Пора открывать Индию (продолжение)

Светлана Каменева г.Пермь

Часть 6. Зороастризм о вегетарианстве

Три дня конгресса и поездка в зороастрийский колледж пролетели незаметно. Собирая нас в дорогу до Дели, Махрукх очень волновалась, она спрашивала, как у зороастрийцев в России дела с литературой? Есть ли у нас Авеста и другие священные книги? Мы ее успокоили, что Авеста у нас есть, и даже издано несколько книг на русском о жизни пророка Заратустры, что ее обрадовало и несколько удивило, когда она узнала, что у этих книг русские авторы. У самих парсов в обиходе в основном священные тексты, и книги, описывающие как проводить различные ритуалы. Литература с жизнеописанием Заратустры, выдающихся святых и мобедов, практически отсутствует. Большое восхищение у парсов вызывало наше желание найти 2 книги зороастрийского мистика, жившего в Бомбее в 30-х годах, ссылки на его работы были даны в книге Терапиано “Маздеизм: современные последователи Заратустры”. Все у кого мы спрашивали про эти книги, разводили руками, говорили, что что-то слышали об авторе, но книг его никогда не читали, и удивлялись, откуда мы знаем про такие тонкости зороастрийской метафизики. На прощание Махрукх подарила нам 3 книги. Одну, она при нас купила в магазине, это новая книга “Эликсир зороастрийских молитв”, издана в Бомбее в 2003 году. Книга неплохая, красочно иллюстрированная, но если честно сказать, больше для новичков, основную информацию, что там приведена мы знаем. Интересная особенность книги, в конце приведена большая таблица, как нередко бывает в наших православных календарях, где описано в каких случаях кому молиться и какую мантру читать. Хотя в православных календарях, все это как-то глобальней, здесь же рассмотрены даже мелкие житейские случаи: и плохое настроение, и если украли деньги из кармана, и если в огороде что-то не родится, и если кожа шелушится. На все предлагается своя молитва. Желающие могут попрактиковать в будущем, вдруг поможет, только сразу предупреждаю, что мантр около сотни выучить придется. Две другие книги написаны серьезными учеными – это “Священные Гаты” и “Религия Заратустры”, совместное издание Бомбей-Тегеран. Интересно, что в книге “Религия Заратустры” есть глава “Три забытые религии”, где описаны митраизм, манихейство, маздакизм. Если читателям “Митры” будет интересно, можно будет перевести эту главу и опубликовать, чтобы сравнить наши взгляды на эти ответвления зороастризма и мнение традиционных парсов. Итак, Махрукх вручила мне эти книги с просьбой передать их в библиотеку зороастрийской общины России. Пока у нас такой централизованной библиотеки не существует, но может стоит подумать о ее создании, собрать где-нибудь в одном месте всю имеющуюся у нас литературу по зороастризму? Тогда любой желающий, сможет сам ее почитать или хотя бы полистать (книги и журналы на фарси).

Потом, несколько смутившись, Махрукх протянула еще одну тонкую книжечку. Она сказала: “Эту книгу написал мой отец”. Он был юристом, и никогда не думал, что издадут его книгу. В возрасте 50-ти лет, он стал вегетарианцем. И всю оставшуюся жизнь активно пропагандировал идеи вегетарианства среди парсов. В 1956 году он в течение священного месяца Бехмана, когда запрещается убивать животных, публиковал в парсийской газете Бомбея, свои письма-размышления о вегетарианстве. Они нашли большой отклик у читателей зороастрийцев и выдержали больше 10 изданий на языке гуджарати в виде отдельной книги. Впервые на английском они были опубликованы в 2002 году. Вручая мне эту книгу, Махрукх сказала: “Хотя я и мои сестры не стали вегетарианцами, но эта книга произвела большое впечатление на многих зороастрийцев, и я лично знаю нескольких мобедов, которые стали убежденными вегетарианцами после ее прочтения. Может и в России она кому-нибудь пригодится.” Я приободрила ее, сказала, что мы сами почти вегетарианцы, а ее отец сделал хорошее дело, и мы донесем его мысли до русского читателя. Исполняя обещание данное Махрукх, привожу краткие выдержки из книги ее отца Сохраба Рустома Бамжи “Размышления в месяц Бехрам: Почему пища должна быть вегетарианской с религиозной точки зрения”. Книга имеет около 60 страниц, состоит из 30 писем к читателям. Думаю, что на традиционного парса-зороастрийца она способна оказать сильное впечатление, в каждом письме разбирается какая-нибудь новая цитата из Гат в защиту животных, приводятся выдержки и из других священных писаний. Я же приведу лишь полный перевод авторского вступления, и краткие выдержки из текста, чтобы показать стиль и манеру автора.

Вступление: Большую часть моей жизни я прожил как невегетарианец. В 1942 во время своей ежедневной молитвы, один пункт из Бехрам Яшт неожиданно привлек мое внимание. Зороастризм преподает нам, что наша обязанность проявлять сострадание и милосердие к невинным существам, таким как домашние животные и коровы. После того я начал заново читать священные Гаты с этих позиций. В Кхордех Авесте, я нашел в нескольких местах указания как защищать коров и домашних животных. Под впечатлением от прочитанного, я весь месяц Бехман воздерживался от невегетарианской пищи. Как благословение мне на этот путь, именно в этот месяц я натолкнулся на книгу, написанную последним мобедом из династии Рустомжи почти 125 лет назад. Именно эта книга подвигла меня на исследование Бхагават Гиты, Упанишад, Корана и Библии. К своему удивлению я нашел, что никакая религия не направляет нас есть мясо и брать жизни невинных животных, поедая их плоть. Напротив, некоторые религии запрещают употребление определенных видов мяса (к примеру, свинины) и все религии открыто говорят, что невинные птицы и животные должны быть защищены. Почему же только традиционные индуисты живут по принципам вегетарианства? А парсы, христиане, мусульмане, как и часть современных индуистских общин не следуют вегетарианству? Таким образом, я пришел к выводу, что люди не действуют согласно принципам их собственной религии. С тех пор я стал вегетарианцем.
В 1954 году я слег с тяжелым заболеванием, практически не было надежды на выздоровление. Однако я выжил и смог восстановить здоровье. Доктор под чьим наблюдением я находился, после моего выздоровления сказал, что он видит только одну причину, почему моя жизнь была спасена. Я - вегетарианец, поэтому мое тело было до некоторой степени очищено от шлаков и таким образом защищено.

Моя жизнь складывалась так, что я постоянно чувствовал, что высшие силы вовремя направили меня на путь вегетарианства, и что я должен поделиться своими мыслями по этому вопросу с другими. Ведь как говорится в Ясне (Га.35) “Знание, которое ты смог получить, бессмысленно и бесполезно, если нельзя поделиться им с другими”. С этой целью я обратился к редактору парсийской газеты Джам-э-Джамшед Сету Мерзбану, я попросил его разрешения в течение всего месяца Бехмана 1956 года каждый день публиковать мои небольшие письма-размышления по вегетарианству. Этот добрый человек сразу согласился, и 30 моих писем были изданы. Они были высоко оценены как вегетарианцами, так и невегетарианцами. После мои друзья издали эти письма в виде отдельной книги.
Мы обращаемся к Ахура Мазде, создателю обоих миров. Все трудности исчезают при повторении его благоприятных имен. Эти мощные имена дают сияние в глазах, с ними можно понять различие между хорошим и злым. Отказываясь от ложных путей, человек может найти истинный путь. Лучший подарок человеку, что дал Господь - это возможность думать. Сила мысли может сделать жизнь человека преуспевающей или полностью уничтожить ее. Второй подарок от Бога человеку - это “речь”. Поэтому обязанность человеческих созданий, которые обладают мощью думать и говорить, милостиво относиться к существам, не обладающим этими двумя большими подарками и защищать их. Те животные, которые являются нашим младшими братьями, обеспечивая людей питательными продуктами типа молока, творога, масла, нуждаются в более уважительном отношении. Персидская пословица гласит: ”Человек лучше чем животное, потому что он может говорить, но если человек не использует свою мудрость, то животное лучше его.”

Обратимся к Ясне (Га.35, п.4) “Те, кто изучает знание религии, и кто не делает этого, могущественные и бессильные, милосердием своим и лучшими делами даруйте счастье и пищу животным”. Дорогие читатели, вышеупомянутые слова - от священной Авесты. Животные указанные там, это не только коровы и буйволы, но также козы и овцы. Как же мы можем называться Заратушти, если поедаем плоть этих существ?
Английский поэт Колеридж написал:
"Забыли! Забыли! Но я вам напомню,
Вам, подобно свадебным гостям
Поедающим на пиру плоть других существ.
Молитва - хорошо, любовь ко всем - хорошо
Но человек, птица и животное – едины!
Кто сказал, что человек лучше всех?
Для дорогого Бога, кто любит всех нас,
Кто сотворил всех нас и оживил своей любовью,
Поверьте, нет деления на великих и малых,
Пред ним равны все!"
Итак, дорогой читатель! Подумайте, что, когда Бог создавал каждого,- разве он мог дать право убивать тех, которых Он создавал? В священной книге индусов “Шанти Парва” это описано так: "Человек больше всего боится смерти и дрожит за собственную жизнь. Пусть с таким же трепетом он охраняет жизни невинных животных. Если шип от дерева бабул уколет вас, сколько боли вы будете чувствовать! Подумайте, во сколько раз велики страдания невинных, бессловесных животных, которых режут ножом! Тот, кто спасает животных от того, чтобы быть убитыми, пожинает награду в нескольких следующих жизнях”.

Если Вы - зороастриец, я обращаю ваше внимание на следующее. В Ясне (Га.10, 12 и 28) приводятся слова из Ахунаваити Гаты и слова самого Святого Пророка Заратуштры: "Говорите только хорошее о госпандс (домашних животных), желайте им добра (заботьтесь о них и содержите их здоровыми), давайте им пищу, защищайте их от холода и высокой температуры. В благодарность они дадут вам молоко. Защищайте их от воров и жестоких людей, делайте их счастливыми своими благородными мыслями …" Священная Авеста в ясных словах обязывает нас защищать невинных животных. Зачем должны мы брать их жизнь и потреблять их мясо? Согласно Зороастризму, плоть мертвых людей и животных нечиста. Если вы просто прикоснулись к трупу, то немедленно должны принять ванну. Подумайте, как же тогда вы можете готовить на своей кухне какое-то блюдо из этой нечистой плоти, а потом, о ужас, глотать его и отправлять в собственный организм? Подумайте, дорогой зороастриец, какой страшный грех осквернения собственного тела вы при этом совершаете! Ведь эта пища нечиста, и будет ли она способствовать саганна каам (накоплению благих дел) в вашей жизни?
Несколько раз в год (особенно в конце года) вы совершаете патет пашемани (покаяние). Вы просите прощения у своих друзей и родственников. Когда вы читаете молитву Пейтт Пашемани Кардо, то перечисляете 8 типов грехов. Ваше покаяние всегда начинается со слов: "Каждый тип греха, что я возможно совершил против Бехмана Амешаспента, коровы, буйвола и домашних животных (госпандс), я рассказываю и раскаиваюсь". Теперь подумайте, дорогой Заратушти! Произнося эти фразы, осознаете ли вы что идете по неверному пути и раскаиваетесь ли? Текст этой молитвы написал дастур Адербад Мареспанд во времена Сассанидов. Современные теологи зороастризма спорят: ели ли дастуры мясо во времена Сассанидов? Сам текст этой молитвы показывает, что набожные люди того времена полагали, что невинным животным нельзя вредить.
Много мудрости содержат и народные предания. Рассмотрим две персидские поэмы. У первой древней легенды сюжет такой: “Человек шел по лесу и увидел умирающую собаку, в теле ее оставалось мало жизни. Человек приспособил свою кепку как ковш, привязал к ней пояс кушти как веревку и таким образом смог достать воду из колодца, чтоб напоить измученную жаждой собаку. Посланник Ахура Мазды явился к мужчине с благой вестью. Бог прощает ему все грехи, потому что он проявил милосердие к бессловесному животному.” Таким образом, легенда призывает пожертвовать даже атрибутом веры – священным поясом для спасения жизни животного! Дорогой читатель, для ублажения своего вкуса и заполнения живота, вы, не задумываясь, берете жизни невинных животных, подумайте, смогли ли вы пожертвовать ради животного своим кушти? Пожалуйста, в праздничный день постарайтесь ограничиться малым и не быть причиной пролития крови бедного животного. Ведь Господь дал вам такое разноообразие овощей, фруктов, злаков и молока для пропитания. Если кто-то из членов семьи Заратушти умирает, вы ведь придерживаетесь пахреджи - вегетарианской диеты в течение 4 дней после его смерти.

Другая поэма, это слова персидского мистика-нищего: "Если вы хотите, чтобы ваши желания услышал Бог, и вы были облагодетельстваны Его благословениями, тогда не делайте ваш живот могилой для птиц и животных. Воздержитесь от потребления плоти, и ищите путь к Богу, тогда независимо от того, что вы говорите, вы будете приняты в суде Бога, вы получите эффект присутствия ангела и достигнете истинного познания. Я всегда помню слова моего Учителя - если вы решили идти к Господу - не вредите никому из живых существ".
Вспомним священные слова нашего дорогого пророка Ашо Спитамы Заратуштры как дано в Гата Аханавад Ясна (Га. 32, п. 12): "Те, кто неправильным советом отвращает людей от хороших дел, те, кто вырезает коров и животных для своего удовольствия, те, кто отклонился от справедливости и выбрал богатство, полученное обманом. Те, кто не принимает руководства религии Заратушти и любит власть, эти лжецы творят зло против Ахура Мазды." В Виштаспа Наск (п.6) сказано: "Возьмите храбрость, и посвятите вашу жизнь заботе о животных, созданных Ахура Маздой, так вы будете процветать на правильном пути и обретете дорогу к небесам".
В священной книге индусов Шримад Бхагаватам говорится “Домашние животные, олени, верблюды, рыбы, птицы – всех их нужно рассматривать как наших детей. Нет никакого различия между жизнью этих животных и ваших детей. Так, если Вы захотели полакомиться их плотью, лучше убейте ваших детей. Вы не должны губить этих невинных животных".
[Действительно, в пожилом возрасте, для предотвращения подагры, и обострения других возрастных измененний, лучше сократить употребление мясной пищи "Смешались в кучу кони, люди"
- универсального ответа тут не содержится и хочется предостеречь о ловушках модного вегетарианства, которое распространилось одно время среди аристократии сасанидского Ирана в период заигрываний с манихейской доктриной. Наложившись на местные верования и под влиянием европейского классического образования, традиционный уклад зороастрийской общины в Индии поменялся существенно. Цитата из Шримад Бхагаватам, больше напоминающая лозунг зеленых экстремистов, она справедлива, поскольку бедная животным белком диета способна если не убить растущий организм ребенка, то существенно нарушить формирования мозга. Забота о животных, приводящая к процветанию - естественное состояние в обществе скотоводов-кочевников как и в период оседлости вплоть до средневековья, где скот приравнивался к имуществу в обществе натурального обмена, единицам богатства и средствам существования. Нерачительное отношение к домашним животным означало расточительство и плохое ведение дел. А сытый и преуспевающий человек более склонен заботиться об окружающем биоразнообразии, нежели голодный и страдающий. Впрочим правящая элита Индии увлекается идеями неонацистов в условиях перенаселенности (а в гитлеровской Германии было весьма жесткое экологическое законодательство, не мешавшее элите развлекаться охотой) и такие настроения в этом контексте вполне понятны. Признание прав дельфинов, при полном игнорировании прав себе подобных, дикости и социальной разобщенности на всех уровнях. Именно выделение себя, социалэгоизм, предательство своего Фраваши, потеря чувства связности и ответственности всех перед всеми и желание бессмертия для себя лично и приводит к идее торжества верховенства одного вида человека над другим, по сути заменяя жертвенную роль животного себеподобными. С такими выводами согласен и Джозеф Кемпбелл, мифолог и этнограф, сопоставляя сравнительно миролюбивые культы охотников и скотоводов с их искупительными молитвами душе животного и человеческие жертвоприношения традиционно растениеводческих культур, в которых устойчиво прослеживаются ритуалы культа смерти. -прим ред.]

главная