Поиск по сайту



Зороастрийские храмы на территории Средней Азии.

Журнал "Митра" № 8 2002 год

А. Горшарик.

Атешга — храм Огня
История возникновения, развития, становления зороастризма волнует до сих пор умы талантливых ученых и краеведов. Так, ташкентский краевед П.П.Силин считает, что зороастризм за родился в Средней Азии на рубеже II—I тысячелетий до и. э. Этот ученый обошел вдоль и попе рек не только Узбекистан, но и Таджикистан, Киргизию, Туркмению и Южный Казахстан. По свидетельству П.П.Силина, на территории Узбекистана находится 38 памятников зороастризма, из которых 17 — в Хорезмском оазисе. Хорезмийцы считались зороастрийцами, указывают древнееврейские источники, и активно пропагандировали свою философию. Всего в мире, включая Иран, Афганистан, Пакистан, Индию, сохранилось 63 памятника великой религии.
Подробно изучив многие памятники древней этих времен, русский археолог, историк, академик С.П.Толстов еще в середине прошлого столетия выдвинул свою версию о месте зарождения зороастризма. Родина Авесты, по мнению С.П.Толстого, находится на территории Хорезма. Особняком среди культовых зданий Азербайджана (г. Баку), среди строений старых Сураханов, стоит знаменитая Атешга, храм огнепоклонников. В своих путевых записях его упоминают А.Дюма, А.П.Чехов, М.А.Балакирев, Д.И.Менделеев, в разное время посетившие Баку (рис. 1).

mitra 4 8  08.jpg
Рис. 1. Атешга — храм огнепоклонников. Рис. Г.Гагарина

В современном виде храм, точнее культовый комплекс, сложился не ранее ХУШ в., возникнув на освященном традицией месте, издавна славившемся своими «вечными огнями». Неправильный пятиугольник внутреннего двора окружен невысокой глухой стеной с небольшими зубцами. К ней пристроены низенькие и темные худжры-кельи, предназначенные для паломников. Вход отмечен надвратной башенкой, второй ярус которой напоминает обычное для караван-сараев помещение для наиболее почетных гостей, так называемое балахане. Покрытые грубовато сложенными коробовыми сводами кельи не равны по размерам. Их более двадцати, и, как все сооружения они лишены какого-либо убранства. В центре двора находится само святилище квадратный павильон с небольшим луковицеобразным куполом. На углах кровли павильона, так же как и на кровле балахане, стоят небольшие призмы каменных труб, служившие для выхода горевшего газа.
Прорезанные в стенах павильона большие проемы с полуциркульными арками раскрывают его внутреннее пространство. Через них можно было наблюдать огонь, некогда постоянно горевший в центре и служивший предметом поклонения. В кладку стен Атешги вмонтировано около двух десятков каменных плит, с нанесенными на них почерками «гурмукхи» и «нагара» индийскими надписями с незначительной примесью санскритских форм.
Уже в ранних упоминаниях памятник именуется АТЕШГА, т. е. священное место героев — персов-огнепоклонников. Для парса, зороастрий ца огонь является образом Творца. Через огонь зороастриец обращается к Богу. Огонь - творение Ахуры Мазды — господина мудрости, — являлся той сущностью, посредством которой осуществлялось единение духа человека и всего сущего с божественным духом. АША — Истина, Духовное Тело Огня. Она приводит духовную сущность явлений в норму, поэтому основной заповедью зороастрийца являются заповеди Истины: добрые мысли, добрые слова, добрые дела. Храм Огня поддерживает дух зороастрийца (рис. 2).

mitra 4 8  09.jpg
Рис. 2. Баку. Сураханы. Атешгях — храм огня. XVIII-XIX вв.

Храм и золотое сечение

Золотое сечение владело мыслью и чувствами многих выдающихся мыслителей прошлого, по тому что оно неотделимо от ценности объектов искусства и обнаруживает себя как признак структурного единства объектов природы.
Золотое сечение — это закон пропорциональной связи целого и составляющих это целое частей. Классический пример золотого сечения — деление отрезка в среднепропорциональном отношении, когда целое так относится к большей своей части, как большая часть — к меньшей: Такая задача имеет решение в виде корней уравнения
х2 — х — 1 = 0.
Здесь x1 = = 1,618034...- Ф, х2 = -0,618034... = -Ф"1.
Ф есть предел, к которому стремится отношение смежных чисел в рядах, где каждый член равен сумме двух предыдущих, причем за начало такого ряда можно принять любые два числа. Например: 0 и 1; 1 и 3.
Ряд Фибоначчи: 1, 3, 4, 7, 11, 18, 29, 47, 76, 123, 199, 322, 521, 843, 1364, 2207...
Многие современные ученые относят открытие золотого сечения .к достижениям древнего Востока. В эпоху Ренессанса среднепропорционалъное отношение именовали Sectio divina — божественной пропорцией. Леонардо да Винчи дал ему имя Sectio aurea — золотое сечение. В 1202 г., с открытием ряда Фибоначчи было обнаружено фундаментальное свойство золотого сечения — единство аддитивности и мультипликативности. Как отмечал Гераклит, «скрытая гармония сильнее явной».
Композиция храмов основана на соразмерности, правила которой должны тщательно соблюдать архитекторы. Она возникает из пропорции. Пропорция есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части. Ибо дело в том, что никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильную композицию, если в нем не будет точно такого членения, как у хорошо сложенного человека. Аналогия храм — человек учитывалась во всех культовых сооружениях. Храм — это образ бого-человека. Храм был геометрическим обобщением живой человеческой плоти. Ключом к композиции храма, его соразмерности и пропорциям было тело человека. Первопричина (Бог) понимает храм не как плоть, а как дух бесплотный, вездесущий, пребывающий незримо в храме (рис. 3).

mitra 4 8  10.jpg
Рис. 3. Зороастрийский храм, раскопки 70-х гг. в Кашкадарьинской области. Рис. П.П.Силина

Золотое сечение представляет собой ключевую, основополагающую соразмерность гаммы взаимопроникающих подобий. Древние мастера культуры, творцы храмов были одновременно и Мастерами и Философами. Архитектуру издавна сравнивали с застывшей музыкой. История золотого сечения уходит в пласты тысячелетий. Золотое сечение в том или ином виде проявляется в различных областях, будь то произведения искусства, архитектура, растительные и животные организмы, пропорции тела и органов человека, планетарные системы, энергетические взаимодействия на уровне элементарных частиц и др.
Храмовые сооружения выполняли не только функции ритуальных отправлений, но и служили в качестве зон, где проводились медитативные сеансы, с ориентацией на религиозный контекст, целью которых было достижение момента «просветления», «озарения». Субъект словно пронизывается мощным энергетическим импульсом, охватывающим его буквально «с головы до ног».
В физике известно такое явление, как захват доминирующей частотой близко расположенных частот с иной колебательной характеристикой, их поглощение и усиление общего потенциала доминирующего колебания. Это явление служит прямым аналогом «вспышки» сознания. Культовые сооружения, все элементы которого сочленены единым ритмическим «узором», подчинены одной и той же пропорции, потенциально выполняют роль сосуда — резонатора, который может способствовать усилению концентрации внимания, если его ритмический каркас инвариантен биоритмическому каркасу человека. Это выливается в две важнейшие функции, связан ные с жизнедеятельностью человека:
1) биотерапевтеческий эффект, способствую щий физиологическому оздоровлению тела;
2) интеллектуальное расширение творческого потенциала.
Древние зодчие были хорошо осведомлены о феномене спонтанного «озарения» (информационного резонанса), который индуктивно подпитывается гармонически структурированной средой. Поэтому грамотно построенное здание храма тяготеет к категории организмов, а не механизмов.
История мирового зодчества подтверждает то, что в каждом архитектурном сооружении, в том числе зороастрийском храме, заложены зримые и незримые, ясные и понятные л ишь посвященным идеи. Свое воплощение они получают в виде геометрических построений, фигур символов, имеющих скрытый смысл. Разгадав их, мы приоткрываем занавес над тайным замыслом великого творца, постигаем глубину его мудрости. Человек рассматривается в зороастризме как микрокосм, часть единого Космоса, Вселенной, а его развитие — как составная часть общекосмического процесса.
Развитие зороастризма в России, которая находится под знаком Водолея, и строительство храмов Огня на ее территории особенно актуально и важно на пороге Эпохи Водолея. Именно тогда, по преданию, сбудется одно из предсказаний Заратуштры о том, что «учение вернется туда, откуда оно вышло». А Россия даст миру новый духовный свет и станет центром духовного возрождения всего человечества.

Библиографический список
1. Бонгард-Л евин Г.М. Древние цивилизации. М.: Мысль, 1989.
2. Бретаницкий Л. Баку. Сер. Архитектурно худо-жественные памятники. М.: Искусство, 1970.
3. Глава П.П. Живой огонь. М.: Вагрица, 1995.
4. Зернов В. Скрытый смысл древнего зодчества // Терминатор. 1993. № 4.
5. Шевелев И.Ш., Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. М.: Стройиздат, 1990.
6. С ним говорит Заратуштра // Труд 7. 2001. 13 сентября.
Статью подготовил Александр Горшарик

-----------------------------------------------
Наш сайт в Интернете
www, t-i-d.boom.ru (сейчас данный ресурс закрыт)

Интернет-проект «Зороастрийская община Санкт-Петербурга» основан в августе 2001 года, когда появилась реальная необходимость заполнить образовавшуюся брешь в информационном пространстве. Мы предоставили в электронных СМИ достоверную информацию из первых рук о деятельности и положении дел в общине, дабы некоторыми недобросовестными авторами не распространялась информация ложная и искаженная, дискредитируя нашу деятельность и вводя в заблуждение читателей.
Так, первыми страничками (кроме стартовой, содержащей краткие сведения и контактную информацию) стали «История возникновения Зороастрийской общины» и биография Михаила Чистякова, младшего настоятеля, рассказанная им самим. Сайт предполагалось делать двуязычным — для удобства наших зарубежных читателей, которые проявляли большой интерес к нему.
Позднее добавилась страничка «Митра» со статьей Галины Соколовой, редактора журнала, об этапах его становления с иллюстрациями обложек всех вышедших номеров. Теперь путь, пройденный редакцией, всем виден воочию. Однако в «Гостевой книге» нашего сайта посетители высказывали пожелания увидеть и Интернет вариант журнала «Митра». Обретет ли плоть этот замысел, покажет время. Позднее появился еще один раздел, во многом проливающий свет на зороастрийское вероучение. Это проект Павла Марценюка (г. Бабурка, Запорожье) «Федерация русскоязычных зороастрийцев — ФЕРУЗ». Он содержит ключевые направления развития Международной зороастрийской ассоциации, принятые на Первом зороастрийском конгрессе стран СНГ.
Наконец, в последнее время, в связи с выходом «Хордэ Авесты» добавлена новая страничка «Публикации», посвященная вышедшим и ГОТОВЯЩИМСЯ книгам о зороастризме. Пока она посвящена только изданной книге и содержит ее титульный лист и содержание. Скоро сюда планируется добавить анонс книги «Сирозах», над которой работает Михаил Чистяков. Также предстоит развить такие разделы, как фотоальбом, материалы о Зороастрийском конгрессе и календаре.

Дмитрий Амосов, автор проекта

Разделы: 
Rus
02 Вохуман день.
09 Атара месяц.
3756 год ЗРЭ

Вохуман день (Ав. Воху Мано) Благой Ум. Покровитель благих животных.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:00
Завтрашний день начнется в: 09:02
Сейчас время молитвы !
Текущее время Узерин-гах, осталось 01:37 часов.
Аивисрутрим-гах будет в 16:28 часов.