Просветительско- гуманистическая миссия иранцев - таджиков в мировой истории.

Опубликовано Ramyar -

Назаров Х. Н.президент страны Таджикистан

После провозглашения правительством независимого Таджикистана 2006 г.- годом арийской культуры, в средствах массовой информации поднялась большая шумиха вокруг проводения такого торжества. Противники этого мероприятия утверждали, что оно воскрещает фашисткую идеологию расового превосходства, проповедует арийскую исключителеность, осужденная в свое время и воспевает национализм фишистского типа, который противоречит современным тенденциям развития мировой истории. Такая постановка вопроса исходила, главным образом от сионистов и пантюркистов, которые во всех смертельных грехах обвиняли Иран и иранские народы, якобы являющиеся ныне самыми яркими последователями исламского фундаментализма и терроризма. Чтобы опровергать подобные абсурдные и безпочвенные обвинения требуется совершить не большой экскурс в историю и перелистывать отдельные ее страницы.

Многочисленные исследования видных ученых и факты исторической действительности убедительно доказывают, что имено иранцы, которые являются прямыми наследниками древних арийцев, создали на территории Ирана самое справедливое государственное устройство и самое совершенное гуманное религиозное учение - Зороастиризм, оказавщее огромное влияние на систему управления и формировние религиозных убеждений: иудейства, буддизма, христианства и ислама. Следует отметить, что арийцы не отрицали свое благородное происхождение, но и нигде нет намека на их исключительность. Учение Заратуштри является ярким его потверждением. Главная отличительная черта учения Заратуштры состояла в том, что она не была религией какого-нибудь отдельного социального слоя или избранного народа, она бескорыстно защищала интересы всего человечества, вне зависимости от социального и расового происхождения. Заратушра в отличие от других пророков категорически отвергал принцип обязательного принуждения при принятии своего учения. Он остаивал принцип полного свободного выбора религиозных убеждений, будучи твердо уверен в том, что его учение абсолютно разумно, справедливо, полно доброты и объязательно восторжествует в мире. Как отмечает выдающийся исследователь зороастризма Джалалуддин Оштиени ни в одной из религии мира принцип свободы выбора и ответственности человека при избрании своего доброго и плохого пути, так ясно и открыто не выражено как в учении заратуштры. Здесь человек сам несет полную ответственность за свои добрые и плохие деяния.

1Главное кредо учения Заратуштры строиться на трех основных заповедях: "Добрая мысль", "Доброе слово" и "Доброе дело", которые в течение многих тысячелетий служили людям и стали главным критерием нравственного совершенствования иранских народов. Великий Заратуштра призывал своих последователей к доброте, справедливости и светлому будущему человечества. Высшим назначением человека, согласно проповедям Заратуштры считалось обеспечение победы добра, справедливости и света над злом, гнетом и мраком. Великий Заратуштра мечтал о строительстве идеального общества на земле. Человек, созданный богом наподобие самого себя, не только в своих выступлениях и действиях должен был быть добропорядочным, но даже в своих мыслях должен был исходить от доброты и не допускать зломыслия, т.е. быть идеальным. Великий французский философ и мыслитель Вольтер заповеди Заратуштры называл "торжеством нравственного мышления человека". 2 Вольно или не вольно возникает вопрос, могло ли зарождаться такое идеальное мышление в диком, не цивилизованном иранском обществе, каким оно представлено в греческой литературе. Безусловно, нет. Основным письменным источником древнейшей истории Ирана является "Авеста", который охватывает период очень глубокой древности (не менее девят тысяч лет до нынешнего летосчисления), и затрагивает историю заселения не только арийских племен, относящихся к четвертому и третьему тысячелетию до нашей эры, но еще более древнейших аборигенов иранской земли, говоривших на так называемых дравидских или дардских языков, которые считаются проарийскими. Именно на дардском языке говорили древние обитатели Иранской земли, от Элама до Тибета. Впоследствии он был вытеснен арийскими языками.
Согласно заключению известного тюрколога Л.Н Гумилева древнейшими обитателями Тибета были "мони и дарди, земледельческие племена, похожие на памирцев"3. Самыми древними обитателями этой древней земли считаются нуристанцы, которые сохранили не только свой дравидский язык, но и свои первоначальные антропологические черты, которые, ни чем не отличаются от их ближайших соседних родственников - бадахшанцев. Теперь установлено, что еще в пятом тысячелетии до нашей эры только в Бадахшане разрабатывались месторождения лазуритов. Бадахшанский лазурит и его изделия тогда широко экспортировались в цивилизованные страны тогдашнего мира, в Индию, Вавилон и Египет, что подтверждает наличие тесных связей выше - названных стран с древнейших времен. Вообще Бадахшан следует рассматривать как музей древнейших языков и страну, которая сохранила антропологию его обитателей в первозданном виде.
Однако небывалый подъем и возвышение Иранской земли связаны с перемещением арийских племен, проживающих на огромных просторах евразийской территории от Днепра до Балхаша, включая Среднюю Азию, откуда произошло массовое перемещение арийских племен внутрь субконтинента в связи с наступлением резких холодов. С именем арийцев связывают образование не менее четырех самых крупных государственных образований типа Ахеменидского. К сожалению, об истории этих государств не сохранились мало достоверных сведений, поэтому трудно сказать что-нибудь конкретного. Известно, лишь то, что Ахемениды связывали свое родословие с Каянидами, правившими в древности в Дрангиане. Более древнее государственное объединение связано с именем Пешдадов, правившие в Бактрии. Этот большой промежуточный период, который так смутно представлен в нашей памяти, занимал более двух тысячелетий. Известно, что тогда в Иране широко была развита городская культура, насчитывались десятки больших и малых городов по всей Иранской земле, в том числе, такие как Шуш, Кирман, Мерв, Балх, Шахри сухта, Самарканд и многие другие. Царь Вавилона Соргон (2334 - 2270 до н.э.), который совершил поход в Иран, насчитывал более 30 городов. О высоком развитии городской жизни свидетельствует такие факты, которые свидетельствовали о том, что представители высшей знати жили в роскошных домах, о которых не могли мечтать даже в Вавилоне. Дома из жженого кирпича высотой более 50 метров состояли из многочисленных помещений различного назначения. В домах местной знати имелись домашние бани с ваннами, покрытые кафельным полом и водоотводом. В городах широко использовались конные колесницы, сооружались металлические памятники сложной конструкции, ирригационные каналы и т. д., свидетельствующих о больших достижениях иранцев в этот древний период. Однако самым важным духовным достижением иранцев, безусловно, является религиозное учение зороастризма и его философия, призывающая человечество к созиданию и постоянному совершенствованию материальных и духовных достижений, проявлении доброты, справедливости и повышении благосостояния. Такая высоконравственная идеология могла формироваться только в самом благоприятном обществе, члены которой успешно справлялись с трудностями, были уверены в торжестве светлого будущего, восхищались обязательной победе разума, доброты и справедливости. Идеи Заратуштры нашли свое практическое воплощение во времена правления Ахеменидов (550-330гг. до н.э.). Ярким подтверждением может служить первая декларация прав человека, провозглашенная Великим Курушем (550-530 гг. до н.э. гг.), где отмечено: "Теперь, когда я с помощью Мазды надел на голову корону правления Ирана, Вавилона и четырех других стран, 4 я открыто провозглашаю: до тех пор, пока я буду жить, и Маздо вознаграждает меня царством, я буду уважать веру и убеждения народов, правлением, которых доверено мне и не позволю, чтобы мои властелины и подчиненные унижали веру и убеждения других народов или же притесняли их. Я, Кир, ныне стал владетелем царской короны, и до тех пор, пока Великий Маздо возлагает на меня бразды правления, и я буду жить на свете, я никогда не буду силой навязывать свое господство ни одному народу, и в моем царстве каждый народ волен принять или отвергать мое правление. Если они будут отвергать мое правление, признанное Ираном, Вавилонией и другими странами, я все же не допущу, чтобы кто - либо был подвергнут насилию. Если кто-либо, в силу своей слабости, подвергнется насилию, я буду его защищать и восстанавливать его права, а виновников привлеку к ответственности.
До тех пор пока я буду владыкой, не допущу, чтобы кто-либо силой или иными неправильными и действиями присвоил чужое богатство и другое имущество без соответствующей компенсации.
До тех пор пока я буду жить, я не допущу, чтобы кто-либо заставил кого-то работать и не выплачивал ему вознаграждение.
Я провозглашаю, что каждый волен, исповедовать любую веру и религию по своему убеждению, избрать место жительства по своему желанию и совершить свое исповедание согласно убеждениям. Каждый волен, определить свою работу и профессию, только при условии, что он не будет игнорировать права других и наносить ущерб другим". 5
В период могущества Ахеменидской империи в ее состав входили 23 стран и 49 народов тогдашнего цивилизованного мира. Имея огромные физические, материальные и духовные ресурсы Ахемениды свое высокое назначение, согласно заповедям учения Заратуштры, выдели в обеспечении справедливости, добропорядочности и благоразумия. Кроме того, надо отметить, что провозглашение этих принципов носило не только декларативный характер, а воплощались в реальную жизнь. В отличие от царей Вавилонии и Холдеи и других стран, которые разрушали города, посягали на святые места покоренных народов и их самых превращали в невольников, Ахеменеды ничего подобного не допускали, занимались созиданием, возрождением, умножением материальных и духовных ценностей подвластных им народов. Об этом красноречиво может свидетельствовать тот факт, что великий Куруш, когда занял Вавилон, освободил более 300 израильтян из плена, разрешил им вернуться в Иерусалим и распорядился восстановить там божественный Храм за счет государства. Подробности этих событий приведены в главе Ездры Библии. Причем когда началось строительство храма, недоброжелатели доносили, что "строить этот мятежный и негодный город" не имеет смысла, потому что иудеи "ни подати, ни налогов, ни пошлин не будут давать, и царской казне будет нанесен ущерб" и даже выражали сомнение в достоверности такого распоряжении Куруша. При проверке архивных материалов обнаружилось, что в Экбатане, во дворце хранилась такая запись для памяти:
В первый год царя Кира, он распорядился о доме Божием в Иерусалиме, пусть строится дом на том месте, где приносят жертву, и пусть будут положены прочные основания для него, высота его в шестьдесят, ширина его в шестьдесят локтей.
Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которых Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть будут возвращены и установлены в храме Иерусалимском, каждый на место свое, и помещены будут в доме Божием.
Иерусалимский храм Бога был восстановлен в первоначальном виде при Дарии, и когда началось богослужение "стекалось к нему весьма большое собрание израильтян и мужчин, и женщин и детей, и народ много плакал".6 Вышеизложенные принципы религиозного убеждения и государственного устройства Ахеменидов легли в основу мировоззрения и государственного устройства Ирана. Они в течение многих веков передавались из поколения в поколение и становились нормой поведения в иранском обществе. Царское правление обязательно связывалось с божественной милостью, которую он обязан, был дорожить, а со своими поданными он должен был поступить справедливо, по-божески. При отступлении от справедливого пути, народ имел право свергнуть деспота и вероотступника и на его место избрать более достойного правителя. Теория и практика такого смещения хорошо известна в истории Ирана. Когда умер Куруш, и наступило смутное время, ставился вопрос об установлении либо авторитарной, либо аристократической или демократической формы правления в Иране. Высказывались разные мнения за и против каждой из трех названных форм. Однако предпочтение было отдано авторитарной шахской форме правления. В течение многих веков шахиншахский режим показал свое явное преимущество и становился традиционной формой правления в Иране. Однако в истории Ирана самым ценным и полезным опытом было установление принципов свободного вероисповедания, которое давало возможность существованию различных религиозных концессий, открывало широкое поле для обсуждения спорных вопросов философского и научного характера. Без наличия этих обязательных условий невозможно было обеспечить развитие различных отраслей науки и знания. Эти принципы, введенные еще Ахеменидами, оказали плодотворное влияние на развитие науки и образования Ирана. В этом плане иранское общество выгодно отличалось от своих современных, и секрет его небывалых успехов кроется именно в этом .
Ахемениды очень бережно относились к сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей своих и других народов, поскольку преследовали высокие цели. Для этих целей они усовершенствовали ассирийский, так называемый клинописный (мехи) и создали свой собственный авестийский алфавит, на котором был написан текст священной книги "Авеста", состоящих из 21 больших томов. Этот текст, написанный на арийском языке, состоял из 12 тысяч обработанных позолоченных бычьих шкур, и был уничтожен во времена походов Александра Македонского, уцелела лишь самая малая его часть обрядового назначения, сохранившаяся в памяти зороастрийских магов (маобидов). Разрушительные действия греков в Иране ни чем не отличались от последующих завоевательных походов кочевых племен арабов, тюрков и монголов. Парадоксально, то, что А.Македонский еще считается основателем городов в Иране. Если исключить развалины Персполиса, надписи Бехстуна и т. д., то от былого могущества империи Ахеменидов не осталось и следа. Благодаря огромным стараниям многих великих ученых разных стран мы теперь, имеем более и менее ясное представление о могуществе империи Ахеменидов и их благодеяньях. Восстановленные картинные изображения дворца Ахеменидов ("Трон Джамшида"), другие монументальные памятники этого периода поражают современников своим величием, высоким мастерством и чрезвычайной гармоничностью. Не верится, что все это было создано в древности руками человека.
Как теперь доказано, до установления непосредственных контактов с Ираном греки стояли на гораздо низком уровне развития. Все достижения науки, ранее необоснованно приписываемые грекам, на самом деле принадлежали иранцам и другим народам7 Ближнего Востока. До сих пор греки считались основателями эллинистической культуры и распространителями цивилизации среди варварских народов. Известный тунисский исследователь Ибн Халдун еще в XIV в. отмечал, что греки заимствовали и приписывали себе выдающиеся научные достижения иранцев. Он писал, что "Иранцы придавали огромное значение развитию гуманитарных наук в своей стране. Государство в этот период (Ахеменидский) находился в зените своего расцвета и могущества. Существует утверждение о том, что после того как Александр расправился с Дарием и одержал победу над страной Каянидов, эти науки из Ирана стали проникать в Грецию".8 Теперь многочисленные факты подтверждают эту истину.
Греко-македонские завоеватели смогли расправиться только с наглядными памятниками материальной и духовной культуры иранцев или присваивать их себе, что касается кардинальных принципов, введенные Ахеменидами на основе религии зороастризма, то они становились неотъемлемой частью общественной и духовной жизни иранцев, и приобретали общенациональную ценность, и невозможно было их каким-либо путем стереть с исторической памяти народа. Они продолжали сохраняться и приумножаться. В данной статье, носящей обобщающий характер, автор не намерен конкретно останавливаться на выявление этих примеров. Каждый, кто интересуется подробностями освещения этих вопросов, может обратиться к работе автора на таджикском языке. 9
После распада государства Ахеменидов в плане международного сотрудничества и взаимовлияния иранской, греческой и индийской культур особое место занимает Кушанская империя, образованная на территории современного Афганистана и северо-западной Индии. Продолжая традициям Ахеменидов, Кушаниды терпеливо относились к различным верованиям. Индийские и греческие божественные пантеоны пользовались особым доверием при Кушанах. Выдающийся правитель этой династии Канишка (128-151гг.), который называл себя арийцем, а свой язык арийским был последователем зороастризма, однако очень уважительно относился к древнегреческим божествам, при нем широкое развитие получил буддизм. При Кушанах в Бамияне была построена целая галерея буддийских памятников, среди которых особо выделялись статуи Большой Будды (53м) и Малой Будды (33 м.). Была еще трехсотметровая лежащая Будда, которая еще не обнаружена и тринадцатиметровой, найденная в Аджина-Тепе. Именно благодаря Кушанам буддизм получил распространение в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Выдающимся памятником Кушанского периода являеются находки Тилля-теппы, где обнаружено около 25 тысяч золотых украшений, поражающих зрителя своим тонким искусством. Ценным письменным памятником этого периода являются надписи Сурх куталя. К этому периоду относиться начало развития международной торговли между Востоком и Западом по шелковому пути, связующим звеном которого являлась Бактрия.
Завершающим периодом древнеиранской истории считается эпоха Сасанидов (226-651гг.), от которого сохранилось множество памятников материальной и духовной культуры, свидетельствующих о небывалом расцвете Иране до завоевания арабов и распространения ислама. Именно тогда происходило развитие и формирование различных отраслей науки, такие как медицина, математика, геометрия, астрономия, история, литература, и т д. В городе Гунди Шопур была организована Академия, где ученые различных отраслей знаний и разных народов привлекались к научной и переводческой деятельности с различных языков на пехлевийский язык.
В Академия получило преимущественное развитые медицинское направление науки. При нем была организована больница, где лечение больных осуществлялось бесплатно. Академия Гунди Шапур послужила образцом для организации научной деятельности и медицинского обслуживания, как в мусульманских, так и в европейских странах.
Еще тогда наши предки хорошо знали, что наука не может развиваться только в рамках отельного государства и быть монополией какого-нибудь избранного народа, для ее развития требуется международное сотрудничество. В этом плане поучительным являются слова Сасанидского царя Анушервона, который подчеркивал: "Самым величайшим и красивейшим украшением, которое возвышает правление любого царя, является, того что он признавал бога, и уважал науку и знания, поклонялся им и последовал им. Величайшим враждебным действием, которое может повредить царю является то, чтобы он к овладению знания и образования относился презрительно, и проявлял по отношению к науке пренебрежение и высокомерие, а заимствование наук от других считал позором, ибо, если не занимать науку от других, каким же образом можно стать образованным и умным. 10 Далее он подчеркивал, что в Иране при нем у римлян и индусов были заимствованы достижения науки и образования, которые были анализированы своим умом и применены на практике и достигли самых желаемых результатов. Такая позиция в отношении заимствования научных достижений, позволяла иранцам быть в авангарде развития передовой науки тогдашнего мира. Вопреки утверждениям апологетов последующей исламской эпохи, древний Иран за долго до нашествия арабов и распространения ислама отличался своей высокой образованностью и цивилизованностью. Об этом красноречивее всего свидетельствуют слова самого пророка Мухаммада, который отмечал "если наука покоится в небесах, то народ из Персии обязательно освоит ее, и будет обладать ею".11 Завоевание Ирана арабами и навязывание им ислама стало первоначально для иранцев катастрофой, потому что имело место только ограбление и уничтожение материальных и духовных ценностей, созданные трудами нескольких поколений иранцев в течение многих веков. За время более столетнего господства арабов в Иране не происходило никакое прогрессивное социально-политическое и культурное изменение.

http://www.naison.tj