КОГДА ЗАЖИГАЮТСЯ ЗВЁЗДЫ. Соколова Г

21-й наск Авесты — Хадохт «О способах убеждения и множестве чудес...»

Журнал "Митра" № 9 (13) 2007 год

Путешествия и поездки

Галина Соколова

КОГДА ЗАЖИГАЮТСЯ ЗВЁЗДЫ

Десятый, юбилейный тур-фестиваль «Путем Заратуштры» состоялся в необычное время. Как правило, все предыдущие туры всегда проводились с 1 по 10 июля, а в 2007 г.в связи с тем, что руководитель тура Олег Лушников находился в это время в Монголии, тур был перенесен на первую декаду августа. Несмотря на то, что программа тура, казалось бы, за все эти десять лет была отшлифована от и до, тем не менее каждая поездка отличалась от предыдущих, в нее вносились коррективы и дополнения, и перед участниками очередного тура открывались все новые и новые грани этого чудесного края — Южного Урала. Так было и на этот раз.

В туре-фестивале 2007 г. приняли участие почти 100 человек. Большие группы прибыли, как всегда, из Санкт-Петербурга (более 20 человек) и Москвы (около 30 человек). Киевская «делегация» на этот раз составила 11 человек, в чем, несомненно, была большая заслуга Елены Мельник, побывавшей в прошлом году на Урале и приехавшей сюда снова, но уже со своими коллегами по работе и друзьями. Несколько человек прибыли из Литвы, Беларуси, Архангельска и других мест. Среди участников тура 2007 г. было много экономистов, метеорологов, инженеров и преподавателей. Очень жаль, что от Зороастрийской общины Санкт-Петербурга в туре приняли участие только три человека — это Константин Старостин, для которого аналогичная поездка была уже четвертой, Татьяна Сахарук и я (для нас поездка по Уралу была уже второй). Авестийское астрологическое общество представляли Юрий Тур и Ирина Костромина. Несколько петербурженок отправились в этот тур, только-только закончив первый курс обучения астрологии. Многие москвичи участвовали в подобном туре тоже уже не впервые. Среди них и известный профессиональный астролог и преподаватель Владимир Олегович Погудин, который, как и в предыдущей поездке, проводил астрологические семинары во время тура.
Внесение нового в маршрут в этом году началось с первого же дня этого замечательного путешествия.

В музее под открытым небом

Первый день тура-фестиваля, как обычно, начинался со сбора всех участников в Перми. Утром 1 августа мы поехали в село Хохловка, где нам довелось побывать в архитектурно-этнографическом музее деревянного зодчества, расположенном на высоком берегу Камского моря. Музей был открыт в 1980 г. и занимает сейчас площадь в 42 га. Весь музейный комплекс делится на несколько секторов в соответствии с основными этнографическими зонами Прикамья. Среди них особенно выделяются два тематических сектора, объединяющие сооружения солепромышленного и сельско-хозяйственного назначения. Кольцевой маршрут включает около двух десятков памятников народной архитектуры конца XVII — начала XX в. В них размещены интерьеры и выставки, которые рассказывают о народной архитектуре Прикамья. Оказываясь здесь, погружаешься в эпоху прошлого и быт давно минувших дней.
Когда мы приехали в Хохловку, начинал накрапывать мелкий дождь и дул сильный, пронизывающий ветер. Но это не воспрепятствовало нашей экскурсии.
Самым первым, что нам довелось здесь увидеть, было гумно с овином для просушки и обработки зерна, которое предварительно сортировалось. Пол в этом помещении глиняный. От стены к стене гуляет сквозняк, поэтому тут очень холодно.
Одной из самых интересных достопримечательностей оказалась Сторожевая башня из села Торговище Суксунского района (1905 г.). Это один из немногих сохранившихся образцов деревянного оборонного зодчества. Кроме нее, большое впечатление на участников тура произвела Богородицкая церковь из села Тохтарево Суксунского района (1694 г.). Она была поставлена в честь иконы «Неопалимая купина», которая охраняет от пожаров, а они в то время случались очень часто и были всеобщей бедой. Эта церковь, как и Церковь Преображения из села Янидор Чердынского района (1702 г.), принадлежит к древнейшему типу клетских храмов, имеет алтарь, храмовую часть, трапезную и притвор. Все помещения церкви подняты на высокий (3 м) подклет, где хранили церковное имущество. Стены рублены из сосновых бревен. Интерьер церкви не сохранился, за исключением подлинного алтарного потолка, устроенного «в елку» из досок, вставленных в матицы. Очень живописно крыльцо, поставленное на отдельный сруб. Сейчас церковь используется в музее как выставочный зал.
Своеобразным символом музея считается стройная колокольня (1781 г.) из села Сыра Суксунского района, которая находится рядом с церковью. Внутри колокольни была открыта выставка «Колокола и колокольчики», где представлены различные колокола — церковные, пожарные, сигнальные и маленькие поддужные колокольчики, сгруппированные по центрам отливки.

Особый интерес участники тура проявили к солепромышленному комплексу, построенному еще в 1882–1888 гг. промышленником А.В.Рязанцевым. Комплекс состоит из рассолоподъемной башни, соленого ларя, варницы и соляного амбара. Башня служила для извлечения из земли соляного рассола. Она представляет из себя высокий (12 м), сужающийся кверху сруб, рубленный «в обло». Он покрыт стропильной четырехскатной крышей с отверстием, через которое проходила штанга насоса. По деревянной трубе, закрепленной на стене около крыльца, добытый рассол стекал в соляной ларь. Ларь предназначался для накопления, отстоя добытого рассола и распределения его по варницам. Общий объем ларя — 203 м3.

Соляной ларь — единственная постройка, перевезенная в музей без разборки. Брусья, из которых изготовлен ларь, сцементированы «намертво» пропитавшей их солью. Варница предназначалась для вываривания соли. Внутри нее находилась печь, над ней — металлическая «сковорода», в которой выпаривали из рассола соль. Соль досушивали на деревянных полатях, здесь же, в варнице. Соляной амбар использовался для хранения добытой в течение года соли. Размеры таких амбаров доходили до 80 метров.

v muzee pod otritim nebom.jpg
В музее под открытым небом. Хохловка

Очень понравилась участникам тура и восьмиугольная ветряная мельница из деревни Ширихи Очерского района, которая принадлежала Кузьме Рахманову (середина XIX в.). Затем она переходила по наследству его детям, внукам. В 1931 г. мельница была взята в колхоз «Красный боец». Мелющий механизм работал до 1966 г. По типу мельница относится к «шатровкам», особенностью конструкции которых является неподвижное основание —сруб и подвижная крыша. Она поворачивалась вокруг своей оси вместе с крыльями — махами, насаженными на горизонтальный вал. Поворот осуществлялся с помощью специального рычага — хвостовины. Такая мельница находилась в рабочем состоянии независимо от направления ветра.
В музее под открытым небом. Хохловка сруб и подвижная крыша. Она поворачивалась вокруг своей оси вместе с крыльями — махами, насаженными на горизонтальный вал. Поворот осуществлялся с помощью специального рычага — хвостовины. Такая мельница находилась в рабочем состоянии независимо от направления ветра.
Среди достопримечательностей музея также: амбар для хранения зерна (начало XX в.), который принадлежал сельской общине и в нем хранился общественный запас зерна жителей села Хохловка, сельское пожарное депо из села Скобелевка Пермского района (начало XX в.), несколько усадеб, представляющих собой дома-дворы с хозяйственными постройками. Все они рублены из сосновых бревен. Их внешний вид очень прост, даже суров. Некоторые жилища дома отапливались по-черному, окна в них маленькие. Двери в доме — низкие, для удержания тепла.

eksponat v muzee Hohlovka.jpg
Один из экспонатов музея в Хохловке

Большое впечатление произвела одна из таких изб с резными окнами. В избе предпринята попытка воссоздать интерьер прошлого. Здесь можно увидеть незамысловатую утварь: плетеные солоницы, деревянные ковши и др. Считалось, что чем больше и красивее в доме солоница, куда насыпалась соль, тем дом богаче. В доме сохранилась роспись отдельных предметов. Расписывали в основном то, что связано с опасностью. Изображение двух птичек — свадебный подарок. У коми-пермяков в жилище выставлены также пояса с орнаментами, которые использовались в древности как охрана. Без пояса не выходили из дома.
Усадьба (изба) такого типа чаще всего была сборная, чтобы ее легко можно было перевезти с места на место.

interier star doma.jpg
Интерьер старинного дома в музее

Печь в таком жилище — глинобитная, универсальная. Лепилась она мужчинами за один день.
Дерево изнутри выжигалось. В печи готовили, мылись, сушили, на печи спали. Мужские и женские лавки обустраивались отдельно и вели к красному углу, где стояли иконы. Мужчина сидел, как правило, слева.
Увидели участники тура и охотничий домик с навесной крышей над дверью. Такое жилище лестничие прятали в лесу. Этот дом служил не только для жилья. Он был одновременно и жилищем, и баней. В нем устраивалась печка-каменка. Охотничий сезон, а добывали в основном пушнину, обычно длился с сентября по май.
У нас на северо-западе России, в 4 км от Новгорода, тоже есть аналогичный музей под открытым небом — это музей народного деревянного зодчетва «Витославлицы», который расположен на берегу озера Мячино. В древности там находилось село Витославлицы, упомянутое в жалованной грамоте 1134 г. новгородского князя Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю. Поэтому основанный в 1964 г. музей под открытым небом получил красивое название исчезнувшего села. Территория заповедника занимает площадь 33,4 га, где располагается сейчас около 30 объектов. Это подлинные образцы архитектуры, настоящие шедевры деревянного зодчества XVI — начала XX в. В экспозиции музея — церковь Рождества Богородицы 1531 г. и церковь св. Николы 1688 г., несколько часовень, деревенские избы, которые напоминают большой крестьянский жилой комплекс, соединяющий под одной крышей жилье и хозяйственные постройки. Экспозиции изб характеризуют традиционно-бытовую культуру новгородских крестьян.

pojjas komi-perm.jpg
Пояса коми-пермяков

Музей деревянного зодчества под Новгородом отличается от аналогичного музея в селе Хохловка и рельефом занимаемой территории, и своими незаурядными объектами. Хозяйственные постройки, рассказывающие нам о добыче соли, можно увидеть только в Хохловке. Это очень сложный и трудоемкий процесс, очень вредный для здоровья занятых в нем людей. Все его участники умирали в молодости. Музей в Хохловке занимает холмистую местность и, выходя к Каме, можно увидеть живописные скалистые берега и чудесный панорамный вид. Музей в Витославлицах занимает равнинную территорию на берегу живописного озера, откуда тоже открывается чудесный вид на древнее Рюриково городище, где сейчас ведутся раскопки, и на Юрьевский монастырь, т. е. это место неразрывно связано с древней историей Руси. Но несмотря на отличия местности и своеобразие музейных объектов, эти музеи под открытым небом очень похожи. Они оба являются памятниками древнего народного зодчества и дополняют друг друга. Знакомясь с ними, мы проникаем в глубь веков, вспоминаем, как жили наши предки, видим, как изменился наш быт и по-новому оцениваем себя.

Вечерний семинар в Перми

После посещения музея в Хохловке и вкусного обеда участники тура разделились на две группы. Одна из них поспешила на встречу с тибетскими монахами, приехавшими в Пермь, а другая — отправилась в Художественную галерею. А вечером в одной из аудиторий Пермского университета состоялась Астрологическая конференция всех участников тура и слушателей Пермской школы авестийской астрологии. По традиции, руководитель тура Олег Лушников зачитал приветствие Павла Павловича Глобы, обращенное к участникам тура-фестиваля на древней арийской земле, и пожелание в укреплении всех нас на пути к истине. Как и в прошлом году, перед собравшимися выступил Олег Погудин, руководитель одной из астрологических школ Москвы. Он сообщил о том, что одно из затмений года очень неблагоприятно может отразиться на дальнейшей судьбе Аркаима. Поэтому ответственность каждого участника тура очень велика. Наша задача — побывать там, помолиться и своей энергией помочь священному месту. Поясняя особенности тура, Владимир Олегович сказал: «Нужно, чтобы тур был не только созерцательным, но и деятельным».

Tibetsk  monahi.jpg
Тибетские монахи в Перми

Константин Старостин из Санкт-Петербурга рассказал о том, какие перемены произошли с ним после его первой поездки в эти края и прочел свои стихи. Среди выступающих были также Юрий Тур, представляющий Санкт-Петербургское астрологическое общество, и я, как редактор «Митры». Я рассказала о том, что предыдущая поездка на Урал подвигла меня осмотреть окрестности Санкт-Петербурга, и я открыла для себя при этом много нового. Мне удалось побывать в местах, значимых для нашей истории: Пскове, Новгороде, на Валдае, острове Коневец в Ладожском озере, в Старой и Новой Ладоге, т. е. там, где фактически рождалась история древней Руси и где она формировалась как независимое государство.

Tibetsk  monah.jpg
Тибетский монах

Как известно, первой столицей Руси была Старая Ладога. Там княжил Рюрик, от которого пошли все русские правители. По преданию, один из его братьев — Синеус — получил княжение на Белом море, на севере Руси. Другой его брат — Тру-вор — сидел на престоле в Изборске, где и находится его могила. И там, в Изборске уже более тысячи лет бьют «ключи 12 апостолов». Они падают по известковой стене, на которой сверху растет черемуха, а внизу льющаяся вода объединяется в один поток, который наполняет озеро, где плавают белоснежные лебеди.

mandala.jpg
Мандала, созданная тибетскими монахами

Бывая в местах, связанных с историей России, ты обретаешь новые силы, вникая в значимость этих мест. Открывая для себя давно забытые страницы истории, заново проживаешь их и как бы заново рождаешься. Поэтому всем, и астрологам особенно, очень важно бывать в таких местах.
Особую значимость для государства российского имеет и средняя точка между Москвой и Санкт- Петербургом. Она приходится как раз на Валдайскую возвышенность и проходит через небольшой, но очень красивый бывший купеческий город Валдай, который в древности славился своими кузнецами и мастерами литейного дела. Именно здесь отливались колокола для Новгородской звонницы, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и других городов.
Замечательные легенды и сказания сохранились об этих валдайских мастерах и плодах их творчества — колоколах и колокольчиках. Именно о сакральной силе этих магических предметов и рассказала я участникам тура-фестиваля. Издревле считается, что через колокол проявляется глас Божий. Особую силу обретают колокольчики, если их создают с образа женщины, обладающей огромной внутренней силой. В древности к колокольчикам относились так же, как к человеку. Каждый колокол имел головку, уши, язык, юбочку. Если колокол «провинился», его могли наказать: били розгами, вырывали «уши», язык, могли отправить в ссылку и т. д. Мастера старались делать колокола с образа красивой девушки, обладающей музыкальными способностями и красивым певучим голосом.

По преданию, новгородский вечевой колокол, который был снят опричниками Ивана Грозного и отправлен в Москву, по дороге разбился, как раз на Валдайской возвышенности. Из него родилось множество маленьких колокольчиков, которые нашими ямщиками были развезены по всей России.
Я обратилась к участникам тура с предложением организовать еще один интересный тур по сакральным местам северо-запада России. В знак благодарности за проведение замечательных туров «Путем Заратуштры» на Южному Уралу я преподнесла Олегу Лушникову колокольчик с Новгородской земли

.
Ключевое место, откуда все начинается

Программа тура-фестиваля была чрезвычайно насыщена от первого дня и до последнего. За короткое время мы успевали преодолевать огромное расстояние и очень многое увидеть. Так, во второй день тура мы побывали сразу в двух сакральных местах Урала.
Утром, сразу же после завтрака, мы отправились на Белую Гору, которая является ключевым местом, откуда все начиналось и начинается. Туда, по легенде, принесла пророка Заратуштру его мать Духдха и положила, после чего гора воссияла.
С утра накрапывал дождь, и мы очень беспокоились, будет ли Солнце, когда мы поднимемся на Белую Гору. Казалось, погода никак не может измениться в лучшую сторону. Ведь был уже август, а в это время здесь всегда прохладно. Но чудо свершилось и на этот раз. Как только теплоход преодолел водное пространство и причалил к желанному берегу, тучи стали рассеиваться, и дождь прекратился. А когда мы поднялись на Белую Гору, было уже совсем тепло и, как всегда, Солнце радовало нас, согревая своими лучами. Некоторые из нас тут же спустились по отвесной скале вниз, напротив которой как раз происходит слияние рек Камы и Чусовой, и искупались.
После омовения в священных водах мы снова поднялись на Гору и приняли участие в традиционном зерванитском празднике «Открытие порталов Времени». Были зажжены два костра: один — для обряда очищения, другой — для проведения ритуала. Попрыгав через огонь, участники тура взялись за руки и прочитали мантры, посвященные Зервану, Раману и предкам. После ритуала началась праздничная трапеза, вкушение ритуальных пирогов с капустой и рыбой. Затем, после прощания с Белой Горой, набрав ключевой воды из источника, мы совершили большую пешеходную прогулку до ближайшего населенного пункта, где нас уже ждали автобусы.

Belaja Gora.jpg
Белая Гора, священное место для зороастрийцев

В этот же день нам удалось побывать еще на одной Белой Горе, где находится Свято Николаевский Белогорский мужской монастырь. Мы посетили храм, где почтили память своих предков и поставили свечки за здравие родных и близких, поклонились святым образам. В храме находятся и святые мощи заслуженных священнослужителей. Они почитаются здесь особо. Участники тура смогли не только «приложиться» к мощам, но и побывать в верхнем храме, который сейчас реставрируется и пока закрыт для богослужений. Его открыли специально для нас, чтобы мы могли увидеть, какой объем работ еще предстоит сделать, чтобы храм заблистал во всей своей красе. После посещения храма и длительного переезда автобусы домчали нас до Кунгура, где мы остановились на ночлег в гостинице, рядом с Кунгурской пещерой. В этот же вечер, после ужина, мы поднялись на высокую сопку, возвышающуюся рядом с гостиницей, и оттуда полюбовались видом города. Несмотря на то, что подъем и спуск были довольно сложными, мы совсем не пожалели о том, что совершили эту прогулку. Вид с сопки на ближайшие окресности был замечательным. Вдали горели огни вечернего Кунгура, город готовился ко сну. Жаль только, что небо было затянуто тучами, и нам так и не удалось увидеть звезды, сколько бы мы не всматривались в темнеющее небо.

u podnojija.jpg
У подножия Белой Горы

Утром мы побывали в Кунгурской пещере. Многие из нас были там уже не первый раз. И, конечно же, тем, кто здесь уже был, пещера не казалась такой холодной и чуждой. Даже когда экскурсовод выключила свет, страха не было. За год здесь мало что изменилось. Только вот пещерный дух у входа стал каким-то другим. Он немного подтаял и изменил свои очертания. Покинув пещеру, все желающие смогли приобрести уральские сувениры из селенита. А после завтрака мы снова отправились в дорогу.

otkritie portalov.jpg
Праздник «Открытие порталов Времени» на Белой Горе
Колокола у Белогорского монастыря


Праздник Зервана на Тургояке

Вечером, без особых приключений, мы прибыли на Тургояк. Нас разместили в благоустроенных корпусах рядом с пляжем и столовой. Условия проживания нас сразу же привели в полный восторг. В номерах была ванная комната, где можно было помыться, а в фойе нашего корпуса был даже цветной телевизор.
После ужина мы сразу же отправились на пляж. И несмотря на то, что было уже совершенно темно и довольно прохладно, все же искупались в кристально прозрачных водах Тургояка.
За время пребывания на базе отдыха мы съездили в Златоуст, город «Крылатого Коня», где посетили краеведческий музей и приобрели гравюры на стали, и в Миасс, на экскурсию в минералогический музей. В последний день, находясь на Тургояке, мы совершили небольшое путешествие на теплоходе на остров Веры. Там на самом высоком дольмене разожгли костер и провели ритуал, посвященный хранителям этого места, традиционно торжественно и очень динамично. Но, как всегда, побыть подольше на острове не удалось. Сразу же после ритуала мы вернулись на теплоход и отправились на базу отдыха, где нас ждал вкусный обед.

Kungursk peshera.jpg
В Кунгурской ледяной пещере. Развилка дорог

hraniteli Kungur.jpg
Хранители подземных богатств. Кунгур

Во второй половине этого же дня мы побывали в еще одном уникальном месте — на Утесе, где снимался фильм о Заратуштре. Утес находится километрах в двух от основной базы отдыха, сразу за поселком. Это замечательное место. Мы поднялись на вершину Утеса, и с нее могли обозревать окресности, которые совершенно по-иному предстали перед нашим взором. Полюбовавшись панорамой озера, мы спустились вниз и искупались у подножия скал. Вода была здесь очень студеная, намного холоднее, чем у пляжа, но такая же чистая и прозрачная. После купания мы вернулись на базу отдыха, и поужинав приняли участие в проведении праздника Зервана на берегу озера

lushnikov.jpg
Руководитель тура-фестиваля Олег Лушников

Обычно тур «Путем Заратуштры» проводился в месяц Тиштар, и в это время всегда отмечались два замечательных праздника: праздник Тиштара, стража Будущего, и праздник Аредвисуры Анахиты, покровительницы цветов, любви, которая связана с мистическим преображением. Эти праздники на Урале всегда проходили очень интересно, сопровождались чтением мантр на авестийском языке, возжиганием костров и купанием. А в первой декаде месяца Амертата по зороастрийскому календарю есть только один праздник, зато какой! Это праздник Зервана, прародителя нашей Вселенной, с которым связаны все проявления Времени и Пространства в нашем мире, а также свободный выбор каждого из нас. Этот праздник обычно отмечается, когда Солнце проходит 15 гр Льва, а именно 6 августа. В 2007 г. участники тура находились в это время на озере Тургояк. И фактически это был последний день нашего пребывания в этом замечательном месте.

samii visokii dolmen.jpg
Самый высокий дольмен на острове Веры

Зерванитский праздник прошел очень необычно. Участники тура собрались после ужина на пляже, сняли обувь и походили босиком, оставляя свои следы на песке, чтобы снять с себя негативную информацию. А потом развернулась большая созидательная работа по сооружению из песка и красивых озерных камешков незамысловатых «фигур». Каждый из участников тура выступил в роли творца и попытался воплотить свою мечту в реальность, запечатлев на песке определенный образ. В результате на пляже было выложено из камешков пять солнц, причем все они были разными. Ни одна «фигура» не повторялась. Кто-то соорудил непреступную крепость, кто-то даже попытался изобразить что-то напоминающее остров Веры, в центре которого был зажжен огонь, аналогично тому, что мы проделали накануне, побывав на этом острове. Ирина Костромина выложила из камешков костер, а Татьяна Сахарук — круг зодиака, причем ею так искусно были подобраны камешки, что каждый из них напоминал именно свой знак зодиака.
Одна из участниц тура выложила на песке символ Спента Мана и, пожалуй, он оказался самым сложным и впечатляющим. Проявили фантазию и дети, например, Сева, сын Олега Лушникова, соорудил подобие большого кургана, а в центре его посадил веточку дерева и полил ее водой. Его «фигура» символизировала древо Фравашей.

u kostra.jpg
У костра на дольмене острова Веры

na utese.jpg
На утесе

После просмотра всех «творений», когда все они были запечатлены на кинокамеру, участники тура выстроились вдоль берега, напротив заходящего Солнца. Были зажжены свечи и прочитан фрагмент «Хоршед ньяиша», молитвы Солнцу, на авестийском языке, где прославляется Зерван, породивший Творца нашего мира. Затем праздник был плавно «перебазирован» поближе к костру, у которого мы постарались вспомнить все, что знаем о Зерване. Конечно, говорить о Нем всегда сложно, так как к Его великой ипостаси в первую очередь можно отнести все, что за пределами вербального уровня, то, что всегда стоит «за кадром» и что невозможно увидеть или подержать в руках. Разговор о Зерване все время «зависал» и сопровождался молчанием. Наверное, не зря в некоторые зерванитские праздники, которых в течение года несколько, рекомендуется молчать.

prazdnik Zervana.jpg
Праздник Зервана на берегу озера Тургояк

На вопрос о том, почему главный зерванитский праздник приходится именно на 15 гр Льва, не сразу нашелся четкий однозначный ответ. Конечно, знак Льва олицетворяет творческую ипостась Творца. А 15-й градус — это вершина айсберга, кульминация творчества. Ведь в основе всего находится именно творческий акт. Но в этом году Солнце, проходя 15 гр Льва, находилось в точном соединении с Сатурном, который очень тесно связан со временем Зервана Карана, с замкнутым временем, т. е. с временем нашего проявленного мира. Поэтому хочется верить, что творчество участников тура на берегу озера Тургояк будет иметь наибольший резонанс в будущем (как минимум на цикл Сатурна), и каждый из нас будет творить свой мир, в котором будет много Солнца, добра и света. Ведь самой повторяющейся фигурой в зерванитский праздник оказалось именно Солнце. Именно оно, может быть, еще и потому, что нам в общем-то не очень повезло в первые дни с погодой. Она была пасмурной. Солнце, если и выглядывало, то быстро скрывалось. И хотя мы, несмотря на умеренно прохладную погоду, купались, всем хотелось, чтобы было потеплее, чтобы Солнца было больше. А если днем солнечно, значит вечером и ночью появятся звезды. Для некоторых участников самой главной целью этой поездки было увидеть звезды на Урале. Казалось, что здесь они должны быть иными. Может быть, немного ближе к нам и благосклоннее. Но почти пять дней тура прошли, все было хорошо, а вот звезд не было. Днем мы ездили на экскурсии, обозревали живописные окресности, обменивались впечатлениями друг с другом и все ждали, когда же, наконец, мы увидим звезды на Урале.

v gorode.jpg
В городе Крылатого Коня

И вот только где-то к вечеру 5 августа они стали кое-где проглядывать из-за плотной завесы облаков. Вот показалась одна звезда, вот еще одна. Но вот одна из них опять скрылась… А мы так ждали их… Порой казалось, что мы приехали на Урал, чтобы пообщаться со звездами, почувствовать их энергетику и принять от них тот сокровенный импульс, ради которого были проделаны бесконечные версты пути сюда от рождения до настоящего момента. Это расстояние не измерить километрами. Возможно, кто-то приехал на Южный Урал, чтобы просто весело и интересно провести свой отпуск, отдохнуть, набраться сил, наполниться новыми впечатлениями. Но я знаю точно, что некоторые из нас приехали сюда не просто так…А на встречу… со звездами…
Небо открылось не сразу. Облака долго сдерживали и ту и другую сторону от контакта. Перекрывали небесный свод. Возможно, для того, чтобы мы поняли, зачем мы сюда прибыли. И чем толще были тучи, тем сильнее нам хотелось увидеть то, что тщательно скрывалось за ними. Мы зажигали костры, читали мантры, слушали, как поет огонь, и пели сами. Рассказывали о себе и о том, что предшествовало этой встрече здесь, на Тургояке. «Неужели я так и не увижу звезды?... — восклицала Ирина Костромина. — Я так хотела их здесь увидеть!…».
На берегу чудесного жемчужного озера, отражающего небо, напоминающего нам своебразный зеркальный щит, мы находились в тревожном ожидании долгожданной встречи. Казалось, что здесь мы стали ближе к небу, ведь на днях мы все выше и выше поднимались по дороге, уходящей спиралью вверх, на остановках пытаясь дотянуться руками до неба. В нашем сознании никак не укладывалось то, что в таком замечательном месте не будет звезд. Мы пришли, а звезды почему-то не хотят встретиться с нами.

И вот, когда мы уже, казалось бы, совсем потеряли всякую надежду, небо стало постепенно расчищаться. И мы наконец-то увидели звезды. Небо сияло и с каждым мгновеньем наполнялось все новыми и новыми звездами, такими далекими и такими близкими, до боли знакомыми и бесконечно чужими. Над нами сияли гроздья созвездий и множество одиночных звезд. Они были такими же, как и мы. Все вместе, и одновременно каждая звезда сама по себе. Мы ощущали в себе тихую, сияющую радость от встречи с ними. И потом, немного отойдя от костра, стоя лицом к озеру, пристально вглядываясь в небо, не отводя взора, смотрели мы на звезды Большой Медведицы и пытались говорить с ними на древнем языке ариев. Мы читали мантры, произнося священные авестийские формулы и чувствовали, как свет звезд волнообразной спиралью исходит от источника излучения и проникает в нас, мягко и заботливо укутывая нас в свое покрывало, как в кокон. Небо не обмануло наших ожиданий. Наше пребывание на Тургояке завершалось. И в последние дни звезды открыли нам дорогу на Аркаим.


В сакральном центре нашей страны

По дороге в Аркаим в автобусе мы посмотрели фильм о Заратуштре. При приближении к этому священному месту фильм воспринимается иначе: более глубоко чувствуешь каждое слово, произнесенное в фильме. Из его просмотра мы поняли, что Аркаим совсем не случайно является сакральным центром нашей страны. Он очень важен. Здесь находится вход в вару Земли. Ведь Аркаим — это арка, спасательный круг Йимы, сияющего, излучающего Хварну, проявляющего ее.
На футболке нашего водителя Володи было написано: «Добрая сила». Это хороший знак. Значит, нас ведет сюда добрая сила. И вот мы здесь. Как только мы прибыли, сразу раздался шумный щебет птиц где-то за палаточным городком. Потом эти птицы, видимо, после шумного обсуждения того, кто же и зачем приехал, поднялись в воздух и пронеслись над нашим «лагерем». На противоположной стороне они соединились с еще одной стаей и снова пролетели над нами, поприветствовав нас таким образом. И улетели прочь, немного успокоившись.
Об Аркаиме и его достопримечательностях очень подробно было рассказано в предыдущем номере журнала. Поэтому мы не будем повторяться. Осветим только некоторые, наиболее важные моменты этой поездки.
Начало открытия Аркаима приходится на 1986 г. Тогда почти все здесь было готово к тому, чтобы эту долину затопить. В середине 90-х гг. планы по затоплению были пересмотрены. Сюда была направлена экспедиция и открыт ряд археологических памятников. Сейчас здесь заповедник, который занимает около 40 тыс. м2.
Аркаим — Утиган — Александровка — таковы предварительные варианты названий этого места. В результате было выбрано такое же название, как у горы, которая находится в 8 км отсюда. Аркаим— это название тюркского происхождения. Считается, что культуре страны городов более 4 тыс. лет. Здесь находятся около 70 объектов, в том числе курганы.
Аркаим стал местом массового паломничества неслучайно, он лучше всего сохранился. Долина окружена холмами и имеет форму чаши, в центре которой образуется определенный микроклимат. С одной стороны долину обрамляет Грачиная сопка или, иначе, Лунная Гора. Немного вдали от нее, на месте бывшего вулкана, находится Лысая Гора, или Змеиная — Шаманка. Здесь сформировался большой набор пород, которые можно отнести к эпохе бронзы. Другая составляющая этого места — реки. Одна из них — речка Караганка — течет по тектоническому разлому. Местами она довольно глубокая. С другой стороны протекает река Утиганка. Люди сходились здесь неоднократно. Эта долина никогда не пустовала. Сейчас тут работают археологи, они исследуют изменения климата и рельефа.

vaza v muzee.jpg
Ваза из музея «Природа и Человек»

Дорога в заповедник тянется вдоль реки до городища, которое находится в центре долины. Аркаим — это крепость с оборонительными рвами. Аркаимцы пришли (возможно, с территории около Каспийского моря) и дали отпор местному населению, но большого сопротивления они здесь и не встретили. Они занимались выпасом скота и огородничеством. Здесь была орошаемая система, что характерно для Средней Азии. Обнаружено, что тут произрастали просо, ячмень и лук.
Поселение Аркаим было крепостью и спальным районом одновременно. Городище было круглой формы и занимало площадь диаметром 160 м. Здесь мы имеем дело с протогородом. Каждая ячейка на плане была немного углублена в землю.
В центре находилась площадь. Входы в жилище располагались изнутри. Каждый вход, как воронка, был еще и лабиринтом, в котором можно было легко затеряться. Три входа — ложные. Один — настоящий, который находился сбоку, в 2 метрах от ложного. Заметить его снаружи было сложно. Над центральным входом находилась конструкция надвратной башни. Это было уникальное поселение.

simvol Zervana.jpg
Символ Зервана на горе Любви. Аркаим

На городище сейчас растет белесый ковыль. На месте жилищ видны впадины и полосы от стен. Когда мы подошли к раскопу, перед нами оказались два жилища внешнего круга. Они были соединены между собой. Потолок в жилищах в древности промазывался глиной, так как в жилище разводился огонь. Темные пятна на материковом слое сейчас — это следы бывших колодцев, которые служили и холодильниками. Печь соединялась с колодцем. Образовывался мощный поддув воздуха, с помощью которого можно было расплавить металл. Уложенные бревна на городище сейчас — это попытка воспроизвести былую конструкцию. Крыши жилищ выкладывались дерновым слоем. Был и выход на крышу. Каждый
«квадратик» представленной конструкции — это отдельная комната. В одном жилище могли расположиться 25–30 человек. А в одном «квадратике» проживала одна семья. Спальные места были двухъярусными. По словам экскурсовода, версия о том, что во внутреннем круге проживали более привелигированные люди, не подтвердилась. В городище Аркаим жило общество равноправных людей.
Рядом с поселением, на стыке Караганки и Утиганки, располагалось захоронение, которое отделялось от жилища речной преградой.
Кроме Аркаима, в этой местности найдено еще около 70 городищ, где обнаружены предметы каменного века. Некоторые исследователи считают, что впервые человек появился на Урале около 40 тыс. лет назад.

uhastniki tura 2006.jpg
Участники тура-2006

Археологи обнаружили в этих местах каменные орудия труда, наконечники копий и стрел, пластины для лошадей. Находки со всей страны городов собраны в музее «Природа и Человек». Судя по находкам, можно предположить, что в этой местности был и металлургический процесс. Найдены литейные формы, каменные наковальни и молоты. В музее также представлены образцы украшений — бронзовые браслеты, височные кольца различных размеров. У колечек бронзовая основа покрыта золотой фольгой. Вероятно, в древности золото не ценилось. Его почти не находят. Все украшения — преимущественно женские. Среди них нет типичных. Есть здесь и гончарные изделия. В древности деревянная болванка обматывалась и обмазывалась глиняной тряпочкой, потом смачивалась водой и сверху наносилась глина. Затем изделие ставили в печь и обжигали. На изделия наносился орнамент — свастические знаки, треугольники-ключики (вершиной вверх) — в основном солярная символика. Судя по изображениям на керамике, аркаимцы были солнцепоклонниками. На одной из ваз музея изображен человек с аурой. При этом четко прописаны три круга линиями и несколько дуг и кругов точками. Круги идут от височной части головы человека.

Аура лошади, которая считалась культовым животным, проводником в иной мир, отличалась от ауры человека. Она состояла из одного круга, который находился на небольшом расстоянии от головы животного.
Пища у аркаимцев была мясной и молочной. Об этом свидетельствуют остатки на найденной посуде.
В музее представлены также бронзовые предметы. Имеются и предметы быта, старинная одежда, полотенца со свастиковыми вышивками, пояса как обязательный элемент одежды. В экспозиции выставлен двухцветный пояс, красный с синей нитью и кисточками. Он повязывался на белое прямое платье.

Ночной поход на городище

После того как Олег объявил у костра, что на городище можно ходить не только днем, но и ночью, мы решили, не теряя времени, сразу же туда отправиться. И вот 11 человек, в основном киевляне и питерцы, ночью, под звездным небом, быстрым шагом направились к сакральному месту. Степь еще не спала. Мы слышали странные звуки каких-то незнакомых птиц. Пахло полынью. Горели звезды и сияла Луна. Когда мы подошли к заветному кругу, центральный камень которого обозначал центр площади бывшего древнего поселения, оказалось, что у нас с собой есть 7 свечек, которые мы зажгли и поставили на этот центральный камень. Пока свечи горели, мы находились рядом, встав в круг. Дружно прочитали в полголоса мантры Фравашам, «Ахунвар», «Ашем Воху». Помолчали, вглядываясь в звездное небо. Как раз над нами сияло созвездие Большой Медведицы. Находясь здесь, мы оказались как бы в центре чаши, сужающейся кверху, плавно уходящей ввысь, снизу — темной, а чуть выше — тепло-молочной. Верхняя часть ее была открыта. Эта чаша окутывала нас своими энергиями. Возникало непередаваемое ощущение теплоты и полной защищенности. Волею судьбы нам посчастливилось оказаться в этом магическом круге. Нам казалось, что мы соприкоснулись с вечностью. У нас было состояние некоего оцепенения, не хотелось двигаться с места. Хотелось остаться здесь, как можно дольше. Когда первая свеча из зажженных нами потухла, состояние единения и слияния с небом и землей было нарушено. К нам подошли еще четыре человека. Это были москвичи из нашей группы. Мы еще немного побыли здесь, потом потушили еще недогоревшие свечки и отправились, нехотя, назад, унося с собой навсегда воспоминание об этой чудной звездной ночи на Аркаиме. Наш поход сопровождался звуками птиц, очень напоминавших шаманские. Кто разговаривал с нами? Степные духи или предки голосами птиц?...

vechernii koster.jpg
У вечернего костра

В один из дней нашего пребывания в Аркаиме мы поднялись на Гору Любви, которую иначе еще называют Лунная и выложили на ней зерванитскую свастику. Начинало темнеть, когда мы стали спускаться обратно. И тут нам удалось увидеть еще одну потрясающую картину. Появившаяся на небе Луна была необыкновенной, она была похожа на желток яйца в окружении белой дымки.Возвращаясь ночью с городища, мы тоже наблюдали подобное гало вокруг Луны. Вообще в течение всего пребывания здесь каждый вечер мы видели полную огромную сияющую Луну на небосводе. Как раз были 14–17-й лунные дни. Поэтому ночное светило предстало перед нами во всей своей красе. Луна поднималась, как только начинало
слегка темнеть как раз где-то над Горой Любви (не зря ее называют Лунной), и медленно катилась по ночному небу. Она была хозяйкой положения и щедро освещала все вокруг своим молочным лунным светом, пусть довольно холодным, но обильным и ярким.

Курган «Темир»

В степных просторах заповедника расположился курган «Темир». Это своеобразный музей, посвященный свободолюбивым кочевникам. Он полностью реконструирован по древним материалам раскопок. Это попытка погрузить человека в ту далекую от нас эпоху. Изначально курган располагался на пашне. Весной и осенью его объезжали. А в 1987 г. его решили снести. Когда стали срывать, обнаружили два бронзовых котла. А когда земляная насыпь была фактически срыта, то ниже были обнаружены и другие предметы.
Курган «Темир» датируется V–IV вв. до н. э. Население, которое обитало в этой местности, хоронило своих умерших приблизительно так. Переход к кочевому образу жизни произошел с начала VIII–IX вв. Это было время расцвета античных цивилизаций. Геродот упоминает такой народ, как сарматы. Их называют еще савроматами. Эти ираноязычные племена. Отголоски обычаев кочевников есть в древних источниках (Авесте и др.). Кочевники кочевали от Урала до Средней Азии, но хоронить своих сородичей они предпочитали на своих летних пастбищах. Курганы — это своеобразный показатель собственности сарматов на эти территории.

Kurgan.JPG
Курган «Темир»

Считалось, что горы — это те места, где обитают боги (например, Олимп в Древней Греции).
В горы уходили, чтобы пообщаться с высшими силами. Курганы сооружали на самых высоких горах. По мнению специалистов, умершие восстанавливают гармонию Вселенной. Они помогают строить гармонию на Земле. Многие сооружения древности круглой формы. Вход в место захоронения делали низкий. Это было свидетельством преклонения перед умершими предками. Сооружая курган, вначале ограждали круговую площадку, потом копали могильную яму. Вал делался с просушиванием. Сверху сооружался бревенчатый шестиугольный шатер, причем без единого гвоздя. Верх опирался на 7 бревен, упиравшихся в могильную яму. Древние делили мир на три сферы: мир неба, богов; мир растений, животных, людей и мир предков, умерших. Устанавливаемые столбы объединяли все три мира. Считали, что через 1–2 поколения душа умершего переселяется в потомков, поэтому они могут прийти сюда и все, что здесь есть, забрать с собой. Как показали раскопки, курган был разграблен.

Умерших укладывали на помост, а не прямо на землю. У зороастрийцев тоже считается, что мертвое тело не должно соприкасаться с землей. Как показали раскопки, и это отражено в экспозиции музея сейчас, все предметы, оставленные с умершими, были приспособлены к кочевой жизни. Одежда на умерших такая же, какую носят башкиры и казахи.
В кургане представлено захоронение мужчины и женщины. Рядом с ними находятся личные вещи. У женщины есть небольшая сумочка, вероятно, изначально здесь были и украшения. На сумочке изображена свастика, самый древний солярный знак. На голове женщины — платок с украшениями. На шее — бусы из сердолика как оберег, талисман. Считалось, что сердолик является камнем здоровья и защищает от болезней. Здесь же находятся несколько бусин: одна — стеклянная, в виде глаза для защиты от сглаза; другая — в виде морской раковины как символ вечности.

Присутствует здесь и еще одна интересная находка — бронзовое разбитое зеркало. Древние считали, что в зеркало входит душа. Поэтому, чтобы освободить душу, когда человек умирал, зеркало разбивали обычно на два кусочка. Один клали в могилу, а другой отдавали близким, чтобы они могли узнать друг друга, когда встретятся.
В погребениях был обнаружен также колчан со стрелами. Мужчин и женщин хоронили вооруженными. Геродот считал, что савроматы являются потомками амазонок. Женщина должна была уметь защитить себя. Подчиненного положения не было.
В погребении обнаружены два бронзовых котла, на ручках которых видны изображения медведей. Котел считался проводником между мирами и защитником от нижнего мира, а также был символом власти. Смерть считалась победой зла над добром. Поэтому богам приносили жертвы. Котлы использовались как сосуды для жертвоприношений, и сейчас они стоят у входа. Найденные бронзовые котлы практически напоминают зороастрийский афринаган. Получается, что сарматы использовали тот же инвентарь, что и древние арии. Вещи, которые делали другие народы, в результате обмена оказывались у кочевников, контролирующих торговые пути.
Огромную роль при кочевом образе жизни играл огонь. Он был защитником и очистителем.
В кургане был обнаружен прокал огня, а стены были промазаны белой глиной. Это тоже делалось для защиты.
Курган «Темир» — это семейная усыпальница, рассчитанная на 70–100 лет.

Поездка в Синташту

За день до своего отъезда мы посетили Синташту. Многие из нас мечтали встретиться там с профессором Г.Б.Здановичем и пообщаться с ним, но, к сожалению, эта встреча не состоялась. Как раз в это время он вынужден был уехать по неотложным делам в Челябинск. Поэтому экскурсию по синташтинским раскопкам провели сотрудник центра «Аркаим» Надежда Александровна Степанова и студент-практикант Челябинского государственного университета Андрей Морозов. Они рассказали нам следующее.

В конце 60–70-х гг. в Синташте стали разрабатывать почву и вначале не обратили внимания на археологические находки. Потом здесь были обнаружены и другие предметы и пригласили специалистов. Вначале раскопали несколько жилищ, а потом открыли и более древние жилища. Оказалось, что здесь находилось серьезное поселение диаметром 145 м. Отсюда и началось исследование Синташтинского памятника. Были обнаружены малый и большой курганы и могильник. Вокруг них были найдены наконечники копий, стрел, черепа лошадей. В этих местах до сих пор находят остатки керамики. То, что размыло рекой, плохо сохранилось. Возникали большие сложности раскопок из-за близости воды. Уральская экспедиция работала под руководством Геннинга. Были сделаны попытки реконструкции этого сооружения. Его пространство было очерчено доматерикового слоя.

uhastniki tura v Sun.jpg
Участники тура в Синташте

na beregu.jpg
На берегу речки Синташты

na beregu.jpg
Необычный камень в виде головы лошади

Это захоронение можно предположительно отнести к 3-му тысячелетию до н. э. В центре располагался «колосс», рядом — небольшая погребальная камера (33 м), которая была перекрыта деревянными бревнами, внутри она была ступенчатая. Снаружи — овальной формы. Все это долго находилось под открытым небом и стало оседать, расплываться. Когда вошли в погребальную камеру, выяснилось, что костей человека внутри «колоса» нет, хотя следы захоронения были. Все здесь было разграблено.

Sint raskopki.jpg
Синташтинские раскопки

Sint raskopki_2.jpg
Синташтинские раскопки

Сейчас раскопки ведутся вблизи поселка Рымнинский (название местного поселения «Шишка»). Здесь проходит пересечение дорог. Вокруг было обнаружено порядка 40 погребений. Нашли деревянные клети, их конструкция была очень сложной, пирамидальной формы. Большая часть слоев сейчас не совпадает с исследованиями и воссозданной реконструкцией Геннинга. Уже сделано множество разных анализов, результаты которых должны прояснить ситуацию. Совершенно очевидно сейчас только то, что здесь недалеко от дороги находилось круговое многоступенчатое сооружение. Поверх могильника был сооружен храмовый комплекс, что может быть свидетельством того, что человек, похороненный здесь, не был обычным смертным. Им вполне мог быть и Заратуштра. Об этом говорил профессор Г.Б.Зданович, выступая на Московской конференции по Авестийской астрологии в 2004 г.

uhastniki tura na raskopkah_0.jpg
Участники тура пытаются помочь археологам

Мы приблизились к краю кургана, где археологи копали в глубину до 4 метров. Некоторые из участников тура даже вызвались немного помочь археологам. Но почти ни у кого из нас не было опыта в этом деле. Поэтому вряд ли, вооружившись лопатами, мы смогли внести существенную лепту в нелегкий труд археологов.

* * *
Утром, в последний день нашего пребывания на Аркаиме, как раз перед нашим отъездом, прилетел орел и какое-то время парил над нами. Вероятно, он прощался с нами. Наверное, никому из нас раньше не удавалось увидеть живого вольного орла так близко. Некоторым удалось даже заснять его на кинокамеру.

Очень необычным в этот день было и небо. Рано утром оно было затянуто плотным слоем облаков, а перед самым нашим отъездом тучевая завеса превратилась в «сетку», через которую стали пробиваться лучи Солнца. Они были настолько сильными и мощными, что всё-таки пробили толщу облаков. Вначале нашему взору открылось семь лучей, потом их становилось все больше и больше. Тучевая сетка истоньчалась и таяла прямо на глазах. Видимо, Солнце тоже очень хотело попрощаться с нами.

В этот же день, перед завтраком, нами был совершен еще один ритуал — повязание зороастрийского пояса на берегу реки Караганки участнице тура Тамаре Евдокимовой из Москвы. Этот ритуал стал заключительным аккордом нашего пребывания в Аркаиме. Еще на одного куштивана в России стало больше. Вообще желающих повязать пояса на Урале было много, но не все были готовы к этому моменту. Многие задавали вопросы, что несут в себе пояса, в чем их сакральный смысл. По мере возможности мы будем освещать эту тему в нашем журнале.

В городе творческих личностей

Вечером 10 августа мы прибыли в Челябинск и здесь еще задержались на один день, остановившись на ночлег в гостинице «Южный Урал». А на следующий день руководитель Авестийской школы астрологии в Челябинске Александр Пастухов показал нам город и рассказал о нем много интересного. В 2006 г. Челябинску исполнилось 270 лет (1736 г.— дата основания города). Он стоит на берегу реки Миасс, через которую построен очень красивый мост. Раньше на месте города был бор Челяби, т. е. священный лес, и речка, бегущая по камням. С ними и связаны две трактовки названия города.

Символом города является верблюд. Символика ориентирована на торговлю с Азией. А верблюд считается как раз символом торговли. До революции город занимал 1-е место по торговл зерном и маслом.
Сейчас в Челябинске проживает около 1 млн жителей. Большой приток населения идет с Азии. Приезжие работают в основном на стройках.

Александр показал нам необычный памятник, который построен в городе не так давно. Он посвящен искусству: над тремя деревьями возведен стеклянный шатер, крыша которого является как бы небесной сферой с нанесенными на ней зодиакальными знаками. Это «Сфера любви». В центре прозрачного купола — круг из желтого стекла, символизирующий Солнце. Круглая сфера закреплена над деревьями, которые похожи на мифические тополя. Они сделаны из бронзы с медью. В центре, под солярным символом, находится круглый помост, на который можно подняться по одной из трех лестниц. Этот памятник олицетворяет собой единство и взаимопроникновение трех миров: мира подземного, мира идей (небесного)
и мира людей. Боги являются хозяевами верхнего мира, люди — среднего, а предки — подземного. Знаки зодиака на куполе говорят о динамике нашей жизни, о ее метаморфозах и вечном движении. По словам Александра, сюда любят приходить молодожены в день своих свадеб.

Очень своебразна и красива центральная улица города — челябинский «Арбат», где установлены колоритные самобытные скульптуры. Здесь можно встретить и городового, и трубочиста, и нищего, и художника, и музыканта, и модницу с зонтом у зеркала, и законопослушного гражданина, читающего внушительную книгу «Закон». Есть и памятник, поставленный в честь первой пожарной команды, после создания которой пожаров в городе стало меньше. Здесь же установлена скульптурная композиция: верблюд с верблюдицей и рядом с ними сидящий мальчик-азиат, держащий на ладони птичку. При знакомстве с этими шедеврами, у нас создавалось впечатление, что мы оказались в необычном городе творческих личностей.

sfera Lubvi_0.jpg
Сфера Любви. Челябинск

На центральной улице находится также один из первых челябинских кинотеатров, где показывали еще немое кино, куда не пускали учащихся гимназии. Вообще в городе очень много музыкальных зданий. Челябинск считается и городом джаза и славится своим балетом. Это очень красивый современный город, с фонтанами и многочисленными скульптурами, разнообразными металлическими решетками. Во время пешеходной экскурсии мы заметили, что в городе очень много часов, но все они показывали разное время. Привлекла внимание и необычная цветная тротуарная плитка. Встречается очень много изображений с астрологической символикой. Наверное, такое не увидишь ни в одном городе в центральной части России.

na Cheljabinsk arbate.jpg
На челябинском «Арбате»

Здесь много и зеленых насаждений. Очень дополняют и чудесно оживляют городской интерьер голубые ели и кедры, которые здесь не редкость.
В центре города многие улицы названы в честь деятелей Гражданской войны, принимавших участие в установлении советской власти на Урале (Воровский, Елькин и др.). До сих пор сохраняются и старинные здания. Это бывшие купеческие дома одно- или двухэтажные, построенные в начале XX в. Большинство из них полностью деревянные, с небольшим каменным фундаментом, но встречаются и здания наполовину каменные, а наполовину — деревянные. Окна первого этажа у некоторых домов находятся уже почти у самой земли. Видимо, со временем происходит усадка почвы.
Административная власть города, по словам Александра Пастухова, подружилась с властью религиозной. В городе много христианских храмов. Наверное, поэтому здесь отношение к астрологии сдержанно отрицательное или равнодушное.

Александр Пастухов в 2005 г. защитил кандидатскую диссертацию по философии в Челябинском государственном университете на тему «Глобализация в мировоззрении человека». Небольшой ее фрагмент опубликован в этом номере. В диссертации он отразил то, что в России живут люди с глобальным мировоззрением. Ведь наша территория составляет почти 1/6 суши мира. Сейчас Александр преподает в монтажном колледже историю, философию, экономику, историю экономических учений, культурологию, общественно-политическую историю. Во время работы ему иногда удается рассказывать о содержании древних авестийских текстов, применять астрологические знания. Он возглавляет Авестийскую школу астрологии в Челябинске, которая сейчас, по его мнению, несколько пассивна. Каждый из ее учеников работает индивидуально. Есть несколько человек в городе с довольно высоким уровнем астрологических знаний. В основном это врачи, преподаватели. У них были хорошие наработки по медицинской астрологии, но сейчас астрологи несколько разобщены, редко встречаются.

znak Zodiaka.jpg
Знак зодиака Лев на тротуарной плитке в центре Челябинска

Александр рассказал нам, что недавно он встречался с профессором Здановичем. Из разговора с ним он понял, что Геннадий Борисович очень заинтересовался тем, чтобы авестийские тексты связать с Аркаимом и образом жизни древних. Казахстан и Таджикистан уже стали поднимать эту тему. Необходимо освещать авестийскую, аркаимскую тему на культурологическом уровне. Ведь Аркаим — это культурный феномен. Профессор Зданович уверен, что должна быть «тема Аркаима в текстах Авесты». Мы попросили Александра передать привет Геннадию Борисовичу и выразили желание обязательно встретиться с ним через год в Аркаиме.

14 Геуш-Урван день.
12 Спента-Армаити месяц.
3754 год ЗРЭ

Геуш-Урван день (Ав. Геуш) Разумная Жизнь или Душа Быка.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 08:03
Завтрашний день начнется в: 08:00
Текущее время Ушахин-гах, осталось 03:01 часов.
Хаван-гах будет в 08:00 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

с 16/03/2017 по 20/03/2017
с 21/03/2017 по 01/04/2017
26/03/2017