ИНДИЙСКИЕ ВСТРЕЧИ. Соколова Г.

9-й наск Авесты — Бариш «О любых деяниях для каждого народа»

Журнал "Митра" № 9 (13) 2007 год

Галина Соколова,
Санкт-Петербург

ИНДИЙСКИЕ ВСТРЕЧИ

В предыдущем номере была опубликована статья «Мистерии Огня в год Атара», где рассказывалось о первых днях пребывания зороастрийцев Санкт!Петербурга в Индии.
Продолжаем публикацию о встречах наших зороастрийцев с единоверцами вдали от родных мест.

Мумбай — крупнейший зороастрийский центр мира

В Мумбае есть несколько жилых зороастрийских кварталов. Один из них, где нам посчастливилось побывать, представляет собой крупный жилой комплекс, где живут около 5 тыс. зороастрийцев. Здесь есть свой храм огня, где постоянно горит огонь и регулярно проводятся службы, есть и кинотеатр, перед входом в который установлен памятник основателю этого зороастрийского района Вадиа, который разбогател и на свои деньги купил участок земли и застроил его жилыми домами для зороастрийцев. Поэтому все, кто живет здесь, свято чтут его память. Есть в зороастрийском квартале и свои спортивные площадки, и магазины. Здесь все цветет и благоухает. Считается, что тут живут самые благополучные и счастливые в Мумбае люди. Когда оказываешься в этом замечательном месте, создается впечатление, что ты попадаешь в какой-то райский уголок.

Hram v zor.kvartale Mumbai.jpg
Храм огня в зороастрийском квартале, Мумбай

Во время своего пребывания в Индии Михаил Чистяков останавливался в квартире Деньяра, потомственного парса, проживающего в зороастрийском квартале. Вся квартира Деньяра оформлена так, что сразу видно: здесь живет зороастриец. На окнах, дверях — изображения Фраваши, персидских царей и другая символика. В одной из комнат есть небольшой алтарь, где установлен портрет Заратуштры и постоянно горит огонь. Ежедневно хозяин квартиры перед этим алтариком совершает утренний и вечерний ритуалы: молится зороастрийским изедам, перевязывает пояс. Подобные алтари есть почти в каждом зороастрийском доме.

zor.kvartal.jpg
Зороастрийский квартал

Над дверями зороастрийцы вешают небольшие пучки травы для защиты дома. Изображение зороастрийской символики на стенах и перед дверьми дома на полу — это тоже защитные знаки. Довольно часто, например, можно встретить среди таких изображений свастику или подкову, внутри которой находится рыбка или лошадка.
Индийцы очень дружелюбный и гостеприимный народ. Они бережно относятся друг к другу и очень уважительно — к гостям. Везде, где бы нас не принимали, к нам относились внимательно, вкусно угощали, с интересом распрашивали о себе и с удовольствием рассказывали о том, как живут зороастрийцы в Мумбае.

domashnii altar.jpg
Домашний алтарь в квартире Деньяра

За пределами зороастрийского квартала, в городе, тоже есть немало зороастрийских объектов: медресе, колледж, госпиталь, кинотеатр, музей истории переселения зороастрийцев из Ирана в Индию, а также множество храмов огня. Довольно часто на улицах города можно встретить мужчин в белых одеждах. Очень красиво в Индии одеваются женщины. Национальная женская одежда — сари и панджаби (это шелковая или хлопчатобумажная рубашка до колена, брюки и большой шарф, который часто набрасывают на плечи).

По дороге в Санджан

После окончания Конгресса мы отправились в Санджан. Санджан — это место первых переселенцев из Ирана в Индию. По дороге доктор Мейер Мастер Мусс рассказала нам о том, что сейчас в Индии проживают 105 тыс. зороастрийцев. Только в Мумбае действуют 50 храмов огня, их них 4 — основных, есть и 4 дахмы. В Мумбае — около 50 тыс. зороастрийцев, остальные — на других территориях Индии. Многие зороастрийцы уезжают в Америку. Количество зороастрийцев сейчас сокращается. В школах преподают такие языки, как английский, гуджарати и фарси.

u vhoda v Dahmu.jpg
У входа в дахму, Мумбай

По дороге в Санджан, еще не выезжая из Мумбая, мы проезжаем мимо медресе, где учатся будущие зороастрийские священники. Обучение в медресе бесплатное. Медресе расположено рядом с храмом огня. Эта часть зороастрийского комплекса очень красива.

indiiskii peizaij.jpg
По дороге в Санджан. Типичный индийский пейзаж

Доктор Мейер рассказывает нам, что в Индии, за Санджаном, есть место — Удвада, где сохраняется огонь уже более 1000 лет, но к нему пускают только парсов. Считается, что те люди, которые видели этот огонь, сохраняемый веками, — очень продвинутые души.
В настоящее время большая часть населения Индии исповедует индуизм. Ты считаешься индуистом, если принадлежишь к каким-то малым группам. Главные индуисткие божества — Брама (как Создатель), Вишну (как Хранитель) и Шива (трансформирующее начало).

na beregu okeana.jpg
Участники Конгресса на берегу Индийского океана

При выезде из Мумбая мы видим небольшие горы, у дороги — пальмы и цветущие деревья.
По дороге в Санджан слушаем музыку Шопена. Проезжаем небольшие равнины, где выращивают рис. Местность здесь в основном холмистая. У подножия холмов растут пышные развесистые, цветущие деревья. Машины в Индии передвигаются по дорогам практически без правил. Движение двухстороннее. В машине водитель сидит всегда справа. Разговаривать по мобильному телефону, когда ты за рулем, не разрешается. Время от времени, чтобы проехать по дороге дальше, надо платить пошлину. У некоторых мотоциклистов, лихо проносящихся мимо нас, на лице повязка, закрывающая нос и рот от солнца и от пыли.

u vhoda v Zooroastriiskii Hram.jpg
Участники Конгресса у входа в зороастрийский храм по дороге в Санджан

Дороги в Индии очень хорошие, ровные. Погода в феврале такая же, как у нас в июле. По дороге в Санджан мы заезжали в красивое местечко под названием Парадис (в переводе на русский — «рай»). Там нам удалось сфотографировать зороастрийскую школу и побывать на мусульманской свадьбе, сделать несколько снимков. Так же по дороге в Санджан мы проезжали мимо зороастрийского храма огня и смогли сфотографироваться у входа в него. Жаль, что побывать внутри нам не удалось. Храм был закрыт. Вероятно, он открывается только при проведении ритуалов, во время службы. Снаружи храм очень красив. Внешний фасад украшен резными деревянными фигурами коней. Над входом храма, как принято здесь повсюду, располагается символ Фравахара, раскинувшего в стороны свои сияющие крылья.

indiiskie voomen.jpg
Индийские женщины в основном переносят тяжести на голове

Дорога в Санджан оказалась довольно длинной. Выехав рано утром, в полдень мы оказались лишь где-то посередине пути. За это время, конечно, все успели изрядно проголодаться. Чтобы немного отдохнуть и подкрепиться, сделали небольшую остановку в красивейшем местечке, на берегу Индийского океана. Пообедали на открытом воздухе, утолив жажду соком кокоса. Здесь и отметили день рождения одного из музыкантов, участников Зороастрийского конгресса по нетрадиционной медицине и культурным связям. Его имя Манас Чарторджи. Он играет на индийском музыкальном инструменте, который называется сетар. Манас считает, что музыка благотворно влияет на энергетику человека и помогает избавиться от многих заболеваний. После обеда погуляли по побережью, собирали ракушки, качались на качелях. Немного отдохнув, мы продолжили свое путешествие.


Звезды над Санджаном

…Темнеет в Индии очень быстро. В Зороастрийский колледж Санджана мы приехали, когда смеркалось. К нашему приезду на крыльце гостеприимного колледжа повсюду были сделаны надписи с добрыми пожеланиями. К сожалению, нам не очень повезло с освещением. Не успели мы войти в здание колледжа, как сразу выключился свет, и мы оказались в полнейшей темноте. Через некоторое время всем гостям были выданы отличные фонарики, и мы смогли увидеть достопримечательности этого места. Самое интересное и удивительное нас ожидало на крыше. Колледж имеет три этажа, а выше, на крыше, сделана большая смотровая площадка, где можно проводить различные мероприятия. Утром можно встречать восход Солнца, а вечером любоваться звездным небом. Созерцание этого неба было для нас самым лучшим сюрпризом во время нашего пребывания в Санджане. В городе как-то меньше обращаешь внимание на небо и звезды, а когда оказываешься в сельской местности, всегда становишься ближе к природе, которая тебя сразу покоряет своей чистотой и прелестью. Здесь с нами произошло то же, как только мы оказались вдали от городской сутолоки.
Когда мы поднялись на верхнюю смотровую площадку, то на какое-то время просто замерли от удивления. Над нами сияло яркое звездное небо. В Индии оно было другим, совсем не таким, какое мы привыкли видеть у нас, в Петербурге и его окресностях. Звезды были очень крупные и совсем близко. Казалось, стоит только протянуть руку, и вот она — твоя звезда…Прямо над головой — созвездие Ориона. Мы долго искали созвездие Большой Медведицы, и нашли его с большим трудом. Оно оказалось почти у самого горизонта. Причем ковш был расположен на звездном небе не так, как у нас. Нам показалось, что он перевернут.
Звезд было очень много, и большие, и маленькие, разноцветные, сияющие. Все они находились в движении. Все небо пульсировало, менялось каждое мгновение. Оно было живым, трепещущим, необыкновенным. Луна в ночь нашего пребывания в Санджане тоже была необычной: в виде дуги, дужками вверх, как чаша. Когда мы с восторгом смотрели на это удивительное звездное небо, каждый из нас, конечно, видел в нем что-то свое. У всех нас была разная реакция и свои незабываемые ощущения.

Дахма

На следующий день рано утром мы отправились осматривать окрестности на двух рикшах.
Рикша — это такой вид транспорта, что-то среднее между машиной и мотоциклом, который пользуется большой популярностью в Индии. Одним из самых значимых мест, которые нам удалось увидеть, оказалась дахма. Там зороастрийцы проводят прощальные ритуалы с умершими. Доктор Мейер рассказала нам подробно, как все это происходит.

mesto ritual.jpg
Помещение, где зороастрийцы проводят прощальные ритуалы с умершими

Для этих целей используется несколько специально для этого приспособленных помещений.
Так, когда человек умирает, его тело привозят сюда. Вначале его переносят в отдельное помещение, омывают коровьей мочой, которая действует в этом случае как отличный антисептик. После 17.30 в помещении зажигают масляную лампу. Потом тело переносят в молельную, где над человеком три дня и три ночи читают молитвы. На умершего одевают кусти и накрывают белой простыней. Когда тело находится в молельной, после накрытия белой простыней, на месте, где находится тело умершего, очерчивают три круга, чтобы никакая нечистая сила в него не проникла.

mesto projaniia.jpg
Место для прощания с умершими

На четвертый день тело переносят на мраморную скамью для прощания с родственниками. Затем тело поднимают на дахму и кладут на специальное место. Грифов сейчас в этих местах нет. Сюда прилетают другие птицы-чистильщики, и съедают мягкие ткани умерших. Через полчаса от тела человека ничего, кроме костей, не остается. Кости быстро высыхают на солнце, превращаются в труху и уходят в землю.

Dahma.jpg
Дахма

Считается, что на четвертый день, как только тело человека склевывают птицы, душа покидает тело и уходит с первыми лучами солнца (по лучам солнца). Это экологически чистый способ ухода мертвых. В этом случае ни одна стихия (ни вода, ни земля, ни воздух, ни огонь) не загрязняется. Дахма, которую видели мы, действующая. Это, по сути, целый комплекс, куда входят три помещения, где тело готовится к уходу, и сама дахма, где тело уничтожается.

Санджанские встречи

Во время пребывания в Санджане каждое утро мы вставали очень рано, чтобы встретить восход Солнца. Мы собирались на верхней площадке колледжа, перевязывали свои пояса и читали авестийские молитвы. Интересно, что свой первый восход Солнца на крыше мы встречали: Надя — в красном, Миша — в синем, я — в желтом. Это как раз цвета наших первых поясов и цвета индийского флага…
Во второй день пребывания в Санджане мы познакомились с зороастрийцами Рохинтэном (к сожалению, недавно он умер) и его женой Бабси. Рохинтэн координировал действия парсов Санджана и Мумбая, занимался общественной работой. А Бабси является хозяйкой местной начальной школы. Их дом находится рядом с рынком. У окон растут цветущие деревья. Внизу, на первом этаже дома, обустроена комната для молений. Там есть несколько портретов Заратуштры, место для возжигания огня. На втором этаже дома мы встретились с его хозяевами. Вот что рассказала Бабси о своей школе.
Начальная школа в Санджане частная, платная. Здесь работают четыре учительницы. Они обучают детей от 3,5 до 6 лет, независимо от того, родители их — парсы или нет. В школе изучают английский язык, учатся писать и рисовать. У учеников каждой индийской школы есть своя форма. В Мумбае в некоторые школы дети ходят в темной одежде и белых рубашечках. Дети старше 5,5 лет и до 15 лет учатся в колледже. После окончания его некоторые уже сразу идут работать или они могут выбрать какую-то профессию и ей обучаются дальше. Колледж соответствует нашему техникуму. Даже если закончишь колледж, найти работу очень трудно. В этом плане здесь так же, как у нас. Есть и бесплатные государственные школы, где обучение обычно ведется на родном языке. Начальные школы нужны только для того, чтобы обучить государственному английскому языку и подготовиться к обучению в другом учебном заведении.

zdanie zoroastriiskogo Koiedja.jpg
Здание Зороастрийского колледжа

В школе Санджана 300 учеников. Бабси рассказывает нам, что некоторые из бывших учеников ее школы учатся сейчас в Петербурге и Москве. После окончания частной школы можно поступить в государственный вуз. Обычно у кого нет образования, у того нет и работы. В Индии можно взять денежный заем на образование.
Объезжая окрестности Санджана, мы увидели много интересного. Так, например, нам показали «гуляющее дерево» (дерево манго), которое за 70 лет передвинулось, по преданию, на 100 метров. Его плоды снимают в апреле.

altar v koledje.jpg
Алтарь в комнате для молений в Зороастрийском колледже

Нам также удалось побывать в ашраме Шри Ауробиндо, который находится в 8–10 км от Санджана. При ашраме есть общеобразовательная школа для мужчин и женщин. В ней могут обучаться люди любой веры и религии. Возраст обучающихся разный. Они могут здесь жить во время обучения. Но никто из учеников не живет тут постоянно. Очень бедные дети тоже могут обучаться в ашраме. Здесь есть ученики из разных штатов. И с бедными, и с богатыми обращаются одинаково. В ашраме получают академическое образование. Среди изучаемых предметов — музыка, танцы, искусство. Обучают также различным ремеслам для дальнейшей деятельности. Большое внимание уделяется обучению работе на компьютере и спорту. В ашраме проводятся определенные ритуалы, есть духовные практики. Спонсорами ашрама становятся богатые ученики. Правительство иногда тоже что-то подкидывает, но не постоянно. По словам директора ашрама, постоянно правительство только взыскивает налоги. Поэтому только преданные люди могут проводить эту работу. Учителями в основном становятся местные жители. В ашраме работают 20 учителей. Обучаются 200 детей. Их возраст — от 5 до 16 лет. Ашрам в окрестностях Санджана — трансцендентальная школа. Учителя и ученики ее вдохновлены учением Шри Ауробиндо. Ашрам уже существует 35 лет и работает от ашрама Шри Ауробиндо в Пондичери. Пондичери — это бывшая французская колония на юге Индии.

v zentre parka.jpg

В центре парка при ашраме Шри Ауробиндо

Выпускники ашрама дальше идут обучаться в колледжи и университеты. Время от времени сюда приезжают ученики для духовных практик и из других стран. Из Казахстана здесь уже побывали два человека — Борис и Наташа Федотовы. В ашраме нет духовного посвящения. У взрослых есть инициация, но они, как правило, не принадлежат ни к какой религии. Здесь с уважением относятся ко всем религиям. В Индии слишком много религий, поэтому в этом ашраме не ориентируют ни на какую божественную сущность. Пытаются привить ученикам высшие ценности жизни, без догм. Здесь учеников, как нам объяснил директор ашрама, просто воспитывают быть хорошими людьми. Медитации проводятся общие.
После окончания школы такого типа есть большой выбор, ее выпускникам легче поступить в другое учебное заведение. Этот ашрам считается очень хорошей школой. Здесь изучают такие языки, как английский, гуджарати, хинди, санскрит. Есть музей Шри Ауробиндо.
Утром 3 февраля мы снова встретили восход солнца на крыше колледжа. Прочитали «Хоршед ньяиш» и «Михр ньяиш», а также один из Нирангов. После завтрака возвращаемся на поезде в Мумбай, так как нас пригласили на зороастрийскую свадьбу. Нас сопровождают Хоршед и Дженни. По дороге проезжаем реку Вайтарна, из которой берут питьевую воду для Мумбая. В поезде душно и много народа. Вагоны без дверей, маленькие, в окнах нет стекол. В одном купе едут более 20 человек. Люди сидят и на нижних, и на верхних полках. Все время что-то съестное проносят мимо, несмотря на толчею, предлагают арахис или что-то еще. Время от времени нищие просят подаяние. Вот мимо нас проходят два трансвестита. К таким людям в Индии относятся, как к изгоям. Им не дают работы. Они живут только на подаяние. Мы отворачиваемся и ничего им не даем. Вечером, прибыв в Мумбай, мы стали готовиться к зороастрийской свадьбе. Но перед тем как отправиться на это вечернее мероприятие, доктор Мейер рассказала нам притчу о дровосеке и изеде Бахраме. Вкратце она звучит так.

Поучительная притча, которую рассказала доктор Мейер

Жил-был дровосек с семьей. У него была жена и двое детей. У них не было ни еды, ни денег. Дровосек собирал хворост, продавал его и на вырученные деньги кормил семью. Но вот однажды несколько дней подряд работа не ладилась, и он ничего не мог принести в дом из еды. Тогда его маленькая дочка пошла к богатой хозяйке, надеясь хоть что-то получить у нее из еды. Она ходила к ней несколько раз и каждый раз что-то просила. Хозяйке это надоело, и она сказала: «Я знаю, зачем ты ходишь. Ты хочешь еды. Но я тебе не дам еды». Девочка ушла. Она была очень расстроена.
Три дня ее отец возвращался с работы ни с чем. И вот, когда он вернулся с работы в очередной раз пустой, к нему подошли пять изедов o Вохуман, Аша-вахишта, Сраоша, Бахрам и Митра. Они дали ему песок, пыль, камни и глину, все это смешав, и сказали: «Отнеси это в дом!». Кроме того, изеды дали ему также молитву, чтобы он читал ее по четвергам и пятницам. Дровосек хотел все это выбросить, но вдруг увидел, как изеды взлетели на небо и говорят: «Только ничего не выбрасывай, иначе всю жизнь будешь бедным». Пришел дровосек домой, бросил в угол все, что ему дали изеды, и лег спать. Ночью соседи постучали к нему в дом и говорят: «У вас в углу что-то светится!». Дровосек заглянул в угол, куда вечером бросил то, что дали ему изеды, и увидел там много драгоценных камней. Утром пошел он с одним из них к ювелиру, продал и купил много еды на вырученные деньги. С этого времени стал дровосек с семьей жить-поживать.
Поставил себе дом, какого не было даже у падишаха, а по четвергам продолжал читать молитву, которую ему дали изеды.
Однажды мимо дворца дровосека проезжал падишах и был очень удивлен. Он решил поближе познакомиться с его хозяином и послал ему вкусное угощение. Дровосек еду съел и в знак благодарности отправил падишаху драгоценный камень, самый большой бриллиант, какой был у него. И падишах остался очень доволен. А потом получилось так, что дочери падишаха и дровосека подружились. Однажды они отправились гулять. Дочь падишаха сняла с себя одежду, пошла купаться, а дочь дровосека осталась на берегу. Когда дочь падишаха вышла из воды, она не нашла среди своих вещей подаренного бриллианта и обвинила в воровстве свою подругу.
Дочь дровосека и его жену схватили и посадили в тюрьму.
Все это произошло потому, что был нарушен наказ изедов. В это время дровосек должен был отлучиться из дома и поручил дочери читать молитву изедов, а она забыла про наказ отца. Это и притянуло к семье дровосека тяжелые испытания. Когда дровосек вернулся, он узнал о случившемся. Чтобы выручить из беды своих близких, он пошел к падишаху и предложил обменять себя на жену и дочь. Их отпустили, а дровосека посадили в тюрьму. И там ему приснился сон. Якобы к нему пришел один из изедов и дал ему мелкую монету, чтобы он купил на нее орехи и сахар, и попросил прочитать нужную молитву. Взял дровосек монету и сел у дороги, стал просить прохожих купить ему орехи и сахар. Вот прошел мимо один путник, очень торопился, не остановился. Другой тоже спешил, не остановился. А третий путник, несмотря на то, что очень спешил к матери, узнав о смерти сына, все-таки не смог пройти мимо, помог дровосеку. Он купил орехи и сахар на монету, и они вместе прочитали нужную молитву. Затем съели сахар и орехи, и прохожий пошел туда, куда спешил. А когда пришел к матери, то оказалось, что сын его поправился, и все у него стало складываться благополучно.

После прочтения молитвы жизнь дровосека тоже стала налаживаться. Как-то мимо дочери падишаха пролетала птица симург и уронила драгоценный камень, тот, который пропал. Тогда вся семья падишаха поняла, что дочь дровосека не крала камень, и решила загладить свою вину перед семьей дровосека и выдать замуж его дочь. Но ее отец сказал, что так как они посадили ее в тюрьму и создали ей дурную славу, ее никто не возьмет теперь замуж.
Тогда падишах женил своего сына на дочери дровосека. Так хорошо закончилась вся эта история,но только благодаря тому, что дровосек продолжал выполнять наказ изедов, по четвергам читая им молитву.

После того как доктор Мейер рассказала нам эту притчу, мы все зажгли сандаловые палочки перед портретом Заратуштры и поучаствовали в совместной молитве. Доктор Мейер прочитала молитву о преодолении препятствий, а потом все мы почитали общие молитвы «Ахунвар» и «Ашем Воху».
Этим же вечером мы отправились на зороастрийскую свадьбу. Женился один молодой священник, принадлежащий к одной из девяти зороастрийских семей Удвады, где уже несколько веков поддерживается священный огонь.

Зороастрийская свадьба

Наверное, многим удавалось видеть красивую индийскую свадьбу в фильмах или по телевизору. Это совершенно бесподобное уникальное зрелище. Но свадьба, на которой удалось побывать нам, была не только индийской, но еще и зороастрийской. Женился молодой зороастрийский священник на девушке из семьи зороастрийских священников.
Свадебный ритуал проводили два зороастрийских священника Мумбая: один из них — самый главный зороастрийский священник в Индии.

podgotovka jeniha k svadbe.jpg
Подготовка жениха к свадьбе

vihod nevesti.jpg

Выход невесты

Свадьба была необыкновенно красивой и проходила в центре города, вблизи зороастрийского храма, на открытом воздухе. Для проведения ритуала была оборудована сцена, украшенная гирляндами чудесных благоухающих цветов. Вначале священник вывел невесту с ее родственниками, затем жениха — с его близкими. Жених и невеста были усажены в центре сцены, по бокам стояли их родители. Зороастрийские священники читали свадебный ритуал перед молодыми на авестийском языке. В конце ритуала молодожены были осыпаны лепестками цветов. Все приглашенные сидели перед свадебной сценой, как в театре, и наблюдали за действиями на сцене. После проведения свадебного ритуала гости по очереди стали подходить к молодоженам, поздравляли их и дарили подарки. Все подаренное складывалось на стол, стоящий рядом. После торжественной части гости были приглашены на праздничную трапезу. Здесь же, под открытым небом, рядом со сценой, сбоку от нее, были установлены столы, застланные белыми скатертями. Когда гости заняли места за свадебными столами, стали разносить угощения. Спиртные напитки к столу не подавались. Для этого был организован фуршет в специально предназначенном для этого павильоне.

Jenih i nevesta.jpg
Жених и невеста

svadebnii Ritual.jpg
Свадебный ритуал

obmen kolcami.jpg
Обмен молодых кольцами

Свадебное угощение было обильным и сытным. К нему подавались прохладительные напитки. Явства предлагались непрерывно. Мимо длинных столов проходили слуги с подносами и каждый гость мог взять то, что хотел. Гостей было очень много, поэтому все, кто откушал, за столами не засиживались, как обычно у нас на свадьбах, а сразу же после десерта вставали и освобождали места для других гостей.

Zoroastriiskii svjahenik i doktor Meier.jpg
Зороастрийский священник и доктор Мейер

После праздничной трапезы гости шли танцевать на обустроенную для этого площадку. Мы же вместе с доктором Мейер после трапезы отправились посмотреть на зороастрийский храм, который примыкал к одному из павильонов, обустроенных под свадебные мероприятия. У храма мы увидели небольшого белого буйвола, которого нам удалось даже погладить. Затем мы вернулись к гостям. Пообщались с некоторыми из них, а потом отправились домой к доктору Мейер.
Так закончился еще один яркий и необычный день нашего пребывания в Индии.
На следующий день мы поехали в гости к зороастрийцу из Ирана, с которым познакомились на зороастрийской свадьбе. К сожалению, я не запомнила его имени. Он рассказал нам много интересного

Из рассказа зороастрийца из Ирана

Зороастрийцы пришли в Индию из Ирана. Несколько тысяч лет назад в Иране была община маздаяснийцев. Она была первым, объединяющим племенем, которое проживало на этой территории много лет. В авестийской традиции этот народ известен как «манус». Затем наступил период кейянидов. Первый король кейянидов был Кейкобад. После окончания династии кейянидов начинается период династии Ахеменидов, которые завоевали большие территории. Величественными правителями Ирана были Кир Великий, Дарий, Кей Хосров. Впериод Сасанидской империи установилась система мобедов, которые получили власть. Зороастрийский Иран был сильнейшим и богатейшим государством в мире. Но в VII в. пришли мусульмане, стали заставлять менять свою религию, началось очень большое давление на зороастрийцев.
…Когда праведный король (Аурвадаспа?) понял, что мир склоняется ко злу, он отправился в горы, где молился о том, чтобы бог дал какого-нибудь праведного человека для очищения мира. И бог внял его мольбам и дал миру Заратуштру.
По одной из версий, Заратуштра родился на берегу Каспийского моря, моря Ардвисуры Анахиты, в местечке Рай. Заратуштра не принес новую религию, он ее возродил, все расставив по своим местам. Пока не родился Заратуштра, в мире было очень много войн. Получается, что до этого времени религии как таковой не было. Когда пришел Заратуштра, он придал форму религии, научил, как себя вести. С тех пор и начинается зороастрийская религия. Она возродилась и обрела силу в царстве Виштаспы. Те, кто пришли после Виштаспы, не были столь величественны, как их предшественники, но они тоже были защитниками религии. Затем Заратуштра распространил свою религию в Иране. В то время важную роль в становлении зороастризма в Иране играл город Джабулистан, который, по-видимому, находился там, где сейчас Грузия.
По другой версии, место рождения Заратуштры — город Рашт. Это северная часть Ирана, Мазендаран. Когда Заратуштра молился в последний раз, у него были в руках четки из янтаря. Поэтому янтарь для зороастрийцев — священный камень. Когда злой человек во время молитвы вонзил ему нож в спину, Заратуштра успел бросить в него свои четки и тот тут же испустил свой дух. Точно неизвестно, где Заратуштра похоронен.
Один из самых главных праздников зороастрийцев с древних времен — это Ноуруз, начало нового года. Он символизирует новый круг мироздания. В переводе Ноуруз означает новый день. Ноуруз всегда попадает на 21 марта. День празднования Ноуруза связан с циклом вращения Земли. Как в древности, так и сейчас, зороастрийцы по-прежнему празднуют Ноуруз и в Иране, и в Индии.
…В очень далекие от нас времена был человек по имени Йима (иначе его называли Джамшид), который был маздаяснийцем. Однажды он увидел сон о том, что на Землю придут несчастья и что Земля погибнет. Это было предупреждение. И тогда Джамшид взял с собой лучших воинов и создал вару. Все его соплеменники забрались на высокую гору, где и смогли спастись, когда пришло несчастье и все на Земле погибло. Это несчастье было подобно тому, как цунами сейчас. После того, как все это закончилось, Джамшид со своими людьми решил вернуться на свое прежнее место. Когда они спустились с горы в долину, он сказал: «Раз бог нас спас, мы должны праздновать этот день. Джамшиди Ноуруз означает окончание несчастий и начало новой жизни.
Наш собеседник считает, что многие иранские зороастрийцы уходили и в Россию, которая стала сильной страной в ХVII–XVIII вв. Она превратилась в могущественную державу именно тогда, когда в нее вошли какие-то части Ирана, который тоже когда-то (641 г.) был могущественной страной.
Что мы знаем сейчас о взаимоотношениях России и Ирана? Что их связывает? Что связывает Россию, Таджикистан, Казахстан и Узбекистан? Почему Америка боится Россию? Откуда мы происходим? Все эти вопросы нам задал зороастриец иранского происхождения, волею судьбы оказавшийся в Индии. Он рассказал нам, возможно, немного сбивчиво, но очень эмоционально, то, что знал в детстве, и спросил нас, что мы читаем в Джашан? А узнав о том, что мы читаем Авесту, «Аташ ньяиш», иранец попросил Михаила почитать немного наши молитвы, что мы охотно и сделали вместе с ним. Он рассказал нам также как иранские зороастрийцы прибыли в Индию.
В Иране есть такое дерево, которое называется Хом. Веточки этого дерева используют в ритуальных целях. Удвада — святейшее место, которое особо почитается, так как там положен первый камень основания зороастризма в Индии. В 790 г. огонь в Индии был освящен дастуром, который долго молился об Индостане. Он молился и получил огонь с неба. Этот огонь, попавший в дерево, зороастрийцы установили в храме сначала в Санджане, а потом его подняли на север.
…В 1951 г. иранец начал учиться на священника. О том, как сложилась его судьба дальше, он обещал нам рассказать в следующий раз. Но, к сожалению, запланированная встреча не состоялась.

В университете Мумбая

В феврале 2005 г. Русскому дому в Мумбае исполнилось 30 лет. Нас вместе с мадам Мусс пригласили на торжество по этому поводу. Мы познакомились там с доктором Дашь Яшми, который возглавляет в университете Мумбая исследовательский центр по изучению происходящих процессов в России. Более точное его название — Центр Евроазиатских исследований. Мы познакомились также и с заведующей кафедрой русского языка в университете Лакшми Микаэлян. Лакшми и доктор Дашь пригласили нас на следующий день в университет.
Доктор Дашь ведет научную работу по исследованию происходящих процессов не только в России, но и на Кавказе. В университете есть студенты, изучающие русский язык. Нам удалось поговорить с доктором Дашь о волнующих нас проблемах. Нас интересовало, есть ли поощрения в университете при изучении русского языка. И мы узнали, что такие поощрения есть. Есть также гранты за хорошую учебу, но их немного. Студенты ездят за государственный счет в Россию и в Казахстан. Они не знают русский язык в совершенстве, умеют говорить, но не основательно. Сам доктор Дашь учился в Москве, был в Петербурге, Выборге, Зеленогорске, Алма-Ате. Он хорошо говорит по-русски, читает и даже имеет публикации на русском языке. В России он был зимой и хорошо помнит, какая у нас красивая природа, особенно лес.

doktor Dashi.jpg

Доктор Дашь, руководитель Центра Евроазиатских исследований

В настоящее время в университете есть возможность обмена книгами через Академию наук с другими странами. Через год после обучения студенты, изучающие русский язык, на практику едут в Астану или Алма-Ату. Иногда к ним в Мумбай тоже приезжают гости. Доктор Дашь вспоминает, что раньше, в старое время, в Индию приезжали гости чаще. Сейчас — редко. Иногда в течение 3–4 лет никто не приезжает.

В центре работают три преподавателя и обучаются более 20 студентов. Они проводят исследования по русскому языку. Доктор Дашь познакомил нас с преподавательницей русского языка, которую зовут Шоба. В переводе это имя означает «красота».
Университет в Мумбае имеет древнюю историю. Университету уже почти 150 лет. Он создан в 1857 году. В России тогда еще не было отмены крепостного права. Обучение в университете сейчас стоит дорого. Поэтому многие теперь предпочитают частное обучение государственному. Система имеет определенную инфраструктуру, которая не может принимать всех. Образование дорожает с каждым годом. Государство дает кредиты на обучение до 15 тыс. долларов. Кредит записывается на ваше имя и выплачивается прямо учреждениям, а не платится лично берущему кредит. Такой кредит в Индии составляет 7% и дается только для покупки дома и получения образования. Обычно он предоставляется на 20 лет. Можно поехать учиться и за границу. В университете Мумбая есть студенты из Ирана.
Самое дорогое образование в Индии — инженерное, оно стоит 2 тыс. долларов в год. Гуманитарное образование стоит 500 долларов в год, медицинское — около 2 тыс. долларов в год. Инфраструктура не поддерживается государством. Стипендия сокращается. Распределение после окончания университета свободное. К концу обучения в университет приходят представители компаний и выбирают для себя специалистов.

Работа в университете считается очень престижной и хорошо оплачивается. Так, доктор Дашь получает 800 долларов в месяц. Преподаватель русского языка — 500 долларов. У них нет материальных проблем.
Мумбай — очень большой по размаху город, со всех сторон его окружает море. Город занимает растянутое пространство. Университет находится на северо-западе Мумбая. В Дели другая планировка, там везде земля по кругу. Столица Индии со всех сторон защищена, это закрытый город, без выхода к океану. В Дели бывает холодно, в Кашмире иногда даже выпадает снег, а в Мумбае всегда тепло. Здесь проживают около 15 млн жителей и еще можно найти работу. Многие работают в домах как слуги. В сельской местности пока есть рис, есть и работа. Нет риса, нет работы.

Zoroastriizi Spb s prepodavatelem rus.jpg

Зороастрийцы Санкт-Петербурга на встрече с преподавателями русского языка в университете Мумбая

Мумбайский университет расположен в разных частях города. Там, где побывали мы, находится главный, естественный и гуманитарный корпуса. В университете есть факультеты медицины, химии, архитектуры, менеджмента и др. Медицинский корпус расположен рядом с госпиталем, чтобы совмещать практику с обучением. Рядом с учебными корпусами расположены и жилые корпуса. Жилье приближено к местам обучения. За проживание в общежитии студенты платят 1,5 тыс. рупий в месяц. В университете обучаются 40 тыс. студентов.
После встречи с доктором Дашь и преподавательницей русского языка Шобой нам удалось немного пообщаться с заведующей кафедрой русского языка Лакшми. Это очень красивая, обаятельная женщина, общительная и доброжелательная. Чувствовалось, что она очень соскучилась по общению с людьми из России. Оказалось, что Лакшми училась в Москве. Там она и познакомилась со своим будущим мужем. Муж Лакшми — армянин, он занимается научной работой, живет и работает в Москве. Лакшми рассказала нам, что со своим мужем она может общаться только на русском языке, так как он не знает ее родного языка. Видится Лакшми со своим мужем не часто, обычно это бывает раз в год. В Мумбае она живет со своим сыном, с которым она нас тоже познакомила. Это красивый молодой человек. Он недавно закончил университет, хорошо говорит по-русски и в ближайшее время собирается навестить своего отца в Москве.
Лакшми очень тепло встретила нас, напоила чаем с национальными сладостями и подробно расспросила, чем каждый из нас занимается у себя на родине. Ее интересовало все — образование, наша профессия и сфера деятельности. Мы пригласили очаровательную собеседницу к нам, в Россию, в Петербург. Ни доктор Дашь, ни Лакшми не являются зороастрийцами, но это не мешало нашему общению. Они хорошо говорят по-русски и этого было вполне достаточно, чтобы понять друг друга.

В Масонском доме

10 февраля, пожалуй, был для нас самым насыщенным днем, когда у нас было очень много разных встреч с различными людьми. Днем мы побывали в Масонском доме, куда нас пригласили на обед. До обеда нас познакомили с достопримечательностями этого дома. Все стены нижнего и верхнего этажей, которые нам показали, были завешаны портретами выдающихся мэтров — ма- стеров масонской ложи Мумбая. Это были исключительно мужские портреты. Все мастера, большинство из которых уже давно умерли, предстали перед нами со своими внушительными символическими атрибутами.
Оказалось, что Масонскому дому как раз исполнилось 100 лет. Нас провели на верхний этаж, где проводятся ежедневные собрания и службы. Этот зал тоже был оформлен символически в масонском стиле. На высоком потолке зала было изображено синее небо, солнце, луна и звезда. На стене, напротив дверей, символ всевидящего ока. На столике, у которого обычно находится ведущий собрания, лежали основные религиозные каноны:
Авеста, Библия, Коран, Бхагавад-гита и еще один труд (религиозный канон сингхов?). Судя по атрибутике, можно было предположить, что в этом зале собираются сильные мира сего, которые считают себя владыками мира. В центре зала — «поле» как шахматная доска с чередующимися черными и белыми клетками. Нам не разрешили входить в это «поле». Было понятно, что в этом зале проводятся самые важные заседания и решаются глобальные проблемы и в наше время.
Обедали мы на первом этаже, в солидном обществе нескольких представителей мумбайского масонства, захотевших с нами поближе познакомиться, среди портретов умерших уже масонских мэтров. После вкусного обеда мы отправились в редакцию зороастрийского журнала «Парсиана».

Встреча с редактором «Парсианы»

redaktor Parsiana.jpg
Мама, редактор журнала «Парсиана»

Редакция зороастрийского журнала «Парсиана» находится в здании зороастрийского госпиталя, который предназначен для принятия родов у парсийских женщин. Но так как численность парсов с каждым годом сокращается, этот госпиталь большей частью пустует, поэтому здесь и разрешили разместить редакцию журнала. Мы познакомились с главным редактором «Парсианы», которую зовут Мама. Так как никто из нас не знал английского языка в совершенстве, у нас неизбежно возникли трудности в общении и понимании друг друга. Но кое-что все-таки удалось узнать. Мама нам рассказала следующее.

Zoroastriizi Spb s redaktorom.jpg
Зороастрийцы Санкт-Петербурга на встрече с редактором журнала «Парсиана»

Во всем мире сейчас 100 тыс. парсов. В Мумбае их живет около 50 тыс. человек. Официальное число парсов в Индии сейчас 69 тыс. человек. Парсийский центр находится в Мумбае. Журнал «Парсиана» — это парсийское издание. Тираж журнала составляет 3 тыс. экземпляров. 25% тиража идут заграницу, в основном в Америку и Австралию.

jurnal Parsiana.jpg
Журнал «Парсиана»

Журнал издается один раз в месяц. Это вполне самоокупаемый журнал. В журнале печатается много рекламы, в основном парсийской, но может печататься и непарсийская реклама. В редакции работают 16 человек, в том числе 4 редактора, директор по маркетингу. Сотрудники редакции приходят на свое рабочее место по мере необходимости. У них ненормированный рабочий день. Главное— чтобы работа была выполнена. Журнал издается уже 40 лет. Первый номер увидел свет в 1965 году. Стоимость одного номера журнала 35 рупий.

Встречи «с сильными мира сего»

В этот же день у нас состоялись еще три встречи: с главой парсийской общины Джамшедом в его офисе, с бизнесменом из Пакистана Байрмом, который занимается гостиничным бизнесом и у которого целая сеть богатых отелей. Мы встретились с Байрамом в одной из лучших гостиниц Мумбая, где номер в сутки стоит около 1000 долларов. Когда мы шли по коридору гостиницы на эту встречу, у нас было ощущение, что мы попали в какой-то фешенебельный музей. Ковры и скульптуры лучших мастеров искусства украшали это великолепное здание. Байрам и его жена очень радушно встретили нас и напоили чудесным ароматным кофе. Жаль только, что эта встреча была очень непродолжительной, так как бизнесмены привыкли очень быстро решать свои дела. Когда начало темнеть, мы отправились в гости к выдающемуся индийскому ученому, геофизику Нариману Кей Хосрову, который является автором двух книг о природе Солнца. Кей Хосров писал эти книги почти 40 лет. Он оказался очень милым, добрым человеком. Проявил большой интерес к зороастрийцам из России и, напоив нас чаем, подарил нам свои книги, сделав дарственную надпись для нашей общины. В завершение встречи он попросил нас почитать мантры, которые мы обычно читаем. Михаил, Надежда и я дружно прочитали «Срош бадж», а мадам Мусс сфотографировала нас в этот момент. После этого мы отправились на Нипенси роуд, где живет мадам Мусс.

na vstreche s pakistan.jpg
На встрече с бизнесменами из Пакистана Нариман Кей Хосров

v gostiah u Narimana.jpg

В гостях у ученого геофизика Наримана Кей Хосрова

Nariman s Knigoi.jpg

Нариман Кей Хосров дарит свою книгу зороастрийцам из Санкт-Петербурга

Медресе в Мумбае

Это уникальное учебное заведение основано в 1919 году. Дети получают здесь религиозное образование. Днем они ходят в другую школу, а в здании медресе живут и выполняют домашнюю работу. В это учебное заведение принимают только детей священников. Прием детей осуществляется с 6 лет. Это бесплатное частное учебное заведение. Оно существует за счет зороастрийской общины. Сейчас в медресе два класса мальчиков. Здание медресе окружает аккуратный дворик с зелеными насаждениями.

Mumbai.jpg

Мумбай

Здесь преподают 12 человек, а обучаются 30 человек в возрасте от 9 до 16 лет. На обучение принимаются только мальчики. Все они ходят в черных шапочках. Это обязательный элемент повседневной одежды.
Обычно в здание медресе не пускают посторонних, но после короткого разговора с нами у входа представитель администрацияи Рамьяр Каранджия согласился показать некоторые комнаты для обучения. В одной из них на стенах висели фотографии выпускников медресе за последних девять лет, а также фотографии с видами Персеполя. По всему чувствовалось, что здесь с почтением относятся к древним религиозным традициям Ирана. Мы осмотрели несколько комнат. Одна из них — биллиардная, где ученики могут немного отдохнуть от серьезных занятий. Наибольший интерес мы проявили к комнате для молитв. Здесь учеников обучают, как в храме проводить ритуалы. В центре этой комнаты висят два больших колокола: один побольше, другой поменьше. На стенах— портрет Заратуштры и портреты великих учителей, представителей зороастрийской религии.

muzei Iskustv.jpg
Центральный музей искусств в Мумбае

zdanie v Mumbae.jpg
Одно из красивейших зданий в центре Мумбая

muzei Istorii.jpg
Музей истории переселения зороастрийцев из Ирана в Индию

Одну половину комнаты для молитв занимают парты, за которыми сидят ученики. Другая часть комнаты предназначена для обучения проведению ритуалов: здесь есть место для моления, где находится афринаган, два шкафа с ритуальными предметами, стол для топлива, дров, несколько подставок для дровяной стружки и барсома. Барсом находится в тазике с посудой. Для барсома используются только тонкие металлические прутья. Вся посуда и барсом — из серебра, но для обучения может использоваться и мельхиор. Здесь же
находится ступка, чашки для отжимания хаомы, луновидная подставка для барсома. В чашке для отжимания хаомы 9 дырочек. В ритуальной посуде хранится живая вода, которая набирается из подземного источника. Нам терпеливо объясняют, что барсом нельзя класть куда попало, только на подставку. Для разных ритуалов используются барсомы с разным количеством прутиков. Так, для проведения ритуала Ясны используется барсом с 23 прутиками (21 + 2 прутика вместе дополнительно). Для других церемоний могут использоваться барсомы из трех, пяти или семи прутиков. Барсом перевязывают специальным листиком в три круга. Перед церемонией Ясны проводят ритуал, который называется «парагна».
Все, что нужно для ритуала (листочек пальмы, вода), тщательно готовится. Для ритуальных целей берется молоко козы. Все ритуальные предметы освящаются. Ритуалы Ясны в храмах огня проводят ежедневно. Ученики тренируются в проведении ритуалов по субботам и воскресеньям.

u muzeja.jpg
У музея истории обретения Независимости Индией

Доктор Мейер учит нас молиться

В Индии так же, как и у нас, зороастрийцы свой ежедневный ритуал начинают с перевязывания пояса, чтения «Ниранга-кусти» и «Срош-баджа». Смысл основной молитвы, обращенной к Сраоше, которую дала нам доктор Мейер Мастер Мусс, заключается вкратце в следующем.

«Я надеюсь, что я получу духовные вибрации от изеда Сраоши. Это будет наблюдаться в моей ауре и станет наилучшей защитой для меня. Я надеюсь, что мое тело будет здоровым и моя душа будет развиваться дальше. Этот дар дан всем святым душам. И я надеюсь, что я тоже его получу. Пусть все эти добрые пожелания исполнятся».

Потом читается молитва:

«Существуют 10 тыс. методов здоровья. Есть 10 тыс. потоков света, которые текут. Есть много разных способов получения доброго здоровья. Это значит: пусть цели наших керети, которые являются универсальным планом для всего космоса, созданного Ахурой Маздой, будут достигнуты. Пусть всеобщая цель будет достигнута. Если будут препятствия на моем пути, приди, Ахура Мазда, и дай мне мужество разума для преодоления этих трудностей».

В конце произносятся следующие слова:

«О Мазда! Дай свою помощь понять духовное знание, где Ахура Мазда — создатель всего, смешал Амеша Спента со всеми душами, которые были им созданы. Изеды дают красивые вибрации, которые полны сияния. Бахрам-изед дает свободу в духовной битве, которая идет все время. Ты, Ахура, приди ко мне на помощь, помоги одержать духовную победу.
Пусть Рам-изед поможет мне преодолеть все помехи. Пусть изед Вайю, который контролирует атмосферу и ветер, поможет мне так, чтобы я мог выйти из цикла перерождений, чтобы я мог выйти из круга воплощений.
Все циклы очень длинные. После того как была уничтожена Атлантида 88 тыс. лет назад, начался новый цикл.
Использование работы — уже благословение. Пусть молитва кусти напоминает нам о том, чтобы не совершать больше грехов.
Я (назвать себя), пусть моя душа получит благословение в получении красивых цветовых вибраций Ахунвара, чтобы все души, которые стали добрыми и праведными, получали эти благословения, чтобы жили долго».

Молитва кусти — очень мощная молитва. Даже если просто мыть руки и совершать эту молитву постоянно, этого достаточно. При этом надо обязательно покрывать голову. Перевязывание пояса — это служение Митре. Если вы понимаете, что вы делаете, эта молитва становится очень могущественной.
Борис Федотов задал вопрос мадам Мусс: «К какому течению принадлежите Вы, доктор Мейер: к традиционному, древнему, или к тому, которое обновляется?». Она ответила: «Все, что происходит, происходит с воли Господа, и я приветствую то, что идет от Него, что способствует тому, чтобы в ауре человека сиял свет, чтобы загоралась Хварна».

Rus
07 Амертат день.
04 Тиштрии месяц.
3755 год ЗРЭ

Амертат день (Ав. Амеретат) Бессмертие или Жизнь. Покровитель растений.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:41
Завтрашний день начнется в: 03:42
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 02:34 часов.
Узерин-гах будет в 17:42 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники