Встреча с главой Совета мобедов Тегерана г-ном Хоршидианом в МГУ

Москва 4 июля 2009
(стенограмма беседы)
mgu11.JPG

Хоршидиан - Я мобед, Ардашир Хоршидиан, председатель общества мобедов Тегерана. Я глазной хирург, офтальмолог. Я очень счастлив, что могу присутствовать среди вас. Я очень рад, что в России есть люди, изучающие зороастризм. Зороастризм – древняя традиция, имеющая свои глубокие корни в истории Ирана. Россия тоже страна с древней историей, в прошлом наши страны взаимодействовали.
Я уже 28 лет занимаюсь лечением глазных болезней и более 14 лет являюсь мобедом и вот уже 6 лет я возглавляю Совет Мобедов Тегерана. Зороастрийцев в Иране сейчас около 50 тысяч человек. В Тегеране их около 20 тысяч. Если сравнить нас с общим населением Ирана 70 млн человек, то станет видно как нас мало.
Нашу культуру и традицию сохраняли не только зороастрийцы, но и мусульмане. Многие из тех дел, которые делают мусульмане, шииты на самом деле являются остатками культуры зороастризма, который ранее был в Иране. То есть сторонников и поклонников зороастризма в Иране достаточно много. Я готов ответить на ваши вопросы.
Вчера, когда мы были в кругу московских зороастрийцев (в нашем приезде в Россию очень помог Владимир Погудин) в ходе беседы я понял следующее. Мы, иранские зороастрийцы базируемся на Гатах, священных гимнах Заратуштры, а вы в основном привлекаете знания зерванизма и других источников. Одной из целью моего визита в Россию является установление контактов с учеными, изучающими зороастризм, чтобы в будущем мы смогли более тесно контактировать. Я надеюсь, в будущем мы сможем приезжать другу к другу в гости, производить культурный и научный обмен. Я готов отвечать на ваши вопросы.

Вопрос - Вчера на встрече с нами Вы сказали, что многие источники, книги зороастризма были вывезены в Грецию. Вы можете сказать, что в греческой культуре наиболее заимствовано от зороастризма?

Х - История нам говорит следующее. Когда Александр Македонский напал на Персию, там было две больших библиотеки. Основная зороастрийская библиотека находилась в древней столице Персии Тахт-е Джамшид (сейчас его называют Персеполис). Александр сжег эту библиотеку. Другая библиотека находилась в Шарх-е Дане, т.е. Городе Знания (на территории древнего Азербайджана), ее греки вывезли. Среди греческих ученых было две группы. Одна считала себя более древнего учения, другая – более нового. Пифагор называл себя учеником Заратуштры (мы не знаем того ли он Заратуштру имел в виду, но так он сам говорил). Поскольку имя Заратуштры известно во всех культурах, то мы считаем, что он имел в виду именно того Заратуштры. Очень многие идеи зороастризма были заимствованы другими культурами, с том числе и греческой. Например, понятие загробной жизни. Некоторые из греческих ученых отходили от своих языческих представлений и их более привлекала идея существования загробной жизни. У зороастрийцев очень много внимания уделено загробному нематериальному миру, в то время как у греков больше внимания уделялось данному материальному миру.
mgu8.JPG
Вообще можно сказать, что в мире есть три варианта верования. Один вариант – все подчинено загробному миру, наш мир, в котором мы живем – низший, промежуточный, подготовительный для бытия в ином мире. Не требуется особых усилий для существования. Считается, что все трудности и беды здесь надо претерпеть и дождаться перехода в тот мир. То верование, которое распространилось от греков на запад, оно отдает предпочтение материальному миру, где мы живем. В этом случае верующие не задумываются о том, что будет после их смерти. Отсюда люди на западе называют себя реалистами, а на востоке – идеалисты. Зороастризм стоит на позиции золотой середины – для нас очень важны оба мира – и тот и этот. В своих молитвах мы утверждаем, что и тело и дух должны быть равномерно развиты.
После того как греки завоевали Персию, мы видим, как их мыслители меняют русло своего мышления и приходят к тому же выводу о важности обоих миров. Потому что Ахура Мазда не определяет нашу судьбу. Поэтому мы, зороастрийцы, верим, что Ахура Мазда подсказывает, помогает нам, но не определяет нашу судьбу. Если человек согрешил, сделал что-то неправильно, то ему воздается по его поступку. А не так, как в западных религиях, когда за один проступок человек должен расплачиваться целую вечность, всю бессмертную жизнь. Мы получаем воздаяние даже за мельчайшее совершенное действие. Здесь мы видим, что мышление греческих мыслителей меняется после завоевания Персии.
mgu1.JPG
Я написал книгу о Тахт-е Джашид (Персеполисе), где изложил идеи мыслителей того времени. Книга есть на английском и на персидском языке. Также есть книга о зороастрийском мировоззрении. Наш символ – кипарис. Заратуштра первым делом посадил кипарис. Он до сих пор стоит этот кипарис, который объединяет 28 народов. После прихода ислама этот кипарис изображается в согнутом состоянии. Иранцы до сих пор сохранили многие зороастрийские обычаи. Например, встреча Новруза, нового года в день весеннего равноденствия, праздник последней среды перед Новрузом и другие. Голова этого кипариса согнулась, но дело продолжается. Все иранцы доброжелательно сохраняют эти традиции. В ночь с четверга на пятницу все иранцы зажигают огни на кладбищах. Иранцы сейчас стали мусульманами, но не стали арабами. Иранцы правильно говорят, что этот кипарис сейчас спит.
Я написал еще одну книгу. Я готов оплатить ее перевод на русский язык и издать в России. Это книга ответов на вопросы по верованиям зороастрийцев. Я конспектировал все основные вопросы по вере, которые мне задавались в течении 10 лет.
На изображении шаха Дария в Персеполисе мы видим в его руках цветок – это лотос. Я очень долго исследовал этот вопрос – почему лотос? После исследований я понял, что таким образом Дарий показывает, что он хочет говорить с народом. Он хочет сказать, что каждый человек является лотосом. Известно, что лотос растет в нечистых водах. Каждый человек живет в непростом, грязном мире, попадает на его дно. Но как лотос, он может вырасти и раскрыть свою сущность, свой прекрасный цветок. В Персеполисе в 12 местах мы видим этот лотос. По материалам Персеполиса можно очень многое рассказать.
mgu3.JPG
Вот, например, фото. Две фигуры шахов – Дарий и Ксеркс убивают животное, которое имеет тело льва, хвост скорпиона, рога быка, гриву лошади и крылья орла. Некоторые думают, что это было заимствовано от Ашурбанипала, который жил за 500 лет до этого. Он был изображен на барельефе, где он побеждает льва. Но эта картина реалистична, и в ней царь убивает уже убитого льва, а в Персеполисе картина нереалистична и на ней изображен символ, образ власти, силы, обладающей мощью льва, скоростью лошади, прозорливостью орла и ядом скорпиона. Этот образ сюрреалистичного животного поставил ногу перед Ксерксом и заслоняет ему путь, т.е. он убивает его мысль и таким образом сам себя уничтожает.
Другие два рисунка – реалистичный и сюрреалистичный. Носилки с царем и его сыном несут 12 человек, рабов. Это одна, реальная картинка. Другая - символическая. Видим три ряда людей под фигурой Дария. Каждый из ряда – один из народов, все они держат трон царя. Они не рабы, на них держится царство. Это символ, образ. Это напоминание царям, что они должны думать о всех людях, если от них уйдет последний человек, то их трон рухнет. При Ахеменидах впервые появились сюрреалистичные, символичные картины. В то время как в Европе, даже спустя 200 лет после этого все изображения носили только реалистичный характер.
В те времена в Персии в строительстве государства принимали участие и мужчины и женщины. Причем показано, что женщины тогда имели страховку на то время, когда они находились в состоянии беременности. Первый царь, который написал первый о правах человека – это был Кир Великий.
mgu4.JPG
Вопрос - В прошлом году мы группой были в Иране, посещали Йазд, Шираз, Персеполис, но не смогли побывать в храме огня Чак-Чак. Очень хочется побывать там на зороастрийской службе. Расскажите об этом месте, пожалуйста.

Х - В Иране есть места для паломничества зороастрийцев. В основном это окрестности Йазда. Само название города происходит от имени Йазад (Изед), т.е. божественная сущность. Мы не строим мавзолеев для мужчин, которые отдали жизнь в борьбе за правое дело. Именно поэтому мы называем женщину словом "зан", которое означает «та, которая рождает новую жизнь». Слово для обозначения мужчины – «мард», т.е. тот, кто умирает, смертный. В английском языке слово «женщина» - производная от «мужчины» - man, woman, у нас не так. До 15 лет мы говорим – мальчик, после 15 – мужчина. Защита родины – это обязанность мужчины, он должен это делать. Памятные места захоронения у нас построены там, где погибли женщины, защищая веру от гонений арабов. Там где они погибли от холода и голода, скрываясь от гонений в горных местах. Т.е. они ни за что не желали сдаться врагу. Эти места называют «пир», от слова старый, это тоже места паломничества.
Одно из таких мест называется Пир-е Сабз, дословно «зеленый отец» (скорее, старец). Пир – мудрый человек, наставник, который духовно ведет к цели своего ученика. Другое название Пир-е Сабз – Чак-чак (так по-персидски "звучит" капающая вода -"кап-кап" - это пещера куда просачивается вода, как будто оплакивает погибших). У нас есть несколько таких мест: Пир-е Сабз, Сати Пир, Пир-е Шираз, Пир-е Бонухаз. Все эти места посвящены женщинам, погибшим от истощения во времена гонений арабов. Мы посещаем эти места, чтобы научиться этой культуре. Мы знаем, что душа имеет особое значение для человека, и понимаем, как много значит принести себя в жертву, погибнуть за веру. Защита и оборона – право каждого, мы должны научиться этому. Если бы не было такой веры в те времена, то сегодня зороастризм вряд ли бы сохранился. Были времена, когда зороастрийцам в Иране приходилось очень туго. С них снимали кожу живьем, рубили и резали. Когда историки изучают историю зороастризма, они удивляются, как народ смог выстоять в те времена деспотизма и несправедливости, оказать такое сопротивление. Мы надеемся, что мы достойны тех людей, что сохраним их традицию и дальше.
Гаты, слова самого Заратуштры, раздел Ясна из Авесты остались; есть труды мобедов, написанные после Заратуштры. Эта часть Авесты может нам показать, какой была жизнь зороастрийцев в те времена. Мы гордимся, что примерно за 4,5 тысячи лет ни одному из мобедов не пришло в голову создавать новый зороастризм, использовать традицию в корыстных целях. Не возникало у нас отклонений и ересей. Все эти тысячи лет наша вера - зороастризм и она неизменна. Несмотря на то, что зороастрийцев сейчас мало, идеи зороастризма до сих пор оказывают влияние на весь мир. Многие течения ислама связаны с зороастризмом. В древности территория Персии была велика и на культуру всех стран, входящих в персидскую империю зороастризм оказал колоссальное влияние. Ученые, которые изучают культуры этих стран, смогли выделить влияние зороастризма и написать об этом книги. Они заметили, что люди в течение дня совершают действо, которое восходит к тем временам, когда их предки исповедовали зороастризм (доктор имеет в виду пятикратный намаз в исламе, который соответствует пяти молитвам зороастрийцев в разные Гахи, времена суток). Сейчас многие придерживаются различных верований, течений, они могут установить между собой контакт, быстро понять друг друга. Зороастризм, как учение, не выделяет какой-то народ, группировку людей. Он выделяет каждого человека, помогает понять ему его место в мире, поэтому он - для всех.
Мы должны думать глобально, обо всем мире, работать для своего народа, страны и жить так, как завещал Заратуштра. Ни в коем случае не нужно предавать свой народ и весь мир.
Мы каждый день возносим хвалу Ахура Мазде, миру во всем мире. Защиту мы считаем своим правом. Но мы никому не разбили нос ради своей веры. Поэтому мы носим пояс кушти, который три раза оборачивается вокруг талии, провозглашая свой принцип «благая мысль, благое слово, благое дело», мы завязываем 4 узла, обязуясь поддерживать в чистоте 4 стихии и использовать их должным образом – огонь, землю, воздух и воду. Мы не должны портить экологию. Мы должны всему миру и должны всех любить – и животных, и природу. Это белая ткань судреха. Наш бой без оружия – бой мыслей, идей. Оружие - только в крайнем случае для защиты.

Вопрос - Где сейчас совершают службу Ясны и сколько раз в году?

Х - У нас есть 6 основных праздников в году – гаханбары. Мы называем это период чахре. Гаханбар длится 5 дней. Считается, что в каждый из этих периодов Бог создал часть мира. Первый праздник в апреле. Вначале период неба, потом воды, земля, растения, животные, последние 5 дней в году – был создан человек, как вершина творения. Он занимает такое положение, потому что обладает разумом, мудростью, верой. Два важных качества человека – разум («мана») и совесть («даена»).
С нашей точки зрения верование – это совесть. Все поступки, противоречащие совести, они противоречат вере. Человек – единственное существо, способное раскрыть тайны природы и понять божественные законы, установленные в этом мире. Он может изменять мир. То, что Заратуштра назвал добром, благом – все это создает человек. Чтобы человек не делал, ничего не изменит его человеческую сущность. Исследователи переводят это качество как «правдивость». Ахура Мазда создал законы и по ним мир и движется. Законы для мироздания едины, поэтому у нас и не может быть двух божеств. Все что создал Бог – это добро. Когда появляется человек, он обладает разумом, то мир обретает смысл с точки зрения человека. То, что ему нравиться – он говорит, что это красиво, хорошо, а что не нравится – не красивым, противным. Гаты говорят, что когда человек появился, то он обрел разум и волю. Человек может быть добро- или зло-мыслящим. Ни одно животное на такое не способно. У них нет разума. А у человека есть, и он может стать добрым или злым.
Когда мы смотрим на мир, то мы видим, что его ось вращения – человечество. Если в мире царят спокойствие, процветание, радость, то этот мир устроили хорошие люди. Но если есть война, несправедливость, страдание, то это сделали плохие люди. В именах Спентаман и Ахриман есть общая составляющая «ман» - воля, разум, которые могут быть хорошими или плохими. Добрыми мыслями, словами, делами мы можем возвыситься, раскрыть крылья, как у Фравахара, а злыми – опуститься. Зороастриец не должен быть на нуле, не развиваться, он обязан расти духовно вверх. Нигде в Гатах вы не найдете слов Заратуштры – не делай то, не делай плохо, не греши. Все его высказывания говорят о том, человек должен делать добро, развиваться, становиться лучше. Зороастризм приглашает человека совершать добро. Любой плохой поступок считается не достойным человека. Эти призывы не должны никого не оставить равнодушным. Если мы надеваем значок Фравахара, то даем обязательство расти вверх.
mgu6.JPG
Правая рука на изображении фравахара указывает вверх. На голове надет головной убор времен Ахеменидов. Сам этот знак происходит из древнего Вавилона. Первоначально картинка больше похожа на птицу и внизу вы видите лапы. Это был ранее орел с изображением головы царя Дария. Потом добавилось изображение божественного фарна. Рисунок был изменен и появились новые элементы. Крылья разделили на три части – добрая мысль, доброе слово, доброе дело». Держатся крылья на 4 частях – 4 стихии огонь, земля, воздух, вода. Рука человека указывает вверх – восхваление Бога и указывает движение развитие. Другая рука держит кольцо. Это то кольцо, которое мы надеваем на безымянный палец левой руки (левая – т.к. она ближе к сердцу). Этот палец символизирует союз. Все пальцы по отдельности легко поднимаются вверх и только безымянный самостоятельно подняться не может, только при помощи другого пальца.
Кольцо на знаке Фравахара обозначает союз с Ахура Маздой. Это сейчас данное кольцо – обручальное и означает союз между мужчиной и женщиной, а ранее было по-другому.
mgu7.JPG
Например, шах и мобед могли в те времена поменяться кольцами. Видите, с той стороны шах, а с другой мобед. А по другую сторону никого нет. То есть он как бы заключает союз с Богом, поэтому каждый человек должен стремиться стать таким же мудрым, как его наставник, постигать знания, восхвалять Бога, двигаться вперед в своем развитии. Он должен установить союз с Ахура Маздой, чтобы показать, что он будет совершать только добрые дела, раскрыть крылья добрых мыслей, добрых слов, добрых дел и подняться на них вверх. Если человеку трудно совсем освободиться от злых мыслей, злых слов и злых дел, то он должен хотя бы убрать их вниз. Внизу два завитка (вместо лап орла) – это Спентаман и Ахриман. Человек должен стремиться к Спентаману и освободиться от влияния Ахримана. Я надеюсь, что все мы сможем так жить.
Я говорил о гаханбарах, праздниках, длящихся 5 дней. В первый день мы проводим специальный ритуал. Слово «гах» мы понимаем как отрезок времени, а также как удобный случай. Слово «бар» - плод, образование некоего продукта. Также мы называем этим словом то бремя, которое несет женщина во время беременности. Индоевропейские языки имеют много общего и наш язык фарси, персидский, во многом близки к авестийскому. Общеизвестное слово «бар» сейчас имеет искаженный смысл – место, где продают, готовят спиртные напитки, а ранее это слово означало место, где женщина готовит пищу. Обобщая смысл слова «гаханбар», можно сказать, что оно означает время бремени, время оплодотворения. То есть, то, что мы проводим праздник, ритуал здесь – это только для себя, для услады своего сердца. А не то, когда мы приглашаем кого-то в гости, и ожидаем ответного приглашения. Поэтому в давние времена шахи в Новруз и в главный осенний праздник Мехрган проводили вот такие церемонии. Мы сейчас так организуем себя, чтобы шесть раз в год проводить такие церемонии.
Бар, бремя, делится на две части – материальное и моральное. Тот, кто богат, тот может организовать приготовление разнообразной пищи, чтобы угостить ею других. А тот, кто бедный, тот может помочь в приготовлении этой пищи, помочь больным, совершать добрые дела, которые он может.

Гаханбары бывают примерно раз в два месяца. Зороастрийцы собираются в первый день в храме огня и минимум три мобеда читают Ясны. Два мобеда с полуночи до утра читают все Ясны. В другие дни также проводятся ритуалы. Зороастрийские священники, мобеды не берут налог (1/5 дохода, так называемый «хомс») как исламские священники. Взимание налога принято во всех других религиях, но не в зороастризме. У других люди отдают какую-то часть своих средств священникам. В зороастризме даже на содержание храма и мест паломничества люди не должны давать деньги. Все средства получались в дни гаханбара. Поэтому наши предки тратили очень много средств на проведение гаханбаров. За эти пять дней проводятся довольно большие мероприятия. Праздник открыт для людей других вероисповеданий, любой может прийти на праздник, получить угощение. При организации налога будут богатеть только мобеды, а мы хотим, чтобы богател весь народ. Мобед не должен ставить главной целью богатство. Поэтому во все времена и сейчас у нас мобеды работают. Они ремесленники, крестьяне и т.д. Все мобеды сейчас работают инженерами, врачами и др., чтобы мы не только не зарабатывали на религии, но и наоборот, сами вносили свой вклад в благополучие традиции. Мы надеемся, что религия никогда не станет средством нашего карьерного роста. Свой доход мы получаем от своей работы, а поле религии – это то, что нам нравиться. Те силы, труды, которые затратили наши предки, продолжатся и я надеюсь, мы тоже внесем свой вклад в их дело.
Во многих религиях есть такое понятие «цель оправдывает средства», т. е. если цель хорошая, то все средства хороши, чтобы ее достичь. Мы считаем, что добрая мысль должна реализоваться в этом мире через доброе слово и доброе дело. Добрая мысль никоим образом не должна реализовываться через злые слова и дела. Если добрая мысль зародилась, она обязательно должна быть воплощена добрыми средствами. Именно это проявляется особо во время гаханбаров. Никто не ждет, что их затраченные средства вернут, кто-то сделает ответное. Потому что Заратуштра учит, что добрые дела необходимо делать просто так, а не за вознаграждение. Доброе дело должно быть сделано ради доброго дела. Человек сам по себе очень большая ценность и если он не будет делать добрых дел, то он сам себя оскорбит. Мы должны приучать себя к тому, чтобы совершать добрые дела каждый день.

mgu5.JPG
(участники встречи)

Вопрос - расскажите про основные молитвы зороастризма.

Х - Главные молитвы зороастризма – «Ахунвар» и «Ашем воху». Ашем – означает доброе дело. Это счастье, это может быль любовь, чистота, правдивость – это счастье. Счастье – это та цель, которую каждый чистый, любящий человек должен иметь и отдавать эти качества другим, идти только праведным путем. Ахунвар – нам дают благостную весть Ахура, Глава мира. Весь мир – это Ахура Мазда. Но и в каждом месте может быть свой глава, руководитель, который властвует своим способом. Рату – это Мобед, который проводит свою практику на своей территории и он властвует только силой своей благой мысли. Другими словами. Так же как Аху, Добро властвует в мире духовным способом, так и Рату властвует и проводит свою деятельность разумом и праведными делами. Следующая строчка – «дрегубьё дадат вастарем» означает – если тебе протянули руку за помощью, то возьми ее и помоги. Все люди в нашем мире в чем-то нуждаются. Кто-то материально успешен, но у него моральные вопросы. У других наоборот, духовный, моральный план в порядке, но сложности материального плана. Поэтому мы все должны друг другу помогать. Поэтому эти две молитвы для зороастрийцев очень важны. На богослужениях мы читаем их 12 или 21 раз – это количество слов в этих мантрах. Для нас 12, количество слов «Ашем воху» и 21 - священные числа. Например, на тринадцатый день после Новруза празднуется его завершение. Когда исполняется 21 год – мы проводим 21 выстрел из пушки. Авеста содержит 21 книгу, 21 Наск (на арабском «насхе»). Приезд высоких гостей в нашу страну приветствуется 21 выстрелом. В этих двух главных молитвах зороастризма находится в концентрированном виде вся наша культура. Если человек сможет освоить, выучить хотя бы эти две мантры, то он освоит основы зороастризма.

Вопрос - Какова календарная система у зороастрийцев Ирана?

Х - У нас солнечный календарь. Современный иранский календарь заимствован у зороастрийцев. Год начинается в весеннее равноденствие, когда день равен ночи. Год состоит из 12 месяцев каждый по 30 дней. Всего в году 360 дней. Перед Новрузом идут 5 дополнительных дней – «пятерица» (раз в 4 года – 6, «шестерица»). Каждый день имеет свое название, первый – Хормазд, второй – Бахман и т.д. Это появилось уже после Заратуштры. Календарь, которым сейчас пользуются, имеет возраст 2000 лет, мы его даже календарем не называем, а называем «счет периодов, гахов». Мы считаем не по месяцам, а по дням. Сегодня вот 4 июля. Мы можем сказать: приходите в гости 10 июля, или вот вам чек, получите по нему 15 августа. Функция календаря в том, чтобы могли договориться до того, что и когда происходит. Назначение гахов, в том, чтобы мы подсчитывали периоды. Время для нас одинаково. Сегодня суббота, завтра воскресение. «Фардад» - означает удобный благоприятный случай отличается от этого. Например, для меня сейчас благоприятный случай, я беседую с вами, дорогими и родными для меня людьми. Может быть, потом такого случая у меня уже не будет. А может быть, если Бог позволит, то такие случаи будут еще. То есть время для всех одинаково, а вот удобные, счастливые случаи у всех разные.
Поэтому в зороастрийской вере каждый день получил свое божественное наименование. Изед – тот, кому поклоняются. То, что ему противостоит – это дэвовская сущность, то, чему не надо поклоняться. Это мы не должны возвеличивать, в то время как божественное мы должны возвеличивать, придавать этому крылья. Каждый день посвящен своим божественным делам, которые нужно делать и противостоять злым делам. В день посвященный правде, мы должны ей следовать и бороться с лживостью. День посвящен добру – должны делать добро и не делать зло. Поэтому каждый день у нас делится на 5 гахов. От восхода до полудня – Хавани, от полудня до заката – Узаирин, от заката до полуночи – Айвисрутхрем, от полуночи до восхода – Ушахин. Пятый гах – время около полудня – Рапитвин – примерно с 12 до 15 часов. Эти пять периодов имеют естественное значение. Молитвы в каждый гах начинаются с произнесения имени Бога. В Хавани мы должны хорошо поработать. В Рапитвин – поесть, отдохнуть. С 15ч до темноты – опять хорошо работать. Важно во время работы думать только о работе, во время еды – только о еде, в развлечениях – только о развлечениях. Мы должны хорошо спать, есть, работать, развлекаться. Не стоит смешивать одно с другим. Мы должны в каждый из этих периодов делать то, что угодно Богу и не делать не угодного. Поэтому у нас не календарь, а счетчик гахов. А у остальных народов – календарь.

Вопрос - Как современные зороастрийцы относятся к вопросу перевоплощений, реинкарнаций?

Х - Зороастрийцы не верят в перевоплощение, они противники этого. Поясню. Есть термин «танасу». Он происходит от слова «насхе», которое означает «произведение копии от чего-нибудь». Те, кто верит в реинкарнацию, считают, что их душа после смерти не отправляется куда-либо в рай, в ад, а отправляется в специальное место. Это может иметь различное толкование. Последователи индуизма, буддизма считают, что душа перевоплощается в других людей. В одной только Индии около 900 течений, каждое из которых имеет свой взгляд на этот вопрос. А некоторых я видел сам в Индонезии. Они вообще считают, что души людей после смерти воплощаются во всех живых существ, даже в тараканов. Некоторые настолько экстремисты в своих взглядах, что даже не пашут землю, т.к. бояться задавить муравья, в которого вселилась душа их предка и не едят мясо, т.к. это животное могло вмещать чью-то душу. Конечно, так считают не все, но некоторые. Я видел такой случай в Индонезии. Когда в лавку зашел слепой, то ему не помогли, а даже стали избивать. Они считали так – чем больше мы будем его мучить сейчас, тем быстрее его душа очистится, и его душа после смерти больше не будет видеть мучений. Некоторые в Индии считают, что они бедные сейчас т.к. их предки ранее совершили тяжелые проступки. Даже некоторые христианские течение исповедуют нечто подобное. Мы верим, что Бог дал нам волю и душу, чтобы мы поступали согласно своему выбору, свой воли. Человек может изменить мир, сделать его лучше. Один из постулатов зороастризма говорит об этом. Мы верим, что после смерти душа человека после смерти попадает либо в лучший, либо в худший мир. Там она получает воздаяние своим поступкам, а не возвращается для этого на Землю. Мы верим, что после 30 лет пребывания там человек присоединяется к Фравахару. Тело человека состоит из 5 частей – тело, душа, Фравахар, дух и сознание. Когда мы умираем – мы покидаем тело, которое умирает, уходит в землю, разрушается. А сознание, понимание наше передается дальше потомкам. То, что мы живем лучше, чем предки, свидетельствует о том, что их сознание было передано нам.
Та часть нас, которая называется Фраваши, оно после смерти непосредственно присоединяется к Богу. Фравахар, душа это то, что командует нами – то делай, а то не делай. Она должна соответствовать миру и давать ему отчет по своим поступкам. Если человек добропорядочный, то на четвёртый день после смерти его душа доходит до моста Чинват. И там подвергается суду. Четыре изеда, божественные сущности судят его. Главный судья – Митра. Изед Рашну – наш адвокат, изед Сраоши – как прокурор, обвинитель. Он сообщает список наших добрых и злых дел. У судьи – Митры весы в руках, где он взвешивает наши поступки. Перевешивает зло – душа попадает в ад. В зороастрийском раю гурий нет, они для нашей души не нужны. Какие бы плохие поступки душа не совершала, через 30 лет она покидает ад и идет соединяться с Фравахаром.

Когда мы читаем Авесту по умершим предкам, мы читаем ее 30 лет и восхваляем душу. А через 30 лет мы приветствуем не душу, а Фравахар, т.к. душа соединилась с ним. Пожизненной тюрьмы для души как в исламе и христианстве нет. Смертная казнь у зороастрийцев отсутствует. В особых случаях только сам шах мог подписать смертную казнь. Мы считаем, что Бог дал душу человеку, только он и может ее забрать. Поэтому у нас такой взгляд на вопрос о перевоплощении. В том виде, в котором сейчас говорится о реинкарнации - это противоречит зороастрийским взглядам на жизнь и смерть человека. Если человек рассуждает что его хорошая или плохая жизнь вызвана его прошлыми жизнями, то мы полагаем, что его рассуждения античеловечны и противоречат основам зороастризма. Заратуштра сказал, что мы можем и должны изменять свою жизнь. Мы не должны сдаваться на милость обстоятельствам, наоборот, должны стремиться изменить себя и мир вокруг к лучшему. Должны бороться со злыми мыслями, злыми словами и злыми делами. Должны делать добрые дела и помогать в этом другим. Заратуштра говорит, что нам от рождения даны воля и разум, чтобы все мы, и мужчины и женщины, должны сами определять свой путь развития. А это противоречит идее реинкарнации.
mgu2.JPG
(участники встречи)
Вопрос - А почему считается срок 30 лет?

Х - Мы эту цифру не придумали, так считается в нашей традиции издавна. Как и срок 4, 9, 40 дней после смерти. Основа здесь не научная. Это наша вера. С давних пор мобеды 30 лет молятся за душу, а затем за Фравахар человека. Когда мы поминаем Заратуштру – мы говорим о его Фравахаре. Человек состоит из 5 частей и фравахар означает часть, соединенную с Богом. Это слово состоит из двух частей. «Фра» - это как бы божественное, сияние, а «хар» - корень, означающий движение ввысь, вперед. Поскольку это частичка связана с Богом, то она направлена на соединение с ним.

Погудин - Вчера Вы говорили о том, что одна из наук, которую должен знать мобед – это наука о звездах. Так вот, самая дальняя видимая планета Сатурн имеет цикл 30 лет.

Х -Это случайное совпадение :) Конечно, основатели религии назначали свои ритуалы, правила на основании определенных знаний и возможно здесь есть закономерность.

Вопрос - Продолжение вопроса о реинкарнации. Вы объяснили, что происходит с душой после смерти. А откуда душа приходит? Если душа вечна, то это одно. Если душа находится в развитии, то она смертна, это логика. А если душа вечна, тогда нет смысла в ее развитии, она сразу попадает в рай. А если это не так, то необходимо ее развитие, тогда сразу встает вопрос о необходимости реинкарнации, потому что душа не может развиваться в течении только одной жизни.

Х - Как говорил Заратуштра? Мы всякую жизнь видим со стороны человека. Как мы видим, мы не должны переносить это на преставление о том, так задумано Богом. Бог сотворил мир и установил в нем закон добра, который мы называем Аша. Этот закон существует в любой точке мира. Природа – симфонический оркестр, Бог – его дирижер. Каждая частичка, от атома до галактики прекрасно исполняет свою роль. Если бы природа не была подчинена некоему закону, а вела себя так как ей вздумается, то науки бы не существовало бы. Под наукой мы понимаем две части. Первая – исследования, нахождение законов Аши. Этому соответствует современная фундаментальная наука. Эти законы всегда одинаковы. Молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода, другого не бывает. Всегда вначале мыслим, потом говорим, затем делаем, другого не бывает. Нельзя вначале построить дом, а потом придумать его проект.
Вторая часть – прикладные науки, связанные с изобретением и применением чего-либо. Фундаментальные науки – неизменны, а практические – постоянно изменяются. Во всех областях. Если я буду действовать как хирург по правилам 10-летней давности, то меня отстранят от практики, лишат лицензии.
Мы все видим со своей точки зрения, и так мы судим. Поэтому наши суждения все время меняются. А Бог руководитель мира, как он создал, так все и действует по его законам. Буря, землетрясение, даже Ахриман не есть нечто плохое. В Гатах сказано, что Ахриман – это ценность, драгоценность. Потому что Спентаман и Ахриман не существуют в чем-то отдельном, они внутри меня. Поэтому не говорят – Ангро и Ахура, говорят Ангроман и Спентаман. Ахура – это существование, «Маз» - большая величина, «да» - это вера. Ахура Мазда – можно перевести – как великий мудрец, дарующий жизнь. Если бы Заратуштра верил бы в двух Богов, то он бы говорил «Ахура и Ангро». «Ангро» - это плохое, злое начало, идущее от человека, а «Спента» – это доброе начало в человеке. Добро и зло только в человеке, вне человека этого нет. После зачатия Ахура дает человеку душу, тело, уши, глаза и т.д. Душа человеку дается при зачатии.
Во времена Пастера человечество состояло из 6 млн человек, сейчас – из 6 млрд. Если постановка вопроса реинкарнации была верна, то до сих пор человечество состояло из 6 миллионов. Или же пришлось предположить, что каждая душа разделилась на 1000 частей. :) Мы верим в то, что когда формируется человек, ему дается Фравахар, душа, тело и другое. Душа дается нам при нашем создании, она независима, она наш руководитель. Наше тело – по-зороастрийски, это наша машина. Душа – как водитель этой машины. Рядом с водителем сидит штурман, который помогает ей ехать, указывает дорогу. Это наш разум. Фравахар – фары, которые помогают увидеть дорогу. Дорогу мы можем увидеть, но душа может не захотеть туда ехать. И машина туда не поедет. Если человек безразличный ко всему – то это не зороастриец. Он должен действовать согласно разуму и своей совести. И в соответствии с освещением фарами, фравахарами ехать по своей дороге. Этим мы отличны от животных. У нас есть воля, мы свободны куда ехать. У животных этого нет, они всегда действуют по аналогии, инстинкту. Например, если лев сыт, то он не убьет другое животное. Это понимают другие животные, и в это время они не боятся льва. У животных есть душа. Но у них нет разума. Лев про запас не убьет других. Волки, напав на стадо, они могут убить многих животных. Но все это у них врожденное. Они не ответственны за свои поступки. А человек отвечает – у него есть разум и понимание. Если душа не послушала голос разума и фравахара, она согрешила, встала на сторону Ахримана, то она за это ответит, понесет наказание. После смерти она получит воздаяние. Хотя может быть и при жизни, т.к. весь мир един.

mgu9.JPG
Заратуштра говорит: «давайте друг другу помогать, чтобы мир прогрессировал, развивался, становился лучше». Мы пришли в мир, чтобы делать добрые дела и бороться со злыми. В Авесте сказано, что мы можем приблизить день, когда все зло из мира будет вычищено. Т.е. знания человечества вырастут до такой степени. Я рассказываю об этом с позиции своего верования, я не хочу никого обидеть.
У человека все есть – тело, понимание с помощью разума, Фравахар, но не они человеком командуют. Его душа все решает. Как водитель машины решает - где повернуть. В машине может быть 100 человек, которые говорят, что водитель пьян и не там поворачивает. В случае аварии полиция будет разбираться с водителем, а не с пассажирами.

Вопрос - Душа вечна?

Х - Да, вечна. Есть разница. В общем, все части вечны. Заратуштра не верил в смерть, в полное разрушение. Он говорит, что есть жизнь и не жизнь. Другое бытие не есть полный ноль. Душа должна получить воздаяние, т.к. ответственна за все поступки. Бог послал людям пророка, который сказал всем: «раз вы люди и отличаетесь от животных своим разумом, совестью, верой и с их помощью вы можете изменить мир, продвигаться к праведности, к лучшему».
Нам показали этот путь. Поэтому в зороастризме есть определение добра. Во многих религиях этого нет. Например, по ТВ вы видите, как смертник с бомбой взорвал многих людей. Для этого террориста все это добро, так он считает, т. к. его с детства так учили. Что другой человек такой же как ты, но он другой веры. «Убей 7 других людей и ты попадешь в рай». Талибы так учат убивать шиитов. Недавно сделали скидку – можно убить пятерых. У нас в Иране много афганских рабочих на стройках. Один из наших инженеров спросил одного из них, почему он так часто уезжает домой. Молодой парень отвечает – я езжу убивать шиитов, троих я уже убил, осталось еще двоих, тогда я смогу попасть в рай, где в моем распоряжении будет 100 гурий. Он неплохой парень, но он в этом воспитан. Он тренируется в этом, как привязать и взорвать бомбу.
В зороастризме добро – это то, как суметь принести счастье другим. То, что ты приемлешь по отношению к себе – не может быть добром. Счастье для себя это счастье для других. Сколько нужно сделать добра? Хотя бы столько, чтобы уравновесить зло. Я, например, сижу в приемной врача, общаюсь с больными бесплатно. Это мое убеждение, это я делаю по совести. Но это не разумно, так бы я не смог заработать, обеспечить семью. Должна быть гармония между совестью и разумом. Оба они должны быть довольны. Я получаю деньги от тех, кто мне может их дать, и помогаю бедным, совесть и разум мои спокойны. Обладая совестью и разумом мы превосходим другие живые существа. Разум требуем помочь себе, совесть – помочь другим. Не должно быть крайностей, это будет добро. Религия считается совестью человека. Зороастриец не может творить бессовестные дела. Зороастрийцы помогали всегда не вслепую, а следуя культуре. Сейчас мы видим, что Зороастрийская культура более распространена, нежели сами зороастрийцы. Многие мобеды под давлением обстоятельств, деспотии тиранов перешли в ислам, но они максимально сделали ислам зороастрийским. Поэтому Иран сохранил свой язык, культуру, мы не стали арабами, как другие завоеванные страны. Мы верим, что душа появляется отдельно, проходит свое развитие, потом идет в ад или в рай и потом через 30 лет воссоединяется со своим истоком.

Вопрос - А кто насылает болезни, страдание, смерть?

Х - Заратуштра говорит однозначно без сомнения. Бог является осью мира. Он руководит миром по своему уразумению. Но тот мир, где мы живем, он строится по нашему разумению. Если бы мы были бы на месте микробов, льва, крокодилов, то мир бы менялся. Микроб бы сказал, зачем вы даете нам антибиотики, мы хотим жить в вашем теле, не умирать. Плохо, что обо всем мы судим с точки зрения своей, человеческой. А потом приписываем это Богу. Бог установил законы для этого мира, а люди рассуждают о мире со своей точки зрения. Все неприглядные вещи – войны, болезни, страдания все делаем мы сами, не Бог. Я представляю здесь зороастризм. Не судите весь мир, созданный Ахура Маздой... Все имеет свою цель. Например, без микробов жизнь невозможна. Принимая 5 дней антибиотики, мы бы уничтожили свою микрофлору, не смогли бы переваривать пищу и вообще жить. Не было бы витамина А, мы бы быстро умерли. Всего в мире 10 млрд микробов. Из них вредных, опасных 180, а все остальные – нужны. Если мы посадим семя, то без микробов оно не вырастет, они трансформируют азот из атмосферы.
Ничего плохого в мире нет, Заратуштра считает, что здесь все необходимо для своих целей, все в мире полезно. У всего есть положительные и отрицательные стороны. И мир находится в равновесии. Сколько отрицательных молекул, столько и положительных. Наука подтвердила, что мир находится в равновесии. Бог не создал ничего плохого, только хорошее. Но для этого нужно посмотреть на мир глазами Бога. С нашей точки зрения мы можем сказать, что это вредно, плохо, нам не нравиться, а вот это красиво, полезно. Мы имеем право так говорить субъективно, т. к. мы должны жить. Так мы пишем человеческие законы. Бог дает миру закон Аша, а мы даем свои.
Померяем IQ (уровень знаний) человека, получим максимально 180 очков, минимум у обезьяны – 10, у льва – 2 очка. Человек их превосходит. Но возможности человека не безграничны, мы не можем здесь все понять. Мы, это все человечество. Если священники разных религий принимают что-то, как закон, то люди спрашивают, а почему это так, почему мы не можем жить по-другому? Вот за нас кто-то что-то подумал, почему мы должны этому следовать? Именно с таким подходом и боролся Заратуштра. Он говорил, что каждый должен слушать добрые слова, со светлой мыслью их воспринимать. И каждый сам должен определять свой путь. Никто не имеет право навязывать свою мысль другому. Ахура Мазда самый Всеведущий, он дает всему жизнь, все здесь решает. Мы не можем его осуждать. Мы можем воспользоваться или злоупотребить законом Аши, но мы не можем его изменить. С точки зрения Заратуштры, наши действия осознаны. Реакция природы вынужденная. Мы можем ударить кулаком по стене, но реакция стены будет соответствовать закону Аши. Вы либо пробьете стену, либо повредите руку. По Заратуштре мир устроен разумным образом, его поведение не случайно и не эмоционально. Блата ни для кого не существует. Вера не имеет приятных исключений. Каждый, кто совершил грех, получит воздаяние, даже если бы это был сам Заратуштра. По терминологии водителей за неправильную парковку берут штраф 15 тыс. туманов, а не расстреливают. Уровень греха должен соответствовать уровню воздаяния. Многие религии считают по-другому. Если вы принимаете другую веру, то по их представлению ваша душа будет мучаться вечность.
Мы говорим иначе. Если человек сделал ошибку, осознал ее, то он больше так не будет делать. Или согрешив, он может исправить свой проступок добрым делом. Митра на посмертном суде держит весы и взвешивает наши поступки. Во времена Ануширвана, если кто-то совершал кражу, и его приводили на суд, то, судя его, ставили себя на его место. Был такой подход, чтобы правильно оценить проступок. Т. е. судили как бы самого себя. На этих судах искали тех, кто мог заступиться за него, сказать что-то и доброе. Это обязательно принималось во внимание. Мы желаем, чтобы так сейчас велись суды во всем мире. Чтобы судья думал об осужденном, что это его близкий родственник и не осуждал его впустую, или через чур строго. В те времена не было адвокатов. И суды решали вопросы максимально справедливо, чем не могут похвастаться современные суды. Только суд в Страсбурге по правам человека, принадлежавший ООН ведет более менее правильную политику.

Вопрос - Чем должен более руководствоваться человек – Даэной (совестью, верой) или Манасом (умом, разумом)?

Х - Собой. В равной мере, исходя из обоих принципов. Одна наша часть – тело, которое всю жизнь в нашем распоряжении. Мы должны хорошо его знать, чтобы на всю жизнь поддержать его в хорошем состоянии, здравии. Нас должны учить физкультуре, чтобы поддерживать себя в хорошей форме. Но в меру! Правильно питаться и т. д. Вторая часть – разум, мы должны изучать науки. Разум это не желудок, который можно перекормить и нам будет плохо. Чем больше мы будем учиться, развивать разум – тем нам лучше. Многие системы учат ограничивать свой разум. Вот вы что-то выучили и все, остальное вам не надо. Нужно все время развиваться. И третья часть – совесть, вера. Мы должны эту часть развивать, стремится к добру, стремиться понять ближних. Это вне национальности или каких-либо границ. Нельзя думать, что если я зороастриец, то только я попаду в рай. Совесть тоже нужно развивать. В мире об этом сейчас мало кто думает. Каждый думает только о своих интересах, о себе. От уборщиков на улице и до ученых в институтах - если люди без совести, то они больше похожи на баранов. Можно только мечтать, чтобы в школах развивали тело, разум и совесть. В Иране пока с этим, к сожалению, плохо. Может в России по-другому?
Давайте думать, что реинкарнации нет, что мы отвечаем за все, что наша душа получит воздаяние и в жизни и после смерти. Иногда мы быстро получаем воздаяние, иногда через 10-15 лет или позднее.
Всех благодарю за внимание! Извините, что доставил вам головную боль, что столько времени занял у вас. Надеюсь, то, что рассказал вам будет для вас полезно. Надеюсь еще увидеть вас.
Всего доброго!