Встреча Камрана Лориана на Аркаиме с участниками тура-фестиваля «Путем Заратуштры 2008»

июль 2008 стенограмма, Аркаим

Камран Лориан (К) - Заратуштра единственный пророк зороастризма. Почему мы так говорим, утверждая, что у других религий больше пророков? Представьте, какая была цивилизация у арийского народа на Аркаиме. В Иране долину, где расположен Аркаим назовут «арьяна ваэджа». Это действительно место нахождения арийской расы, это гордость для нас, потомков. Поэтому нам действительно нужно двигаться правильным путем. Мы ответственны за свое будущее. Что такое религия Заратуштры я расскажу вам завтра на лекции.
Сегодня я хочу поговорить с вами, ответить на ваши вопросы, чтобы был диалог. Да, у нас к сожалению есть языковый барьер, на уровне слов нам порой сложно понять друг друга. Давайте общаться через сердце, язык сердца – хороший, так мы поймем друг друга. Этот язык божественный, поэтому мы должны понять друг друга. Переводчик может что-то перевести не так, но вы видите мои глаза, чувствуете мое сердце и поэтому вы должны меня понять. Вначале я хочу выразить свою благодарность всем организаторам моей поездки на Аркаим. Это было очень трудно сделать, но у них все получилось очень хорошо.
Какие у вас есть знания зороастризма? Мне это интересно знать. Заратуштра жил очень давно, он как бы затерялся в веках, тысячелетиях, но он был первым и единственным пророком религии.

Олег Лушников - У нас есть здесь разные люди, есть те, кто давно изучает традицию зороастризма, есть те кто впервые соприкоснулся с ней. Но все по духу очень близкие люди, следующие главному принципу зороастризма «благая мысль, благое слово, благое дело».

Камран – на самом деле мне не так важно, что человек знает о зороастризме. Важно, чтобы человек имел свою жизненную позицию, понимание того к чему он стремиться. У людей есть болезни, которые уже близки к эпидемии. Возьмите идею, проанализируйте ее и сделайте выводы. После этого можно понять, что их выводы были ошибочными, а люди не всегда хотят признавать свои ошибки. Я могу вам сказать, что четыре года назад я почти ничего не знал о зороастризме. Эти четыре года я постигал знания зороастризма, сдавал экзамены и в итоге мне присвоили звание мобеда. Я сравнивал зороастризм с христианством, исламом. Если у меня возникают вопросы, сомнения, то я спрашиваю об этом у своих преподавателей, и они мне дают ответы. Вы также не бойтесь, спрашивайте!

Олег – уже лес рук! :)
Вопрос -Чем жизнь мобеда отличается от жизни обычного простого человека?

К – в древнейшее время были люди, которые знали гораздо больше других людей. Они знали, что при приближении тучи скоро пойдет дождь, а обычные люди этого не знали. Первые сидели на шее у вторых, а если те возмущались, то они угрожали им расправой виде проклятья. В то время их называли посредниками между Богом и простыми людьми. Но потом на Землю пришли пророки, которые отрицали такой способ общения с Богом и уровняли всех людей в возможности общения с Богом. Пророки достигли высокого уровня и рассказывали своим последователям то, что им было действительно важно и нужно.
Потом пророки умирали, уходили и их ближайшие последователи замещали их. Эти последователи назвали себя священниками. Это продолжается до сих пор. Помимо духовности они занимаются еще и материальными делами, ценностями. Как мобед я хочу сказать, что я человек очень простой, я работаю на государство в банке. В свободное от работы время я изучаю зороастризм. По моему, священник тот, кто чувствует сердцем слова пророка и старается следовать им. Как в компьютере устанавливается операционная система – программа Виндоус, а все остальные программы работают через нее. Заратуштра говорит, что не надо обманывать. При обмане ты отходишь от веры, нарушаешь традицию. Если человек надел кушти и при этом обманывает? Вы думаете такой человек счастливчик? Если у человека есть диплом мобеда, то это еще ничего не значит. Как говорил Заратуштра – важно еще как ты идешь по своему Пути.

mitra  14 kamran2.jpg

Олег – да, это все понятно. Имеет значение не сан священника, а то как человек ему соответствует в своих делах, в жизни. Но вопрос Ольги был не много другой. Джахангиру Ушидари был достойным человеком? Камран, скажи пожалуйста о его особенностях как мобедан мобеда.

К – есть работа, которой не всегда позволено нам заниматься. Например, мы не можем работать парикмахером, в морге, быть посредником (дилером). Нельзя также чтобы наше имя упоминалось в плохом значении. Наоборот, люди вокруг нас должны подтверждать, что да, он хороший человек. Он берет обязательство отвечать на вопросы связанные с духовностью.
Например, вот хороший священник, мусульманин Ибрагим Курдуме (?). Он сделал столько хороших дел, достойные зороастрийца, что многие другие зороастрийцы столько не сделали.

Вопрос - Как становятся священниками?

К – Со времен Сасанидов закон был такой, что мобедом мог стать только сын мобеда. Дети мобеда уже не могли думать ни о чем другом. Они занимались только изучением религии. После оккупации Персии арабами всех мобедов и их детей убивали и были на них гонения. Не давно было такое время, что можно сказать, что на земле не осталось настоящих мобедов. Иранский Анджоман обсуждал, что делать с этим вопросом, как его решить. Анджоман решил изменить закон, существующий со времен Сасанидов. И 50 лет назад они решили обратиться к народу – кто хочет стать зороастрийским священником. Организовали обучение мобедьяров – те кто мог только читать Авесту. Потом стало ясно, что только читать Авесту – недостаточно, нет исследователей Авесты. Поэтому решили воспитать и обучить мобедов, исследователей Авесты.
….пропуск

вопрос про хаому

К - в настоящий момент есть мистика. Что такое хаома сейчас сложно сказать. Мы знаем, что там были алкогольные вещества. Заратуштра дает проклятье тем, кто выпивает хаому и приносит жертвоприношения убивая животных (?). Но сказать что такое Хаома – сок или бог мы не можем, не знаем этого. Хаому, которую мы используем в ритуалах мы изготовляем из растения, которое растет у нас в иранских горах. Оно похоже на кустарники, срезаем веточки, отмачиваем и выжимаем с чтением мантр. Хаома дает преображение. Мир преобразуется и мы тоже должны преобразиться.

Олег. Вопрос о реинкарнации. Зороастризм не сообщает о ней, а ведические арии, вышедшие из одного корня говорят о ее существовании.

К – да, зороастризм молчит о реинкарнации, а буддизм, индуизм говорят о ней. Религия Заратуштры говорит о жизни, все в ней отражают вопросы касательно жизни, а вопросы посмертного существования в ней стоят на втором плане. Мое личное мнение, что душа после смерти в ожидании Фрашегирда оценивает свою прожитую жизнь, что она сделала хорошего или плохого. Авеста намекает что есть ад и рай, но как они выглядит Авеста не раскрывает. Эта религия говорит о жизни, о том как надо жить. Зороастризм показывает правильный путь, но при этом оставляет человеку выбор.

mitra  14 kamran3.jpg

Погудин - С точки зрения зороастризма, Гат вопросы посмертия не настолько важны, поэтому они не освещены подробно. Просто говорится, что душа уходит и находится в мире идеальном. Приходит ли она оттуда второй раз, как она там живет – об этом просто не сообщается. Для индуистов это важно и поэтому все это подробно описано.

К - Надо жить правильно, согласно традиции, тогда твоя душа попадет в хороший мир, в рай. Если плохо жить – то будешь в аду.

П – Я так это понимаю. Главное для зороастрийца - благая мысль, благое слово, благое дело. После смерти наша сущность лишена возможности делать благие дела, поэтому это находится вне рассмотрения религии.

вопрос - какое отношение к астрологии у зороастрийцев Ирана?

П – Нормальное. Не давно мы были в Иране, встречались в главой мобедов и говорили в том числе и про астрологию. С его стороны не было никаких нареканий, наоборот, интерес. Но современные мобеды астрологическую систему утратили и не применяют. У парсов тоже есть разные направления, как со знанием астрологии так и без. У современных зороастрийцев нет осуждения астрологии как в ортодоксальном православии.

- Как иранские зороастрийцы относятся к нам?

П - Камран представитель иранского Анджомана мобедов здесь он по благословлению и поручению Анджомана и то что он здесь говорит о том, что они интересуются нами. Про Россию и нашу жизнь они почти ничего не знают. Они рады общению с нами, когда к их знанию, к вере приобщаются другие.

К - Единственный великий мобед находится в Индии, его все принимают и признают. Господин мобедан мобед Мехрабан Фирузгари , он в Иране бывает. Господин Хоршидиан – глава мобедов великий офтальмолог. Все они великие мобеды – мои преподаватели…
П - Я и моя супруга в мае ездили в Иран в Йазд где проводили свадебную церемонию по зороастрийским обычаям. Церемонию проводили Камран и его учитель господин Мехрабан Фирузгари. Камран привез фильм о нашей свадьбе, потом желающие смогут его посмотреть. К вопросу как зороастрийцы относятся к нам. На нашу свадьбу съехались уважаемые гости со всего Ирана. Были даже гости из других стран.
(Пропуск)

- грехи прощаются?

К - в разных верах разные ответы на этот вопрос. Каждая вера дает человеку свое мировоззрение. И человек поступает согласно тому, что ему говорит его вера.
Первое относится к самому человеку, второе – отношение его с другими людьми, окружающим миром. Также два направления развития – материальное и духовное. Тебя сотворил здесь Бог, и ты должен знать и себя и окружающий мир. Бог сотворил нас здесь на Земле и ждет, что мы себя как то покажем, проявим. Другие религии тоже об этом говорят, что пока ты не познаешь себя, ты не познаешь Бога. Вторая функция – Бог сотворил этот мир и мир нужно сохранить в целостности и гармонии, развивая все благие творения мироздания. Большой грех в зороастризме – если ты разрушаешь то, что сотворено здесь Богом. Разрушая мир, ты разрушаешь себя. Т.е. надо преобразовать и себя внутри и мир снаружи в лучшую сторону.
Как это познать? Например, кто-то кого-то убьет и скажет – я правильно сделал. Но все остальные скажут, что он согрешил, хотя он сам так не будет считать. Также вор, ворует, для себя может он хорошо делает, а тот у кого украли, скажет что это плохо. Как нам судить, что хорошо, а что плохо? Как вы думаете, как тут судить, что вы скажете?

- может стоит поступать по совести?
- поступай так с другими, как желаешь, чтобы с тобой поступали.

К – если бы вы были в бедственном положении и были на месте вора, то тоже бы возможно своровали….
Оценивать можно только после размышлений, раздумий, не поверхностно. Разум позволяет нам правильнее оценить поступки свои и чужие. Ум вначале, а разум потом, это важнее, разум имеет божественные корни. Уму как сказали другие что хорошо а что плохо, так ум и оценит, а разум, через внутреннюю медитацию позволит верно оценить ситуацию. Высший Разум помогает нам в этом. В реальности нужно соединять чувства и ум. Другие религии говорят, что чувства нужно убрать, они мешают. Но главные качества сотворенные у нас Богом – это ум. Самое лучшее что мы можем – это совершенствоваться, развиваться. Этого смогли достичь пророки.

Олег – Практически Камран рассказал нам о развитии в себе Вохумана, связанного с благой мыслью, внутренним разумом, позволяющего нам оценивать свои и чужие поступки изначально.
- какое отношение в зороастризме к женщине?

К – Религия во всех культурах женщина ущемлена в правах. В Китае только 100 лет назад женщины одевали железные ботинки. В Индии после смерти мужа убивали жену. Арабы говорят, что женщина только для постели. В Европе женщин называют woman, т.е. только с man, через мужчину она способна проявиться.
Но по арийски (?) женщина называется «хамсар» (?), значит две головы. Значит мы должны мыслить вместе, две головы как одна, едино. Единственная религия, которая не говорит кто лучше мужчина или женщина – это зороастризм. В исламе после смерти человека его наследникам выдается 2 части - мужчине, а женщине только 1 часть. В «Шах намэ» рассказывается про одну женщину, которая прекрасно владеет мечом. Она даже была руководителем войска...

mitra  14 kamran4.jpg

Перевод с персидского
Мохаммада Мирахорли