Павел Глоба "Митра - Бог Света и Разума"

продолжение

БОГ БЕЛЫЙ СВЕТ

На востоке культ бога Митры получил развитие не только в буддизме, но и в тибетской религии Бон. Кочевые арийские племена, заселявшие страну Шаншун, находящуюся на северо-западе Тибета> восприняли от своих западных соседей иранцев культ божества Космического закона и порядка, и передали его оседлым тибетцзм. В Тибете Митра получил имя «Кун ту бзанг по», что означает "Всеблагой" или «Хороший во всех отношениях». Из северо-западных районов Бон распространился почти на всю территорию Тибета, а в области долины Брахмапутры даже стал официальной религией. Воинственные горцы — последователи Бона смогли выдержать многовековой натиск буддистов. Они распространили свою религию из Тибета в Центральную Азию, и таким образов идеи митраизма получили широчайшее распространение на востоке.
Так уж сложилось, что тибетский вариант митраизма пережил римский и существует до сих пор под названием "Бон".

shenrab.jpg
Шенраб — основатель религии Бон — тибетского варианта митраизма.
Религия Бон возникла в V в. до н. э. в результате проповеднической деятельности некоего Шенраба, который, судя по тибетским источникам, был родом из Ирана. Древняя традиция считает, что учение Бон было принесено в Тибет из страны «Тагзиг» (Л. Н. Гумилев считает, что под этим этнонимом следует понимать страну, населенную персами). Страна Олмо, упоминаемая в бонских текстах как родина религии Шенраба — это ничто иное как Элам — страна, располагающаяся в юго-западной части Ирана на границе с Месопотамией.
Усилиями видных русских историков Л.Н. Гумилева и Б.И. Кузнецова была восстановлена историческая справедливость, состоящая в том, что тибетская религия Бон имеет древние арийские корни и является ничем иным, как формой дозороастрийского маздаизма, реликтом индоевропейской культуры, сохранившимся до наших дней в высокогорном Тибете на самой «вершине мира».
Кропотливые филологические, этимологические и исторические исследования позволили реконструировать религию Бон в ее первоначальном виде, что явило миру триаду древних арийских божеств, скрытых доселе под тибетскими именами. Верховным божеством религии Шенраба является Сангспо Бумкхри (Мудрый Владыка) — точный аналог иранского Ахура-Мазды, его помощником является бог Белый Свет Лха-Гчен или Пехар, имя которого восходит к среднеперсидскому имени Митры — Михр, и третьим божеством священной троицы оказалась Астарта-Анахита, получившая в Тибете имя Сатриг Эрсан — мать вечной сферы.

ApseAnger.jpg
Шенраб на коне

По тибетским источникам, Шенраб — основатель религии Бон выступает в трех ипостасях:
1) Человек из рода Шен по имени Шенраб, пришедший помочь людям прийти к истине,
2) Шенраб-мибо — аналог будды Шакьямуни (образ, возникший как результат тесного взаимодействия религии Бон и буддизма),
3) Шенраб — эманация света, выступающий как бог-жрец «Белый Свет».
Безусловно, нас в первую очередь интересует Шенраб — Бог Белый Свет, как наиболее древний и содержательный образ, восходящий к древнеарийскому Митре.
Символом религии Шенраба является свастика, вращающаяся по часовой стрелке. Свастика — древнейший арийский солярный символ круговорота жизни, является геометрическим выражением годичного движения дневного светила. Четыре угла свастики соответствуют четырем кардинальным точкам на пути солнца в течение года (весеннему равноденствию, летнему солнцестоянию, осеннему равноденствию и зимнему солнцестоянию).
Лучи свастики всегда направлены в сторону, противоположную направлению вращения креста, лежащего в ее основании, и это становится очевидно из самого простого примера — если сделать крест и к вершинам его при¬крепить куски материи, а затем заставить крест вращаться вокруг центральной точки, то мы увидим, что при вращении креста по часовой стрелке куски материи (лучи свастики) будут направлены в сторону против часовой стрелки, в случае же вращения креста против часовой стрелки, лучи свастики будут направлены в противоположную сторону.
Таким образом, получается две свастики, вращающиеся в разные стороны и несущие диаметрально противоположную информацию. Свастика, вращающаяся в направлении по часовой стрелке символизирует свет, рост, эволюцию, радость и счастье, ее называют созидательной свастикой. Свастика же, вращающаяся против часовой стрелки (всем до боли знакомая по ассоциации с фашизмом) является свастикой разрушительной, поскольку она символизирует угасание света, старение и инволюционный путь.
Четыре угла солнечной свастики соответствуют точкам равноденствий (Овен, Весы) и солнцестояний (Рак, Козерог)

Геометрия эволюции: крест —> свастика —> спираль

bon svastika.jpg
Свастика в боне: 1) изображение Шенраба, учителя дхармы свастики [77, с. 28]; 2) танцор в одежде со свастиками, исполняющий ритуальный новогодний танец в бонском храме [594]; 3) современная бонская свастика, размещённая на официальном сайте традиции [613]; 4-5) бонские печати со свастикой. Тибетская коллекция, Институт востоковедения (С.-Петербургское отделение). № 224, 233 по СПб. Каталогу рисунков [611].

дополнительно смотрите
http://www.boandbon-ru.info/bon.html сайт Дмитрия Ермакова по религии Бон
http://astrovic.byethost31.com/lib/bagdasarov/swastika_03.htm - Роман Багдасаров "СВАСТИКА: СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ"

Свастика — космический символ, прочно укоренившийся в сознании человечества. Его можно встретить в древнейших орнаментальных композициях, украшавших керамику и другие предметы домашнего обихода людей эпохи неолита. Но лишь сейчас ученые пришли к пониманию истинного величия этого космического символа. Современные астрономические исследования показали, что наша галактика представляет из себя гигантскую свастику, вращающуюся вокруг центрального шарового скопления. Древние люди ничего не знали о галактиках и звездных скоплениях, но перед их глазами было Солнце и наблюдений за ним оказалось достаточно для возникновения в умах древних космологов идеи свастики как графического выражения годичного движения дневного светила.
Свастика является древним солярным символом, и наличие двух ее вариантов (бонской, вращающейся по часовой стрелке, и буддийской, вращающейся в противоположном направлении) логично вытекает из самого движения Солнца в течение года. Половину года длина светового дня пребывает, а половину года убывает. Момент зимнего солнцестояния, с которого начинается увеличение светового дня, считается днем рождения Солнца и ему соответствует созидательная свастика, вращающаяся по часовой стрелке. Самое темное время года, когда рождается Солнце и день начинает расти, символизируя победу над мраком и холодом, отмечено во многих традициях празднествами в честь прихода богов и культурных героев. В Греции в дни зимнего солнцестояния праздновали рождение Зевса, Аполлона, Асклепия и Геракла, в Риме эти дни посвящали богу времени Янусу, в Вавилоне — Мардуку, в Иране отмечали рождение Митры и пророка Заратуштры, славяне чествовали Белобога и новорожденного Божича, а христиане и по сей день отмечают рождество Сына Божьего Иисуса Христа.

dazhdbog_t.jpg
славянский Дажьбог

День летнего солнцестояния (в противоположность зимнему) является днем символической смерти солнца, поскольку именно с этого момента солнце в своем движении по небосклону с каждым днем восходит все ниже и ниже. Летнему солнцестоянию соответствует «разрушительная» свастика, вращающаяся против часовой стрелки. Славяне соотносили летнее солнцестояние с днями Чернобога, иранцы оплакивали в это время Рапитвину — Землю, которая пребывала в райском состоянии до вторжения в нее духа-разрушителя Ангра-Манью.
Согласно зороастрийской мифологической традиции, Ангра-Манью ворвался в прекрасный мир, созданный Творцом, во время летнего солнцестояния, и фюрер фашистской Германии Адольф Гитлер, сделавший «разрушительную» свастику символом нацистского движения, совсем не случайно выбрал 22 июня — день летнего солнцестояния — как дату начала военных действий против Советского Союза. Гитлер дискредитировал арийскую идею и это читается даже в символике — он сделал ставку не на арийскую созидательную свастику, а на буддийскую инволюционную свастику, символизирующую уход из мира, погружение в себя, возвращение к трансцендентному началу начал благодаря разрушению оков материального мира. Для тибетских лам, отрешившихся от всего мирского и ведущих уединенный образ жизни, свастика, вращающаяся против часовой стрелки была совсем не тем, чем она стала для всего человечества, превратившись в символ фашистской Германии.
Согласно тибетской мифологии, Шенраб вышел из центра Юндрун — бонской свастики, отличающейся от буддийской сва¬стики направлением лучей. Тибетцы считают, что Шенраб ведет людей по пути Юндрун, то есть по пути света и созидания. Арийскому (европейскому) менталитету, в отличие от менталитета дальневосточных народов, свойственны пассионарность, огромная созидательная энергия и активная жизненная позиция. Две свастики (арийская и буддийская) являются символами двух форм сознания — европейской и азиатской.
swastika fasist.jpg
bon svastika3.jpg
bon svastika2.jpg
бонская свастика, вращающаяся в отличие от буддийской и фашистской свастики по часовой стрелке.

Представители белой расы отличаются от представителей желтой расы огромной жаждой жизни и неприятием созерцательного пути развития, проповедуемого типично восточными религиями (буддизм, индуизм, даосизм, конфуцианство). Смысл своего существования европейский человек видит в раскрытии личностных качеств, утверждении собственного "Я" и достижении достойного положения в обществе. Типично восточному человеку, в отличии от европейца, напротив — свойственна погруженность в себя, отстраненность от проблем земной жизни.
Именно в отношении к земному существованию человека и кроется главное противоречие между восточной и европейской идеологиями. Сама сущность арийского отношения к месту человека на земле наиболее полно выражена в зороастрийской религиозной концепции, согласно которой, люди сошли на землю и облеклись в материальные тела для того, чтобы участвовать в битве со злом в материальном мире. Воспринимая жизнь как борьбу, истинные носители арийской идеи видят в активной жизненной позиции единственную возможность соответствовать своему космическому предназначению. Последователи же буддизма и индуизма считают воплощенный мир иллюзией — Майей, а все попытки сколько-нибудь утвердиться в этом мире — бессмысленной тратой времени. Оба пути имеют право на существование, оба они диалектически оправданы и даже необходимы друг другу, и возможно лишь в их единстве заключается высшая истина. В объединении отдающего активного "мужского" и принимающего пассивного "женского" космических принципов видели маги-зерваниты путь к постижению высшего смысла бытия, и не случайно высшим магическим символом они считали объединение двух свастик, ставшее графическим выражением идеи слияния противоположностей в абсолютном непостижимом Зерване.
zervan.gif
Двойная свастика Зервана

Зерванизм — эзотерическая философская доктрина зороастризма — требовал от своих адептов философского склада ума, знания математики, геометрии и астрономии, и потому не мог иметь широкого распространения среди необразованного населения. Культ Зервана-Акарана — первопричины всего сущего, стал религией высшего зороастрийского духовенства — интеллектуальной элиты персидского общества. Большая же часть населения империи Ахеменидов исповедовала культы древних арийских божеств языческого пантеона — Ахуры, Анахиты, Митры и т.д. Очевидно, к числу таких людей принадлежал и Шенраб, принесший из Персии в Тибет религию, которую можно было бы назвать дозороастрийским маздаизмом, и ее символ — свастику, вращающуюся по часовой стрелке.
О том, что Бон вышел из арийской религии еще до утверждения Заратуштрой монотеистического культа Ахура-Мазды, определенно свидетельствует то обстоятельство, что последователи Бона и по сей день совершают жертвоприношения быков, что было свойственно арийскому культу Митры, но резко осуждалось пророком Зороастром. Тибетские митраисты также как и римские, почитали Бога Света жертвенным закланием быка, что осуждалось в зороастризме как страшная ересь, поскольку согласно зороастрийской космогонии, мифический акт убийства первобыка Эвходата был совершен не Митрой, а духом зла Ахриманом.

tonpa-shenrab.jpg

Тибетская иконография изображает Шенраба, которого отождествляли с самим Богом Белого Света, с атрибутами, типичными для изображений Митры. Голову Шенраба украшает зубчатая корона, которую мы встречаем как атрибут Митры и Хормазда на инвеститурных сценах персидских наскальных рельефов. В руке Шенраб держит трехгранный кинжал, совсем как Митра-тавроболец, а коротенькая юбочка (в которой часто изображали Митру) является единственной одеждой Шенраба. Перечисленные атрибуты Шенраба наводят на следующие размышления: каким образом в холодном высокогорном Тибете могла появиться типично персидская форма одеяния, если ее не носил основатель религии Шенраб? Судя по всему, Шенраб был жрецом Митры, совершавшим в честь божества дневного света заклания жертвенных быков, тем более, что в Тибете понятие жрец, (а Шенраба называли "Бог-жрец Белый Свет") имело весьма конкретное значение — жрец совершал жертвоприношения. Если принять во внимание свидетельство бонского текста «Зермиг», согласно которому бык является троном "бога Белый Свет", то аналогия между Шенрабом и Митрой, убивающим быка, станет полной.
К акту жертвоприношения можно относиться по-разному, но каково бы ни было наше отношение к ритуальному убийству жертвенного животного, мы не можем отрицать, что не оно было основным содержанием культа Митры, будь то римский митраизм или тибетский Бон. "Бог Белый Свет", также как и римский Deus Sol Invictus Mithra (Бог Солнце Непобедимое Митра) призывал своих последователей к активному служению делу справедливости и порядка, борьбе со злом, ложью и страхом.

ПРИЗРАК МИТРАИЗМА

Притеснения и гонения на последователей культа Митры со стороны христиан довершили дело уничтожения язычества на территории Римской империи. Митраизм долго сопротивлялся, но его исчезновение с арены мировой истории было предопределено. Но, отдавая дань историческим фактам, следует признать, что именно митраизм продержался дольше других языческих религий античности, и лишь он мог реально конкурировать с «государственным» христианством Константина и его преемников.
Процесс уничтожения религии, имеющей глубокие исторические корни (коим и был митраизм), не может быть одномоментным. Раннехристианские источники говорят о существовании действующих митреумов вплоть до начала VI в. (и это через сто с лишним лет после выхода эдикта о применении смертной казни ко всем тайным и явным последователям «старой» религии!). Умирающий и вырождающийся митраизм не имел никакой иной возможности продлить сроки своего существования, как войти в слияние с другими преследуемыми философско-религиозными учениями и уйти в глубокое подполье.

peschera.jpg
пещера - митрениум

Отсутствие четкой религиозной доктрины, размытое представление о природе добра и зла, использование ритуальных кровавых жертвоприношений и прочие идеологические недостатки римской формы митраизма позволили ему сблизиться с манихейством, отводившем Митре роль «освободителя Света» и гностицизмом.
Перестав существовать явно, митраизм не исчез окончательно — его адепты продолжали проводить мистерии тайно, передавая свои знания лишь посвященным в таинства. Окруженный ореолом глубокой тайны и секретности, культ персидского божества, слившийся с культом гностического Абраксаса, стал привлекать всех тех, кто жаждал таинственности, оккультных знаний и тех, чьи духовные запросы просто не удовлетворяла христианская концепция мира. В итоге уже через несколько веков христианство столкнулось с возникновением еретических сект катаров и альбигойцев, чьи тайные доктрины были пропитаны жуткой смесью манихейства, гностицизма и митраизма. Эта ядерная смесь впоследствии взорвала христианство изнутри, создав идеальную среду для возникновения тайных обществ, рыцарских орденов и масонства, тем самым отомстив за некогда поруганное язычество.

К глубокому сожалению, мы вынуждены признать, что светлое некогда учение, главным объектом поклонения в котором был бог света и разума — лучезарный Митра, выродилось в конечном итоге в отвратительную псевдорелигию «свободы, равенства и братства», философскую концепцию франкмасонства, в лоне которого вызрела в конце концов антирелигиозная атеистическая идеология. Растворившись в иудейском каббализме, смешавшись с египетским герметизмом и гностицизмом, тысячи раз переплавившись в ретортах и философских трудах средневековых алхимиков, за полторы тысячи лет митраизм деградировал до полной неузнаваемости.
Рыцарские ордена и масонские ложи взяли на вооружение организацию митраистских братств, они воспользовались символикой и ритуалами мистерий Митры, но не почерпнули ни капли из духа самой религии. Прикрываясь гуманистическими лозунгами братства и любви, служители темных сил привлекали в свои тайные общества порядочных людей, где лишали их чести, достоинства и состояния. История мирового масонства настолько грязна, что соприкосновение с ее уроками надолго оставляет тяжелый след в душе всякого порядочного человека. В наши цели не входит исследование исторических обстоятельств деформации образа Митры — бога света и справедливости в образ антагониста Христа, коему поклонялись масоны высших степеней посвящения, мы лишь констатируем факт подобной мутации и оплакиваем Sol Invictus — светлое Солнце язычества, которое со временем превратилось в Sol Nigredo (черное солнце) европейской алхимии, магии и оккультизма.
abraksas1.gif
Абраксас

Одним из самых ранних, и пожалуй, самых выразительных образов, порожденных синтезом Митры с другими божествами поздней античности, является гностический Абраксас, представляющий Верховное существо, чьи эманации символизированы подходящими символами. Абраксас имеет человеческое тело, змеевидные ноги и петушиную голову. Безусловно, самой интересной деталью в этом образе является голова петуха, поскольку змеевидные ноги нам уже знакомы по изображениям греческих титанов, порожденных матерью-землей. Петух считался священной птицей Митры, поскольку его крик разгонял темноту и предвосхищал восход Солнца. Зороастрийцы видели в образе петуха зооморфное воплощение божества Сраоши — постоянного спутника и помощника Митры. На некоторых стелах, обнаруженных в подземных криптах митраистов, петух предстает то рядом с Митрой, то рядом с Хроносом-Зерваном. В Персии существовал даже культ этой птицы, чего не отмечено в странах Малой Азии и в Египте — местах распространения гностицизма. Таким образом, мы видим, что петушиная голова Абраксаса — Верховного отца гностиков, имеет персидское происхождение и является свидетельством влияния идей митраизма и зерванизма на последователей Василида.

abraksas2.jpg
Гемма с изображением Абраксаса, II в.н.э.

Говоря об Абраксасе, имеющем петушиную голову на человеческом теле, невольно вспоминаются изображения Айона (Зервана) — верховного божества митраистских мистерий, которого адепты таинств изображали с львиной головой на человеческом теле. Этот образ оказался чрезвычайно живуч и его следы, не смотря на прошествие большого времени, читаются даже в новейшем масонстве. Мэнли Палмер Холл пишет по этому поводу следующее:
«Упоминание «льва» и «хватки львиных когтей» в уровне Мастера Масона имеет явно митраистский привкус и восходит к этому культу».
Развивая эту мысль, Холл пишет также о заимствовании масонами образа семиступенчатой лестницы из мистерий Митры, в которых этот образ символизировал путь эволюции, восхождения человеческой души к горнему раю через семь планетарных сфер:
«Лестница с семью перекладинами является символом митраистской инициации. Фабер полагает, что эта лестница первоначально была пирамидой с семью уступами. Масонский символ лестницы с семью ступеньками имеет митраистское происхождение. Женщины никогда не допускались в митраистский Орден, но туда допускались мальчики задолго до наступления зрелости. Отказ допускать женщин в Масонский Орден может быть основан на эзотерических причинах, данных в секретных учениях митраистов».
Относительно отсутствия женщин в мистериях Митры и того, к чему это в конечном итоге привело, мы уже высказывались ранее, но то, что римские легионеры, не имевшие постоянного места жительства и семей, не допускали к таинствам женщин, в какой-то степени объяснимо. Члены же масонских лож наверняка руководствовались другими соображениями, не допуская женщин к участию в ритуалах. И их уже не может оправдывать необходимость поддержания строжайшей воинской дисциплины, которая была необходима римским легионерам в их военных походах.

abraxas11.jpg
Колесница Абраксаса похожа на колесницу Митры

Масонство взяло на вооружение не самые лучшие принципы организации митраистских братств, извратив их так же, как манихеи извратили суть учения Зороастра и культа Митры. То, что Мани использовал концепции митраистов, признают сами масоны. Чарльз Гекерторн пишет в «Тайных обществах всех веков и всех стран»: «Следы митраизма видны в умозрениях Мани, Религии любви и тайной истории Тамплиеров».
В этой же книге Гекерторн свидетельствует и о дальнейшем распространении этих идей:
«Секта Альбигойцев, отрасль Манихеизма, оплодотворила в свою очередь зародыш тамплиеров и розенкрейцеров, и все эти общества продолжали вести войну с духовным и гражданским притеснением».
Таким образом, можно утверждать, что призрак умершего митраизма еще долго бродил по Европе, наводя ужас на добропорядочных христиан, появляясь в разное время и разных местах под все новыми и новыми обликами.

Солнечная колесница Митры, изображенная на масонской грамоте

далее
главная