определенной религией. Это система знаний, искусство жить, искусство совместного существования
с природой (фэн-шу — это не наука, а мировоззрение), система медитации, музыки. Она показывает, как себя вести, как обрести счастливую, благополучную жизнь, чтобы не отходить далеко от природы. Все эти знания получены из «Вед».
«Васту» — это система знаний относительно архитектуры мест проживания. Это кодификация с определенной отраслью знаний. Она показывает принцип построения дома, здания, чтобы жить в гармонии
с природой. Сюда относится и выбор материала и т. д.
Для сооружения разных зданий есть свои специальные методики. Для больниц — одни, для отелей — другие и т. д. Все зависит от местности и пяти первоэлементов. Вначале осматривают место, потом подбирают материалы, смотрят, как падает свет.
При расположении мебели в доме учитывается все: где должна быть расположена кровать, как ее лучше
поставить относительно света. От положения тела в пространстве зависит, как будут влиять на человека изучаемые им дисциплины. Смотрят, как человеку лучше себя расположить все 24 часа. Берут компас и по нему определяют его положение. В течение 24 часов это положение меняется. Изначально учитывается состояние человека, а потом уже даются рекомендации. Все, что окружает человека, влияет на состояние его организма, например, открытые и закрытые пространства влияют на давление и т. д.

1 «Веды» — это древнейший рукописный документ индийской истории, науки, философии и культуры. «Веда» в переводе
с санскрита — «Всеобъемлющее знание». Многие части «Вед» учат нас, как улучшить себя в материальном смысле так, чтобы
легче проходил духовный прогресс.
2 Само слово «васту» — санскритское, и означает оно «то, что произошло от земли». Дом строится из таких материалов,
как глина, песок, камень и т. п., а все они являются различными видами земли. Так что васту означает здание, построенное
человеком из земного материала. Кроме того, этим же словом называют и древнюю науку о зодчестве. Индийские священные книги «Васту» содержат самые древние правила архитектуры, гармонирующие с всеобъемлющими силами Природы.

Очень мощную энергетическую силу имеют мантры. Они оказывают большое влияние на элементы. Мантры использовались и 3,5–4 тыс. лет назад, тогда они были очень мощными. Например, мантра «ОМ» стимулирует интеллект. Самая сильная мантра — «АОМ» — трехзвучная, при ее чтении активизируются нервы, звук из нижней части живота поднимается до мозга и активизирует мозг, звуковую энергию. С повторением этой мантры можно достичь очень многого. Этим может пользоваться каждый человек, так как «Веды» — это не религия и они предназначены для всех.
Как появилась жизнь на нашей планете и как нам наилучшим способом ее организовать сейчас в связи с «Вастой»? У нас есть множество планет. Но почему на жизнь влияет только несколько из них? Почему
только на Земле в такой форме появилась жизнь?
По той простой причине, что здесь уже существовали пять элементов: земля, вода, воздух, огонь, пространство (космос, время). Поэтому на Земле в сбалансированном состоянии и появилась жизнь, как об этом написано в «Ведах». Когда появляется возможность жизни, животные, птицы, все создания природы рождаются из этих пяти элементов. Как только сбалансировались эти пять элементов, появилось тело. Как только баланс нарушается, человек уходит. Происходит видоизменение. Душа покидает тело. Тело рождается и уходит в землю. Первым первоэлементом является земля, воздух — второй. Без воздуха человек не может существовать. Пока мы правильно дышим, мы здоровы. Как только нарушается эта система, дело доходит до кислородных масок. Мы должны обеспечить качество дыхания и качество вдыхаемого воздуха.
Третий элемент — вода — на 80% тело состоит из жидкости. Если у человека сбалансированное состояние, он здоров. Если нет — кожа сухая и т. д. На земле ощущается недостаток воды. Если есть избыток — тоже плохо, в организме появляется избыток слизи.
Четвертый элемент — огонь. Огонь означает тепло. 36,6 °С — нормальная температура тела человека.
Если выше или ниже — уже плохо. Когда тело остывает, его надо согреть с помощью пищи, одежды. Только
человеческое тело зависит от этого, животные от этого не зависят. Они не нуждаются в докторах. Им не нужно ничего лишнего, кроме того, что дает природа.
Она поддерживает баланс в организме. Мы же имеем эти проблемы, так как отошли от природы. Чем ближе мы к природе, тем лучше будем себя чувствовать. Природа так обеспечила нас, что даже соленая вода за счет выпаривания снабжает нас недостаточным элементом через циркуляцию воды, она переносится облаками и снабжает все вокруг. Происходит постоянная взаимосвязь элементов пространства с космосом. Энергия как элемент идет сверху из Космоса. Все девять планет оказывают на нас влияние. В пространстве можно направлять энергию туда, куда нужно.
Мы вдыхаем свежий воздух, а выдыхаем уже несвежий. В воздух выбрасывается много отравляющих веществ. В результате разрушается озоновый слой. А озоновый слой защищает землю от вредного излучения. Вредное излучение Солнца фильтруется в озоновом слое. Природа настолько добра, что все это происходит без нашего влияния. Если мы знаем, как это происходит и ведем себя правильно, живем долго и счастливо. Ведическая традиция дает нам возможность быть здоровыми без участия дополнительных средств. Есть разные способы для сохранения гармонии себя с окружающей средой: йога, дыхательная система, Аюрведа, мантры и другие методики. «Аю» в переводе означает «жизнь». Аюрведа — жизнь с соответствии с «Ведами».
Она включает индуисткую систему, которая помогает удерживать организм в стабильном состоянии.
Доктора берут деньги за помощь больному. А Аюрведа говорит, что без этого можно стать здоровым. Аюрведическая система дает возможность сохранить здоровье, она учит нас, как не стать больным. В природе все здоровы, никто не обращается за помощью к докторам. С помощью ведической системы даются рекомендации, как остаться здоровым. Врач дает гарантийный талон, сколько человек будет здоровым. По ведической системе человек может прожить 120 лет, если будет соблюдать законы. Это 1/3 от 360°. У нас же проблемы возникают потому, что мы далеки от природы, мы защищаем себя искусственными методами.
Для гармоничной жизни мы снабжены пятью чувствами: слухом, зрением, обонянием, вкусом, осязанием. Только по взгляду можно понять о вещах и событиях. Природа подарила нам пять чувств, чтобы мы могли их использовать и развивать. Тогда вы выполняете свои обязанности с успехом и всегда на высоте.
Возвращаемся к разнице в развитии этих пяти чувств.
Все пять чувств преследуют одну цель. Сигналы от глаз поступают в мозг. Глаза сразу же могут отметить, хорошее это или плохое место. Эмоциональное восприятие от глаз находится в мозгу. На слух мы тоже многое отличаем. Если кто-то ругается или кричит, мы сразу же получаем сигнал, который поступает в мозг и там фильтруется, хороший это сигнал или нет. Это обеспечивает вам хороший настрой, корректирует ваше настроение или его портит. Что-то мы слушаем с удовольствием, что-то — нет. Мозг формирует наши реакции. Неприятный звук настораживает нас, обостряет наше внимание.
Звук имеет очень большое влияние на состояние организма. То, что мы понимаем на слух, связано и с нашим произношением. Надо разговаривать спокойно, уверенно, ровно. Нужно заниматься самообразованием, заботиться друг о друге, как природа заботится о нас.
Вокруг и внутри нас проходят большие энергетические потоки. Нужно это осознавать. Можно задавить другого, можно поддержать. Духовные учителя говорят, что Бог всегда внутри нас. Мы всегда находимся
в единении с Богом. Если нет души в человеке, с ним невозможно общаться. Душевное состояние определяет степень развития человека. Если человек умер, общаются с его душой. Мы можем общаться, когда наши сердца находятся на одной частоте, когда у нас одинаковые интересы.
Когда доктор Пури выступал в Москве, его с большим интересом слушали почти 5 тыс. человек. Он спросил: «Верите ли вы в Бога?». Одна из слушательниц ответила: «Да, мы верим», а потом задала ему вопрос: «А Вы видели Бога, если Вы верите в него?». Доктор был растерян, кругом были высшие персоны. Это было лет 30 назад. Он на секунду закрыл глаза, вспомнил Бога и просто улыбнулся, помолился про себя и потом сказал:
«Я ожидал этот вопрос (хотя на самом деле неожидал). Но перед тем как я Вам отвечу, скажите мне: сейчас ваш президент в Москве. Он находится в Кремлевском дворце?». — И все ответили: «Да». — «Хотя уверены ли вы в этом? — сказал доктор Пури. — Так и я… Нужно поддерживать прямую связь с Богом, чтобы видеть его в определенный момент». И больше уже никто не задавал ему таких глупых вопросов.
Мы все получили при рождении и все должны осознавать и использовать с наибольшей пользой для себя. Мы можем общаться и делиться опытом. Если какой-то духовный лидер едет в какой-то город, он проводит там много экспериментов. И многое зависит от того, сколько каждый из нас может воспринять.
От него идет большой поток информации. Сколько получит каждый, зависит от его включения.
Приведем еще один интересный пример. Один гуру приехал в деревню. Все собрались и стали его слушать. А в этой деревне один ребенок был тяжело болен, доктора отказывали ему в помощи. Мать принесла ребенка к гуру и попросила его о помощи для ребенка. Гуру положил руку на ребенка и сказал: «Нет проблем!», и ребенок тут же стал здоров. Мать не могла поверить в то, что ее ребенок здоров. Тогда другая мать, видевшая это, побежала за своим ребенком. Она хотела испытать гуру. Ее ребенок был немного болен почти здоров. Но эта женщина не имела веры. На ее просьбу гуру сказал ей: «У меня нет такой возможности». Он помог ребенку умирающему, а другому ребенку помочь не смог. Гуру пояснил, что это не он помогает, а каждый получает по вере своей. Он сказал: «Как я мог помочь той, которая не верила в меня?». Каждый получает столько, на сколько он верит. Когда преподаватель читает лекцию, некоторые получают информацию полностью, а другие не могут «въехать».
Возвращаемся к пяти элементам. Пять чувств связаны с пятью элементами. Как они связаны: каждый из них с каждым из них? Все они очень связаны между собой. Иногда вы только бросили взгляд, но уже прожгли взглядом. Ваши глаза корректируют ситуацию. Все это подтверждается исследованиями ученых. Зрение — это огонь. Уши связаны с воздухом, с вакуумом. Если нет воздуха, вы не можете общаться. Рот, ощущения вкуса связаны с водой. Осязание, руки — с землей.
Мозг контролирует все. Самое важное — развивать умственные способности. Не надо давать отдыха ни уму, ни сердцу. Без ограничений. Чем больше вы работаете, тем больше вы получите. Когда спишь, мозг продолжает работать, думать.
Первая лекция доктора Пури была посвящена балансировке элементов, как гармонизировать пространство вокруг себя. Он сказал нам, что во время его лекций мы получаем «энергию мысли». Доктор Пури проводит пятидневные курсы с группами по 20–30 человек. Он согласен приехать в Россию и почитать лекции.

На следующий день, утром, доктор Пури рассказал нам о связи пяти элементов с пятью чувствами, как гармонизировать пространство вокруг себя.
В древней системе есть восемь направлений:

2012-06-11_7 7.jpg

Это единый подход точных наук. Человек должен задавать вопросы, чтобы понять программу до конца. Все труды доктора Пури основаны на научном подходе. Все пять элементов он привязывает к схеме, представленной здесь. Она распространяется и на все помещения, пространство, где мы находимся. Везде действует эта схема. Если у нас все сбалансировано, мы должны все разместить в этом квадрате. Пять элементов — это первопричины. Это сочетание основополагающих принципов, где мы работаем. Если здание построено по таким принципам, оно способствует здоровью. Доктор Пури доказал это своими исследованиями.
Более 80% энергии идет от солнца. Огонь связан с солнцем. Человек получает энергию от солнца, космоса, воды. Американские исследователи нашли человека, который в течение 9 лет брал энергию только от солнца и воды. В Индии, в Дели, есть один учитель, который может находиться 9 дней и 9 ночей под водой.
Энергия солнца изменяется с восхода солнца до заката по эллипсоидной кривой. Смена суток происходит из-за наклона земной оси. Во время дня энергия меняется из-за вращения Земли. Учителя, которые медитировали вечером, пришли к выводу, что нужно рассмотреть положение солнца, влияние всех планет в течение 24 часов. Рассматривается годовое и суточное движение солнца. Особенно благоприятно, когда ультрафиолетовые лучи отражаются от поверхности воды на восходе. Поэтому очень полезно гулять в это
время у водоемов. Лучше всего, если водоемы любого типа, в том числе водопады, располагаются на северо-востоке, так как здесь вода получает наилучшую энергетику. Наиболее полную энергию мы получаем на восходе. Во время утренней молитвы хорошо поставить на северо-восток воду, в которой будет отражаться солнце. На восходе очень хорошо смотреть на льющуюся воду через аквариум, через стекло. В этом случае энергия солнца очень благоприятно воздействует на глаза. Смотреть на солнце сквозь воду очень хорошо в течение одного часа. Располагать воду надо между квадрантами 1 и 2. Такой водой очень хорошо омываться, заряжаться. Это нужно делать утром — в 7:30.
Организм человека и солнце связаны между собой. Энергия солнца поступает к человеку независимо от того, открыто окно или нет. Электромагнитное поле действует независимо от этого. Во время дневного движения получают 9 видов энергии. На заходе солнца — негативная энергия для организма. Поэтому элемент земли располагается там (квадрант 5), где окна делают закрытыми.
Стирка, туалеты, содержание собак планируется на северо-западе (квадрант 7). Эта сторона «убивает» микробы. Кухня, хранилище для продуктов, а также кладовки, где хранятся овощи, фрукты, зерно, располагают на юго-востоке — в квадранте 3. Пища здесь лучше сохраняет свои витамины.
Квадрант 9 — пространство в центре помещения — связан с небесами. Здесь находится центр подъема энергии к небесам и нейтрализации негативных энергий. Во всех русских избах центр всегда оставляли
свободным, через него все негативные энергии уходили вверх. Вся дыхательная гимнастика, упражнения пранаямы делаются в центре комнаты.
Молитвы лучше всего читать между квадрантами 1 и 2, а медитации можно проводить и там, и там. Вы мгновенно почувствуете себя лучше и ощутите положительный эффект уже через 2–3 дня.
Лечение проводят в разных квадрантах, в зависимости от болезни (болезни огня — в квадранте огня, болезни воды — в квадранте воды и т. д.). Для каждой болезни есть свой метод лечения. Человека можно вылечить без лекарств.
Лучше всего спать головой на восток. Кровать должна быть только обычная деревянная. Нельзя при этом использовать лампы дневного света. Вся электроника должна быть выключена из сети. Нельзя в помещении использовать темные цвета. В оформлении помещения надо использовать 80% зеленого, 10% желтого и 10% белого цвета.

Памятные места Санджана

В Санджане мы посетили несколько очень памятных мест. Одно из них находится в самом поселке — это место высадки первых зороастрийцев-переселенцев из Ирана. Нам показали руины бывшего дворца махараджи, к которому явились первые зороастрийцы из Ирана с просьбой остаться жить в этих местах. Махараджа, по легенде, вначале отказал незваным гостям. Он налил в стакан молоко и сказал: «Видите, нас и так здесь много и для вас уже нет места».Тогда дастур бросил ложку сахара в молоко, размешал
и сказал: «А теперь попробуйте!». Отведав полученный напиток, махараджа убедился в том, что молоко от сахара стало еще вкуснее. Он был покорен мудростью чужеземца и тогда сказал: «Хорошо, оставайтесь и смешивайтесь с местным населением, только пусть ваши женщины тоже носят сари и вы можете сохранять при этом свою религию».

2012-06-11_9 9.jpg

После этого зороастрийцы из Ирана утвердились в Индии и сохранили свою религию и культуру.
Мы постояли несколько минут в окружении руин со временем разрушенного дворца правителя этих мест. Эта земля еще помнит о том, как когда-то, много веков назад, к берегу причалил корабль и несколько человек пожаловали во дворец с просьбой остаться
здесь на жительство. Сейчас время почти стерло с лица земли следы этого замечательного дворца, где зороастрийцы получили разрешение остаться, но память об этом событии жива в сердцах людей, которые передают ее своим потомкам.
Побывав на этом памятном месте, мы как бы заново пережили эти далекие события и приобщились мысленно к тем далеким временам. Сейчас вблизи руин дворца находится огромная кокосовая роща. Мы прошли по этой роще и ощутили свою причастность к гостеприимству и благодатности этого края.
Нам показали также еще одну местную достопримечательность — «гуляющее» манговое дерево. Когда мы подошли к нему, нас окружила «толпа» местных ребятишек, которые оказались очень любопытными, и мы смогли пообщаться с ними. Мы подарили каждому из них по календарику с видом Санкт-Петербурга. Затем мы вернулись в колледж, а после ужина, на закате Солнца, поучаствовали в совместной молитве на крыше Зороастрийского колледжа, под открытым небом.

О духовном возрождении

Во время нашего пребывания в Санджане доктор Мейер Мастер Мусс проводила с нами совместную молитву. После одной из них она сообщила нам о духовном возрождении, которое непременно должно произойти в будущем. Вот один из ее рассказов в переводе
с английского Маргариты Васильевой.
Примерно 1500 лет назад на планете Земля было духовное возрождение. Пакистан, Таджикистан, Узбекистан были последними в освоении законов Космоса.
Последователем Заратуштры был и астролог Джамаспа. По законам стадий затмений можно определить стадии развития государства. Джамаспа мог рассчитать все события на многие столетия вперед и должен был учесть стояние прецессии, земной оси. По предсказаниям, Джамаспа должен был знать, что последователей с Большой Медведицы в будущем ждут тяжелые испытания. Последние 50 лет человечество испытывает очень большие трудности в связи с загрязненностью мира (нейтронным оружием). Все источники отравлены влиянием взрывов на планете. Появились неизлечимые болезни из-за истончения озонового
слоя, проникновения вредного излучения. Этими причинами вызваны страшные заболевания — рак, СПИД и т. д. Уровень жизни падает. Души минералов и других стихий дисгармонизируются.

Бог послал на Землю величайших учителей для восстановления единых космических законов. Многие величайшие души умерли недавно на Земле. Одна из таких душ покинула нас 200 лет назад (в Бишапуре?).
Но Бог продолжает посылать величайшие души на нашу планету. По предсказаниям, такая душа обладает способностью очистить души других людей через мантру и чтение Авесты. При этом открываются чакры, очищается организм и это помогает человеку выжить.
При чтении мантр корректируется вибрация энергии. Мантра позволяет очистить ауру. Последние 80 лет это учение о целительных способностях мантр было сокрыто от людей. Но было заранее предсказано, что это знание угаснет и чакры закроются. Задача этого великого человека, душа которого была прислана Богом на Землю, состояла в том, чтобы возродить это учение, как с помощью мантры очистить человека.
Основная задача духовного развития — помочь себе и окружающим выйти на новый уровень.
Первая немаловажная задача — привести в гармонию различные верования, чтобы они гармонично существовали между собой. Вторая задача — помочь людям выжить и сохранить разум, через очищение разума. Для этого специально был взят ребенок на воспитание и ему были переданы эти знания. Этот человек был рожден перед Второй мировой войной.
До 1981 г. он находился на духовном воспитании (в пещерах) и никуда не выезжал. Он жил недалеко от Каспийского моря (начало Ирака). Провидением было предусмотрено возрождение учения Белого Света.
Центр Белого Света был создан в поддержку светлых природных сил. Потом этот человек приехал в Индию и распространил свое учение среди парсийцев. Сейчас он уже умер. После его смерти это учение было записано его учениками в Гуджарати и хранилось в семье. В течение нескольких лет его рукописи не открывались, но учение продолжало распространяться на территории Индии, в Гуджарате. Несколько лет тому назад его родственник нашел рукописи, и таким образом эти манускрипты попали к нам. Когда доктор Мейер увидела их, она поняла, что это ее судьба и стал заниматься их переводом на английский язык. Наша задача — перевести их на русский.
Однажды, когда доктор Мейер занималась переводом этих материалов (это произошло тогда, когда было движение траспорта), ее вдруг посетило видение, как будет в дальнейшем протекать ее жизнь. Ее судьба была заранее предначертана. Доктор Мейер было показано, как на экране, следующее. Она увидела себя на церемонии в Иране, как ей дали головешку, которая превратилась затем в писание, где было сказано, что ее задача — изгонять бесов из учения. А за ее спиной была прекрасная река. Доктор Мейер увидела также пылающее перо, которое написало, что она должна создать «Белый центр», где будут собираться люди. Ей неожиданно принесли сообщение, что там в горах есть духовная сущность, которая будет помогать ей. И вдруг появилось видение большого здания: вначале 1-й этаж, 2-й, 3-й …, а потом появились люди для выполнения ритуалов бадж.
Спустя какое-то время одному богатому человеку приснился сон, что он должен подарить доктору Мейер земли между рекой на границе Гуджарата и штата Махараштры, и он пришел к ней и сказал об этом. Они посмотрели эту землю, и доктор Мейер начала делать то, что ей было показано в видении. Так был создан Зороастрийский колледж, где стали проводиться ритуалы и обучение.
Здесь проходят огромные энергетические потоки, восстанавливается связь с космосом. И за счет того, что сюда стали приезжать люди, духовная энергия стала охватывать все большие и большие территории.
Иногда здесь собираются до 100 человек. Все они изучают космические законы. Однажды, когда здесь собралось довольно много людей, появилась сияющая фигура и с присутствующими был проведен духовный урок, они получили духовную благость. Появившийся человек выглядел чудесным образом: голубые глаза, улыбчивые губы, развивающиеся одежды.
С началом строительства Зороастрийского колледжа возникли большие трудности. В 1999 г. специалисты из Казахстана подвели воду. На то время было сделано только 10–15% построек. Многое еще до сих пор остается в проекте. Строительство затрудняется еще и тем, что доктору Мейер приходится совмещать его с научной работой.
В последние годы доктор Мейер проводит большую духовную работу на территориях ариев: в России, на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Таджикистане. Учение Белого Света распространяется и на других арийских территориях — в Афганистане, Пакистане, Иране. Доктор Мейер поддерживает взаимосвязи и с американскими сообществами. Она сообщила нам, что нужно делать для поднятия духовного уровня и общего оздоровления.
1. Когда поднимается Луна, поднимается и наш духовный уровень. Нужно читать «Бахрам-яшт» в течение 5 дней полнолуния — 2 дня до и 3 дня после полнолуния.
2. Если во время полнолуния поставить керамический сосуд и вещь из серебра (например, серебряный шарик) рядом с огнем и водой во время чтения мантр, а потом начитанную воду выпить, это будет способствовать нашему общему оздоровлению и поднятию духовного уровня. Кроме мантр, можно читать ночью «Мах-яшт», «Бахрам-яшт».

Зороастрийский храм Санджана

2012-06-11_11 1.jpg

За день до отъезда мы посетили зороастрийский храм вблизи колледжа, который считается еще довольно молодым, хотя этому храму уже около 25 лет. Это прекраснейшее место.
Храм окружает небольшой чудесный сад, где растут красивые деревья и цветы. Калитка у входа в сад перед храмом закрывается на засов. Когда мы подъехали на машине, вначале пропустили машину, а мы уже пешком стали подходить к храму. У входа в храм установлены кентавры с пылающими факелами в руках. Перед тем как войти в храм, мы перевязали пояса в специально предназначенном для этого месте. Потом сняли обувь и прошли в храм. Он показался нам огромным. Поразила высота купола. Огромным был и афринаган, где горел священный огонь, поддерживаемый зороастрийским священником, который, как оказалось, по специальности еще и архитектор. Вероятно, храм строился по его проектам.
Пол в храме застлан темно-красными коврами. Электрического света здесь нет. Храм освещается только огнем в афринагане. Подходить к священному огню имеет право только священник. Нам дали сандаловые палочки, корм для огня, которые мы положили на поднос справа от священного огня. Потом подошел священник, взял поднос с кормом
и затем постепенно стал бросать в огонь одну сандаловую палочку за другой.
Место, где находится афринаган, закрыто решетками с трех сторон, а с двух сторон можно свободно приблизиться к ритуальному месту. По бокам от афринагана подвешены к потолку два колокола. Колокольный звон — одна из обязательных составляющих зороастрийского ритуала. Слева от помещения, где находится огонь, располагаются специальные помещения для проведения ритуалов Ясны и Хаомы.
Когда мы были в храме, огонь горел спокойно, то вспыхивая, то замирая. В это время в храме никого, кроме нас и священника, не было. Очень жаль, что нам не удалось поприсутствовать там во время службы.

Ритуал кушти в Санджане

Последний день в Санджане был очень насыщенным и напряженным. Мы проснулись еще до рассвета. За нами пришла машина и отвезла нас в колледж, где мы поднялись на верхнюю площадку для встречи рассвета.
Солнце вот-вот должно было появиться. Мы перевязали пояса кушти и прочитали «Срош-бадж» и «Хавани-гах». Доктор Мейер прочитала несколько авестийских мантр и обратилась к Солнцу о поддержке нас в наших устремлениях. Потом появилось ослепительное Солнце над близлежащею горою.
Внизу, над полем, клубился плотный туман. После встречи Солнца я и Константин Старостин остались здесь еще на некоторое время и прочитали «Хоршед-ньяиш» («Молитву Солнцу»), «Дао Нам Ситайшн» («Прославление имени Творца») и «Дао Тандарости» («Благословение дому»). Остальные же отправились готовить место для проведения ритуала кушти, в котором собирались принять участие четверо: Михаил Чистяков, Эмилия Крылова, Татьяна Казанская и Владимир Дубов.

После завтрака и подготовки ритуальной комнаты к мероприятию собравшихся «повязываться» отвезли на базар для приобретения ритуальной одежды, а остальные были предоставлены сами себе и смогли осмотреть ближайшие окрестности. Константин Старостин и я отправились к речке, которая оказалась совсем рядом. Вода в ней довольно чистая и прозрачная. Константин даже смог в ней искупаться. Немного освежившись и сделав несколько впечатляющих снимков на память, мы вернулись в колледж.
В назначенное время для проведения ритуала кушти приехал зороастрийский священник — дастур Кушру Мадон. Он оказался очень веселым, жизнерадостным человеком. Мы смогли с ним сфотографироваться, и он отправился переодеваться. Вскоре вернулись с базара и те, кто собирался «повязываться». Они быстро переоделись в новые, ослепительно белые одежды, и началась подготовка к проведению самого ритуала.
Вначале священник прочитал несколько авестийских молитв, а участники ритуала должны были произносить слова мантр за ним. Получился такой чудесный хор разноголосья. Слова произносились очень легко, бойко, играючи. Всем, кто готовился стать куштиваном, священник дал выпить специальный напиток из мочи священного белого буйвола. Этот напиток обладает очищающими алхимическими свойствами и действует до тех пор, пока бык жив.
После принятия очистительного напитка новобранцы должны были принять душ. Потом все собрались в подготовленной ритуальной комнате, где были зажжены огни в двух афринаганах. И ритуал кушти начался. Вначале священник помог всем участникам ритуала одеть белые рубашки судрех, а потом повязал им пояса кушти. Первым куштиваном из четверых стал Владимир Дубов, доктор из Перми. Вторым — Михаил Чистяков, младший настоятель Зороастрийской общины Санкт-Петербурга. Третьей была Эмилия Крылова, директор ААО, и четвертой — Татьяна Казанская, педагог-психолог. Весь ритуал сопровождался чтением авестийских мантр. После того как пояса были повязаны, священник поставил всем новобранцам поочереди «красную точку» между бровями на лбу как знак включения энергетического центра «аджна» и подарил по гирлянде цветов. После того как священник закончил свою «работу», доктор Мейер благословила новых куштиванов, а также тех, кто еще раньше прошел этот ритуал, — меня и Константина Старостина.
Ритуал кушти прошел очень легко, празднично. Посторонние на его проведение не допускались. Разрешено было присутствовать только мне, чтобы я смогла все сфотографировать, и Маргарите Васильевой, которая переводила с английского на русский при необходимости. Огонь в афринагах во время ритуала поддерживали Ширин и доктор Мейер. После завершения ритуала новые куштиваны и получившие благословение поблагодарили зороастрийского священника и доктора Мейер за все и преподнесли свои подарки в знак признательности.
Сразу же после окончания ритуальной части мы снова отправились в Мумбай на двух машинах. По дороге удалось поговорить с Владимиром Дубовым из Перми и поближе познакомиться с парсом Деньяром.

Парс Деньяр

Во многих наших поездках во время нашего пребывания в Индии нас сопровождал парс Деньяр Безорги. По профессии он инженер-электронщик, специалист по оптическим приборам, работает в области рентгеноспектрометрии. Чтобы стать первоклассным специалистом, он обучался в Мумбайском университете и в Америке, Германии, Швеции. После обучения работал в США и Иране, где и познакомился со своей женой. У них два сына и оба живут сейчас в Лондоне. Один из сыновей — сержант в Скотланд-ярде, другой — менеджер в турфирме.
Деньяр знаком со многими американцами, англичанами и русскими. С 1966 г. больше 10 лет он работал в одной иранской стальной компании вместе с профессором Артемьевым из Санкт-Петербурга и профессором Маковицким из Киева и отмечает, что русские — очень умные люди.
Кроме работы в области радиоэлектроники, Деньяр занимается также сельским хозяйством. Он фермер. У него много манговых деревьев, кокосовых пальм, есть живность.
На его фермах, которые находятся в 30 километрах от Мумбая, работают нанятые люди.
Деньяр знает 5 языков: три индусских (гуджарати, хинди, барати), персидский (иранский), английский. Немножно говорит по-французски. Сейчас у Деньяра есть свой дом в Иране. Дед Деньяра родом из иранского города Йезда. Он тоже был фермером, разводил фруктовые сады. Но, как рассказывает Деньяр, был вынужден покинуть свою родину и переехать в Мумбай из-за мусульманского давления. А отец и мать Деньяра родились здесь. Сейчас родители его уже умерли, но у него есть еще один брат, тоже зороастриец, который живет сейчас в Вашингтоне. Он президент крупной нефтяной компании «Esso Mobil».
Деньяр обещает когда-нибудь показать нам один из самых старинных храмов, которому уже более 1300 лет.

Доктор Дубов

Во время поездки мы познакомились с доктором Владимиром Ивановичем Дубовым. Он приехал в Индию из Перми, чтобы выступить на Конгрессе, пообщаться с коллегами по работе и посмотреть, как и чем лечат в Индии.
Его очень интересовало, как древние традиции Индии уживаются с современными методами в медицине. В этой поездке доктор Дубов поставил себе задачу — ознакомиться с аюрведическими врачами.
Доктор Дубов имеет частную клинику по акупунктуре и иглоукалыванию в России.
Иглоукалыванием занимается уже более 25 лет. Он называет себя «уролог-андролог», «натуропат». Специалист в области мануальной терапии и диагностики. Сфера его научных интересов — альтернативная медицина.
Он длительное время изучал и использовал на практике гомеопатию. Некоторое время работал с тибетскими ламами. В настоящее время является директором частного медцентра «Медиур» в Перми. На вопрос «Как Вы стали зороастрийцем?» отвечает просто: «Не знаю даже как… Так получилось».
Доктор Дубов вполне оправдывает свою фамилию: высокий, плотный, крепкий, как дуб, красавец-мужчина. Умный, очень доброжелательный, энергичный. Хорошо говорит по-английски и прекрасно общается.

В гостях у Ширин

В Мумбае трое из нас (Эмилия Крылова, Татьяна Казанская и я) останавливались в доме у иранки Ширин. Ее квартира находится недалеко от дома доктора Мейер и Дома русско-индийской дружбы. Поэтому для нас это было очень удобно.
Отец Ширин выдал ее замуж за богатого индийского парса, который был старше ее больше чем на 20 лет. Сейчас она вдова. У нее есть свой бизнес в Мумбае. Она владелица двух ресторанов. Со своим бизнесом Ширин успешно справляется.
Она живет в красивом доме с лифтом и гаражом. Уже подходя к двери ее квартиры, понимаешь, что здесь живут зороастрийцы.
Дверная решетка украшена знаком Фраваши. В квартире много предметов с зороастрийской символикой, в том числе привезенных из Ирана. Есть также специальная комната для молений, куда не допускаются посторонние. Вести домашнее хозяйство помогают слуги. Ширин очень красивая, энергичная женщина.
У нее два сына и уже есть внуки. Она внимательно и заботливо относится к своим гостям.
Мы благодарны ей за гостеприимство. Хотелось бы также встретить мумбайских единоверцев, когда они приедут к нам в Россию.

Последний день в Мумбае

Последний день в Мумбае был очень насыщенным. Мы побывали в музее истории переселения иранцев в Индию, где собраны различные уникальные вещи того времени: мебель, предметы быта, археологические находки и т. д. Экскурсовод вкратце рассказала нам о том, что хранится в музее. К сожалению, фотографировать в этом музее не разрешается.
После посещения музея нам показали внутренний двор одного из зороастрийских храмов, где содержатся белые буйволы. Зороастрийский священник рассказал нам о том, что к белым буйволам здесь относятся очень почтительно. В определенные дни у них собирается моча, которая обладает особыми бактерицидными свойствами и после ее сбора зороастрийские священники 18 дней и 18 ночей начитывают на нее авестийские мантры, без перерыва. Этот напиток используется затем в зороастрийских очистительных ритуалах.
Вечером мы посетили еще один зороастрийский храм в центре Мумбая. Перед тем, как войти в храм, мы помыли руки, перевязали пояса, сняли обувь и вошли в храм. В центре его была установлена огромная металлическая ваза — афринаган, где горел огонь. Доктор Мейер купила несколько сандаловых палочек и раздала нам. Мы положили их в специальное место, откуда священник их взял и затем бросил в огонь. Каждый из нас смог поклониться священному огню, попросить его о своем, сокровенном.
После посещения храма в центре Мумбая мы побывали в фотоцентре, где сделали копию с наших фотоснимков ритуала кушти, проведенного в Санджане, для доктора Мейер. По пути нам удалось сделать небольшие покупки. Времени на магазины почти не оставалось. После приобретения сувениров мы отправились на ужин. А после ужина
простились с доктором Мейер, поблагодарив ее за сердечную заботу и интересную насыщенную поездку. Каждому из нас она сделала еще и хорошие подарки: сари для женщин и книги «Khordeh Avesta».
Наша поездка в Мумбай была непродолжительной — всего лишь 8 дней, но очень насыщенной и интересной. За время пребывания в Мумбае тем из нас, у кого повязан зороастрийский пояс кушти, удалось побывать не в одном, а в нескольких храмах огня, поближе познакомиться с зороастрийцами Мумбая.
Нам показали места проживания зороастрийцев. Это красивые жилые кварталы, утопающие в цветах и зелени, огражденные от основной части города, со своей символикой и системой охраны. Стены некоторых из зороастрийских зданий украшены изображениями целеустремленных войнов-охранников. Многие храмы огня мы смогли осмотреть только снаружи. Они оказались для нас недоступными. Внешне все храмы похожи друг на друга. Все они построены по одному типу. Везде над входом в храм парит символ Фраваши. Фасад почти всех зданий украшают главные зороастрийские символы: изображения белых буйволов, особо здесь почитаемых.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ

В предыдущем номере журнала в статье «Индийские встречи» было рассказано о посещении зороастрийцами Санкт-Петербурга масонского дома в Мумбае во время первой поездки в Индию. У некоторых читателей появились тревожные вопросы: как мы оказались «гостями» индийских масонов? Что общего между нами и масонами? Почему на этом был сделан мною акцент в статье?
Возможно, об этой встрече можно было умолчать, но этот факт имел место и я взяла на себя ответственность и написала о том, как это было. В связи с возникшими вопросами проясним ряд моментов, чтобы все встало на свои места.
Зороастрийцы Санкт-Петербурга никакого отношения к масонам не имели и не имеют. Зороастризм — это светлая религия, помогающая преодолеть зло в себе и бороться с ним в окружающем мире. Религия, которая помогает жить в соответствии с морально-этическим законом Космоса, Вселенной.
А масонство по своей сути противоположно тем светлым идеям, которые несет в себе зороастризм. Представители масонства стремятся к власти, личному самоутверждению и часто любой ценой. В эпоху Рыб, которая длилась почти 2 тыс. лет, масоны стремились тайно править миром, насаждая свои законы, и часто им это удавалось. Они стремились контролировать все сферы жизни, манипулировали людьми, часто возвышая одних и превращая в марионеток
других. В истории немало примеров закулисных интриг и переворотов, которые происходили «по мановению волшебной палочки» дирижеров масонских лож. Многие революции в мире вершились с их подачи, в результате чего гибли люди, нарушалось гармоничное развитие общества. Именно масоны не раз пытались повернуть колесо истории вспять, что сопровождалось многочисленными жертвами.
Нам было известно о том, что в Мумбае есть очень сильная масонская ложа. М. Бойс в своей книге «Зороастрийцы: верования и обычаи» писала о том, что парсы Индии находятся под влиянием масонов. Нам казалось, что это очень далеко от нас и, находясь в Индии, мы совершенно не думали о том, что наши пути пересекутся.
Приглашение на обед было для нас неожиданным, мы получили его на праздновании 30-летия Дома русско-индийской дружбы. К нам подошел пожилой человек, поздоровался и пригласил на обед. В дальнейшем оказалось, что он является директором масонского дома. Но тогда мы не знали об этом.
Доктор Мейер проявила вежливость и приняла приглашение. На следующий же день мы отправились на обед. Когда мы перешагнули порог этого дома и нам была показана его атрибутика, стало понятно, где мы находимся. Было не ясно только, зачем нас пригласили сюда. Общаться с нами было сложно из-за языкового барьера и общих точек соприкосновения не было. Но тем не менее у проявившей инициативу стороны, видимо, был свой интерес: познакомиться, возможно, сделать попытку к дальнейшему общению. Ведь, как выяснилось, директор масонского дома был в России и у него есть знакомые в Санкт-Петербурге.
Для себя мы сделали вывод: раз «судьба» привела нас в это место, значит зачем-то это нужно. А нужно было скорее всего для того, чтобы воочию убедиться, что реально масонская ложа есть в Мумбае и она пытается все держать под своим контролем. Ведь недаром в зале последнего этажа масонского дома мы увидели каноны основных религий Индии и символ всевидящего ока (который зороастрийцы считают символом злого духа — «глаз Ангроманью») и другую атрибутику, которая подтверждала также, что представители этого дома считают себя «сильными мира сего», способными влиять на ход мировых событий.
Они хотели бы, чтоб так считали и другие. Но у нас есть своя, особая точка зрения на роль масонов в обществе. Желания контактировать в дальнейшем с «хозяевами» дома ни у кого из нас не возникло. Наше знакомство не имело продолжения.
Позднее мы узнали, что у некоторых парсов, с которыми мы познакомились здесь, есть друзья или даже близкие родственники, которые являются масонами. Значит то, о чем пишет М. Бойс, действительно так. Парсы и масоны не противостоят друг другу, а общаются, часто даже дружат. Значит взаимного влияния отрицать нельзя. Это факт, и его мы не можем не учитывать. Публикация о посещении масонского дома зороастрийцами Санкт-Петербурга — это своего рода подтверждение взаимодействия двух противоположных сторон и предостережение от чуждого влияния.
Есть и еще один вопрос, витающий в воздухе, который нам задают наши читатели: какое отношение к масонской ложе имеет доктор Мейер Мастер Мусс?
Нам ничего не известно о ее взаимосвязях с масонами. Доктор Мейер поддерживает хорошие доброжелательные отношения, общаясь с разными людьми, но при этом всегда «держит» свою принципиальную позицию. Мы благодарны ей за радушный прием, и у нас нет пока никаких оснований ей не доверять.

КТО ТАКИЕ ПАРСЫ?

Общину парсов в Индии составляют потомки эмигрантов из иранской провинции Фарс.
Спасаясь от преследований мусульманских правителей, эти люди, исповедующие зороастризм — религию огнепоклонников, покинули родину в VIII в. И после множества приключений высадились на побережье Гуджарата. Постепенно они переселились в соседнюю Махараштру и в большинстве своем осели в Мумбае. По переписи 1991 г. их количество составляло до 60 тыс. человек. Однако, по неофициальным подсчетам, их в Мумбае гораздо больше. Расхождения в данных, вероятно, объясняются тем, что в официальном обиходе понятие «парс» считается синонимом понятия «зороастриец». У самих парсов идентификация идет по другому признаку. Они считают, что не всякий парс — поклонник огня и не всякий поклонник огня — парс.
Видный представитель парсийской общины Соли Дж. Сорабджи отмечал: «Понятие «парс» приобрело расовый или этнический смысл. С течением времени такое понимание стало преобладать над первоначальным и простым понятием общей религии и начало означать — общее этническое происхождение». Иными словами, в Индии к парсам нередко относятпотомков переселенцев из Ирана, принявших ислам или христианство. Отсюда расхождения в данных о численности парсов.
Члены общины по рождению делятся на атхорнанов — священнослужителей и бехдинов — мирян. Община парсов состоит из обеспеченных людей — предпринимателей, ученых, политиков, деятелей культуры, военных. Из среды парсов вышли видные деятели освободительного движения (Дадабхаи Наороджи), владельцы крупнейших торгово-промышленных концернов (Тата, Моди, Дастуры). Парсом был выдающийся физик-ядерщик Хоми Бхабха. Среди парсов нет нищих, бездомных, проституток.
Нет среди них и неприкасаемых. Правда, в Мумбае живут 13 семей отверженных — кхандияров, которые отправляют похоронные ритуалы и переносят трупы парсов в «башни молчания». Эта маленькая группа обречена на вымирание. «Люди,— говорит один из кхандияров,— боятся даже прикоснуться к нам, поскольку наш взгляд считается оскверняющим. Никто не принимает нас за своих, и никто не женится на наших детях».
В каждом месте компактного проживания парсы объединяются в анджуманы, которые
занимаются благотворительной деятельностью, устройством дел членов общины и служат местом социального и культурного общения. В Мумбае находится головная организация парсов Мумбайский панчаят, пользующийся большим авторитетом и регулярно, раз в пять лет, созывающий международный съезд парсов. В анджуманах в марте отмечается новый год парсов — джамшеди навроз и отправляется джашан (ритуал благодарения). Парсы содержат множество учебных заведений, больниц и культовых зданий — «башни молчания» в Мумбае, храмы огня — агиары. Самым почитаемым считается храм Ираншо (Аташ Бехрам) в городе Удваде (Гуджарат), основанный
в 1742 г. и называемый «Меккой парсов».
По преданию, огонь в этот храм был принесен из Ирана и с тех пор не угасает. Правительство Индии объявило Удваду одним из девяти главных мест паломничества индийцев вне зависимости от их религии.
Парсов с полным основанием называют «Общиной с самыми современными взглядами из всех индийских общин». В стране они пользуются уважением. У них практически нет
врагов. Но их существованию угрожают весьма консервативные взгляды на происхождение, превращающие парсов в замкнутую общину, ограниченную жесткими рамками. У них не было и нет практики приема чужаков в свою среду. Ортодоксальные священнослужители утверждают, что дети, рожденные от смешанных браков, не могут считаться парсами и не имеют права на обряд инициации — новджот.
Более того, по мнению ортодоксов, «парсы, вступающие в брак с представителями других
общин, живут в грехе». Среди парсов приняты поздние браки. В результате община быстро стареет и сокращается численно. Процесс ускоряется эмиграцией молодежи на Запад. Высказываются опасения, что в обозримом будущем община индийских парсов может вовсе исчезнуть.

Центр Индийской культуры.
http//cci.wi.dvgu.ru

ИНДИЙСКИЕ ГОСТИ В РОССИИ

В конце июля 2008 г. президент Зороастрийского колледжа в Индии, доктор Мейер Мастер Мусс,
зороастрийский священник Кушру Мадон и парс Деньяр Безорги побывали в России. Маршрут их
поездки включал такие города, как Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Челябинск.
В Москве доктор Мейер встретилась с профессором МГУ В. Б. Ивановым и главным редактором
журнала «Митра» П. П. Глобой. В ходе встречи обсуждались актуальные вопросы зороастрийской религии. Подробно об этом рассказано вначале нашего журнала.
Побывав на Урале, доктор Мейер впервые посетила «городище Аркаим», памятное место для всех зороастрийцев. В Перми она прочитала небольшую лекцию для слушателей школы авестийской астрологии.
Наиболее продолжительное время индийские гости провели в Санкт-Петербурге. Для них были организованы две экскурсии в Эрмитаж, в том числе в «Золотые кладовые». Гости ознакомились с музейными экспонатами отечественной культуры: с коллекцией искусства Средней Азии (Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана) и коллекцией «Сасанидского серебра». Знакомясь с экспонатами, доктор Мейер обратила особое внимание сопровождающих ее зороастрийцев на всадника, стреляющего из лука в двухголового льва, а также на изображение Митры, которое мы воспринимали до ее объяснения как образ Мах — Луны.
Сотрудник Эримитажа В. Г. Шкода показал гостям панно из зороастрийского храма в Пенджикенте, жертвенник (алтарь) IV в. до н. э. из Кыргызстана. Гости побывали также в Петродворце и во многих музейных комплексах Петропавловской крепости. В вечернее время состоялись встречи гостей с зороастрийцами и представителями Авестийского Астрологического Общества. Зороастрийский священник из Мумбая Кушру Мадон провел ритуал повязывания пояса кушти. Во время ритуала помещение, где он проходил, было празднично украшено. Ритуал проводился с возжиганием священного огня в афринагане общины.
Новыми куштиванами стали медсестра Тамара Дроздова, специалист по компьютерам (риэлтер)
Юрий Иванов, преподаватель русского языка из Выборга Татьяна Тумашова, а также хорбад общины Юлия Самоделова и московский зороастриец Сергей Плющ. В качестве причастия куштиваны получили миндаль, завернутый в листочек граната.
После повязывания доктор Мейер благословила новых куштиванов и вручила им свидетельства
о принятии религии зороастризма, подтверждающие то, что ритуал новджот пройден.
В конце всречи все присутствующие взялись заруки и встали в круг. Священник Кушру Мадон прочитал молитвы «Ахунвар» и «Ашем Воху». Затем все назвали свое имя и доктор Мейер прочла нараспев авестийские мантры. Таким образом, все получили благословение. Прошел мощный энергетический поток, появилась необычайная легкость.
В последующие дни доктор Мейер прочитала лекцию для членов зороастрийской общины и слушателей ААО, а зороастрийский священник Кушру Мадон провел джашан. Гостям из Индии очень понравилось в России.
Материалы выступлений президента Зороастрийского колледжа мы публикуем далее в этом номере.

02 Вохуман день.
10 Даэны месяц.
3755 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:54
Завтрашний день начнется в: 09:55
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 02:16 часов.
Ушахин-гах будет в 00:55 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

с 20/12/2017 по 21/12/2017

Зервано-зороастрийские праздники