Родина Заратустры и появление пророка

Опубликовано star72 -

2009 год

Эмомали Рахмонов (Президент Таджикистана)

От редакции: Это – выдержки из книги "Таджики в зеркале истории”, написанной президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым (Emomali Rahmonov “The Tadjiks in the Mirror of History”, London River Edition Ltd.INSB 0-9540425-0-6). Знаменательно, что лидер страны уделяет столько внимания вопросам древней веры таджиков и пишет о ней с таким воодушевлением. Таджикистан предложил ЮНЕСКО объявить 2002-2003 годы как празднование третьего тысячелетия зороастризма, и ЮНЕСКО поддержал эту идею.

prezident Tadjik.jpg

Помню как десять лет назад, сразу после того, как урожай был собран, мне попал в руки литературный журнал "Садой Шарк" (голос Востока), в котором были напечатаны Гаты Заратустры. В те дни периодические издания, в большом количестве доставлялись в управление нашего колхоза. Каждое утро я получал целую кипу газет и журналов, которые пахли свежей типографской краской. Несмотря на недостаток времени, я делал закладки в самые интересные статьи и читал их всякий раз, когда выдавалась свободная минута в течение дня.
Из книг по истории и старой таджикско-персидской литературы у меня уже были некоторые знания о Заратустре. Неоднократно в те трудные времена в моем сознании всплывал его призыв к “доброте в мыслях, словах и делах”. Во времена авторитарного режима стало обычной практикой, что все работы в колхозе – будь то разведение домашнего скота, посевная, сбор урожая или реконструкция помещения - выполнялись строго по команде председателя. Мудрость предписаний Заратуштры очень часто спасала меня от авторитарных действий и поступков, о которых впоследствии я стал бы глубоко сожалеть. В те моменты, когда я терял терпение, и грубое слово готово было слететь с моих губ, предписания Заратуштры и некоторых других известных сынов таджикской нации всегда помогали мне восстанавливать самообладание. Самое сильное, что поразило меня в Зороастрийской религии – это глубокое почтение к земле, воде, благоговейное отношение к сельскому хозяйству и культивированию земли. Впоследствии, при чтении трудов B. Гаферова о таджиках, особенно глав книги, посвященной древним историческим событиям, я многократно восхищался гуманистической сущностью и мудростью учения Заратуштры.
Я родился в крестьянской семье, мое раннее детство было близко связано с землей и сельским хозяйством. Это, вероятно, может объяснить, почему весной, а особенно накануне Навруза, я часто вспоминаю слова, произнесенные Заратуштрой более чем тысячу лет назад: "мужчина, который пашет поле, затем сеет семена левой рукой, а правой рукой культивирует землю, может быть уподоблен любящему мужу, который приходит к своей жене, возлежащей на мягкой постели, принося ей ребенка или подарок... Земля говорит ему:

“О человек, который пашет меня и сеет семена своей левой и правой рукой... Я рождаю постоянно, обеспечивая людей достаточным количеством зерна и продовольствия. Но, тот, кто сеет пшеницу, сеет семена совершенства”.
Снова и снова я пролистывал страницы этого старого журнала с обветшавшей обложкой, перечитывая Гаты, восхищаясь их поэзией и мудростью. Гаты впитали дух земли, от них веяло ароматом только что вспаханных полей, пшеницы и свежеиспеченного хлеба. Наверное, автор, человек, прославивший себя добрыми мыслями и делами, когда-то был пахарем прежде, чем стал распространять божественные слова Гат. Иначе, как еще можно объяснить тот факт, что они содержат некоторые стихи, которые звучат подобно песне пахаря, сердце которого переполнено чувствами и любовью к земле.
Мои мысли возвращаются к Заратуштре, который создал бессмертную Авесту, он был первым пророком таджиков. Нации, след которой на земле не был стерт пылью тысячелетий и пепла, оставленного бесчисленными кровавыми войнами, проходившими на этой земле. До сегодняшнего дня нет никаких ясных свидетельств, когда Заратуштра родился или когда он умер. Многие философы, ученые, историки и летописцы изо всех сил пытались установить эти даты, но все это закончилось еще более противоречивыми версиями и теориями.
Например, некоторые источники на пехлеви, такие как Бундахишн, Динкард, Ардавирофномех и Танзар дают разные даты рождения и смерти Заратуштры, они отличаются от 25 до 50 лет. В трудах Бируни и Масуди говорится, что пророк родился в 500 году до нашей эры. Несмотря на некоторые незначительные различия, большинство историков и экспертов современности, исследовав различные источники, установило, что пророк родился в начале первого тысячелетия до нашей эры (ранее 660 г. до н.э.) и он прожил 77 лет.
Мы должны добавить, что все эти существующие теории главным образом базируются на исследованиях Авесты. Авеста наиболее авторитетный источник, ее можно назвать библией Последователей Заратуштры. Авеста - это самая большая и подробная энциклопедия, которая охватывает множество областей знания, и описание быта людей в такие давние эпохи, которые соответствуют временам Вед. Самая старшая книга Авесты – Гаты лингвистически схожа с Ригведой, самой древней из священных текстов Вед, созданных индо-иранцами. Гаты состоят из песней Заратустры и молитв, датируемых XII-X столетиями до н. э.

При попытке установить эпоху, когда жил Заратуштра, многие ученые были смущены огромной длиной исторического периода, охваченного книгами Авесты и необъятностью стран в которых Авеста была распространена. В книгах Авесты, мифы и легенды охватывают такое широкое разнообразие предметов, они являют собой такой неистощимый источник мудрости и философии, что не могут вписаться в масштаб или пределы определенной исторической эпохи и короткого промежутка одной человеческой жизни. Вот почему учение Заратуштры, которое охватило такое огромное географическое пространство и период времени, без сомнения превзошло все предыдущие достижения человеческой мысли. Огромные возможности творческого потенциала Заратуштры заставили некоторых ученых полагать, что пророк был рожден или намного раньше или намного позже указанного срока. В результате большого разнообразия мнений и неспособности ученых, прийти к одному и тому же заключению, вопрос о дате рождения Заратустры оставался спорным на протяжении нескольких веков.
Большинство старых и новых источников не говорит ничего о том, действительно ли Заратуштра была крестьянином прежде, чем он начал проповедовать. Но некоторые ученые считают, что он первоначально был скотоводом и на это непосредственно указывает его имя, которое переводится как "владелец желтого верблюда”. Они полагают, что Заратуштра имел в собственности несколько лошадей и верблюдов.
Самый надежный источник для получения информации о Заратуштре – это Гаты. Большинство специалистов сходится к мнению, что Гаты были составлены самим Заратуштрой, а гимны и песни Гат являются фактическими словами пророка. Некоторые строфы Гат дают ясное представление о том, кто такой Заратуштра, каким имуществом он обладал. Они описывают некоторые переломные события, имевшие место в жизни пророка.
Например, следующий отрывок из Гат показывает причастность Заратуштры к разведению домашнего скота:
"Сие спрашиваю тебя, скажи мне правду, о Ахура!
Получу ли благодаря Наилучшему Распорядку [Арте] воздаяние свое –
Десять кобылиц и жеребца, и верблюда, которые, о Мазда,
Причитаются мне вместе со здоровьем [Харватат]
И жизненной силой [Амэртат], присущими тебе? “
Ясна, 44-18
Раз речь зашла о лошадях и верблюдах, интересно упомянуть, тот факт, что жители Бактрии были первыми людьми в Средней Азии, которые научились приручать диких верблюдов. Вот почему двугорбого верблюда, уроженца Средней Азии называют "верблюдом бактрианом". Само это название свидетельствует о высоком уровне домашнего скотоводства, которого предки таджиков достигли в такие стародавние времена. В отличие от одногорбых верблюдов аравийских степей и Северной Африки, двугорбые верблюды-бактрианы хорошо приспособлены к переноске тяжелых грузов и путешествиям на длинные расстояния.

Весьма возможно, что именно из-за этих выносливых животных, Бактрия стала перекрестком на древних торговых путях, которые связывали вместе такие страны как Древний Египет, Вавилон, Ассирию и способствовали интенсивному культурному обмену между различными цивилизациями. Джавахарлал Неру был совершенно прав, когда назвал кочевников ”выносливыми жителями пустынь и степей”, а верблюда “кораблем пустыни”. Он подчеркнул, что быстроногие лошади и сильные верблюды всегда были неразлучными спутниками кочевых народов и помогали им выжить. Это может также объяснить, почему двугорбый верблюд-бактриан и быстроногие бактрийские лошади так высоко ценились во всей Малой Азии и на Ближнем Востоке. В некоторые исторические периоды бактрийская лошадь стоила целую дюжину молодых сильных рабов.
Тот факт, что ассирийцы любили двугорбых верблюдов и использовали их в повседневной работе, подтверждается гравюрой, относящейся ко времени Короля Шалманезера (девятое столетие до нашей эры), изображающей двугорбого верблюда, пожертвованного королю. До этого времени двугорбые верблюды были неизвестны в Ассирии. Королевская летопись, относящаяся ко времени завоеваний Ашурназирпала говорит нам, что в различных регионах Бактрии, в Нисе и особенно в Мерве, подати нужно было отдавать не только золотом и серебром, но также лошадями и верблюдами.
Судя по значению имени пророка Заратуштры “владелец желтого верблюда” мы можем предложить, что он, возможно, жил или в Бактрии или в одной из прилегающих областей.
Имя, сама жизнь, родина Заратуштры, период, когда он начал получать откровения и говорить как пророк, являются предметом постоянных научных дебатов. Большинство исследователей Авесты и древних документальных источников сходятся к общему мнению, что отца Заратустры звали Порушасп, а его фамилия была Спитама. Они также говорят, что Заратуштра проживал в Бактрии. Некоторые ученые думают, что он родился в Хорезме, другие считают, что он был рожден или в Азербайджане или в местечке, которое называют Рей, существующем и по сей день в Иране.
Споры и дебаты ведутся также вокруг таких вопросов, как, где были написаны святые книги Авесты, и куда учение Заратустры распространилось впоследствии. Место, где Заратуштра родился и начал выражать свою веру, можно рассматривать как родину Авесты и источник, откуда зороастризм стал распространяться.

Бируни в своем труде Озор-ул-Бокия, поддерживает идею, что Заратуштра родился в Азербайджане и говорит нам: “Тогда Заратуштра появился, белый сын Тумона. Он принадлежал людям Азербайджана и происходил от Манучехра. Он был рожден в благородной семье священника. Он начал проповедовать в тридцатый год правления короля Виштаспа”.
Верно, что ученый может выдвигать любую гипотезу, он может основываться в своих исследованиях на любых частных фактах, но в этом случае исторические факты и письменные источники не соглашаются с вышеупомянутой теорией. Согласно греческому философу Ктесусу, который жил в 416 - 399 годах до нашей эры, служил придворным врачом во дворце Иранского Короля Ардешира II, и имел доступ к огромной библиотеке короля, Заратуштра прибыл из Бактрии. Трудно вообразить, что Ктесус, служащий при дворе иранского короля, автор “Истории Парса”, мог сказать, что Заратуштра был рожден в Бактрии вместо Ирана, если он не имел на то достаточных оснований. Академик Б. Гаферов также упомянул этого греческого философа и написал, что согласно древней легенде Заратуштра, возможно, проживал в Бактрии: “Эта легенда была связана c греческим философом Ктеcусом, жившим в конце пятого начале четвертого столетия до нашей эры”.
Есть и другие доказательства, которые подтверждают, что Заратуштра прибыл из Бактрии, это имена его отца, друзей, врагов и других людей, связанных с пророком, которые упоминаются в Ясне и других книгах Авесты. Авеста говорит нам, что имя его отца Порушасп и что он был “грядущий человек, чтобы извлечь сок хаомы и получить его божественную часть”.
Священная книга “Дабистони Мазохиб” (Руководство по дисциплине) описывает примерно следующую родословную пророка: “В те дни жил человек по имени Порушасп, сын Тапироспа из рода Фаридун. Его супругу звали Дугдуя, и эта благочестивая женщина также происходила из рода Фаридун. Бог благословлял их обоих, и она родила Заратуштру”.
Ясна и Гаты также упоминают о некоторых далеких предках Заратуштры, таких как Хаячатасп (Ясна 46:15), Ситамон (Ясна 13:114). Есть и другие факты о Заратустре, это название его племени - Спитама (Ясна 46:15), имена его последователей - Виштасп, Джамасп, Фарашустра и Фрион из Турана. В другой части Авесты сказано, что Заратуштра женился на девушке по имени Кхува, которая была либо сестрой, либо дочерью Фарашустры, визиря короля Виштаспы. Заратуштра имел трех сыновей Иствастру, Урвататнара и Хваречитра и трех дочерей Френи, Трити и Поручисту. Одна из его дочерей женилась на Джамаспе, а кузен Заратуштры по имени Мадьюманкх был пылким последователем его учения.
Имена с окончанием на “асп” были широко распространены в Бактрии. Мы можем найти много бактрийских и созвучных им имен среди людей рода Заратуштры (например, имя Тамирасп не упоминалось до семнадцатого века, но один из отдаленных предков Заратуштры, Хаедозатасп был упомянут в Авесте).
Даже короли династии Каюнидов имели подобные окончания в своих именах: Лукрасп, Виштасп и другие. Окончание “асп” в именах предков Заратуштры, так же как и окончание “уштра” в его собственном имени приводит нас к заключению, что или предки пророка или он сам проживали в Бактрии.

Приведем еще одно доказательство, что не только пророк Заратуштра, но и сами священные писания Авесты связаны с Бактрией. Это становится очевидным из географических названий местностей, упомянутых в Авесте. Например, первая глава Видевдата (или Вендидата) дает нам названия шестнадцати благих земель, которые были созданы Ахура Маздой и где арийцы жили:
1- Ариана Ваэджа с ее тучными пастбищами и лугами.
2- Гава Сугда с его обильным травянистым пастбищем, где Бог создал быка, от которого все животные произошли.
3- Моура (Мерв) с его неукротимыми воинами, борющимися против силы зла;
4- Бахди (Бактрия) высоко держащая знамя.
5- Харойва (Герат) с ее жизнью, дающей воды.
6- Вэкерта с ее главным городом Дузак.
7- Урва с его преуспевающими городами и зелеными пастбищами.
8- Канепта со столицей Вэхркана.
9- Харахвати Зеборо.
10- Хаэтумант с его сокровищами и хварной.
11 - Рага с его городами и мудрецами.
12- Чахра с его городами и известными воинами.
13- прямоугольная Варна, дом Фаридуна, героя, что убил трехголового монстра.
14- Хаптахинда с его превосходными странами Пенджаб и Кашмир.
15- Ранха, которая управляется без правителей.
16- Ирвад Канда с ее землей и городами.
(Вендидад, глава 1)

Другие части Авесты упоминают такие географические названия как Хорезм, Туз и реки Даития, Хороб (Пяндж), Чароб (Нукча), Андакхум (Андикоу), Дану (Сырдарья), Зарнушати (Зеравшан). В них говорится о Барушоне (области Бадакхшана), горах Падхвангар (горы Вахшвор), о Куминсе в пригороде Хорезма и Хиссаре в Таджикистане. Почти все места, названные в Авесте расположены в современной Средней Азии и Северном Афганистане.
Хотя больше чем две тысячи лет прошло с первого упоминания этих географических мест, большинство их названий, сохранилось неизменным или подверглось лишь незначительным фонетическим изменениям. Все еще широко используются таджиками такие названия как: Согдиана, Мерв, Бактрия, Герат, Рог (Рага), Химанд. Все это подтверждает очевидность того факта, что формирование географической картины этой области устанавливалось в то же самое время, когда распространялась зороастрийская религия. С тех пор, как зороастрийские ритуалы и обычаи зародились на этой земле они стали существенно влиять на жизнь Балха, столицы древней Бактрии. Доктрины, проповедуемые Заратуштрой, первоначально получили поддержку при дворе короля Виштаспа. Академик Гаферов имеет веские причины утверждать, что “Бактрия, высоко держащая знамя, стала одной из первых стран, где зороастризм был установлен как господствующая или очень влиятельная религия.
Таким образом, все источники Пехлеви, исторические рукописи и хроники сходятся к одному, что учение Заратуштры зародилось в Балхе, там же и была написана первая Авеста во времена правления короля Виштаспа.
Шахнаме Фирдоуси также сыграло немаловажную роль в широком распространении Зороастризма и большого воздействия этого учения на умы людей. Все документальные источники без исключения описывают прибытие Заратуштры в Балх, и то, как он занял высокое положение при дворе, получил признание как пророк и религиозный деятель. Нет абсолютно никаких источников, указывающих на происхождение пророка из местечка Рей, что в иранском Азербайджане. Пророк принадлежал к той же самой этнической и племенной группе, что и жители Бактрии, он говорил на том же самом языке, на котором говорили бактрийцы. Именно в Бактрии доктрины его религии были записаны в священную книгу. В Кундузе, области в современном Афганистане, с незапамятных времен существовало поселение по имени Rog, возможно, некоторые европейские ориенталисты перевели это название как Rey, расположенный в Иране.

Все же более детальные исследования, помогают понять, что и пророк Заратуштра, и Авеста ведут свое происхождение из Бактрии, это подтверждают и труды Геродота. Греческий историк считает, что королевство Мидия (которое поглотило впоследствии и иранскую провинцию Парс, и Азербайджан) появилось как результат объединения отдельных племен. Согласно Геродоту, население Мидии состояло из людей, принадлежащих шести различным племенам. Ученые думают, что только одно из этих племен - аризонты имело некие общие корни с ариями.
Видные специалисты по истории Мидии И.Дьяконов и И.Алиев, написали в своих трудах, что арии "стремительным потоком на быстрых лошадях" нахлынули на Мидию из Средней Азии, после они заселили Парс и соседние страны. Возможно, что аризонты, название которых является производным от слова Арта (божественная правда), говорили на языке, принадлежащем арийской группе языков.
Согласно И.Дьяконову, арии в Средней Азии не имели ничего общего с местными племенами, их язык сильно отличался от местных наречий Мидии и Парса. В книге по истории Мидии Дьяконов пишет: “слово 'Pansya' на аккадском языке родственно слову 'Pansana', что означает “отдаленный” или «край». Местоположение иранской провинции Парс соответствует южной части страны по имени Замуа, которая была упомянута в тексте, созданном во время Ашурбанипала... Нужно подчеркнуть, что весьма схожие по общему представлению названия - Парс и Персия - не имеют ничего общего, кроме их корня, означающего “отдаленный район”. Таким образом, нет никаких причин думать, что Парс был прародиной персов, которые предположительно оставили эту область в конце восьмого - середине седьмого столетия до нашей эры.
Заключительное свидетельство, подтверждающее очевидность того, что Древняя Бактрия была колыбелью зороастризма, может быть найдено в языке и стиле Авесты. Согласно В.Гаферову: “некоторые лингвистические характеристики Авесты, включая диалекты на которых Гаты были написаны, многие ученые соотносят с восточно-иранскими языкам”.
Много столетий протекло с тех пор, как язык Авесты широко употреблялся, а затем стал мертвым языком. Хотя трудно установить границы территории, где на этом языке когда-то говорили, некоторые ученые придерживаются мнения, что эта территория включала Бактрию и Мерв. Образцы письменного текста под названием ”Паули Дуаурунт” (Мост Дурунт), которые были найдены возле Кабула, считают подлинным источником, написанным на авестийском языке. Ученый Ф.Алфейм уверен, что именно на этом языке говорили в Бактрии.

Некоторое время спустя, в поддержку этого мнения выступил видный ориенталист Э.Бертелс. Он написал, что язык на котором была составлена Авеста когда-то использовался в Хамуне, расположенном восточнее Балха и северо-западнее Мерва. Вот почему, некоторые ученые называют авестийский язык старым языком Бактрии. Впоследствии, во время расцвета греко-бактрийского государства (с четвертого по второе столетия до нашей эры) и особенно во времена правления династии Кушанов этой великой империей, бактрийский язык утратил много архаичных элементов, типичных для языка Авесты, но нет никакого сомнения в том, что авестийский язык когда-то использовался на всей территорий Бактрии. Другими словами колыбель Зороастризма – это Бактрия, именно здесь текст Авесты был изложен письменно в виде священной книги.
В заключении хотелось бы сказать, что многие из принципов зороастрийской религии оставили глубокий отпечаток в сознании людей. Заповеди, запрещающие убийство животных, когда они беременны и вырубку деревьев, когда они цветут, свято соблюдаются сегодня. Вода, земля и огонь должны быть защищены от любого загрязнения. Благовония до сих пор сжигаются, чтобы не подпустить к человеку болезнь и защитить его от сил зла. Да и множество других обычаев и примет со всей очевидностью указывают на то, что в каждом таджикском доме учение Заратуштры живо и по сей день.
Позвольте выразить надежду, что и в новом тысячелетии таджикские люди продолжат жить под духовным водительством Заратуштры, пророка правды и света.

Журнал “Иран Замин”, том.3, №2, февраль 2003

Разделы