Зороастризм - Учение о Добре и Зле

Кто-нибудь может возразить, что поскольку существует множество противоположностей, как то: добро и зло, свет и тьма, благоухание и - зловоние, жизнь и смерть, здоровье и болезнь, радость и боль и т.д., то тогда должна быть и множество разнообразных принципов. Ответ таков: несмотря на то, что противоположности могут носить разные имена и быть многих видов, все же они сводятся к двум именам, которые подобны семени, заключающему в себе все остальные — это Добро и Зло. Разнообразие имен и видов, существующее кроме них, представляет собой лишь ветви, развивающиеся из этих двух семян; и нет на свете ничего, что не охватывали бы эти два принципа.
«Сиканд Гуманин Вазар. Глава VIII»

zoroastrians_fire_temple.jpg
Зороастризм - древнейшая духовная традиция, в лоне которой взросли семена современных мировых религий. К величайшему сожалению, в силу исторически сложившихся обстоятельств, традиция эта была предана забвению, и в настоящее время большинство наших современников имеют весьма смутное представление о зороастризме или маздаяснийской религии, названной так по имени верховного божества -Мазды Ахуры.
Редакция альманаха не ставит перед собой задачу по «реанимации» древнейшей монотеистической религии мира - в этом нет никакой необходимости, поскольку Религия Огня и Света жива по сей день и будет жить до тех пор, пока в жилах людей будет течь горячая кровь древних огнепоклонников. В настоящее время более миллиона персов исповедуют космическую религию своих предков на своей исторической родине, и еще более трехсот тысяч парсов, рассеянных по всему миру, поклоняются единому Творцу Вселенной - Ахура-Мазде - в самых различных уголках нашей планеты.
Зороастризм является первой монотеистической религией, основоположник которой — пророк Заратуштра — возвестил о едином Творце Вселенной еще во времена позднего неолита — на границе III и II тысячелетий до н.э. Главным содержанием религии Авесты и основным требованием к верующим является необходимость руководствоваться понятием истины и добра в мыслях, словах и деяниях.
«Благая мысль, благое слово и благое дело» составляют морально-нравственную триаду зороастрийской этики. Следование этому основному авестийскому канону гарантирует верующему уверенность в настоящем и завтрашнем дне. Зороастрийцы убеждены, что благомыслие, благословие и благодеяние способны обеспечить им материальное благополучие в земной жизни и духовное заступничество светлых сил в жизни души после того, как она покинет физическую оболочку.
Наш мир двойственен, и основоположник авестийской религии - пророк Заратуштра, объективно оценивая происходящие вокруг явления, сумел придать своим наблюдениям законченную форму, которая выразилась в основном постулате зороастрийского учения: весь мир разделен на два враждующих лагеря, и все зло воплощенного мира происходит не от Бога — Творца Вселенной, а от его врага — Духа Разрушения Ахримана.

Дух Истины — Творец Ахура-Мазда — создал саму жизнь, к его творениям относятся такие благие стихии, как огонь, воздух, земля, вода, животные, растения и человек. Враг всего живого — Ахриман — породил демонов смерти, болезней, нищеты, зависти, лени, похоти и страха. Он ворвался в созданный Ахура-Маздой благой материальный мир и осквернил все, что только мог. В мире появились болезни и смерть, ненависть и жадность, пороки овла¬дели людьми, и горечь разочарования пришла на смену радости жизни.
Дуальность авестийской религии заставляет последователей Зороастра смотреть на эту жизнь, как на арену космической битвы между силами Добра и Зла. Каждый истин¬ный зороастриец обязан сделать в своей жизни сознательный выбор в сторону Добра и с этого момента следовать выбранной стезе до конца своих дней. Путь верующего зороастрийца — это путь воина, пресекающего все проявления Зла, как в самом себе, так и вокруг себя.
Все человечество переживает сейчас эпоху смешения Добра и Зла, и на каждом из нас лежит ответственность за происходящее в мире. Мы все являемся участниками великой космической битвы, которая неминуемо закончится торжеством сил света и справедливости. Но каждый наш шаг, каждое действие и каждое сказанное слово способны либо приблизить, либо отдалить этот долгожданный момент.
Мистерия борьбы Добра и Зла принимает в зороастрийской традиции поистине космические масштабы — в нее вовлечены звезды, планеты, кометы и прочие космические тела. Авестийская астрологическая система базируется на представлении о судьбе человека, как о мистериальном микрокосмическом театре военных действий, в котором совокупное влияние добрых звезд и созвездий противостоит зловредному действию оскверненных планет, астероидов и разного космического мусора. Но как бы то ни было, человек сам волен распоряжаться своей судьбой, не смотря ни на какое влия¬ние космических тел, и выбор в своей жиз¬ни он должен совершить самостоятельно. Зороастрийцы убеждены, что звезды склоняют, но не обязывают.
Что касается сознательного выбора, то в авестийской традиции его должен совершить каждый человек, вступающий в лоно зороастрийской церкви. Обычно это происходит по исполнении пятнадцати лет. К этому возрасту инициируемые юноши и девушки обязаны ответить на ряд вопросов, касающихся основных положений религии, среди которых есть и вопросы о природе Добра и Зла. Каждый, кому повязывается священный пояс кушти — символ принадлежности к маздаяснийской религии, беря на себя тяжкое бремя религиозного долга, состоящего в неукоснительном следовании правилу «Хумат, Хукст, Хуварст» — «добрые мысли, добрые слова, добрые дела», обязан дать ответы на следующие вопросы:

«Кто я есмъ? Кому я принадлежу? Откуда я пришел? И куда я вернусь? Из какого я рода и племени? Какова моя роль и каков мой долг на земле? И какова моя награда в этом мире, куда я пришел? Вышел ли я из невидимого мира или всегда был в этом мире? Принадлежу я Хормазду или Ахриману? Принадлежу я богам или демо¬нам? Добрым или нечестивым? Человек я или демон? Сколько путей ведет к спасению? Какова моя вера? Что идет мне на пользу? Кто мне друг, а кто враг? Существует ли один первопринцип или их два? От кого исходит добро, а от кого зло? От кого свет, а от кого тьма? От кого благоухание, а от кого зловоние? От кого порядок, а от кого разрушение его? От кого милосердие, а от кого безжалостность?».

Чтобы дать ответ на подобные вопросы, необходимо иметь собственную точку зрения на окружающую действительность, и те юноши и девушки, которые сумели ответить на все вопросы пристрастного ритуального допроса, с этого момента считались мужчинами и женщинами — полноценными членами зороастрийской общины.
Личная ответственность каждого индивидуума за совершенные им деяния ставится в зороастризме превыше всего, поскольку это учение не приемлет концепции о том, что смерть одного человека может искупить грехи всего человечества. Каждый должен внести свою лепту в дело восстановления утраченной изначальной гармонии мироздания, ибо человек, согласно зороастрийскому космогенезису, является высшим из созданий Творца, и именно ему принадлежит почетное право менять окружающую действительность. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, воспринимается зороастрийцами как самая высшая ценность. «Доброй Религии», как называют ее сами исповедующие зороастризм, неизвестен догмат о первородном грехе, ибо все, что было сотворено Господом, является благим по определению, а поскольку Человек — венец творения, то он от Бога наделен большей силой, большим умом, а значит, и большей властью над чудовищными порождениями Ангра-Манью.
Все перечисленные достоинства человека являются лишь гранями драгоценного камня бессмертной души, которую господь Бог вдохнул в человеческое тело и которая, будучи очищенной от зла, начинать сиять подобно бриллианту. Это сияние, внутренний свет, исходящий от человека, зороастрийцы называют словом Хварна — Благодать Божья. Сподобиться Благодати, значит, стать святым и неуязвимым для зла. Ореол святости, изображаемый на христианских и буддийских иконах, как нимб, впервые нашел отражение в персидском искусстве, воспевавшем мужество, героизм и царственное величие лучших из людей, являвшихся для других истинным примером праведности, мудрости и доброты.
Отличительной чертой учения Заратуштры, по сравнению с другими религиями, является уважительное отношение к воплощенному миру. Авестийские тексты утверждают, что и духовный и материальный миры являются благими творениями Господа Ахура-Мазды и относиться к материальным ценностям следует также уважительно, как и к духовным. Если некоторые религиозные традиции утверждают, что бессмертная человеческая душа заключена в грязную физическую оболочку и целью существования видят уход из материального мира, то зороастризм, напротив, утверждает необходимость поддержания благополучия физического мира, поскольку он является совершенным созданием Господа и в настоящее время выполняет функцию «ловушки» или тюрьмы для Духа Зла — Ангра-Манью. Только жизнь может победить смерть, и эта философская истина легла в основу зороастрийской доктрины о борьбе двух космических начал. Поддержание жизни — вот самая главная и самая священная религиозная обязанность человека. Материальный мир был создан Творцом, как оружие для борьбы с Духом Разрушения, и уклонение от борьбы со Злом в материальном мире является отказом от исполнения Воли Божьей. В этом заключается коренное отличие зороастризма, требующего активного участия человека в космической битве от других восточных религий, побуждающих своих адептов к созерцательному бездействию, а также и от христианства, нивелирующего индивидуальную роль человека и полностью ставящего его в зависимость от Воли Божьей.

Свободный выбор человека ставит его в положение военнообязанного в армии светлых сил. Небесные иерархи ведут свою битву на космических просторах. Поле боя каждого человека — это, прежде всего, его собственные дух и душа, нуждающиеся в постоянном совершенстве и развитии, а также его тело, требующее к себе не меньшего уважения и внимания, ибо мир материи не менее важен мира духовного. Безразличное, неуважительное отношение к телу для зороастрийцев просто неприемлемо. Они избегают крайностей, не изнуряя тело длительными периодами поста и воздержания, но и не предаваясь разврату и чревоугодию. И то и другое для них одинаково греховно и далеко от изначально гармоничного состояния. Гармония — вот основное мерило всех материальных и духовных ценностей для тех, кто исповедует древнюю и в то же время молодую, как сама жизнь, религию Ахура-Мазды.
Тело в понимании зороастрийцев — храм души и поддерживать его следует в чистоте. Ритуальные омовения составляют важную часть не только зороастрийского богослужения, но и непременное условие повседневной жизни последователей Заратуштры. Чистота поступков и слов невозможна без чистоты мыслей, а для зороастрийцев, гордящихся тем, что они исповедуют «Чистую» Религию, понятия внутренней и внешней чистоты просто неразделимы. Омовение тела и уборка жилища превращаются из обычных требований санитарии в некий сакрализованный акт борьбы с нечистью. В космической битве все имеет значение, а потому поддержание чистоты и здоровья физического тела, так необходимого душе для борьбы со Злом в воплощенном мире, является для зороастрийцев первейшей обязанностью.
Здоровье, как физическое, так и душевное, считается высшей ценностью человеческого существования, и современные зороастрийцы по праву гордятся тем, что честь основания такой важной науки, как медицина, принадлежит их далеким предкам. «Просвещенные» греки, движимые безумным гением Александра Македонского, испепелив Авесту, написанную золотом на двенадцати тысячах воловьих шкур, переписали все-таки главы, касающиеся астрономии, геометрии и медицины. С четвертого века до н.э. начался расцвет, так называемой, «греческой» медицины, но стоит лишь посмотреть на одеяния зороастрийских священников, которые не претерпели никаких изменений на протяжении уже более чем трех тысяч лет, и сразу же станет ясно, кто все-таки является основоположником медицины.
pars svyasenik.gif

Костюм зороастрийского жреца выглядит следующим образом: белые штаны, белый халат, белая шапочка и непременное условие — белый падан — повязка, закрывающая нос и рот, для того чтобы священник не осквернил дыханием чистое пламя, являющееся символом Ахура-Мазды. Человек, не знакомый с авестийской традицией, увидев собрание зороастрийского жречества, наверняка подумает, что перед ним конгресс врачей, и в каком-то смысле будет прав, поскольку с давних пор зороастрийские маги являются еще и целителями. Борьба с болезнью — это изгнание беса, и то, что в христианстве приняло форму экзерцизма, издавна являлось основным содержанием Ясны — зороастрийской литургии. Изгнание бесов — цель не только богослужения, но и самой жизни зороастрийцев, видящих в ежедневном труде свой высший религиозный долг. Благой труд, направленный на поддержание благого материального творения Господа, не просто облагораживает человека, но и ведет его к самому Богу, что также является оригинальной концепцией, выделяющей зороастризм из числа других религий.
Любая творческая, созидательная деятельность является для зороастрийца священной по определению, поскольку лишь в этом человек может уподобиться Великому Создателю всего сущего. Оппонент Господа Бога, извечный враг всего живого - Дух Разрушения Ангра-Манью — является воплощением космического и земного Зла, проникающего в благие творения с целью их разложения и аннигиляции. Дух Зла не в состоянии создать что-либо, и все его ужасные порождения являются лишь уродливым результатом попытки повторения того, что было создано Господом Ахура-Маздой. Са¬ма природа Зла отрицает творческий принцип, а потому творчески одаренные люди являются особенно опасными для Духа Зла, поскольку своим трудом они в состоянии поддерживать и увеличивать благие создания Творца. Посему во все времена за души талантливых людей шла непримиримая война между темными и светлыми силами, и далеко не всегда она заканчивалась победой последних.

Существование Зла возможно лишь до тех пор, пока сам человек позволяет ему гнездиться в своей душе и исподволь разрушать высшее из созданий Господа Бога. Безусловно, похвален любой созидательный труд, но более всего ценна работа над самим собой, ибо невозможно очистить пространство вокруг себя, не очистив себя изнутри. Конечно, тяжело преодолеть инертность, лень и нежелание что-либо менять в себе и вокруг себя, но это есть единственно возможный путь эволюции человеческого существа, ведущий к пониманию Воли Божьей, заключающейся в искоренении Космического Зла во всех его проявлениях.
Человеческая жизнь в понимании зороастрийцев — лишь краткий миг в длительном существовании бессмертной души, которая нисходит в тело на некоторое время, а после разрушения физической оболочки возвращается к своему космическому первоистоку — Фравахару. Фравахар в представлении последователей Зороастра представляет собой некое средоточие человеческих душ, с которого начинается и в коем заканчивается странствие каждой отдельной человеческой души. Фравахар — это некий мировой разум, можно даже сказать мировая душа, объемлющая все благие создания Господа. Составляет Фравахар собрание Фравашей — духов предков и ангелов-хранителей человечества.
Согласно пехлевийскому космогоническому тексту «Бундахишн» («Творение основ»), Фраваши — предки человечества, существовавшие в духовном мире, приняли решение сойти на землю в физическом теле
дабы оказать помощь Господу Хормазду в деле борьбы с силами Зла. Они совершили свободный выбор и обрели физическое воплощение, они дали жизнь человечеству как священный дар и как священное бремя, слагать которое со своих плеч мы не имеем ни малейшего права. Мы — лишь звенья в длинной цепи рождений, и наша жизнь — не более чем один единственный шаг в бесконечном пути эволюции человеческого вида. Цепочка рождений не должна прерываться, иначе смерть победит жизнь, и злокозненный Ахриман восторжествует. Люди должны продолжать свой род и стараться обогатить собственную природу, развивая в себе все то лучшее, что досталось им по наследству — в этом состоит священный долг каждого человека перед его собственным родом, перед его ближайшими и далекими предками — Фравашами.
Жизнь налагает на каждого добропорядочного зороастрийца не только ответственность по отношению к Фравашам — предкам, но и по отношению к собственным детям, поскольку последние являются гарантом продолжения рода и надеждой на его процветание. Наследие духовное и материальное, которое мы оставляем своим потомкам, должно стать прочной опорой для их дальнейшего роста, и если мы действительно любим собственных детей, мы должны сделать все возможное, чтобы они выросли добрыми, полноценными в физическом и духовном смысле людьми, способными противостоять агрессивному натиску сил Зла. За то, какими вырастут наши дети, нам придется держать ответ на Высшем суде, избегнуть которого не удастся никому.

В зороастрийской традиции сложилось представление о том, что каждому человеку предстоят два страшных суда. Первый суд состоится сразу после смерти человека, и на этом суде справедливые судьи загробного мира положат на весы мысли, слова и деяния обвиняемого. Если сумма добрых дел превысит сумму злых деяний, перед душой человека откроются врата рая, и его собственная совесть в образе прекрасной девушки проведет душу покойного через Разделяющий Мост Чинвад. Тем же, чьи грехи перевесят благодеяния, суждено сорваться в бездну ада с высоты моста Чинвад. Но это
лишь первый суд — посмертный суд над душой.
Второй страшный суд ожидает человека после восстания из мертвых. На этот раз суду будет подвержено человеческое тело, которое, согласно зороастрийской эсхатологии, будет восстановлено Сошьянтом (Спасителем) специально для того, чтобы человек испытал физически все заслуженные им радости или же страдания. То обстоятельство, что человеческая природа имеет две стороны, материальную и духовную, натолкнуло Зороастра на мысль о том, что человек должен предстать перед судом и быть вознагражден или же наказан с обеих сторон его сущности. Время после смерти и до восстания из мертвых человеческие души пребывают в раю или же в аду по приговору посмертного суда. Но ни то, ни другое не вечно. Ад в понимании зороастрийцев является временным, а не вечным местом искупления грехов. По истечении установленного срока все души покинут места своего пребывания и вновь войдут в давно покинутые ими тела для того, чтобы пройти последнее испытание и очищение в реке расплавленного металла. Для праведников эта огненная река покажется парным молоком, грешники же испытают все возможные физические страдания в той мере, насколько они сами были заражены грехом. Огненный металл выжжет зло из человеческих душ, которые обретут вечные и нетленные тела, прекрасные и совершенные. Весь мир пройдет очищение в космическом пламени, и настанет новое Время, в котором не будет места злу, смерти и разрушению.
Зороастризм — уникальное учение, которое, не смотря на свою древность, никогда не станет старым, поскольку его несложные и чистые положения всегда будут доступны уму, как мудрых философов, так и простых земледельцев. Эта религия, как никакая другая, обращает свое внимание, прежде всего, на человека, являющегося высшим и наиболее ценным из Божьих созданий. Человек от Бога наделен властью творить добро, и лишь выполняя эту священную миссию, мы можем возблагодарить Создателя за радость земного существования.

Разделы: 
Rus
04 Шахревар день.
11 Вохумана месяц.
3754 год ЗРЭ

Шахревар день (Ав. Кшатра Варья) 'Желанная Власть'. Покровитель металлов.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 09:37
Завтрашний день начнется в: 09:35
Текущее время Аивисрутрим-гах, осталось 05:58 часов.
Ушахин-гах будет в 01:09 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники

Зервано-зороастрийские праздники