Пора открывать Индию

Журнал "Митра" № 11 2004 год

Светлана Каменева г.Пермь

http://www.moo-sofiya.narod.ru/interes/indst.html

Парсийская колония Дадар

В конце января 2003 г. судьба подарила мне замечательную возможность стать участником 18-го Международного конгресса по нетрадиционной медицине и духовным наукам, ежегодно организуемого в Бомбее зороастрийским колледжем. Отправляясь в Бомбей, я и не предполагала, что попаду на такой форум, просто планировала погостить несколько дней у своей знакомой парсийки доктора Махрукх Джоши. Доктор Махрукх – очень уважаемый человек в парсийской колонии, известный педиатр в Бомбее. Несмотря на свой преклонный возраст и отнюдь не отменное здоровье, Махрукх продолжает активно работать, консультируя и принимая десятки пациентов в день. Махрукх давно мечтала побывать в России и летом 2002 года вместе со своими сестрами она приехала в нашу страну по турпутевке. Правда, визит был недолгий – три дня в Москве и два в Санкт-Петербурге, но и за столь короткий срок ей удалось встретиться и познакомиться с представителями московской зороастрийской общины. И сейчас она с теплом вспоминала девушек из московской общины, которые посвятили ей день в Москве и сводили в музей А. С. Пушкина. Если Бог даст здоровья, Махрукх хотела бы еще раз приехать в Россию, посетить места, связанные с арийской культурой, – Аркаим и страну городов. Она считает, что зороастрийцы должны устремиться на свою древнюю прародину, чтобы прочувствовать дух давно минувших эпох славного расцвета арийской цивилизации.
Дом Махрукх расположен в самом начале парсийской колонии. Это добротный 4-этажный каменный особняк с колоннами, построенный еще в 20-е годы XX века. Квартира Махрукх занимает весь второй этаж дома. Раньше семья Махрукх была многочисленной, но, как и многие молодые парсы, ее дети не захотели жить в Индии и уехали в Соединенные Штаты Америки. Сейчас Махрукх живет одна, но родственные связи очень сильны у парсов, каждый день в гостях бывает кто-нибудь из родственников, одних племянниц и кузин столько, что имена всех и не упомнишь. Интересен и интерьер квартиры: кафельный пол с красивым орнаментом и основная мебель находятся здесь с момента постройки дома, за 80 с лишним лет никакая мебель из квартиры не выбрасывалась, а лишь добавлялись отдельные необходимые вещи. Так, сейчас рядом с изысканным шкафом красного дерева соседствует деревянная кроватка для малыша до 3 лет, и хотя в такой кроватке нет необходимости (внуки Махрукх уже вышли из этого возраста и ни разу не были в Индии), но все, что вошло когда-то в дом, тщательно и бережно сохраняется, а подобная эклектика стилей не вызывает диссонанса, ведь главное, чтобы к вещам относились с любовью.

ind_02.jpg
В гостях у Махрукх Джоши.

Алтарь в доме Махрукх занимает центральное положение, на нем расположены фото всех знаменитых предков и родственников, многие из них были мобедами. Отец Махрукх – известная личность в парсийской колонии, сам, будучи мобедом, он написал немало книг по богослужению. В середине жизни, став полным вегетарианцем, он призывал парсов последовать его примеру, аргументируя на основании древних текстов это тем, что в старину зороастрийцы были вегетарианцами. Над фотографиями предков возвышается большой портрет Заратустры. Любопытно, что волосы у Заратустры светло-русого, соломенного цвета, да и лицо чисто европейское. Такие изображения светловолосого Заратустры встречались мне потом не раз в зороастрийском колледже и в домах других зороастрийцев. Перед алтарем днем и ночью горит маленькая настольная лампа, сделанная в форме свечи с эффектом пламени. Окна квартиры выходят на центральную улицу парсийской колонии, хотя на ночь мы не закрывали окон, а просто задергивали шторы – шума и гвалта улицы, этого неотъемлемого колорита Индии, мы не слышали, в парсийской колонии царили мир и покой. Вся главная улица застроена особняками, похожими на дом Махрукх, вдоль дороги растет много пальм, акаций и других круглогодично цветущих растений. Здесь есть сады, парки отдыха, где по выходным играет духовой оркестр, проводятся вечера джазовой музыки.
Если рядовой индус попадет в парсийскую колонию из центральных, вечно грязных и шумных районов Бомбея, где вдоль дорог приютились лачуги-времянки, сооруженные наспех из картона, жести и чего попало, то бедняга вообразит себя вознесенным прямо в Гаро-Деману (Рай). Для меня до сих пор остается загадкой – каким образом лимитируется движение по улицам парсийской колонии? На въезде в колонию нет ни шлагбаумов, ни ограничительных знаков, но как только проезжаешь статую господина Махчержи Джоши (еще одного знаменитого родственника нашей хозяйки), символизирующую начало парсийской колонии, как сразу ощущаешь, что поток машин стал в десяток раз меньше и можно вздохнуть свободно. Очень радуют взгляд автомобили парсов, почти у всех на заднем стекле большой символ Ашо Фаруха. Когда несколько дней спустя мы ехали в зороастрийский колледж в Санджан за 280 км к северу от Бомбея, то неоднократно на сельских дорогах нам попадались автомобили с таким зороастрийским знаком, все дружно радовались – «наши едут».

И еще отметим кое-что на автомобильную тематику. Все машины днем и ночью мирно стоят у домов парсов без какой-либо сигнализации, хотя в большинстве своем это довольно дорогие импортные модели, которые в нищей Индии стоят просто фантастически. Парсы искренне удивлялись, когда слушали наши рассказы о том, что машину могут не просто угнать, но также снять колеса и вообще разобрать на запчасти, они просто не могли представить себе такого. Так же легко, ни на минуту не задумываясь, они передают своих железных коней во временное пользование родственникам, друзьям, знакомым. Я представила, как такая передача выглядела бы в России, сколько слов было бы сказано: «там не поцарапай», «здесь не запачкай», тут же совершенно спокойно – сбросил ключи от машины с балкона и пользуйся, если надо.
Особая атмосфера царит в парсийской колонии ранним утром. Начиная с 7 часов, к каждому дому поочередно подъезжают мальчики на велосипедах, одни развозят по квартирам газеты, другие – свежее молоко, третьи – горячий хлеб и лепешки, остальные – готовые блюда индийской кухни, пиццу, пирожные, мороженое и прочие деликатесы. В это же время на улицы выходят мойщики машин. Если лень одолеет парса, то он может несколько дней не выходить из дому, все продукты, что закажешь, будут доставлены на дом с неукоснительной точностью (редкой для Индии в целом). В целях экономии можно ограничиться хлебом и молоком, которые доставляются ежедневно во все дома без дополнительной оплаты за доставку.
От первого дня в Бомбее осталось чувство неудовлетворенности, потому что не было времени погулять и подробнее рассмотреть храм огня парсийской колонии, нам показали его только из окна автомобиля, когда проезжали мимо. Конечно, мы знали, что вход внутрь разрешен только для парсов, но хотелось постоять у ограды, почувствовать особые вибрации. В дальнейшем, при поездке в Санджан мы были вознаграждены сполна, подъехав к пяти самым древним храмам огня Индии, в некоторых местах пообщавшись с мобедами и погуляв в окрестностях действующей дакмы, но об этом будет отдельный рассказ.

Конгресс по нетрадиционной медицине

ind_06.jpg

Сразу как мы приехали, Махрукх сказала, что время для визита выбрано очень удачно. В Бомбее с 30 января по 1 февраля проходит ежегодный международный конгресс по нетрадиционной медицине. Главный организатор и идейный вдохновитель конгресса – президент зороастрийского колледжа профессор Мехер Мастер Мусс – планирует также по окончанию конгресса свозить всех желающих в зороастрийский колледж. Конечно же, мы согласились участвовать в обоих мероприятиях. Утром следующего дня нас отвезли в русский культурный центр, где проходил конгресс. Дружба русского культурного центра и зороастрийского колледжа длится уже многие годы. Именно здесь ежегодно проводятся конгрессы по нетрадиционной медицине, различные презентации образовательных и благотворительных программ, организуемых колледжем. Жаль только, что русских участников на конгрессах и презентациях за всю их историю были считанные единицы, за исключением русского консула в Бомбее и директора культурного центра, которым по долгу службы приходится обращаться к собравшимся с приветственным словом.
В конгрессе 1996 года принимала участие Тамара Глоба, в 1995 году приезжал специалист по цигуну из Омска Анатолий Фирсов с показательным выступлением. Несколько лет активно участвовала в конгрессах Наталья Синх, русская женщина, вышедшая замуж за индуса из Бомбея. Наталья Синх является официальным представителем зороастрийского колледжа в России, но, как пожаловалась Мехер Мастер Мусс, в последние годы контакты с Натальей утеряны, она переехала из Москвы в Анапу и отошла от дел. В работе двух конгрессов (в 2000 г. и в этом году) принимал участие президент астрологического общества Заратуштри из Алма-Аты – Борис Федотов. Борис написал и опубликовал в Казахстане (1997 г.) книгу о Заратустре. Профессиональный журналист, он много пишет на духовную тематику и активно публикуется. Хотя лично я не совсем согласна с его методами исследования, он сильно полагается на информацию, получаемую контактерами и ясновидящими его группы, в итоге создаются зачастую необоснованные сенсации. Одна из них о том, что душа Заратустры воплотилась вновь в 1997 году в одной из стран, омываемых Тихим океаном, вызвала много дискуссий во время конгресса.

ind_07.jpg

Пожалуй, самым плодотворным и полезным гостем с территории бывшего СССР для зороастрийского колледжа оказался Рустам Абдукамилов – президент зороастрийского анджомана в Узбекистане. Почти месяц прожил Рустам в зороастрийском колледже весной 2003 года, работая с литературой в обширной библиотеке колледжа, совместно с работниками колледжа и учеными из Таджикистана он принял участие в подготовке к печати Кхордех Авесты с транскрипцией русским шрифтом.
В конгрессе этого года приняло участие свыше 100 делегатов из разных стран мира. Среди зарубежных делегаций наиболее многочисленной оказалась группа из Тайваня (около 20 человек). Присутствовало 4 американца, несколько канадцев и англичан. Основная масса участников была из Индии, Шри-Ланки, Непала и Мозамбика. Отправляясь на первое заседание, я была настроена весьма скептически, вспоминались наши конференции подобного рода, где собирались «целители всея Руси», экстрасенсы, контактеры и совсем невменяемые лица, объявлявшие себя воплощениями божеств. Конгресс по нетрадиционной медицине в Индии разительно отличался от подобных мероприятий в России. Это серьезный научный форум, основными докладчиками на котором были профессора, доктора наук, уважаемые мобеды, пандиды, ламы и католические священники. Организации конгресса могла бы позавидовать даже наша академия наук, большинство докладов было снабжено мультимедийными презентациями. Проводилась демонстрация работы компьютерных программ по диагностике заболеваний, обучающих программ по аккупунктуре и мантра-терапии. Темы докладов были самые разнообразные и охватывали широкий спектр нетрадиционной медицины: гомеопатия, магнетизм, лечение электромагнитным полем, Кирлиан-фото, хатха и мантра йога, медитация, аккупунктура, лечение пирамидами, кристаллами и драгоценными камнями, медицинская астрология, гипноз и магия, лечебная косметология, философия васту и фэншуй, рейки, су-джок и древнеиндийская унани медицина. Трехдневная программа конгресса была составлена настолько плотно, что в последний день не отведено было даже время для обеда, чтобы все желающие успели выступить.
Конечно, хотелось бы немного подробнее остановиться на тех разделах нетрадиционной медицины, которые получили наибольшее развитие у зороастрийцев. Зороастрийский колледж имеет факультет альтернативной медицины, где изучаются все отрасли нетрадиционной медицины: аюрведа, хатха и раджа йога, система цветовой терапии Нари Вайда, лечение магнетизмом, пирамидами, биохимическими солями, маслами, различные виды массажа, рефлексотерапии и аккупунктуры и многое другое. На факультете можно познакомиться с традициями китайской и тибетской народной медицины. Зороастрийский колледж регулярно проводит месячные курсы лекций для повышения квалификации специалистов по разным отраслям медицины. Названия курсов говорят за себя, вот темы некоторых из них: природные лекарства и травы, лечение драгоценными камнями и кристаллами, здоровье души и тела через контроль дыхания, аккупунктура, питание–витамины–минералы, Искадор-терапия для лечения рака, божественное исцеление.

Еще раз хочу отметить, что все курсы ведут высококвалифицированные специалисты, имеющие многолетний опыт работы и исследований данного раздела медицины. Во время многочисленных встреч и общений с образованными и нередко высокопоставленными людьми в Индии не перестаешь удивляться их скромности и нежеланию выставлять себя напоказ. Проговорив несколько часов с человеком на равных, когда собеседник живо интересуется бытом, духовными и культурными традициями России, только в конце разговора при обмене визитками узнаешь, что общался, например, с настоятелем кафедрального католического собора из Дели или почитаемым Римпоче из Сиккима. У нас же, увы, пока все наоборот. И мне искренне жаль своих друзей, которые выбрасывают по тысяче долларов за двухнедельные семинары новоявленного русского гуру-ясновидца в Москве, который обещает открыть им сверхспособности. Хочется сказать: ребята, за сумму почти вдвое меньшую вы сможете съездить в Индию на месяц-другой и поучиться у настоящих Мастеров. Пока такая возможность есть, нужно пользоваться. Кстати, зороастрийский колледж организует одно-, двух- и трехмесячные курсы для иностранцев по всем разделам нетрадиционной медицины с выдачей сертификата. В течение года проводятся 2–3-дневные и недельные семинары, касающиеся разных систем оздоровления, на этот год заявлено несколько семинаров по астрологии «Духовный прогресс через астрологию», «Астрология и система Кришнамурти», «Международные федерации астрологов и их деятельность», ежегодно проводится семинар «Основы маздаяснийской системы диагностики по 16 чакрам». Подытоживая свой рассказ о конгрессе, хотелось бы выразить надежду, что в следующем году русская делегация будет более многочисленной, ведь нам есть чему поучиться у бомбейских зороастрийцев. И им хотелось бы больше общаться со своими братьями и сестрами из России.

Зороастрийский колледж

На следующий день после окончания конгресса была организована поездка в зороастрийский колледж. И хотя путь предстоял неблизкий, за день нужно было одолеть свыше 500 км по проселочным дорогам, из иностранных гостей и делегатов конгресса набралась солидная группа – свыше 30 человек. Туристическая компания парсийки Гульштан Ирани безвозмездно выделила 5 джипов для организации поездки. Гульштан – молодая энергичная и очень жизнерадостная женщина, владелица преуспевающей турфирмы в Бомбее, оказывает существенную помощь в организации и проведении всех мероприятий зороастрийского колледжа. Обычно именно она встречает всех гостей на вокзалах и в аэропорту, размещает их по гостиницам, обеспечивает транспорт для конференции и организует бесплатные экскурсии. Гульштан заинтересовалась возможностью поехать в Россию на зороастрийский конгресс, сказала, что с удовольствием возьмется за организацию подобной поездки среди парсов, вот только смущает холод. Я постаралась успокоить ее, сказав, что у нас летом погода такая же, как у них в январе, так что жить можно. Но если говорить серьезно, многие парсы хотели бы приехать на зороастрийский конгресс в Россию и готовы к такой поездке.

Итак, мы выехали рано утром на 5 джипах в Санджан, место, где высадились первые зороастрийцы – беженцы из Ирана и где сейчас находится зороастрийский колледж. Нам несказанно повезло, мы вместе с Борисом из Казахстана оказались в джипе для почетных гостей, нашими попутчиками были очень почитаемый гуру из Тайваня со своим переводчиком, солидный ученый, директор компании по разработке новых видов энергии из Калифорнии и сама Мехер Мастер Мусс – президент зороастрийского колледжа. Путь предстоял долгий – 280 км, так что времени для общения было предостаточно.
О колоритной фигуре тайваньского учителя хотелось бы рассказать особо. На конгрессе мне удалось узнать о нем только то, что это высокочтимый буддийский лама, у которого свыше 2 миллионов последователей в Тайване и что он возглавляет ассоциацию народной медицины «Сердце Будды», обладает уникальными ясновидческими способностями и сидхами. Главное, чему он обучает своих последователей – это погружаться в свои прошлые жизни, чтобы развязывать там кармические узлы и этим избавиться от страданий в нынешней жизни. Среди участников конгресса быстро прошел слух, что лама видит прошлые жизни, и к нему буквально было не подступиться, все хотели узнать о своем прошлом.
С конгресса мне запомнился один смешной эпизод. Я сидела недалеко от ламы и слышала, как один очень солидный и важный индус выспрашивал у него о своем прошлом. На ответ ламы, что в прошлой жизни этот важный господин был индийским генералом, индус не по летам резво запрыгал на месте с громкими радостными возгласами «Я так и знал! Я так и знал! Я всю жизнь помнил, как я воевал с Гитлером!» От этого даже ничем невозмутимый тайваньский гуру слегка оторопел и несмело спросил: «А причем тут Гитлер? Ведь он не был в Индии?!». Да и возраст индуса явно показывал, что воевать с Гитлером он мог разве что в 2–5 летнем возрасте и уже в этой жизни. Но индус не унимался и, уходя, все продолжал бормотать: «Все равно я воевал с Гитлером». Этот пример ярко показывает, что прежде чем спрашивать что-то, особенно у духовных наставников и учителей, мы должны обладать способностью услышать ответ и принять его, а не выдавать желаемое за действительное.

Оказавшись в одной машине с тайваньским гуру, оживился и Борис, он тоже стал расспрашивать о своем прошлом. Однако Мехер Мастер Мусс скоро пресекла все беседы личного плана и стала рассказывать нам о колледже и проблемах, которые стоят перед ней по благоустройству колледжа.
А проблем у колледжа на сегодняшний день оказалось немало. Добротное трехэтажное кирпичное здание колледжа было построено в начале 80-х годов, деньги на строительство выделил зороастрийский фонд Шаха Бехрама Бауга. И хотя колледж находится в очень живописном месте на берегу реки Санджан, буквально в 20 км от побережья Индийского океана, владеет несколькими гектарами земли и благоустроенным трехэтажным особняком, где есть электричество, холодная и горячая вода, телефон, он оказался невостребованным зороастрийцами, и у него до сих пор нет хорошего, рачительного хозяина. Чем это вызвано? В большей степени той тенденцией, что зороастрийская молодежь не желает жить в Индии и, выучившись, сразу уезжает в Англию или Штаты. Парсам в возрасте тяжело разрываться между своими домами и бизнесом в Бомбее, чтобы надолго приезжать в Санджан. К тому же, парсы среднего и старшего возраста весьма консервативны и многие с порицанием относятся к деятельности Мехер Мастер Мусс, которая ратует за объединение усилий всех духовных течений и конфессий, популяризирует идеи зороастризма среди иноверцев и проводит конгрессы по нетрадиционной медицине. В итоге забота о зороастрийском колледже целиком лежит на плечах Мехер Мастер Мусс и ее двух-трех ближайших помощницах пенсионного возраста. Конечно, им приходится нелегко. Мехер Мастер Мусс ведет активную общественную и благотворительную работу, она постоянно в разъездах, в течение года ей удается побывать в колледже не более двух недель. А хозяйство большое, само здание колледжа, а особенно библиотека с зороастрийскими книгами и текстами (начиная с ХVII в.), требуют постоянной заботы и внимания.

ind_12.jpg
Мехер Мастер Мусс.

Вот и болит сердце Мехер Мастер Мусс, что нет у нее толковых помощников. Уже многие годы обращается она с просьбой к гостям и участникам конгресса по нетрадиционной медицине, найти энтузиастов, готовых пожить и поработать в колледже, но откликнулись очень немногие и то, пожив месяц-другой, уехали. Несколько лет назад представители зороастрийской общины из Гамбурга и профессор Зигфрид Хемердинг хотели было взять постоянное шефство над колледжем, но услышав от местных жителей о том, что в 1983 году это место поражала сильнейшая эпидемия чумы и где-то недалеко захоронены ядерные отходы с одного из индийских военных полигонов, гости из Германии довольно быстро уехали. Сейчас тайцы и корейцы подумывают отправить кого-нибудь из своей молодежи помочь колледжу и параллельно попрактиковаться в медитации в этом тихом и практически безлюдном (по индийским меркам) уголке. Вот только у них другие проблемы. Электричество в сельских районах Индии подают в дома не круглосуточно, а тайская молодежь и часа без Интернета прожить не может. Я думаю, что такие мелочи русского человека не смутят, мы уже привыкли и к плохой экологии, и к перебоям со светом и водой. Поэтому приглашаю всех желающих помочь колледжу, вам всегда там будут рады.

Пока Мехер Мастер Мусс рассказывала об истории колледжа, своих надеждах и планах на будущее, мы проезжали по необычайно красивой дороге. Отроги древнего Малабарского хребта делают местность около Бомбея причудливой и экзотичной. Кругом возвышаются скалы, которые чем-то сродни греческой Метеоре, но еще более ирреальны. На вершинах пальцев-столбов лежат громадные круглые камни и кажется, что древние богатыри легендарной Махабхараты, играючи, водрузили их сюда. Когда мы еще ехали по Бомбею, тайваньский гуру «высоко» оценил индийские дороги, сказав, что на Тайване в любом лесу дорога лучше чем здесь. Я про себя посмеялась, подумав, как бы он оценил наши русские дороги. Дальше, когда джипы выехали на проселочную грунтовую дорогу, тайцам пришлось совсем не сладко.

ind_09.jpg
Океан в районе Дану.

Первая остановка на отдых и обед была на берегу океана в небольшом курортном городе Дану. Этот городок славен своей зороастрийской историей, основное население его – парсы, занимающиеся сельским хозяйством. Вокруг раскинулись плантации манго, лучшими поставщиками манго на индийский рынок считаются несколько парсийских кланов именно из этой местности. Многие парсы из Бомбея имеют в Дану небольшие коттеджи типа наших дач, куда выезжают всей семьей на выходные. Правда, на взгляд русского человека, отдых их при таких неисчерпаемых природных ресурсах выглядит как-то скучно и вяло. На своих участках они никакие манго, киви, авогадо не выращивают, в океане практически не купаются (возможно, от индусов к парсам перешло трепетно-уважительное отношение к океану), а просто прогуливаются по берегу или сидят в воде. Так же и большинство гостиниц Дану заполняется лишь на выходные и пустует всю рабочую неделю. Индия – страна, где перекрещивается множество различных климатических зон, в которые вкраплены маленькие оазисы с микроклиматом. Именно такой благоприятной зоной с микроклиматом оказался район Дану-Санджан, здесь практически круглый год температура 25–28 градусов, никогда не бывает 40–50-градусной жары, как в Бомбее. Невольно позавидуешь чутью беженцев из Ирана, которые высадились здесь в 751 году.
Мы остановились на обед в отеле Гульштан Ирани в Дану. Тайцев буквально выносили из джипов, бодро держался только гуру и еще 2–3 человека из их делегации. Дорога тяжело далась и Борису, поэтому он отказался от обеда. После обеда ко мне подошел пожилой таец и, показывая на Бориса, спросил: «Наверное, этот господин – великий йог, раз он отказался от такого роскошного бесплатного обеда?» Я объяснила, что господин – не йог, а боится за свое здоровье, что после столь изысканного обеда оставшиеся сто километров просто не одолеет. Таец сочувственно покивал головой и предложил свою помощь по диагностике и мануальной терапии. Проведя рукой вдоль позвоночника Бориса, не касаясь его, целитель сказал, что проблем у него много, главное – смещен шейный позвонок, из-за чего энергия по телу распределяется неправильно и страдают другие органы. Борис подтвердил, что в детстве в драке его ударили по шее железным прутом и согласился со всеми остальными диагнозами. На просьбу Бориса полечить хотя бы шею, таец ответил, что если организм запущен, то разовые усилия целителя, будь он даже экстра-класса, не помогут, человек сам целенаправленно должен заняться своим здоровьем. Только когда он осознает в себе силу и желание исцелиться сам, тогда можно обращаться за помощью к лекарю.

Дальнейшая дорога от Дану до Санджана была наполнена легендами первых парсов-поселенцев этой местности. Мы останавливались у трех действующих храмов огня и проехали несколько уже недействующих храмов старинной постройки, посетили действующую дакму в одном парсийском поселке. Но об этом речь пойдет в следующей главе. Уже под вечер мы въехали в Санджан. Город встретил нас памятной колонной в честь высадки здесь первых зороастрийцев из Ирана в 751 году. Спустя 20 минут мы уже были в зороастрийском колледже. Санджан, по индийским меркам, – маленький городок на берегу океана, но вместе с тем имеет собственный железнодорожный вокзал и прямое сообщение с Бомбеем и Дели. Зороастрийский колледж находится в 10–15 км от центра города, местность там слабо заселенная, вокруг пальмы, тишина и покой. Мы остановились на пороге здания колледжа, и Мехер Мастер Мусс рассказала, что при постройке колледжа были учтены все знания древней арийской архитектуры. Земля была куплена летом 1980 года, но начало строительства отложили до зимы. Ждали важной даты – 26 декабря, дня, когда первый солнечный луч указывает на прохождение магнитного меридиана Земли, именно по нему и определили расположение здания, крыльцо точно соответствует линии падения луча.

ind_04.jpg
Зороастрийский колледж.

Здание построено с учетом правила золотого сечения и каждый из трех этажей соответствует определенному плану бытия и имеет свой цвет. Первый этаж – столовая и хозяйственные помещения – символизирует собой мир физический, стены здесь окрашены в красный цвет. Второй этаж – это библиотека, которая олицетворяет собой ментальный уровень, здесь господствует желтый цвет. Третий этаж – комната для размышлений и медитации – синий цвет. И четвертый этаж – это крыша, огороженная невысоким балконом, соответствует белому цвету и слиянию с Ахура Маздой. Именно на крышу поднялись мы на закате для совместной молитвы. Мехер Мастер Мусс сказала, что когда зороастрийцы живут в колледже, то ежедневно здесь, на четвертом этаже, символизирующем слияние с Абсолютом, они встречают с молитвами восход и закат, а также в течение дня выполняют некоторый комплекс физических упражнений и дыхательных практик. У парсов большое внимание уделяется дыханию, причем они считают, что их дыхательные практики, сохранившиеся еще от предков-арийцев, более эффективны, чем индийская пранаяма. Дыхательные практики используются зороастрийцами и для мистических опытов, ведь определенный ритм и система дыхания позволяют осознать божественное присутствие в нашем мире.

После осмотра колледжа мы совершили небольшую прогулку по парку. Ученый из Калифорнии профессор Альберт Санчес (наш сосед по джипу) просил показать ему очистные сооружения, построенные для колледжа известным биофизиком из Казахстана профессором В.М.Инюшиным. Когда мы еще стояли на пороге колледжа и слушали рассказ Мехер Мастер Мусс о закладке здания, Борис спросил: «Слышишь колокольный звон? Здесь, наверное, где-то рядом православный храм». Это было невозможно, но колокольный звон был чисто наш – русский. Когда же мы пошли осматривать очистные сооружения и спустились к реке Санджан, то стало ясно, откуда шел столь мелодичный и близкий сердцу звук. На другом берегу реки была установлена целая конструкция из небольших колоколов, которые в строго определенное время, когда наполнялся резервуар с водой, начинали свой перезвон. Таким образом, действовала сложная система очистки воды, включающая в себя и электромагнитное воздействие, и действие речных микроорганизмов, и звуки колокольного звона.

Конечно, за несколько часов пребывания не узнаешь всех секретов и древних премудростей, которые хранит в себе зороастрийский колледж. Но здесь заложен огромный пласт древних знаний, который не открыт еще человечеству. Жаль только, что такие хорошие идеи и начинания не нашли отклика в среде самих парсов. Больно смотреть на книги библиотеки. Хотя самые ценные экземпляры хранятся в железных сейфах, но множество других книг и журналов по зороастризму беспорядочно навалены на столах и подоконниках, где они пылятся и выгорают. Мехер Мастер Мусс бессильно разводит руками: что делать, за всем не уследишь, ведь у нас даже элементарно нет людей, кто мог бы протереть все стеллажи от пыли, вымыть пол и рассортировать книги. Помощницы Мехер Мастер Мусс преклонного возраста, да и не привыкли парсы к физической работе, дома у всех есть слуги. В колледже тоже есть слуги, но они скорее выполняют роль сторожей, живут в небольшой пристройке к зданию, охраняют дом и парк. Когда нет хозяев, входить в здание колледжа им запрещается, до библиотеки их вообще не допускают. Хозяева же приезжают второпях и ненадолго, а уникальные книги продолжают покрываться пылью и желтеть. Было бы замечательно поехать в колледж целой группой. Как сказала Мехер Мастер Мусс, на сегодняшний день там может разместиться человек 12–15. На каждом из трех этажей есть спальни, где стоят кровати и можно расположиться по собственному желанию, хоть в мире физическом, хоть в ментальном, хоть в будхическом. Вместе и работа легче ладится и есть надежда сделать для колледжа что-то существенное.
Похоже, что сельское хозяйство Индии не развивалось со времен первого человека Ману. На бедных крестьян на полях просто жалко смотреть, как они орудуют почти первобытными инструментами или пашут на волах деревянной сохой. В парке колледжа мы увидели аналогичную картину. Согнувшись в три погибели, двое слуг вскапывали небольшую грядку, работая чем-то типа смеси нашей кирки и окучника с короткой рукояткой. Борис в сердцах воскликнул: «Да в Индии элементарных лопат нет! В следующий раз надо привезти хоть пару лопат и научить их копать!».
Колледж имеет большой участок земли в несколько гектаров, но он ничем не засажен, вокруг только дикорастущий кустарник и пальмы. Разве что у входа вскопано несколько грядок, где высажены розы и другие цветы. Многие мои знакомые мечтают пожить в общине в уединенной сельской местности, некоторые даже покупали дома в глухих деревнях, желая воплотить мечту в реальность. Однако все в итоге выливалось в летний дачный вариант, немногие выдержали суровые снежные зимы в общине, отрезанными от цивилизации. Да и элементарные вопросы, как прокормить себя, сохранить тепло в жилище, не конфликтовать с деревенскими, вечно пьяными мужиками, поставили в тупик не одного искателя нирваны. В Индии все намного проще, есть пустующий благоустроенный особняк, несколько гектаров земли, райский климат, дающий четыре урожая в год, абсолютно трезвое местное население (индуизм запрещает употребление алкоголя). Идеальный вариант для отработки модели создания сельскохозяйственной общины. Почему бы не попробовать? Невольно вспоминаются пророчества К.Э.Циолковского из книги «Будущее земли и человечества», где он описывает «широкий фронт многомиллионных добровольных трудовых армий, которые наносят основной массированный удар на хозяйственное освоение экваториальной области земли». Интересно, что книга, прежде всего предназначенная для русского читателя, подробно описывает детали борьбы с экваториальными стихиями. Циолковский разработал даже схемы приборов для истребления дикой тропической флоры и рекомендации по культивации почвы. Знал великий мыслитель, куда отправить своих соотечественников. Может, уже пришла пора воплощать его теорию в жизнь?

продолжение

07 Амертат день.
04 Тиштрии месяц.
3755 год ЗРЭ

Амертат день (Ав. Амеретат) Бессмертие или Жизнь. Покровитель растений.

День начался с восходом солнца в Санкт-Петербурге в: 03:41
Завтрашний день начнется в: 03:42
Текущее время Рапитвин-гах, осталось 02:37 часов.
Узерин-гах будет в 17:42 часов.

Фазы луны

Фазы Луны на RedDay.ru (Санкт-Петербург)

Традиционные зороастрийские праздники