АРКАИМ — МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

21-й наск Авесты — Хадохт «О способах убеждения и множестве чудес...»

Журнал "Митра" № 9 (13) 2007 год

Марианна Сайгина,
экскурсовод научно-исследовательского центра «Аркаим»

АРКАИМ — МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

В наших лекциях в музее, посвященным раскопкам Аркаима, мы придерживаемся официальной научной точки зрения, чтобы соблюсти определенные нормы этики по отношению к тем людям, которые работали здесь и написали свои труды про это. Но вопросы всегда остаются. В первую очередь они касаются астрономии Аркаима. Главный вопрос звучит так: действительно ли Аркаим был астро-обсерваторией? Действительно ли он схож с подобными археологическими памятниками? Другие вопросы касаются эзотерики, энергетики этого места. Существует ли здесь особая энергетика, которую нельзя измерить физическими приборами, в чем-то ее выразить, та энергетика, которую ощущают здесь люди и ради которой, что там скрывать, основная масса людей приезжает сюда. Большинство наших посетителей — это не те люди, которые интересуются археологией и которым важен Аркаим с научной, исторической точки зрения, а те, кого притягивает энергетика этого места. Хотя каждый приезжает сюда за чем-то своим.

Моя тематика — астроархеология, и я в основном рассказываю об этом. Что это такое и с чего началось? Началось это довольно давно, когда начали замечать, что интересы в различных областях — археологии, этнографии, истории религий,астрономии — соприкасаются в чем-то одном. Каждая из этих наук делает свои собственные выводы на определенном материале. В основном всех интересует проблема датировки. Есть стандартные методы датировки древних поселений, археологические, а есть специальные, астрономические. Все нестыковки этих методов приводят к тому, что утверждается такая наука, как астроархеология, находящаяся на стыке естественных и гуманитарных наук. В ней много проблем, но она становится уже официально признанной и многие специалисты берут ее на вооружение.

Первые шаги в астроархеологии у нас на Урале были сделаны при открытии Аркаима. Аркаим— это поселение бронзового века, которое датируется радиоуглеродными методами XVIII–XVI вв. до н. э., если опираться на данные астроархеологии — это XX–XVIII вв. до н. э. Это поселение интересно тем, что оно было построено индоарийскими племенами еще до их раскола на индийцев и иранцев. До открытия Аркаима ученые долгое время пытались доказать, что эти племена долгое время находились на нашей территории. Их оппоненты говорили, что эти племена здесь были очень недолго, как бы транзитом, и поэтому не могли оставить ничего значимого.

Открытие Аркаима показало четкую картину— эти племена не только долгое время находились на нашей территории, но и сформировали здесь религию, ставшую впоследствии зороастризмом, мировой религией. Это было время, когда они вели активное наблюдение за небом, время, когда были если не созданы, то уточнены древние календари, которые существуют достаточно давно. Открытие Аркаима, уникальнейшего поселения (уникального, потому что находится в прекрасной сохранности), поставило точку в этих спорах. Первыми астроархеологическими исследованиями начал заниматься такой известный археолог астроном Константин Константинович Быструшкин. Именно ему принадлежат первые статьи о том, что Аркаим был уникальной обсерваторией, с которой можно было наблюдать особо значимые явления на небе. Это восходы и заходы Солнца в периоды весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний, а также все основные восходы и заходы Луны. Все это наблюдалось здесь.

Позднее, в 1993 г. археологи-астрономы Дмитрий Геннадьевич Зданович и Андрей Кузьмич Кириллов продолжили данную работу. Они пошли уже дальше К. К. Быструшкина, поскольку изучали уже не только отдельно взятое поселение Аркаим, а уже все поселения страны городов. Страна городов — обширное пространство, расположенное на стыке Урала и Поволжья. По сути, это стык Европы и Азии, отсюда текут реки Северного Ледовитого океана и Каспийского моря. Это интересное географическое положение определило здесь определенные геологические черты и многообразие животного и растительного мира. Это место было точкой пересечения многих дорог. Здесь пересекались и взаимообогащались угорские, индоевропейские, тюркские народы. Данная территория очень интересная и разноплановая. Именно ее облюбовали индоиранские племена, которые создали свою культуру, названную синташтинской. Более популярное название — «страна городов».
Ее протяженность с севера на юг более 400 км и около 200 км с запада на восток. Страна городов имеет 21 крупное поселение, причем мы уже говорим не о поселениях, а об округах. Каждому округу соответствовало от одного до трех укрепленных и неукрепленных поселений, плюс некрополь, т.е. погребения при поселении. Средняя площадь такого округа была около 2000 км2. Таких округов сейчас 18–20 на территории Челябинской области, 1 — в Оренбургской и 1 — в Казахстане. Среднее расстояние между округами — около 50 км, т.е. это суточный переход. Пешком за сутки можно добраться до соседнего поселения. Место для поселения специально выбиралось — это должна была быть ровная сухая площадка, обязательно должно быть природное оконтуривание площадки. Зачастую это остров, петля или излучина реки, чтобы была естественная защита для города извне, водная преграда. Но этого было недостаточно, жители города изыскивали способ полностью замкнуть пространство вокруг города, даже искусственно. По сути, каждое поселение — это остров, где мы видим и естественную, и искусственную водную преграду. Сама по себе водная преграда не могла быть надежной защитой. Это скорее всего мироощущение и мировосприятие замкнутого пространства, которое несмотря на замкнутость, было очень гармонично вписано в ландшафт.

Каждое поселение имеет достаточно четкую геометрическую форму: овалы, круги, прямоугольники, квадраты, ромбы. Причем изначально поселения были в виде овалов. Позднее появляются круг и квадрат. С чем это связано — сложно сказать. Скорее всего это привязка к некой священной фигуре, мандале, круг, вписанный в квадрат. Женское начало — круг, овал и мужское начало— прямоугольник, квадрат. Здесь обязательно присутствует единство начал. Форма поселений рождает первый миф. Если следовать элементарной
логике, то раз форма поселения имеет женскую форму, то значит, в нем должна преобладать роль женщины, должно доминировать женское население, возможно, женщина стояла во главе поселения; а в прямоугольных поселениях — доминанта мужчин. Это логика, которая зачастую рождает мифы, потому что если детально проанализировать все поселения, их захоронения, то мы ни в коем случае не можем говорить о каком-либо доминировании одного пола. То же самое по имеющимся наблюдениям можно сказать о вожде племени. Просто это для нас как данность.

Вообще мы не всегда можем осмыслить то, что получаем. Археология — удивительная наука. Вместо ответов она чаще задает вопросы. Пожалуйста, получите разные геометрические формы, а дальше думайте, что это должно означать. Это явно какая-то информация, ведь просто так никогда ничего не делается, всему должно быть объяснение. Но его мы пока не имеем. Расположение поселений, их планировка показывают нам, что это некое мировосприятие окружающего мира людьми, которые там жили. Это мировосприятие влияет на все, что делают люди.

Что такое мандала? Она имеет массу значений. Как правило, это круг, колесо. В Ригведе таким словом могут обозначать и целую страну, большое пространство, собрание и общество. Все это будет мандалой. Что мы знаем, кроме того, чего мы не знаем? Мы знаем, что их культурные центры общаются между собой. Люди занимаются не только хозяйством, разведением скота, изготовлением металла, самое главное, они ведут постоянное наблюдение за небесными светилами. Здесь мы имеем дело с пригоризонтной обсерваторией. Обсерватория — специально оборудованное место для ведения наблюдений за небом с помощью приборов. В древности обсерватория — это нечто другое, чем сейчас. Горизонт — единственное место, где можно наблюдать за светилами невооруженным глазом. Важно, чтобы наблюдения проводились регулярно и постоянно. Точки восходов и закатов постоянно смещаются. Точки Солнца к лету смещаются к северу, а к зиме — к югу. Особо значимые точки весеннего и осеннего равноденствий, когда Солнце восходит точно на востоке, а заходит точно на западе. Это также и точки зимнего и летнего солнцестояний, когда движение Солнца относительно горизонта замедляется, останавливается и начинается в противоположном направлении. Зафиксировав эти точки, можно уже ориентироваться в пространстве и времени. Важны также наблюдения за Луной, они более сложные в виду сложности и изменчивости орбиты Луны. Ее цикл в отличие от годового солнечного составляет 19 лет.

Так вот, Аркаим сконструирован так, что все точки подвижки Солнца и Луны можно было в нем наблюдать. Причем все основные точки были на территории города. Прежде всего это центр поселения, но не геометрический, где была центральная площадка, на которой постоянно горел огонь, а математический центр, он значительно смещен, и именно с него проводились все наблюдения. Также рабочие точки — это башни Аркаима, они видны на схеме во внутреннем круге — западная и восточная. Точками-визирами являлись близлежащие холмы, в частности гора Шаманка, гора Разума (Че-ка) и еще одна гора, которая располагалась в 60 км и была хорошо видна с Аркаима. Если мы посмотрим с горы Любви (Грачевая сопка) на северо-восток, то мы легко ее увидим. Визирами служили также места погребений, элементы сооружений, например, входы в город. С их помощью в Аркаиме можно было наблюдать 18 основных астрономических событий. Это достаточно много. Для сравнения: в известном всем Стоунхендже можно было наблюдать только 15 событий. Обе этих обсерватории находятся почти точно на одной широте — 52северной широты. Это широта наиболее удобная для астрономических наблюдений. Если при этом также совместить реальную форму Земли — геоид с идеальной геометрической поверхностью — шаром, то они пересекутся именно на этой широте. Помимо Аркаима и Стоунхенджа, на этой широте находят множество других обсерваторий древности в Европе, на Алтае.

arkaim_obschaya.jpg
Поселок Аркаим. Вид с воздуха

После обнаружения такой закономерности археастрономы пытались связать это с другими объектами. Доходило до нелепостей. Так, в Ирландии (в месте Ньюграндж) есть захоронения — коридорные гробницы, в которые Солнце заглядывает только раз в год в зимнее солнцестояние. Поначалу исследователи говорили, что это тоже своеобразная обсерватория. Хотя просто данные гробницы были созданы с учетом определенных знаний так, чтобы предков только раз в год тревожило Солнце в это особое время.

В Аркаиме не было письменности, аркаимцы не оставили никаких письменных рассказов о себе. Хотя в Аркаиме было бы сложно что-то найти, потому что жители все свои вещи забирали с собой, начисто подметали его, грубо говоря до последнего черепка, оставляя по сути пустой город, а потом поджигали его. Они поклонялись огню, огонь был для них живым священным существом. Огонь было недопустимо кормить сырыми дровами. Аркаимцы делали все, чтобы не осквернить огонь (как и другие священные благие стихии). Они убрали город от мусора так, чтобы при сожжении огню не досталась недостойная пища. Хотя в других памятниках, скажем, в Шотландии события фиксировались своеобразным способом: каждое положение, например, Луны фиксировалось своим насыпным валом — и так напротяжении 19 лет. В других районах фиксация осуществлялась на керамике.

Почему Аркаим всегда сравнивают со Стоунхенджем, что у них общего? Во-первых, это, конечно, географическая широта — 52 гр с. ш. Второе— это размеры. В обоих обсерваториях есть внутренний круг для наблюдений — в Аркаиме около 80 метров, в Стоунхендже — 87 метров. Стоун-хендж перестраивался несколько раз, и первоначальные его постройки, датированные XIX–XX вв. до н.э., были деревянными, т.е. как на Аркаиме. Стоунхендж имел ров и два вала по его краям, внутренний вал был несколько выше внешнего. На Аркаиме тоже имеется ров, но он укреплен деревянной конструкцией. Так как Аркаим — это жилой объект, то внутренний вал здесь чуть ниже внешнего. Стоунхендж был изначально не просто наблюдательным пунктом, но и погребальным комплексом. Его лунки изначально были заполнены мелом, меловыми породами. Позднее в них подмешивали кремированные останки. Вначале фиксируются подношения орудий труда, останки животных, а потом уже и кремированные останки людей.

Каменные постройки там появляются спустя 5–6 веков. Первоначально выстроенный круг со всеми лунками был рассчитан для наблюдений только за Солнцем. Необходимость наблюдений за Луной появляется позднее. Что подвело к этому, в чем причина, нам сложно сказать, это одна из загадок астроархеологии. Почему вначале одно, а потом другое светило интересовало жителей этого комплекса? Почему только позднее появляются каменные монолиты, позволяющие наблюдать за Луной? Не понятно. Стоунхендж имел три этапа застройки: деревянный, каменный и дополнительный каменный.

Что касается Аркаима, то он не перестраивался. Но страна городов большая, и в ней есть поселения, которые перестраивались. Одни — по два, другие — по три раза. А вот Аланское, самое южное поселение, перестраивалось 7 раз, первые его слои деревянные, а поздние — уже каменные. Изменялась также форма застройки поселений, например, квадратные сменялись круглыми. Возможно, это было связано с наблюдениями за звездами.

Все это позволяет сделать следующие выводы. Вся страна городов четко сориентирована в пространстве. Если одно астрономическое событие нельзя зафиксировать в одном месте, то оно фиксировалось в другом. Привязка проводилась к природным ландшафтным точкам. Использовались как поселения, так и погребения.

Откуда сюда пришло население Аркаима? По многим факторам можно утверждать, что с земель Причерноморья. Они строят свои жилища по южному типу, чтобы зимой было тепло, а летом— прохладно. (Может быть, последователи Заратуштры пришли сюда с более южных мест государства Виштаспы?). Наши, северные жилища устроены по-другому — при входе тепловая воздушная подушка. А как этот народ оказался в Причерноморье? Исходя из данных современных исследований, анализа Ригведы и Авесты можно предположить, что население пришло сюда с севера.

Сейчас разрабатываются два новых поселения страны городов: одно — в Башкирии, другое — в Казахстане. Башкирия очень бережно относится к своему прошлому. Там сейчас создается свой археологический заповедник площадью 350 км2 (у нас в Челябинской области — только 40 км2).

В августе 2003 г. на Аркаим приезжал Мулдашев со своей группой на предмет исследования, как Аркаим укладывается в его гипотезу. Мулдашев— очень интересный человек, я с ним много беседовала, сопровождала в экскурсии по Аркаиму. Его группа была скомплектована из первоклассных специалистов, каждый в своей области — геолог, биолог, специалист по энергетике и другие профессионалы. Они собирают информацию с разных сторон, а потом делают вывод. Рассказывая им об Аркаиме, я придерживалась проверенных научных фактов. На обратном пути Мулдашев сказал, что разочарован Аркаимом, что это очень интересный археологический памятник, но в его теорию не укладывается. Окончательные выводы Мулдашев обещал сделать после общения с посетителями Аркаима. В тот же вечер эта встреча состоялась. Тогда у нас в гостях была уфимская группа, и мы пытались его разговорить, чтобы он рассказал о своей теории. Одно дело — прочитать, а другое — услышать все из уст автора, «живьем». Он немного порассказывал, а потом ушел «в сторону», стал нтересоваться аномальными явлениями на Аркаиме. На прощание он пообещал, что в своей новой третьей книге обязательно напишет о своих впечатлениях об Аркаиме.

Вообще, существует множество различных теорий, и все они так или иначе притягиваются человеком. Крайне редко обходится без этого. Но постоянно с этим сталкиваясь, я пришла к выводу, что не стоит отрицать что-либо, что кажется нам невероятным. Со временем, может быть, произойдет то, что докажет это. К необычному влиянию местной энергетики я раньше была настроена очень критически, а теперь считаю, что все может быть. Уж слишком много интересных людей приезжает сюда. Замеры энергии проводились здесь приборами, которые придумал человек, а другую энергию как измерить? Определенный магнитный фон здесь не может не быть, ведь вок- руг выбросы магнетической лавы (например, гора «Шаманка»), река Караганка протекает по тектоническому разлому, есть глубины в ней вблизи Аркаима до 14 метров.

По поводу особой энергетики еще хочется добавить. Однажды я видела фотоснимок, который сделала одна из наших сотрудниц. Вначале я очень критически ко всему этому отнеслась. Если бы этот снимок мне показал чужой человек, я сказала бы:«Нет, что-то тут не так». Здесь же снимок делала моя знакомая, придерживающаяся тех же позиций,что и я. Она фотографировала своего трехлетнего сына, который стоял и показывал рукой на что-то, что было на траве. Этого «что-то» при съемках не было. На фото же было четко видно, что сын показывает на что-то радужное, сидящее в позе лотоса. Когда снимки рассматривают при увеличении, то они обычно размываются, а тут, наоборот, изображение стало еще более четким и ясно были видны черты лица у сидящего. Вот этот случай меня поразил. Хотя я сама много фотографирую, но ничего такого у меня никогда не было

arkaim chudo foto.jpg

тот самый снимок

arkaim chudo foto 2.jpg

другой необычный снимок на Аркаиме

Разделы: 
Rus
02 Вохуман день.
06 Шахревара месяц.
3755 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 05:24
Завтрашний день начнется в: 05:26
Текущее время Ушахин-гах, осталось 02:37 часов.
Хаван-гах будет в 05:26 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники